Вы здесь

Альковные тайны монархов. Вдова Тутанхамона (В. В. Веденеев, 2010)

Вдова Тутанхамона

Вплоть до начала XX столетия имя древнеегипетского фараона Тутанхамона, правившего в середине XIV в. до н. э., было известно только узким специалистам – ученым-египтологам, занимавшимся этой очень далекой от современности эпохой.

Действительно, нас отделяет от царя Древнего Египта и его прекрасной супруги-сестры Анхесенамон чуть ли не три тысячи лет: тьма времени, кажущаяся непроницаемой и непреодолимой пропастью. Но, как оказалось, так только кажется…

Цареубийство

Теперь уже стало вполне очевидным, что пути истории человечества, от Адама и Евы подверженного любовным страстям, туманящим разум и толкающим на безрассудства, придающим поистине змеиное коварство обольстителям, совершенно неисповедимы. В первой трети XX в. ученый-египтолог Картер проводил скрупулезные кабинетные исследования и выезжал в Египет для проведения археологических экспедиций. И вот в 1922 г. весь мир облетела сенсационная весть: Картер нашел гробницу фараона Тутанхамона!

Удивительно, однако древние грабители, усердно очищавшие сокровищницы пирамид, по неизвестным причинам не сумели добраться до предназначенных «отправившемуся на Запад» – так древние египтяне часто иносказательно называли страну мертвых – несметных сокровищ фараона Тутанхамона. Цивилизация XX в., уже успевшая поднять в небо аэропланы и начавшая проникновение в тайны атомного ядра, вздрогнула от изумления, увидев, каких небывалых высот искусства достигли на берегах Нила тысячи лет назад. Мумия фараона покоилась в роскошном, тонкой работы золотом саркофаге, который, подобно русской матрешке, лежал в последовательно вставленных друг в друга гробах-саркофагах из золота, дерева дорогих пород и камня. Сразу же возникло немало казавшихся абсолютно неразрешимыми загадок, будораживших умы ученых-египтологов на протяжении более чем восьмидесяти лет.

Впрочем, широкую публику это не интересовало: на многочисленных выставках она жадно разглядывала сокровища Тутанхамона, не задумываясь о некогда разыгравшейся во дворце владыки Египта трагедии. Блеск золота зачаровывал, а уникальное мастерство древних ювелиров поражало. Между тем именно с этим фараоном связана одна из самых таинственных, загадочных и полных бешеной страсти историй любви, дошедшая до нас из Древнего Египта.

Фараон Тутанхамон взошел на престол в юном возрасте и, судя по дошедшим до нас сведениям, довольно успешно и счастливо процарствовал несколько лет. Но вдруг неожиданно скончался. Он умер, так и не успев выйти из юношеского возраста – жизнь фараона Тутанхамона оборвалась в девятнадцать лет! Ученым было над чем серьезно задуматься: внезапно настигшая полновластного владыку Древнего Египта смерть, да еще в столь юном возрасте, казалась подозрительной и странной даже для того сурового времени. При этом не стоит забывать – это смерть повелителя огромной, богатой и весьма высокоразвитой для древнего мира очень могущественной державы!

Причина смерти юного фараона заинтересовала египтологов сразу же, как только они увидели его мумию – она оказалась удивительно маленьких размеров, словно молодой властелин Древнего Египта перед кончиной невероятно усох или по волшебству опять превратился в малого ребенка. На этом основании ряд серьезных исследователей выдвинули гипотезу, что причиной кончины Тутанхамона послужила неизвестная современным медикам древняя болезнь.

– Хотя, – оговаривались специалисты, – вполне возможно, что эта тяжелая болезнь отлично известна современной медицине, но за минувшие тысячелетия врачи научились легко справляться с ней и просто не обращают на нее внимания.

– Возможно, – соглашались историки. – Но лекари Древнего Египта не могли с ней справиться, а фараоны тоже люди, и они смертны!

Подобная гипотеза устраивала практически всех, объясняя необъяснимые загадки. К тому же какая нам разница, от чего и при каких обстоятельствах умер царь Древнего Египта, правивший чуть ли не три тысячи лет назад?! Гораздо важнее для науки и культуры то, что совершенно нетронутыми сохранились его гробница и сокровищница. Однако на свете всегда находятся люди, которые хотят узнать истину, невзирая на число прошедших лет. Именно таким человеком оказался американский профессор-археолог Роберт Брайер. В своих исследованиях он решил пойти до конца и сделал… рентгеновские снимки останков Тутанхамона!

Результаты рентгенографии оказались ошеломляющими и вызвали в научных кругах подлинную сенсацию: как выяснилось, Тутанхамона… убили! Причиной смерти послужил сильный удар тупым предметом по голове. Скорее всего, били боевой палицей, которую изготавливали из твердых пород дерева и часто утяжеляли на конце каменным шаром. Для большей прочности палицу оковывали медью, а ударную часть делали с выступающими острыми или полукруглыми шипами. Отмеченные на черепе фараона переломы и следы окостенения, по мнению исследователей, свидетельствовали о том, что тяжело раненный властитель Древнего Египта скончался не сразу – его агония растянулась на несколько недель. Возможно, юный монарх обладал завидным здоровьем и неуемной жаждой жизни и никак не хотел покидать этот свет и отправляться «на Запад»?

По всей вероятности, второй раз устраивать покушение с применением оружия врагам юного царя показалось опасным, поэтому для ускорения развязки цареубийцы – или цареубийца? – могли использовать сильный яд. Вот и отыскалось объяснение, почему столь необычным образом иссохло тело молодого фараона. Мы ведь до сей поры так и не знаем точно, какие яды наиболее часто успешно использовали при покушениях древние египтяне. Вполне естественно, отравитель желал остаться вне всяких подозрений, и в то же время он хотел иметь полную уверенность, что смертельное снадобье не подведет…

Влюбленный Макбет при дворе фараона

Казалось, все выяснили. Кроме одного: кто же убийца или убийцы юного фараона Тутанхамона? Но разве возможно раскрыть дело об убийстве, совершенном три тысячи лет назад и отыскать его мотивы? Тем не менее профессор Брайер счел, что для поиска истины нет ничего невозможного!

– Я сам найду того, кто стал цареубийцей, – заявил он и с головой ушел в историю двора юного фараона.

Это оказалось весьма непросто сделать. Взойдя на трон в юном возрасте, владыка Древнего Египта, как и положено по законам царства, обязательно должен был взять себе жену: возраст правителя не играл в этом вопросе никакой роли. Согласно старинным египетским обычаям, чтобы не нарушать целостности правящей династии, юный Тутанхамон охотно женился на своей родной сестре Анхесенамон, не зная, что при дворе есть человек, который стал ему после этого заклятым врагом – он сам страстно желал обладать юной красавицей!

Сейчас подобный брак показался бы нам по меньшей мере дикостью. Теперь мы знаем: без притока свежей крови любая династия неизбежно обречена зайти в генетический тупик и полностью выродиться через несколько поколений в результате кровосмесительных браков. Но… не нам судить об обычаях и законах двора фараонов Древнего Египта. Молодые отпраздновали пышную свадьбу, на которой наверняка присутствовал и сжигаемый нешуточной страстью царедворец, жадно смотревший на прелести юной красавицы царицы. После этого властитель приступил к выполнению своих обязанностей по управлению государством.

Юный и неопытный Тутанхамон с огромным трудом справлялся с доставшейся ему по воле судьбы ролью фараона. Поэтому он волей-неволей в повседневных делах по управлению страной вынужденно стал все чаще опираться на опытных советников из числа приближенных царедворцев. Фактически он создал при себе подобие государственного совета. К несчастью Тутанхамона, подобная форма правления не нашла понимания у знати и вызвала серьезное неодобрение высшего чиновничества и военачальников – особенно тех, кто не входил в число «избранных». А чиновники и армия всегда являлись верной опорой трона.

С другой стороны, как истинный сын своего времени, по своему воспитанию, традициям и образу мышления молодой фараон просто не мог и не желал доверять слишком многим советникам сокровенные тайны принадлежавшего ему государства и личной жизни. Поэтому совет просуществовал недолго: монарх постарался выделить среди царедворцев кого-то одного, кому он мог бы полностью довериться и опереться на его мудрость, знание жизни и государственный опыт. Свой выбор – возможно, не без чьей-то подсказки? – фараон остановил на высокопоставленном придворном по имени Эйе. Скорее всего этот лукавый царедворец оказался хитрым, умным и чрезвычайно коварным человеком, сумевшим всех обвести вокруг пальца и завоевать полное доверие Тутанхамона, ничем не выдав себя перед царем за долгое время.

– Наш царь, Жизнь, Здоровье, Сила, назначает мудрого Эйе своим первым министром и личным тайным советником! – примерно так, согласно принятой тогда официальной формуле, вскоре объявили о возвышении Эйе и приближении его к трону.

Как оказалось впоследствии, этим назначением юный Тутанхамон подписал себе смертный приговор – более зрелый, сильный, опытный, умный, хитрый и властолюбивый Эйе и был тем безумно влюбленным в царицу вельможей, сгоравшим от страсти! Прекрасная юная жена фараона постоянно являлась ему в эротических сновидениях и не давала покоя ни днем ни ночью. Советнику всюду чудился ее очаровательный образ, преследовал мелодичный звук ее голоса и запах благовоний, Эйе мучился от неудовлетворенных сексуальных желаний и часто подкарауливал юную прелестницу в темных закоулках дворца, который он изучил, как собственную ладонь.

– Кто здесь? – заметив тень, испуганно спрашивала юная царица.

– Твой раб и недостойный слуга, – вкрадчиво отвечал Эйе, буквально пожирая ее глазами.

О, если бы он мог ласкать груди, гладить дивные бедра, целовать пухлые губы и обладать юной женщиной, дав ей на ложе любви то, что вряд ли мог дать неопытный в делах любви мальчик-фараон. Великие боги! Но ведь путь к обладанию Анхесенамон, сводившей с ума Эйе, лежал через труп Тутанхамона и прямиком вел к… трону владык Египта! Иного способа завладеть этой женщиной просто не существовало.

Вскоре Эйе решился – он сам станет полновластным владыкой Египта и мужем вожделенной красавицы. И хитрый царедворец начал умело, шаг за шагом, последовательно двигаться к заветной цели – царскому трону и царской постели! Путем ловких интриг и умелого привлечения сторонников жесткого абсолютизма, будущим воплощением которого он предлагал именно себя, первый министр очень быстро стал одним из самых влиятельных людей в стране. С недовольными недоброжелателями и своими откровенными врагами он старался расправиться быстро и предельно жестоко, пользуясь при этом как самым надежным прикрытием именем фараона Тутанхамона.

О, если бы Эйе мог, воспользовавшись именем царя, столь же быстро овладеть его женой-сестрой! Но это пока было невозможно. Тем не менее египетский Макбет считал: ничего невозможного не существует, нужно только запастись терпением.

– Я беспокоюсь о безопасности царя, Жизнь, Здоровье, Сила, – сказал он однажды фараону, традиционно обращаясь к нему в третьем лице. – Нам нужно усилить охрану дворца.

– Кто сделает это лучше тебя? – ответил ничего не подозревавший Тутанхамон.

Так Эйе сумел заполучить вожделенный пост начальника дворцовой стражи: это давало ему огромную, почти ничем не ограниченную власть в живущем совершенно обособленно от столицы огромном царском дворце. Теперь в случае внезапной смерти фараона первый министр, и он же начальник дворцовой стражи, по численности и вооружению более напоминавшей небольшую армию, имел все возможности принудить молодую вдову стать его женой. И вместе с вожделенной юной красавицей получить не менее вожделенный трон владык Египта…

Новый муж и фараон

Вполне понятно, что по прошествии нескольких тысяч лет невозможно отыскать в древних папирусах прямые доказательства причастности Эйе к убийству молодого фараона Тутанхамона. К тому же уже тогда умели хорошо прятать концы и переписывать историю страны и династии. Однако древние латиняне не зря вывели справедливый и очень верный принцип права: ищи, кому это выгодно! А уничтожить фараона выгоднее всех было царедворцу Эйе. К тому же в отношении первого министра древнего царя Египта существует множество косвенных улик.

Сейчас можно лишь предположить, как подстрекаемые Эйе убийцы – или он сам, поскольку древние не чурались подобных вещей? – подкараулили ничего не подозревавшего фараона в каком-нибудь плохо освещенном, сумрачном переходе или закоулке огромного, выложенного из камня дворца и сзади предательски нанесли сильный удар палицей, раздробивший череп. Но, вопреки ожиданиям Эйе, смертельно раненный фараон сразу не скончался. Опасаясь, что царь-соперник вдруг выздоровеет или, лежа на смертном одре при последнем издыхании, отдаст распоряжение удавить всех подозреваемых и подозрительных, в число которых неминуемо попадал и первый министр, претендент на престол и руку царицы решил сильно рискнуть и применить яд. Кстати, практика уничтожения подозреваемых была вполне обычной, поэтому Эйе практически оказался в безвыходном положении. Но он страстно хотел жить и жаждал обладать женщиной, о которой грезил уже не первый год: она стала властительницей его дум и во многом способствовала совершенному им убийству, хотя сама об этом даже не подозревала.

– Что делать, если она откажет мне после смерти Тутанхамона? – не раз задавал себе Эйе пугавший его вопрос и старался гнать прочь подобные мысли. Ведь царица могла из принципа покончить с собой, лишь бы не достаться первому министру!

Крайне интересно знать, сам ли Эйе поднес яд умирающему? Кому он, собственно, мог довериться в столь важном, щекотливом и опасном деле – ведь исполнителя лучше всего немедленно уничтожить, чтобы он никогда, нигде и никому не мог проболтаться о содеянном! Молчат лучше всех только покойники – наверняка первый министр об этом прекрасно знал. Но есть и другая версия: где гарантия, что Эйе и Анхесенамон не стали любовниками еще до гибели Тутанхамона, что лишь ускорило его кончину? Тогда яд могла дать и «любящая жена-сестра», а все остальное и дальнейшие события являлись всего лишь прекрасно разыгранной комедией – не стоит считать древних совершенно наивными! Кстати, египтянки славились не только утонченной красотой, но и чувственностью, склонностью к разврату и хитростью.

Итак, фараона не стало! Не важно, кто именно физически нанес ему смертельный удар и подал чашу с ядом – в любом случае понятно: владыку царства уничтожил его первый министр Эйе. Вот только действовал ли он в сговоре с юной царицей или нет? Профессору Брайеру чудом удалось найти среди множества древних папирусов одно из писем вдовствующей царицы Египта: в нем она предельно ясно пишет, что Эйе разными способами принуждает ее поскорее выйти за него замуж. Что это – фальсификация, попытка оправдаться перед историей за соучастие в убийстве мужа или правда?

Далее события развивались еще более неожиданным образом. Судя по сохранившимся древнейшим свидетельствам, замученная притязаниями первого министра, оставшаяся беззащитной Анхесенамон решилась на небывалый тогда шаг – самой найти себе мужа! Если она не состояла в сговоре и любовной связи с Эйе, то прекрасно понимала: министр ни за что не лишит ее жизни! Во-первых, он жаждал обладать вдовой Тутанхамона как женщиной – если только уже не обладал! – а во-вторых, она необходима Эйе как легитимный предлог захвата верховной власти. Женившись на красавице вдове, новый фараон непременно стал бы постоянно держать ее при себе как некий гарант сохранения короны на собственной голове и предмет удовлетворения сексуальной страсти. Впрочем, те, кто хоть немного знают, что такое власть, никогда не исключат и другой версии: получив корону и вдоволь натешившись, Эйе мог захотеть и «овдоветь»!

Видимо, этого опасалась и Анхесенамон, хорошо знакомая с нравами двора и принципами властителей, не признававших вообще никаких принципов. Даже если Эйе уже стал ее любовником, она все равно, видимо, не доверяла ему и хотела иметь определенные гарантии. И вдова написала письмо царю хеттов, правившему соседней сильной державой, с которой не раз с переменным успехом воевали египтяне.

«У меня нет сына. Мой супруг умер, – писала вдова Тутанхамона. – А у тебя, говорят, есть много сыновей. Дай мне одного из них, чтобы он стал мне мужем. Я никогда не выйду замуж за слугу!»

Невероятно, но прожженный интриган, Макбет древности Эйе свободно выпустил опасное для него письмо царицы из тщательно охраняемого дворца. И оно дошло до адресата! Ознакомившись с посланием вдовы фараона, царь хеттов, поразмыслив, решил не отказываться от лестного предложения и вскоре отправил одного из своих сыновей в Египет.

– Надеюсь, он женится на вдове фараона и станет царем на Ниле, – рассудил владыка хеттов. – И тогда нам не придется воевать.

Однако это никак не входило в планы хитроумного Эйе. Надо полагать, прежде чем выпустить из дворца письмо Анхесенамон, он внимательно ознакомился с его содержанием, поэтому на дороге принца хеттов ждала хитрая засада: она поголовно уничтожила весь караван жениха, причем не только людей, но даже животных! Сам хеттский царевич был зверски убит. Скорее всего непосредственные исполнители этой акции также вскоре простились с жизнью, и все случившееся легко списали на дикие кочевые племена, представив произошедшее не более чем непредвиденной трагической случайностью. Впрочем, царь хеттов все прекрасно понял и более рисковать своими сыновьями не пожелал.

Видимо, именно после этого случая и произошло окончательное выяснение отношений между молодой красивой вдовой и хитроумным царедворцем, фактически уже превратившимся из первого министра во властителя державы на Ниле. Судя по всему, Анхесенамон уступила его притязаниям, став женой Эйе и предоставив тем самым ему возможность взойти на трон фараонов на «законных основаниях».

Как об этом удалось узнать? Профессор Роберт Брайер в ходе исследований отыскал в одном из немецких музеев древнеегипетское царское обручальное кольцо: на его орнаментальных завитках мастерами-ювелирами вырезаны имена молодоженов: Эйе и Анхесенамон!

Так упал покров почти трехтысячелетней тайны и стала известна история любви и страсти к женщине и власти, гибели юного фараона и притока свежей крови в династию царей Древнего Египта…