Глава II. Павильоны Александровского парка
Александровский парк на протяжении многих лет застраивался самыми разными парковыми павильонами. Многие из них до сих пор несут на себе отчетливый отпечаток личностных предпочтений монархов: увлечения Екатерины II стилем шинуазри, увлечения Александра I идеей развития скотоводства или коллекционирования Николаем I средневекового оружия. Все это приводило к тому, что в разные годы на обширном пространстве Александровского парка появлялись строения, каждое из которых со временем приобретало не только историю, связанную со строительством, отделкой интерьеров и перестройками, но и историю, связанную с различными эпизодами жизни первых лиц Российской империи. В таком ключе, учитывая обе составляющие, и будет вестись повествование в этой главе…
Китайская деревня
В XVIII в. мода «на Китай» стала общеевропейским трендом, сохранявшимся беспрецедентно долгое время. Свое отражение эта мода нашла и в Российской империи. Пик увлечения «китайщиной»[147] пришелся на время правления Екатерины II. Масштабы проявления этой моды были различными, от грандиозных архитектурных проектов в Александровском парке (Китайская деревня и Китайский театр) до различных стилизаций «в китайском вкусе» и подлинной китайской «мелочевки» в интерьерах императорских резиденций. Китай для дворянской элиты имперского периода на десятилетия стал неким символом загадочного Востока, и этот символ воплощался как в бесчисленных китайских вазах в парадных интерьерах, так и различных павильонах-увеселениях в «китайском духе». В Царском Селе возник целый комплекс построек в китайском стиле.
Наиболее масштабно увлечение столь модным в Европе[148] стилем шинуазри проявилось в 1770-х гг. в ходе реализации проекта Китайской деревни, авторство которой приписывается как А. Ринальди, так и В. И. Неелову[149]. Идея сооружения Китайской деревни в Александровском парке была заимствована из Европы, в разных концах которой появлялись подобные стилизованные «под Китай» павильоны-игрушки.
Екатерина II как главная заказчица и человек, «принимающий окончательные решения», не единожды лично вмешивалась в принятие архитектурных решений. Вероятно, источником ее архитектурных идей стала книга У. Чемберса «Планы, фасады, разрезы и перспективные виды садов и построек в Кью в Суррее», попавшая в руки императрицы в 1770 г. Именно оттуда она почерпнула главные идеи «англо-китайского» сада.
Финансирование проекта началось в 1772 г., когда русскому посланнику в Лондоне А. С. Мусину-Пушкину отправили деньги на сбор материалов, которые должны были стать основой для изготовления натурной модели некоего «китайского строения». Тогда же Кабинет Е. И. В. ассигновал средства на оплату работ по изготовлению «Китайской модели», которая исполнялась в мастерских Конторы строений домов и садов мастерами, работавшими под началом А. Ринальди в Ораниенбауме.
Композиционным центром Китайской деревни должна была стать восьмиярусная пагода-обсерватория, вокруг которой были сгруппированы восемнадцать домиков в китайском стиле, окруженных галереями. При въезде на маленькую улочку, вдоль которой располагались домики-павильоны, предполагалось поставить ворота в китайском стиле. Таким образом Екатерина II, принимая окончательное решение, имела перед глазами модель Китайской деревни[150].
Пагода-обсерватория. Копия с чертежа В. И. Неелова. 1826 г.
Композиционный план Китайской деревни. Копия с чертежа В. И. Неелова. 1826 г.
Следует подчеркнуть, что павильоны Китайской деревни изначально планировали использовать не только как архитектурную игрушку, но и вполне прагматично, поселив в ярких домиках, как на дачах, сановников из окружения Екатерины II. Домики были разной планировки и площади, самые маленькие включали по два помещения, самые большие – по 5–6 комнат различной планировки. Отапливались домики печами и каминами. Как очень часто бывало, реализованный проект серьезно отличался от планов, прорисованных архитекторами. Причин к тому было множество, но главная – нехватка денег на причудливые архитектурные фантазии и последующие перестройки[151].
Реализовал проект Китайской деревни Ч. Камерон, который в октябре 1781 г. представил на утверждение Екатерине II строительные сметы, в которых детально перечислены главные строительные объекты: «19 китайских домов[152], 3 ворота, да башню о семи этажах разными красками из фаянца сделать, 4 или 5 раз жечь и работу надежну сделать, также лаком навести, который против мороза и дождя простоит и все закрепит, чтоб вода между не проходила».
Кваренги Дж. Китайская деревня в Царском Селе. Вторая половина 1780-х гг. Вокруг центрального павильона-обсерватории видны строительные леса, что свидетельствует о продолжающихся работах
Кваренги Дж. Китайская деревня. Рисунок сделан с площадки Большого каприза
Строительство «Китайской деревеньки» Ч. Камерон начал в 1782 г., и ее возведение продолжалось до начала 1786 г. На этот проект были потрачены огромные деньги – 420 092 руб. 69 коп.[153], но при этом к началу 1786 г. строительство было далеко от завершения. Екатерине II докладывали, что китайские домики и трое ворот отделаны, но некоторые еще «не совсем совершенно». Екатерина II на свой запрос[154] о готовности Китайской деревни получила в 1789 г. ответ, что хотя отделано уже десять домиков, все работы остаются неоконченными, потому что в 1787–1788 гг. деньги на строительство не были ассигнованы, поэтому «по несовершенной отделке» жить в этих домиках «еще не можно». При этом, еще 22 января 1778 г. Екатерина II распорядилась, в числе прочего, «отпустить из Кабинета»: «На строение между каприсами Китайского дома – семь тысяч сто тридцать рублей шестьдесят копеек»[155]. В результате, несмотря на потраченные колоссальные средства, в конце 1780-х – начале 1790-х гг. жилыми были только четыре домика, да и то очень условно, поскольку внутри домиков было очень сыро. Для борьбы с высокой влажностью пришлось проложить дополнительные дренажные трубы под черными полами домиков, засыпав их колотым кирпичом и песком.
Следует заметить, что проект был довольно сложен в реализации, поскольку требовалось возводить изогнутую «в китайском духе» кровлю, украшать домики многочисленными декоративными «китайскими» элементами: зонтиками, пальмовыми листьями, цветами, раковинами, фигурами фантастических животных, дельфинами, на углах домиков сидели драконы, крыши расписывались «под рыбью чешую».
Китайская деревня на тарелке из Бабигонского сервиза. Сер. XIX в. Использован рис. Дж. Кваренги
Дракон на крыше одного из домиков Китайской деревни. Современное фото
Оформление калитки в Китайской деревне. Современное фото
Крестовый мост
Большой каприз. Конец XVIII в.
Малый каприз. Первая пол. XIX в.
Так или иначе, но заботами Екатерины II к 1780-м гг. в Царском Селе формируется комплекс построек, выдержанных в стиле шинуазри: Китайская деревня, Большой и Малый капризы[156], Скрипучая беседка[157] и пять мостов через Крестовый канал, также выдержанных в духе шинуазри: Крестовый мост[158], два почти одинаковых Китайских мостика[159], Драконов мост[160] и Большой Китайский мост[161].
Один из двух Китайских мостиков
Драконов мост
В конце 1792 г. объем невыполненных из-за отсутствия ассигнований работ оставался значительным: в шести домах Китайской деревни необходимо было завершить столярные работы, доделать тротуары и цоколи, а также покрыть домики и ворота железом, докрасить кровли, двери, колонны, украшения; изготовить, а затем вызолотить недостающие «различные на китайский вкус украшения» из железа и жести для установки на воротах и кровлях, окончить «средний китайский дом, называемый купольным» (пагоду-обсерваторию). На все это требовалось 71 751 руб. 30 коп., и так до бесконечности. В результате Екатерина II отказалась от идеи строительства восьмиярусной башни-пагоды, которая превратилась в «купольный китайский дом». Так или иначе, царскосельский долгострой под названием «Китайская деревня» так и не был завершен на момент смерти Екатерины II в ноябре 1796 г.
Со смертью императрицы Екатерины II работы в Китайской деревне, как и над многими другими проектами в Царском Селе, прекратили. Более того, Павел I приказал разобрать уже построенные домики, т. е. уничтожить Китайскую деревню, рассчитывая получить строительные материалы для возведения Михайловского замка. Фактически это был предлог для уничтожения архитектурного проекта, столь любимого Екатериной II.
Распоряжение Павла I выполнить не успели, и «недострой» простоял в замороженном состоянии до 1811 г. С 1811 г. в Китайской деревне ремонтно-строительные работы возобновили, их по 1822 г. курировал архитектор В. П. Стасов. Одной из главных проблем оставалась непроходящая сырость в домиках.
Когда в 1817 г. Александр I принял радикальное решение о восстановлении «ветхостей» в Царском Селе и других дворцовых пригородах, некоторые средства были выделены и на продолжение бесконечных работ в Китайской деревне. Фактически перед В. П. Стасовым стояла задача не столько завершения строительства, сколько реконструкции Китайской деревни. В 1817–1818 гг. В. П. Стасов соединил между собой попарно восемь одноэтажных домиков, которые образовали два низких длинных здания, разделенных на две квартиры каждое. Пятые домики каждой стороны соединили с угловыми, и получилось еще 2 дома. В остальных домиках, окружавших площадь деревни вокруг круглого храма, устроили квартиры и службы. Недостроенный павильон-обсерваторию В. П. Стасов завершил сферическим куполом. Фактически эта реконструкция оставила ничтожно мало от первоначального замысла А. Ринальди.
Одна из фигур Большого Китайского моста
Проект Китайской деревни В. П. Стасова
Китайская деревня. Кон. XVIII в. Китайские садики еще не разбиты
Одновременно со строительными работами в самой Китайской деревне облагородили прилегающую к ней территорию парка. Так, в 1818 г. А. А. Менелас разбил у каждого из восьми домиков миниатюрные «китайские садики», окружив их железными решетками с калитками и фонарями. По заказу А. А. Менеласа в 1818 г. закупили саженцы деревьев[162] и кустарники[163] на 395 руб. Кроме этого, в 1818 г. было профинансировано строительство деревянного моста. Общие затраты в 1818 г. на «сделание в Царскосельском Новом саду вокруг Китайской деревни 8 садиков и деревянного моста»[164] составили 83 461 руб. Тогда же выделили «за починку крестового мостика» 552 руб. В 1819 г. финансирование проектов было продолжено[165]. Эти работы продолжались и в 1820 г., когда на отделку «при Китайской деревне садиков» потратили еще 5461 руб. 81 коп.[166].
В конце 1830-х гг. было принято решение усилить «китайскую составляющую» вышеописанных садиков, для чего через Кяхту в Китае заказали «китайские цветочные семена», которые доставили в Царское Село в апреле 1840 г.[167].
После завершения ремонтных работ в 1820 г. привели в порядок обстановку каждого из домиков. 3 ноября 1820 г. на рапорте гоф-фурьера появилась резолюция «осмотреть и донести» о состоянии «попорченной и изломанной мебели» в «домах Китайской деревни во время проживания в оных разных особ». Буквально на следующий день была составлена соответствующая ведомость, в которой зафиксировали различные «неисправности». Например, в кабинете домика № 1: «У ломберного стола березового дерева не ровна пола, надобно сделать ровно против другой польи» (так в документе. – И. З.); в кабинете домика № 2 «у письменного стола ясеневого дерева кожа истерлась и у 8-угольного стола того ж дерева ножка изломалась, маленький стол круглый покрыть вновь лаком», в детской «у шкафа с глухими дверцами приклеить ножку и у круглого с полами стола приклеить ножку и приделать петли»; в столовой домика № 5 «у буфета красного дерева починить у замков личинки, у одного раздвижного стола красного дерева у ножки починить медное колесо»; в кабинете «у зеркальной рамы ясеневого дерева нет круглых фигур – отклеились и потеряны. У дивана на матраце починить черную кожу»[168] и так далее, по всем домикам. Надо сказать, что утраты не носили катастрофического характера.
В 1822 г. Стасов вновь осуществил тщательную отделку всей деревни. Как и в 1817 г., белые крыши окрасили в зеленые и красные цвета, «в китайском духе». Тогда же все фасады перештукатурили и нанесли на них полихромную роспись. Таким образом, коренная перестройка и приспособление китайских домов для жилья под руководством В. П. Стасова была произведена в 1817–1818 гг., отделка же фасадов и благоустройство – в 1822–1824 гг.
Надо заметить, что с летней сыростью в домиках, несмотря на все усилия так и не справились, и в них даже летом было прохладно. В последующие годы ремонты в Китайской деревне производились примерно каждое десятилетие, причем наиболее существенной была перестройка в 1859–1861 гг., когда архитектор И. А. Монигетти соединил в длинные корпуса все домики по улице, создав два параллельных непрерывных фасада.
Проект И. А. Монигетти по соединению домиков в Китайской деревне. Высочайше утверждено 10 июля 1859 г.
Реализация проекта И. А. Монигетти. Фото начала XX в.
С XVIII в. и вплоть до 1914 г. Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. По замечанию П. П. Свиньина, домики Китайской деревни «служили во времена пребывания здесь пышного Екатеринина двора жилищем для царедворцев». Подтверждает это и И. И. Дмитриев[169]: «Это было пристанище ее секретарей и очередных на службе царедворцев». Графиня Шуазель-Гуффье, вспоминая лето 1824 г., писала: «…Так я дошла до Китайского города, как называют построенные в китайском вкусе хорошенькие домики, числом около двадцати, где живут адъютанты его величества. У каждого из них свой особый дом, конюшня, погреб и свой сад. В средине этого небольшого городка, расположенного в форме звезды, находится окруженная тополями круглая беседка, где г.г. адъютанты собираются на балы и концерты…»
За годы существования Китайская деревня повидала немало гостей, но, пожалуй, самым знаменитым из них был историк Н. Карамзин. В 1822–1825 гг., живя с весны до глубокой осени в домике Китайской деревни, он работал над главным своим трудом – «Историей государства Российского». 19 мая 1822 г. в одном из писем он упомянул: «Мы уже 10 дней в Китае: чисто и красиво».
И. И. Дмитриев, побывавший летом 1822 г. в Китайской деревне, позже вспоминал: «Живущие в домиках имеют позволение давать… для приятелей и соседей и своих обеды, концерты, балы и ужины. В каждом домике постоялец найдет все потребности для нужды и роскоши: домашние приборы, кровать с навесом и ширмами; уборный столик, комод для белья и платья, стол, обтянутый черною кожею с чернильницею и прочими принадлежностями, самовар, английского фаянса чайный и кофейный прибор с лаковым подносом и, кроме обыкновенных простеночных зеркал, даже большое, на ножках, цельное зеркало. Всем же этим вещам, для сведения постояльца, повешена в передней комнате у дверей опись, на маленькой карте, за стеклом и в раме. При каждом домике садик: посредине круглого дерна куст сирени, по углам тоже, для отдохновения железные канапе и два стула, покрытых зеленою краскою. Для услуг определен придворный истопник, а для надзора за исправностью истопников один из придворных лакеев».
И далее, вспоминая первые числа июня 1822 г., Дмитриев сообщает: «Я нашел Карамзина в Сарском Селе. Государь… назначил ему с семейством его два китайские домика, которые и были занимаемы с начала весны до глубокой осени… В Сарском Селе, мне был отведен для временного житья один из китайских домиков, в ближайшем соседстве с Карамзиным… Наши домики разделяемы были одним только садиком, чрез который мы друг к другу ходили. Всякое утро он, отправляясь в придворный сад, захаживал ко мне и заставал меня еще в постели… По возвращении с прогулки Карамзин куривал трубку табаку и пил кофий с своим семейством. Потом уходил в кабинет и возвращался к нам уже в исходе четвертого часа, прямо к обеду. После стола он садился в кресло дремать или читать заграничные ведомости; потом, сделав еще прогулку, проводил вечер с соседями или короткими приятелями. В числе последних чаще других бывали В. А. Жуковский и старший Тургенев».
Самому Карамзину, несмотря на сырость Китайской деревни, очень нравилось это дачное житье близ императорской резиденции. 14 октября 1822 г. он писал Вяземскому: «Живем в уединении, которое имеет свои прелести. Поутру занимает меня „История“, а ввечеру романы. Сидим семейным кружком, читаем вслух и плачем. Барышни наши уверяют, что таких приятных вечеров не может быть в городе. На сей раз и домики наши довольно теплы. Думаем остаться здесь до ноября». Результатом работы Карамзина в «Китае» стали 9-й и 10-й тома его «Истории», вышедшие в 1824 г.
В Китайской деревне у Карамзина бывали многие, в том числе и А. С. Грибоедов. «…Стыдно было бы уехать из России, не видавши человека, который ей наиболее чести приносит своими трудами. Я посвятил ему день в Царском Селе и на днях еще раз поеду на поклон», – писал Грибоедов Вяземскому перед отъездом в Персию.
В свою последнюю осень 1825 г., проведенную в Китайской деревне, Карамзин писал И. И. Дмитриеву (22 октября 1825 г.): «…я точно наслаждаюсь здешнею тихою, уединенною жизнью, когда здоров и не имею сердечной тревоги. Все часы дня заняты приятным образом: в девять утра гуляю по сухим и в ненастье дорогам вокруг прекрасного, нетуманного озера… В 11-м завтракаю с семейством и работаю с удовольствием до двух, еще находя в себе и душу, и воображение; в два часа на коне, несмотря ни на дождь, ни на снег, трясусь, качаюсь – и весел; возвращаюсь с аппетитом, обедаю с моими любезными, дремлю в креслах, и в темноте вечерней еще хожу час по саду, смотрю вдали на огни домов, слушаю колокольчик скачущих по большой дороге и нередко крик совы; возвратясь свежим, читаю газеты, журналы… и девять часов пьем чай за круглым столом, и с десяти до половины двенадцатого читаем с женою и с двумя девицами Вальтер-Скотта, романы… Всегда жалея, что вечера коротки….Рад жить так до конца жизни….Что мне город?…Работа сделалась для меня опять сладка: знаешь ли, что я со слезами чувствую признательность к небу за свое Историческое дело?»
15 ноября 1825 г. Карамзины переехали в Петербург. В январе 1826 г. Карамзин тяжело заболел и 22 мая умер. Он не успел закончить «Историю». Двенадцатый том обрывался на фразе: «Орешек не сдавался…»
Весной 1826 г. по распоряжению Николая I домики Китайской деревни заселять не стали. Тогда же к Я. В. Захаржевскому от кн. А. Н. Голицына последовал запрос: «Кто, когда и где жил во дворцах Царского Села и Китайской деревне?» На что 2 апреля 1826 г. в ответе, среди прочего, указывалось, что «под коллонадою» жили врачи: лейб-медик Я. В. Виллие (врач Александра I) и К. К. Штофреген (врач императрицы Елизаветы Алексеевны), а в Китайской деревне домики № 5–6 занимал действительный статский советник Карамзин[170]. Видимо, этот запрос был связан с тем, что в июне 1826 г. в домиках Китайской деревни разместился дипломатический корпус, приглашенный на праздник в Царское Село, поскольку церемония коронации в Москве была перенесена в связи с кончиной императрицы Елизаветы Алексеевны.
Китайская деревня. Современное фото
Традиция летнего, дачного проживания в домиках Китайской деревни сохранялась вплоть до 1917 г. Например, С. Н. Карамзина сообщала в одном из писем к Е. Н. Мещерской (8 августа 1839 г.), что «В четверг целый день у нас была м-ль Плюскова[171], которая приехала провести неделю в „Китае“». В 1865 г. «в Китае» жил граф Б. А. Перовский[172]. В 1909 г. в доме № 1 «Китая» жил адмирал Д. С. Арсеньев (1832–1915), который с 1864 по 1885 г. состоял воспитателем, а затем попечителем великих князей Сергея и Павла Александровичей. Там же несколько сезонов (в 1912 и 1913 гг.) жила его дочь – фрейлина Н. Д. Арсеньева. Кроме жилых помещений в Китайской деревне при Николае II разместили Придворную аптеку, переведенную туда из левого пулуциркуля Екатерининского дворца.
Яркую оценку поздней Китайской деревни дал в одном из своих писем Н. Н. Пунин (19 сентября 1911 г.). Он писал, что Китайская деревня «это удивительное сочетание китаизма, наивного и странно-глубокого вкуса, желтого, красного и голубого экстаза и мистики, грубости и чванства с роскошью, блеском, непревзойденным величием Людовиков, отраженным в несколько варварском, несколько татарском и слишком умном зеркале екатерининского двора – наша „китайская деревня“ может восхищать, восторгать не за чистоту стиля – Китай, эта загадочная страна, меньше всего, может быть, рассказана в этих прямых линиях стен и зубцах крыш, но остроумие, но несравненный вкус, такт вкуса, если так можно выразиться, с каким Екатерине удалось соединить слишком чуждый нам стиль со стилем века».
Китайский театр
Дворцовый стандарт пригородных резиденций требовал непременного обустройства придворного театра. При Елизавете Петровне в Царском Селе для театральных постановок использовались несколько специально оборудованных площадок.
Решение о строительстве первой театральной площадки в Царском Селе Елизавета Петровна приняла в июне 1749 г., когда придворный театр «для комедий» разместили в новой Оранжерейной зале. Видимо, работы затянулись, и в июле 1750 г. императрица Елизавета Петровна высочайшим именным указом повелела «сделать театр… без малейшего задержания»[173]. Отвечал за работы «живописный мастер» Джузеппе Валериани[174] и машинных дел мастер Жибеллий. Судя по перечню материалов, тогда «в царскосельской новой оранжерейной зале» шли уже отделочные работы, предполагавшие устройство театра «для играния комедий». Эта театральная площадка просуществовала по крайней мере до 1776 г., т. к. известно, что Екатерина II 20 июня[175] и 22 августа[176] 1776 г. посещала этот театр.
Кусково. Воздушный театр
Вторая сценическая площадка была устроена в 1756 г. под открытым небом, в одном из боскетов Нового сада. Подобные театры именовались «воздушными», или «зелеными». Для зрителей в таком театре сооружался амфитеатр с дерновыми скамьями. На одном из планов Ф.-Б. Растрелли (1756–1758 гг.) этот «воздушный театр» довольно тщательно прорисован. Каких-либо упоминаний о постановках в этом театре нет. Видимо, от него быстро отказались, поскольку под Петербургом был далеко не греческий климат, лето часто дождливое.
В то время «воздушные», или «зеленые», театры были обычным делом в загородных резиденциях русской аристократии[177]. Например, в подмосковном имении Кусково, принадлежащем роду Шереметевых, тоже имелся подобный театр. Сооруженный в конце 1750-х – начале 1763 гг., он был полностью создан из зелени: кулисы из стриженых лип и елей, дерновые скамьи для зрителей, боскеты со шпалерой из барбариса вокруг амфитеатра. Даже полуциркульные артистические «комнаты» по сторонам сцены были образованы из стриженого кустарника[178]. На Царскосельском плане Растрелли просматривается несомненное сходство с планировкой кусковского «воздушного театра».
Решение о строительстве третьей сценической площадки было принято Екатериной II в сентябре 1777 г., когда она повелела архитектору И. В. Неелову: «Китайский снаружи театр в назначенном квадрате строить против зверинца; буде отыщу план, пришлю: а буде нет; то надлежит план делать, взяв за основание внутреннее расположение Ораниенбаумского театра. Сделать».
В этой записке обращает на себя внимание, во-первых, точное указание места строительства – «в назначенном квадрате против зверинца», т. е. в одном из четырех боскетов регулярной части Нового парка, на месте «воздушного театра». Во-вторых, императрица, как это было уже не раз, сама определила архитектурный стиль здания. Судя по тому, что И. В. Неелов представил императрице план и фасад «Оперного дома», у нее так и не нашлось времени найти в каком-либо из английских архитектурных альбомов соответствующее строение «в китайском духе». Следует иметь в виду, что рабочие чертежи театра были подготовлены тонким знатоком стиля шинуазри Антонио Ринальди[179].
За строительный сезон 1778 г. «Оперный дом», или «Китайский театр», был вчерне построен, и с октября этого года в нем начались отделочные работы. Следует подчеркнуть, что насыщенность Нового сада павильонами и другими сооружениями[180] в стиле шинуазри, которым была тогда увлечена Екатерина II, была частью ее намерения превратить бывший Зверинец в пейзажный англо-китайский парк.
Естественно, в процессе строительства в проектные чертежи вносились дополнения и исправления. Но упрощенные «китайские» черты сохранились, например, карниз имел сложный рисунок и был разноцветным, была сооружена высокая кровля с загнутыми «по-китайски» углами. Постройка театра обошлась в удивительно скромные[181] 29 023 руб. 14 коп.
Китайский театр. 1780 г.
План Китайского театра. 1780 г.
По своему устройству это был полноценный театр с прекрасной акустикой зала овальной формы на 500 человек, царской ложей, сценой, партером, ярусами лож и пр. Интерьер театра, выдержанный в голубых тонах, был очередной «китайской» репликой[182]. Потолок зала, барьеры ярусов, сцена были ярко разрисованы драконами, фигурами китайцев, восточным орнаментом, знаками зодиака, отовсюду свешивались колокольчики, бусы из шариков, подвески. Зрительный зал освещался золоченой бронзовой люстрой в виде чаши, украшенной живописью «в китайском вкусе», колокольчиками, десятью драконами. Вся эта «восточная» мишура должна была подчеркнуть фантастические представления европейцев «о таинственном Китае». Даже традиционный мраморный камин, находившийся в фойе театра за царской ложей, был покрыт барельефами, изображающими «китайцев».
Впрочем, в интерьере присутствовали и подлинные китайские вещи, которые находились преимущественно в центральной императорской ложе и двух боковых великокняжеских.
Китайский театр. 1897 г.
Китайский театр. Царская ложа. 1930-е гг.
От глаз придворных были скрыты артистические гримерки, к которым вела отдельная лестница. Отдельный вход был и для членов императорской фамилии. Также театр оснастили необходимыми механизмами, придававшими действу дополнительную динамику.
Как правило, в придворных театрах билеты раздавались бесплатно, и места в театре были прямо связаны с положением зрителя в обществе и придворной иерархии. Супруги и дочери размещались в соответствии со статусом мужей. Как это ни удивительно, но в партере Китайского театра можно было только стоять и там «места» занимали придворные и офицеры в скромных чинах.
Занавес в Китайском театре. 1930-е гг.
Китайский театр был открыт 13 июня 1779 г. представлением новой оперы придворного композитора Джованни Паизиелло[183] «Дмитрий Артаксеркс». Кроме придворных, живших в Царском Селе, из Петербурга и других дачных мест приехали «знатные персоны обоего пола, господа чужестранные министры и знатное шляхетство». В царской ложе находились Екатерина II, великий князь Павел Петрович с супругой Марией Федоровной. Любопытно, что в средней ложе сидел (лежал?) и полуторагодовалый внук императрицы – великий князь Александр Павлович. Успех спектакля (возможно, и театра) был такой, что спектакль повторили 16 июня для тех же зрителей. 21 июня оперу повторили в третий раз, примечательно, что на этом представлении присутствовали и все члены Святейшего Синода. 29 июля 1779 г. Екатерина II смотрела оперу Д. Паизиелло «Идол китайский» «с балетом», которая стилистически была связана с самим театром. В этот же театральный сезон итальянской труппой была поставлена еще одна опера Д. Паизиелло «Деметрио». Такой темп постановок в Китайском театре стал стандартом для последующих летних сезонов Екатерины II в Царском Селе.
Джованни Паизиелло
Китайский театр. Рис. Дж. Кваренги. Конец XVIII в.
Супруга английского врача Т. Димсдейла баронесса Димсдейл присутствовала на одной из постановок в Китайском театре в 1781 г.[184]. Театр она называет «увеселительным домом», указывая, что это «славное здание» находится «рядом с дворцом, где дают оперу раз или два в неделю, полностью за счет императрицы». Баронесса обратила внимание на ложу императрицы, которая была «очень большая, с креслом, крытым алым бархатом, приближенные стояли вокруг нее. Великие князья и княгиня сидели в ложе прямо на сцене, как в Англии король, королева и королевская семья»[185].
Делярош П. Генриетта Зонтаг. 1831 г.
В июле 1792 г. Екатерина II смотрела в Оперном доме обычный сборный концерт, в котором была представлена комедия в пяти действиях, разыгранная французской труппой, затем балет, в котором танцевали танцоры и танцовщики, принятые ко двору из труппы умершего князя Г. А. Потемкина. Завершился концерт малой пьесой. Вместе с императрицей действо смотрели сын с невесткой и внуки: Александр, Елена и Мария. Причем члены императорской семьи находились не в царской ложе, а «сидели в партерах в первых лавках». Видимо, это имела в виду баронесса Димсдейл, упоминая, что «великие князья и княгиня сидели в ложе прямо на сцене».
После смерти Екатерины II Китайский театр опустел на долгие годы (1796–1821), но его продолжали поддерживать в рабочем состоянии[186]. Представления возобновились 22 июля 1821 г. парадным спектаклем на именины вдовствующей императрицы Марии Федоровны[187].
При Николае I в Китайском театре не единожды выступали европейские гастролеры. Например, летом 1830 г. состоялось исполнение оперы Д. Россини «Севильский цирюльник» с участием знаменитой немецкой певицы Г. Зонтаг. Примечательно, что в эти годы публика в театре несколько изменилась, поскольку билеты начали продавать и простым людям, но только в ограниченном количестве.
Дочь Николая I, великая княгиня Ольга Николаевна, в мемуарах упоминает, как страстно желала попасть в Китайский театр, где она, тогда 9-летняя девочка (в 1831 г.), не была ни разу. Любопытно, что главным условием для посещения театра царскими дочерьми Марией и Ольгой была их отличная учеба. Им пообещали «посещение Царскосельского театра в одно из воскресений, если мы будем иметь хорошие оценки в течение недели». Но старшая сестра подвела, поэтому не пустили в театр и младшую. Скорее всего, дело было не в оценках, а в репертуаре, вероятно, шел балет. Известно, что даже подросших сыновей Александра II лет до 18 на балет старались не брать, считая, что лицезрение танцовщиц может плохо на них повлиять. Но через некоторое время для девочек подобрали спектакль: «В этот момент Папа неожиданно вошел в комнату и сказал: „Олли. Иди!“… Давали „Отелло“: это была первая опера, которую я слышала!» Как мы видим, приобщение 9-летней великой княжны к волшебному миру театра произошло в царскосельском Китайском театре.
В конце николаевской эпохи, в 1849 г., заводчик Франц Берд изготовил и установил металлический зонт «при театре в Верхнем саду» (1050 руб.), т. е. навес (зонт) над главным входом в Китайский театр[188], каркас которого сохранялся до 1909 г.
При Александре II, с его сложными семейными обстоятельствами и политикой тотальной экономии, проводимой руководителем Контроля министерства Императорского двора бароном К. К. Кистером, Китайский театр крайне редко задействовался в придворной жизни, протекавшей в основном в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Но в апреле 1868 г., во время празднования 50-летия императора, в Китайском театре состоялся праздничный спектакль.
Металлический навес при входе в Китайский театр. Фото 1880–1900-е гг.
Фрагмент металлического навеса, сооруженного в 1909 г.
Сцена Китайского тетра пустовала и при Александре III, поскольку он с лета 1880 г. фактически перестал бывать в Царском Селе. При Александре III Китайский театр если и использовался, то царская семья на постановках присутствовала только изредка. Например, когда 19 апреля 1893 г. в Китайском театре состоялась премьера пьесы Л. Н. Толстого «Плоды просвещения», в царской ложе находились император Александр III, императрица Мария Федоровна, ложи заполнял столичный бомонд. Дело в том, что Главное управление по делам печати пьесу запретило, поскольку автор «намеревался осмеять в этой комедии дворянское сословие»[189]. Однако император разрешил ставить пьесу на любительских сценах[190]. С 1891 г. пьесу разрешили играть только в императорских театрах[191]. Наконец, в апреле 1893 г. пьесу увидел Александр III. В 1893 г. на сцене Китайского театра три дня шла трагедия Софокла «Царь Эдип» в исполнении учеников Царскосельской Николаевской гимназии.
Программа спектакля «Царь Эдип». 1893 г.
Китайский театр. План 1 этажа. Арх. С. Данини
Китайский театр. Фойе. 1910 г.
Периодически сцену Китайского театра использовали для различных мероприятий. Например, в мае 1899 г., когда торжественно отмечалось 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина, поэт И. Ф. Анненский на Пушкинском празднике в Китайском театре произнес речь «Пушкин и Царское Село».
9 мая 1902 г. на сцене Китайского театра для французского президента Э. Лубе был дан парадный спектакль. Николай II записал свои впечатления в дневнике: «В 9 час. поехали в Китайский театр на торжественное представление в честь Лубе. Он казался довольным и совсем не устал. Было два акта разных балетов[192], и все окончилось к 11 час. Вернулся с Мишей пешком; вечер был чудный. Театр выглядел замечательно красиво».
Китайский театр. Лестница
Великий князь Константин Константинович с офицерами л. – гв. Измайловского полка в костюмах спектакля «Мессинская невеста». 1910-е гг.
Театр действительно выглядел эффектно, поскольку его специально для этого мероприятия отремонтировали и электрифицировали. В 1908–1909 гг. Китайский театр был капитально отремонтирован под руководством придворного архитектора С. А. Данини. Дочь архитектора вспоминала: «За императорской ложей фойе обито зеленым штофом, с золоченой мебелью по рис. Данини. Другое фойе отделано лепкой в стиле Людовика XV. В этом зале были двери полированного ореха с фарфоровыми медальонами, также по его рисункам». Тогда же был устроен противопожарный железный занавес между сценой и зрительным залом и «железный подъезд» на чугунных колоннах со стороны главного входа в театр вместо прежнего, меньших размеров. Тогда же установили люстру майсенского фарфора XVIII в., приспособленную под электрическое освещение. В 1910 г. в здание театра провели паровое отопление.
Важным событием в истории Китайского театра стала постановка 2 февраля 1909 г. в присутствии Николая II трагедии Шиллера «Мессинская невеста». В качестве актеров выступали офицеры лейб-гвардии Измайловского полка, входившие в «Измайловский досуг». Они сыграли все 38 мужских ролей. Великий князь Константин Константинович исполнял роль Дона Цезаря. Император записал в дневнике: «После обеда приехали Мама и Ольга. К 9 час. собрались в Китайском театре. Шла трагедия „Мессинская невеста“, в кот. играл Костя и почти весь Измайловский полк. Постановка отличная, и пьеса смотрелась с большим интересом. Вернулся домой в 12 1/2 час.»[193]. Судя по всему, пьеса пользовалась успехом и желающих ее посмотреть было много. Только этим можно объяснить запись в дневнике Николая II: «В 9 час. отправился с ним[194] в Китайский театр, где второй раз шла „Мессинская невеста“ с Костей и измайловцами. Дома в 12 1/2» (9 апреля 1909 г.)[195].
В 1911 г. великий князь Константин Константинович представил в Китайском театре еще один спектакль. Как записал Николай II: «Мама приехала из Гатчины, и я с ней отправился в Китайский театр. Шла „Принцесса Грёза“, в которой играл Костя с сыновьями и измайловцами. Было красиво представлено, но длилось долго. Вернулся домой пешком в 1 1/4 дивною ночью» (13 мая)[196].
Позже специально для Николая II в Китайском театре выступали актеры театра-кабаре «Кривое зеркало», пользовавшиеся колоссальным успехом в Петербурге и Москве.
Во время Царскосельской юбилейной выставки в 1911 г. театр открыли для широкой публики. Тогда в Китайском театре шел ретроспективный показ спектаклей, иллюстрирующий развитие русского театра и музыки за 200 лет[197]. В феврале 1913 г. в театре состоялось торжественное заседание «памяти» Козьмы Пруткова. Был также сыгран отрывок из «Ревизора».
Театральная жизнь в Китайском театре окончательно замирает в 1914 г. Его сцена используется в основном для различных мероприятий, сборных концертов, на одном из которых свои стихи читал Сергей Есенин.
Императорская Ферма
Скотный двор появился в Царском Селе буквально сразу же после основания императорской резиденции в начале XVIII в. Во второй половине XVIII в. вполне прагматичные коровники начали превращаться в пасторальные парковые фермы, на фоне которых время от времени разыгрывались аристократические игры в пастушков и пастушек, окруженных надушенными коровами.[198] Например, такая прагматично-декоративная ферма имелась в Павловске[199].
На рубеже 1760–1770-х гг. в Царском Селе, близ Екатерининского парка, по проекту арх. Неелова возвели комплекс кирпичных зданий Скотного двора, но при этом сохранялись деревянные здания старого Скотного двора. Павел I предполагал снести эти постройки, однако в силу скоротечности его царствования это не было осуществлено, и выстроенный «покоем» комплекс оставался на своем месте вплоть до начала XIX в.
При Александре I в 1810 г. новую Ферму заложили на окраине Александровского парка. Там, по проекту садового мастера Джозефа Буша-младшего, у кирпичной Зверинской стены соорудили первые деревянные постройки для содержания императорского стада или, как оно именовалось в документах, – «английского скотоводства». На месте деревянных построек архитектор Менелас в 1817–1822 гг. воздвиг кирпичные постройки в столь модном тогда англо-готическом стиле. Отмечу, что все строительные работы в Царском Селе шли под непосредственным контролем Александра I, который предпочитал Царское Село другим пригородным резиденциям.
Трудно сказать, почему Александр I так увлекся «английским скотоводством». Возможно, сказались сельскохозяйственные экзерсисы времен его детства; возможно, он подсмотрел что-то во время своих многочисленных поездок по Европе, но, скорее всего, многолетнее увлечение «английским скотоводством» просто типичное хобби, которое не поддается рациональному объяснению.
Кроме того, император рассматривал свою Ферму как некий полигон для обкатки животноводческих и сельскохозяйственных новаций, рассчитывая улучшить породы крупного рогатого скота в России.
Поскольку император увлекся теорией животноводства, то при проектировке помещений Фермы наряду с функционально-хозяйственными постройками предусмотрели возведение и представительских помещений – «павильона для Высочайших присутствий». Предполагалось, что время от времени члены императорской семьи будут вкушать парное молоко прямо из-под коровы, как это делалось в Павловске, Гатчине и, позже, в Петергофе.
На финансирование Фермы и в первую очередь – английского скотоводства, наряду с расходами на содержание «американских зверей» и «казенных птиц[200] и уток матросских», ежегодно выделялось из казны 4970 руб.[201]. Замечу, что уход за «английским скотоводством» был делом весьма хлопотным, о чем свидетельствует рапорт садового мастера Ф. Лямина (от 2 февраля 1818 г.), в котором он настоятельно просил продать двух английских коров «по неспособности для держания». Что примечательно, породистых коров продавали на объявленном аукционе, но большого ажиотажа он не вызвал, и коровы ушли за начальную цену в 150 руб. Их купил некий крестьянин Степан Громов из «вотчины г. Салтыкова»[203]. К лету 1820 г. построили первые три здания Фермы: Павильон, Молочную и Коровник[204].
Конец ознакомительного фрагмента.