Вы здесь

Анализ конструкции и лётной эксплуатации функциональных систем самолёта «Суперджет-100». Управление самолетом (В. М. Корнеев)

Управление самолетом

Общие сведения

Управления самолетом обеспечивается системой электродистанционного управления (ЭДСУ) самолетом без механического соединения органов управления, расположенных в кабине экипажа, с аэродинамическими управляющими поверхностями.

Электронный блок управления самолетом FBWCS обрабатывает сигналы, поступающие от датчиков и от взаимодействующих систем самолета. Вырабатывает команды управления, в соответствии с которыми исполнительные электрогидроприводы устанавливают аэродинамические управляющие поверхности в заданное пилотами положение с целью выполнения полета по расчетной траектории, обеспечивая при этом:

– оптимальные характеристики устойчивости и управляемости самолета во всей допустимой области полета;

– автоматическое ограничение предельных режимов полета по углу атаки, скорости и перегрузке;

– автоматическую стабилизацию крена и тангажа достигнутых к моменту снятия усилий с боковой ручки управления в процессе ручного пилотирования.

К основному управлению самолетом относятся: РВ, РН, элероны, стабилизатор и спойлеры, работающие в элеронном режиме.

Вспомогательное управление самолетом (механизация крыла) включает в себя закрылки, предкрылки и спойлеры.

Органы управления в кабине экипажа:

– две боковые ручки управления самолетом (РУС) предназначены для управления самолетом по крену и тангажу;

– два пульта ножного управления, предназначенные для управления самолетом по рысканию посредством РН;

– ручка управления закрылками и предкрылками «FLAPS», функцией, которой является управление закрылками и предкрылками;

– ручка управления спойлерами «SPEED BRAKE», функцией, которой является управление симметричным отклонением спойлерами в полетном режиме, а при обжатых основных опорах шасси и тормозном режиме;

– пульт триммирования, предназначен для управления пилотами триммированием самолета по крену и рысканию, а в минимальном режиме и по тангажу.

FBWCS имеет три режима работы, переход с одного режима на другой происходит автоматически.

Основной режим «NORMAL MODE» реализуется при условии наличия всех необходимых данных от взаимодействующих систем самолета и исправной работе, хотя бы одного из трех блоков управления PFCU. Система FBWCS имеет три двухканальных блока управления PFCU, которые независимо друг от друга формируют сигналы режима «NORMAL MODE». Эти сигналы поступают в блоки управления приводов АСЕ, где из трех сигналов формируется один управляющий сигнал, который поступает на соответствующий привод. Управление самолетом осуществляется в ручном и автоматическом режиме.

На земле в режиме «NORMAL MODE» отключен режим автобалансировки по крену и тангажу, стабилизатор управляется вручную.

Переход в упрощенный режим происходит вследствие отказов, связанных с отсутствием одного или нескольких входящих сигналов (например: отказ датчиков обжатия шасси, отказ сигнала положения стабилизатора, закрылков, спойлеров и т.д.).


Примечание: отдельная сигнализация о переходе в упрощённый режим отсутствует.


Система FBWCS переходит в минимальный режим «DIRECT MODE» при потере сигналов от системы воздушных сигналов ADC или инерциальной системы IRS или отказе всех трех блоков управления PFCU.

В режиме «DIRECT MODE» обеспечивается приемлемый уровень характеристик устойчивости и управляемости самолета, достаточный для безопасного завершения полета. Ограничительные функции системы FBWCS и функции стабилизации текущего крена и тангажа не работают. Триммирование производится вручную. Управление самолетом осуществляется только в ручном режиме. При этом электрические сигналы, пропорциональные углам отклонения боковой РУС и педалей, поступают в соответствующие приводы рулевых поверхностей, минуя блоки управления PFCU.


Примечание: если система FBWCS перешла с режима «NORMAL MODE» в упрощенный режим или режим «DIRECT MODE», то обратный переход в режим «NORMAL MODE» работы в полете невозможен.


Левая и правая боковые РУС механически не связаны между собой, и в нейтральном положении удерживаются пружинным загружателем.

При включении автопилота обе РУС дополнительно загружаются соленоидами в нейтральном положении. При приложении усилий превышающих дополнительную загрузку к любой из ручек управления дополнительная загрузка снимается, а автопилот отключается.

На РУС размещены:

– кнопка управления приоритетом РУС и отключения автопилота;

– кнопочный переключатель для ведения радиосвязи.

При отклонении одной РУС, управляющий сигнал от этой РУС поступает в блоки управления приводами ACE.

При одновременном отклонении двух ручек управления, когда ни один из пилотов не взял приоритет РУС, управляющий сигнал, поступающий в блоки равен алгебраической сумме сигналов от обеих ручек управления. При этом суммарный сигнал ограничен максимальным значением сигнала от одной РУС.

Управление самолетом должно выполняться только одной РУС. При этом возможность управления от другой РУС сохраняется.

В режиме «NORMAL MODE», пилот может блокировать РУС другого пилота нажатием и удержанием кнопки «SS PRIOR/AP OFF»:

– Если кнопка «SS PRIOR/AP OFF» удерживается нажатой менее 40 секунд, то после освобождения кнопки, управление от другого пилота восстанавливается, а индикация приоритета снимается.

– Если кнопка «SS PRIOR/AP OFF» удерживается нажатой более 40 секунд, то РУС другого пилота блокируется, и при освобождении кнопки управление от нее автоматически не восстанавливается.

– Если нажатие и удержание кнопки «SS PRIOR/AP OFF» выполнено одновременно обоими пилотами, то определяющим является последнее нажатие.

Управление заблокированной РУС восстанавливается после кратковременного нажатия на кнопку «SS PRIOR/AP OFF», при этом на панелях индикации приоритета управления, размещенных на козырьке приборной доски, выдается индикация приоритета соответствующей РУС.

В режиме «DIRECT MODE», логика приоритета РУС упрощена. Приоритет сохраняется у той РУС, кнопка «SS PRIOR/AP OFF» которой была нажата последней, и до тех пор, пока эта кнопка остается нажатой


Примечание: Первое нажатие на кнопку «SS PRIOR/AP OFF» приводит к отключению автопилота, если автопилот был включен. Второе нажатие на кнопку приводит к отключению звуковой сигнализации об отключении автопилота. Третье нажатие на кнопку включает функцию приоритета ручного управления.


У пилота, РУС которого заблокирована, на панели индикации приоритета светится стрелка красного цвета. У пилота, РУС которого используется для управления самолетом, в случае, если РУС другого пилота находится не в нейтральном положении, на панели индикации приоритета светится надпись «CAPT» или «F/O» зеленого цвета.

Управление по углу тангажа

РВ и переставной стабилизатор обеспечивают управление самолета по тангажу и рысканию соответственно.

Максимальное отклонение РВ от +22° до —27°. Знак «+» соответствует отклонению РВ вниз.

Приводы РВ управляются сигналами, поступающими от блоков управления приводами АСЕ. Каждый привод РВ управляется своим блоком АСЕ.

Конец ознакомительного фрагмента.