Вы здесь

Актуальные проблемы современности и журналистика. Введение (И. А. Дымова, 2012)

Введение

Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов-бакалавров факультетов и отделений журналистики, где дисциплина относится к вариативной части учебного цикла – Б4 Профессиональный цикл. Она рассчитана на 10 зачетных единиц (333 часа), 140 аудиторных занятий (48 лекционных часов и 92 практических). Изучение дисциплины распределено следующим образом: 3 семестр – зачет, 4 семестр – зачет, 5 семестр – экзамен.

Для освоения данной дисциплины студент должен:

знать базовый курс дисциплин гуманитарного и социального профиля, таких как: философия, история, социология, культурология, политология, экономика;

уметь ориентироваться в важнейших политических, экономических, исторических, социальных процессах общественной жизни и отбирать материал для публикаций;

владеть навыками использования приобретенных знаний при создании журналистского материала.

Цели освоения дисциплины (модуля) заключаются в том, чтобы: помочь студентам составить начальное представление о текущей социальной практике, разобраться в непростых реалиях сегодняшнего дня; выработать критерии оценки содержания российских СМИ в контексте социальных функций журналистики; сформировать основополагающие знания, умения, навыки и компетенции у студентов в области актуальных проблем современности и средств массовой информации; в профессиональной деятельности журналиста. В связи с этим возникает ряд задач:

1) теоретический компонент:

– знать основные историко-теоретические сведения по основным современным проблемам, освещаемым в СМИ;

– иметь представление о проблемах современности, носящих всеобщий характер: глобализация, демографические, миграционные, геополитические, экологические проблемы;

– получить базовые представления о реальных, наиболее актуальных процессах и событиях в конкретных областях социальной практики;

– рассмотреть деятельность государства и общества по разрешению основных проблем настоящего времени: политических, экономических, правовых основ регулирования той или иной сферы;

2) познавательный компонент: – уметь извлекать основную информацию из текста в соответствии с основными методами сбора и обработки информации и излагать ее;

– уметь открывать сегменты социальной практики, модные направления, горячие темы для обсуждения в СМИ;

– уметь корректировать собственную предметную компетентность, постоянно обновлять как базовые, так и оперативные знания о действительности;

– уметь рассматривать творческие аспекты специализации – поиск источников информации, жанровые возможности, этические проблемы;

– научить понимать такое явление как «сложносоставные конфликты», в которых происходит наложение и взаимопроникновение конфликтных взаимодействий;

3) практический компонент:

– овладеть информацией о характере трансформации российского общества постсоветского периода и ее политических, экономических, социальных, культурных последствиях;

– выработать способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности;

– выработать потребность в более глубоком осмыслении материала, в создании аналитических текстов;

– научить применять полученные теоретические сведения и практические навыки по актуальным проблемам современности в журналистской деятельности.

К результатам освоения содержания дисциплины предъявляются следующие требования: формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

ОК-1: готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности;

ОК-4: культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-6: готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности;

ОК-9: понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-11: готовность и способность работать в коллективе, творческой команде;

ОК-13: способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности;

ОК-16: способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

ОК-17: свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного – национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций;

ОК-18: умение пользоваться изученными иностранными языками в личностной и профессиональной коммуникации, для чтения литературы (общей и профессиональной), работы в Интернет-сети;

ОК-19: способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, умение использовать различные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

б) профессиональных (ПК):

ПК-8: знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильные медиа), их типов и видов, базовых типологических признаков;

ПК-10: базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций;

ПК-19: знание базовых принципов формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса), основных функций сотрудников различного должностного статуса, углубленно – круга обязанностей корреспондентского корпуса;

ПК-24: знание возможностей электронных баз данных, методов работы с ними, способов участия в их создании;

ПК-25: знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики;

ПК-26: знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения);

ПК-28: осведомленность о наиболее распространенных форматах печатных изданий, теле-, радиопрограмм, интернет-СМИ, ориентация в современной жанровой и стилевой специфике;

ПК-29: знание методов редактирования текстов СМИ, основанных на использовании новых технологий;

ПК-30: знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ;

ПК-39: выбирать и формулировать актуальную тему материала, сформировать замысел (или сделать сценарную разработку), определять дальнейший ход работы;

ПК-40: собирать необходимую информацию (работать с источниками информации, применять разные методы), осуществлять ее проверку, селекцию и анализ;

ПК-41: оперативно готовить материал с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ, в различных жанрах, форматах для размещения на различных мультимедийных платформах – печатных, вещательных, онлайновых, мобильных;

ПК-42: редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернетматериал, приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;

ПК-51: работать с привлекаемыми авторами на всех стадиях подготовки их материалов;

ПК-52: работать с редакционной почтой (анализ, отбор, подготовка к публикации);

ПК-55: организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах, устанавливать коммуникативно-информационные связи, используя различные медийные средства и новейшие технологии;

ПК-56: участвовать в обеспечении общественного резонанса публикаций, передач;

ПК-57: производственно-технологическая деятельность: – готовить материалы к печати, выходу в эфир в соответствии с технологическими стандартами;

ПК-58: участвовать в производственном процессе выхода издания, теле-, радиопрограммы (верстке номера или программы, монтаже аудио-, видеоматериала) в соответствии с технологическим циклом на базе современных технологий.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

– глобальные проблемы современности: демографические, миграционные, геополитические, экологические;

– основную проблематику общественной жизни (экономическую, политическую, правовую, культурологическую, социальную);

– основные задачи журналистики в осознании, изучении и разрешении актуальных глобальных и российских проблем с целью их успешной реализации;

уметь:

– выбирать и формулировать актуальные темы публикаций, оперативно готовить журналистские материалы;

– ориентироваться в различных аспектах реального состояния российского общества, актуальных проблемах, тенденциях развития;

– компетентно освещать глобальные и локальные проблемы современности;

владеть:

– первичными знаниями в определенных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, социальная сфера и т.п.), которые являются объектом освещения в СМИ разных типов и с которыми связано тематическое содержание журналистских публикаций;

– навыками анализа содержания основных типов СМИ, дающих оценки и выявляющих факторы, позволяющие журналистике эффективно влиять на постановку и решение проблем современности;

Приобрести опыт глубокого проблемно-аналитического анализа основных сфер общественной жизни и социальной практики, освещаемых в СМИ, а также глобальных актуальных проблем современности, кризисных ситуаций, имеющих общепланетарный смысл.