Вы здесь

Актуальные проблемы современности и журналистика. 2 Фонд оценочных средств (И. А. Дымова, 2012)

2 Фонд оценочных средств

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине являются зачеты в 3,4 семестрах и экзамен в 5 семестре.

2.1 Контрольные вопросы для зачета

2.1.1 Контрольные вопросы для зачета в 3 семестре.

1. Развитие земной цивилизации в ХХ-XXI вв. и процесс нарастания кризисных явлений, процессов в существовании человеческого сообщества.

2. Сохранение земной цивилизации – общая задача населения и журналистов нашей планеты.

3. Глобализация: сущность и основные направления.

4. Понятия «глобальный мир», «глобализация», «глобалистика».

5. Противоречия глобализации.

6. Сторонники глобализации и движения антиглобалистов и альтерглобалистов.

7. Место России в процессах глобализации.

8. Отражение процессов глобализации в СМИ.

9. Формы проявления цивилизационного кризиса в экологической сфере как актуальная проблема современности, требующая новых исследовательских подходов и управленческих решений.

10. Экологическая проблематика в .

11. Специализированные издания об экологии.

12. Формы проявления цивилизационного кризиса в сфере культуры и этики как актуальная проблема современности, требующая новых исследовательских подходов и управленческих решений.

13. Культурные феномены современной эпохи.

14. Отечественная культура на современном этапе: достижения и утраты.

15. Отражение в СМИ современных культурных процессов.

16. Специализированные журналы о культуре.

17. Научные центры и исследовательские проекты по изучению экологической, демографической и культурологической проблематики.

18. Международный исследовательский проект «Глобализация – вызовы и ответы», предпринятый Горбачев-фондом.

19. Результаты, полученные в ходе осуществления исследовательского проекта «Глобализация – вызовы и ответы».

20. Исследовательские проекты и результаты их работы.

2.1.2 Контрольные вопросы для зачета в 4 семестре

1. Основные понятия миграционных процессов.

2. Миграционные процессы современной России.

3. Освещение миграционных процессов в российских СМИ.

4. Формы проявления цивилизационного кризиса в демографической сфере.

5. Новые исследовательские подходы и управленческие решения в демографической сфере.

6. Современная Россия в мировом демографическом процессе.

7. Отражение демографических проблем в журналистике.

8. Актуальность политической проблематики.

9. Место СМИ в политической структуре.

10. Отражение политической проблематики в российских СМИ.

11. Актуальность экономической проблематики.

12. Экономика России: прошлое и настоящее.

13. Экономическая информация в структуре российской журналистики.

14. Отражение экономических проблем в СМИ.

15. Актуальность социальной проблематики.

16. Что такое социальная журналистика?

17. Российское общество: социальная цена реформ.

18. Модели, функции и механизмы социальной политики.

19. Социальная проблематика в СМИ.

20. Отражение социальных проблем в различных типах СМИ.

21. Актуальность культурологической проблематики.

22. Культура, ее функции и ценности.

23. Культурные феномены современной эпохи.

24. Отечественная культура на современном этапе: достижения и утраты.

25. Отражение в СМИ современных культурных процессов.

26. Российские исследовательские центры и мониторинг современных социальных процессов.

2.2 Полный перечень экзаменационных вопросов в 5 семестре

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине в 5 семестре является экзамен (в билет входят два теоретических вопроса и один практический: подготовленное студентом портфолио за 3-5 семестры изучения дисциплины с подборкой работ по одной или нескольким актуальным проблемам современности):

1. Геополитика России в постсоветском пространстве и СМИ.

2. Геополитика России в XXI столетии и СМИ.

3. Геополитические процессы в Западной и Восточной Европе, Прибалтике и СМИ.

4. США в системе геополитических отношений и СМИ.

5. Геостратегическая политика Китая и СМИ.

6. Геополитика и общественное развитие Японии в СМИ.

7. Индия в мировой геополитической системе и в СМИ.

8. Геополитика мусульманских стран и СМИ.

9. Традиции и геополитика стран Африки и Латинской Америки и СМИ.

10. Проанализируйте геополитические проблемы современности, опираясь на труды Т.В. Грачевой, Н.А. Нартова и др. исследователей.

11. Опыт позитивного участия СМИ в преодолении геополитических конфликтов.

12. Опыт позитивного участия СМИ в преодолении этнических и религиозных конфликтов.

13. Опыт позитивного участия СМИ в преодолении экономических кризисов.

14. Опыт позитивного участия СМИ в преодолении экологических катастроф и стихийных бедствий.

15. Необъективность отражения реальных событий в угоду определенным социальным и политическим силам.

16. Сокрытие информации о жизненно важных для общества обстоятельствах.

17. Намеренная дезинформация общества средствами массовой информации в освещении отдельных вопросов.

18. Манипулирование сознанием в средствах массовой информации.

19. Социальная ответственность и компетентность журналистов как факторы, способствующие адекватному отражению в СМИ проблем современности и действенному участию в их решении.

20. Духовно-религиозная проблематика в СМИ.

21. Проблемы детства в информационном поле СМИ.

22. Ювенальная юстиция в освещении СМИ.

23. Молодежная проблематика в СМИ.

24. Антикриминальная проблематика в СМИ.

25. Проблематика антинаркотических публикаций.

26. Проблематика антиалкогольных публикаций.

27. Гендерная проблематика в СМИ.

28. Проблематика благотворительной деятельности в СМИ.

2.2.1 Пример экзаменационного билета:

1. Понятия «глобальный мир», «глобализация», «глобалистика».

2. Опыт позитивного участия СМИ в преодолении геополитических конфликтов.

3. Портфолио «30 шагов профессионального успеха по мере освоения дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика», включающее Ваши материалы (журналистские и /или научные статьи, эссе, презентации, индивидуальные творческие задания и др. по выбранной теме (темам)) и работы ученых и журналистов, соответствующие изученным проблемам.

2.2.2 Критерии оценки знаний, умений и навыков студента

Промежуточной формой контроля знаний, умений и навыков студентов в 3 и 4 семестрах являются зачеты:

– оценка «зачтено» выставляется студенту, если он знает материал курса, грамотно и по существу излагает его; правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач; знает основные актуальные проблемы современности; не испытывает затруднения в подборе примеров из журналистской практики;

– оценка «не зачтено» выставляется студенту, если он не знает основной курс дисциплины; допускает грубые ошибки в ответе; не способен грамотно сформулировать ответ, нарушает логическую последовательность в изложении программного материала; не ориентируется в общественноисторическом процессе; не знает основные актуальные проблемы современности; не может привести примеры из журналистской практики.

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков студентов в 5 семестре является экзамен:

– «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал теоретического курса; исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает; умеет тесно увязывать теорию с практикой; свободно справляется с поставленными задачами и вопросами; правильно обосновывает принятые решения; называет необходимые термины и понятия; не затрудняется привести примеры из журналистской практики; прекрасно ориентируется в общественно-историческом процессе; знает основные актуальные проблемы современности;

– оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, допуская несущественные неточности в ответе на вопрос; правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач; знает основные актуальные проблемы современности, но испытывает небольшие затруднения в подборе примеров из журналистской практики;

– оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который не знает отдельные части программного теоретического материала; допускает существенные ошибки в изложении материала; неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно; недостаточно хорошо знает основные актуальные проблемы современности; не может привести примеры из журналистских материалов;

– оценка «не удовлетворительно» выставляется студенту, если он не имеет знаний по основному курсу дисциплины; допускает существенные ошибки, неточности в ответе; не способен грамотно сформулировать ответ, нарушает логическую последовательность в изложении программного материала; не ориентируется в общественно-историческом процессе; не знает основные актуальные проблемы современности; не может привести примеры из журналистской практики.

2.3 Коллоквиум

П р и м е ч а н и я

1. Коллоквиумы студентам предлагаются по самым актуальным проблемам современности. Изучение дисциплины рассчитано на 3 семестра, поэтому такие формы практических занятий необходимо провести в каждом семестре. Можно предложить студентам проведение 1 коллоквиума в 3 семестре, а в 4 и5 семестрах целесообразно провести по 2 коллоквиума, поскольку в учебном плане и рабочей программе на практические занятия в этих семестрах отводится наибольшее количество часов (40 и 43 соответственно, против 25 часов – в 3 семестре) и в лекционном курсе предусмотрено изучение наиболее сложных тем.

2. Студентам предлагается 5 тем коллоквиума:

– в 3 семестре – «Концепция глобального мира как результат осознания передовыми мыслителями человечества первостепенной важности этой задачи»;

– в 4 семестре – «Актуальность социальной проблематики и ее отражение в СМИ» и «Опыт позитивного участия СМИ в преодолении кризисных ситуаций общественного развития»;

– в 5 семестре – «Негативные тенденции в деятельности СМИ» и «Социальная ответственность и компетентность журналистов».

3. К темам предлагаются задания и необходимая литература, которые могут помочь студенту определиться со своей позицией.

4. Задания предлагаются студентам заблаговременно, в начале работы над темами.

2.3.1 Проблема 1 «Концепция глобального мира как результат осознания передовыми мыслителями человечества первостепенной важности этой задачи»

Задания для подготовки к теме

1. Самостоятельно найдите материал по данной теме. Используйте рекомендуемую литературу и материалы Интернет-сайтов.

2. Прочитайте, в первую очередь, материал, предложенный преподавателем по данной теме (см. главу «Противоречия глобализации» в учебном пособии «Проблематика СМИ: Информационная повестка дня» (с. 261-316); параграф «Россия и процессы глобализации» из учебника Н.А. Нартова и В.Н. Нартова «Геополитика» (с. 187-197)).

3. Работая над материалом, ответьте на следующие вопросы:

– Глобализация – плод естественного развития или совершенно новый этап в развитии человечества?

– Что характерно сегодня для экономической глобализации?

– В чем суть политической глобализации мира?

– Что такое альтерглобализация?

– Какие еще течения в глобализационном процессе Вам известны?

– Кто относится к противникам глобализации?

– Кто относится к ярым сторонникам глобализации?

– Какие основные задачи стоят перед Россией в эпоху глобализации?

4. В газете «Коммерсант» за декабрь 2006 г. в статье «Пирамида богатства» было написано: «1 % населения планеты владеет 40 % мировых активов (деньги, ценные бумаги, имущество), а в руках 10 % населения сосредоточено 85 % мирового богатства, 10 % богатейших людей планеты имеют следующую национальную принадлежность: четверть из них являются гражданами США, пятая часть из Японии, 8 % – из Германии, 7 % – из Италии, 6 % – из Великобритании, по 4 % – из Франции и Испании». Прокомментируйте эти статистические данные.

– Найдите журналистские материалы в федеральных и региональных изданиях по проблеме коллоквиума.

– Какие СМИ уделяют большее внимание процессам глобализации?

– Есть ли в журналистских материалах элементы критического отношения к данному процессу?

– Проводится ли журналистами всесторонний анализ процесса глобализации?

Вопросы для обсуждения темы

1. Охарактеризуйте процесс глобализации и основные его направления.

2. Растолкуйте основные понятия: «глобальный мир», «глобализация», «глобалистика».

3. Назовите основные противоречия глобализации.

4. Кто являются сторонниками глобализации, движения антиглобалистов и альтерглобалистов?

5. Какое отражение находит процесс глобализации в СМИ?

6. Как Вы думаете, почему авторы материалов СМИ не проводят всесторонний анализ процессов глобализации?

7. По мнению А. С. Панарина, современного исследователя глобализации, «глобальное открытое общество означает беспрепятственный, не стесненный протекционистскими мерами естественный рыночный отбор, при котором не народы сами по себе, а безликий механизм рынка определяет, кому хозяйничать на тех или иных территориях, кто обладает правом иметь собственную обрабатывающую промышленность и сопутствующую ей интеллектуальнообразовательную инфраструктуру, а кто не имеет и должен понизить качество своего человеческого фактора до роли мировой обслуги или даже вообще сузить объем человеческой массы, ибо рынок ее не терпит».

– Какие опасения видят ученые относительно положения нашей страны в процессе глобализации? На Ваш взгляд, какое место будет занимать Россия в процессах глобализации?

8. В чем заключаются противоречия глобализации, которые усматривает целый ряд видных ученых в современном процессе?

9. Приведите примеры политических, экономических и культурологических аргументов сторонников и противников глобализации.

10. О чем может свидетельствовать тот факт, что в трудах российских ученых теоретическая составляющая глобализации проработана лучше, чем в трудах многих западных ученых?

11. Что может сделать журналист как посредник между властью и народом, чтобы способствовать максимальному использованию своей страной тех несомненных благ, которые сулят футуристы глобализационного процесса?

12. Что должен сделать журналист как посредник между властью и народом, чтобы не допустить те негативные явления (предотвратить их), о которых существует немало предупреждений специалистов?

Рекомендуемая литература

1. Противоречия глобализации // Проблематика СМИ. Информационная повестка дня: учеб. пособие для вузов / под ред. М. В. Шкондина, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 10-20.

2. Яковец, Ю. В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций / Ю. В. Яковец. – М.: Экономика, 2001. – 346 с.

3. Дергачев, В. А. Глобалистика: учеб. пособие для вузов / В. А. Дергачев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 303 с.

4. Строев, Е. С. Самоопределение России и глобальная модернизация / Е. С. Строев. – М.: Экономика, 2001. – 351 с. – (Системные проблемы России).

5. Михайлов, Н. СМИ в эпоху глобализации: актуальные аспекты / Николай Михайлов // Журналист,2008. – N6. – С.26.

6. Зюганов, Г. А. Глобализация и судьба человечества / Г. А. Зюганов. – М.: Мол. гвардия, 2002.

7. Глобализация и крупные полупериферийные страны: науч. доклад / отв. ред. В. Г. Хорос, В. А. Красильщиков. – М.: Междунар. отношения, 2003.

8. Этос глобального мира / Горбачев-Фонд. – М.: Восточная литература. – 206 с.

9. Жуков, В. И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. / В. И. Жуков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РГСУ, 2007. – Т.2: Социология глобальных процессов. – 2007. – 675 с.

10. Ермалавичюс, Ю. Ю. Глобальный кризис и пути выхода из него / Ю. Ю. Ермалавичюс. – М.: [б.и.], 2011. – 552 с.

11. Маркова, Н. Глобальные экономические интересы и СМИ / Наталья Маркова // Народное образование, 2008. – N 10. – С. 259-265.

12. Пряхин, В. Ф. Как выжить? Новая идеология для человечества / В. Ф. Пряхин. – М.: Весь Мир, 2008. – 144 с.

13. Вартанова, Е. Л. Глобализация СМИ и масс-медиа России / Е.Л. Вартанова // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика, 2005. – N 4. – С. 9-24.

14. Землянова, Л. М. Глобализация медиасферы и защита ее общественного потенциала в коммуникативистике / Л.М. Землянова // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика, 2005. – N 4. – С. 25-38.

15. Войцехович, К. А. Американские СМИ на международных рынках: конфликт глобализации и эгоцентризма / К.А. Войцехович // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика, 2004. – N 6. – С. 75-87.

16. Священник Родион. Опасности глобализма // Люди и демоны / Священник Родион. – Изд. третье, доп. – СПб., 2007. – С. 446-472.

17. Калашников, М. Русский шанс XXI века: прорваться сквозь глобальную смуту / М. Калашников // Русская доктрина (Сергиевский проект) / под ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. – М.: Яуза-пресс, 2008. – С. 845-855.

18. Мунтян, М. Глобализация: что это такое? [Электронный ресурс] URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/kotel/globalizacija_chto_eto_takoje _2007-01-01.htm.

19. Глобализация и культура / Том Палмер о «культурной глобализации [Электронный ресурс] URL: http://wwgs. ruw.popblo.

20. Культурная глобализация / [Электронный ресурс] URL: // http:// systinfo/ru.

21. Глобализация и традиционные культуры / [Электронный ресурс] URL: http:// www. velikoross.ru.

22. Афонин, Э. А. Великая коэволюция. Глобальные проблемы современности: историко-социол. анализ / Э. А. Афонин, А. М. Бандурка, А. Ю. Мартынов; Укр. о-во содействия соц. инновациям; Отд. информ. – библ. обеспечения Информ. упр. аппарата Верховной Рады Украины. – Киев: Парламентское изд-во, 2003. – 384 с. – (Открытая исследовательская концепция); вып. 2.

23. Сидорина, Т. Ю. Кризис XX века: прогнозы русских мыслителей / Т. Ю. Сидорина. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 182 с.

24. Ровинская, Т. Л. Интернационализация и глобализация средств массовой информации / Т. Ровинская // Мировая экономика и международные отношения, 2007. – N 6. – С. 80-93.

25. Мировой общественный форум. "Диалог цивилизаций": Родос, Греция. – М.: Андреевский флаг, 2004. – 230 с. – (Вестник; № 1).

26. Мировой общественный форум. "Диалог цивилизаций": Россия и новая глобальная архитектура. – М.: Андреевский флаг, 2004. – 208 с. – (Вестник; № 3).

2.3.2 Проблема 2 «Актуальность социальной проблематики и ее отражение в СМИ»

П р и м е ч а н и е – Для коллоквиума эта тема из раздела 4 («Актуальные проблемы российской действительности и задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем и реальная практика СМИ») выбрана не случайно, поскольку об уровне развития общества в мировом сообществе чаще всего судят по социальной сфере, даже выработали так называемый «индекс счастья», значительная составляющая которого – социально-материальное благополучие человека.

Задания для подготовки к теме

1. Самостоятельно найдите материал по данной теме. Используйте рекомендуемую литературу и материалы Интернет-сайтов.

2. Внимательно прочитайте, в первую очередь, материал, предложенный преподавателем по данной теме, который Вам поможет разобраться в такой достаточно сложной теме как проблемы социальной сферы (см. главу «Социальная проблематика» в учебном пособии «Проблематика СМИ. Информационная повестка дня: учеб. пособие для вузов / под ред. М. В. Шкондина, Г. С. Вычуба, Т. И. Фроловой. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С. 98-142). 3. Работая над материалом, ответьте на следующие вопросы:

– Что такое социальная журналистика?

– Какова социальная цена реформ российского общества?

– Назовите модели, функции и механизмы социальной политики.

– Как отражается социальная проблематика в СМИ?

– В чем состоит специфика отражения социальных проблем в различных типах СМИ?

– Какие российские исследовательские центры занимаются современными социальными процессами? Кто проводит мониторинг?

4. Проведите анализ социальных реформ правительства России, ответив на следующие вопросы:

– Какие трансформации произошли в последние десятилетия в социальной структуре российского общества?

– Какие социальные группы населения исчезли или утратили роль лидера, а какие классы появились в постсоветский период?

5. Обрисуйте новые модели поведения россиян, охарактеризовав такие явления современной жизни, как:

– социальное расслоение;

– дезорганизация социальной инфраструктуры;

– теневизация социальной сферы;

– миграционные процессы и национальные отношения;

– ценностный вакуум;

– «новые бедные»;

– «русский крест»;

– «великая криминальная революция».

6. Что такое социальные индикаторы?

7. Какие методики (индикаторы) выявления количественных показателей Вам известны?

8. Охарактеризуйте методику измерения социального состояния общества. Кто является ее разработчиком?

9. Что Вам известно еще об одной методике – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Когда он появился?

10. Что Вам известно еще об одном показателе – данные социологических опросов?

Вопросы для обсуждения темы

1. Что такое социальная политика?

2. По каким направлениям реализуется социальная политика? Из чего состоит ее собственная отраслевая структура?

3. Какие основные типы источников финансирования социальной сферы существуют?

4. Охарактеризуйте эти 2 подхода – государственный патернализм и либеральный подход. Чем они отличаются?

5. Какие исторические типы социальной политики сложились в России?

6. Охарактеризуйте дореволюционный период.

7. Охарактеризуйте советский период.

8. Охарактеризуйте постсоветский период.

9. Какие национальные проекты Вам известны?

10. Охарактеризуйте социальную проблематику в СМИ.

11. Какие исторические формы у социальной журналистики?

12. Как отражается социальная проблематика в различных типах СМИ?

Рекомендуемая литература

1. Фролова, Т. Социальная журналистика и ее роль в общественном диалоге / Т. Фролова. – М.: Пульс, 2003.

2. Социальная журналистика: Профессия и позиция / под ред. Т.И. Фроловой. – М.: АСИ, 2006.

3. Журналистика социальной сферы: учеб. пособие для вузов / Б.И. Варецкий [и др.]; Рос. гос. социал. ун-т. – М.: РГСУ, 2008. – 194 с.

4. Ясавеев, И. Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / И. Г. Ясавеев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. – 200 с.

5. Путь к ответственной социальной политике // Русская доктрина (Сергиевский проект) / под ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. – М.: Яузапресс, 2008. – 729-768. – (Русская правда).

6. Уровень жизни // Русская доктрина (Сергиевский проект) / под ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. – М.: Яуза-пресс, 2008. – 553-566. – (Русская правда).

7. Ярмиев, М. З. Репрезентация бедности как социальной проблемы в российских СМИ / М.З. Ярмиев // Социологические исследования, 2008. – N 4. – С. 67-72.

8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: / Юбилейн. архиер. собор Рус. правосл. церкви (Храм Христа Спасителя, 13-16 авг. 2000 г.). – М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2000. – 80 с.

9. Проблематика периодической печати: учеб. пособие / под ред. Г.С. Вычуба и Т.И. Фроловой. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2008. – 112 с.

10. Пряхин, В. Ф. Как выжить? Новая идеология для человечества / В. Ф. Пряхин. – М.: Весь Мир, 2008. – 144 с.

11. Ховалыг, Д. В. Коммуникативная природа ценностей и их трансформация в медийном пространстве / Д. В. Ховалыг // Полис: Политические исследования, 2008. – N 1. – С. 61-66.

12. Оганов, Р. Г. Запуганный народ вымирает? / Р. Г. Оганов; Беседовал М. Дмитрук // Природа и человек (Свет), 2004. – N 2. – С. 14-15.

13. Торгашев, А. Нашу нравственность посчитали: Ученые измерили психологическое состояние российского общества [Электронный ресурс] URL: // http://ruspep.ru /article/ print/10001045.

14. Бережная, М.А. Алгоритмы освещения социальных проблем на телеэкране / М.А. Бережная // Проблемы образования, науки и культуры. Журналистика и массовые коммуникации. – 2009. – № 1/2(62). 2009.

2.3.3 Проблема 3 «Опыт позитивного участия СМИ в преодолении кризисных ситуаций общественного развития»
Задания для подготовки к теме

1. Самостоятельно найдите материал по данной теме. Используйте рекомендуемую литературу и материалы Интернет-сайтов.

2. Прочитайте, в первую очередь, материал, предложенный преподавателем по данной теме:

1) Роль и значение средств массовой информации в освещении национальной политики и межнациональных отношений в регионе: материалы "Круглого стола" / под ред. В. Н. Рагузина. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2000. – 48 с. – (Многонациональный мир Оренбуржья; вып. 14).

2) Роль средств массовой информации в профилактике и нейтрализации этнического экстремизма: материалы заседания проблемно-целевого семинара / под ред. В. В. Амелина; Админ. Оренбург. обл.; Ком. по межнациональным отношениям. – Оренбург, 2002. – 124 с.

3) Экстремизм и средства массовой информации: материалы Всероссийской конф. –2006. – СПб.: [б.и.].

4) Бервенова, О. Средства массовой коммуникации в чрезвычайных ситуациях / О. Бервенова // Гражданская защита, 2007. – N 2. – С. 25-27.

5) Рыклина, М. Информация, которая спасает / Марина Рыклина, Екатерина Глебова, Валерий Яков // Советник, 2006. – N 10. – С. 10-13.

6) Арутюнов, Л. С. К вопросу о правомерности употребления средствами массовой информации термина "лицо кавказской национальности" / Л. С. Арутюнов, М. А. Касьяненко // Гражданин и право, 2008. – N 8. – С. 67-69.

7) Стратегия жизни в условиях планетарного экологического кризиса: в 3 тт./ под ред. Н. В. Красногорской; Рос. акад. наук, Ин-т литосферы окраинных и внутренних морей; Рос. акад. естественных наук. – СПб.: Гуманистика, 2002. – Т.3: Проблемы безопасности в условиях природноантропогенных воздействий. – 2002. – 318 с.

3. Работая над материалом, ответьте на следующие вопросы:

– Опыт позитивного участия СМИ в преодолении геополитических конфликтов.

– Опыт позитивного участия СМИ в преодолении этнических и религиозных конфликтов.

– Опыт позитивного участия СМИ в преодолении экономических кризисов.

–. Опыт позитивного участия СМИ в преодолении экологических катастроф и стихийных бедствий.

Вопросы для обсуждения темы

1. Почему 90-е гг. являются временем расцвета экологической журналистики? С чем это связано?

2. Какие «плюсы» и «минусы» экологической прессы Вы можете назвать в вопросах преодоления экологического кризиса?

3. Какие «плюсы» и «минусы» Вы можете назвать в вопросах преодоления геополитических конфликтов?

4. Какие «плюсы» и «минусы» Вы можете назвать в вопросах преодоления религиозных и этнических конфликтов?

5. Какие «плюсы» и «минусы» Вы можете назвать в вопросах преодоления экологических катастроф и стихийных бедствий?

6. На каких образцах экологической журналистики можно учить начинающего журналиста?

7. На каких образцах религиозной журналистики можно учить начинающего журналиста?

8. На каких образцах политической журналистики можно учить начинающего журналиста?

9. На каких образцах экономической журналистики можно учить начинающего журналиста?

10. Как личностные качества журналиста и его приоритеты влияют на мастерство?

11. Каковы условия повышения компетентности «журналиста-эколога»?

12. Каковы условия повышения компетентности «журналистагеополитика»?

13. Каковы условия повышения компетентности «журналиста-экономиста» («журналиста-менеджера»)?

14. Каковы условия повышения компетентности журналиста, пишущего на религиозно-этническую тематику?

15. Назовите несколько важнейших, по Вашему мнению, проблемнотематических направлений экономической (религиозно-этнической, геополитической) журналистики, в которых проявилось позитивное участие СМИ.

16. Как проявили себя журналисты во время военных действий Грузии против Северной Осетии?

17. Можно ли говорить о том, что в этой ситуации России почти официально была объявлена информационная война, которую она проиграла? Почему это произошло?

18. Можете ли назвать позитивные моменты в работе журналистов во время экологической катастрофы на Фукусиме?

19. Можете ли назвать позитивные моменты в работе журналистов во время трагедии на теплоходе «Булгария»?

20. Можете ли назвать позитивные моменты в работе журналистов во время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС?

21. Можете ли назвать позитивные моменты в работе журналистов во время стихийного бедствия в Краснодарском крае, в Геленджике и Крымске?

22. Что Вы можете сказать о неофициальных версиях, публикуемых в интернет-материалах и в книгах Т. Грачевой о большинстве этих трагедий и катаклизм?

23. Действительно ли многие из этих событий могут рассматриваться как диверсия, как и преднамеренные поджоги лесов?

Рекомендуемая литература

1. Нартов, Н.А. Геополитика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Международные отношения», «Регионоведение» / Н.А. Нартов, В.Н. Нартов; под ред. В.И. Староверова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2007. – С. 161-281.

2. Казанцев, А. А. Политика стран Запада в Центральной Азии: проекты, дилеммы, противоречия: монография / А. А. Казанцев; науч. – координац. совет по междунар. исследованиям МГИМО (У) МИД России, Центр евроатлант. безопасности. – М.: МГИМО, 2009. – 192 с.

3. Грибок, М. В. Геоинформационный метод исследования образов регионов России в средствах массовой информации / М. В. Грибок // Известия РАН, Серия географическая, 2009. – N 3. – С. 118-126.

4. Бервенова,О. Средства массовой коммуникации в чрезвычайных ситуациях / О. Бервенова // Гражданская защита, 2007. – N 2. – С. 25-27.

5. Рыклина, М. Информация, которая спасает / Марина Рыклина, Екатерина Глебова, Валерий Яков // Советник, 2006. – N 10. – С. 10-13.

6. Арутюнов, Л. С. К вопросу о правомерности употребления средствами массовой информации термина "лицо кавказской национальности" / Л. С. Арутюнов, М. А. Касьяненко // Гражданин и право, 2008. – N 8. – С. 67-69.

7. Роль и значение средств массовой информации в освещении национальной политики и межнациональных отношений в регионе: материалы "Круглого стола" / под ред. В. Н. Рагузина. – Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2000. – 48 с. – (Многонациональный мир Оренбуржья; вып. 14).

8. Роль средств массовой информации в профилактике и нейтрализации этнического экстремизма: материалы заседания проблемно-целевого семинара / под ред. В. В. Амелина; Админ. Оренбург. обл.; Ком. по межнациональным отношениям. – Оренбург, 2002. – 124 с.

9. Горохов, В. М. Гуманизация массовых информационных процессов в рамках открытого общества / В. М. Горохов, Т. Э. Гринберг // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика, 2003. – N 4. – С. 22-27.

2.3.4 Проблема 4 «Негативные тенденции в деятельности СМИ»
Задания для подготовки к теме

1. Самостоятельно найдите материал по данной теме. Используйте рекомендуемую литературу и материалы Интернет-сайтов.

2. Прочитайте материал, предложенный преподавателем по данной теме (каждый студент из этого списка должен прочитать не менее 10 работ):

1) Данилова, А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации /А.А. Данилова. – М.: Добросвет, Изд-во «КДУ», 2009. – 234 с.

2) Баукин, А. В. Манипулирование сознанием – явление современной действительности / А. В. Баукин // Преподаватель XXI век, 2007. – N 1. – С. 148151.

3) Ильютик, С. В. Манипулирование сознанием человека в СМИ / С. В.

Ильютик // Труды Оренбургского института (филиала МГЮА). – 2011. – Выпуск 13. – С. 15-23.

4) Баймухаметов, С.Зеркала без отражений: о чем не говорили российские СМИ – о выборах в Белоруссии / Сергей Баймухаметов // Журналист, 2006. – N 6. – С. 11-12.

5) Анненкова, И. В. Стратегия подмен и разрушений (как создается новая картина мира в современных СМИ) / И. В. Анненкова // Вестник Московского университета, Сер. 10. Журналистика, 2008. – N 4. – С. 42-46.

6) Розэ, А. В кривом зеркале пропаганды: кому и почему выгодно говорить неправду? / Анна Розэ // Журналист, 2008. – N 9. – С. 18-19.

7) Культура и СМИ: неудобная правда / сост. Валерий Евсеев; авт. заметок А. Лысенко [и др. ]// Журналист, 2007. – N 12. – С. 84-86.

8) Рубинов, А. Умножение невежества / Анатолий Рубинов // Журналист, 2006. – N 10. – С. 63-64.

9) Дзялошинский, И. М. Манипулятивные технологии в масс-медиа / Дзялошинский И. М. // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика, 2005. – N 1. – С. 29-54. – Окончание следует.

10) Дзялошинский, И. М. Манипулятивные технологии в масс-медиа / Дзялошинский И. М. // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика, 2005. – N 2. – С. 56-75. – Окончание. Начало в N 1, 2005.

11) Беликов, С. 48 тайн от журналистов прячут российские чиновники / Сергей Беликов // Журналист, 2006. – N 6. – С. 69.

12) Рихтер, А. Г. "Война с терроризмом" и свобода массовой информации / А. Г. Рихтер // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика, 2005. – N 3. – С. 20-36.

13) Шоткинов, С. "Криминализированность" средств массовой информации / С. Шоткинов // Законность, 2004. – N 11. – С. 49-51.

14) Бестужева, С. Чего не хватает современному телевидению России? / Светлана Бестужева // Народное образование, 2007. – N 5. – С. 245-248.

15) Матвеева, Л. В. Культура и СМИ: размышления о феномене "разорванной коммуникации" / Л. В. Матвеева // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология, 2007. – N 1. – С. 119-132.

16) Кругликов, Л. Объект воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ) / Лев Кругликов, Елена Красильникова // Уголовное право, 2007. – N 4. – С. 47-51.

17) Джерелиевская, И. К. Средства массовой информации и трагедия общества: тенденции и перспективы / И. К. Джерелиевская // Мир образования – образование в мире, 2005. – N 4. – С. 23-31.

18) Крок, Л. Терроризм и СМИ: эмоциональное воздействие образов насилия / Луи Крок; пер. с фр. М. М. Федотовой // Психология зрелости и старения, 2004. – N 4. – С. 85-98.

19) Поклад, А. Б. Массовая информация: Международное общение или подрывная пропаганда? / А. Б. Поклад, Н. И. Юдина. – М.: Междунар. отношения, 1987. – 96 с.

20) Огурчиков, П. К. Современное "мифологическое сознание" и средства массовой информации / П. К. Огурчиков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2007. – N 4. – С. 237-242.

21) Семенко, В. Проект "посткультура" сквозь призму СМИ / Владимир Семенко // Москва, 2007. – N 7. – С. 204-211.

22) Коломийцев, В. Ф. Массовое сознание и новые политические технологии / В. Ф. Коломийцев // Гражданин и право, 2007. – N 12. – С. 3-7.

23) Осокина, Е. А. Влияние американских СМИ на массовое сознание: (на примере конфликтов США с Ираком в 1990 – 1991 и 2002 – 2003 годах) / Е. А. Осокина // Полис: Политические исследования, 2008. – N 1. – С. 50-60.

24) Костерина, И. Криминал, скандалы, реклама и проповеди: Наркомания и наркотики в презентациях СМИ / И. Костерина // Тринадцатый шаг. / под ред. Е. Омельченко. – Ульяновск, 2002.

25) Селиверстов, П. Как слово наше отзовется?: несколько замечаний по поводу свободы слова / Павел Селиверстов // Наркомат, 2006. – № 5. – С.7677.

26) Парфенов, В. Экологически чистая информация – именно в районной прессе / В. Парфенов // Журналистика и медиарынок, 2007. – N 11. – С. 12.

27) Дубровский, О. Н. "Палачи" культуры / О. Н. Дубровский // Природа и человек (Свет), 2004. – N 10. – С. 5-7.

28) Дымова, И.А. Манипулирование словом в вопросах ювенальной политики / И.А. Дымова, Л.А. Алькина / Молодежь и модернизация России: материалы Всерос. науч. – практич. конф. – СПб., 2011. – С.140-141.

3. О чем может говорить тот факт, что литературы о негативной работе журналистов в несколько раз больше, чем литературы о позитивной работе СМИ?

4. Работая над научным, а также газетно-публицистическим материалом, выполните задание и ответьте на следующие вопросы:

– Найдите журналистские материалы, отражающие такие негативные факты в освещении СМИ, как:

а) манипулирование сознанием в средствах массовой информации;

б) необъективность отражения реальных событий в угоду определенным социальным и политическим силам;

в) сокрытие информации о жизненно важных для общества обстоятельствах;

г) намеренная дезинформация общества в освещении отдельных вопросов.

Вопросы для обсуждения темы

1. На какого рода размышления наводит Вас прочитанная литература?

2. Вспомните политические события из недалекого прошлого, описанные в книге Анны Даниловой «Манипулирование словом в средствах массовой информации» или грузино-российско-абхазский конфликт. Как трактуются одни и те же события в российской, западной, американской и сербской прессе: разгром Сербии и введение войск НАТО; теракт 11 сентября в НьюЙорке и др.?

3. Это политика двойных стандартов, типичное манипулирование сознанием, когда американская трагедия рассматривается как национальная трагедия, возведенная в ранг мировой катастрофы, т.к. это затронуло интересы США, в то время как убийство мирных жителей Сербии во всей западной и американской прессе интерпретируется как «стрельба по мишеням», «объектам» (а в действительности – по живым людям).

– Приведите еще подобные примеры эвфемизации речи, когда неблаговидные и даже преступные действия агрессоров описываются как героические поступки.

4. Что Вы можете сказать о спекуляциях и упрощениях, которые сейчас изобильно проводятся в СМИ? Приведите примеры.

5. Много ли примеров негативизма и сенсационности содержится в журналистских материалах?

6. Приведите примеры профессиональной некомпетентности в освещении каких-либо событий.

7. А что Вам известно о таких нередких явлениях в журналистской практике как «безгеройность» и морализаторство, преобладание информационного монолога? В чем опасность этих явлений?

2.3.5 Проблема 5 «Социальная ответственность и компетентность журналистов»
Задания для подготовки к теме

1. Самостоятельно найдите материал по данной теме. Используйте рекомендуемую литературу и материалы Интернет-сайтов.

2. Прочитайте материалы, предложенные преподавателем по данной теме (студент должен прочитать не менее 10 материалов из предложенных):

1) Вартанова, Е. Л. К вопросу о концепции социальной ответственности СМИ в контексте информационной безопасности / Е. Л. Вартанова, Н. В. Ткачева // Вестник Московского университета, Сер. 10. Журналистика, 2008. – N 5. – С. 7-17.

2) Духовно-политическая нация //Русская доктрина (Сергиевский проект) / под ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. – М.: Яуза-пресс, 2008. – С.712728.

3) Русский дух // Русская доктрина (Сергиевский проект) / под ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. – М.: Яуза-пресс, 2008. – С.115-234.

4) Кашинская, Л. Религия в информационном поле СМИ / Л. Кашинская, М. Лукина, Л. Реснянская, Л. – М: [б. и. ], 2003.

5) Жилавская, И. В. Что ищет и находит молодое поколение в СМИ (по материалам исследования "Влияние СМИ на молодежь"). / И. В. Жилавская // Вестник Московского университета, Сер. 10. Журналистика, 2007. – N 5. – С. 53-65.

Конец ознакомительного фрагмента.