А. В. Бондарева, Г. В. Токарева. Знание как экономический ресурс
Ставропольский государственный аграрный университет г. Ставрополь, Россия
Конкурентоспособность, рентабельность компании зависит от имеющихся материальных и нематериальных активов. Материальные – это вещественные элементы производства, природные материалы, топливо, комплектующие, сырьё, полуфабрикаты, орудия труда. Нематериальные – знания, информация, интеллектуальный капитал. Обладание ими – залог высокой конкурентоспособности человека, компании, страны. Экономику, основанную на физическом труде сменила постиндустриальная экономика, опирающаяся на знания, информацию и технологии. Наличие интеллектуальных способностей и технологий, создаёт возможность превращения «научного потенциала» в конкретные действия, приносящие внедрение научно-технического прогресса в сферу производства. Знание – это особый ресурс, создаваемый вследствии научной деятельности, прежде всего отличается новизной и актуальностью. Потребление знания не приводит к удовлетворению потребности, а является дополнением к трудовому и финансовому потенциалу, увеличивающему эффективность экономической деятельности. Накопление знаний за последние 100 лет происходит намного интенсивней, чем за весь период становления Российского государства. Понятие «пожизненное обучение» становится актуальным. Постоянно меняются компьютерные технологии, увеличивается объём информации, внедряются новые технологии, аппараты, приборы, и для того чтобы оставаться «нужным» в современной экономике, работник постоянно вынужден повышать свою квалификацию, переучиваться, пополнять уровень уже имеющихся знаний. Получив образование сейчас, через 5 лет оно будет не отвечать требуемому уровню. Человек, имеющий хорошую теоретическую и практическую базу способен сделать свой вклад в развитие науки и тем самым улучшить экономический потенциал страны. Знания, в отличие от других ресурсов обладают следующими свойствами:
1) неосязаемость (знание – нематериальный актив);
2) неограниченность (знание порождает знание, на создание нового знания способен любой высокоинтеллектуальный человек);
3) можно использовать в разных сферах;
4) возможность пользоваться большому количеству людей одновременно;
5) сложно, порой невозможно определить стоимость;
6) подвержено моральному износу.
Дж. Стиглиц писал: «Как я могу продать знание? Я должен сказать вам, по крайней мере, что-то, что вы до этого не знали. А это означает, что я вам бесплатно отдал часть моей собственности. Собственники знания, как и за любой экономический ресурс, хотят получить прибыль. Используя кем-либо созданное нововведение, мы направляем его потенциал в первую очередь на создание материальных благ и услуг. Но очень сложно определить точную стоимость, так как изобретатель идеи не совсем представляет её конечное применение в производстве. Задумка может быть колоссальной, но многое зависит от реализатора идеи. Покупатель должен узнать содержание знания, чтобы оценить его значимость, а как только он узнает его, он его приобретает, не платя за это знание. Как и другие виды ресурсов: капитал, земля, труд, информация, знание играет не просто важную роль, но можно сказать главенствующую. Знания – являются собственностью и оберегаются ГК РФ, авторским и патентным правом. Знания для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через получение житейского и научного опыта, практического и теоретического познания, получение образования и повышение квалификации, покупку лицензий и патентов. Наука – отрасль генерированных новых знаний; культура – отрасль гуманизации знаний, подготовка людей и общества к восприятию, применению и использованию новых знаний; образование – отрасль создания и распространения знаний, находится на пике жизненного цикла и актуальности; инноватика – отрасль использования знания на практике. Отрасли знания существует не автономно, а в комплексе, находятся в постоянном взаимовлиянии и взаимодействии друг с другом. Каждая компания накапливает свои интеллектуальные ресурсы, повышать квалификацию сотрудников, целесообразно для самой организации. Создаются системы управления знаниями, доступные для всех сотрудников, преемственность их передачи между всеми звеньями управления. «Экономика знаний» базируется на результатах науки и техники, производство знаний является источником её роста. Научные инвестиции растут быстрее, чем какие-либо инвестиции в другие фонды. Прогнозирование создания и использования знаний привели к оценке уровня наукоёмкости применяемой в ней технологии. Знания становятся не просто ресурсом производства, а главным фактором, обеспечивающим эффективность и конкурентоспособность на становлении постиндустриальной экономики.
Список литературы:
1. Поцелуев, Д. Знания – ресурс или стратегический актив. – М., 2009.
2. Экономическая теория (микроэкономика и макроэкономика): учебное пособие / под общ. ред. проф. О. Н. Кусакиной. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2012. – 472 с.