Вы здесь

Анализ деятельности коммерческого банка. 1 Содержание и задачи анализа деятельности банка (Т. Н. Зверькова, 2011)

1 Содержание и задачи анализа деятельности банка

1.1 Основные направления анализа деятельности банка

В теории и практике не сложилось единого подхода к пониманию места и роли анализа деятельности банка в управлении. Анализ рассматривается и как самостоятельная функция управления и как составная часть управленческих функций в банке. При этом на практике его применение ограничено недостаточной степенью разработанности теории анализа банковской деятельности при сравнительно небольшом периоде существования самих банков, низким уровнем знаний у большинства топ-менеджеров банков в области экономического анализа, и отсутствием достаточного количества практических работ в открытой печати.

Данные причины носят как объективный, так и субъективный характер, однако в условиях усиливающейся конкуренции на рынке банковских услуг, сужения возможностей банков извлекать доход в условиях постоянного снижения уровня процентных ставок, вынуждает банки бороться за выживание путем мобилизации всех имеющихся у банков резервов, эффективным инструментом поиска которых и является анализ.

Мировой финансовый кризис показал, что банки, увлекшиеся ценными бумагами и рискованным кредитованием, не смогли адекватно оценить свои риски и грамотно использовать анализ в управлении.

В этих условиях важнейшей задачей развития банковского сектора становится:

‒ разработка единых подходов в методологии комплексного экономического анализа банковской деятельности;

‒ совершенствование методов комплексной оценки финансового состояния кредитных организаций в условиях постепенного перехода на принципы международной финансовой отчетности;

‒ развитие методологии и совершенствование организации финансового анализа, как направления комплексного экономического анализа.

Как справедливо отмечает Сандоян Э.М., в современных условиях, несмотря на разнообразие определений понятия "банк", в основе всех современных теоретических подходов лежит то, что банк является, прежде всего, финансовым посредником. Поэтому магистральным теоретическим направлением в данной области исследований выступает теория финансового посредничества. Финансовые системы во многих странах существенно изменились за последние тридцать лет. За этот период расширились традиционные финансовые рынки и возникли новые. Операционные затраты упали, а информация стала более дешевой и доступной. Однако эти изменения не привели к сокращению посредничества. Поскольку важность торговых посредников на рынке финансовых активов только растет, теория посредничества должна пересматриваться с учетом данных изменений [14].

В условиях финансового посредничества появление новых банковских продуктов увязывается с информационным фактором, тем самым подтверждая информационную теорию финансового посредничества. Поскольку новые технологии обработки и передачи информации приводят к появлению новых видов деятельности и продуктов, возрастает необходимость банков для ее сбора и использования для управления рисками. Выполнение банками своих классических операций приводит к накоплению огромного массива информации и позволяет дополнить свои традиционные функции новыми – информационной функцией и функцией создания новых финансовых продуктов. Причем создание банками новых финансовых продуктов стало возможным, прежде всего за счет накопления ими информации о потенциальных потребностях своих клиентов.

Экономический анализ направлен на оценку деятельности банка и проводится на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и показателей других банков. Результаты анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений.

В экономическом анализе деятельности банка можно выделить основные направления, увязав их с целями проведения в форме таблицы:


Таблица 1.1 Основные направления анализа деятельности банка


В условиях финансового посредничества, специфика деятельности банков, как посредников, связанная с производством услуг финансового характера, с посредничеством между экономическими агентами, с высокой степенью зависимости от клиентской базы, во многом определяет содержание экономического анализа в банковском бизнесе и его основные направления, разработкой которых активно занимаются отечественные ученые и практики. Один из подходов, разрабатываемый Шербаковой Г.Н. [17], приведен на рисунке 1.1.


Рисунок 1.1 Направления анализа деятельности коммерческого банка 1


Данный рисунок наглядно увязывает проведение экономического анализа в коммерческом банке с предшествующим ему анализом окружающей финансово-политической и экономической среды, как в стране, так и в регионе присутствия банка, а также анализом состояния банковского бизнеса в целом. В условиях глобализации важным становится учет процессов и тенденций мировой экономики.

Выстраивание приоритетов анализа банковской деятельности показывает, что экономический анализ деятельности самого банка основывается, на анализе окружающей финансово-политической и экономической среды и анализе состояния банковского бизнеса, которые становятся базовыми для последующих этапов проведения анализа. На рисунке 1.1 они представлены блоками 1, 2 и 3.

Оказанная правительством помощь предприятиям и банкам, в условиях кризиса, ещё раз подтвердила важность анализа деловой и финансово-политической среды, изучения и оценки уровня планируемых поступлений инвестиций в банковский сектор; оценке доступа банка к существующим инструментам рефинансирования; анализе индикаторов состояния денежно-кредитной сферы, в частности таких, как уровень номинальных и реальных процентных ставок, динамика валютных курсов, кривые доходности различных финансовых инструментов [12].

Рассмотрим блок 1. Проведение анализа окружающей финансовополитической и экономической среды включает:

‒ исследование и сегментацию рынка банковских продуктов и услуг, как в стране, так и конкретном регионе;

‒ разработку критериев оценки эффективности банковского бизнеса вообще и конкретного банка;

‒ выявление и оценку ниши анализируемого коммерческого банка на рынке банковских продуктов и услуг, его встроенность в рынок финансовых услуг;

‒ оценку конкурентной среды, выявление преимуществ банка, по качеству и стоимости услуг и др.

При проведении экономического анализа окружающей среды необходимо исходить из того, что сокращение доли традиционного посредничества (дезинтермедиация), а также финансовые инновации и связи переориентировали денежные потоки на рынки ценных бумаг, которые благодаря новым технологиям отныне также способны обеспечить быстрый доступ к ликвидности, прозрачность, безопасность в сочетании с высокой доходностью. Здесь действуют взаимные фонды, хедж-фонды, частные акционерные фонды, деятельность которых приносит выгоду благодаря повышению левериджа и изменению структуры капитала инвестируемых фирм. Для нефинансового бизнеса процесс реструктуризации обычно означает необходимость улучшения как денежных потоков и финансовой структуры, так и производственных процессов, продуктов и услуг. Деятельность хедж-фондов и акционерных инвестиционных фондов по обеспечению собственной ликвидности сочетается с кредитованием коммерческих банков и операциями на фондовых рынках, тем самым поддерживается симбиоз этих финансовых учреждений с ключевыми каналами финансового посредничества. Этому же способствуют и другие связи: ряд крупных хедж-фондов и инвестиционных фондов управляются инвестиционными и коммерческими банками и финансовыми конгломератами и одновременно оказывают консультационные и другие услуги в области инвестиционного бэнкинга [14].

Развивая данный подход, мы считаем справедливым мнение Шербаковой , что в странах с формирующейся рыночной экономикой, к числу которых относится и Россия, банковские системы играют ведущую роль в привлечении и размещении капиталов, и на их долю приходится подавляющая часть финансовых посреднических операций. В странах с развитой экономикой банковский сектор сегодня жестко конкурирует с фондовым рынком: фонды, страховые компании, другие финансовые организации, осуществляющие управление инвестициями, активно привлекают финансовые сбережения и предоставляют денежные средства компаниям и частным лицам [17].

В данных условиях анализ окружающей среды является серьезной причиной постоянного пересмотра банками своих стратегий, инвестировании значительных финансовых средств в новейшие технологии и создании на их базе новых инструментов, повышая качество услуг и снижая свои транзакционные издержки.

На наш взгляд проведение анализа, как неотъемлемой и составляющей части любых управленческих решений, становится главным фактором функционирования всей системы управления банком в целом. В схеме предложенной Шербаковой Г.Н., в последовательности шагов выработки и реализации управленческих решений лежит универсальный набор взаимосвязанных процедур (этапов) принятия управленческих решений (исследование и диагностика ситуации; выявление и структуризация проблем; разработка и обоснование альтернатив; принятие управленческого решения; управление реализацией решения; оценка результативности решения). Изучение этапов, показывает, что анализ, присутствуя на каждом этапе принятия управленческого решения, является не только одной из процедур (этапов) принятия решения, но и важнейшим условием принятия и оценки результативности принятого управленческого решения, т.к. без предварительного проведения анализа эффективности альтернативных вариантов решений и выбора на его основе наилучшего варианта невозможно осуществить этап «разработка и обоснование альтернатив» [17].

Таким образом, одной их главных задач анализа деятельности банка является обобщающая оценка общей экономической эффективности его деятельности (см. блок 4 на рисунке 1.1), которая включает в себя анализ финансовых результатов банка (см. блок 5 на рисунке 1.1) и его финансового состояния в целом (см. блок 6 на рисунке 1.1). В социальноэкономической системе, специализирующейся на функциональной деятельности, такой как банковская, результативность менеджмента определяется конечными результатами деятельности самой системы. Поэтому финансовый анализ в коммерческом банке позволяет дать оценку не только эффективности деятельности самого банка, но и экономической эффективности управления им, т.е. качества системы менеджмента [17].

В рамках рассматриваемой схемы проведения анализа деятельности банка, важно выделять блоки анализа финансовых результатов (см. блок 5 на рисунке 1.1) и анализа финансового состояния (см. блок 6 на рисунке 1.1) банка и сводный блок оценки эффективности деятельности банка (см. блок 7 на рисунке 1.1).

Оценка общей экономической эффективности в рамках блока 7 может включать следующие подходы:

Анализ ретроспективной, текущей и оперативной деятельности банка представляет собой экономический анализ, который базируется на данных бухгалтерского учета и отчетности, экономической и финансовой информации.

Анализ в стратегическом управлении, прогнозировании и финансовом моделировании, используется в процессе формирования и последующей оценки основных разделов бизнес-плана банка, которыми могут быть: план привлечения-размещения ресурсов; расчетный баланс усредненных капиталов (увязка структуры и объемов активных операций с доходами и расходами по ним с целью планирования прибыли), план распределения прибыли; экономические показатели деятельности банка; план ликвидности по декадам, месяцам, кварталам; план работы с персоналом банка; план развития филиальной сети и материальнотехнической базы банка; план развития программно-информационного обеспечения; прогноз уровня основной банковской деятельности и основных видов банковских продуктов; план финансового оздоровления (в случае необходимости) и другие разделы. Анализ используют также и до составления бизнес-плана: анализ экономической, демографической, конкурентной среды в регионе; анализ места банка на финансовом рынке региона [17].

Анализ и оценка альтернативных, инновационных направлений деятельности банка включает оценку инновационной деятельности банков, в состав которой могут ходить инновации продуктов, инновации процессов и организационные инновации. К банковским продуктовым инновациям относят технологические новшества в области создания инвестиционных, андерайтинговых, секьюритизационных, ипотечных, деривативных схем и др., предусматривающих нестандартные потоки денежных средств и использование комбинаций основных инструментов рынков капитала для защиты от процентного риска. В каждом из случаев использования инновационных направлений необходимо анализировать и выделять возможные предпосылки убытков и банкротства. Это и непрофессиональное ведение дела, и неоправданное стремление получить прибыль из сделок с высокой степенью риска, недоучет состояния рынка и новых тенденций на нем и т.д.

Анализ в организации и проведении маркетинговых исследований обычно показывает, что в банках незаслуженно мало внимания уделяется аналитическому обоснованию решений относительно маркетинговой деятельности кредитной организации. При анализе необходимо учитывать, что выходя на новые рынки банковских услуг, банки сталкиваются с проблемой отсутствия достаточного опыта, что выражается и в поверхностной маркетинговой политике, и в недостаточно проработанной продуктовой линейке. Зачастую кредитные продукты банков конкурируют не столько с продуктами других кредитных организаций, сколько с аналогичными кредитными продуктами того же банка, что негативно отражается на потенциальных клиентах.

С другой стороны, стремительно меняющиеся социальноэкономические условия существенно влияют на профиль спроса на банковские продукты со стороны населения, что не всегда встречает адекватную реакцию со стороны коммерческих банков.

В условиях кризиса эффективность деятельности кредитной организации в значительной степени зависит от эффективности рынков, на которых она работает, а также от решений в области маркетинга, а именно номенклатуры предлагаемых банковских продуктов и услуг, стратегии ценообразования, стимулирования, продвижения банковских продуктов на смежные финансовые рынки. Тщательное исследование окружающей рыночной среды обеспечивает банкам возможность определения наиболее эффективных направлений инвестиций в реальные активы, таким образом, все решения в области активных операций должны быть согласованы с долгосрочной рыночной стратегией банка. Кроме того, исследование маркетинговой среды позволяет предварительно оценить один из важнейших факторов стоимости банка – темп роста капитала, который зависит от темпа роста увеличения активов, оцениваемого и прогнозируемого в рамках маркетингового анализа.

Аналитическое обеспечение управления ресурсами, а именно основным и дополнительным капиталом, а также персоналом кредитной организации должно включать количественные и качественные характеристики, оценку эффективности их использования, анализ бизнеспроцессов кредитной организации и стоимости банковских продуктов.

Анализ в антикризисном управлении представляет собой комплекс подходов по оценке социально-экономических профилактических и оздоровительных процедур, направленных на повышение конкурентоспособности кредитной организации и предотвращение ее банкротства. В рамках данного анализа проводится диагностика финансового состояния кредитной организации с помощью маркетинговых исследований внешней среды и выявлении конкурентных преимуществ банка на основе прогнозирования перспектив дальнейшего развития бизнеса в целях разработки плана финансового оздоровления и принятии антикризисных решений, с последующими процедурами осуществления контроля их выполнения и т.д.

Анализ и оценка стоимости банковского бизнеса, в ходе которого используются как индивидуальные методы анализа и оценки, так и групповые, существующие в рамках того или иного принятого подхода (доходного, затратного или сравнительного).

В теории находит применение множество подходов оценки стоимости банковского бизнеса. Так Щербакова Г.Н, рамках доходного подхода выделяет: метод дисконтирования денежных потоков (чистого денежного потока или прибыли); метод капитализации (прибыли, чистого потока денежных средств, валового потока денежных средств), а также модели оценки опционов. Затратный подход к оценке стоимости бизнеса основан на определении затрат, необходимых для создания, восстановления, замещения, изменения или утилизации объекта оценки с учетом всех видов износа. Среди методов затратного подхода выделяют: метод оценки стоимости чистых активов, метод оценки ликвидационной стоимости, метод избыточной прибыли, так называемое правило «большого пальца», мультипликатор дискретного дохода и другие. В отличие от затратного подхода сравнительный (или рыночный) подход базируется не на учетной информации, а на информации, поступающей с рынков и постоянно меняющейся в результате текущих и предполагаемых действий продавцов и покупателей. К этой группе методов относят: метод оценки рынка капитала; метод сделок (транзакций) или сравнимых продаж; метод отраслевых коэффициентов (мультипликаторов). Последний метод представляет собой расчет показателей соотношения рыночной цены акционерного капитала компании (или рыночной цены ее акции) и соответствующих финансово-экономических показателей деятельности компании (валовой или чистой прибыли, денежных потоков, дивидендных выплат, выручки от продаж, оказания услуг и т.д.) и сравнение полученных мультипликаторов с показателями предприятий-аналогов.

Поморина М.А., выделяет факторы, влияющие на стоимость банка, которые разбивает на два класса: стратегические и операционные. К стратегическим факторам, она относит: адаптивность стратегии банка, позволяющая извлекать прибыль из возможностей среды и избегать потерь от угроз этой среды; способность банка к инновациям, обеспечивающим укрепление и расширение конкурентного преимущества за счет эффективного использования нематериальных активов; достижение синергии при формировании отношений с клиентами, предполагающей не только оптимизацию операционного дохода кредитной организации, но и удовлетворение всех запросов клиентов в получении качественных банковских услуг по цене, обеспечивающей также и рост стоимости их активов [13].

Операционные факторы определяются: эффективностью бизнеспроцессов, позволяющей извлекать прибыль в результате предоставления банковских услуг и проведения инвестиционных операций; согласованностью активов и пассивов банка по срокам выполнения требований и обязательств, валютам, стоимости ресурсов и доходности активов, то есть соответствием открытых рыночных позиций банка тенденциям изменения конъюнктуры финансового рынка; способностью банка ограничивать риски своей деятельности и управлять ими.

Таким образом анализ процесса формирования стоимости банка должен учитывать влияние на нее таких факторов, как объемы продаж, индикаторы финансовых рынков, доходность финансовых инструментов, тарифы банка, нормативы затрат, определяющих себестоимость банковских продуктов, характеристики рисков проводимых операций.

Кроме перечисленных выше подходов существуют и другие: метод оценки стоимости по величине экономической прибыли, метод экспресс-оценки, метод корректировки стоимости бизнеса посредством определения премий и скидок и т.п.

В банках, обычно, оценка банковского бизнеса сводится, в конечном счете, к бухгалтерскому способу (методу оценки стоимости чистых активов) и экономическому способу (методу дисконтирования денежных потоков). При этом стоимость бизнеса, по сути, определяется показателем стоимости банковского капитала, поскольку капитал – это практически то единственное, чем реально располагают владельцы банка, и то, что характеризует его рыночную стоимость.

Обычно блок анализа (см. блок 7 на рисунке 1.1) очень тесно связан с проведением анализа в финансовом управлении (см. блок 8 на рисунке 1.1), включающего в себя:

‒ управление активами, для достижения доходности при соблюдении необходимого уровня ликвидности и допустимого уровня рисков;

‒ управление пассивами, в части анализа средств, не приносящих доходов и изучения основных направлений поиска необходимых кредитных ресурсов для выполнения обязательств перед клиентами и для развития активных операций, и выявлении возможных способов привлечения ресурсов;

‒ управление капиталом банка, в ходе анализа, которого изучается его структура и достаточность (абсолютная и относительная). Качество и уровень данных показателей характеризуют одновременно и эффективность управления капиталом банка;

‒ управление рисками на практике носит оперативный характер и в основном касается санкционирования текущих операций. Оценка совокупного риска не должна проводиться формально и является основой определения принципиальных стратегических ограничений, которые должны учитываться при выборе стратегических альтернатив. Анализ должен выявить процедуры, когда структурные лимиты устанавливаются на основе экспертных заключений, а не на основе анализа распределения совокупных рисков.

‒ Анализ в управлении налогами обычно заключается в минимизации величины налогов и максимизации показателя прибыли, позволяющих в итоге повысить чистый доход банка, а значит, и уровень достаточности его капитала. Налоговое управление, в итоге становится одним из основных факторов максимизации курса акций кредитной организации (показателя ее рыночной стоимости).

Таким образом, необходимость анализа банковской деятельности определяется тем, что он:

‒ выступает эффективным инструментом управления, поскольку позволяет иметь объективную информацию для принятия решений;

‒ является точным инструментом, так как позволяет определить показатели деятельности на основе ежедневной и ежемесячной информации по привлечению и размещению ресурсов;

‒ позволяет проводить ежедневное отслеживание динамики показателей по всем направлениям деятельности банка.

Применение вышеописанных подходов носит схематичный характер и позволяет определить круг управленческих задач, решаемых с помощью экономического анализа в коммерческом банке.

1.2 Информационное обеспечение анализа деятельности коммерческого банка

Проведение анализа деятельности банка требует наличия объекта исследования – определенной информации, которая должна отличаться оперативностью, глубиной, диагностирующими и прогнозирующими возможностями, а также позволять владеть полным комплексом обобщенных показателей всего банка и его подразделений.

В отечественной теории и практике сложилось несколько подходов к информации, которая необходима для анализа.

Так, М.А.Поморина для проведения анализа, предлагает разбивать информацию на несколько больших независимых сегментов [13].

1) Внешняя первичная информация, в том числе:

– внешняя макроэкономическая информация;

– внешняя информация, характеризующая состояние финансовых рынков и банковского сектора;

– внешняя информация, характеризующая конкурентную группу банка.

2) Управленческие отчеты, формируемые на основе внешней информации:

– ежедневные и еженедельные отчеты;

– ежемесячные и ежеквартальные отчеты;

– годовые отчеты и стратегические обзоры.

3) Внутренняя первичная информация, в том числе:

– внутренняя информация о клиентах и контрагентах банка, их кредитной истории и их финансовом состоянии;

– внутренняя информация об основных операциях банка;

– внутренняя информация о хозяйственной деятельности банка;

– внутренняя информация о проектах развития банка.

4) Управленческие отчеты, формируемые на основе внутренней и внешней информации:

– форматы расширенного бюджета (план, факт, прогноз);

– отчеты по конкурентной группе и рыночной позиции банка;

– прочие отчеты.

Данный подход, на наш взгляд позволяет не только использовать первичную информацию, но и управленческие отчеты, созданные в процессе первичной обработки информации, которые в свою очередь сами становятся источниками информации для дальнейшего исследования.

Более определенный перечень информации содержит Методика Банка России по анализу финансового состояния банка от 4 сентября 2000 г. [10], которая базируется на данных следующих форм отчетности:

‒ оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (форма 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации");

‒ отчет о прибылях и убытках кредитной организации (форма 0409102 "Отчет о прибылях и убытках кредитной организации");

‒ расшифровки отдельных показателей деятельности кредитной организации (форма 0409110 "Расшифровки отдельных показателей деятельности кредитной организации");

‒ информация о качестве активов кредитной организации (форма 0409115 "Информация о качестве активов кредитной организации");

‒ сведения о ценных бумагах, приобретенных кредитной организацией (форма 0409116 "Сведения о ценных бумагах, приобретенных кредитной организацией");

‒ данные о крупных ссудах (форма 0409117 "Данные о крупных ссудах");

‒ данные о концентрации кредитного риска (форма 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска");

‒ сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения (форма 0409125 "Сведения об активах и пассивах по срокам востребования и погашения");

‒ расчет собственных средств (капитала) (форма 0409134 "Расчет собственных средств (капитала)");

‒ информация об обязательных нормативах (форма 0409135 "Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации");


Рисунок 1.2 – Принципы по обеспечению достоверности информации


‒ сведения о размещенных и привлеченных средствах (форма 0409302 "Сведения о размещенных и привлеченных средствах");

‒ сведения о межбанковских кредитах и депозитах (форма 0409501 "Сведения о межбанковских кредитах и депозитах");

‒ сведения об открытых корреспондентских счетах и остатках средств на них (форма 0409603 "Сведения об открытых корреспондентских счетах и остатках средств на них");

‒ отчет об открытых валютных позициях (форма 0409634 "Отчет об открытых валютных позициях").

Данные источники, являются основой информационноаналитической и отчетно-статистической информации и содержат систему финансовой отчетности, которая представляет собой отчетность коммерческого банка, используемую для ознакомления и анализа его деятельности Банком России, руководителями коммерческого банка, другими заинтересованными юридическими и физическими лицами, а также в дальнейшем для открытой публикации (см. Приложение А).

Основные подходы к обеспечению достоверности информации можно представить в виде схемы на рисунке 1.2.

При использовании результатов анализа необходимо исходить из предпосылки, что не существует одного абсолютно верного решения о том, какая информация должна содержаться в отчетах по оценке деятельности – каждый банк самостоятельно разрабатывает формы отчетов, которые бы наилучшим образом отражали взаимосвязи в банке и были понятны для менеджеров различных уровней.

Однако существуют определенные информационные блоки, которые, так или иначе, являются актуальными для любого банка: бюджетирование и отчетность перед правлением и акционерами банка; распределение издержек; рентабельность банка, продуктов и услуг; анализ отдельных счетов; сравнительная рентабельность операций; моделирование продуктов и услуг; интегрированные управленческие и информационные системы; аналитические управленческие информационные системы; системы стратегического управления. Набор данных блоков зависит от уровня развития кредитной организации, уровня технологического развития, механизма принятия решений, потребности в информации для реализации банковской деятельности.

Одним из условий подготовки полной и качественной информации является отбор универсальной группы источников информации и показателей, коэффициентов оценки деятельности банка в условиях наличия большого количества филиалов (внутренних структурных подразделений), удовлетворяющих перечисленным допущениям и одинаково применимых к объектам регионального банковского рынка:

Во-первых, филиалы кредитных организаций не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утвержденных создавшими их банками. О методах оценки деятельности и финансово-экономического состояния филиалов кредитных организаций не говорится ни в одном официальном документе (подходы к анализу финансовой деятельности банков закреплены нормативными актами Банка России только для самостоятельных юридических лиц) [10]. В принципе, такая ситуация вполне логична – филиалы действуют в рамках той политики (бизнес-плана), которую им дает головная организация банка. Филиалы могут быть плановоубыточными либо работать только на одном сегменте рынка банковских услуг, например депозитном, привлекая средства в регионе места своего расположения и передавая их в другие структурные подразделения [9].

Во-вторых, при анализе деятельности филиалов, под финансовыми показателями деятельности приходится понимать достигнутые ими показатели, характеризующие состояние размещаемых ресурсов и их источники, а также результаты деятельности с допущением, что головная организация банка не вносит существенные коррективы в виде передачи активов и финансового результата на баланс головного банка. Так, если учетной политикой кредитной организации предусмотрено, что филиалы ведут учет только доходов и расходов от проведения операций, то доходы и расходы передаются на баланс головной кредитной организации с периодичностью, определенной учетной политикой, но не реже одного раза в квартал, в этом случае отчет о прибылях и убытках филиалом не составляется, а финансовый результат в балансе кредитной организации показывается свернуто.

В-третьих, обычно “внешний анализ” имеет несколько искаженный конечный результат, так как не все филиалы инорегиональных банков составляют отчетность формы 0409102 "Отчет о прибылях и убытках". Таким образом, анализ финансовых возможностей и экономической эффективности объектов исследования возможно проводить только по данным отчетности формы 0409101.

В-четвертых, предметом анализа должен выступать финансовый результат, но в последние годы финансовый результат филиалов по итогам года передается на баланс головной организации банка, а фонды формируются в соответствии с требованиями федеральных законов и нормативных актов Банка.

Таким образом, объектом анализа деятельности филиала становятся объемы привлеченных и размещенных средств, величина ликвидных активов, имущества, средств, привлеченных на условиях "до востребования", размер просроченной ссудной задолженности и созданных резервов и другие показатели.

Как показывает практика, не существует жестких правил или каких-либо рамок для определения состава информации и её источников. При определении структуры информации, её объёма обычно руководствуются потребностями акционеров, руководства и структурных подразделений в результатах анализа.

1.3 Задания для самостоятельной работы

1) Перечислите основные направления экономического анализа в коммерческом банке.

2) Охарактеризуйте содержание анализа деловой финансово – политической среды банка.

3) Какие этапы лежат в основе выработки и реализации управленческих решений?

4) Для каких целей используется анализ в финансовом прогнозировании и финансовом моделировании?

5) Что представляет собой анализ в антикризисном управлении банка?

6) Охарактеризуйте определение стоимости банковского бизнеса.

7) Что представляет собой информационное поле анализа деятельности банка?

8) Охарактеризуйте информационное обеспечение анализа деятельности банка.