Глава 1
Северная Венеция
Сравнивая Амстердам и Венецию, американский писатель Генри Джеймс писал: «В обоих случаях – море и небо, а между ними – архитектура, но с одной стороны – совершенная поэзия, с другой – совершенная проза». Проза – это Амстердам. Северной Венецией город прозвали из-за множества каналов.
Во всем мире Амстердам справедливо называют городом, построенным на сваях, хотя сами жители города говорят, что их столица «построена на костях сельди». Видимо, до сих пор памятны те времена, когда сельдь являлась одной из главных статей городского дохода. Благодаря атлантической сельди город на реке Амстель стал портовым, с населением в несколько миллионов.
В древности Амстердам был с обеих сторон ограничен укрепленными каналами, составившими первое звено в концентрической системе водных путей сообщения, которые вырастали вокруг расширявшегося города наподобие годичных колец дерева.
Второе кольцо каналов появилось в XV в. Оно защищало территорию, сложившуюся за первыми городскими стенами. В результате границы города значительно расширились. В то время каналы больше напоминали рвы. Новые каналы, проложенные от Сингла на западе до Кловенирсбёрхвала на востоке, образовали вытянутое полукольцо вокруг города, вдоль защитных стен и ворот.
Старинный мост через канал
Некоторые сооружения сохранились до настоящего времени. В первую очередь это крепостная башня Схрайерторен и ворота Синт-Антониспорт, перестроенные в 1617 г. в Палату мер и весов, что объясняет нынешнее название сооружения – Ваах – «весы». Кроме этого, сохранился фрагмент старых ворот Монкспорт, позднее включенный в основание башни XVII столетия Мунтторен, где некоторое время размещался Нидерландский монетный двор.
За несколько столетий через бесчисленные каналы (грахты), ручьи и протоки Амстердама неизвестные ныне строители перебросили более 1200 мостов. Из них свыше 400 расположены в историческом центре города. Здесь на 70 искусственных островах находится центр, сердце столицы Нидерландов.
Главным каналом считается Сингл, затем по значимости различают построенные купцами в XVII в. три канала: Хейренграхт, Кайзерсграхт, который был проложен в честь императора Максимилиана I, и самый молодой – Принсенграхт, получивший свое название в честь принца Виллема Оранского.
Три этих канала называли гирляндой. Они считались главными в Амстердаме и предназначались для строительства на их набережных домов самых влиятельных и богатых горожан – биржевых дельцов, чиновников и удачливых торговцев.
Особняк на Кайзерсграхт
Одним из самых красивых особняков на Кайзерсграхт по праву считается дом Торы Ван Лон-Эдигиус, фрейлины королевы Вильгельмины. Она была последней хозяйкой особняка и завещала его амстердамскому муниципалитету.
Первым владельцем здания был ученик великого Рембрандта Фердинанд Бол. Время его постройки – 1672 г. Фасад здания украшают скульптурные изображения Афины и Марса. С 1973 г. здесь находится один из самых интересных музеев Амстердама.
Интерьеры особняка Ван Лон украшают изделия из прекрасного китайского и японского фарфора, старинные восточные ткани и ковры, изготовленные в XVIII в. специально для этого особняка на французских мануфактурах. В залах музея можно увидеть замечательную галерею семейных портретов. Перед домом разбит чудесный сад с розарием, в который гармонично вписался классический павильон Храм Аполлона.
Музей Ван Лон
Радиальные каналы и улочки заселяли люди попроще – мелкие бюргеры, лавочники и ремесленники. За Принсенграхт в первой половине XVII в. за очень короткое время был построен район Йордан, где поселились портовые рабочие, эмигранты и городская беднота. Затем выкопали Ляйнбансграхт – самый длинный обводной канал, который обозначил городскую границу. Благодаря осуществлению этого проекта площадь столицы была увеличена более чем в 3 раза и оставалась такой на протяжении следующих 200 лет.
Амстердамские каналы живут своей, особой жизнью. Например, знаменитый цветочный рынок Бломенмаркт (Bloemenmarkt) следует искать именно на канале: он находится на баржах, пришвартованных на Сингле. На каналах расположены самые интересные антикварные и букинистические лавки, а также крупнейший в Европе блошиный рынок.
В Амстердаме еще сохранились магазины, где через витринное стекло можно увидеть, как хозяйка варит мыло. Или вдруг наткнуться на лавку, где продаются одни лишь зубные щетки. Неожиданно для себя можно найти маленький закуток, заваленный всевозможными поваренными книгами.
Сеть амстердамских каналов
Прогуливаясь вдоль амстердамских каналов, многочисленные туристы видят жизнь именно такой, какой ее видели и запечатлели на своих картинах малые голландцы: простой, уютной, полной небольших очаровательных деталей.
Все-таки трудно согласиться с Генри Джеймсом. Амстердам обладает романтическим очарованием старинного города на воде, и, наверное, именно поэтому его называют Северной Венецией, хотя, в отличие от настоящей Венеции, столица Нидерландов лишена сказочной роскоши и помпезности, нет в ней и величественных монументальных зданий.
История и легенды об Амстердаме
Сейчас очень любопытно рассматривать старые карты Амстердама: сразу становится понятным, как расширялся этот город, гуще становилась сеть пересекающих его каналов. В настоящее время число каналов достигло 160 и через них переброшено 1260 мостов. Под защитой государства находятся 6850 зданий и сооружений Амстердама, так как они являются частью истории города и страны.
Интересна легенда о возникновении Амстердама. Это фантастическая история о спасении двух рыбаков, чей баркас во время сильного шторма перевернулся и затонул. Морские волны выбросили их на пустынный берег вблизи устья реки Амстель. Рыбаки сочли свое чудесное спасение волей Божественного провидения. Место им очень понравилось, они перевезли сюда свои семьи и стали, таким образом, основателями небольшой рыбацкой деревушки. Для защиты своих домов от разливов жители деревни возвели дамбу. Отсюда и название Амстердама, что в переводе означает «дамба на Амстели».
Река Амстель
Маленькая рыбацкая деревушка сначала располагалась на защитных дамбах, возведенных вдоль обоих берегов реки Амстель в ее нижнем течении. Первую дамбу построили на восточном берегу, поэтому во многих старых названиях в восточной части современного города присутствуют слова «ауде» («старый») или «ауде-зейдс» («старая сторона»). Несколько позже была сооружена западная дамба, и до сих пор улица, появившаяся позже на ее месте, известна как Ньивендейк (Новая дамба).
Амстельские владетели до 1204 г. жили в Удерекерке, в 7 км от нынешнего города. В начале XIII в. на месте современного Амстердама они построили крепость.
В 1270 г., после того как была возведена плотина через реку Амстель, образовалось место для небольшой площади, получившая название Дам. Саму деревушку немного позже назвали Амстелледамме, что в переводе и означает «плотина на реке Амстель».
Первое письменное упоминание этого места найдено в акте 1275 г., составленном голландским графом Флорисом V, согласно которому он освободил Амстердам от налогов. В 1296 г. в результате участия Гисбрехта IV Амстельского в убийстве графа Флориса Амстердам вместе со всеми амстельскими владениями перешел во владение графов Голландских, и уже в 1300 или 1301 г. получил городские права. Такой переход из-под помещичьей власти под верховную власть графа явился причиной быстрого развития Амстердама. Когда же он сделался свободным от владычества Испании, то стал первым торговым городом Нидерландских Соединенных Штатов.
Оккупация страны испанцами оказалась весьма благоприятной для ее экономического развития. Король Испании Карл V из династии Габсбургов сумел объединить раздробленные нидерландские графства. Среди населения прокатилась волна столкновений на религиозной почве.
Когда же на испанский престол вступил преемник Карла Филипп II, считавшийся фанатичным католиком, волнения голландцев приняли широкий размах и в 1566 г. вылились в грандиозное восстание против испанского наместника. Восстание было жестоко подавлено герцогом Альбой. За время его правления было казнено 18 тыс. местных жителей. Кроме того, Альба под страхом смерти запретил голландским купцам ездить за индийскими товарами в Лиссабон.
Голландские мореплаватели были вынуждены сами осваивать путь в Индию через океан. Амстердам постепенно стал превращаться в центр торговли индийскими товарами. Его позиции значительно укрепились в 1585 г. Тогда же Антверпен в очередной раз отошел к Италии. Протестанты, среди которых было немало ремесленников и торговцев, бежали в Амстердам от преследования католической церкви. Это в большой степени способствовало процветанию Амстердама. Все торговые связи Антверпена в то время перешли к Амстердаму и самые значительные морские путешествия начинались именно в Амстердаме. Путешествия знаменитых голландских моряков стали одной из самых увлекательных и романтичных страниц в истории страны.
В 1587 г. из Голландии с тайной миссией был отправлен в португальские владения известный мореплаватель Ян Хейген Линсхотен. В течение долгих пяти лет он собирал информацию об опорных населенных пунктах Португалии на территории Африки и Юго-Восточной Азии, исследовал возможности плавания и торговли в Индийском океане. Кроме того, этот военный моряк и предприимчивый торговец собрал сведения о Южном морском пути, чтобы голландские мореплаватели могли с легкостью попасть из Нидерландов в Индию.
Мореплаватель понял, что португальцы хозяйничали лишь на узкой прибрежной полосе островов и материков. Португалия занимала господствующее место на мировом рынке, что давало ей негласное право обирать местные племена и грабить корабли восточных купцов.
Линсхотен сумел убедить городские власти в том, что амстердамцам не составит труда вытеснить португальцев с захваченных территорий. Голландцы без промедления приступили к комплектованию команд и подготовке кораблей для выполнения такой важной задачи.
Шел уже 1592 г. Тогда после удачного первого торгового плавания в город вернулся капитан Корнелис Хаутман. Его корабль был доверху заполнен высококачественными пряностями: мускатным орехом, перцем и кокосами.
Через год из амстердамского порта вышла целая флотилия из 20 кораблей под началом бравого адмирала Якоба Корнелиса ван Нека. Моряки захватили остров Маврикий, а следом и остров Банда. Трюмы всех кораблей были загружены бесценным грузом, состоявшим из первоклассных пряностей.
После возвращения адмирала из Амстердамского порта в Азию отправилось уже 15 таких флотилий. С этого времени португальский морской путь окончательно превратился в голландский. В этот же период моряк из Амстердама Виллем Баренц совершил три экспедиции на север, в результате которых были совершены многие географические открытия.
Три экспедиции Виллема Баренца
Виллем Барентсзон (сын Барента) родился около 1550 г. Он был коренным амстердамцем и, судя по тому, что фамилии у него не было, – простого происхождения. Он прославился под обычным для голландцев отчеством – Баренц. Это все, что известно об этом человеке до начала его знаменитых экспедиций.
В свое первое морское путешествие Баренц отправился в начале лета 1594 г. на трех кораблях и яхте. Одним кораблем командовал он сам, другим – Корнелис Корнелизон Най, третьим – Брант Исбрантзон Тетгалес. Торговым комиссаром на третьем корабле был тот самый Ян Хейген Линсхотен.
Часть карты Баренца
Корабли направились на север и вскоре разделились. Най и Тетгалес достигли западного берега полуострова Ямал. Они приняли морской залив за устье реки Обь и решили, что находятся недалеко от мыса Табин. Им показалось, что пройдено уже достаточно (хотя это было немногим больше 300 км) и пора возвращаться назад.
Корабль Баренца в это время плыл вдоль берега Новой Земли. Он открыл остров Адмиралтейства и пролив, отделяющий его от Новой Земли. С 13 июля путешествию стали мешать громадные массы льда, и продвижение корабля на север замедлилось. Две недели корабль с трудом лавировал среди льдов.
Баренц открыл северный мыс Новой Земли и назвал его Ледяным (мыс Карлсена). А возле мыса мореплаватели обнаружили несколько маленьких островов, которые получили название Оранских. В сентябре все три корабля вернулись на родину.
Вторая экспедиция Баренца началась в августе 1595 г. и состояла из шести кораблей и быстроходного вестового судна. Корабли были нагружены всевозможными товарами. Командовал флотилией Най, а Баренц был главным штурманом экспедиции. Торговым комиссаром снова стал Линсхотен.
Пройти через ледяные поля в Карское море экспедиции удалось лишь в начале сентября. Между Наем и Баренцем начались столкновения. Причиной послужила постоянная нерешительность Ная и Тетгалеса, останавливавшихся перед каждым препятствием.
Однажды, во время высадки команды на небольшой островок, двух матросов растерзал белый медведь, Най на офицерском совете предложил повернуть домой. Протокол подписали все, кроме Баренца. Корабли вернулись в Амстердам. Так бесславно закончилась вторая экспедиция.
Третье плавание Виллема Баренца
Вскоре правительство Нидерландов назначило высокую премию тому, кто откроет Северо-Восточный проход. Амстердамский сенат выделил средства для снаряжения двух кораблей, командирами которых были назначены Яков Гемскерк и Ян Рейп. Баренца хотели обойти, но Гемскерк предложил ему пойти штурманом на его корабле. Баренц согласился.
Третья экспедиция вышла в путь весной 1596 г. Вопреки мнению Баренца Рейп принял решение пойти на север, чтобы выйти в «Полярное море», которое, как он думал, совершенно свободно ото льдов.
Неожиданно путешественникам открылся остров, возле которого удачным выстрелом один из моряков убил медведя. Остров голландцы назвали Медвежьим и, пробыв там четыре дня, двинулись дальше, к Груманту (Шпицберген).
Взяв курс на северо-запад, мореплаватели вскоре увидели землю, которую вначале приняли за Гренландию, а на самом деле это был западный берег Шпицбергена. Рейп записал в корабельном журнале: «Мы дали этой земле название Spitzbergen, потому что там много заостренных вершин. Хотя эта страна расположена под 80° широты и еще севернее, она изобилует зеленью и травой и вскармливает травоядных животных…».
Из-за непроходимых льдов корабли повернули на юг и снова подошли к Медвежьему острову. Рейп предложил искать проход к северу от Шпицбергена, а затем повернуть на восток. Баренц настаивал на том, что надо идти сразу на восток от Шпицбергена.
Корабли разделились, так как Баренца поддержал капитан Гемскерк. Их корабль пошел сразу на восток и 17 июля 1596 г. подошел к Новой Земле, а потом резко повернул на север. Но, остановившись на северо-восточной оконечности Новой Земли, мореплаватели решили остаться здесь на зимовку. Это была самая первая зимовка западноевропейцев в Арктике.
Корабль Баренца во льдах. С гравюры конца XVI в.
Кораблю грозила опасность быть раздавленному льдами, поэтому моряки сняли с него все необходимые вещи, оружие, продукты, снасти и паруса. Из плавника они построили избушку с очагом и дымовым отверстием, обшив ее снятыми с корабля досками.
Зимовка для голландцев оказалась очень тяжелой. Почти все они страдали цингой, но из 17 моряков не дождались весны только двое. Отремонтировать корабль, побывавший в ледяных тисках, не представлялось возможным. Голландцы подготовили к плаванию две шлюпки, приладив к ним паруса.
В середине июня они отправились в опасное плавание. Баренц и еще один матрос были тяжело больны, в шлюпку их перенесли на руках. По бурному морю зимовщикам только на шестой день удалось обогнуть Ледяной мыс.
Когда больной матрос умер, Баренц сказал, что ему тоже осталось недолго жить. Он долго рассматривал карту, потом попросил воды и умер. Это произошло 20 июня 1597 г. Один из участников экспедиции писал: «Смерть Виллема Баренца причинила нам немалое горе, ибо он был нашим главным руководителем и незаменимым штурманом». Тело его было опущено в море, которое с середины XIX в. носит имя прославленного мореплавателя.
В конце июля путешественники достигли южного берега Новой Земли и встретили там русских мореходов, которые поделились с зимовщиками продуктами и теплой одеждой. 25 августа 1597 г. голландцы после тяжелейшего плавания прибыли к острову Кильдин, где в это время стояли нидерландские корабли, а капитаном одного из них был Ян Рейп.
На корабле Рейпа зимовщики вернулись в Амстердам. Из 17 моряков в живых осталось 12. В первой четверти XVII в. из Голландии отправлялось еще несколько кораблей на поиски Северо-Восточного прохода, но ни один корабль не прошел дальше Карских ворот. Со второй четверти XVII в. голландцы прекратили его поиски.
Главным результатом третьей экспедиции стало открытие торгового пути из Голландии в Россию. Исследования Виллема Баренца имеют огромное значение в истории Арктики. Его метеорологические наблюдения используются в арктической метеорологии по сей день.
На Новой Земле в 2005 г. великому голландскому мореплавателю был установлен памятник. Автором монументальной композиции стал голландский скульптор Пьер Хендрик Симон. Памятник выполнен в виде паруса, что напоминает о вынужденной зимовке третьей экспедиции Виллема Баренца в 1596–1597 гг. на Новой Земле.
Монумент является даром Hидерландов России. Он стал символом союза между Востоком и Западом, связующим звеном между прошлым и настоящим, так как посвящен памяти голландца, умершего во время экспедиции в русскую Арктику.
Архитектура Амстердама до XVII в.
Нидерландское зодчество Раннего Возрождения развивалось в готических формах. Это было обусловлено двумя факторами: отсутствием античных традиций и бургундским господством, способствовавшим проникновению в голландскую культуру религиозно-рыцарских элементов.
В архитектуре Амстердама преобладало светское направление, типы построек практически не изменялись. Лишь в XVI в., когда Нидерланды вошли в огромную империю Габсбургов, были установлены тесные художественные связи со многими европейскими странами. Несмотря на это, направления позднеготической архитектуры главенствовали при возведении любых сооружений.
Шпиль Южной церкви (Зюдекерк), возведенной в 1603 г.
В Амстердам стали приглашать известных итальянских архитекторов для строительства дворцовых построек и особняков для знати. Но классический стиль стал широко применяться в архитектурной практике только к середине XVI в. Готические традиции еще долго сохранялись в церковном строительстве. Облик Амстердама в XV–XVI вв. еще практически не отличался от средневековых городов. По-прежнему большинство городских построек группировалось внутри городских стен, а в силуэте города главную роль играли башни соборов и ратуш.
Старинные особняки на берегу Амстели
Главной площадью города оставалась Торговая площадь, где, как правило, размещалась ратуша, конторы различных торговых гильдий и цеховые дома. В основной застройке городских улиц преобладали узкие дома с треугольными фронтонами, продолжала разрастаться сеть городских каналов.
Трудно говорить о сложившихся архитектурных ансамблях Амстердама, так как архитектурные формы различных сооружений порой не соответствовали друг другу. Но все же пространственный размах площадей, декоративная отделка каждого здания придавали им немалую привлекательность.
В церковном строительстве голландская архитектура до XVII в. не оставила крупных памятников. Особый тип общественного здания в Амстердаме представляли дома, принадлежавшие гильдиям, и цеховые здания (Дом цеха рыбаков). Они служили бюргерам для собраний и празднеств. Обычно это были сооружения в 5 этажей с узкими фасадами и высокой кровлей.
Важно отметить и такие постройки, как торговые ряды, здания городских весов, дома-склады, отличающиеся определенной скупостью и лаконизмом архитектурных форм.
Питер Янс Санредам. Старая ратуша в Амстердаме. 1657
К сожалению, образцов жилых домов, построенных до конца XVI в., осталось в Голландии очень мало, уцелели буквально единицы. Особенностью жилых домов уже тогда были большие окна с частыми переплетами.
К середине столетия классический стиль уже активно проявлялся в монументальном строительстве. Самым известным голландским зодчим того времени был Корнелис Флорис. Ему удалось на основе нового стиля развить образные идеи монументальных построек, возведенных в прошлые века.
Влияние Флориса распространилось на архитектуру всей страны, но народные волнения и война с Испанией надолго приостановили строительство крупных сооружений.
Амстердам в XVII–XIX вв
Морская торговля приобретала все больший размах и постепенно стала главным источником обогащения голландцев. Торговые суда голландских компаний осуществляли более половины европейских грузоперевозок.
Многие корабли, выстроенные на амстердамских верфях, были из дерева и стали. Их грузоподъемность достигала 1 тыс. тонн. Моря и океаны бороздили более 2 тыс. торговых кораблей, на мачте которых развевался голландский флаг. Численность голландского торгового флота значительно превышала количество судов Франции и Англии.
Профессиональная подготовка голландских моряков считалась лучшей в мире, а жалованье, полагавшееся капитанам и команде, было более чем скромным. Поэтому иностранные судовладельцы не выдерживали конкуренции с амстердамскими коллегами.
Интересен тот факт, что голландские торговые суда легко можно было преобразовать в военные корабли. В 1639 г. Испания в очередной раз попыталась восстановить контроль над Северными Нидерландами. В Английский канал (пролив Ла-Манш) было направлено несколько десятков испанских военных судов.
Адмирал Мартен Тромп
Их встретили две дюжины голландских кораблей, которыми командовал адмирал Мартен Тромп. Ему удалось удерживать противника на рейде у Лувра в течение месяца.
В это время голландские кораблестроители, используя весь свой потенциал, трудились на верфях рек Шельды, Ий и Маса, меняя оснастку торговых судов на военную. Таким образом, маленький флот адмирала Тромпа вырос до 70 боевых кораблей. В этом составе голландцам ничего не стоило окончательно разгромить испанскую армаду. Из кольца окружения сумели вырваться лишь 10 испанских кораблей, изрядно потрепанных голландцами.
По рассказам очевидцев, Тромп победоносно провел свой флот по проливу, привязав к верхушке мачты флагманского корабля метлу, показывая тем самым, что Голландия чисто подметает моря, избавляясь от захватчиков.
В 1602 г. в Амстердаме была открыта Ост-Индская компания, целью которой стало завоевание африканского побережья, островов Малайского архипелага и берегов Цейлона. Кроме того, Ост-Индская компания брала на себя обязательства проложить торговые пути в Тасманию, Австралию, Японию и Китай.
Одним из основателей Ост-Индской компании был Исаак де Пинто, бежавший из Португалии от инквизиторов. В Голландии ходило немало слухов о несметных богатствах этой еврейской семьи. Согласно одной из легенд, стены его дома были покрыты золотыми монетами. Если хотели сказать о достатке какого-либо человека, говорили: «Богат, как Пинто».
Дом Пинто в Еврейском квартале Амстердама чудесным образом избежал разрушений от бомбежек и сноса при строительстве метро. Его белоснежные стены среди многоцветия других домов видны издалека. Чудесен и интерьер здания. Достаточно сказать о роскошном кессонном потолке и расписных плафонах в розово-голубых тонах. Сейчас в доме Пинто разместилась публичная библиотека.
Через 20 лет в Амстердаме была основана другая компания – Вест-Индская. Она предназначалась для налаживания торговли с Бразилией и основания колоний на острове Манхэттен в Северной Америке. Там голландские купцы заложили город – Новый Амстердам, впоследствии переименованный в Нью-Йорк.
Ост-Индская компания обрела большой политический вес, собрав воедино средства своих акционеров. Ее ресурсы равнялись ресурсам целого государства. Компания имела возможность содержать армию из 30 тыс. человек и флот из 50 тяжеловооруженных кораблей. Они огибали мыс Доброй надежды и плавали по Яванскому морю, Индийскому и Тихому океанам, достигая в северном направлении Формозы и Японии. На десятках островов моряками, участвовавшими в компании, были основаны укрепленные форты и береговые анклавы. Риск был велик, но речь шла о баснословных прибылях, и консервативные голландцы, забывая об осторожности, были готовы вновь и вновь испытывать судьбу.
Китайская фарфоровая ваза
Штормы, тайфуны, тропическая лихорадка, постоянные столкновения с англичанами и португальцами уносили тысячи жизней моряков и приводили в негодность корабли, на амстердамские верфи ост-индские суда привозили огромное количество риса, индиго и специй.
К 1650 г. прибыль достигла сумасшедших размеров. Дивиденды компании составляли уже 500 % годовых. Строки, написанные голландским вельможей поэтом Константином Гюйгенсом, можно считать вполне справедливыми:
Так пребывай же ты во благости небес,
Скарбница Востока и Запада, чьи улицы – вода,
Венеция Венеции, держава без границ.
Голландские бюргеры жили в такой роскоши, что могли позволить себе заказывать фарфор в китайской провинции Кантон. Трудность была только в одном: следовало точно изложить свои пожелания, которые должны были учесть китайские гончары.
Для голландцев более предпочтительны были гербы, растительные орнаменты, сюжеты на библейские или исторические темы. Они постоянно просили восточных ремесленников не изображать драконов и прочих животных, а также избегать каких-либо «китайских фантазий». Но гончары упорно «одевали» библейские персонажи в китайские одеяния, а у широколицых ангелов были раскосые глаза.
Согласно легенде, одна богатая голландская дама пожелала заменить обеденный сервиз. В качестве образца она отправила в Китай чашку с отбитым краем. Заказ она получила точно в срок, он был выполнен в точном соответствии с образцом: на всех без исключения предметах были идентичные сколы.
Семья каждого состоятельного голландца мечтала обладать восточными диковинками.
В Голландии промышленники моментально отреагировали на возникший спрос. В ремесленных мастерских работа по выпуску фарфоровых изделий на восточный манер шла день и ночь.
На голландских рынках появились огромные напольные вазы с китайским или японским рисунком, вазы для цветов делали в форме пагод, а блюда для фруктов имитировали дорогой фарфор Цзян-си. В особняках богачей стало модным выставлять все изделия из фарфора в отдельной комнате. В домах амстердамцев со средним достатком «китайщина» украшала каминные полки и подоконники.
Охватившая страну мода на чай породила конкретный спрос на чайные сервизы. Выпускаемую в Делфте фаянсовую посуду стали разрисовывать восточными орнаментами, птицами, бабочками и цветами. Голландские мастера умудрились даже воспроизвести традиционные цвета японских фарфоровых изделий. Они расписывали синим по серому фону.
Вест-Индской компании везло меньше, чем ее восточной сестре, но и ей удалось сколотить огромное состояние на сахаре и красном дереве, вывозимых в большом количестве с побережий Гвианы, Бразилии и Карибских островов. Из Нового Амстердама, столицы голландской колонии в Америке, прибывали ценные меха. Особенно ценились шкурки бобра и выдры. В 1667 г. голландцы вынуждены были обменять колонию Новые Нидерланды на Суринам, представляющий собой поросшие джунглями территории на южноамериканском побережье. Англичане сразу после обмена переименовали столицу бывшей голландской колонии в Нью-Йорк.
Голландцы, как и представители большинства других стран, активно занимались работорговлей. С побережья Анголы за год они вывозили до 15 тыс. негров, покупая их на невольничьих рынках по 30 гульденов за голову. В Америке каждого раба продавали уже по 300–500 гульденов.
Интересно, что набожные голландские капитаны не усматривали в этом виде бизнеса ничего предосудительного и свято верили, что Господь оградит их от всех напастей. Если же среди живого «товара», закованного в тяжелые кандалы, вспыхивала эпидемия, капитан работоргового судна палил из мушкета в воздух, чтобы привлечь внимание Господа.
В самих же Соединенных Провинциях рабство было запрещено. Таким образом, если негру каким-либо образом удавалось ступить на голландскую землю, он становился свободным.
Рембрандт ван Рейн. Два молодых негра. Ок. 1656
У Рембрандта ван Рейна есть зарисовки тушью и карандашом, сделанные с негритянских цирковых артистов и музыкантов. Художник напрямую не обвиняет унизительное отношение европейцев к неграм. В одном из рисунков отчетливо видно, что двое изображенных негров заслужили симпатию и уважение художника, и он считает их достойными людьми.
В то время как Голландия считалась богатейшей страной Европы, низшие слои общества продолжали бедствовать. Большинство бедняков жили в жалких лачужках, спали на охапках соломы.
Кроме того, в Голландии существовала в то время практика, мало чем отличавшаяся от работорговли: во Фландрии и Германии шла постоянная «вербовка», а проще сказать, кража детей для работы на голландских фабриках.
Сохранились документы, согласно которым одним только коммерсантом из Лейдена было ввезено в город более 4 тыс. детей и подростков. Ни его, ни других голландцев, занимавшихся «вербовкой», совесть не беспокоила. Считалось, что все это вполне законно, тем более что в 1646 г. в Нидерландах вышел указ о том, что дети не должны работать более 14 ч в сутки. Городские власти Амстердама из самых гуманных побуждений постановили запретить кондитерам чрезмерно украшать свои изделия, выставленные в витринах, «дабы не ввергать в огорчение бедных людей, при коем виде в их душах может вспыхнуть алчность».
Семнадцатое столетие в истории Голландии называют Золотым веком. К 1622 г. в Амстердаме жило уже 100 тыс. человек, а к середине столетия население увеличилось до 150 тыс. Голландский флот под началом адмиралов Тромпа и де Рейтера полностью контролировал морские торговые пути. Голландия, захватив богатые колонии, быстро превратилась в крупнейшую морскую державу.
Амстердам стал центром европейской торговли. В городе открылось 4 тыс. торговых домов и складов, работали десятки гранильных и ювелирных мастерских. Разбогатевшие горожане строили для своих семей фешенебельные дома.
Образцовым торговым и финансовым предприятием стал в те годы Амстердамский банк. Впервые на амстердамской бирже заключались крупные сделки на поставку луковиц тюльпанов. Надо отметить, что цветочная эпопея в 1637 г. завершилась крахом, первым громким банкротством за период новейшей истории.
Несмотря на все это, город продолжал процветать. Появилась необходимость расширить Амстердам в западном направлении. Гигантский шаг вперед совершила и культура Голландии, подарив миру плеяду талантливых ученых и художников.
Современные ученые подсчитали, что на протяжении столетия в маленькой Голландии каждые три дня из-под кисти гениальных художников появлялся шедевр. Причем переписи подлежали лишь сохранившиеся картины. А сколько их было утрачено во время стихийных бедствий и войн!
Во второй половине XVII в. Голландия была втянута в войну с Англией. Принц Вильгельм II Оранский в 1650 г. совершил внезапное нападение на Амстердам, но попытка захватить город оказалась неудачной.
В результате войны с Англией в середине XVII в. торговля в Амстердаме ухудшилась до такой степени, что жители стали покидать город. В 1653 г. в Амстердаме насчитывалось около 4 тыс. брошенных домов. Но вскоре ситуация изменилась, горожане вернулись в свои жилища, а торговля достигла прежних масштабов.
Интересно читать записи голландских негоциантов XVII в., сохранившиеся в архивах. В частности, в одной из амбарных книг был обнаружен список грузов, привезенных в Амстердам на корабле Ост-Индской компании 27 июня 1634 г.: «326 733 фунта малаккского перца; 297 446 фунтов гвоздики; 292 623 фунта cелитры; 141 278 фунтов индиго; 483 082 фунта саппанского дерева; 219 027 предметов голубой посуды эпохи Мин; 52 сундука корейского и японского фарфора; 75 больших ваз и горшков, полных консервированных сладостей, преимущественно острого имбиря; 660 фунтов японской меди; 241 предмет из японского лака; 3989 крупных алмазов грубой огранки; 93 шкатулки жемчуга и рубинов; 603 свертка персиянского шелка на платье; 199 800 фунтов цейлонского неочищенного сахара; 1 слон; 1 тигр».
Точная копия корабля Ост-Индской компании
Во времена Золотого века в Голландии издавалось большое количество всевозможной печатной продукции. В Амстердаме купить можно было все, от приключенческих рассказов и дамских романов до детской азбуки.
Самыми популярными изданиями были иллюстрированные журналы с описанием городов, входивших в состав Объединенных Провинций Нидерландов (так называли тогда нынешнюю Голландию). На основании этого в стране возник новый литературный жанр «хвалебный рассказ о городе».
Голландцы с великим удовольствием читали подобные рассказы, где говорилось о богатстве и процветании страны, превратившейся буквально за 50 лет из глухой провинции в настоящую торговую империю. Голландские корабли плавали за товаром даже в Японию и Новую Зеландию.
Почти все сочинения были написаны цветистым слогом с употреблением самых возвышенных эпитетов. Но к чести их авторов необходимо отметить, что к хвалебным рассказам прилагалась информация для путешественников.
Мост Блаунбург
Это могло быть расписание движения лодок и паромов, указание часов работы бирж, а также ожидаемое время прибытия и отправки торговых судов. Кроме того, приложения содержали адреса церквей и молельных домов всех конфессий, подробный план города и карту окрестностей.
Все это очень напоминало современные путеводители. В Амстердаме XVII в. существовало около десятка специальных путеводителей по городу, регулярно переиздававшихся и переведенных на иностранные языки.
Интересно, что архитектурные прелести Северной Венеции занимали в путеводителях совсем не много места, хотя к этому времени уже были построены церкви Хендрика де Кейсера и городская ратуша – здания, по сей день считающиеся главными достопримечательностями Амстердама.
Авторы уделяли много внимания тому, что скрывали простые кирпичные фасады, и подробно описывали богатейшее убранство фешенебельных особняков, разнообразие товаров в столичных лавках, фантастические восточные диковинки и драгоценности, которые регулярно доставляли в Амстердам корабли Ост-Индской компании.
В путеводителях времен Золотого века рассказывалось, как весело можно проводить время в питейных заведениях и кофейных клубах, о том, какие несметные богатства хранятся в амстердамских банках, о нравах, царивших на столичной бирже и в главном игорном доме Голландии. И, конечно, в путеводителях упоминалось о домах терпимости и их обитательницах, а в конце XVII в. был издан даже специальный путеводитель, который так и назывался «Проституция Амстердама».
Многие путешественники отмечали, что в Амстердаме постоянно присутствует ощущение какой-то тайны, тревожащее душу. Прочитавшему старинный путеводитель становилось ясно, что в респектабельном и внешне деловитом Амстердаме скрыто такое безумное количество пороков, роскоши, свободы и страстей, что его вполне можно назвать Новым Вавилоном.
Элегические каналы Амстердама, живописные мостики и аккуратные ряды домов всегда производили впечатление театральных декораций, скрывающих от любопытных взглядов другую жизнь. Возможно, тайна Амстердама заключалась в том, что этот маленький город вмещал целый мир экзотики.
Фонарь на мосту Блаунбург
На многочисленных складах, упакованные в мешки, сундуки и баулы, хранились загадочные Индия и Япония, Цейлон и Китай. Они словно незримо присутствовали рядом, фантастическим образом раздвигая границы. Казалось, что от их присутствия менялся даже воздух на городских улицах.
Амстердам во времена его расцвета можно было сравнить с обычным складом, который был до отказа набит пугающими, запретными, диковинными и привлекательными вещами, которых никто раньше не видел и даже не слышал о них.
С тех пор прошло почти четыре столетия. Большинство амстердамских складов теперь переоборудовано под конторы и квартиры, а сам Амстердам уже давно не называют торговой столицей мира.
Даже самые патриотичные амстердамцы считают, что сейчас их любимый город переживает далеко не лучшие времена. Последние 20 лет его словно затягивает тиной. С ним происходит то же самое, что случилось с некогда судоходным и бурным Южным морем, ныне ставшим тихим озером. Но все же и современные путешественники называют столицу Нидерландов городом тайн. Мистическим образом по сей день на столичных улицах иностранцев не покидает ощущение двойного дна.
Сколько бы они ни бродили вдоль каналов, ни блуждали по средневековым улочкам, им продолжает казаться, что самое главное в этом загадочном городе осталось скрытым от их глаз. Тени прошлого продолжают будить воображение. И всех, кто хоть раз побывал в Амстердаме, возвращаться сюда снова и снова заставляет желание проникнуть за расписной театральный занавес.
В самом конце XVII в. в Голландию приезжал молодой русский император Пётр I. Он увидел государство, где использовались самые передовые методы ведения хозяйства, развивались ремесла, а искусство и наука были неотделимы от повседневной жизни.
Памятник Петру I в Зандаме
Голландия стала для русского императора идеалом счастливого и благоустроенного государства. «Петербург будет другой Амстердам», – так объявил своим приближенным Пётр после возвращения из поездки в Голландию.
Он хорошо понимал, что петербургский климат и ландшафт очень похожи на голландские. Это сходство и побудило Петра ориентироваться в области архитектуры прежде всего на Голландию.
В результате на берегах Невы возник русский вариант стиля барокко – «петровское барокко», характеризующееся прежде всего сдержанностью, реалистической направленностью и композиционной целостностью.
Обустраивая жизнь в северной столице, Пётр следил за тем, чтобы первые важные объекты Санкт-Петербурга строились по образу и подобию голландских. Одним из таких объектов был порт – очень важное сооружение для воплощения замыслов Петра в жизни Российского государства. Порт строили по голландскому образцу при помощи голландских специалистов.
Почти все, что связано с морем, пришло в Петербург из Голландии. Королевский дворец в Амстердаме украшает башня с позолоченным корабликом на шпиле. Такой же кораблик венчает здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Впоследствии он даже стал эмблемой города.
Шпиль башни Королевского дворца (на заднем плане)
Кунсткамера тоже была создана по образцу голландских «кабинетов редкостей». Голландцы первыми в мире стали солить сельдь, заготавливая ее впрок. Голландская сельдь быстро стала популярной в России. Какао тоже получило распространение из Голландии. Петербург даже иногда называли кофейной столицей России из-за открывшихся многочисленных «голландских кофейных домов».
В собрании Нидерландских Штатов бургомистры Амстердама играли такую важную роль, что в продолжение почти всего XVIII в. их власть не уступала штатгальтерской. Амстердам стал самым богатым городом Европы и огромным рынком сбыта для всех товаров с Востока и Запада.
Пагубно отразилась на развитии торговли в Амстердаме война с Англией 1781–1782 гг. Когда же 19 января 1795 г. произошло вторжение в город генерала Пишегрю, торговля и благосостояние Амстердама пришли в упадок. Но все же самые скверные последствия имел вынужденный союз Голландии с Францией.
В 1810 г. произошло присоединение Голландии к Франции, что окончательно уничтожило внешнюю торговлю Амстердама. Однако при Наполеоне Амстердам получил статус столицы Нидерландов, а городская ратуша превратилась в королевский дворец. Это благотворно повлияло на состояние экономики города и страны, и к 1813 г. уровень столичной торговли стал приближаться к прежнему.
В XIX в. мелкие реки стали высыхать, а обмелевшее море не позволяло крупным судам заходить в каналы. Славу крупнейшего морского порта Амстердаму голландцы вернули только после сооружения Североголландского и Североморского каналов, снабженных самыми большими шлюзами в мире.
Нидерландские общины и монархия
Чтобы проследить, как на протяжении столетий изменялся политический строй в Нидерландах, необходимо сделать небольшой экскурс в историю.
На территории современной Голландии до начала нашей эры жили германоязычные племена: фризы, трибанты, батавы. В I в. н. э. на эти земли пришли римляне. Они основали здесь такие города, как Неймеген, Утрехт, Маастрихт.
После крушения Римской империи побережье Северного моря стали заселять новые германские племена. Результатом этого стало появление 3 новых народов. Это были саксы, поселившиеся на востоке, фризы, жившие на побережье, и франки, обосновавшиеся на юге. Франкам даже удалось создать на западе Европы свою империю, часть которой впоследствии оказалась под властью Франции.
В X в. в Нидерландах стали активно развиваться сельское хозяйство и торговля. Возводились города и строились монастыри. Крестовые походы в Европе способствовали интенсивному развитию торговли. Города обретали независимость и постоянно пребывали в состоянии междоусобной войны друг с другом. К 1433 г. большая часть герцогств и графств объединилась под началом герцога Бургундского. Под власть Габсбургов Нидерланды попали в XVI в. В рамках империи 17 провинций получили от Карла V автономию, закрепленную подписанной им в 1548 г. Прагматической санкцией. Его сын Филипп II был потрясен успехом Реформации. Он мечтал создать централизованное правительство и начал притеснять протестантов.
Все это привело к народным волнениям, вылившимся в Восьмидесятилетнюю войну за независимость. Семь восставших провинций в 1579 г. создали государство Соединенные Провинции Нидерландов. Независимость республики была признана Испанией лишь в 1648 г., когда был заключен знаменитый Вестфальский мир.
Формально государственный строй в Нидерландах был республиканским и страной правил штатгальтер, но его пост передавался по наследству. По сути, на протяжении долгих лет у власти были представители знатного дворянского рода Оранских, являвшегося одной из ветвей германского рода Нассау, владетелей графства Оранж во Франции.
В 1650 г. умер Вильгельм II, не оставив после себя преемника. Результатом этого стало упразднение должности штатгальтера на долгие 22 года. После завершения затянувшихся англо-голландских войн королем Англии стал Вильгельм III Оранский.
Приверженцы династии Оранских – оранжисты – в конце XVIII в. выступали за расширение полномочий штатгальтера Вильгельма V и одержали победу. Этот государственный переворот вошел в историю под названием Батавской революции.
Голландия была в числе первых среди государств, признавших независимость США. Это послужило причиной объявления Нидерландам войны со стороны Англии, которая поддерживала династию Оранских. В Голландии началась оранжистская реакция, во время которой 40 тыс. патриотов были вынуждены бежать за границу.
Королевский штандарт Нидерландов
В 1795 г. армия Наполеона Бонапарта вторглась в Нидерланды. Вильгельм V эмигрировал в Англию, а в стране была провозглашена Батавская республика. Она просуществовала до 1806 г., когда Наполеон объявил Голландию королевством и посадил на трон своего брата Луи.
Спустя 4 года Наполеон сверг брата и присоединил Нидерланды к Франции. Лишь решением Венского конгресса 1813 г. Нидерландам была возвращена независимость, а в 1815 г. провозглашена монархия.
Страна получила новое название – Соединенное Королевство Нидерландов. В него вошли Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Первым монархом королевства стал Вильгельм I из династии Оранских-Нассау. Он был сыном последнего штатгальтера Вильгельма V.
Но единство страны было нарушено восстанием, вспыхнувшим в Бельгии, где в 1830 г. была провозглашена независимость. Вильгельм был вынужден вывести свои войска и признать независимость маленькой страны.
Король Нидерландов вплоть до конца XIX в. одновременно носил титул Великого герцога Люксембурга, согласно личной унии, которая в 1890 г. была расторгнута.
В середине XIX в. по Европе прокатилась волна восстаний, но Голландия на этот раз оказалась в стороне от бурных событий. Тем не менее Вильгельм II принял решение ограничить законом королевскую власть в стране и провел либерально-демократическую реформу. Он подписал новую конституцию 3 ноября 1848 г. Согласно этому документу, государственный строй в Голландии стал именоваться конституционной монархией.
Такой системы управления государством, какая существует в Голландии сейчас, больше нет ни в одной европейской стране. Она сложилась в определенных исторических условиях: на протяжении многих столетий основой получения новых земель и борьбы с частыми наводнениями была общинная взаимовыручка.
Опыт управления общинным советом был перенесен и в города. Таким образом, вместо сильной самодержавной королевской власти страна получила систему общинных советов.
Формально главой государства является король (королева). При нем существует Государственный совет из 15 человек. Членом этого совета в обязательном порядке является преемник трона, а остальные кандидатуры утверждает король.
Он также подписывает все законы и указы, которые принимает Государственный совет и утверждают Генеральные штаты (парламент), но не несет за них никакой ответственности. За все, что делается в стране, отвечают министры.
Генеральные штаты состоят из двух палат. Первая палата объединяет 75 депутатов, которых избирают в провинциях на 4 года. Интересно, что каждые 3 года в Первую палату избирают 37 новых депутатов, тем самым обновляя ее наполовину. Во Вторую палату депутатов тоже избирает народ, и тоже на четырехлетний срок, только депутатов там в 2 раза больше, чем в Первой.
После выборов король назначает депутата, ответственного за формирование правительства. В правительство входят министр образования и наук, министр благосостояния, здравоохранения и культуры и другие, всего 14 министров.
Правительство должно поддерживаться большинством в парламенте. Для этого новоиспеченные министры разрабатывают программу своей работы и знакомят с ней короля и парламент.
В Нидерландах 12 провинций с населением в 15 млн. человек. Каждую провинцию возглавляют губернатор и провинциальные штаты. Кандидатуры губернаторов предлагает правительство, а утверждает король. Заседания провинциальных штатов принято проводить публично.
Провинции Нидерландов разделены на общины. Во главе каждой общины стоит бургомистр, которого назначает губернатор. Бургомистр управляет общиной вместе с советом, который избирается населением на 4 года.
У общин широкие полномочия и большие права. Они могут иметь свои предприятия, школы и даже университеты. Общины открывают свои клубы, театры, музеи, библиотеки, больницы. Они заботятся об охране окружающей среды и разрабатывают планы застройки территорий. Половина средств в бюджет каждой общины поступает из государственной казны, а вторую составляют налоги и прибыль с доходов коммунальных предприятий. Самая большая община страны – Амстердам. Кроме того что город является исторической столицей Нидерландов, это еще культурный и финансовый центр Рандстада и всей страны.
Королева Беатрикс
Более 100 лет Соединенным Королевством Нидерландов правит женская рука. Правители крупных мировых держав научились считаться с этим фактом, так как власть королевы Беатрикс слабой назвать нельзя.
Личность королевы очень популярна у экономных, сдержанных и рассудительных голландцев. Такой всенародной любви, наверное, могла бы позавидовать и королева Великобритании Елизавета II. В Голландии портреты Беатрикс на каждом шагу.
Королева Беатрикс
На трон королева взошла 30 апреля 1980 г. Она немолода, позади уже 65-летний юбилей. А в 2005 г. в Голландии тихо отпраздновали еще один юбилей – 115-ю годовщину пребывания на троне царственных дам.
Тот факт, что Нидерландами правят женщины, лишил страну короны Люксембургского герцогства, так как там, согласно закону, невозможно наследование престола по женской линии.
В конце 1990-х гг. в Амстердаме проходила выставка, посвященная русской императрице Екатерине II. Рассказывая королеве Беатрикс об уникальных экспонатах выставки, ее организатор, Эрнст Веен, заметил, что золотая карета российской царицы на 200 лет старше кареты голландских монархов. Беатрикс в ответ на это довольно холодно произнесла: «Зато наша еще ездит».
И действительно, карета, созданная искусными мастерами к коронации королевы Вильгельмины еще 100 лет назад, до сих пор на ходу. Раз в году карета заменяет королеве служебный автомобиль, королевский поезд и правительственный самолет.
Происходит это в день торжественного открытия парламента. Королева проезжает по площади Бинненхоф. Каретой также пользуются на торжествах по случаю королевской свадьбы, что случается примерно раз в 30 лет.
Однако во времена великой русской императрицы в Нидерландах еще не было монархии, страной правили иноземные наместники, графы и штатгальтеры. Как уже говорилось, в Нидерландах своя королевская династия появилась лишь в 1815 г. Три Вильгельма сменились на голландском троне до 1890 г., а затем наступил черед женщин. После вдовствующей регентши, королевы-матери Эммы, на престол вступила Вильгельмина. За время ее полувекового правления начались и окончились две мировые войны.
В 1948 г. она уступила место дочери, принцессе Юлиане, которая правила 32 года. Королева Юлиана согласилась признать независимость Суринама и Индонезии, бывших голландских колоний. После этого она отреклась от престола в пользу Беатрикс.
Интересно, что нынешняя королева Голландии Беатрикс имеет прямое отношение к династии Романовых. Ее прапрабабушкой была Анна Павловна Романова, дочь русского императора Павла I. День вступления Беатрикс на престол, 30 апреля, считается самым большим праздником в Голландии.
Королева Беатрикс считается самой богатой монархиней Европы. Она получает ежегодную денежную выплату из государственной казны, сумма которой составляет около 5 млн евро. Львиная доля денег уходит на содержание дворцов и оплату обслуживающего персонала.
Большинство дворцов, которые арендует у государства королевская семья, находится в Гааге. Принцесса Юлиана вместе с мужем, принцем Бернхардом, после отречения переехала во дворец Сустдейк близ Утрехта. Это бывший охотничий замок, который иначе называют маленьким Версалем.
Дворец был подарен Наполеоном Бонапартом герою битвы при Ватерлоо, будущему королю Вильгельму II. После его смерти в замке жила его вдова, Анна Павловна, дочь русского императора Павла I.
В центре Гааги находится Аудехоф – рабочий дворец королевы. Он расположен на площади Бинненхоф рядом с кабинетом премьер-министра и зданием Парламента. Во дворе этого дворца находятся королевские конюшни, поэтому именно из ворот Аудехоф выезжает золотая карета.
По понедельникам королева принимает премьер-министра для решения каких-либо текущих вопросов. Сквозь кованую решетку можно наблюдать, как во внутреннем дворе здания почетный караул гвардейцев встречает иностранных послов, прибывших для вручения королеве Беатрикс верительных грамот.
Недалеко от Гааги, прямо в лесу, находится жилой королевский дворец Хейс тен Бос. Именно в этом здании в 1899 г. по инициативе российского императора Николая II прошла первая международная мирная конференция. После вступления на престол королева Беатрикс поселилась здесь вместе со своей семьей. Она строго придерживается принципа «личная жизнь королевы – не для прессы». В этом замке специальному подразделению королевской охраны нетрудно обеспечить безопасность королевской семьи.
В Королевском дворце в Амстердаме Беатрикс проводит официальные приемы, симпозиумы, званые обеды, музыкальные вечера и выставки. Во время официальных визитов в этом дворце останавливаются главы иностранных государств.
В его просторных залах празднуются юбилеи и отмечаются торжественные события, происходящие в королевской семье. 30 апреля каждого года празднуется День королевы. Это день рождения королевы Юлианы и день вступления на престол Беатрикс.
Государственная символика Нидерландов
Первым флагом стал триколор принца Оранского с оранжевой, белой и синей полосами. Время его появления историки относят к 1574 г. Тогда в Нидерландах шла борьба за независимость страны. Цвет верхней полосы в 1630 г. был изменен на красный и с тех пор не менялся.
Представители династии Оранских до сих пор находятся у власти, наверное, поэтому до середины XX в. над государственными учреждениями рядом с утвержденным правительством флагом поднимался королевский флаг с оранжевой полосой.
До момента объединения всех провинций Нидерландов в единое государство у каждой из них был собственный герб. Республика Соединенных Провинций тоже получила свой герб с изображением золотого льва, держащего в лапах серебряный меч и пучок стрел.
Государственный герб Нидерландов
Эта эмблема сохранилась до сих пор. Ее можно увидеть в центре государственного герба Нидерландов. Пучок стрел остался главным символом герба, выразившим силу объединившихся провинций.
Герб был модифицирован по инициативе принца-консорта Генриха Мекленбург-Шверинского, супруга королевы Вильгельмины, в 1917 г. Королевскую корону на голове льва сменила обычная корона. Рядом появились два льва, держащие щит и опирающиеся на ярко-синюю ленту с золоченой надписью на ней «Je maintiendrai», что в переводе означает «Я буду владеть». Вся эмблема окутана сенью в виде горностаевой мантии с королевской короной.
Несмотря на то что в ведении современных голландских монархов осталось немного государственных функций, они обладают довольно широкими полномочиями, в отличие от большинства европейских монархов. Надо отметить, что в Нидерландах монархия по-прежнему популярна.
Водная стихия и голландские польдеры
В Амстердаме вода может быть не только другом, но и возможным врагом, и каждому, кто здесь живет, постоянно приходится помнить о зависимости города от этого фактора.
Борьба со стихией, постоянная опасность наступления моря на жилые массивы стали образом жизни голландцев. Поэтому невозможно написать об Амстердаме, не коснувшись этой важной темы. Необходимо отметить, что в 1996 г. ЮНЕСКО включила Амстердам с его уникальными гидротехническими сооружениями в список памятников всемирного наследия.
Отвоеванная у моря земля
История страны для голландцев заключена в утверждении, что Бог сотворил Землю, а Голландию создали сами голландцы. Это совсем не далеко от истины, так как четверть территории страны лежит ниже уровня моря на 5–7 м. Седьмая часть суши находится на высоте всего 1 м над уровнем моря, и только 1/50 часть территории страны – выше отметки 50 м.
Нидерланды защищены со стороны моря широким поясом песчаных дюн, протяженность которого более 2 тыс. км. Ширина пояса на некоторых участках достигает 5 км, а высота – не менее 60 м. Долгое время дюны надежно защищали от наводнений центральную часть Нидерландов.
Но море, постоянно обрушивавшее свои волны на защитный вал, однажды прорвало его и вторглось на сушу. Так в XII в. на севере страны образовался залив Зёйдерзе. Его воды достигли стен Утрехта, а на юге море беспрепятственно катилось по дельте Рейна до самого Дордрехта. Оставалось всего 50 км суши до слияния обоих заливов. Если бы они соединились, то западная часть страны была бы отрезана от материка.
В междуречье Шельды и Рейна в те далекие времена жило германское племя фризов. Люди уже тогда сумели отвоевать у моря часть суши и строили свои дома под защитой искусственных насыпей и дамб. Море в одночасье смыло все защитные сооружения, уничтожило все жилые и хозяйственные постройки племени.
Однако Северное море пощадило полосу песчаных дюн, простиравшихся там, где впоследствии были построены города Лейден, Гаага, Харлем, Хелдер и Алкмар.
Более семи столетий нидерландцы ведут борьбу против грозной водной стихии. Случалось так, что море наступало и за год уничтожало все, что человеку удавалось отстаивать на протяжении века. Надо сказать, что участки суши ниже уровня моря, расположенные под защитой естественных и искусственных дамб, получили название польдеров.
Еще в древности жители этих земель занимались разработкой торфяников для использования торфа как топлива и для извлечения соли. На месте разработок возникали карьеры, которые заполнялись водой и образовывали озера, которые в дальнейшем постепенно осушались.
В Голландии существуют польдеры, образованные с помощью одной дамбы или двух дамб с каналом между ними. По первому типу создавались польдеры на месте морских мелководий и болотистых низин.
Дамба, отделяющая воды Эйсселмер от Северного моря
Второй тип польдеров характерен для территории осушенных озер. К тому же внешняя дамба древних озерных польдеров называется обводной, она естественным образом становится составляющей системы защитных сооружений соседних с ней польдеров.
Для каждого польдера рассчитано соотношение высоты поверхности и уровня грунтовых вод (урез польдера). Если вода вдруг поднимется выше отметки, включается насосная система и откачивает в каналы избыток воды. Польдеры, образованные на месте мелководья, расположены, как правило, выше уровня моря, а избыток воды сбрасывается через шлюзы в море во время отливов.
Первым участком суши, отвоеванным у моря в XIII в., стала земля, принадлежавшая провинции Северная Голландия. Благодаря уникальным изобретениям и огромным средствам, поступавшим из заморских колоний, в Голландии было построено множество защитных дамб и ветряных мельниц. С помощью мельниц, выполненных по проекту инженера Легватера, было осушено и превращено в плодородные поля 27 озер. Делом рук Легватера стало и осушение огромного Харлемского озера на юго-западе Амстердама. Это было в начале эры паровых механизмов.
В 1891 г. Генеральным штатам в Гааге был предложен проект осушения залива Зёйдерзе. Его автором стал молодой талантливый инженер Корнелиус Лели. Суть проекта состояла в том, чтобы возвести грандиозную дамбу от провинции Северная Голландия через остров Виринген до берегов Фрисландии.
Образовавшиеся в результате осушения 5 обширных польдеров предположительно дали бы 226 тыс. га отличной плодородной земли. Вода должна была остаться в северной части залива, где дно было занесено огромной толщей песка.
Но проект был отвергнут, несмотря на убедительные расчеты, представленные Лели, доказывавшие экономическое преимущество возведенной дамбы. Согласно его данным, расходы на содержание дамб, возведенных по периметру залива, значительно превышали стоимость строительства новой заградительной дамбы. Кроме того, Лели утверждал, что создавать польдеры на месте бывшего залива можно будет, совершенно не опасаясь отливов и приливов.
Только после того, как на страну обрушилось наводнение и голод 1916 г., а затем положение усугубила морская блокада во время Первой мировой войны, Генеральные штаты Нидерландов вернулись к рассмотрению проекта. Интересен тот факт, что ему был дан статус закона.
К тому времени Корнелиус Лели стал министром транспорта и водного хозяйства. Когда в 1923 г. приступили к началу претворения проекта в жизнь, ему исполнилось 62 года. Лели лично руководил строительством, но не дожил до того момента, когда по дамбе проехал первый автомобиль.
Возведение дамбы началось весьма буднично: на баржах с открывающимся дном подвозили щебень, из которого на мелководном участке насыпали 2 параллельные дамбы, а между ними распределяли песок по трубам. В самых глубоководных местах были установлены бетонные контейнеры, заполненные камнями. Это сдерживало мощь ударов морских волн и позволяло вести строительные работы.
Во время закрытия последних проемов дамбы разыгралась настоящая драма. Поток морской воды был такой силы, что, углубив дно ложбины до 28 м, он стал размывать привезенные строительные материалы. Вдобавок ко всему, метеорологи предсказали штормовой ветер. Едва дождавшись отлива, строители приступили к фронтальной засыпке грунта. Благодаря поистине героическим усилиям людей брешь была закрыта.
Самая трудная операция завершила строительство дамбы, перекрывшей залив Зёйдерзе. Последние камни были сброшены в воду 28 мая 1932 г. С этого момента залива Зёйдерзе больше не существует. На карте появился новый залив Эйсселмер.
Зёйдерзе превратился в огромный резервуар с пресной водой. С помощью шлюзов в новой дамбе появилась возможность регулирования уровня воды во всем прибрежном поясе бывшего Зёйдерзе. Ширина заградительной дамбы 90 м, а над поверхностью моря она возвышается на 7,5 м.
На гребне дамбы проложены автострада и дорога для пешеходов и велосипедистов, а также осталось место для железнодорожного полотна. В самом центре дамбы вскоре появилась смотровая башня, где открыли ресторан и автостоянку. В этом месте над автострадой переброшен небольшой мостик.
Дамба отодвинула морской берег на 85 км и практически устранила опасность наводнений со стороны Северного моря. Результатом строительства дамбы стало создание гигантского польдера Вирингер-Мер.
Для этого было осушено 20 тыс. га бывшего морского дна. На польдере были проведены вода и электричество, телефон и канализация. Там обосновались врачи, учителя, торговцы, сельскохозяйственные рабочие, для которых были заложены 4 селения. На Вирингер-Мер появилось 520 фермерских хозяйств, а всего проживает более 8 тыс. человек.
Процесс освоения территории бывшего морского дна включает несколько этапов. Вначале с помощью насосов откачивают воду. Затем обнажившуюся землю засеивают тростником с вертолетов или самолетов. Тростник отлично укрепляет грунт и, кроме того, растение используется в промышленности в качестве ценной биомассы. После осушения земля очень быстро покрывается ковром сорняков, поэтому необходимо незамедлительно произвести посев люцерны или пшеницы, чтобы исключить возможность дефляции (сдувание верхнего слоя почвы под воздействием сильных ветров). Одновременно с этим в почве прокладывается система дренажных труб.
В 1945 г. жители польдера перенесли страшное испытание: гитлеровские войска незадолго до окончания Второй мировой войны в двух местах взорвали заградительную дамбу, и Вирингер-Мер накрыло пятиметровым слоем воды.
Вода наступала в течение 40 часов, поэтому людям удалось спастись, но затопленными оказались все фермы и жилые здания. Лишь спустя 4 месяца упорной борьбы с морской стихией голландцам удалось справиться с бедой и снова вдохнуть жизнь в Вирингер-Мер.
С тех пор польдеры стали окружать дополнительными защитными дамбами. Жизнь подтвердила правильность такого решения. В феврале 1953 г. в дельте Рейна и Мааса во время шторма прорвало защитные дамбы. Десятая часть страны оказалась под водой. Во время этого страшного наводнения погибло почти 2 тыс. человек. Только через год люди завершили работу по ремонту дамбы и откачиванию воды. В 67 местах были прорваны дамбы на побережье, вода легко перехлестывала защитные сооружения. Всего в стране было разрушено 400 вспомогательных дамб. Если бы их не было, последствия были бы куда ужаснее.
О Боже, почему ты позволил прорвать дамбы
Почему твоя вода поднимается,
Соленая вода, горькая как смерть
После страшного наводнения Зеландия напоминала людям ад. Более 70 тыс. человек были вынуждены покинуть свои жилища, а море безжалостно уносило обломки домов, убивало людей и скот. В течение 9 месяцев и 6 дней продолжалась борьба людей за похищенные морем земли.
Время отлива
После обустройства польдера Вирингер-Мер 60-километровая стена окружила Северо-Восточный польдер площадью 48 тыс. га. Из-за топливного кризиса, охватившего страну, сеть канав, общая длина которых составила 14 тыс. км, была проложена вручную. Позднее с помощью специального оборудования их протяженность выросла до 40 тыс. км.
С 1947 г. начали возводить дамбы польдера Восточный Флеволанд длиной 90 км. Они окружили территорию бывшего морского дна площадью 54 тыс. га. Южный Флеволанд был несколько меньше – 44 тыс. га. Польдер Маркевард завершил программу освоения морского дна в заливе Зёйдерзе. В результате Нидерланды получили четверть миллиона гектаров новых земель.
В то время как на севере страны голландцы успешно возводили дамбы, создавали польдеры и расселялись на осушенных участках земли, на юге Нидерландов на протяжении многих веков люди с тревогой взирали на созданные ими защитные дамбы. В этом районе опасность подстерегала жителей как со стороны моря, так и со стороны дельты Рейна.
Протяженность защитных дамб в районе дельты достигала 1670 км. В прошлом здесь не раз случались наводнения с самыми тяжелыми последствиями. Так, в 1421 г. разбушевавшейся водной стихией было уничтожено 70 населенных пунктов, погибло более 100 тыс. человек.
Конец ознакомительного фрагмента.