Вы здесь

Алкоголь – беседы врача. Руководство разумного любителя выпить. Беседа 3. Сердце (Томас Стуттафорд, 2017)

Беседа 3. Сердце

Доктора прописывали алкоголь в течение тысяч лет. Но только в последние тридцать лет пациентам Национальной Службы Здравоохранения в больнице больше не предлагают ежедневную бутылку пива по их желанию. Еще двадцать пять лет назад сестра хранила бы палатную бутылку бренди в своем кабинете и распределяла бы ее не только между пациентами и их обеспокоенными родственниками, но также и между младшими докторами, если у них было особенно трудное ночное дежурство. После палатного обхода, проводившегося каждое утро, врач мог попросить об этом сестру, дежурившую ночью и все, кто работали, вознаграждались кофе с бренди. Лояльное отношение к алкоголю исчезло из больниц так же, как почти изо всех других мест работы, потому что страх перед злоупотреблением доминирует над благоразумием.

Пользе алкоголя, возможно, не хватает научных доказательств, которые убедили бы сегодняшних скептиков, но все, что нужно было старым врачам для доказательства, так это наблюдать влияние, производимое им на пациентов, употребляющих 1-2 стаканчика спиртных напитков в день. Они меньше болели, были более активны в пожилом возрасте и быстрее выздоравливали, чем те, кто не пил совсем или злоупотреблял алкоголем.

Доктор Уильям Бучан, член Королевской коллегии врачей Эдинбурга, в восемнадцатом веке написал книгу «Семейный врач», одно название которой опережало современные ему медицинские представления. Однако в какой-то степени доктор Бучан был традиционным врачом эпохи короля Георга и интересно отметить, что его взгляды на алкоголь, соответственно названию его книги, так близко отражают современное мнение. Его совет заключался в том, что хорошее вино, умело приготовленное пиво или тщательно очищенный спирт, принимаемые в умеренном количестве, полезны и оказывают вредное воздействие только при злоупотреблении.

Слова доктора Бучана могли бы использоваться для поддержки одной из модных кампаний, поощряющих тех, кто пьет разумно:

Напитки, полученные в результате брожения, все еще продолжают быть обычными спиртными напитками почти для каждого человека, кто может себе их позволить. Мы, скорее, должны приложить усилия для того, чтобы помочь людям в выборе их напитков, чем притворно осуждать твердо установившиеся традиции. Вредит человечеству не умеренное употребление вин, вредит или чрезмерное употребление или употребление плохо приготовленного или испорченного вина.

Позже, в главе, посвященной выпивке, доктор Бучан снова предупреждает о пользе ограниченного питья для тех, кто пьет разумно и выбирает качественные напитки:

Но если они плохо приготовлены, фальсифицированы различными способами или употребляются в избытке они [ферментные напитки] могут иметь много пагубных последствий.

Доктор Бучан не знал, в чем причина того, что те из его пациентов, кто пил умеренно, жили дольше. И их сердца, и их кровеносные сосуды были более здоровыми и они старели не так быстро, как их воздержанные современники.

И я также не понимал, когда начинал свою семейную практику в сельском Норфолке, почему мои пациенты, которые давно бы умерли, если бы жили в Лондоне, где я также работал, были живы и активны. Мой сельский опыт был приобретен прежде, чем доктора получили доступ ко множеству лекарств, применяемых в настоящее время для лечения артериального давления, сердечных болезней и закупорки коронарных артерий. Загадка выживания сельских пациентов мучила меня очень долго, но я наконец стал понимать, что этому способствовали три условия.

Пожилые теперь пациенты, постоянно, в течение всей своей жизни, тренировались, работая в поле и, конечно, презирали тех, кто зависел от автомобиля. Многие из тех, кто работал на фермах имели остеоартриты после многих лет труда в незащищенных от ветра, влажных условиях и, следовательно, ежедневно пили аспирин, который помогает защищать сердце и кровеносные сосуды. Третий фактор заключался в том, что очень немногие из моих норфолкских пациентов, были трезвенниками.

Употребление вина не было тогда популярно в Норфолке и хотя жители района моей практики, редко пили вина местного производства, они регулярно наслаждались собственным пивом и пили виски во время праздников. Один бывший фермер, живший по соседству, каждое утро выводил свою собаку на прогулку, а затем проводил остальную часть дня, прислонившись к воротам и болтая с прохожими. Он, должно быть, весил сто сорок килограмм имел высокое артериальное давление и красное лицо. Каждый день я приветствовал его, проезжая мимо его ворот и каждый день я удивлялся, что Создатель дал ему про запас еще двадцать четыре часа. Его жена имела такую же комплекцию.

Годы спустя, через много лет после того как я оставил практику, я возвратился в свой старый дом и около соседских ворот стоял все тот же старик со своей женой. Ничто, казалось, не изменилось. Фермер пригласил меня войти и, выпив несколько стаканчиков, мы обсудили его ревматизм, его артериальное давление и его общее самочувствие. Хотя теперь были средства для лечения его артериального давления, которые он регулярно принимал, я сказал ему, чтобы ни в коем случае он не отказывался бы от своей ежедневной пинты или аспириновой микстуры. Интересно, что их сын был фермером двадцатого столетия, который добирался всюду на своем «ягуаре» и занимался физическими упражнениями не только зимой, катаясь на лыжах, но и летом, во время поездки на юг Франции. Он женился на трезвеннице, бросил пить и, к сожалению, умер от коронарного тромбоза в возрасте едва за сорок. У него, возможно, был бы шанс, если бы он более интенсивно, (но не перенапрягаясь) занимался бы физическими упражнениями, если бы он похудел, принимал бы ежедневно аспирин и не был бы трезвенником, – он мог бы жить так же долго, как и его отец и не поддаться сердечной болезни, как многие из моих переутомленных лондонских пациентов.

Мнение доктора Бучана относительно алкоголя – теперь стандартное медицинское представление. За последние пятьдесят лет, однако, иногда было трудно придерживаться этого здравомыслящего подхода, сдерживая напор защитников куда лучше документированной целебной силы современных лекарств и борясь с предубеждениями докторов, которые позволили своим суждениям исказиться в результате напряженного лечения жертв злоупотребления алкоголем.

Хотя очевидность пользы алкоголя накапливалась с начала 1970-х, ее продолжали отрицать многие доктора до октября 1991 года. Это важная дата, так как именно в это время сэр Ричард Долл, эпидемиолог из Оксфорда, огласил документ по этому вопросу. Сэр Ричард, который привел свидетельства связи курения с раком легкого, признан во всем мире как лидер в своей области и когда в своем документе он подтвердил доводы за умеренное употребление вина, это стало, с медицинской точки зрения, представительным. Доктора могли теперь обсуждать этот предмет со своими пациентами с чистой совестью, а наиболее храбрые могли даже рекомендовать умеренное употребление вина.

Даже Бюро алкоголя, табака и огнестрельного оружия в США теперь соглашается, что этикетка на винной бутылке может сообщать, что, по современным данным, умеренное употребление алкоголя снижает риск коронарной болезни сердца у некоторых индивидуумов. Название Бюро, как видим, показательно: круг его обязанностей иллюстрирует официальную точку зрения в США относительно выпивки, связывая алкоголь с такими опасными занятиями, как курение и владение оружием.

Бюро, однако, отклонило предложение, что на ярлыке следует читать «Существуют важные доказательства того, что умеренное употребление алкогольных напитков может уменьшать риск коронарной болезни сердца». Этот отказ не был основан на убеждении, что информация недостоверна, скорее, Бюро запретило размещение дополнительной информации, рекомендующей умеренное употребление алкоголя, на том основании, что эти, даже правдивые утверждения, «могут ввести в заблуждение». Здесь термин «ввести в заблуждение» используется в устаревшем смысле – увести его читателей с праведного пути – и поэтому, возможно, в некоторых случаях, привести к злоупотреблению. По собственному признанию, Бюро не использует слово в его современном смысле «ошибиться» и таким образом получается, что оно скорее дает политический комментарий, потворствует социальной инженерии, чем представляет научное мнение.




Когда сэр Ричард Долл сказал, что у выпивающего до четырех стаканов вина в день снижается риск заболевания коронарным тромбозом, он обеспечил официальное признание умеренного употребления алкоголя. Все те, кто защищал это мнение и над кем смеялись, были реабилитированы.

Как часто случается в медицине и в науке вообще, открытия были сделаны почти одновременно в различных странах. С начала 1970-х ходили слухи, что французские доктора подтвердили, что вино обладает кардиозащитными свойствами и что эти свойства не одинаковы в разных видах алкоголя.

Поначалу британские доктора отвергли и даже высмеяли идею, что вино может приносить большую пользу, чем другие спиртные напитки. Циники подозревали, что это исследование представляло собой просто еще один пример французского меркантилизма и что наука была призвана помочь виноградарям и винным промышленникам или, возможно, даже была ими обманута. Однако, в то же самое время, доктора в Америке доказали, что умеренно пьющие реже имели болезни сердца, чем трезвенники или злоупотребляющие алкоголем.

Доктор Алан Баилей, работающий в Лондоне, обнаружил при анализе свидетельств о смерти, что люди преимущественно среднего класса, ведущие трезвый образ жизни, живут меньше, чем умеренно пьющие. И кроме того, хотя злоупотребляющие алкоголем (их определили как тех, кто потребляет 70 единиц в неделю или более) имеют плохое здоровье и умирают в более молодом возрасте от самых разных причин, у них реже встречаются болезни сердца.

В 1978 году доктор Селвин Легер – имя, теперь уважаемое всеми поборниками медицинской школы «от двух до четырех единиц алкоголя в день» – работал для Медицинского Совета Исследований, выясняя возможные причины возникновения коронарной болезни сердца. Исследовав множество различных факторов, доктор Легер пришел к выводу, что употребление вина очень важно для защиты коронарных артерий и что вино превосходит другие виды алкогольных напитков в этом отношении. Работа доктора Легера независимо поддержала работы французов, показывая, что их требования были основаны не на желании увеличить торговый оборот виноградников Франции, но на глубоком научном наблюдении.

Несмотря на результаты нескольких длительных исследований, которые все показали, что среди умеренно пьющих самая низкая смертность (ниже, чем у злоупотребляющих алкоголем и у трезвенников в равной степени) и исследований д-ра Легера в Кардиффе, д-ра Клацки в США, д-ра Сержа Рено во Франции и профессора Тома Уайтхеда в Бирмингеме и других, социальная значимость выпивки в значительной степени игнорировалась.

Два исследования предоставили исключительные доказательства, от которых никакой беспристрастный клиницист не может отмахнуться. В Калифорнии группа исследователей рассмотрела прошлые и настоящие привычки употребления алкоголя у 87526 медсестер, чей образ жизни тщательно изучался. Обзор показал заметное сокращение болезней сердца у тех, кто употреблял алкоголь умеренно, что значительно перевешивало любое увеличение смертности от других причин. Дальнейшая работа с медсестрами, проводимая с самого начала, продемонстрировала, что смертность от других причин также уменьшилась: у умеренно пьющих не только реже встречаются смертельные болезни сердца, но также они меньше подвержены другим смертельным заболеваниям.

Другое инновационное исследование изучало 1422 государственных служащих мужского пола. За ними наблюдали в течение десяти лет и снова у мало и умеренно пьющих реже выявлялись болезни сердца, чем у злоупотребляющих алкоголем или у трезвенников.

Все исследования продемонстрировали J-образную кривую на графике изображающем распространение болезней сердца в зависимости от потребления алкоголя. Те, чье потребление уместилось в изгибе J-образной кривой имели наименьшее количество сердечных приступов; трезвенники, чье положение находилось на более короткой руке J, очевидно поживали лучше, чем злоупотребляющие алкоголем, которые поместились на более длинной руке J, но не так хорошо, как умеренные.

Причины болезней сердца у злоупотребляющих алкоголем (тех, кто выпивают больше шести стаканчиков спиртного в день) очень разнообразны, но при этом коронарные сосуды умерших в молодом возрасте были полностью свободны от атером. Это неожиданное открытие было сделано патологоанатомами сорок или пятьдесят лет назад и более позднее исследование доктора Алана Баилея свидетельств о смерти подтвердило этот укоренившийся исторический факт.

Несмотря на это (и по разным причинам), сердечнососудистая система может быть ослаблена чрезмерным употреблением алкоголя, особенно если пьющий еще и курит. Эффект от курения не компенсируется полностью выпивкой: много злостных курильщиков, употребляющих алкоголь умеренно, умирают от коронарной болезни сердца.

Я помню двух больших, грузных людей, которые оба пили значительно больше чем, рекомендовалось бы. У обоих был одинаковый образ жизни и похожие истории жизни; очевидное единственное различие было в том, что один много курил, а другой никогда не притрагивался к сигарете. Некурящий все еще жив и выглядит так, как будто несмотря ни на что он «доживет до преклонного возраста». Хотя курильщик не был моим пациентом, у меня была неприятная обязанность сообщить его жене, что ее муж умер внезапно от коронарной болезни.

Почти половина всех внезапных смертных случаев, связанных с сердцем, происходит у людей, злоупотребляющих алкоголем и в этом случае курение – дополнительный фактор риска. Особенно велика вероятность внезапной смерти после кутежа. Беспокоит то, что она поражает людей, у которых практически чистые коронарные артерии. Смертные случаи объясняются разными причинами: результатом смертельной аритмии (нерегулярное сердцебиение, которое является несовместимым с эффективным насосным действием сердца), спазмом коронарных артерий, внезапным изменением артериального давления, которое может смещать или разрывать атероматозные бляшки в коронарных артериях или последствием алкогольной кардиомиопатии. Что должно успокаивать, так это то, что нет никакого увеличения распространения любого из этих состояний у тех, кто пьет мало или умеренно; именно те, кто пьют запоями, могут внезапно свалиться.

Результаты крупномасштабных исследований населения были поддержаны экспериментами на животных. Артерии кроликов реагируют на диету, содержащую много жиров даже хуже, чем сердечнососудистая система человека. В лабораториях всего мира стоят ряды клеток с кроликами, в которых несчастных «сотрудников» кормят пищей с высоким содержанием жира (или обезжиренной) и после смерти сравнивают ущерб, нанесенный артериям.

Конец ознакомительного фрагмента.