Вы здесь

Актуальный интернет-маркетинг. Глава 3. Конкурентный анализ и оценка возможностей (Антон Воронюк, 2018)

Глава 3

Конкурентный анализ и оценка возможностей

3.1. Насколько плох сейчас сайт? Сколько трафика и откуда берут конкуренты?

3.2. Как их находят в поисковиках?

3.3. Какой контент создают конкуренты?

3.4. Какой контент лучше всего расшаривают в социальных сетях?

3.1. Насколько плох сейчас сайт? Сколько трафика и откуда берут конкуренты?

Очень важно понимать, где вы сейчас находитесь на рынке и каковы возможности конкурентов. Это позволит правильно определить цели и начать с наиболее эффективных инструментов трафика.

Сервисы конкурентного анализа, такие как Similarweb, SEMRush, Serpstat и др., дают вам возможность ответить на крайне важные вопросы:


1. Какой порядок трафика можно привлечь в вашей нише?

2. Какое качество вашего сайта по сравнению с конкурентами?

3. Откуда конкуренты взяли трафик?

4. Какая динамика их роста?


Начнем с самого мощного из существующих сервисов – Similarweb.com. Он позволит узнать вам, сколько трафика есть у конкурентов, какое качество вашего сайта в сравнении с другими игроками и, конечно же, откуда ваши коллеги по рынку берут аудиторию.




Данные по источникам трафика по Similarweb.com

Что я предлагаю вам сделать? Не затягивать и сразу перейти от теории к практике. Поставить перед собой ноутбук и заполнить таблицу с анализом ваших конкурентов.




Соберите в нее 10–15 сайтов основных ваших конкурентов, и давайте попробуем ответить на те три вопроса, которые я задал выше. Для этого нам понадобится онлайн-сервис Similarweb.com. Просто добавьте туда свой сайт, и начнем вместе анализировать.

Нужно собрать следующие данные:

• объем аудитории

• объем трафика за месяц (total visits)

• качество сайта

– среднее время на сайте (Avg. Visit Duration)

– среднее количество страниц (Pages per Visit)

– показатель отказов (Bounce Rate) – процент посетителей, которые просмотрели только одну страницу сайта

• основные источники трафика

• какие сайты приносят больше всего переходов (referral)

• соотношение между платным и бесплатным поисковым трафиком

• основные социальные сети

• динамика трафика за последних полгода


Важно! Similarweb не покажет информацию для сайтов с посещаемостью меньше 10 тысяч в месяц. Многие расстраиваются, но не стоит. Это означает, что в Интернете горизонт чист, но перед тем, как начинать активности, нужно понять, есть ли в принципе аудитория в вашей нише.


Объемы аудитории, которые сейчас есть у вашего конкурента – первое, на что необходимо обратить внимание. Это позволит правильно сформировать ожидания по возможному объему трафика в вашей нише. Есть ниши 10-тысячники, есть 100-тысячники, а есть миллионники. А уж если вы возьмете для анализа такие сайты, как Amazon или Ebay, то увидите, что их месячная аудитория переваливает за миллиард. Объективное понимание, сколько трафика есть у ваших конкурентов, поможет вам построить реалистичные планы и двигаться к их реализации.


Качество сайта. Similarweb дает нам три простых параметра для анализа вовлечения аудитории в сайт:

• среднее время на сайте (Avg. Visit Duration)

• среднее количество страниц (Pages per Visit)

• показатель отказов (Bounce Rate) – процент посетителей, которые просмотрели только одну страницу сайта


Сравните вас и ваших конкурентов по этим трем метрикам. Если вы значительно проигрываете конкурентам, то прежде чем привлекать аудиторию на сайт, нужно поработать над его улучшением. Важно учитывать типы сайтов – они должны быть схожими. Нельзя сравнивать полноценный интернет-магазин с одностраничником. Помните об этом!

Вопрос качества сайта крайне субъективный. Обычно итоговые решения по разработке в компании принимает один человек – директор, маркетинг-директор или маркетолог. От его вкусовых предпочтений зависит, будет дизайн сдержанным или наляпистым, попытаются разработчики вместить всю информацию на одностраничник или сделают полноценный сайт.

Когда я спрашиваю у больших аудиторий, кто считает свой сайт качественным, поднимается всего несколько рук. На такой же вопрос о некачественном сайте поднимаются десятки рук. Но это как раз демонстрирует субъективный подход, и сайт, который вам кажется устаревшим монстром, может полностью соответствовать пользовательскому восприятию вашей аудитории. Главная мысль этого раздела – необходимо оценивать объективно, основываясь на данных, а не привязываться к мнению одного человека.


Источники трафика конкурентов

Вы уже вдохновились объемами трафика на конкурентных сайтах, но теперь вас мучают вопросы, как и откуда. Давайте разберем подробнее, из каких именно источников ваши коллеги по рынку добывают свою аудиторию.

Во вкладке Traffic Sources Similarweb мы можем видеть следующую картину:




Прокомментируем каждый из этих столбиков.


Direct (прямой трафик) – аудитория, которая знает, как пишется название сайта, и вбивает его напрямую в браузерную строку или переходит по сохраненной в браузере закладке. По сути, это ваша лояльная аудитория – сотрудники, партнеры, постоянные клиенты.


Referral (трафик рефералов) – трафик, который пришел из ссылок с других сайтов – партнеров, дилеров, форумов, новостных ресурсов. Пролистав страницу отчета немного ниже, вы увидите Топ 5 рефералов.


Search (поисковый трафик) – сюда относятся переходы из результатов органического поиска и платной рекламы в поисковиках.


Social (социальный трафик) – трафик из социальных сетей.


Mail (почтовый трафик) – трафик из почтовых рассылок.


Display (медийка) – трафик из баннерных сетей.


Конкурентный анализ – крайне полезная штука как для начинающих, так и для уже существующих бизнесов. Например, мы видели, что в 2016 году динамика поискового трафика конкурентов выше, чем у нас, несмотря на то что мы растем в два раза год к году. Это привело к смене SEO-стратегии и улучшению динамики поискового трафика почти на 50 %.

На этом мы завершаем знакомство с Similarweb и переходим к анализу конкурентов в поисковых системах.

3.2. Как конкурентов находят в поисковиках?

Поисковый трафик является лидирующим в большинстве ниш. 4 миллиарда запросов в Google приходит каждый день. Люди ищут услуги, продукты, информацию о компаниях, решение своих проблем. Разобраться в стратегиях поискового трафика – такая же важная задача, как понять состояние дел в целом.

Необходимо знать:

• какие ключевые слова ваши конкуренты используют в поисковой оптимизации

• какие ключевые слова ваши конкуренты используют в платной рекламе

• какие сообщения используются в объявлениях

• на какие страницы ведется трафик

• кто основные конкуренты в платном и бесплатном поиске




Пример данных по ключевым словам из Serpstat.com


На эти вопросы вы можете ответить с помощью таких сервисов, как SEMRush, Serpstat, Spywords. Какой из них использовать, зависит от географии вашего бизнеса.

Мир – SEMRush.com

Украина – Serpstat

Россия – SEMRush + SpyWords


Каждый из этих инструментов прост в использовании: вы вводите адрес сайта или ключевую фразу и получаете максимально широкую информацию о том, как улучшить ваш маркетинг в поисковых системах.

3.3. Какой контент создают конкуренты?

Как бы банально это ни звучало, но крайне важно сесть и пересмотреть все, что делают ваши конкуренты в плане активности по контенту. Перечитать публикации на блоге, пересмотреть видео на YouTube-канале и т. д.

Что я рекомендую сделать вместо практики?

• Подписаться на рассылки основных конкурентов

• Подписаться на их профили в социальных сетях

• Подписаться на YouTube-каналы




Для тех, кто активно создает контент и при этом целенаправленно собирает базу подписчиков в рассылке, хронологию активностей и акценты писем можно проследить через сервис Email-Сompetitors, который представляет собой библиотеку рассылок. Если вы не нашли там своих конкурентов, не расстраивайтесь! Значит, они просто еще недостаточно себя проявили в этом плане.

3.4. Какой контент лучше всего расшаривают в социальных сетях?

Социальные сети обладают огромной аудиторией. Люди приходят туда общаться, развлекаться и, конечно же, делиться информацией. Сколько раз вы встречали посты друзей «Порекомендуйте дантиста», «Какой бюджетный телефон на «Андроиде» лучше выбрать?» и т. д.

Трафик в социальных сетях однозначно есть, и основное, с помощью чего можно его оттуда получить – качественный контент. Понимание, какой контент отработает, а какой нет, крайне важно.

Такие инструменты, как Ahrefs Content Explorer и BuzzSumo, позволяют узнать, какой контент собирает больше всего расшариваний в социальных сетях. Нужно уловить тренд.

Например, чем отличаются украинские инфоповоды от казахстанских?

При анализе топ-публикаций по расшариваниям через BuzzSumo видно, что в Казахстане больше всего перепубликаций собирают новости с рекордами – «Самый сильный человек мира – казах» и т. п. В Украине хорошо подхватывают два полярных инфоповода: или совсем хорошо, или совсем плохо (зрада або перемога).

Как использовать это знание? Ищите закономерности, улавливайте тренды. Когда мы готовили очередной годовой контент-план, я обратил внимание, что у коллег по рынку больше всего репостов собирают подборки:

• топ Х блогов

• топ Y Telegram-каналов

• топ Z Youtube-каналов, на которые стоит подписаться




Преимущество таких подборок в том, что их всегда можно дополнить, перегруппировать, добавить свой комментарий, и получается отличный вирусный пост. Так, пост на блоге «Топ 120 блогов по интернет-маркетингу» собрал более 1500 репостов и входит в пять наиболее читаемых материалов блога.

Конкурентный анализ – регулярный процесс. К нему нужно возвращаться хотя бы раз в квартал, во всяком случае, не реже чем раз в полгода. Это позволит дистанцироваться от конкурентов и всегда быть впереди.