Вы здесь

Актуальные проблемы социально-экономического развития СКФО. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции (г. Ставрополь, СтГАУ, апрель). О. В. Ахрамеева. Участие российских нотариусов и адвокатов при оказании международной...

О. В. Ахрамеева. Участие российских нотариусов и адвокатов при оказании международной правовой помощи в условиях сервисного государства

Ставропольский государственный аграрный университет г. Ставрополь, Россия


Декларативное закрепление в основном законе страны Российской Федерации как социального государства[1], одной из основных обязанностей которого становится обеспечение и защита прав и свобод человека, повышение уровня жизни граждан, формирование в обществе таких моделей поведения, которые были бы основаны на уважении к закону и соблюдении моральных предписаний, а публичные услуги[2] признаются одной из важных категорий правоприменения и их значение возрастает с каждым годом.

В одном из посланий Президента Российской Федерации[3] на дальнейшую перспективу бюджетной политики определено обеспечение кардинального повышения качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизация сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств. Также говорится о необходимости развития современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда. В данном послании отдельно указано о необходимости определения сфер, в которых целесообразен переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах граждан на конкурентном рынке.

Так, предоставление государственных услуг и исполнение государственных функции в электронном виде федеральными органами власти является одним из ярких направлений в программе «электронная Россия»[4]. Однако, такой вид услуг как истребование документов с территории иностранного государства ставит граждан в положение заложника неведения.

Хотя абсолютно вся информация о порядке, сроках, формах и образцах содержится на официальных сайтах российских органов, в чьи полномочия входит обеспечивать и претворять в жизнь международную политику: Минюст России – обеспечивает выполнение взятых на себя Российской Федерацией международных обязательств; МИД России – обеспечивает внешнюю политику. Однако, не всегда это возможно в силу технических, а иногда даже и информационных причин.

В таких обстоятельствах участие граждан в получении международной правовой помощи возможно и через адвокатов. Так, адвокат осуществляет помощь обратившимся к нему физическим либо юридическим лицам в рамках истребования документов об актах гражданского состояния, о месте жительства/регистрации, об образовании, о трудовом стаже, либо документов о деятельности юридического лица (его филиала, представительства), официальную и открытую информацию для экономической деятельности фирмы.

Для запроса с территории Азербайджанской Республики, Кыргызской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Республики Молдова, Туркменистан, Грузии, Украины, необходимо адвокат подготавливает поручение в соответствии со ст. 1, 4–7, 13, 17 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.) (далее – Конвенция 1993 г.).

Порядок препровождения в компетентные органы государств СНГ (участников Конвенции 1993 г.) устанавливается в соответствии со ст. 5 Конвенции 1993 г. (в ред. Протокола 1997 г.), что позволяет прогнозировать сроки исполнения поручений. Так, установлен следующий порядок пересылки документов иностранным компетентным органам: инициатор запроса (обратившийся за помощью к адвокату) – Главное управление Минюста России по федеральному округу – Минюст России – территория иностранного государства (в Минюст иностранного государства или по дипломатическим каналам), либо инициатор запроса – Главное управление Минюста России по федеральному округу – органы юстиции иностранного государства.

Кроме Конвенции 1993 г., для общения с бывшими союзными странами применяются и двусторонние договоры, в частности в отношении с такими странами как Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика. Оформление запросов в данные страны идентично оформлению в соответствии с Конвенцией 1993 г., но при обязательной ссылке на соответствующий двусторонний договор. При этом, необходимо учитывать, что при запросе в соответствии с двусторонними договорами при наличии многостороннего международного соглашения (Конвенции) с этими же странами, преимущество нормативного регулирования находится на стороне двустороннего договора, и запрос составляется в соответствии с указанными в договоре особенностями. Такой же порядок предусмотрен и для обращения с запросом в страны дальнего зарубежья, с которыми Российская Федерация заключила двусторонний договор о правовой помощи, либо с которыми имеется двусторонний договор, заключенный еще СССР.

Для истребования документов с территории стран дальнего зарубежья, с которыми отсутствуют двусторонние договоры, но при этом являющимися участниками многосторонних соглашений (Конвенций), к которым присоединилась Российская Федерация, необходимо иметь в виду следующее. В заявлении Российской Федерации к Конвенции о вручении судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1956 г. в качестве компетентных органов предусмотрены, в том числе, нотариусы и адвокаты, причем данная Конвенция подходит к случаям истребования документов и вне рамок судебного производства. Однако, отсутствуют какие-либо официальные источники, подтверждающие активное участие адвокатов в данной области. Поэтому, предполагается следующий порядок истребования документов с территории этих стран на досудебной и внесудебной стадиях.

Адвокат оформляет строго предусмотренный данной Конвенцией формуляр на одном из официальных языков Конвенции (английский или французский), скрепляет своей печатью, а в качестве дополнительной информации можно приложить копии документов, извлечений из российского законодательства, свидетельствующие о полномочии адвоката на запрос. Данный запрос направляется в компетентный орган иностранного государства, указанный на официальном сайте Гаагской конференции по вопросам частного права (www.hcch.net) (минуя территориальные органы Минюста России, т. к. Гаагские конвенции предусматривают сокращение путей пересылки документов). Вместе с тем, необходимо отметить, что при оформлении запросов нотариусов не требуются дополнительные документы, подтверждающие их полномочия, в силу специфики статуса нотариуса в мире и аналогичности статуса российского нотариуса, и зарубежных нотариусов.

Хотя международные соглашения и упорядочили формы, процедуры, методы вручения или получения информации путем их упрощения, но электронное взаимодействие в этой сфере применяется крайне редко[5]. Однако, имеют место ведомственные соглашения, отражающие порядок ведомственного взаимодействия, в частности, между странами СНГ[6]. В отношении же международного нотариального электронного взаимодействия сложность состоит в том, что при исполнении международных обязательств необходимо руководствоваться международными актами.

Федеральная нотариальная палата, выступая как орган, представляющий российский нотариат во взаимоотношениях с властными органами, учреждениями и с иностранными нотариальными органами, прежде всего, входящими в состав Международного союза нотариата (далее – МСН), вправе заключать и заключает соглашения о профессиональном сотрудничестве, об обмене информацией научного, правового и прикладного сотрудничества. Таким образом, не нарушая статью 71 Конституции РФ, в соответствии с которой международные соглашения о правовой помощи заключаются на государственном уровне, в данной сфере постоянно действует Международная Нотариальная Сеть для оказания практической помощи нотариусам при решении вопросов международного характера, возникающих при осуществлении нотариальной деятельности (см. сайт http://www.uinl.org).

И вполне возможно, что на основе заключенных в настоящее время соглашений в рамках МСН, нотариусы смогут направлять нотариальные запросы в адрес своих иностранных коллег посредством электронного документооборота.

Таким образом, нормативно-правовое регулирование государственных услуг должно исходить из потребностей граждан, юридических лиц, общества в целом по сравнению с существующими процедурами и порядком их предоставления. Сегодня очень важно, чтобы законодательство, регулирующее отношения в сфере государственных услуг, создавало правовые основы для внедрения эффективных механизмов оказания услуг, стимулировало использование всех резервов – технологических и информационных.