Глава 1
Успехи техногенной Цивилизации
1.1 Древний Мир
Человек научился использовать огонь около 300 – 400 тыс. лет тому назад. Возникновение первобытного общества датируется 30 – 40 тыс. лет до новой эры. Тогда же началась формироваться членораздельная речь (хотя физиологически первобытный человек был готов к этому еще 500 тыс. лет назад). Для данного периода развития человечества характерны охота, рыболовство и собирательство, как основные формы хозяйственной деятельности. Первобытное искусство (наскальные изображения животных и людей) появилось 30 – 40 тыс. лет назад. 8 – 9 тыс. лет до н.э. произошел переход к оседлой жизни, возникло земледелие и скотоводство. Около 8 тысяч лет тому назад человек научился использовать металлы [2].
Возникновение первых цивилизаций связано с Древним Египтом и Шумерами (4 тыс. лет до н.э.), а также с Индией и Древним Китаем (2 – 3 тыс. лет до н.э.). Древняя цивилизация Майя возникла около 1 тыс. лет до н.э. Для данного периода характерно мифологическое восприятие мира. В это же время человек окультурил большое количество растений: пшеницу, ячмень, рожь, кукурузу, рис, чай, кофе, какао, помидоры, картофель, подсолнечник, хлопок, лен, коноплю. Одомашнил диких животных: собаку, овцу, свинью, крупный рогатый скот, осла, лошадь, верблюда. Была разработана технология выпечки хлеба и приготовления вина. Человек изобрел колесо, применил плуг, научился из бронзы изготавливать хозяйственные предметы и оружие. VII в. до н.э. ознаменовался возникновением торговли и появлением металлических денег. В древнейшем городе мира Иерихоне жило около 2000 человек. До сих пор нас впечатляет монументальная архитектура и скульптура Древнего Египта. Легендарный математик и зодчий Имхотеп создал новый архитектурный тип – пирамиды. Особо выделяются: пирамида Хеопса в Гизе (XXVIII в. до н.э.) – самое грандиозное сооружение Древнего мира (высота 146,6 м, сторона основания 233 м) и пирамида Хефрена (высота 143,5 м, сторона основания 215 м) с находящимся у ее основания сфинксом с головой фараона и туловищем льва (длина 57 м, высота 20 м). У нас нет точного ответа, как были построены египетские пирамиды. Легендой Древнего мира являются «семь чудес света» : египетские пирамиды (единственное, дошедшее до нас чудо), храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей в Галикарнасе – гробница Мавсола, сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса (14 м) из золота и слоновой кости в Олимпии, Колосс Родосский (31 м) из бронзы, маяк Александрийский (130 м).
Величайшим событием Древнего мира бесспорно является изобретение письменности: египетское иероглифическое письмо (конец 4-го тыс. до н.э.), буквенное письмо Финикии (конец 2-го тыс. до н.э.). Дошедшая до нас поэма о Гильгамеше – выдающееся произведение вавилонской литературы (конец 3-го – начало 2-го тыс. до н.э.). Также следует отметить: создание свода законов Вавилонии (законы Хаммурапи – около 1760 лет до н.э.) – одна из первых попыток систематизации правовых норм, создание в Древнем Египте календаря, в котором год состоял из 12 месяцев (365 дней) (4-е тыс. до н.э.), использование для измерения времени солнечных (3-е тыс. до н.э.) и водяных часов (2-е тыс. до н.э.), развитие вычислительного искусства и искусства измерения, создание десятичной системы счисления (Египет, 3 тыс. до н.э.).
Поворотным моментом в истории человечества стало возникновение первых религий: индуизм (ХХ в. до н.э.), Зоротуштра – мифологический основатель религии зороастризма, первый известный историкам пророк (XII в. до н.э.), иудаизм (около X в. до н.э.), конфуцианство (VI в. до н.э.), даосизм (IV в. до н.э.). Родилась первая мировая религия – буддизм (VI в. до н.э). Завершилось создание Ветхого Завета (III в. до н.э) [2] .
1.2 Античный мир и Средние века
Мостом, соединяющим Древние цивилизации с Античным миром, бесспорно является Крито-микенская (эгейская) культура (2800 – 1100 лет до н.э.). Небольшое рабовладельческое государство, возникшее на Крите было разрушено землетрясением, произошедшим около 1470 года до н.э..
Становление высокой цивилизации Древней Греции обязано строительству городов, отделению ремесленничества от земледелия и развитию торговли. Впервые город стал особой формой социально-экономической и политической организации общества. Сформировались группы свободных граждан, рабов и чужестранцев. Процветает свобода слова и свободомыслие. Одновременно появляется движение остракизма. Начинается политическая борьба и первые революции. Рождаются олигархическая и демократическая формы правления. Мы это называем периодом классической Греции, ознаменовавшимся победой Афин в греко-персидских войнах (500 лет до н.э.) и правлением Перикла (443 – 429 гг. до н.э.) – «золотой век» Афин.
Классическая Греция подарила нам удивительные образцы архитектуры, скульптуры, литературы, театра, живописи, ораторского искусства и науки. Это – Афинский Акрополь и его главный храм Парфенон (V в. до н.э.), храм Зевса в Олимпии, театр в Меганополне, вмещающий 44 тыс. зрителей, городские водопроводные сооружения (VII в. до н.э.). Это -знаменитая скульптура «Дискобола» Мирона (сер. V в. до н.э.), скульптура Зевса в Олимпии, считавшейся одним из «семи чудес света», Фидия (2-я пол. V в. до н.э.) и множество других скульптурных произведений Поликлета, Деметрия, Лисиппа, Праксителя, Скопаса, Леохара – статуи Геракла, Афродиты Книдской, Аполона Бельведерского, Венеры Милосской. Это – поэмы Гомера, Гесиода , Архилоха, Анакреонта, Феокрита и др., басни Эзопа. Это – знаменитые греческие драматурги – Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Менандр. Это – первооткрыватели законов живописи Полигнот, Аполлодор, Павсий, Апеллес, Эксекий, Евфроний. Это – основоположники ораторского искусства – Лисий, Исократ, Демосфен. Это – знаменитые философы – Фалес, Гераклит, Зенон, Эмпедокл, Анаксогор, Демокрит, Эпикур, Сократ, Диоген, Пиррон. Это – основоположники научного стиля мышления – Геродот, Евклид, Платон, Аристотель[2] .
Интересно отметить, что гениальные творцы эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и др.) своими непревзойденными учителями считали творцов Древнего Рима, а те, в свою очередь, в таких же восторженных тонах , – творцов Древней Греции, которые считали своими , так же непревзойденными, учителями – творцов Древнего Египта.
Упадок Афин наступил после поражения в Пелопоннесской войне (431 – 404 гг. до н.э.) со Спартой. Возвышение Македонии связано в основном с походами Александра Македонского (334 – 323 гг. до н.э.), который основал Александрию (332 г. до н.э.) – ставшей столицей Египта и центром эллинистической культуры при Птолемеях(305 – 30 гг. до н.э.). В первом веке новой эры Александрия была вторым по величине городом (после Рима) античного мира (с населением около 1 млн. чел.).
Огромное влияние на развитие европейской культуры сыграла греческая мифология. Древней Греции мы также обязаны традиции регулярного проведения Олимпийских игр (776 г. до н.э. – 394 г. н.э.).
Возникновение Рима (754 г. до н.э.) и Римской республики (510 – 30 гг. до н.э.) характеризуется развитием государственного устройства. Была учреждена должность народного трибуна для защиты интересов плебеев (494 г. до н.э.), отменена долговая кабала (326 г. до н.э.), учреждены два консула, один из которых должен быть плебеем (367 г. до н.э.), принято решение о политическом равноправии патрициев и плебеев (287 г. до н.э.), введены плебейские собрания (плебисциты). Народное собрание признано как высший государственный орган. Повышена роль сената и магистратуры. Характерно отсутствие постоянного чиновнического аппарата и выборность всех административных должностных лиц при неоплачиваемости их работы. Развиваются товарно-денежные отношения вплоть до возникновения элементов рыночной экономики. Широко развивается торговля и ремесленное производство. Проведена аграрная реформа Тиберия и Гая Гракхов (134 – 121 гг. до н.э.), узаконены права рабовладельца по отношению к рабу. Численность рабов в Италии в II – I вв. до н.э. составляла 30 – 50 % всего населения.
В это же время Рим начинает борьбу с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. Пунические войны, Македонские войны, Сирийская война, уничтожение Карфагена превращают Рим в крупнейшую средиземноморскую державу и с 50 – 40 гг. до н.э. начинается обострение противоречий в римском обществе. В этот момент в Риме было 300 тыс. человек, не имеющих собственности и какой-либо работы. Возникает лозунг «хлеба и зрелищ». Кризис республиканского строя приводит к Гражданской войне, взятию Рима римскими войсками и введению диктатуры: Сулла, Цезарь Антоний, Лепид, Октавиан.
Последующее образование Римской империи сосредоточило власть в руках императора. Октавиан-Август – первый император Римской империи (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.). II век н.э. – «золотой век» Римской империи – время ее наибольшего могущества. Создается оплачиваемый государственный бюрократический аппарат империи, государственной почты и т.д. Формируется наемная армия на условиях многолетней службы (к III веку она насчитывала около 500 тыс. человек). Наблюдается общий экономический подъем.
Однако в III веке начинается системный кризис государства на фоне мятежей, гражданских войн, частой смены императоров, наступления варваров, возникновения христианства. Государство вынуждено признать христианство равноправным с другими религиями (313 г.). Созывается I Вселенский собор (325 г.). Начинается борьба с «ересью». Появляются жизнеописание Христа (Евангелие) и его первые изображения. В 330 г. Константин I переносит столицу империи в г. Византий (Константинополь). Созывается II Вселенский собор (381 г.). Христианство объявляется государственной религией Римской империи. Начинается ожесточенная борьба с язычниками, уничтожается значительная часть знаменитой александрийской библиотеки, разрушаются языческие храмы. Римский император Феодосий I отменяет традиции проведения Олимпийских игр (394 г.).
В 395 г. Римская империя разделяется на Западную и Восточную, разрушаются хозяйственные и культурные связи, идет упадок городской культуры. В 455 г. вандалы разрушают Рим и свергают последнего императора Ромула Августула.
Античный Мир оставил глубокий след в истории нашей цивилизации. Здесь впервые был применен бетон (II в. до н.э.), сводчатые конструкции (II– I вв. до н.э.), каменные мостовые, многоэтажные дома (до 6 этажей). Построен Колизей (80 г.). Появилась латинская письменность (VII в. до н.э.). Были переведены на латинский язык «Одиссея», греческие трагедии и комедии. Лукреций Кар создал знаменитую эпическую поэму «О природе вещей». До нас дошли выдающиеся произведения Вергилия, Горация, Овидия, Ювенала, Сенеки, Лукиана, Цицерона.
В то же время гелиоцентрическая система Аристарха Самосского (IV – III вв. до н.э.) была заменена ошибочной геоцентрической системой Птолемея (II в. н.э.). Большой вклад в развитие физики внесли Демокрит, Аристотель, Архимед. Широко известен реформатор античной медицины Гиппократ (460 – 370 гг. до н.э.). Не случайно И. Ньютон, имея в виду творцов Античного Мира, говорил: « я видел дальше других, только потому, что стоял на плечах гигантов».
Средние века (V-XVвв.) печально знамениты нарушением преемственности в развитии европейской культуры, забвением античных достижений в познании мира, отходом от европейской традиции в изучении природы.
В IV-V вв. началось великое переселение северных народов (кельтов, германцев, славян, готов, гуннов), завоевание и освоение ими Римской империи. Раннее средневековье характеризуется формированием в Европе феодальной иерархии, появлением рыцарства и, как следствие, феодальными войнами и непрерывной междоусобной борьбой. Усиливается влияние католической церкви на всю Западную Европу, образуется в Средней Италии церковное папское государство (752-757 гг.), провозглашается христианскими идеологами первенства духовной власти над светской (IX в.). Происходит разделение христианской церкви на католическую и православную (1054 г.). Вершина средневекового мракобесия – инквизиция и крестовые походы (XI-XIII вв.).
Средневековая европейская культура формировалась на гремучей смеси античной культуры, варварства и христианства. Появляются абсолютная монархия и парламентаризм, монастыри и университеты, духовно-рыцарские ордена и гении эпохи Возрождения. В XIII – XV вв. происходит становление централизованных европейских государств: Франции, Англии, Испании. Формируются современные европейские народы.
Средние века характеризуются своеобразным социально-экономическим и культурным развитием народов Востока. Появляется Мухаммед (570– 632 гг.) – основатель новой мировой религии – ислама. Коран является первым памятником арабской письменности (VII в.). Образуется Арабское мусульманское государство(630 г.). На арабский язык переводятся важнейшие труды древнегреческих ученых, открываются первые университеты: в Кордове (755 г.), в Багдаде (795 г.), в Каире (972 г.). Создают свои бессмертные произведения выдающиеся поэты Востока : Абу Абдаллах Рудаки (860 – 941 гг.), Омар Хайям (1048 – 1122 гг.), Джалалиддин Руми (1207-1273 гг.),Муслихиддин Саади (1203-1292 гг.) [2].
1.3 Современное естествознание
Пробуждение Европы от средневекового кошмара началось с Великих географических открытий: путешествие Марко Поло в Китай (1271 г.), Колумба – в Америку (1492 г.), Васко да Гама – в Индию(1498 г.), кругосветное – Магеллана (1519 г.). Однако, все это еще сопровождалось варварскими традициями : разрушение империй Ацтеков и инков, колонизация Мексики, Венесуэлы, Бразилии, массовый вывоз рабов из Западной Африки .
Становление гуманизма связано с идеологией эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), Рафаэль (1483-1520 гг.), Микеланджело (1475-1564 гг.), Ван Дейк (1580-1641 гг.), Дюрер (1471-1528 гг.), Рабле (1494– 1553 гг.), Сервантес (1547-1616 гг.), Шекспир (1564-1616 гг.) и др.
Дальнейшая история Европы названа эпохой Просвещения (1650 – начало XIX в.): Англия – Локк, Коллинз, Дефо, Свифт, Ньютон ; Франция – Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Даламбер, Бомарше; Германия -Лейбниц, Гете, Шиллер; Россия – Кантемир, Ломоносов, Радищев, Фонвизин.
XVIII век – первые промышленные революции: возникновение машиностроения и химической промышленности, изобретение прядильной машины, паровой машины, механического ткацкого станка. Создаются европейские научные общества, академии, обсерватории, музеи и ботанические сады. В 1665 г. основан первый научный журнал. Сделаны крупнейшие открытия естествознания: Коперник (гелиоцентрическая система), Бруно (о бесконечности Вселенной), законы Кеплера, законы Галилея, Гершель (звездная астрономия), космогоническая концепция Канта – Лапласа, законы физики (Торричелли, Паскаль, Гюйгенс, Ньютон, Гук, Эйлер, Бернулли, Лагранж, Декарт, Ферма и др.), законы биологии (Линней, Ламарк, Левенгук, Гарвей, Дарвин и др.).
XIX век начался войнами Наполеона , национально-освободительными движениями в Латинской Америке, в испанских и португальских колониях. Крупным событием в мире явилось отмена рабства в США и крепостного права в Центральной и Восточной Европе. Впервые мир был потрясен экономическими кризисами перепроизводства. Возникают социалистические идеи (Сен-Симон, Фурье, Маркс, Энгельс). Не менее важными идеями того времени следует считать идеи анархизма (Прудон, Кропоткин). Но все же XIX век следует считать триумфом классического естествознания , подарившего миру огромное количество технических достижений: изобретение парохода (1807 г., США), паровоза (1814 г., Англия), введение в эксплуатацию первой железной дороги (1825 г., Англия), изобретение гальванического элемента – источника электрического тока (1800 г., Франция), создание электрического двигателя (1834 г., Россия), паровой турбины (1884 г., Швеция), дизельного двигателя (1897 г., Германия), пишущей машинки (1867 г., США), электрических источников света (1870 г., Россия), создание телеграфа (1832 г., Россия), прокладка трансатлантического телеграфного кабеля, соединившего Англию и Сев. Америку (1866 г.), изобретение телефона (1876 г., США), микрофона (1878 г., Англия), фонографа (1877 г., США), радио (1895 г., Россия), фотографии (1839 г., Франция), кинематографа (1895 г., Франция) и т.д. [2] .
Перечисление всех научных открытий XIX века заняло бы десяток страниц. Сотни страниц заняло бы перечисление открытий ХХ века. Поэтому будем предельно кратки и отметим наиболее яркие, на наш взгляд, открытия.
XX век – век научных революций, век невиданных темпов и масштабов развития всех сфер жизни общества, век мощных интеграционных процессов, век глобальных проблем, как выражение острейших противоречий нашего времени. Что касается естествознания, то здесь следует отметить резкую дифференциацию различных научных направлений, их прогрессирующую обособленность друг от друга, отсутствие системного подхода к решению возникающих проблем. В этой связи все настойчивее стала возникать потребность в исследованиях по системному подходу, как в области естествознания, так и в других научных дисциплинах. Можно сказать, что концепция системного подхода стала доминирующей в современном мире.
ХХ век начался с фундаментальных открытий в физике. К концу XIX века в физике сложилась ситуация, когда казалось, что до полного и окончательного познания Природы остался один шаг: были открыты законы классической механики и классической термодинамики, построено величественное здание классической электродинамики. Этот век принес в науку так много открытий, что подавляющее большинство ученых считало основные законы Природы окончательно установленными, а сущность большинства физических явлений – ясной и понятной. Казалось, еще один шаг – и физика станет предметом истории.
Но в начале ХХ века появилась новая наука – квантовая механика, создавшая концепцию корпускулярно-волнового дуализма: свет не обладает только волновыми или только корпускулярными свойствами. Природа электромагнитного излучения такова, что оно обладает и корпускулярными, и волновыми свойствами одновременно. Появилась новая физика – физика микромира. Открытие квантовой механики позволило создать уникальные технологии в области лазерной техники, полупроводников, атомной энергетики и многое другое.
С развитием науки появились другие факты, которые не укладывались в рамки классической механики. Одним из таких фактов стало экспериментально обнаруженное постоянство скорости света. Было установлено, что независимо от скорости движения источников и приемников света скорость света в вакууме одинакова во всех инерциальных системах отсчета. Это наблюдение не могло быть объяснено в рамках классической механики, так как в соответствии с законом сложения скоростей Галилея скорость света в различных системах отсчета должна быть разной. Принцип постоянства скорости света, а также новый принцип относительности, согласно которому не только законы механики, но и вообще все законы Природы одинаковы во всех инерциальных системах отсчета, легли в основу новой теории -специальной теории относительности – созданной в 1905 г. Альбертом Эйнштейном (1879 -1955). В рамках специальной теории относительности подверглись радикальному пересмотру ньютоновские представления о пространстве и времени. Этот пересмотр привел к созданию “физики больших скоростей” – релятивистской физики. При этом важно понимать, что релятивистская механика не отметает начисто законы механики классической, а является более полной теорией, которая имеет более широкие границы применимости (применима при высоких скоростях движения, близких к скорости света) и содержит в себе классическую теорию Ньютона в качестве своего предельного случая, случая малых по сравнению со скоростью света скоростей движения тел. В 1915 г. Эйнштейн выдвинул еще одну теорию, названную общей теорией относительности, которая обобщила основные результаты специальной теории относительности на случай неинерциальных систем отсчета и систем отсчета, которые находятся в поле сил тяготения. Открытия Эйнштейна привели к колоссальному прогрессу в изучении нашей Вселенной.
Следует напомнить, что прогресс физической науки был бы невозможен без использования современной математики. Действительно, физику можно достаточно строго разделить на теоретическую (дающую предсказания) и экспериментальную (проверяющую эти предсказания). Долгое время физический эксперимент был единственным критерием правильности физической теории. Но для многих современных физических теорий постановка эксперимента стала невозможной (например, в теории Вселенной), поэтому правильность таких теорий может быть подтверждена только непротиворечивостью используемой математики. Таким образом, у математики (долгое время «обслуживающей» теоретическую физику) появился свой собственный критерий правильности – абстрактная («чистая») математика. В этой связи, позиции теоретической физики и математики (которую иногда называют теоретической математикой) чрезвычайно сблизились и даже часто эти названия воспринимаются как синонимы. В настоящее время математика стремится придать физическим теориям, страдающим недостатком математической строгости, необходимую им непротиворечивость, восполняя, таким образом, отсутствующий экспериментальный критерий правильности.
Математика и физика сыграли ключевую роль при создании в ХХ веке новой науки – информатики. Новые информационные технологии прочно вошли в жизнь современного человека (телевидение, ЭВМ, интернет и др.). Физика стимулировала бурное развитие и других наук (химии, биологии, генетики, геологии и т.д.).
Успехи химических наук привели к широкому распространению разнообразных химических технологий (полимеры, удобрения, пестициды, мутагены и др.).
Геология расширила наши знания о внутреннем строении Земли и привела к широкому освоению невозобновляемых природных ресурсов (нефть, газ, уголь, и др.).
Биология раскрыла тайны строения и функционирования живой клетки. Генетика раскрыла тайны наследственности (Мендель, Морган, Уотсон и Крик). Благодаря открытиям Н.И.Вавилова были разработаны интенсивные технологии получения высокопродуктивных гибридных растений.
В наши дни темпы развития техногенной Цивилизации настолько убыстрились, что стали превосходить все разумные ожидания.
Современное общество стало «заложником» быстро меняющихся промышленных и информационных технологий. Отказ от плановой экономики и переход на рыночные отношения с необходимостью требует постоянного увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента, усложнения выпускаемых изделий и технологий их производства, увеличения частоты сменяемости выпускаемых изделий и, соответственно, – технологий.
Усложнение технологий обусловлено увеличением их «наукоемкости», что приводит ко все увеличивающимуся «отрыву» возможности понимания людей той техники, которой они повседневно пользуются. Использование таких «наукоемких» изделий превращается в «бездумное нажимание кнопок», дезориентацию в море новой информации и дезинформации, нарастанию психических расстройств.
Вся наша повседневная жизнь становится все больше и больше зависимой от бесперебойного функционирования электрических и компьютерных сетей. Малейшие сбои в этих сетях приводят к неуправляемым техногенным катастрофам, так как уровень «понимания» новой техники даже у специалистов неуклонно снижается. Все чаще мы вынуждены сетовать на, так называемый, «человеческий фактор».