Вы здесь

Анализ финансовой отчетности. Ответы на экзаменационные вопросы. 3. Этапы и стандартные приемы (методы) финансового анализа (Е. Е. Лукин, 2009)

3. Этапы и стандартные приемы (методы) финансового анализа

Основная цель финансового анализа – получение максимального количества наиболее информативных параметров, дающих объективную картину финансового состояния организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Практикой финансового анализа выработаны основные правила (методики) анализа финансовых отчетов. Условно их можно разделить на четыре типа анализа:

1) горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

2) вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

3) трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем; т. о., тренд есть перспективный прогнозный анализ;

4) анализ финансовых коэффициентов – расчет относительных данных отчетности, выявление взаимосвязей показателей.

Кроме перечисленных методов, существует также сравнительный и факторный виды анализа.

Сравнительный (пространственный) анализ проводится при сравнении отдельных внутрихозяйственных показателей отчетности фирмы с показателями дочерних фирм, подразделений, цехов, а так-же при сопоставлении показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными, с соответствующими показателями прошлых периодов.

Факторный анализ позволяет оценить влияние отдельных факторов на результативный показатель как прямым методом дробления результативного показателя на составные части, так и обратным методом, когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Эти методы используются на всех этапах финансового анализа, который сопровождает формирование обобщающих показателей хозяйственной деятельности организации. В ходе формирования этих показателей делаются:

1) оценка технико-организационного уровня и других условий производства;

2) характеристика использования производственных ресурсов – основных средств, материальных ресурсов, труда и заработной платы;

3) анализ объема структуры и качества продукции;

4) оценка затрат и себестоимости продукции.

Таким образом, осуществляется оценка качества продукции и используемой техники, прогрессивности технологических процессов, технической и энергетической вооруженности труда, степени концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования, длительности производственного цикла и ритмичности производства, уровня организации производства и управления. Финансовые показатели характеризуют технические, организационные и природные условия производства, а также социальные условия жизни производственных коллективов, финансово-экономические условия. От всех перечисленных факторов зависит степень использования производственных ресурсов.

Сопоставление показателей объема продукции и величины авансированных основных и оборотных средств характеризует воспроизводство и оборачиваемость капитала, фондоотдачу основных производственных средств и оборачиваемость оборотных активов. Полученные показатели в свою очередь в совокупности определяют уровень рентабельности хозяйственной деятельности. Уровень общей рентабельности отражает не только прибыль от реализации продукции, но и другие финансовые результаты. От соотношения оборотных средств и источников их формирования зависят финансовое состояние и платежеспособность организации.