Евгений Фарафонов
Хаос и Космос: работа с частями колоды Таро
Хаос и Космос – два взаимно переплетенных состояния мира. Упорядоченная Вселенная Космоса возникает из несвязанных, свободно перемещающихся частиц и бесконтрольных потоков Хаоса. Эта метафора хорошо отражает две стороны работы с любой мантической системой. Об этом и пойдет речь в данном эссе.
Подлинной истории Таро с самого начала мы не знаем наверняка и можем только догадываться, строить логические цепочки или красивые литературно-метафизические версии. Важно другое. Придя из глубины веков – а к XV веку колода уже существует в более или менее знакомом нам виде, – Таро содержит много значений, нитей и слоев интерпретации. И, вероятно, все они появились не сразу в «готовом» виде, подобно Афине-Палладе, вышедшей из головы Зевса в полном сиянии славы. Куда правдоподобнее, что это «веретено» постепенно, столетиями, наматывало на себя все новые и новые подробности, идеи и соответствия. Так из Хаоса появляется величественный Космос Таро с их 78 арканами, связями и переходами, подобные хорошей архитектуре или шедевру музыки.
Мы, изучающие Таро, как, впрочем, и любую другую систему, можем работать в двух основных ипостасях: как ученик или как консультант. Ученик (в полном смысле этого слова) находится в процессе познания, между ним и Вселенной происходит глубокий диалог, где третьему места, в общем-то, нет, а карты играют роль своеобразного ключа и ориентира. Об этом мы говорить сейчас не будем. Обсудим то, как мы работаем с другими людьми.
Ситуация пришедшего – кверента (спрашивающего) – полна Хаоса в том смысле, что она противоречива, запутана и неочевидна в своем разрешении. И наш гармонически настроенный инструмент Таро помогает ее структурировать, придает отчетливые очертания и показывает внутреннюю логику. Даже если считать, что гадательная практика – всего лишь психологическая «проекция на неоднозначные символы», этого уже более чем достаточно, чтобы оказать действенную помощь нуждающемуся. Увидев что-то со стороны, соединив в своем сознании блуждающие и нестройные отрывки, прояснив свою ситуацию, человек куда более адекватно и свободно принимает любое решение.
Здесь мы и остановимся на философской части и перейдем непосредственно к практической.
Итак, система Таро, с моей точки зрения, далеко не так целостна, как можно было бы предположить. И это нисколько не мешает получать хороший практический результат в повседневной работе. Но подобный взгляд дает мне свободу легко экспериментировать и, возможно, даже нарушать устоявшиеся каноны.
Начнем же мы с того, что колода вполне логично может быть разделена на части. Самое простое деление, против которого, на моей памяти, никто не возражал, это Старшие и Младшие арканы.
Старшие арканы – это большие силы. Их влияние известно как архетипическое, непреложное, судьбоносное. Практика каббалистической магии (см., например, Д. М. Крэг) выводит эту часть колоды в авангард, с ней проделываются многочисленные медитативно-ритуальные действия мистериального характера. Это та «пушка», из которой неразумно стрелять по «воробьям»… Я рискую повториться, говоря о том, что и так уже известно многим читателям, но цель у этих повторений есть. Никогда не стоит думать, что что-то познано до конца, велика вероятность ошибиться. Например, то, что я рассказал в нескольких предложениях – канон, который вполне можно и нарушить, если это позволит вам решить поставленную задачу более простым, элегантным и творческим способом. Это правда: оперировать Старшими арканами при вопросе «Что принесет мне поход в булочную?» несколько громоздко, но отнюдь не невозможно.
Давайте для примера рассмотрим расклад, который даже технически возможен только с этой частью колоды. Кто-то называет его «Раскладом Ленорман», что, видимо, повелось с тех пор, как А. Котельникова в своих книгах описала его под названием «Развитие и совет» в работе именно с этой колодой (т. н. «Малой Ленорман»). Лейтмотив расклада метафизически обоснован и по-своему технически красив, даже совершенен – «из прошлого вытекает настоящее, а из него в свою очередь будущее». Отделите Старшие арканы от Младших. Это тот случай, когда лучше вдумчиво и медитативно перемешивать карты, выкладывая их на столе. Расклад более предназначен для конкретных процессов и дел («Как пойдет такое-то дело?»), чем для общего прогноза, но и это не исключено. Прочувствуйте этот процесс сполна, и когда «легкое сопротивление перемешиванию» даст о себе знать, сложите карты стопкой. Еще раз сосредоточьтесь на вопросе и снимите (сдвиньте) колоду. На себя или от себя? – как и любое ритуальное предписание, с практикой это становится все менее важным. Но в общем смысле примерно так: вопросы «обо мне» – сдвигаем на себя (или кверент на себя), вопросы «о других» – от себя. Выложите и откройте первую карту сверху. Она олицетворяет прошлое, предысторию заданного вопроса. И здесь толкование зависит от мастерства и интуитивного чутья практика, будем ли мы говорить о высоких метафизических значениях или рассмотрим символизм в повседневном ракурсе. Как бы то ни было, помните, что именно вопрос определяет уровень ответа. Вторая карта расклада определяется номером первой. Так, если в качестве «прошлого» нам выпал XIV аркан Умеренность, то следующей картой станет 14-я, отсчитанная сверху в оставшейся колоде – «прошлое определило настоящее». Выкладываем эту карту на стол, а предыдущие отсчитанные тринадцать я лично предпочитаю, не меняя их порядка, положить вниз колоды (это действие символически отражает тот факт, что время целостно и замкнуто в себе, подобно мифическому змею Уроборосу, кусающему собственный хвост). Аналогичным образом, номер карты (аркана) «настоящего» укажет, какая карта сверху должна быть отсчитана из колоды, чтобы показать «будущее»… Что радует меня в таких «примитивных» раскладах, так это возможность проявить все свое мастерство толкователя. Отметьте, что при всей ограниченности набора символов – всего-то 22 – количество сочетаний и их порядок (например, Маг—Сила или Сила—Маг) весьма богато. Тут-то и начинаешь замечать то, как на соседних картах играют отдельные детали, нюансы…
Так, минимальными средствами мы можем получить максимальный результат. Ведь известно, что чем больше карт выложишь, тем сложнее и запутаннее будет толкование и велика вероятность того, что Космос вновь перейдет в Хаос.
Для полноты изложения техники этого расклада – пара важных деталей. Во-первых, у нас есть нулевой аркан Шут. Его появление на любой, а особенно на первой позиции, служит своего рода блокировкой, как бы говоря: «Информации об этом для тебя сейчас нет». Этот естественный эффект я использую для того, чтобы перепроверить запрос кверента на истинность, проговорить какие-то важные детали, например, то, как он, клиент, собирается использовать полученную информацию. Иногда отложить карты и больше не задавать вопросы – это к благу. Во-вторых, может случиться так, что на второе место выпадет карта Мир, и тогда мы не сможем отсчитать из оставшихся карт 21-ю (ее там просто нет). Красивое хрестоматийное толкование этой ситуации: «Будущее этой ситуации находится в процессе решения; сделайте паузу».
Младшие арканы, которых осталось 56, – «первопредок» нашей обычной колоды игральных карт. В этой части структурированность еще более очевидна, поскольку задается четырьмя мастями. Описывать всевозможные гадательные действия было бы несколько избыточным, здесь вам поможет любая книжка с раскладами для «простых» карт. И если так случилось, что вы пренебрегали или просто не замечали этот материал, не поленитесь взглянуть на него экспериментальным взглядом исследователя. Глубине трактовок и технической изобретательности некоторых текстов может позавидовать и солидная книга о Старших арканах. (Помнится, много уже лет назад, буквально на заре моих мантических опытов, мне подарили книгу «Торот. Тайное цыганское искусство гадания на 52 картах с Джокером». Как следовало из аннотации, этот текст являлся пересказом одной московской гадалки некой старинной и впоследствии похищенной рукописи. Как бы то ни было, но психологизм и точность некоторых высказываний тогда, более 20 лет назад, сильно меня потрясли…)
Давайте взглянем на возможности этой части колоды, превратив один из незамысловатых пасьянсов в предсказательную практику. Речь пойдет о таком частом и простом вопросе «сбудется/получится ли…». Я предлагаю вслед за мной взять Младшие арканы, перетасовать, снять и, повернув снятую часть на 180 градусов, соединить колоду обратно. Вновь перетасовать, снять, развернуть, соединить. И, если ритуальные действия важны для вас, проделать это же в третий раз. Итак, колода, в которой теперь есть как прямые, так и перевернутые карты, готова. Впредь я буду опускать тот момент, что при перемешивании нужно концентрироваться на интересующем вас вопросе; это нечто само собой разумеющееся…
Разложите карты на четыре стопки. Возьмите первую и последовательно вынимайте карты сверху до тех пор, пока вам не встретится любой из Тузов. Туз верните назад, а вынутые до него карты отложите – они нам больше не понадобятся. Проделайте то же самое с оставшимися тремя стопками. Возможно, в какой-то из них Туза не окажется, в этом случае все карты убираются как ненужные. Теперь все стопки (из оставшихся в них карт) складывают друг на друга, и получившаяся в результате колода раскладывается на три. Повторяем процесс отбора карт до Туза (который, как помните, остается лежать в стопке наверху). Собираем три стопки в одну колоду и раскладываем ее на две. Выбираем лишние карты до Тузов. Собираем стопки и раскладываем карты, можно сказать, на одну стопку, т. е. попросту друг на друга. Убираем лишние. И выкладываем оставшиеся карты, включающие в себя и Тузы, в один ряд. Карт может оказаться как очень много, так и всего четыре (т. е. только Тузы). Уже этот показатель становится важным для меня. Если дополнительных карт кроме Тузов много, то в ситуации, где мы анализируем «сбудется то-то или нет», много дополнительных нюансов и возможностей, миру есть что сообщить нам с кверентом. Во-первых, смотрим на сами Тузы. Каждый из них, лежащий в прямой позиции, говорит свое «да» в пользу исполнения желания; если все четыре в прямой позиции – высока вероятность позитивного исхода, «исполняемости» задуманного. Может быть и ситуация с точностью до наоборот – все Тузы перевернуты: увы, но нет! Может быть и 50 на 50, и 25 на 75. Вот здесь-то и приобретают свое особое значение дополнительные карты, если они остались. Любая карта, следующая за прямым Тузом, показывает, что будет способствовать исполнению задуманного; те же карты, что лежат за перевернутым, – что помешает, воспрепятствует, заблокирует, снизит шансы. Для практика и любого, кто готов к экспериментам, здесь масса информации, остальное – уже лирика и детали…
Мы не поговорили еще об одной из самых интересных частей колоды – фигурных картах, иногда называемых «Королевским двором». О них, в принципе, не так уж часто говорят подробно (за исключением одной относительно недавней книги, речь все больше идет об отдельных заметках или раскладах с их участием). А работают с ними, как вы можете догадываться, по-разному. Для примера опишу в общих чертах две принципиально разные формы.
Первому подходу весьма обрадуются психологи. А суть его вот в чем. Если подходить к трем выделенным частям в колоде с психологической точки зрения, то получится, что Старшим арканам соответствуют архетипы, Младшим фигурным – психотипы (или, возможно, социотипы), тогда как Младшим номерным остаются конкретные ситуации (или, как я говорю сам себе, стереотипы – шаблоны ситуаций). Самый простой из возможных вариантов использования именно фигурных карт – «типажей» – состоит в том, чтобы в ответ на вопрос «Каков тот человек, который меня интересует (как потенциальный партнер, начальник, любовник, сосед…)?» вытащить одну из 16 карт, пока даже без учета пола. Взгляните на позу увиденного персонажа, его атрибуты, цвета, возраст, статус, обратите внимание на общее внешнее ощущение, ваш личный интуитивный отклик. Одно дело, когда это Паж Мечей – «Мальчик, размахивающий мечом», совсем другое – тот же Король Мечей – «Собранный, статичный, холодный и решительный мужчина». И другие комментарии излишни. А если дополнительно учесть фактор пола и вынимать из набора нужных в данном случае карт, то мы получим своеобразный психологический тест, подобный тому, что создал из Королей и Королев «Марсельского Таро» Алехандро Ходоровски. Четыре стихии – суть четыре темперамента: холерический огненный (Жезлы), сангвинический воздушный (Мечи), флегматический водный (Чаши) и меланхолический земной (Пентакли). О них мы еще поговорим. Пока же продолжим изыскивать новые возможности из старых инструментов.
Несколько психологических этюдов-раскладов. Например, такой: одновременно правой и левой рукой вынимаем по карте из этих 16 (или 12, если убрать Королей/Королев, т. е. карты, не соответствующие по полу; Рыцари и Пажи рассматриваются в данном случае как представители обоих полов, с той лишь разницей, что Пажи – детско-инфантильная позиция, а Рыцари – подростково-ювенильная или «героическая»). Та карта, что с правой руки олицетворяет «мое социальное/явное „Я“», иными словами, то, что мы демонстрируем миру, то, что К. Г. Юнг называет «персоной», ролевой маской, адаптирующей нас к внешней действительности. Карта же с левой руки – «мое приватное „Я“». Таким образом мы проводим что-то вроде «микропсихоанализа». Насколько я целостен или противоречив? В чем мое противоречие и конфликт? Чего хочет мое «приватное „Я“», а «внешнее „Я“» не позволяет реализовать? Иной раз такой вариант работы оказывается для кверента столь мощным и плодотворным, что другие инструменты уже не требуются вообще.
Небольшое отступление. Мой подход к работе требует как точности слова, так и эстетического взгляда. Если я способен показать моему клиенту, что вижу богатство его души (невзирая на то, что вопрос мог звучать сугубо «как заработать») и внутреннюю логику его жизни, то сеанс в 30–40 минут способен стать трансформирующей силой, которой так не достает обратившемуся, и, не исключено, одним из главных событий года для него. И над этим можно работать, этому можно учиться, оттачивать одно из главных орудий гадателя – проницательность, переплавленную в убедительный и мудрый рассказ. Вернемся в наш «Королевский двор» и посмотрим, на что еще он способен. «Какое поведение мне избрать с (тем-то) в (такой-то) ситуации?» – хороший завершающий аккорд почти для любого сеанса. С одной стороны, это оракульная функция (мы говорим о будущем, которое здесь – в кабинете – еще пока не случилось), с другой – мы мотивируем к действию, когда ответственность переносится на самого спрашивающего. Еще одна замечательная возможность фигур – анализ отношений мужчины и женщины. Его подробности и нюансы описаны в книге Алены Солодиловой «Карты Таро в работе психолога», а здесь мы остановимся лишь на главных деталях. Четыре Короля и четыре Королевы описывают зрелые, взрослые психологические программы личности. Всадники (Рыцари) и Пажи, как уже говорилось, олицетворяют подростковые и детские программы соответственно. Каждой из этих фигур можно подобрать ключевое слово-образ (например, Король Кубков – «целитель», Рыцарь Жезлов – «предприниматель», Королева Пентаклей – «мать-домохозяйка»). И теперь круг вопросов может быть расширен, особенно если мы выполним расклад как для мужчины, так и для женщины.
В чем мои потребности и ожидания и какова способность их удовлетворить у моего партнера? В чем заключается конфликт интересов и в чем его причина? Какой тип любовных переживаний он/она ищет? Для ответа на этот последний вопрос вспомним эллинистическую классификацию типов любви. Эрос соответствует Жезлам и Огню – страстное желание обладать, интенсивность влечения. Сторгэ – Пентакли, Земля – ровное супружеское чувство, ответственность за совместное будущее и взаимопомощь. Филиа – Мечи, Воздух – дружеская симпатия, платоническая связь в исконном смысле этого слова, общие интересы. Агапэ – Кубки, Вода – растворение в партнере, служение, высокие идеалы и духовное отношение…
Не всем известно, что «Королевский двор» можно сопоставить с геомантическими фигурами. Для этого нам надо вспомнить о том, что каждая «семья» относится к одному из первоэлементов.
Это просто: все фигуры Посохов (Жезлов) – к Огню, Пентаклей – к Земле и т. д. Но и внутри каждой семьи есть разделение по первоэлементам: Король – Огонь, Королева – Вода, Всадник (он же «сын») – Воздух (мужская стихия), Паж (он же «дочь») – Земля. И таким образом у нас образуется двойной «код», описывающий каждую из 16 карт в виде комбинации стихий:
Особенно красиво это иллюстрирует колода «Юнгианского Таро» (R. Wang), где сочетания представлены как слои «стихийных элементов» друг под другом, а на переднем плане изображен сам персонаж.
И главное – подобная же «переводная» таблица существует для геомантических фигур:
Потрудитесь «перемножить» эти таблицы между собой, и вам больше не понадобятся песок и камни, чтобы составить себе или клиенту геомантический гороскоп. Вполне достаточно вынуть всего лишь четыре карты. А этот гороскоп, как и любой другой, содержит огромное число указаний по любому вопросу любого из 12 астрологических домов.
Когда-то давно и явно по неопытности четыре стихии казались мне чем-то достаточно простым, популярным и даже «безвкусным». Но времена проходят, а вместе с этим и наивность. В последние годы я все больше всматриваюсь в тексты традиционной астрологии, той, что практиковалась с античных времен и до XVI–XVII веков. Клавдий Птолемей, Бируни, Уильям Лилли… И сейчас речь пойдет о том, какую серьезную роль может сыграть анализ стихий в целом ряде вопросов. Рассказать в подробностях, как это было ранее, не обещаю, но вдумчивый читатель найдет здесь достаточно много ключей и намеков. Полагаю, вы уже заметили, что по мере движения вперед мы снимаем с колоды очередной «слой» и находим под ним новые (а для кого-то очень даже старые) возможности. Так мы поступим и далее и, отбросив фигурные карты, останемся с номерными Младшими арканами.
Первоэлементы, или стихии, являются в античной натурфилософии базовыми «строительными блоками», из которых слагается все множество творений в подлунном мире.
В порядке шутки, но и как повод задуматься, взглянем на «формулу» человеческой крови: две части Воды (ибо кровь – жидкая), одна часть Огня (ибо горячая) плюс одна часть Земли (ибо непрозрачна). И такое можно сказать о любом предмете или человеке. С психологической точки зрения, соотношению планет в знаках той или иной стихии и преобладанию одной из них в натальной карте соответствует темперамент человека. Само слово «темперамент» можно перевести как «надлежащее соотношение частей, пропорция» четырех телесных гуморов (лат. «влага»): желчи («холе» = «холерический»), черной желчи («мелэна» + «холе» = «меланхолический»), слизи («флегма» = «флегматический») и крови («сангвис» = «сангвинический»). Избыток или недостаток определенных жидкостей в этой смеси влияют на человека почти против его воли. Ну или, как минимум, требуют пристального внимания и определенной дисциплины. Нам с вами необязательно строить гороскоп в его астрологическом понимании, а вполне достаточно выложить 12 карт (что будет аналогом гороскопа) или вообще четыре карты – необходимое и достаточное количество для простейшего расклада. И далее можно провести своеобразную «диагностику» личности или состояния. Но сначала введем понятие «карты-квинтэссенции». Это та результирующая карта, которую мы получим, если по специальному правилу «сложим» все входящие в расклад карты.
Каждая стихия имеет два качества, как это следует из старинных текстов:
Давайте на минуту представим, что в ответ на вопрос «Какой нрав у этого человека?» нам выпали следующие карты: Четверка Мечей, Тройка Кубков, Семерка Пентаклей и Двойка Пентаклей. Составим еще одну таблицу и запишем в нее, насколько выражено в этом раскладе каждое из четырех качеств – горячее/холодное и сухое/влажное:
Какое качество преобладает – горячее или холодное? У горячего 4, тогда как у холодного 12 неких условных баллов. Итоговая карта будет холодной (т. е. из масти Пентаклей/Земли или Кубков/Воды).
Какое из двух других качеств преобладает – сухое или влажное? У сухого 9 баллов, у влажного только 7. Сухость преобладает.
Итак, итоговая карта-«квинтэссенция» будет холодной и сухой, т. е. относящейся к масти Пентаклей. Осталось найти ее число. Для этого просто просуммируем все карты: 4 + 3 + 7 + 2 = 16. Но такой карты среди номерных нет, поскольку ряд заканчивается десяткой. Следовательно, если число больше 10, его надо вычитать из суммы до тех пор, пока мы не дойдем до числа меньшего или равного десяти. В нашем случае: 16–10 = 6.
Квинтэссенция – Шестерка Пентаклей. И зная об этом, мы можем судить о нраве (темпераменте) человека, его мотивах, доминирующем эмоциональном состоянии, болезнях… Наш «подопечный» – человек Земли: практичный, пунктуальный, мрачноватый (хотя 6 – гармоничное число), преследующий свои цели неспешно и результативно, болезни его от вялости пищеварения и избыточной тяги ко всему вкусному и сытному. О других подробностях такого анализа оставляю возможность судить вам. Добавлю о нетривиальном использовании этой части колоды. Кое-кто из авторов использует подобный расклад для прогноза погоды, ведь качества стихий удивительно гармонично укладываются в климатическую систему оценки: влажно и тепло летом – к обильной грозе, зимой – к сизому туману. Мне редко доводилось заниматься такими прогнозами, тем более что для этого необходимо особого рода наитие и связь с природой. Куда чаще по просьбам клиентов я рассматривал энергетику пространства и сопоставлял ее с темпераментом живущего. Когда стихии полярны – Огонь/Вода или Воздух/Земля – трудно живется в доме, нужно чем-то скорректировать дисбаланс в пользу человека. Такой вот «Таро-фэн-шуй» получается. Правда, здравый смысл и наитие должны помочь вам, а не то курьезов не избежать: квартиру на первом этаже в доме, расположенном во дворе-«колодце», куда и солнце-то не проникает, не стоит еще более «охлаждать», например, сине-зелеными «водными» обоями и плотными «земными» шторами.
Нельзя не вспомнить целый ряд значений, предписанный нумерологией. Только что мы проводили с вами операцию со сложением чисел. Но точно так же (правда, с совершенно другими целями) можно произвести «вычитание» или, точнее, «обнуление», «нейтрализацию» – когда более выраженная стихия вытесняет менее выраженную, теряя при этом некоторое количество сил. И это уже из области чего-то алхимического…
Нумерология же дает нам значение числа как самодостаточной сущности. Однако важно отметить, что нумерологических значений достаточно много, вплоть до взаимоисключающих.
Как преподавателя курса антропологии меня однажды заинтересовало натуральное значение чисел. «Натуральное» – т. е. наблюдаемое в природе и Древним человеком (natura (лат.) – «природа»). Если следовать этой логике, то придется забыть о глупостях типа: «число 7 – символ неба и совершенства, поскольку соответствует семи цветам радуги» (деление спектра на семь частей мало того что весьма условно, так еще и исторически довольно позднее введение), и поискать, какая же семерка была доступна опыту Древнего человека? Попробуйте сами – возможно, результаты вас весьма удивят. И кое-чему научат. Но помните главные условия: это число должно быть однозначно наблюдаемым в природе и важным в повседневной или ритуальной жизни наших далеких предков.
Нумерологию Таро можно и не сопоставлять с Каббалой и Древом Сефирот, оставаясь при этом высокоэффективным в работе, хотя бы и отступив от канона. Всему свое место и время. Последние полтора-два года я работаю с колодой номерных карт от Туза до Девятки включительно. Всего 36 карт, и – широкое поле для творчества в результате. Этот набор мне весьма симпатичен. Видимо, сказывается глубокое увлечение уже упомянутой «Малой Ленорман» (тоже 36 карт).
Так, незаметно, мы подошли к последней части эссе, пожалуй, наиболее экспериментальной и даже провокационной.
Хочу задать вам вопрос, если позволите. Доводилось ли вам, делая расклад, очень точно попадать в детали и изумлять этим клиента, а потом – после сеанса – в ужасе обнаружить, что в колоде недостает пары карт, возможно, очень важных карт (Дьявола, например, или Туза Мечей)? Мне доводилось. И не раз.
Когда же первый испуг прошел, его сменило любопытство. Ну а все-таки, как это было возможно? Какой механизм Вселенной скрывается за этим? Опять «всего лишь проекция»? Ну нет! Такое попадание в детали просто так случайно невозможно. И вот тогда словосочетание «Магия Хаоса» заинтересовало меня не на шутку.
Хаос и Космос – два взаимно переплетенных состояния мира. Упорядоченная Вселенная Космоса возникает из несвязанных, свободно перемещающихся частиц и бесконтрольных потоков Хаоса. Величественный Космос, ветвясь и усложняясь, незаметно склоняется к своему концу, за которым следует Хаос.
«Дао дэ Цзин» – основная книга даосской традиции – полна афоризмов на тему того, как инь сменяет ян, и наоборот. Быть может, и Таро в чем-то подчинено тому же принципу?
И, как мне кажется, да, подчинено. Один из моих «хаотических» экспериментов дал серьезную пищу для ума. Речь о работе с «расщепленной» колодой. Если до сих пор мы рассматривали логически обоснованные деления на части, то теперь перейдем к совершенно случайным. Соберите всю колоду целиком. Сконцентрируйтесь и настройтесь на волнующую вас тему. Перетасуйте карты и, когда почувствуете сопротивление перемешиванию (классический сигнал, что пора остановиться), снимите часть карт. Сколько получится. Итак, колода случайным и неведомым пока для вас образом разделилась на две части – верхнюю и нижнюю. Философия «Магии Хаоса» говорит о том, что вы без ущерба для практики можете использовать любые доступные вам инструменты. Лишь бы они были в согласии с вашей природой. Моя природа в тот таинственный раз подсказала, что коль скоро колода разделена на верхнюю и нижнюю части, то верхняя отвечает на вопросы поверхностно-внешнего характера и описывает в том числе следствия ситуации и будущее, тогда как нижняя – глубинно-причинные слои и прошлое. В зависимости от того, что является доминантой вашего вопроса, выбирайте в качестве рабочей соответствующую по смыслу часть колоды. А про вторую забудьте. На время или вообще в этот раз.
Потребуется некоторое время и практика, чтобы привыкнуть к новому ощущению и допустить мысль, что эта неполная колода работает. И еще как! Из Хаоса «разломленной» колоды появляется Космос смысла. Карты как будто по-новому структурируются, появляются необычные цепи связей и какое-то чувство свежести восприятия вместе с тем… Сама идея случайного – ad hoc – набора символов более чем осмысленна. Мы же с легкостью и не задавая никаких рамок зрим образы в кофейной гуще. Просто к устоявшимся наборам непривычно применять такой прием. Но попробовать стоит. Хотя бы ради того, чтобы сказать потом: «Нет, оно того явно не стоит».
Немного о том, что можно делать с такой «частью». Хаос требует и эстетики Хаоса, что отражается, прежде всего, на форме расклада. Космос «конструктивен», тогда как Хаос – «деструктивен», т. е. нарушает эту самую привычную форму. И пусть расклад будет столь же неопределенным. Попросите кверента вытянуть «Я»-карту (свой сигнификатор), посмотрите на нее, запомните и вложите обратно в колоду. Хаотически перемешайте ее на столе. Пусть спрашивающий оставит столько карт на столе, сколько сочтет нужным, повинуясь интуитивному импульсу, и разложит их, как сам захочет. Откроем карты. Первый и важный показатель – находится сигнификатор клиента на столе или нет? Если нет, влияние кверента или прямое его участие в ситуации неважно или незаметно. Так неважно или незаметно? Я бы делал вывод по родству карт расклада с картой-сигнификатором. Родство может быть разным: по форме, наличию общих символов, цвету, числу или масти. Если такое «родство» сильно проявлено, а карта-сигнификатор в раскладе отсутствует, то напрашивается вывод, что влияние тайное, неочевидное, но все же есть. Что еще можно выявить в такой хаотической последовательности? Например, логику развития какой-то темы. Это становится очевидным, когда карты схожего типа визуально лежат на одной или почти одной линии. Для примера, представьте картинки Тройки Посохов, Мага и Шута из классической колоды Уэйта. Видите общее? Даже минуя их непосредственные значения, можно отметить, что все они – желтые и, подобно светлому «коридору», ведут, например, в сторону какой-то четвертой карты. Что это за карта и в каком внутреннем/внешнем отношении находится с сигнификатором кверента? Такое чутье – сначала к более очевидным знакам, затем к менее – сродни «чтению поля» и системным расстановкам, столь распространенным в последнее время в нашем психолого-эзотерическом пространстве.
Попробуйте также выложить карты в виде такого символа как спираль – Древнего, исполненного как Хаоса, так и Гармонии. Или в случайном порядке – уже открытые картинкой вверх карты перемешайте «водоворотом» и резко остановитесь. Взгляните, возможно, «линии» и «потоки» рельефно покажутся на поверхности.
Интересно изучить, какие карты составляют вашу случайную – уникальную, только для данного случая – колоду? Выстройте в уме иерархию карт, смысловые группы и попробуйте при этом обойтись без знания «классических» групп и значений: «Не ходите теми путями, по которым шли Древние учителя, – ищите то, что они искали».
Мы подошли к концу, и напоследок хочется рассказать один знаковый эпизод из своей жизни.
Мне довелось учиться играть на виолончели. Прекрасный инструмент с глубоким, очень «человеческим голосом» и давней историей. Неоднократно я слышал от своей преподавательницы фразу: «Я вижу вас в старинной музыке». Собственно старинные сонаты и пьесы входили в курс обучения. Однажды, получив задание, я стал разбирать одну из них. Вернувшись, Екатерина Владимировна сказала, что играю я неверно. Это весьма смутило, поскольку на тот момент какие-то вещи давались мне очень даже легко. «Нет, чтобы сыграть эту пьесу, надо перенастроить струны ниже, чем обычно». Так я открыл для себя, что привычный незыблемый струнный строй не так уж незыблем.
Если уподобить Таро музыкальному инструменту, то его настройки могут быть весьма разнообразными. В угоду творческому гению и бесконечному поиску стройного Космоса в переплетениях Хаоса.