Александр Македонский: детство и юность
Александр Македонский (Александр III) родился 20 июля 356 г. до н. э. в македонской столице Пелла. Мальчик рос в неоднозначной обстановке: он искренне восхищался доблестью отца, ведущего бесконечные войны с греческими полисами. Обучение Александр в раннем возрасте проходил не дома, а по установленной традиции – у родственников. Он учился в Миезе, а педагогами были Леонид, настаивавший на спартанском образе жизни и актер Лисимах, который обучал юного наследника престола риторике и этике. С 13 лет его стал воспитывать великий мыслитель Аристотель, который был хорошо знаком с его отцом. Под его руководством Александр стал одним из образованнейших людей своего времени.
О характере Александра свидетельствует рассказ о том, как в 10-летнем возрасте он укротил жеребца, из-за строптивости которого его отказался брать царь Филипп II. Плутарх писал о характере Александра: «Филипп видел, что Александр от природы упрям, а когда рассердится, то не уступает никакому насилию, но зато разумным словом его легко можно склонить к принятию правильного решения; поэтому отец старался больше убеждать, чем приказывать».
АРИСТОТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ АЛЕКСАНДРА
Греческий философ и ученый-энциклопедист Аристотель (384–322 гг. до н. э.) не был человеком военным. Однако когда у Филиппа II подрос сын, Аристотель был приглашен к нему учителем. Филипп думал о новых завоевательных походах, в которых Александр должен был командовать войском. Уже в те далекие времена знали, что успешно возглавлять армию может только человек с хорошим образованием.
Аристотель обучал своего воспитанника математике, истории, логике, педагогике, естественным наукам, музыке, медицине, а также философии.
С семнадцатилетнего возраста обучение Александра не раз прерывалось, поскольку он вместе с отцом участвовал в походах и битвах. Однако и после своего вступления на престол молодой царь еще три года продолжал совершенствоваться в науках под руководством Аристотеля, который, по-видимому, сопровождал Александра в его первых походах.
«ТЫ ДОСТОИН БЫТЬ МОИМ СЫНОМ»
В ходе завоевания фракийского побережья Эгейского моря Филипп II в 340 г. до н. э. начал осаду Перинфа. Здесь военный опыт македонян столкнулся с мужеством перинфян. У стен города развернулись жестокие кровопролитные сражения. В палатке по соседству с отцовской жил лагерной жизнью и Александр. Он находился среди грубых и разнузданных военачальников, привыкших к разным вольностям, каким предаются победители. Сцены пьянства, при которых он присутствовал каждый вечер, не присоединяясь к бражникам, вызывали у него чувство отвращения и сурово осуждались им. Александр, только что прошедший обучение у Аристотеля был крайне шокирован местными нравами. Он дожидался, пока вино одурманит всех, чтобы, удалившись в палатку, предаться чтению Гомера и мечтам об Ахилле и Патрокле, Ахилле и Бресииде. Военачальники посмеивались над тем, что он не участвует в их грубых развлечениях, и он пытался доказать, что в ратном деле ни в чем не уступает им. Под стенами Перинфа часто происходили стычки – когда осажденные пытались сделать вылазку либо когда македонцы проверяли силу неприятеля. Вскоре после своего приезда Александр смог впервые принять участие в бою. Александр ринулся на неприятеля со всей силой, ловкостью, отвагой, разя направо и налево, что вызвало восторг у всех, кто это видел. Казалось, что у него десять рук. Вечером Филипп сказал Александру: «Ты мало пьешь. Но, тем не менее, ты достоин быть моим сыном». Чтобы доставить отцу удовольствие, Александр залпом осушил большой кубок вина.
Аристотель и его ученик Александр. Гелль Х. Гравюра. 1876 г.
Биографы сообщают, что под стенами Перинфа Александр, которому только исполнилось 16 лет, понял, что во время войны царь, сражаясь в течение двух часов, сто других часов проводит, заботясь о снабжении лагеря продовольствием, собирая сведения о противнике. Он должен выслушивать гонцов, управлять службами, сноситься с чужеземными государствами. Александр понял, что властитель может управлять своими владениями прямо из палатки, поставленной в поле, но при условии, что у него хорошо налажены связи и все издалека ощущают его грозную силу. В этом деле Филиппу не было равных. Он знал, что каждый день делает каждый управляющий его провинциями и отправлял им личные приказы при малейшем затруднении. Его регулярно осведомляли о происходящем в Афинах, где Демосфен постоянно призывал своих сограждан к войне, и дошел даже до того, что советовал заключить союз с их вечным врагом – Персией – против Македонии.
…Вскоре Александр понял, зачем вызвал его Филипп к себе, сообщает придворный биограф. Пока Александр был в войсках, отец постоянно держал его подле себя, когда исполнял царские обязанности и, чтобы испытать его, все время спрашивал: «Как бы ты поступил в этом случае? Что, по-твоему, нужно сделать?».
И всякий раз Александр поражал Филиппа II здравомыслием и зрелостью суждений. Царь решил, что не стоит больше ждать, чтобы применить способности своего отпрыска, и через несколько недель отправил его обратно в Македонию, наделив полномочиями регента.