Миф о говорении и слушании
Сдержанность и уместность в разговорах стоят больше красноречия.
Интересно, что в нашем обществе считается, что говорящий – это начальник, лидер, человек, находящийся в доминирующей позиции. В нас с детства заложено представление: кто говорит, тот и старший, а те, кто должен внимательно слушать – это подчиненные, младшие во всех отношениях («не о’кей»). В продажу постоянно поступают (и часто становятся бестселлерами) книги, которые учат говорить, но не слушать…
Однако, согласно законам восточной и прогрессивной западной психологии, общением управляет как раз тот, кто правильно слушает. Именно такие люди – самые талантливые и успешные дипломаты, лидеры и т. д. Самыми успешными воинами были спартанцы – у них было принято говорить лаконично.
Результаты исследований западных психологов показали – у современных людей есть стойкое представление: если человек слушает – значит он инфантильный, апатичный, слабый и т. д.
Но это не так. Пусть так думают неудачники. На самом деле, когда человек говорит, а вы его слушаете, наблюдаете за ним, вы видите все его недостатки и комплексы, он сам себя выдает. Яркие экстраверты «продают» себя за 1–2 минуты. У такого человека даже не надо ничего выпытывать – достаточно просто спросить, как дела, задать пару вопросов, и у него начнется словоизлияние.
Человек, умеющий слушать, внимательный и умиротворенный, за 2–3 минуты слушания «прочитает» вас очень четко, определит ваш тип личности, распознает ваши желания, слабые и сильные стороны и т. д. И кто при таком раскладе будет управлять ситуацией, кто примет правильное решение?
Как действуют опытные переговорщики? Они провоцируют. Их собеседник начинает что-то рассказывать – они его «читают», делают выводы и «бьют» в нужные точки. Если человек молчит, в какой-то степени его можно «прочитать» и по жестам. Но если человек заговорит, тогда он легко читаем. Поэтому мудрые начальники уделяют много времени слушанию.
Сколько говорил Кутузов? Немного. Если абстрагироваться от всех ужасных злодеяний Гитлера, как военачальника его критиковали заслуженно. Он на самом деле был плохим лидером: никогда не слушал и почти не читал отчеты, которые присылали ему подчиненные. Почему его хотели убить в 1944 году? Просто у окружающих уже не было сил терпеть его тупость. Генералы приходили к нему, давали расчеты и рекомендации, объясняли возможные последствия его решений, но он никого не слушал, все делал по-своему. Он был сам себе гений. Он не умел слушать, и это было огромной проблемой. Конечно, он сделал Германию сильной империей, «подмял» соседние страны, он умел завораживающе говорить, вдохновлять…
Если бы человек, обладающий схожими качествами, умел слушать, он смог бы достичь гораздо большего. Вместо этого такие люди делают так, как подсказывают им эмоции. Им говорят: «Так нельзя», – а они впадают в гнев. Поэтому не имеет смысла вообще говорить им что-либо.
Со Сталиным – несколько иной вариант. Он был явным интровертом и, следовательно, мог слушать. Но проблема была в другом: все знали, что одно не понравившееся вождю слово может стоить жизни всей семье сказавшего это слово человека. Все боялись, а это тоже к творчеству и сотрудничеству не располагает.
Конец ознакомительного фрагмента.