Вы здесь

Альпинарии и камни в саду. Глава 1. Из века в век, от сада к саду (В. В. Лещинская, 2006)

Глава 1

Из века в век, от сада к саду

Истоки европейского садоводства

Так как европейская цивилизация зародилась на Ближнем Востоке, то истоки садоводства Европы нужно искать именно там. Предположительно, первые сады появились несколько тысячелетий назад в Шумере. И представляли они собой, ни много, ни мало, деревья, посаженные по обе стороны оросительных каналов. Легендарные висячие сады Вавилонии возникли значительно позже при царе Навуходоносоре II (VI в. до н. э.), превратившем страну в центр международной торговли. Самыми знаменитыми были «висячие сады Семирамиды» – одно из семи чудес Света. Вавилонские традиции садоводства проникли в Европу через персидскую и древнеегипетскую культуру. Подобно своим восточным предкам древние греки, а позже и римляне, предпочитали сады симметричной композиции, основу которых составляли деревья. Древесные аллеи украшались многочисленными колоннами, скульптурными композициями и фонтанами. При создании садов учитывались особенности естественного рельефа, который во многих регионах Средиземноморья был каменистым. Вообще, о достижениях античного садоводства можно судить по сохранившимся античным, преимущественно древнеримским, трактатам, содержащим подробные описания существовавших в то время садов.

После столетий средневекового застоя новая волна увлечения садово-парковым искусством возникла в эпоху Возрождения, ознаменованную обращением к античному прошлому. В это время сформировался стиль так называемого «террасного итальянского сада», отличительной особенностью которого были многоуровневые террасы из подпорных стенок, сложенных без раствора на основе камня, гравия и грунта. Террасы Возрождения создавались не столько ради красоты, сколько по практическим соображениям. Они не только укрепляли крутые склоны, по и позволяли приспособить их под сады, храмы, пахотные земли и даже целые поселения. Особенно богаты были террасными садами такие регионы, как Тоскана и Лация, гористый рельеф которых буквально располагал к созданию подпорных стенок. Типичные образцы террасного стиля эпохи Возрождения – творения знаменитого Дж. Виньола, автора садов Ланте и Капрарола.

Важным этапом в становлении садово-паркового искусства Европы стал XVII век. Именно тогда во Франции зародился регулярный, или классический, стиль, который еще называют французским. По сути, французский стиль не был чем-то уникальным, а продолжал многовековую традицию, берущую начало еще в античности. Возникновение стиля связывают с именем А. Ленотра, создавшего знаменитые парки Тюильри, Марли, Сен-Клу и, конечно же, Версаля – загородной резиденции Людовика XIV. Роскошные и подчеркнуто торжественные сады Ленотра полностью соответствовали духу французского абсолютизма. Его сады имели ценность не сами по себе, а в качестве важной составляющей огромного архитектурного ансамбля. Дворец с примыкающим садом представлял собой совершенно обособленный уголок, отгороженный от остального мира непроходимой живой изгородью или высокой чугунной оградой. Главный вход на территорию ансамбля находился в нижней части сада, откуда вид на дворец и прилегающие к нему цветники производил наиболее величественное впечатление. Весь архитектурно-парковый ансамбль был выстроен вдоль центральной оси, на которой располагались дворец и водный канал или бассейн геометрической формы с многочисленными фонтанами, фонтанчиками и каскадами. От центральной оси отходили прямые аллеи, ведущие лучами в глубь сада. Вся территория сада была поделена низкими партерами и высокими боскетами (стенками из ровно подстриженных деревьев и кустарников) на небольшие «залы». В центр такого «зала» обычно ставили песочные часы или куст падуба (лавра). Кроны деревьев и кустарников имели форму правильного куба, шара, конуса или пирамиды. Симметричные террасы соединялись между собой посредством аккуратных каменных лестниц. Для создания садовых дорожек использовалась каменная крошка или смесь гравия с песком. Цветной песок и гравий нередко шли и на оформление цветников. Вообще, камень в регулярных садах использовался исключительно в качестве исходного строительного материала, подлежащего тщательной и кропотливой обработке в соответствии с задумками архитектора. К типичным признакам регулярного сада относились геометрическая безупречность и симметрия цветников, четкие линии партеров, боскетов и мощеных дорожек, обузданная стихия одетых в камень водоемов. Никакой небрежности! Природная естественность приравнивалась к вульгарности. Из-за тщательно просчитанной симметрии, засилья правильных геометрических форм и обилия декоративных элементов французские сады выглядели предельно искусственно и театрально.

Одной из разновидностей французского стиля был итальянский сад, представлявший собой небольшой садик с приподнятым патио (внутренним двориком), примыкавшим к жилому дому. Итальянский сад был по-французски симметричен и разбит прямыми и диагональными дорожками на простые геометрические участки. В центре сада располагался небольшой фонтан или искусственный водоем, заключенный в каменную оправу. Вокруг садовой доминанты группировались цветники геометрической формы, многочисленные контейнеры с цветами и садовая мебель. И повсюду были скульптуры! По периметру садика шла высокая каменная ограда или непроходимая стена живой изгороди.

Небольшими размерами и ухоженностью отличается и голландский сад, запечатленный на картинах малых голландцев. В центре композиции размещался образцово-показательный газон с миксбордерами и групповыми посадками по периметру. Деревья в голландском саду встречались крайне редко и только в обрезанном виде. Кукольные размеры сада подчеркивали непременные атрибуты голландского быта: колодец, миниатюрная мельница, тачка с цветами и т. п. Вдоль забора была посажена аккуратная живая изгородь из высокорослых кустарников.

В Испании сложился свой самобытный стиль планировки сада – мавританский, истоки которого уходят корнями в сады мусульманских стран. Испания долгое время (с VIII по XIV век) находилась под влиянием арабов, что не могло не сказаться на ее культурных традициях. Подобно итальянским и голландским садам, испанский садик имел небольшие размеры. В центре него располагался миниатюрный водоем; а по периметру сада шли галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Отличительной особенностью испанского сада было большое количество декоративно цветущих растений и пряных трав. Кустарники и деревья не подрезали, предоставляя им полную свободу для роста. Ярким образцом мавританского стиля являются сады Альгамры и Генералифа в Гранаде.

Уже в конце XVIII столетия стерильность классического стиля уступила место восторженности идиллических садов, как будто специально перенесенных в дворцовые резиденции из сельской местности. Ставший модным призыв французского мыслителя и педагога Ж.-Ж. Руссо «Возврат к природе!» был воспринят французской знатью слишком формально. В садах появились запущенные пруды, простые садовые скамейки, зеленые полянки и живописные заросли низкорослых деревьев, а также огромное количество цветов всевозможных расцветок. Отдельные смельчаки отважились посадить рядом с декоративными растениями овощные культуры. Однако, заимствовав внешнюю форму, владельцы роскошных садов не потрудились ознакомиться с содержанием. А потому, несмотря на кажущуюся близость к природе, идиллическим садам, как и садам регулярного стиля, не хватало естественности и гармонии с окружающей средой.

В начале XVIII века в европейском садово-парковом искусстве произошел настоящий прорыв. Пока континентальные садоводы во всю трудилась над усовершенствованием регулярных садов, на Британских островах оформился кардинально противоположный подход к оформлению сада, итогом которого стало появление пейзажного, или ландшафтного, стиля. По мнению исследователей, возникновению пейзажного стиля способствовало сразу несколько факторов. Во-первых, уже упомянутая в Европе мода на природность и новое отношение к окружающей и человеческой природе. Во-вторых, протестантские ценности зарождающейся британской буржуазии. В-третьих, восточные влияния, которые ощутила на себе Англия XVIII столетия. И в первую очередь, влияния китайского и японского искусства создания садов.

Отправной точкой в создании пейзажного сада служили особенности местного ландшафта. В отличие от французского, английский сад не был инородным телом, а органично вписывался в окружающую природу. Английские садоводы стремились использовать растения и материалы, характерные для данного региона. Они не ставили себе целью полностью переделать попавший в их руки участок земли, а лишь слегка ретушировали его, исправляли «недостатки», подчеркивали достоинства. Жилая постройка не была той самой «печкой, от которой пляшут». Ее тщательно маскировали зеленью свободно растущих деревьев. Отдельные элементы сада соединялись между собой извилистыми дорожками из камня, гравия или древесных спилов. Для пейзажных садов были характерны асимметрия, плавные линии, размытые границы. Камни использовались в своем первозданном виде или в качестве строительного материала для гротов (рис. 1), имитаций античных, средневековых или восточных сооружений (индийских храмов, китайских пагод), которым в духе моды давали романтические названия. Несколько позже распространилась мода на украшение крупных поместий группами из массивных камней. При этом между камнями практически не высаживали декоративные растения, кроме папоротников и некоторых вечнозеленых видов. Вообще, декоративно цветущих растений в английских парках было мало, но отбирались они очень тщательно. Большое внимание уделялось форме и окраске не только цветков, но и листвы. Помпезным цветникам геометрической формы предпочитались живописные группы из полевых и лесных многолетников, высаженные около дома. В наши дни наиболее интересные образцы пейзажного стиля можно встретить в садах Стоу, георгианской усадьбе Бенингтон (Хартфордшир), террасных садах Котхил-Хаус (Корнуолл), земляном амфитеатре Клермонт-парка, водных садах Стейпли (Чешир) и многих других уголках Великобритании.




Именно в рамках пейзажного стиля в конце XVIII века зародилось направление ландшафтного дизайна, связанное с созданием каменистых садов. Первые попытки искусственного разведения декоративных растений среди камней не всегда были успешными, поэтому вплоть до середины XIX столетия каменистые сады не получили боль шого распространения. Однако уже в 60-70-е года сады с альпийскими растениями имели все уважающие себя ботанические сады Европы и многие садоводы-любители.

На Руси первые сады появились еще в XI веке и до XVI века включительно принадлежали главным образом монастырям. Во времена татаро-монгольского нашествия большая часть садов была разорена. В XVI веке стали популярны дворцовые сады, среди которых особое место занимали сады Московского Кремля, сады вдоль Яузы и Москвы-реки. Одним из самых известных садов того времени был Васильевский сад, по преданию, созданный сыном Дмитрия Донского – Василием Дмитриевичем. Кроме дворцовых садов, Россия была богата незатейливыми частными садами, которые состояли преимущественно из фруктовых деревьев и ягодных кустарников. По краям садов сажали черемуху и рябину, а также разбивали огороды, большей частью капустные.

В эпоху царствования Петра Великого было положено начало большим парковым ансамблям. В это же время в Москве появился «Аптекарский огород», из которого в дальнейшем вырос ботанический сад Московского Университета. XVIII век прошел под знаком регулярных садов, которые, несмотря на очевидное европейское происхождение, все-таки отличались от своих зарубежных аналогов. Дело в том, что любовь и уважение к природе заложены в самом характере русского народа, поэтому регулярный стиль садоводства был менее строг и искусственен, чем во Франции. Стриженая зелень кустов и деревьев, затейливые узоры цветников, аккуратные газоны, широкие и прямые дорожки, – все это незаметно превращалось в узкие петляющие тропинки, ведущие на берег запущенного озера или к поросшему полевыми цветами лугу. Наверное, самым знаменитым садом XVIII века был сад П.А.Демидова, разбитый около Донского монастыря. В демидовском саду было собрано более 2000 видов и сортов редких растений, которых не было больше ни у одного россиянина. Сам сад имел форму правильного амфитеатра с террасными площадками разной ширины и высоты, но одинаковой длины. На территории сада было построено множество каменных оранжерей: с ананасами, виноградом, пальмами и тропическими растениями. Кроме того, в саду был большой пруд и птичник с редкими птицами и растениями, выписанными из Европы. На самой нижней площадке амфитеатра росли карликовые деревья со всего света.

В XIX веке садово-парковое искусство России достигло наивысшего расцвета. Чего только стоят парки Петергофа, Ораниенбаума и Царского Села, Царицыно, Архангельского и Кусково?! Являясь продолжением окружающей природы, садово-парковые ансамбли были одновременно продуманными подсобными хозяйствами со своим домашним скотом, пасекой, огородом и т. п. Русские усадебные сады представляли собой органичный симбиоз красоты и пользы. Причем порой представления о красоте были своеобразны. Подобно гнезду сороки, которая тащит все, что попадется ей на глаза, усадебные парки изобиловали египетскими павильонами, средневековыми руинами, готическими храмами, китайскими и мавританскими беседками. Ко всему прочему некоторые усадебные парки являли собой места увековечивания реальных исторических событий и заслуг их владельцев. Так, в 1810-1820-х годах многие подмосковные усадьбы превратились в мемориалы Отечественной войны 1812 года.

Сады Поднебесной

На развитие садово-паркового искусства Европы огромное влияние оказали сады Древнего Китая. Первые сады на территории Китая появились во II тысячелетии до н. э. вокруг императорских дворцов и буддистских храмов и представляли собой тщательно продуманные и искусно обработанные природные ландшафты асимметричной планировки. Наиболее выразительные участки сада подчеркивались изящными беседками и пагодами, горбатыми мостиками и зигзагообразными лестницами. Главное, что требовалось от китайского садовода, – чтобы сад выигрышно смотрелся со всех основных точек обзора. Позже появились сады ученых (для вдумчивых прогулок философов и ученых мужей), сады естественных пейзажей (для созерцания природы в ее первозданной красоте) и небольшие домашние садики, которые разбивали около частных домов.

Независимо от своего назначения, ни один китайский сад не обходился без водоема, тихого и спокойного, с россыпью многочисленных островков. Чаще всего это был пруд, иногда неспешный ручей. Берега водоема – причудливой формы, изрезанные заливами и полуостровами. Огромное значение имели не только те элементы, которые находились на территории водоема (острова или мостики), но и их отражение в зеркале воды. Из растений встречались главным образом декоративно цветущие травы (астры, хризантемы), ива, яблоня и кипарисовик, а в северных провинциях Китая – также кедр и береза. Китайские сады обращались не к разуму человека, а к его чувствам. Это сады настроения, поэтому одним из основных композиционных средств был цвет. Китайские сады до краев наполнены красками, преимущественно яркими: красным, оранжевым, желтым, голубым… Каменные дорожки выложены из разноцветной гальки, часто с изображением мифических животных; крыши садовых построек окрашены в жизнеутверждающие цвета; в разных углах сада растут цветы самой разнообразной окраски; в водоемах резвятся косяки пестрогрудых рыбок. Все элементы сада гармонично подобраны по цвету с таким расчетом, чтобы человек, оказавшийся в саду, испытал то или иное настроение – радость, легкую грусть или даже настороженность.

Практически все сады Поднебесной оформлялись специалистами фэн-шуй – древнейшего учения по организации пространства. В основе фэн-шуй, рассматривающего взаимосвязи между человеком и окружающим его пространством, лежали законы многовековой китайской мудрости. На практике фэн-шуй представлял собой сложную систему принципов и правил благоустройства территории, разработанных на основе конфуцианства, даосизма и буддизма, господствовавших на территории Древнего Китая. Конфуцианство дало фэн-шуй идеал добродетельного человека, живущего в гармонии с окружающим миром и самим собой. Даосизм осуждал искусственность и призывал человека слиться с природой. Из буддизма пришло представление о двойственной природе любого проявления Вселенной, состоящей из двух начал: активного «ян» и пассивного «инь».

Название «фэн-шуй» образовано двумя китайскими иероглифами, обозначающими «ветер» и «вода». Дословный перевод понять нелегко, что делает учение еще более привлекательным в глазах европейцев. По фэн-шуй, место, где живет человек, оказывает огромное влияние на его жизнь. Оно способно как помогать, так и препятствовать человеку на его жизненном пути. Согласие с окружающим пространством порождает гармонию; наоборот, насилие над ним чревато бедами. Ключевые понятия фэн-шуй – связь («дао»), равновесие («инь-ян») и энергия («ци»). «Дао» подразумевает, что все живое связано друг с другом. Между человеком и выбранными им местом также должна быть внутренняя связь. Иными словами, при выборе места расположения дома или сада необходимо руководствоваться собственными чувствами, прислушиваться к своему сердцу. Хорошо, если место напоминает о детстве, освежает давно забытые, но при этом весьма приятные воспоминания. Равновесие означает, что пространство должно быть организовано таким образом, чтобы в нем присутствовали вещи или явления, образующие противоположности. Единство противоположностей выражается парой двух начал: пассивного «инь» и активного «ян». Через «инь-ян» можно описать Вселенную и любое ее проявление. «Ян» – это небо, дух, время, жара, работа, камни. «Инь» – земля, тело, пространство, отдых, холод, вода. Энергия («ци») – это источник жизнедеятельности. «Ци», постоянно циркулирующая в пространстве, способствует физическому, эмоциональному и духовному развитию человека.

До сих пор фэн-шуй остается самым авторитетным учением по организации пространства, будь то городской сад или малогабаритная квартира. К примеру, один из самых современных городов мира – Гонконг – строился и продолжает застраиваться с учетом традиционных канонов фэн-шуй. И если в первых, ставшими классическими, трактатах фэн-шуй практически отсутствовали конкретные рекомендации, то современные издания как китайские, так и западные, так и кишат общими и частными правилами, как сделать свой дом, офис или сад своим союзником.

Идеальным местом для практики фэн-шуй считается местность с неровным, даже скалистым рельефом. На севере, западе и востоке участка должна быть естественная защита в виде гор, холмов или леса. Фасад жилого дома должен выходить к солнцу – на юг: отсюда поступает главная энергия, питающая дом. Если южная сторона участка блокирована, например, лесом или высокой непроходимой оградой, это может вызвать блокаду и в жизни обитателей дома. Огромное значение имеет общее расположение участка: на вершине холма, во впадине или на склоне. Наиболее благоприятным является последний вариант, тогда как при расположении дома слишком высоко или слишком низко его обитатели окажутся под давлением негативной энергии. Следует обратить внимание и на форму участка. Квадратная или прямоугольная форма более предпочтительная, чем неправильная или односторонняя, вызывающая энергетические турбулентности. Каноническим примером архитектурно-садового комплекса, созданного по всем правилам фэн-шуй, является императорский дворец путешествий в Ху-Кью-Шан.

Сад, по фэн-шуй, представляет собой наиболее гармоничную среду обитания. Он не просто посредник между человеком и природой. Организованный по всем правилам, он становится мощным орудием духовного преображения человека. В саду обязательно должны быть входная дверь, извилистая дорожка, ведущая вглубь сада, ограда и уединенное место для отдыха. Желательно наличие водоема, так как вода для китайцев является символом богатства.

Каждый сектор сада, как считают китайцы, имеет свое предназначение и поэтому должен быть организован определенным образом, и никак иначе. Так, зону входа не рекомендуют засаживать декоративными растениями. Это должно быть достаточно свободное пространство, по которому могла бы беспрепятственно циркулировать энергия «ци». Вообще же, от того, как оформлена зона входа, зависит целостное впечатление от сада.

Слева от входа располагается «зона мудрости», для оформления которой лучше всего подойдут растения с желтыми соцветиями, призванными символизировать ясность ума. Именно в этой зоне, согласно учению фэн-шуй, и следует разбить каменистый садик.

Справа от входа будет находиться «зона сострадания», которая должна создавать атмосферу спокойствия и уюта, что будет способствовать добрым начинаниям, направленным на заботу о ближнем. В этой зоне обычно производят посадку плодово-ягодных кустарников и растений с приятным запахом.

В центре сада находится «зона здоровья», для оформления которой лучше всего подойдут вьющиеся растения. Эта зона, как и зона сада, не должна быть чрезмерно засажена, чтобы не создавать помех движению «ци».

Слева от центра разместится «зона общества» – лучшее место для обустройства водоема, а справа – «зона потомства», одновременно являющаяся и «зоной творчества», в которой специалисты фэн-шуй рекомендуют высаживать растения, символизирующие силу духа, саморегуляцию и бессмертие (сосна, хоста, аризема).

В замыкающей части сада располагается «зона будущего», с которой китайцы связывают желтый, синий и особенно красный (огненный) цвета. Здесь место ирисам, крокусам и декоративным видам с пестрой листвой треугольной формы.

Многообразие японских садов

История японского садоводства насчитывает порядка 1300 лет. За это время Япония накопила достаточно опыта в создании садов. Основные традиции садоводства были заимствованы японцами у своих ближайших соседей – китайцев. Начиная с III века, в Японию хлынул поток мигрантов из Древнего Китая и Кореи, в результате чего уже к VI веку бросалось в глаза влияние Поднебесной на японскую культуру. Особенно по душе японцам пришелся основной источник китайского влияния – буддизм. Именно буддизм, вернее, его разновидность дзен, лежит в основе

большинства японских феноменов: чайной церемонии, икебаны, бонсай, поэзии и даже самурайского кодекса чести бусидо (пути воина). Но, как это произошло практически со всеми китайскими заимствованиями, японцы не просто перенесли достижения китайской культуры на свою почву, а творчески переработали их. В результате возник уникальный феномен под названием «японские сады» с самобытной эстетикой и особой философией.

Первые японские сады очень напоминали китайские: та же асимметричная планировка, те же искусственные холмы и кукольные павильончики. Но уже через несколько столетий японцы создали собственную теорию садово-паркового искусства и свои, ни на что непохожие, сады. В первом дошедшем до нашего времени японском трактате по садоводству «Сакутэйки», написанном во второй половине XI века могущественным аристократом и садоводом Т.Тосицуна, детально изложены принципы создания пейзажных садов. Основополагающий постулат японского садоводства – класть вещи там, где они уместны. Т.Тосицуна призывал художников-садоводов сначала положить самый важный камень, на котором будет держаться вся композиция, затем положить второй по значимости камень и так далее. В отличие от европейских и китайских садоводов, которые прежде чем приступить к созданию сада, разрабатывали проект, у японских садоводов замысел возникал в процессе работы, под вдохновением от естественной красоты природы. Второй, не менее важный постулат японского искусства создания садов назывался «сяккэй», что в переводе с японского означает «заимствованный пейзаж». Суть «сяккэй» заключалась в том, что при создании сада необходимо учитывать окружающий ландшафт и использовать только те строительные материалы и растительность, которые характерны для данной местности. Японский сад – как бы связующее звено между жилым домом (храмом) и его более широким природным окружением. Японские мастера создали свои великолепные сады в соавторстве с природой. Им чуждо было то насилие над природой, которое отличало французских садоводов.

Все элементы японского сада обозначали большее, чем они были на самом деле. Насыпи и группки камней олицетворяли горные цепи, небольшие водоемы – моря и океаны, отдельные камни – острова. Каждая деталь, будь то светильник, колодец или скамейка, наделялась сложным внутренним смыслом и была не просто красива, но и функциональна. Поэтому в японском саду не было лишних деталей! Ни один элемент не повторялся; все сооружения были уникальны. Общая композиция сада отличалась асимметрией, лаконизмом и сдержанностью, а также тем, что японцы называют «внутренней красотой», которая раскрывается не сразу, а постепенно, но, раскрывшись, завораживает. Японские сады не предназначались для пикников или разнузданного веселья. Главным образом, это сады для медитации и вдумчивого созерцания. Оказавшись в японском саду, человек полностью попадал под власть безмятежного настроения и умиротворяющего спокойствия сада.

На протяжении столетий стиль японских садов претерпевал изменения, часто под влиянием все той же китайской культуры. Например, в XIII веке из Китая пришел чай, а спустя два столетия в Японии сложилась культура чайной церемонии, оказавшая значительное влияние на дизайн садов. Мастера чайной церемонии собственноручно возводили беседки, предназначенные для проведения ритуала. К беседкам прокладывали каменные дорожки, чтобы участники чайной церемонии не вытаптывали мох. Все дорожки были прерывистыми, чтобы по ним не смогли пройти злые духи. Двигаться по каменной дорожке нужно было не спеша, время от времени останавливаясь, дабы иметь время насладиться красотой окружающего сада. Вдоль дорожек устанавливали каменные фонари, предназначенные для освещения сада во время проведения чайной церемонии в сумерках. И сама чайная беседка, и каменные дорожки с фонарями, и каменная чаша пукубай для омовения лица и рук, и колодец, – все это атрибуты так называемого «чайного сада».

Одновременно со стилем чайного сада возник и самый знаменитый стиль японского сада, не имеющий аналогов в европейском садоводстве, – стиль «сухого пейзажа» (карэсансуй), более известный как «сад камней». Мало кто знает, что этот уникальный феномен появился в подражание китайской одноцветной живописи. В XIV–XV веках стиль сухого пейзажа достиг максимального расцвета, но продолжает пользоваться популярностью и в настоящее время. Отличительной особенностью сухого сада является отсутствие воды и редкая растительность. Все элементы сада выполнены из камней, имитирующих моря-океаны с «разбросанными» по их поверхности островами. И все это сделано в сдержанной манере дзен. Море-океан выполнен из мелкой гальки или песка, на поверхности которого при помощи особого инструмента, похожего на бамбуковые грабли, нанесен рисунок, имитирующий круги на воде (рис. 2). На фоне песка (гальки) разложены группы неотесанных камней. Каждая группа образована тремя камнями, символизирующими буддийскую триаду. Обычно эти камни имеют имена буддийских архатов (Будд) и связаны с каким-нибудь буддийским мифом. Размер, форма и прочие свойства камней не случайны, а тщательно продуманы в соответствии с определенным символическим наполнением сада. Ходить по саду камней категорически запрещено. Впрочем, ни одному японцу эта мысль даже не придет в голову.

Стиль «сухого пейзажа» был характерен в первую очередь для садов, расположенных на территории дзен-буддистских храмов и монастырей.

Самый известный из них – южный сад возле храма Рёан-дзи (Миролюбивого Дракона) в Киото. Одновременно это и один из самых таинственных примеров стиля сухого пейзажа. Пространство прямоугольного сада с трех сторон ограничено глинобитной стеной, а с четвертой стороны – обзорной террасой, предназначенной для посетителей. На белом фоне мелкого гравия расположены 15 групп камней, но с какой точки ни посмотришь на сад, одна группа камней будет всегда ускользать от взгляда. Одновременно все 15 островков увидеть невозможно! Захваченный игрой «найди пятнадцатый островок», ты непостижимым для себя образом оказываешься во власти сада. Круги на поверхности гравийного «водоема» перехватывают твой взгляд и увлекают его в заданном направлении от одной группы камней к другой, пока ты окончательно не впадаешь в медитативное состояние.

Еще одна чрезвычайно интересная разновидность японских садов – сады цубо-нива. Так называются миниатюрные садики, расположенные на территории жилого дома. Впервые цубо-нива был использован в создании жилого комплекса Ёсида в 1909 году. Маленький садик, отделявший фасад здания от жилых помещений, создавал иллюзию того, что ты находишься не в доме, как оно есть на самом деле, а на улице. Обязательными элементами цубо-нива являются маленький каменный фонарь и группа бамбуковых кустов. Кроме них в саду могут быть миниатюрные растения и декоративные камни.

Основные композиционно образующие элементы японского сада, – вода и камни. Без них не обходится ни один сад, в каком бы стиле он не был выполнен. А вот растений в японском саду может и не быть. Почему именно вода и камни? Ответ – в религиозных верованиях японцев, для которых камни – символ светлого мужского начала «ян», а вода – символ темного женского начала «инь». Противостояние «ян» и «инь» лежит в основе всего сущего, и пейзажный сад не исключение.




Согласно синтоистской традиции, камни являются обиталищем различных духов. Отсюда огромное почтение японцев к этим дарам природы: камни можно встретить не только в садах, но также около храмов, общественных зданий и частных домов. Существует целое искусство расположения камней – «сутэ-иси». Камни, используемые для создания японских садов, делятся на два вида: оригинальные и невзрачные. Для сада важны и те, и другие. Без камней причудливой формы сад будет лишен очарования, без невзрачных камней будет казаться искусственным и негармоничным. При создании сада японские мастера учитывают те эмоциональные состояния, которые вызывают определенные варианты раскладки камней. Так, крупные камни обычно кладут горизонтально, что в большей степени соответствует настроению покоя. Вертикально стоящие камни используют для создания скал и крутых склонов. При этом японцы отдают предпочтение необработанным, искривленным и нестабильным камням. Чаще обычно используют местные камни, «японского производства», но не брезгуют и привозными.

В японских садах мало декоративно цветущих растений и много хвойных или вечнозеленых деревьев и кустарников. Излюбленные растения японцев – зонтичная сосна (символ долголетия), бамбук (символ стойкости и благородства), дуб (символ силы), а также сакура (символ духовной красоты) и японский клен. Последний особенно эффектно смотрится осенью, когда лапчатые листья окрашиваются в ярко-красные тона. Расположение растений подчинено определенным закономерностям. Например, дуб обычно помещают в центр композиции, а японский клен – на западе, чтобы свет заходящего солнца подчеркивал красоту его листвы. Молодую поросль вечнозеленых растений аккуратно подрезают, не переходя при этом грань между естественностью и искусственностью. Подрезание используют только для придания растениям опрятного вида, но не как технику создания причудливой формы. При выборе декоративных растений учитываются сроки их цветения и изменение окраски листвы. Высаживают их таким образом, чтобы по мере продвижения по саду красота пейзажа не убывала.

Все многообразие стилей современных японских садов можно свести к трем типам:


1. Холмистые сады (пукияма сансуй),

2. Равнинные сады (хиранива),

3. Пересеченные сады.


Холмистые сады имеют достаточно большую площадь и в идеале состоят из 5 холмов, один из которых – центральный – символизирует священную для японцев гору Фудзияму. В холмистом саду обязательно присутствует водоем с несколькими островками из 10 камней. Равнинные сады разбивают на ровной плоскости. Наличие водоема необязательно, но те или иные резервуары с водой (колодцы, раковины для омовения) должны присутствовать. Пересеченный сад представляет собой миниатюрную модель горного ландшафта, композиционным центром которой является небольшое озеро. К типу пересеченного сада относятся сады чайных церемоний. Сад в технике «сухого пейзажа» может быть как равнинным, так и холмистым.

Практически все стили японского садоводства, дошедшие до нашего времени, можно увидеть в Киото. В частности, интересным примером японского сада является сад мхов при храме Сайходзи. Композиция сада строится вокруг пруда, выполненного в форме иероглифа, обозначающего сердце. Над водной гладью пруда возвышаются небольшие каменистые островки. Земля и камни в саду Сайходзи покрыты красивым мхом, тщательно подобранным по цвету. Японцы верят, что во мхах, как и в камнях, обитают духи природы.