Часть вторая. После кончины Пророка
1 – Кончина пророка (с)
Великий Пророк (с) после завершения «хаджат ал-вида‘» («прощального хаджа») и возвращения в Медину собрал войско под командованием Усамы ибн Зайда и приказал ему отправиться в Дамаск для борьбы с врагами. Зная, что вскоре он покинет этот мир и предстанет перед своим Господом, Пророк (с) приказал группе мухаджиров и ансаров, в том числе Абу Бакру, ‘Умару и Абу ‘Убайду отправиться в Дамаск вместе с войском Усамы. Он сделал это для того, чтобы после его кончины некоторые противники не помешали ‘Али стать его преемником, о чём он (ранее еще) объявил мусульманам в Гадир Хуме. Однако, как пишут историки, они игнорировали этот приказ Пророка (с).
В тот же день Пророк (с) заболел и находился вначале в доме Умм Саламы, а затем – в доме Айиши. Мусульмане навещали его, и он давал им наставления, в частности, касательно своего семейства.
В один из дней, когда Пророк (с), будучи больным, пошёл в мечеть для совершения молитвы, он увидел Абу Бакра и ‘Умара и спросил их, почему они не отправились вместе с Усамой. Абу Бакр ответил: «Я был в отряде Усамы и вернулся, чтобы справиться о Вашем здоровье!» ‘Умар сказал: «Я не пошёл потому, что не хотел расспрашивать приезжающих из Медины людей о Вашем здоровье. Я хотел остаться вблизи Вас!» Пророк (с) приказал им примкнуть к войску Усамы и трижды повторил свой приказ (однако они не подчинились)[85].
Самочувствие его светлости ухудшалось с каждым днём, и мусульмане стали беспокоиться за Пророка. Однажды, когда у Пророка находились некоторые из его сподвижников, он сказал: «Принесите мне бумагу и чернила. Я напишу вам то, благодаря чему вы не впадёте в заблуждение». ‘Умар сказал: «Этот человек бредит и не осознаёт своих слов. Для нас достаточно иметь Божье Писание!» Тогда присутствовавшие стали спорить, и великий Пророк (с) сказал: «Уходите отсюда. Вы не должны спорить в моём присутствии»[86].
В другом хадисе, со слов Ибн ‘Аббаса, говорится, что ‘Умар сказал: «Я понял, что Пророк желает документировать халифат ‘Али, и помешал этому во благо людей»[87].
Во-первых, разве может Пророк (с) бредит, в то время как Аллах наделил его светлость таким качеством, как непорочность, и он передавал слова Всевышнего. В Священном Коране Господь говорит: «И речи ведёт он не по прихоти [своей]: они [т. е. речи] – лишь Откровение возвещенное ему»[88]. Во-вторых, можно ли лучше Пророка (с) знать благо людей, чтобы помешать исполнению его приказа? Кутб ад-дин Шафи‘и Ширази, один из величайших учёных, в книге «Кашф ал-гуйуб» пишет: «Несомненно, нельзя пройти путь без проводника. Я удивляюсь словам халифа ‘Умара (да будет доволен им Аллах!), сказавшего: „С нами Коран, и мы не нуждаемся в проводнике“». Эти слова подобны словам человека, который утверждает, что пока с нами книга о врачевании, мы не нуждаемся во враче. Вполне ясно, что эти слова неприемлемы и являются абсолютной ошибкой, ибо каждый, кто не сможет понять книгу врачевания, непременно должен обратиться к врачу, знакомому с этой наукой.
Это относится и к Священному Корану. Каждый, кто не сможет своим умом понять это Писание, должен обратиться к человеку, осведомлённому в этом деле. Так, Всевышний Аллах в Коране говорит:
«А если бы [раньше] они сообщили это Посланнику и предводителям [муслимов,] то те из них, кто взыскует смысл сокровенный…»[89].
Также Аллах в 49 айате суры Ал-‘Анкабут («Паук») говорит: «Напротив, оно (Писание, т. е. Коран) – ясные знамения в сердцах тех, кому ниспослано Знание, и только нечестивцы не признают айаты Наши». Поэтому его светлость ‘Али (да возвеличит Аллах его значение!) сказал: «Я – говорящая книга Аллаха, и этот Коран – безмолвная книга».
Итак, болезнь Пророка (с) осложнилась, и в конце месяца сафар 11 года хиджры (июнь 632 г.), а по некоторым преданиям, 12 раби‘ ал-авваля того же года (7 июня 632 г.) посланник Аллаха (с), прожив наполненную борьбой за веру жизнь, скончался в шестидесятитрёхлетнем возрасте. ‘Али вместе с ‘Аббасом и другими членами семейства Хашимидов обмыл труп его светлости. Пророк (с) был похоронен там же, где скончался.
2 – Событие в Сакифе
Вто время как ‘Али вместе с другими членами семейства Хашимидов был занят похоронами Пророка (с), группа ансаров и мухаджиров собралась в беседке принадлежащего семейству бани Са‘да в одном из кварталов Медины. Это место, изменившее в тот день ход истории мусульманского общества, до того времени не имело особого значения.
Один из ораторов ансаров Сабит ибн Кайс пригласил Са‘да ибн ‘Убада и нескольких знатных представителей двух племён аус и хазрадж в местность Сакифа бани Са‘д, где между этими двумя племенами возникло разногласие по поводу выбора халифа, решившееся в конечном итоге в пользу мухаджиров.
С другой стороны, один из мухаджиров сообщил ‘Умару о собрании ансаров, тот, поспешил к Абу Бакру и, в свою очередь, сообщил ему эту новость. Абу Бакр отправил нескольких людей к Абу ‘Убайду чтобы уведомить его об этом собрании. Наконец, эти трое в сопровождении других мухаджиров поспешили в Сакифу и присоединились к группе ансаров Са‘да ибн ‘Убада, приветствуя её по традиции периода невежества[90].
Здесь уместно более подробно рассказать о собрании в Сакифе, а затем продолжить повествование.
В числе участников этого собрания можно назвать следующих известных лиц: Абу Бакр, ‘Умар, Абу ‘Убайд, ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф, Са‘д ибн ‘Убада, Сабит ибн Кайс, ‘Усман ибн ‘Аффан, Харис ибн Хишам, Хассан ибн Сабит, Башар ибн Са‘д, Хубаб ибн Манзар, Мугайрат ибн Ша‘ба, Асид ибн Хадир. Когда собрались перечисленные лица, Сабит ибн Кайс поднялся со своего места и, обратившись к мухаджирам, сказал:
«Наш Пророк (с), который был Божьей милостью и лучшим из Пророков, покинул нас, и мы должны избрать для себя халифа. Этот халиф должен быть ансаром, так как ансары были для Пророка (с), более верными сподвижниками нежели мухаджиры. Его светлость начал свою миссию в Мекке, а вы, мухаджиры, даже будучи свидетелями его чудес и божественного величия, постоянно мучили и преследовали его, так что его светлость был вынужден переселиться в Медину. Как только Пророк (с) вошёл в Медину, мы, ансары, стали поддерживать его и горячо приветствовали его. Священный Коран свидетельствует, что мы предоставили свой город и свои дома в распоряжение мухаджиров. Если у вас есть свои доводы, приведите их, а если нет, склоните головы перед нашими добродениями и самоотверженностью и не допустите уничтожения нашего единства».
Услышав эти слова, ‘Умар рассердился и встал, чтобы дать ответ, однако Абу Бакр не позволил ему этого сделать и сам ответил ансарам. Он сказал:
«О сын Кайса! Да удостоит тебя Аллах своей милостью, ибо всё, что ты сказал, – правда. Все мы признаём правоту ваших слов, однако послушайте и вы рассказ о добродеяниях мухаджиров и вспомните слова Пророка (с), сказанные в наш адрес. Если вы приютили нас, то мы проявили большую самоотверженность. Ради Пророка (с) и религии Аллаха мы оставили свои дома и переселились в ваш город. Всевышний в Своём Писании превозносит нас, и в этом айате говорится именно о нас: „Это переселившиеся бедняки, изгнанные со своего места и лишившиеся своего имущества ради милости Аллаха и оказавшие помощь своему Аллаху и Его посланнику. Они правдивы“.
Таким образом, Господь повелел, чтобы и вы подчинялись нам. Кроме того, арабы не склонят свои головы ни перед кем, кроме Курайша. Сам Пророк (с) приказал подчиняться Курайшу и сказал: „Имам должен быть из Курайша“. Призывая вас подчиняться курайшитам, я не имею задней мысли и не преследую личных интересов. Я говорю во благо всех мусульман. Здесь присутствуют ‘Умар и Абу ‘Убайд, присягните на верность одному из них».
Услышав эти слова, Сабит ибн Кайс вновь обратился к мухаджирам и сказал: «Согласны ли вы с мнением Абу Бакра о присяге на верность одному из них (‘Умару и Абу ‘Убайду) или же выбираете халифом самого Абу Бакра?»
Мухаджиры в один голос ответили: «Мы согласны со всем, что говорит правдивый Абу Бакр, и принимаем его решение».
Сабит ибн Кайс воспользовался этими словами и сказал: «Вы говорите, что Пророк (с) назначил Абу Бакра халифом для мусульман и в дни своей болезни отправлял его в мечеть для совершения молитвы. В таком случае, по какому законному праву Абу Бакр нарушает приказ Пророка (с) и передаёт бразды правления ‘Умару и Абу ‘Убайду? А если Пророк (с) не определил халифа, почему вы клевещете на его светлость?»
Этими несколькими словами Сабит ибн Кайс нанёс сокрушительный удар Абу Бакру и отверг слова мухаджиров. Ансары, ещё более возбуждённые этими словами Сабита, стали настаивать на своём мнении.
В это время один из ансаров, Хубаб ибн Манзар, поднялся со своего места и сказал: «Всем известны заслуги ансаров перед исламом. Они не нуждаются в разъяснении. Если мухаджиры не признают нас, а мы не желаем подчиняться им, в таком случае (один правитель от нас и один от вас)». Са‘д ибн ‘Убада (глава племени хазрадж) воскликнул: «Неразумно и нелогично, чтобы одна религия и одно общество возглавлялось двумя правителями!»
Между двумя племенами ансаров (аус и хазрадж) возникло разногласие, и племя аус, в частности Башар ибн Са‘д, приняло сторону мухаджиров, чтобы не допустить халифата Са‘да ибн ‘Убада. Племя хазрадж продолжало возражать, в результате чего атмосфера накалилась и руки потянулись за мечами. Вот-вот должна была начаться кровавая бойня. Асид ибн Хадир, предводитель племени аус, разорвал свои отношения с племенем хазрадж.
‘Умар воспользовался разногласием среди ансаров и обратился к ним со следующими словами:
«Башар ибн Са‘д и Асид ибн Хадир согласились с тем, что халиф должен быть избран из числа курайшитов, чтобы ему подчинялись разные арабские племена. Слова Хубаба ибн Манзара о выборе двух правителей неразумны и не приведут ни к чему, кроме заговоров и разврата. Так подчинитесь же мухаджирам, чтобы избежать разногласий и не нарушить единства мусульман!»
Несмотря на то, что слова ‘Умара и конфликт двух племён аус и хазрадж в некоторой степени ослабили решимость ансаров и дали перевес мухаджирам, некоторые из ансаров стали призывать остальных не поддаваться действию слов ‘Умара.
‘Умар вновь заговорил о превосходстве мухаджиров, назвал ансаров колеблющимися между страхом и надеждой и стал поучать их. Затем он взял Абу Бакра за руку и сказал: «О люди! Это друг Пророка (с), который был с его светлостью в пещере, и которому его светлость доверял свои тайны. Поспешите присягнуть на верность этому человеку и заслужить милость Аллаха и Его посланника!»[91]
Некоторые из ансаров согласились со словами ‘Умара и сказали своим соплеменникам: «‘Умар прав. Грех не согласиться с его словами». В этот момент ансары подумали, что птица счастья пролетела над их головами и раскрыла свои крылья над мухаджирами, ибо большинство ансаров были единодушны с мухаджирами в деле выбора халифа.
Окончание [спора]
Наконец, ‘Умар, не мешкая, встал и, взяв Абу Бакра за руку, сказал: «Теперь, когда мусульмане готовы принять тебя своим предводителем, дай мне свою руку, чтобы я присягнул на верность тебе». Абу Бакр в свою очередь предложил халифат ‘Умару, однако тот опередил Абу Бакра и заключил с ним союз. Племя аус, несмотря на протесты племени хазрадж, присоединилось к ‘Умару и присягнуло на верность Абу Бакру. Так дело было завершено в пользу Абу Бакра[92].
Таким образом, состоялось собрание, о проведении которого не знали многие члены племени хазрадж, семейство Хашимидов и такие верные сподвижники Пророка (с), как Салман, Абу Зар, Микдад, ‘Аммар, Хазимат ибн Сабит, Сахл ибн Хунайф, ‘Усман ибн Хунайф, Абу Айуб Ансари, а также мусульмане Мекки, Йемена, Наджрана и других городов Аравии.
‘Умар не умолкал ни на минуту и призывал людей заключить союз с Абу Бакром. Покинув Сакифу, он по-прежнему отправлял встречавшихся ему на улицах и рынках людей в мечеть, чтобы они присягнули на верность Абу Бакру. Не ведая ни о чём, люди группами приходили к Абу Бакру и приносили присягу.
Абу Бакр поднялся на минбар мечети и сказал: «О люди! Моё правление вами не означает моего преимущества над вами. Я старше вас, а не лучше. В любом деле я буду спрашивать вашего совета, просить вашей помощи, а также буду действовать согласно традициям Пророка (с). Если заметите, что я сошёл с этого пути, можете оставить меня и заключить союз с другим. А если я буду действовать по справедливости, поддерживайте меня».
Согласно закону о причинах, каждая причина имеет свои последствия, и между ними [причиной и следствием] существует закономерность. Никогда ошибочное предположение не приводит к правильному заключению, ибо:
Коли поставил криво первый ты кирпич,
До самых звёзд кривою выстроишь стену.
Поэтому собрание в Сакифе нанесло удар исламу, последствиями которого можно смело считать проблемы, возникшие для ‘Али и приведшие к его мученической гибели, трагедию в Кербеле и пленение семейства Пророка (с), а также другие события подобного рода. Один из знатных богословов (худжжат ал-ислам) изволил сказать:
Тот, кто разработал план совета,
Там же сделал неизбежным день ‘Ашуры.
В другом месте он говорит:
Знаешь ли ты, когда попала в плен дочь Фатимы аз-Захры?
В тот день, когда собрался тот совет.
3 – Потребность халифов в советах имама ‘Али
Впериод правления Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, продлившийся свыше 25 лет, хотя ‘Али внешне не участвовал в делах общества и сидел дома, ради сохранения ислама и восторжествования истинной религии он указывал халифам на их ошибки и проступки, когда видел, что те бессильны разрешить научные, судебные и политические проблемы. Он никому не отказывал в своих советах. Множество раз халифы лично обращались к нему за помощью. Если бы не вмешательство ‘Али, научная сторона ислама утратила бы свой подлинный облик ввиду неосведомлённости халифов об истинной сути вещей. В качестве примеров приведём несколько случаев:
1. Однажды Абу Бакр приказал выпороть мужчину, который выпил вина. Тот мужчина сказал: «Я не знал, что ислам запрещает пить вино, а не то бы не делал этого». В растерянности Абу Бакр спросил совета у ‘Али. Его светлость сказал: «Когда мухаджиры и ансары будут в сборе, пусть один человек спросит у них, говорил ли кто-нибудь из них тому мужчине о запретности спиртных напитков или нет. Если два человека засвидетельствуют, что говорили, прикажи выпороть его, а если нет, отпусти его». Абу Бакр так и поступил. Свидетелей не нашлось, и стало ясно, что тот человек говорил правду. Поэтому его отпустили и сказали ему, чтобы он покаялся в своём грехе и больше не повторял его.
2. К Абу Бакру пришёл один иудейский учёный и спросил: «Ты стал преемником Пророка (с) этого народа?» Абу Бакр ответил утвердительно.
Иудей сказал: «В Торе сказано, что преемниками Пророков (с) являются мудрейшие люди. Скажи мне, где находится Всевышний Господь: на небесах или на земле?»
Абу Бакр ответил: «Он находится на небесах и восседает на престоле». Иудей сказал: «В таком случае Господа нет на земле, ибо, по твоим словам, когда Он в одном месте, Его нет в другом!»
Абу Бакр сказал: «Это слова еретика. Уходи отсюда, а не то я убью тебя!» Иудейский учёный удивился и ушёл, насмехаясь над исламом. В это время ему повстречался ‘Али. Его светлость сказал: «Эй, иудей, я знаю, о чём ты спросил, и то, что ты услышал в ответ. Мы говорим, что Всемогущий Аллах сотворил место и время. Для Него не существует места. Он превыше того, чтобы место могло ограничить Его. Он находится повсюду, однако не в том смысле, что соприкасается с местом. Его наука господствует над всем, что находится в мире. Нет ничего, что может находиться вне пределов Его господства. Для подтверждения своих слов я приведу пример из вашей книги. Уверуешь ли ты, если я докажу тебе правоту своих слов?» Иудей ответил: «Да».
‘Али сказал: «Разве в некоторых из своих книг ты не читал, что однажды Муса ибн ‘Имран (Моисей) внезапно увидел перед собой ангела, появившегося с востока? Муса спросил ангела, откуда он появился. Ангел ответил: „Меня отправил Всевышний Господь“. Появился другой ангел, с запада. Муса спросил его, откуда он появился. Ангел ответил: „Меня послал Всевышний Господь“. Затем к Мусе пришёл третий ангел и сказал: „Я пришёл с седьмого неба, и послал меня Всевышний Господь“. Затем появился ещё один ангел и сказал, что пришёл с седьмой земли и послан Всевышним Господом. Муса воскликнул: „Всемогущ тот Господь, который находится повсюду и не находится в определённом месте!“». Иудей сказал: «Я свидетельствую, что эти слова – истинная правда»[93].
3. После кончины Пророка (с) в Медину прибыли иудеи и сказали: «По поводу семи спящих отроков Коран говорит: „Провели они в пещере триста лет [в солнечном летоисчислении] и ещё девять в [лунном]“[94]. Однако в Торе говорится, что они остались в пещере триста лет. Это противоречивые цифры».
Ответить на этот вопрос иудеев не смогли не только халиф, но и все сподвижники Пророка (с). Наконец, все обратились за помощью к ‘Али, разрешителю всех проблем. Его светлость сказал: «Нет никакого противоречия. С точки зрения истории, иудеи ведут исчисление времени по солнечному календарю, а арабы – по лунному. Тора ниспослана на языке иудеев, а Коран – на языке арабов. Триста солнечных лет равны трёмстам девяти лунным. (Так как солнечный год состоит из 365, а лунный – из 354 дней, то между солнечным и лунными годами существует разница в 11 дней и шесть часов, в результате чего 33 солнечных года равны почти 34 лунным годам, а триста солнечных лет – трёмстам девяти лунным годам)[95].
4. Ибн Шахр Ашуб рассказывал, что однажды Абу Бакра спросили: «Мужчина утром женился на женщине, и эта женщина ночью родила ребёнка. В ту же ночь мужчина умер, а мать с ребёнком унаследовали всё его имущество. Как это возможно?»
Конец ознакомительного фрагмента.