Вы здесь

Анализ конструкции и летной эксплуатации самолета Як-42Д. Управление самолетом (В. М. Корнеев)

Управление самолетом

Общие сведения

Основное управление служит для управления самолетом по углу атаки, рыскания и крена.

Управление по углу атаки обеспечивается:

– рулем высоты;

– переставным стабилизатором.


Примечание: Стабилизатор практически дублирует функции руля высоты.


Управление по крену обеспечивается:

– элеронами;

– интерцепторами (спойлерами), работающими в элеронном режиме.

Управление по рысканию обеспечивается рулем направления.

Вспомогательное управление самолетом (или механизация крыла) состоит из закрылков, предкрылков и спойлеров (интерцепторов).

Управление элеронами и рулем высоты выполнено без гидроусилителей. В проводке управления рулем направления используется гидроусилитель БУ-270А. Снижение усилий на рычагах управления достигается осевой компенсацией рулевых поверхностей, применением сервокомпенсаторов на руле направления и элеронах, триммерами руля высоты и элеронов и перестановкой стабилизатора.

Крайние положения поверхностей управления определяются регулировкой соответствующих ограничителей или микровыключателей.

Стопорение поверхностей управления при стоянке на земле осуществляется ручкой стопорения рулей, расположенной на центральном пульте и сблокированной с рычагами останова двигателей (РОД), а стопорение сервокомпенсатора элеронов производится быстросъемными штырями, соединенными фалами со швартовочными приспособлениями.

Управление по углу атаки

Управление углом атаки (тангажа) самолетом обеспечивается рулем высоты и переставным стабилизатором.

Руль высоты (РВ) приводится в действие штурвальными колонками.

Штурвальные колонки связаны с рулем высоты жесткой проводкой. Руль высоты отклоняется на 21° вверх и 17° вниз.

Максимальные углы отклонения руля высоты ограничиваются регулируемыми ограничителями, установленными непосредственно на руле.

Управление РВ может производиться непосредственно пилотами и системой автоматического управления.

В связи с тем, что руль высоты имеет осевую аэродинамическую компенсацию, возможно уменьшение усилий на колонках при их движении вперед (от себя, на «ПИКИР») на некоторых режимах полета. Поэтому в системе установлен пружинный загружатель, который обеспечивает дополнительную загрузку колонки при ее перемещении «от себя» на 1/3 хода. Полное отклонение РВ на 17° вниз на земле сопровождается увеличением усилия на колонке до 53 кг.

На РВ установлен триммер, обеспечивающий уменьшение усилий в проводке управления от аэродинамического шарнирного момента при невозможности использования стабилизатора для продольной балансировки самолета.

Управление триммерами механическое, тросовое, производится штурвалами, установленными на центральном пульте. Штурвалы законтрены и опломбированы в нейтральном положении при сбалансированном положении триммеров руля высоты 2,5° вверх (при этом горит сигнальная лампа нейтрального положения триммеров, указатель положения триммеров находится на нулевой отметке). Для того, чтобы расконтрить штурвалы управления триммерами РВ, необходимо приложить усилие 5—10 кг.

При вращении штурвалов на 3 оборота от нейтрального положения триммеры руля высоты отклоняются соответственно вверх или вниз на 7,5° от балансировочного положения.

Индикатор положения триммера, расположен на приборной доске.

Зеленые лампы нейтрального положения триммера «НЕЙТР.» расположены на центральном пульте и включаются микровыключателем при нейтральном положении триммера.

Управление стабилизатором – электрогидромеханическое, может осуществляться в ручном и автоматическом режиме.

Перемещается стабилизатор с помощью механизма перестановки в диапазоне от +1°(пикирующий угол самолета) до -12°(кабрирующий угол самолета).

Вручную стабилизатор управляется кнопками на штурвалах и выключателем на центральном пульте, автоматическое управление осуществляется САУ-42.

Контроль положения стабилизатора осуществляется по индикатору приборной доски.

Механизм перестановки стабилизатора (МПС) работает от двух гидромоторов, которые вращают винт или гайку. Перед каждым гидромотором установлены колодочные тормозные устройства.


Примечание: Переставной стабилизатор практически дублирует функции руля высоты. Разница заключается в скоростях перемещения руля высоты и стабилизатора. Стабилизатор отклоняется гораздо медленнее руля высоты. Поэтому рекомендуется, если позволяет резерв времени, управлять самолетом с помощью стабилизатора, а руль высоты держать ближе к нейтрали, чтобы в экстренной ситуации ход руля в обе стороны был максимальным.


В основном режиме управления стабилизатор управляется от нажимных кнопок, установленных на внешних (для командира ВС – левая рукоятка, а для второго пилота – правая) рукоятках штурвалов. При нажатии на кнопки жидкость через регулятор расхода и гидрокран подается в систему в двух направлениях: через один кран к тормозу и через второй кран к гидромотору. Тормоз растормаживает винт, после чего гидромотор начинает вращать винт МПС. При отпускании кнопок гидромотор останавливается и винт затормаживается. Наземная проверка исправности системы осуществляется с помощью переключателя «КОНТРОЛЬ ТОРМОЗА СТАБИЛ.», расположенного на левом боковом пульте.

Перестановка стабилизатора – прерывистая (дискретная), что предотвращает самопроизвольный уход стабилизатора в крайние положения. Это обеспечивает блок дискретного управления, который закрывает гидрокраны управления МПС, останавливая стабилизатор в положениях +1, 0, -1, -2, -4, -6, -8, -10, -12°. Для дальнейшего передвижения стабилизатора необходимо отпустить и снова нажать выключатель управления стабилизатором.

При основном режиме управления скорость перекладки стабилизатора – 0,5°/с. Преимущество при этом у командира воздушного судна: при нажатии на кнопку командира ВС управление стабилизатором от кнопки 2 пилота отключается. При этом, если второй пилот не отпускает свою кнопку после окончания хода дискретности, командир воздушного судна может управлять стабилизатором только в пределах этого шага дискретности в обратную сторону.

В режиме основного управления стабилизатором гайка МПС заторможена.

В резервном режиме управление стабилизатором производится нажимным выключателем «СТАБИЛИЗАТОР. РЕЗЕРВН. УПРАВЛЕНИЕ», установленным на центральном пульте. Этот выключатель управляет гидрокранами аварийной гидравлической системы и закрыт опломбированной предохранительной крышкой, фиксирующей его в нейтральном положении.

При открывании крышки:

– включается НС46—3;

– закрывается гидрокран основного управления стабилизатором, привод гидромотора затормаживается;

– срабатывает гидрокран, подготавливающий подачу давления аварийной гидравлической системы в тормоз.

При нажимании на переключатель резервного управления стабилизатором давление аварийной гидравлической системы через соответствующие гидрокраны поступает на гидромотор, вращающий гайку МПС, и на растормаживание тормоза гайки.

Скорость переремещения стабилизатора в режиме резервного управления – 0,5°/с.

При закрывании крышки выключателя резервного управления гидрокран аварийной гидравлической системы включает тормоз гайки.

При отказе 3 авиадвигателей и неработающей вспомогательной силовой установки на время нажития выключателя включается НС-55, работающая от аккумуляторов. Скорость перемещения стабилизатора при этом составляет 0,2°/с.

Ускоренная перекладка стабилизатора осуществляется при одновременном вращении винта и гайки. Режим ускоренной перекладки включается переключателем «СТАБИЛИЗАТОР. ВКЛЮЧ. УСКОРЕН. ПЕРЕКЛАД.», расположенным на центральном пульте. Выключатель закрыт опломбированной предохранительной крышкой. Включение выключателя приводит к одновременному включению резервной и аварийной насосных станций. Гидрокран аварийной гидравлической системы готовится к растормаживанию гайки и управление гидрокранами гидравлических систем осуществляется от нажимных кнопок, находящихся на внутренних (правой для командира ВС и левой для второго пилота) рукоятках штурвалов.

Скорость перекладки стабилизатора в этом режиме составляет 1,2°/с. Преимущество в ускоренной перекладке стабилизатора имеет командир воздушного судна.

Фиксация стабилизатора в промежуточном положении обеспечивается самотормозящейся винтовой парой. В крайних положениях стабилизатора срабатывают микровыключатели, которые закрывают гидрокраны гидравлических систем.

При отказе микровыключателей крайних положений останов стабилизатора обеспечивается дублирующим блоком концевых выключателей. При этом на верхнем пульте на время полета загорается табло «ОТКАЗ БДУ ПИК.» или «ОТКАЗ БДУ КАБ.». Отключение табло возможно только на земле после окончания полета. Управление стабилизатором при этом сохраняется.

При отказе микровыключателей крайние положения стабилизатора ограничиваются механическими упорами.

Гидравлический регулятор расхода, установленный в линии гидропитания механизма перестановки стабилизатора, предназначен для автоматического поддержания заданного, постоянного расхода жидкости независимо от рабочего давления жидкости.

Признаками отказа управления стабилизатором (невозможность перекладки) являются:

– отсутствие уменьшения усилий на штурвальной колонке при попытках продольной балансировки самолета при неоднократном нажатии на кнопку основного управления стабилизатором;

– стрелка индикатора стабилизатора не перемещается.

При включенной САУ-42 дополнительно:

– мигает красное табло «УСИЛИЕ ОТКЛ. АП»;

– звенит звонок;

– индикатор руля высоты на ИН-3Б отклонен от нулевого положения.

Действия экипажа при этом отказе заключаются в следующем:

– для снятия усилий на штурвальной колонке используется триммер руля высоты;

– при работоспособном резервном управлении стабилизатором можно использовать его, вернув триммер руля высоты в нейтральное положение;

– в случае отказа основного и резервного управления стабилизатором для балансировки самолета по углу атаки используется триммер руля высоты.

В случае продолжения полета необходимо учитывать неработоспособность продольного канала САУ в автоматическом режиме при отказе основного управления стабилизатором.

Управление рулем направления

Руль направления (РН) управляется:

– педалями;

– штурвалом элеронов при его вращении на угол более 45°;

– приводом САУ-42.

Две пары педалей кинематически связаны с рулем направления и между собой жесткой проводкой.

Конец ознакомительного фрагмента.