В первый класс – не в первый раз
Первое сентября. После линейки все ученики разошлись по классам. Только один мальчик шёл по пустому коридору.
– Мальчик, тебе в какой класс? Тебя проводить? – спросила Ольга Сергеевна, директор гимназии, делавшая обход после торжественного начала учебного года.
Ученик (а в этом директор была уверена) посмотрел на неё и сказал… не открывая рта: «Спасибо, я сам найду свой класс».
Ольга Сергеевна в удивлении посмотрела на ученика. Она не слышала его голоса, но… поняла, что тот сказал.
Ученик вошёл в первый «А» класс.
Директор, почти на цыпочках, подошла к дверям класса, прислушалась. В классе было тихо.
После уроков директор гимназии пригласила к себе в кабинет Веру Германовну, учительницу первого «А» класса.
– Вера Германовна, как фамилия ученика, который опоздал на первый урок?
– Ко мне на урок никто не опаздывал.
– Как… Я сама видела. Даже разговаривала с этим учеником. – Директор вдруг призадумалась… Это она говорила, а ученик…
Ольга Сергеевна озадаченно посмотрела на учительницу первого «А» класса и настойчиво проговорила:
– Я его спросила, а он ответил. Ответил. И зашёл в ваш класс, но уже после звонка. – Тут директор гимназии опять призадумалась…
И, будто желая убедить себя, что ученик был и разговаривал с ней, директор твёрдо произнесла:
– Да, да, он говорил со мной. Я слышала, что он мне сказал.
Учительница первого «А» класса тут же опровергла заявление директора:
– Ольга Сергеевна! Я по журналу проверила всех учеников. Присутствовали все. Опаздывающих не было.
Директор гимназии недоверчиво посмотрела на учительницу первого «А» класса. Та с не меньшим удивлением посмотрела на директора гимназии.
На следующее утро директор гимназии стояла у дверей первого «А» класса и внимательно смотрела на учеников.
– Вера Германовна, вот этот мальчик! Это он вчера опоздал к вам на урок.
– Ну что вы, Ольга Сергеевна! Это Виктор Сизов. Он в классе был с самого начала урока.
Директор почувствовала неловкость. Что же происходит… До сих пор на зрение она не жаловалась, галлюцинациями не страдала.
С сомнением посмотрев на учительницу, Ольга Сергеевна вместе с последним учеником вошла в первый «А» класс. Поздравив учеников с учебным годом, пожелав успехов в учёбе, директор внимательно посмотрела на Витю Сизова. Тот, не обращая внимания на изучающий взгляд директора, разговаривал с соседкой по парте.
Уже направляясь к выходу, директор гимназии ещё раз взглянула на Виктора Сизова. Ученик лукаво ей подмигнул, а в голове Ольги Сергеевны чётко прозвучало: «Это я, Виктор Сизов. Будем знакомы». Директор медленно кивнула: «Будем…» И, тут же конфузливо прикрыв рукой рот, в смущении посмотрела на школьника, который с самого утра приводил её в некое замешательство. А Виктор Сизов, сложив руки на парте, серьёзно смотрел на Веру Германовну, всем своим видом показывая, что он очень внимательно её слушает. «Да… Ну и ну…» – в недоумении покачав головой, Ольга Сергеевна направилась в следующие первые классы.
В гимназии одной из традиций было в первые дни учебного года посещение директором первых классов. А их было ещё три: «Б», «В», «Г». Выйдя из последнего, первого «Г» класса, она в коридоре столкнулась… с Витей Сизовым, который должен был сидеть за партой в первом «А» классе.
– Мальчик, ты почему здесь… Ты ведь… Витя Сизов… – нерешительно уточнила Ольга Сергеевна.
Посмотрев на неё, ученик, как и в прошлый раз, не открывая рта, произнёс:
– Я – Витя Сизов.
– А почему ты не в классе? Пойдём, я тебя провожу. – И, будто боясь, что мальчик исчезнет, крепко взяла его за руку.
Директор гимназии подвела ученика к первому «А» классу. Открыв дверь, она с победным видом посмотрела на Веру Германовну. Каково же было её удивление, когда в первом ряду на второй парте первого «А» класса она увидела Виктора Сизова.
Ольга Сергеевна в растерянности посмотрела на то место, где рядом с ней должен стоять Витя Сизов. Но ученика рядом с ней не было. Директор посмотрела на свою руку, которой только что держала Виктора Сизова… Огляделась вокруг.
В некотором замешательстве она снова посмотрела на вторую парту. Там сидел Виктор Сизов.
В раздумье директор гимназии направилась в свой кабинет. Она села за стол и несколько минут прислушивалась к тишине в кабинете, а потом, приложив ладонь ко лбу, с сомнением покачала головой. «Может, сказываются волнения, происшедшие в это лето…» – с тревогой подумала Ольга Сергеевна.
А волнения летом были, ещё какие…
В конце учебного года, перед летними каникулами, её вызвало районное руководство и оповестило о закрытии гимназии. Мол, здание гимназии очень старое и подвергать опасности учеников оно, руководство, не имеет права. Зданию требуется основательный ремонт. Ольга Сергеевна согласилась с начальством. Ремонт действительно нужен.
Не поднимая глаз на директора, районный начальник тихо произнёс: «Но денег в казне нет. Вот нашли одну частную организацию, которая согласилась произвести весь объём ремонтных работ…» И, колеблясь, добавил: «На неких условиях».
Ольга Сергеевна подозрительно посмотрела на руководителя района и поинтересовалась, что это за «некие» условия предъявила та организация.
Чиновник стал сбивчиво объяснять, что не так легко найти спонсоров с деньгами… Но вот нашли. А пока та организация будет проводить ремонт, учеников надо перераспределить по другим школам.
До директора доходили слухи, что здание гимназии приглядела одна частная компания… под казино. Такого кощунства Ольга Сергеевна никак не могла принять. Она прямо спросила районного начальника о казино.
Чиновник неуверенно произнёс:
– Ольга Сергеевна, не надо доверять слухам.
И нервозно добавил:
– Займитесь учениками. Ремонт может затянуться, а учеников надо определить…
Директор возмущённо ответила:
– Пока я не узнаю, какие условия обозначила та частная компания, о распределении учеников по другим школам речи не может быть.
Ольга Сергеевна твёрдо решила, что будет отстаивать свою гимназию. Ведь она по праву считала гимназию своей.
Здание гимназии было построено ещё в начале XX века. И сразу было предопределено под учебное заведение. Причиной тому якобы был сон, который приснился тамошнему градоначальнику. Во сне тому явился Галилей и со словами: «Здесь разумом человека должна рождаться истина» – указал на место, где и стали строить гимназию. Фасад здания украсили барельефами великих учёных во главе с Галилеем. Архитектура здания до сих пор вызывает восхищение у жителей города. А история гимназии побуждает учителей и учащихся трепетно относиться к этому храму науки.
Первым директором гимназии была бабушка Ольги Сергеевны, преподаватель словесности; затем эту должность занимала её мама, тоже учитель литературы, и она, закончив с отличием гимназию, сначала десять лет преподавала в ней русский язык и литературу, а потом стала и директором гимназии.
Много преобразований прошло за все эти годы, но никогда не ставился вопрос о закрытии гимназии или её перепрофилировании.
О постановлении районного начальства Ольга Сергеевна сообщила родителям на итоговом родительском собрании. Распределение учеников по другим школам вызвало недовольство родителей. Не одно поколение родителей вышло из стен этого уникального учебного заведения, и судьба гимназии им была не безразлична. Родители решили отремонтировать гимназию своими силами и выдвинули ультимативное требование: если администрация района и города отдадут здание гимназии под другое функциональное использование, то они пойдут на самые радикальные меры: объявят голодовку у здания районного ведомства. Родителей поддержали ученики и учителя.
Руководство города, узнав об инициативе родителей, которые рушили договорённости высокого начальства «с теми, которые на неких условиях…», вызвало Ольгу Сергеевну на «ковёр».
Градоначальник – человек молодой и, как говорят, из «ранних» – в пылу возмущения непедагогическими методами директора сразу напомнил о её возрасте. Мол, уже подошло время уходить на заслуженный отдых.
Хотя по этикету воспитанных людей недопустимо напоминать женщине о её возрасте, Ольга Сергеевна к данному инциденту отнеслась спокойно: «Я никогда не скрывала свой возраст и полностью согласна с утверждением: “Мои года – моё богатство”. А гимназию я и на пенсии буду отстаивать».
Вернувшись в гимназию, директор прошлась по её коридорам. Грустно вздохнув, Ольга Сергеевна возмущённо проговорила: «Нельзя позволить, чтобы гимназия, изначально предназначенная нести образовательный свет в умы учеников, озарилась огнями казино. Нет, не будет гимназия исчадием зла».
Заглянув в календарь текущих мероприятий, директор увидела незнакомый номер телефона. Стала вспоминать, чей это телефон… Но вспомнить не смогла. В сомнении набрала незнакомый номер телефона. На том конце провода без всякого вступления приятный мужской голос сообщил: «Завтра начинаем ремонт гимназии». Эта фраза буквально обволокла директора. Как… Уже… Ведь ей только сегодня начальство сказало: «На ремонт гимназии денег нет». Ольга Сергеевна осторожно положила трубку. Ещё раз недоверчиво посмотрев в календарь, она отправилась домой.
Ночь директор провела в раздумьях. Но тревоги по поводу проблемного ремонта почему-то не было: «Наверное, родительский комитет уже организовал свой строительный отряд и об этом отрапортовали. Быстро. Молодцы!»
Директор гимназии на работу приходила всегда раньше всех. Уже на подходе к гимназии она услышала голоса людей и шум машин. Ольга Сергеевна прибавила шаг. Во дворе гимназии разгружали строительный материал. Подойдя к группе мужчин, она поинтересовалась, что происходит… Мужчина средних лет приветливо улыбнулся и вежливообъяснил ей, что прибыли строители для проведения ремонта гимназии.
В мужчине директор признала одного из заместителей главы района, которого видела в его кабинете. Правда, тогда заместитель ей не понравился. Улыбка его показалась Ольге Сергеевне уж очень неестественной, угодливой. Да и всё в нём не вызывало симпатии. А сейчас перед ней стоял совсем другой человек. И улыбка сейчас была располагающей.
Видя растерянность директора, заместитель предложил обсудить объём ремонтных работ. Понимая, что ремонт должен закончиться к началу учебного года, директор включала в смету только самое необходимое. Но заместитель тут же вносил свои дополнения. По его «размаху» косметический ремонт превращался в капитальный.
Директор, как во сне, ходила по гимназии вместе с заместителем (который так и не представился…). Она удивлялась его чётким распоряжениям и оставалась в недоумении таким поворотом в ремонтном деле.
Решив все вопросы, заместитель исчез.
И только после этого Ольга Сергеевна вдруг вспомнила, что заместитель не разговаривал, а только улыбался. Но она его слышала… Слышала. И понимала, о чём тот… говорил.
Обозначенный объём работ оказался таким большим и трудоёмким, что Ольга Сергеевна засомневалась: успеют ли рабочие всё намеченное выполнить до первого сентября. А ещё вкралась тревога: не хочет ли городская администрация усыпить её бдительность: мол, ремонт мы начали… но к первому сентября не успеваем. Так что учеников всё-таки придётся переводить в другие школы.
Однако рабочие успокаивали её, что всё будет выполнено в срок, а она и учителя пусть отдыхают и набираются сил.
Но какой тут отдых… Надо всё держать под контролем. Директор по опыту знала, как не досмотришь… Да и какое-то провокационное чувство не покидало её: откуда взялся этот «заместитель»?.. и деньги вдруг нашлись… и вообще… не строят ли под её присмотром казино?..
Когда рабочие сдавали обновлённое здание гимназии, позвонил заместитель и поинтересовался качеством выполненных работ. Директор, которую ещё не покинули смятенные чувства, выразила благодарность за отличную работу и пригласила его на торжественную линейку первого сентября.
Увидев главу района на совещании директоров перед новым учебным годом, Ольга Сергеевна стала благодарить его за великолепный ремонт. Но тот привёл её в полное замешательство, когда стал невнятно извиняться за то, что в районном бюджете так и не нашлось денег на ремонт их гимназии.
И, подняв глаза к потолку, с выдохом произнёс:
– Но вы-то… вы-то… своего добились. Видимо, за вами такие силы стоят…
И, шутливо погрозив ей пальцем, добавил:
– И молчали.
Не поняв, о каких силах говорит глава района, Ольга Сергеевна с улыбкой произнесла:
– Да я сама удивляюсь… И вам… и тем силам…
Первого сентября благодарное чувство к рабочим, которых буквально засыпали цветами, сменилось разочарованием по поводу отсутствия того, кто совершил ремонтный подвиг. Отвлёк от грустных дум звонок, обозначив начало учебного года. Директор поспешила к первоклассникам, чтобы вместе с ними переступить порог обновлённой гимназии.
«В первый класс… В который раз… Вот ещё год прибавляется к моему богатому наследству. А мне это наследство не в тягость. Может, те неведомые силы помогают…» – с радостным чувством подумала Ольга Сергеевна.
Это было до встречи с учеником первого «А» класса Виктором Сизовым. Директором овладело ощущение, что происходившее летом и путаница с Виктором Сизовым как-то связаны между собой. Ольга Сергеевна задумалась. Она припомнила рассказы её бабушки и мамы об ангелах-хранителях, которые невидимо охраняли их просветительную обитель.
В своём календаре директор сделала пометку: «Виктор Сизов». Затем медленно приписала «Заместитель». В задумчивости Ольга Сергеевна проговорила: «Что-то их объединяет». И начертила несколько вопросительных знаков:??????