Вы здесь

Александр Александров. Ансамбль и жизнь. Глава 7. «Мне проще руководить не армейским, а церковным коллективом…» (Софья Бенуа, 2017)

Глава 7

«Мне проще руководить не армейским, а церковным коллективом…»

1928 год можно назвать самой яркой, самой значимой страницей в биографии Александрова. Когда кажется, что все предыдущие годы были лишь подготовкой к начавшемуся в 1928-м яркому расцвету творческой жизни этого музыкального деятеля.

Именно тогда наш герой вместе с коллегами – Ф. Н. Даниловичем и режиссером П. И. Ильиным – задумал создание удивительного коллектива – ансамбль должен был посредством литературно-музыкальных монтажей пропагандировать песни о Красной армии. Сам Александр Васильевич должен был осуществлять подбор и музыкальную обработку соответствующих песен, а затем разучивать их с вокальной группой. Ухватившись за эту идею, Александров так увлекся и вдохновился, что уже вскоре становится музыкальным руководителем новосозданного песенно-пропагандистского детища. А его первым концертным директором стал Михаил Борисович Шульман (до своего ареста в 1937 году), будучи 21 года от роду.

12 октября 1928 года состоялось первое выступление ансамбля в Центральном доме Красной армии. Коллектив насчитывал всего 12 человек: 8 певцов, 2 танцора, баянист и чтец. Выступление коллектива с первой музыкально-литературной композицией под названием «22-я Краснодарская дивизия в песнях» прошло с большим успехом, после чего было окончательно принято решение о создании ансамбля. 12 октября 1928 года принято считать днем рождения военного творческого коллектива, возглавлять который на протяжении 18 лет будет Александр Васильевич Александров.

На момент создания коллектива Александров был гражданским человеком и согласился возглавить армейский коллектив песни и пляски после убедительных просьб народного комиссара по военным и морским делам СССР Клима Ворошилова. Главным аргументом претендента было то, что ему проще руководить не армейским, а церковным коллективом, однако сила убеждения была столь велика, что в итоге бывший регент стал работать на нужды армии и флота, а вместе с тем – на патриотизм граждан новой советской страны. Утверждают, что много позже Александров буквально благодарил маршала за вовремя проявленную настойчивость.




Первый состав Ансамбля Красноармейской песни ЦДКА. 1928 г.


Приведем воспоминания современника Александрова – Артема Сергеева: «Сталин Александрова очень ценил и хвалил Ворошилова, что тот убедил в свое время Александрова руководить ансамблем, а тот говорил, что лучше бы церковным хором руководил, потому что в армии не служил. Я присутствовал при разговоре, когда Ворошилов настаивал, чтобы Александров руководил солдатской самодеятельностью. Это уже когда был образован ансамбль. Александров говорит: „Как хорошо, что вы оказались таким настойчивым, и как хорошо, что я был недостаточно стойким“, а Ворошилов: „Как хорошо, что вы оказались сговорчивым“».

А вот любопытное утверждение одного из почитателей таланта Александрова: «Лучший русский регент своего времени. Руководил тверским архиерейским хором, хором храма Христа Спасителя. В его хоре Советской армии изначально пели именно собранные со всей России лучшие профессиональные церковные певчие и лучшие в вокальном смысле дьяконы, снявшие с себя сан, поэтому качество исполнения было высочайшим».

Любопытно такое свидетельство диакона Анатолия Трушина, размещенное на сайте Московской епархии Русской православной церкви: «Свидетельством о том, что Александр Васильевич Александров до конца своих дней оставался верующим человеком, несмотря на сложившуюся в стране ситуацию, является воспоминание известного хорового дирижера Бориса Григорьевича Тевлина: „Выдающийся хоровой дирижер советского времени Клавдий Борисович Птица – ученик А. В. Александрова – рассказывал одну историю из его жизни. Сталин очень любил Александрова. Однажды он позвонил ему лично и сказал: „Завтра принимаем тебя в партию. Буду рекомендовать я. Дадим партбилет № 1“. Александров проживал в Москве недалеко от храма Христа Спасителя, где он был в то время регентом. В одной из комнат его большой квартиры была устроена часовня, где он молился. После звонка Сталина Александров молился всю ночь, прося прощения у Господа за то, что ему приходится вступать в партию безбожников ради того, чтобы сохранить себе жизнь“»[7].

1 декабря 1928 года ансамбль был зачислен в штат ЦДКА и получил название Ансамбль красноармейской песни Центрального дома Красной армии имени М. В. Фрунзе. Торжественное открытие ЦДКА состоялось 28 февраля 1928 года. В советское время, именуемый уже ЦДСА, работал под руководством Главного политического управления Советской армии и ВМФ. Располагал лекционными, концертными, кино- и выставочными залами, методическими кабинетами, учебными аудиториями, библиотекой, летним парком с массовым театром. Имел залы отдыха, комнаты настольных игр, танцевальные залы и гостиницу.

Можно сразу сказать, что в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов ЦДКА стал своего рода штабом культурно-художественного обслуживания войск действующей армии. Отсюда направлялись на фронт артистические бригады театров, филармоний, концертно-гастрольных объединений из разных регионов страны.

В 1946 году ЦДКА был переименован в Центральный дом Советской армии имени М. В. Фрунзе (ЦДСА), а в феврале 1993 года – в Центральный дом Российской армии (ЦДРА). С ноября 1997 года ЦДРА носил название «Культурный центр Вооруженных сил Российской Федерации имени М. В. Фрунзе». 1 октября 2016 года центру возвращено прежнее историческое название – Центральный дом Российской армии (ЦДРА) имени М. В. Фрунзе.

Таким образом, Центральный дом Российской армии имени Фрунзе является правопреемником Центрального дома Красной армии (ЦДКА), Центрального дома Советской армии (ЦДСА), Культурного центра Вооруженных сил Российской Федерации. В этом знаковом месте начиналась реальная история успеха и мировой славы коллектива Александрова.


Центральный дом Российской армии размещен в ансамбле зданий, являющихся памятниками архитектуры второй половины XVIII – начала XIX веков (находятся под охраной государства). Здания неоднократно перестраивались видными русскими зодчими. Наиболее существенные изменения были внесены в 1927–1928 годах, в связи с размещением здесь Центрального дома Красной армии. Центральная часть здания построена в 1779 году по проекту Д. В. Ухтомского.

В 1802–1807 годах центральная часть перестроена И. Д. Жилярди, к ней были пристроены флигели. В 1818–1827 годах под руководством Д. И. Жилярди и А. Г. Григорьева было произведено расширение здания и перекомпоновка фасада. В здании к этому времени размещалось Московское училище ордена Святой Екатерины, оно же – Московский Екатерининский институт благородных девиц, одно из первых женских учебных заведений в России. Как мы помним из истории, Институт благородных девиц был основан в 1802 году по инициативе императрицы Марии Федоровны, матери правившего тогда императора Александра I, с 1796 года начальствовавшей над Воспитательным обществом благородных девиц.




Центральный Дом Российской Армии имени М.В. Фрунзе. 1935 г.


Здание, в котором разместили Екатерининский институт, первоначально принадлежало графу Салтыкову, который построил себе «загородный двор» с палатами и регулярным парком. В 1777 году имущество это взяли в казну и открыли здесь Инвалидный дом для офицеров и солдат с домовой церковью. Ну а позже здесь уже получали знания и хорошие манеры юные девицы.

В 1818 году перед зданием разбили площадь, получившую по институту название Екатерининской (ныне Суворовская); за ним устроили Екатерининский парк с прудом. В 1830 году, 14 сентября, митрополит Филарет освятил Екатерининскую церковь, размещенную в левом, западном крыле здания.

В 1918–1928 годах по проекту С. А. Торопова здание было реставрировано с постройкой парадной лестницы.

С 1928 года в здании разместился Центральный дом Красной армии (ныне Центральный дом Российской армии). Для проведения разного рода мероприятий в ЦДРА имеются разнообразные залы, зачастую носящие поэтические названия, среди которых гостиные: «Красная», «Белая», «Золотая», «Малахитовая» и залы: «Каминный», «Краснознаменный», «Камерный», «Киноконцертный».

Конечно, во времена Александрова все было не так разнообразно и торжественно. Все постройки еще соотносились со стремительно уходящей в Лету царской эпохой; бывшей усадьбе Салтыковых и Екатерининского института была уготована новая роль – стать пристанищем высокой идейной и духовно-нравственной культуры человека новой советской формации. И вот с первого показа благодарным зрителям литературно-песенного монтажа «22-я Краснодарская дивизия в песнях» минуло всего-то пять месяцев, а ансамбль уже успел дать 150 концертов, на которых побывало более 100 тысяч человек!

10 октября 1928 года на концерте нового ансамбля побывал нарком обороны К. Ворошилов. Он поддержал ходатайство Александрова и отдал приказ о наборе в ансамбль талантливых бойцов из различных гарнизонов. Получив «благословение», Александр Васильевич «объехал части Московского и Ленинградского округов, где набрал несколько десятков человек. Начались репетиции и учеба. Несмотря на природные способности, многим хористам пришлось осваивать технику академического пения, гармонию и сольфеджио. Свою первую программу ансамбль посвятил Первой Конной армии. Программа состояла из народных песен и танцев. Зрители с восторгом принимали выступления ансамбля как в столице, так и в других городах, куда он отправился на гастроли. Такие поездки Александров устраивал несколько раз в год. Трудно сказать, где он только не побывал – на Украине и в Средней Азии, в Заполярье и в Закавказье»[8].

«За короткий срок были выпущены несколько литературно-музыкальных композиций, причем в первых программах Ансамбля не было ни одной оригинальной песни Александрова. С 1929 года Александр Васильевич начинает публиковать свои обработки песен времен гражданской войны, ставшие ценнейшим вкладом в историю русской революционной песни. Это и „Гулял по Уралу Чапаев-герой“, и „Гей, по дороге“, „Слушай, рабочий“, „Наш паровоз“, „Там, вдали за рекой“ и, конечно, знаменитая „По долинам и по взгорьям“, которая в исполнении Ансамбля покорила не только нашу страну, но и весь мир. Однако в последующих композициях произведения А. В. Александрова составляют подавляющее большинство, причем такие как „Волжская бурлацкая“ и „Эшелонная“ остаются в репертуаре коллектива на долгие годы»[9].

Летом 1929 года военный ансамбль начинает свои гастроли по стране. Сначала идет узнавание, привыкание, затем – слава и триумф.

В 1934 году ансамбль совершил концертное турне по великим стройкам пятилетки, проехав от Днепрогэса до Магнитостроя и оттуда до Комсомольска-на-Амуре.

За первые пять лет своей работы Ансамбль побывал и на Дальнем Востоке (дважды), и в Средней Азии, на Балтийском флоте, на Урале, на Украине, в Приволжском, Северокавказском и Закавказском военных округах, преодолел в поездках 100 тысяч километров, на его концертах побывали более 2,5 миллионов слушателей.

В течение первых восьми лет существования коллектив выступил во всех военных округах СССР. И всегда и везде коллектив встречали овациями, выказывая тем самым признательность и заслуженную любовь.

В 1935 году в ансамбле появился полноценный оркестр, состоящий из струнной группы домр и балалаек, баянов и небольшой группы духовых инструментов; увеличилась численность танцевальной группы. Коллектив насчитывал 135 человек. Как отмечают музыковеды, «значительно повысился профессиональный уровень хора; коллектив поражал своим высоким мастерством самых требовательных специалистов хорового искусства; Александров создал ансамбль как совершенно новый творческий жанр, аналогов которому не было нигде в мире».




Александр Васильевич Александров награжден орденом Красной Звезды в 1935 г.


«Про „Александровцев“ ходит байка, что их опасаются приглашать в иные концертные залы: вокальная сила хора грозит сорвать крышу. В буквальном, архитектурном смысле. А еще было время, когда репортеры надоедали им, поехавшим на первые гастроли, вопросом: какими акустическими средствами пользуется ансамбль для достижения столь громкого форте. На то, чтобы мир поверил: технических приспособлений нет, это всего лишь искусство, потребовалось время… Просто Александр Александров создал хор невиданной звучности теноров и басов, искусным образом поддержанных трубами и тромбонами. Ради усиления эффекта сокрушительного форте все их песни построены волнообразно: с подъемами и спадами»[10].

С 27 ноября 1935 года коллектив получил название: Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР. В том же 1935-м ансамбль был награжден Центральным исполнительным комитетом СССР почетным революционным Красным Знаменем с орденом Красной Звезды.