Оценка социальной ответственности государства в условиях кризиса
Глазов Р.В.
В 2014 году экономика Российской Федерации вошла в очередную кризисную стадию. Эксперты и аналитики ожидают отрицательных темпов прироста валового внутреннего продукта нашей страныпо итогам 2015 года. Соответственно, в условиях кризисного состояния экономики Российской Федерации одним из наиболее важных направлений деятельности государства становится поддержка населения, которое находится под давлением следующих экзогенных факторов:
– снижение реальных располагаемых доходов. По данным официальной статистики, в марте 2015 года индекс потребительских цен составил 101,2 %, с начала 2015 года – 107,4 %; для сравнения – в марте 2014 года соответствующий показатель был равен 101,0 %, а с начала 2014 года – 102,3 %)[7]. Таким образом, только за первый квартал 2015 года заработные платы и иные доходы россиян уменьшились в среднем на 7,4 %. В то же время, об индексации заработных плат в 2015 году среднестатистическому россиянину придется забыть. Из-за экономического кризиса работодатели отказываются от традиционной индексации компенсационных выплат, все повышения будут точечными – только тем работникам, которых работодатель захочет удержать в любом случае[8].
– прогрессирующая безработица. Уже в начале 2015 года Роструд зарегистрировал увеличение безработицы в 81 из 85 субъектов Российской Федерации. С учетом того, что безработица в нашей стране в своей большей части неофициальная и не отражается в государственной статистике, то уже это можно считать сигналом больших негативных перемен на рынке труда. По данным кадровых агентств, уже с осени 2014 года наблюдаются массовые сокращения во всех отраслях и регионах[9]. Таким образом, найти работу в 2015 году российским гражданам будет очень и очень сложно. По нашим оценкам, уже начиная с осени 2014 года поиск нового места работы для высококвалифицированных специалистов и менеджеров среднего звена мог составить порядка 6 месяцев.
– снижение уверенности в завтрашнем дне, в будущем российской экономики (как со стороны предпринимательского сектора, так и со стороны рядовых граждан).
Проанализированная нами динамика индексов уверенности потребителей и предпринимателей, рассчитанных по методике Росстата, показала значительное ухудшение ожиданий относительно будущего российской экономики в 2015 году (рисунок 1)[10]. Итак, исходя из вышеприведенных данных, нами убедительно показана необходимость поддержки российских граждан со стороны государства в условиях кризиса. То есть, Российская Федерация должна проявить себя, в первую очередь, как социальное государство.
Рисунок 1 – Динамика индексов уверенности потребителей и предпринимателей
Под социальным государством в научной литературе понимается такая система управления общественными отношениями на уровне государства, при которой перераспределение материальных благ происходит с целью обеспечения всем гражданам достойного уровня жизнеобеспечения и самореализации, нивелирования конфликтов и социальных противоречий в обществе, помощи малообеспеченным слоям населения[11]. Следует отметить, что в качестве социального государства Россия определяет себя в главном законе – Конституции Российской Федерации. В Статье 7 Основного закона содержится следующее[12]:
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
На практике социальное государство лучше всего проявляется в условиях кризиса – когда проблемы предпринимателей сильно ограничивают возможности социальной ответственности бизнеса, и на первый план выходит социальная ответственность государства. Под ней мы будем понимать взятую на себя государства обязанность действовать в интересах всего общества и отвечать за последствия этих действий перед всем обществом. На наш взгляд, можно выделить достаточно большое число критериев, по которым можно верифицировать степень реальной реализации социальной ответственности государства, в том числе – и в международной сфере:
• уровень гарантий свобод граждан страны;
• доля бюджета, направляемая на финансирование социальной сферы;
• уровень неравенства в доходах;
• уровень коррупции;
• средняя продолжительность жизни населения;
• уровень безработицы и т. д.
В условиях кризиса социальное государство через механизмы реализации своей социальной ответственности повышает эффективность рыночной экономики, сглаживая социальные диспропорции и перенаправляя финансовые и трудовые потоки в наиболее уязвимые социальные сферы[13]. Российская Федерация, как социальное государство по положениям Основного закона страны, должно реализовывать свою социальную ответственность. Сравним далее по ряду индикаторов то, насколько в действительности Россия является социальным государством.
Одним из общепризнанных критериев социальной направленности государства является места в рейтинге стран мира по уровню жизни, ежегодно определяемые Организацией Объединенных Наций. Этот рейтинг представляет собой интегральную характеристику качества жизни населения в странах мира. В основу формирования рейтинга положены следующие факторы: продолжительность жизни, уровень здравоохранения и образования, социальная защищенность, экология, уровень преступности, соблюдение прав человека и размер валового национального дохода на душу населения.
Рейтинг стран мира по качеству жизни распределяет страны по четырем группам развития человека: к первой относятся страны с очень высоким уровнем развития, ко второй – страны с высоким уровнем развития, к третьей – со средним уровнем и к четвертой – страны с низким уровнем развития. Россия находится во второй группе (в группе стран с высоким уровнем развития), занимая 57-е место в общем списке стран мира. Беларусь на 53 месте; Казахстан на 70; Украина на 83. Всего в рейтинге 187 стран[14].
На наш взгляд, положение нашей страны в рейтинге не говорит в пользу ее социальной направленности: выше Российской Федерации находятся практически все европейские страны. Учитывая, что по сравнению с предыдущим исследованием положение России в рейтинге не изменилось, а, например, Беларусь поднялась на 1 место выше, то это является наглядным индикатором отсутствия изменений в социальной политике нашей страны, несмотря на наступающий кризис. Проанализируем далее фактическое исполнение бюджета Российской Федерации в разрезе его основных статей (таблица 1)[15].
Таблица 1 – Расходы бюджета РФ, млрд. руб.
На социальную политику Российская Федерация выделяет в среднем 3 трлн. 655 млрд. рублей ежегодно. Фактическое исполнение бюджета показывает, что наибольшие расходы на социальную сферу государство осуществило в 2012–2013 годах, затем в 2014 году расходы на это направление снизились до 3 трлн. 452 млрд. рублей. В 2015 году планируется снова увеличить расходы на социальную сферу – Федеральный бюджет предусматривает выделение почти 4 трлн. рублей. Таким образом, в целом динамика расходов нашего государства на социальную политику восходящая.
Рассмотрим далее структуру расходов Федерального бюджета Российской Федерации, для этого соотнесем с итогами показатели каждой статьи бюджета (таблица 1). В результате получим следующую таблицу (таблица 2).
Таблица 2 – Структура расходов бюджета РФ, млрд. руб.
Показательно, что расходы на большую часть Федерального бюджета социальную политику занимают – в условиях кризиса Россия готова сохранять приоритет социальной сферы по сравнению с национальной обороной и безопасностью. Четверть бюджета в 2015 году будет потрачена на социальную политику. На наш взгляд, структура Федерального бюджета и динамика его основных статей свидетельствует о том, что Правительство РФ придерживается заложенных в Конституции РФ принципов социального государства. В то же время, интерес представляет то, насколько эффективны расходы государства на социальную политику, действительно ли они улучшают материальное благосостояние граждан страны, снижают социальную напряженность, обеспечивают справедливое перераспределение национального дохода от наиболее богатых к наиболее бедным в условиях рыночной экономики. Иными словами, эффективна ли фактически социальная политика Российской Федерации.
Рисунок 2 – Динамика коэффициента Джини
Официальной статистики за 2014 год по дифференциации доходов населения Росстат на момент написания статьи не опубликовал. В то же время, анализ динамики изменения коэффициента Джини, который характеризует степень расслоения социума страны по какому-либо признаку (в нашем случае – по общему объему денежных доходов), за период 20002013 гг. демонстрирует тенденцию все увеличивающегося неравенства в нашей стране (рисунок 2)[16]. Следует отметить, что с 2000 года величина коэффициента Джини остается на высоком уровне и ниже 39,0 % не снижается. Отсюда мы можем ожидать и в 2014, и в 2015 годах высокие значения коэффициента Джини (на уровне 41 %-42 %). А чем ближе данный показатель к 100 %, тем сильнее концентрация доходов в руках отдельных групп населения. Вывод: значения коэффициента Джини свидетельствуют о неэффективности социальной политики России.
С другой стороны, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, если брать период с 2000-го года по 2013 год, практически постоянно снижается; также снижается и доля этой категории населения в общей численности населения Российской Федерации (таблица 3)[17].
Таблица 3 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
Еще одним важным практическим критерием социальной ответственности государства является уровень коррупции. Это связано с тем, что коррупция существенно затрудняет эффективность выполнения государством своих социальных функций[18]. Одним из наиболее известных показателей, позволяющих оценить и сравнить уровень коррупции в разных странах, является Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index). Этот показатель рассчитывается по методике международной неправительственной организации Transparency International. В рамках индекса коррупция определяется как любые злоупотребления служебным положением в целях личной выгоды. Индекс ранжирует страны и территории по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции) на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора.
В 2014 году Российская Федерация находилась в рейтинге «The Corruption Perceptions Index» на 136-м месте с 27 баллами из 100 возможных. За последние 3 года положение нашей страны в рейтинге практически не изменялось[19]. Таким образом, уровень коррупции в России очень высокий, что естественным образом отрицательно влияет на социальную ответственность государства.
Подводя итоги, можно констатировать, что рассмотренные нами индикаторы социальной ответственности Российской Федерации носят противоречивый характер. С одной стороны, государство выделяет значительный объем бюджетных средств на реализацию социальной политики и постепенно снижает количество граждан, находящихся за чертой бедности. С другой стороны – относительно низкое качество жизни людей, очень высокий уровень коррупции и сильное неравенство различных групп населения по доходам не дают нам оснований для подтверждения эффективности социальной политики властей страны. Очевидно, что действующие в Российской Федерации механизмы социальной ответственности государства эффективно не работают, что может обострить социальные противоречия в условиях кризиса.
На наш взгляд, для повышения социальной ответственности государства основные усилия властей в настоящее время должны быть направлены на снижение уровня коррупции: тогда выделяемые средства федерального бюджета будут без лишних препятствий достигать своей цели. Также представляется необходимым разработать эффективные механизмы социальной политики, позволяющие уменьшить неравенство в доходах различных групп населения России. Это позволит более оперативно преодолеть текущий кризис и приблизиться к формированию действительно социального государства – не по целевым ориентирам и законодательной базе, а по фактическим результатам деятельности.
1. Конституция Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2015. – 64 с.
2. Косов, Р.В. Основы социального государства. Учебное пособие. – Тамбов: ТГТУ, 2011. – 80 с.
3. Охотский, Е.В., Богучарская, В.А. Социальное государство и социальная политика современной России: ориентация на результат. // Труд и социальные отношения. – 2012. – № 5(95). – С. 30–44.
4. Положихина, М.А. Организация государственного управления в современной России. – М.: ИНИОН РАН. Центр социальных научно-информационных исследований, 2012. – 296 с.
5. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. – М.: Инфра-М, 2013. – 384 с.
6. Шарков, Ф.И. Основы социального государства. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2015. – 304 с.
7. Министерство Финансов Российской Федерации. / Структура и динамика расходов Федерального бюджета. – Режим доступа:
http://info.minfin.ru/fbrash.php
8. Официальный сайт Росстата. / Об индексе потребительских цен в марте 2015. – Режим доступа:
http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/65.htm
9. Официальный сайт Росстата. / Опережающие индикаторы по видам экономической деятельности. – Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/lea... ndicators/
10. Официальный сайт Росстата. / Распределение общего объема денежных доходов и характеристики дифференциации денежных доходов населения. – Режим доступа:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/bednost/tabl/1-2-2.htm
11. Официальный сайт Росстата. / Социально-экономические индикаторы бедности. – Режим доступа:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_110/Main.htm
12. РосБизнесКонсалтинг. / Россиянам придется забыть о повышении зарплат в 2015 году. – Режим доступа:
http://top.rbc.ru/economics/01/12/2014/54786d20cbb20f5ec0136bd1
13. Эксперт Online. / Россию захлестывает волна безработицы. -
Режим доступа: http://expert.ru/2015/01/20/rossiyu-zahlestyivaet-volna-bezrabotitsyi/
14. Transparency International. / Corruption Perceptions Index. – Режим доступа: http://www.transparency.org/cpi2014/results
15. United Nation Development Programme. / 2014 Human Development Statistical Tables. – Режим доступа:
http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr14_statisticaltables.xls