Вы здесь

Актуальные проблемы социально-экономического развития СКФО. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции (г. Ставрополь, СтГАУ, апрель). Н. В. Банникова, М. Б. Черемных. Внедрение систем франчайзинга в сельское хозяйство (...

Н. В. Банникова, М. Б. Черемных. Внедрение систем франчайзинга в сельское хозяйство

Ставропольский государственный аграрный университет г. Ставрополь, Россия


Российское сельское хозяйство в настоящее время становится перспективным направлением вложения инвестиций [1].

Однако сельскохозяйственные производители сталкиваются с рядом трудностей, начиная свой бизнес в данной сфере: повышенные коммерческие риски, получение кредитных ресурсов и их освоение, проблемы технического оснащения и модернизации хозяйств, проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции. Вопросы безопасности и экологической чистоты продуктов питания в современных условиях приобретают все большую важность для российских потребителей.

Альтернативным способом, на наш взгляд, может стать внедрение систем франчайзинга в сельское хозяйство.

Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

Агрофранчайзинг для России является достаточно новым явлением и недостаточно хорошо разработанным форматом [2]. При этом по своему содержанию он близок к традиционному франчайзингу и в деловом пакете, предлагаемом во временное пользование потенциальному франчайзи, должны содержаться права на марку, операционную систему, гарантии обучения, поддержка при открытии. При кажущейся простоте проектирование агрофраншиз требует подготовленности правообладателей, самостоятельных исследований рынка, месторасположения потенциальных франчайзи и их количества, изучение инфраструктуры, маркетинговых мероприятий, предварительной популяризации этой формы сотрудничества и дополнительной работы с сельскими жителями по формированию предпринимательских навыков.

Агрофранчайзинг в настоящее время получает все большее распространение в России [3].

Агрофраншиза представляет собой бизнес-план по производству определенного вида сельхозпродукции (наиболее востребованной на данный момент рынком), с установленными сроками окупаемости и высокой доходностью. Важную роль здесь играет посредническая функция Минсельхоза в цепочке – производитель – товар – торговые сети – потребитель. Доверие ритейлеров к государственной структуре выше, чем к мелким поставщикам.

Суть агрофранчайзинга заключается в том, что базовое хозяйство разрабатывает технологию, продает ее участникам проекта и несет ответственность за конечный результат. Также к обязанностям франчайзера относится обучение, стажировка, консультация и контроль своих франчайзи, обеспечение каналов-сбыта готового продукта в первый год существования. Может существовать и дополнительная договоренность на выполнение данных обязанностей в последующие годы реализации проекта.

В стоимость агрофраншизы входит сумма инвестиций в оборудование и базовые материалы (рассада, поголовье и др.) и расходы на текущую деятельность на период окупаемости. Роялти (периодические выплаты, производимые франчайзи еженедельно или ежемесячно франчайзеру за продолжительное использование торговой марки операционных систем ведения бизнеса) в данном случае отсутствует. Стоимость российских фермерских франшиз колеблется в пределах от 70 до 500 тыс. руб.

К преимуществам агрофранчайзинга можно отнести:

– экономию затрат на информационные, маркетинговые, организационные и другие расходы;

– возможность использовать готовую торговую марку;

– поддержка со стороны опытного партнера и дополнительные возможности повышения квалификации;

– право работать с уже известными поставщиками;

– участие в корпоративных мероприятиях и приобретение нового социального статуса;

– снижение коммерческих рисков;

– увеличение доли рынка за счет объединения в сеть;

– уменьшение издержек за счет масштаба производства, продаж и совершенствования самой системы распределения продукта сельскохозяйственного производства.

Для обеспечения успешности сельскохозяйственных предпринимателей и с учетом возможной недостаточности знаний потенциальным франчайзи должна быть оказана помощь в составлении реальных бизнес-планов, а впоследствии бухгалтерских отчетов, юридическая и кадровая поддержка.

Примером успешного функционирования агрофранчайзинга может стать Подмосковная ферма «Коновалово», которая положила начало целому объединению сельхозпроизводителей – «Экокластер». 53 мини-предприятия из 14 стран сегодня входят в данное объединение.

На сегодняшний момент во многих регионах страны существует государственная поддержка сельскохозяйственных предпринимателей ведущих свой бизнес с помощью агрофранчайзинга. Поддержка заключается в выделении субсидий на возмещение части затрат, связанных с созданием, приобретением, внедрением технологий мелкотоварного сельскохозяйственного производства (агрофраншизы).

Для распространения агрофранчайзинга в России также можно отметить следующие предпосылки: необходимость продвижения на российский и международный рынки сельскохозяйственных товаров отечественных производителей, создание новых рабочих мест.


Список литературы:

1. Сидорова Д. В., Еременко Н. В. Альтернативные источники инвестиций в сельскохозяйственное воспроизводство // Новый университет. – 2013. – № 3(25). – С. 39–41.

2. Козел И. В. Проблемы координации различных систем потребительской кооперации в АПК России // «Kant». – 2012. – № 3(6). – С. 93–94.

3. Черемных М. Б. Франчайзинг в сельском хозяйстве // Вестник АПК Ставрополья. – 2012. – № 3(7). – С. 98–99.