Вы здесь

Актуальные проблемы развития конституционно-правовых основ судебной власти в государствах постсоветского пространства. Конституционно-правовые основы организации и функционирования судебной власти в Азербайджанской Республике ( Коллектив авторов,...

Конституционно-правовые основы организации и функционирования судебной власти в Азербайджанской Республике

Сабаева С. В., ст. преподаватель кафедры конституционного права им. Н. В. Витрука РГУП, канд. юрид. наук

Азербайджанская Республика прошла сложный путь к становлению своей судебной системы. На правовых основах отправления правосудия отражались различные исторические периоды, когда господствовали традиции и обычаи зороастризма (IV век до н. э. – VII век н. э.), ислама (с VII до XVIII вв.), христианства (с III до начала VII[23] и с XVIII до начала ХХ вв.), коммунистической идеологии (с 28 мая 1918 г.[24]). Каждая эпоха содержала идеи, которые со временем трансформировались в современную теорию судебной власти. В связи с тем, что почти столетие Азербайджан находился в составе Российской империи и свыше 70 лет – в СССР, то судебная система была основана главным образом, на ценностях русской и советской моделей правосудия.

27–28 апреля 1920 г. в системе юстиции Азербайджана начались коренные изменения и по решению Азербайджанского Революционного Комитета от 13 мая 1920 г. был создан Народный Комиссариат Юстиции. Однако после ликвидации Комиссариата в 1930 г. его полномочия были переданы в Верховный Суд, в Центральный Исполнительный Комитет и в другие органы. По решению Центрального Исполнительного Комитета от 1933 г. Народный Комиссариат Юстиции был реорганизован, и Комиссар Юстиции одновременно имел полномочия Прокурора Республики, а его заместитель – полномочия Председателя Верховного Суда (после утверждения нового Положения Народного Комиссариата Юстиции в 1937 г. его полномочия значительно ограничились). По решению Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР от 7 декабря 1959 г. Министерство Юстиции было в очередной раз ликвидировано, а руководство и надзор над всей деятельностью судебных органов и ведение судебной статистики было поручено Верховному Суду. По решению Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР от 27 октября 1970 г. было создано Министерство Юстиции. В новых исторических условиях после 1991 г. судебная система нуждалась в реформировании, в том числе правовая основа организации и функционирования судов.

В настоящее время основы судебной системы закреплены в Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г.[25], которая содержит Гл. VII «Судебная власть». В развитие конституционных положений принят Закон АР от 10 июня 1997 г. № 310-IQ «О судах и судьях» (в ред. от 03.04.2015 г.)[26], а также Указ Президента АР от 17.06.1999 г. «Об организации и обеспечении деятельности судей Азербайджанской Республики»[27].

В Конституции АР отображен «принцип разделение властей», который позволяет осуществлять взаимный контроль между ветвями власти. Так, ст. 7 Конституции АР определяет, что различные ветви власти должны взаимодействовать друг с другом, и в пределах своих полномочий они независимы. Судебная власть в Азербайджане является самостоятельной ветвью власти, наряду с законодательной (гл.


V) и исполнительной (гл. VI). При этом п. 4 ст. 8 Конституции АР закрепляет, что гарантом независимости судебной власти является Президент АР.

В соответствии с п. 9 ст. 109 Конституции АР, судьи судов АР назначаются Президентом АР. В соответствии с п. 9 ст. 109 и п. 10 ст. 95 Конституции АР судьи ВС АР, ВС Нахчыванской Автономной Республики и апелляционных судов назначаются на основе представления Президента АР Милли Меджлисом АР. На должности судей высшей инстанции могут назначаться лица, как правило, проработавшие как минимум 5 лет в качестве судей судов первой инстанции. В выборах кандидатов на должность судьи Нахчыванской Автономной Республики участвует председатель Милли Меджлиса Нахчыванской Автономной Республики. Согласно ст. 135 Конституции АР, суды Нахичеванской Автономной Республики самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их ведению Конституцией АР и законами АР.

В соответствии со ст. 125 Конституции АР, судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и других форм, предусмотренных законом. Судоустройство и порядок судопроизводства определяются законом. Судопроизводство должно обеспечивать установление истины. Применение не предусмотренных законом правовых средств в целях изменения полномочий судов и создания чрезвычайных судов запрещается (ст. 125 Конституции АР). В осуществлении правосудия, за исключением конституционного судопроизводства, участвуют обвинение (прокуратура) и защита.

Судебную власть в АР осуществляют посредством правосудия только суды: КС, ВС, апелляционные суды, общие суды и специализированные суды. Закон «О судах и судьях» в ст. 19 закрепляет, что правосудие в АР осуществляют следующие входящие в судебную систему АР суды: районные (городские) суды; Суд АР по тяжким уголовным делам (далее – Суд по тяжким уголовным делам); военные трибуналы; Военный трибунал АР по тяжким уголовным делам (далее – Военный трибунал); местные экономические суды; Экономический суд АР по спорам, возникающим из международных договоров (далее – Экономический суд по спорам, возникающим из международных договоров); ВС Нахичеванской Автономной Республики (далее – ВС Нахичеванской АР); Апелляционный Суд АР (далее – Апелляционный Суд); Экономический Суд АР (далее – Экономический Суд); Верховный Суд АР (далее – ВС АР). В установленном законом порядке в судебной системе АР могут быть созданы и другие суды.

Районные (городские) суды являются судами общей юрисдикции по первой инстанции. Функционируя в пределах районов и городов, они обладают юрисдикцией в сфере гражданских, уголовных дел (о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и о менее тяжких преступлениях), а также дел, возникающих в связи с административными проступками. Районный (городской) суд анализирует судебную статистику, изучает и обобщает состояние организации Судебной деятельности, судебную практику, осуществляет другие полномочия, возложенные на него законодательством АР.

Каждый гражданин АР, считающий нарушенными свои права и свободы в результате решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц, имеет право обратиться в суд на основании Закона АР от 11 июня 1999 г. № 682-IГ «Об обжаловании в суде решений и действий (бездействия), нарушающих права и свободы граждан» (в ред. от 23.11.2001 г.)[28].

К судам первой инстанции относятся специализированные суды: местные административно-экономические суды по разрешению административных и экономических дел, военные суды, рассматривающие уголовные дела о менее тяжких и воинских преступлениях в отношении военнослужащих, суды по тяжким преступлениям (общий и военный), которые созданы для обеспечения квалифицированного рассмотрения дел о тяжких и особо тяжких преступлениях в первой инстанции. За счет увеличения количества специализированных судов достигается повышение эффективности функционирования судебной системы. Эти категории дел суды рассматривают коллегиально – в составе трех судей. Судопроизводство в судах общей юрисдикции и в экономических судах осуществляется на основе общей законодательной базы – Гражданском процессуальном кодексе АР от 28 декабря 1999 г. № 780-IQ[29].

Административно-экономические суды призваны осуществлять правосудие по первой инстанции при разрешении административных и экономических споров. Они функционируют в рамках определенных административно-территориальных образований по региональному делению.

Судебное разбирательство в отношении совершивших преступления военнослужащих проводится в военных судах. Юрисдикция этих судов распространяется на воинские части, расположенные в военных гарнизонах вооруженных сил. Специальные военные суды рассматривают в первой инстанции уголовные дела, связанные с воинскими преступлениями и преступлениями, совершенными военнослужащими Вооруженных Сил АР. В составе Военного суда АР также может быть создан суд присяжных.

Суды по делам о тяжких преступлениях являются новыми органами со специальной юрисдикцией и предназначены обеспечить наиболее квалифицированное рассмотрение в первой инстанции тяжких и особо тяжких преступлений. Суд по тяжким преступлениям решает в установленном законодательством АР порядке вопрос о выдаче (экстрадиции) лиц, совершивших преступление, анализирует судебную статистику, изучает и обобщает состояние организации Судебной деятельности, судебную практику, осуществляет иные полномочия. Судебная компетенция этих судов распространяется в соответствии с административно-территориальной юрисдикцией (за исключением Нахичеванской АР). В соответствии с УПК АР[30], в составе судов по тяжким преступлениям предусмотрено создание присяжных.

По закону «О судах и судьях» впервые предусмотрено создание Экономического Суда АР по спорам, вытекающим из международных договоров, который рассматривает в пределах полномочий, определенных законом, дела по экономическим спорам в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд Нахичеванской Автономной Республики, являясь высшей судебной инстанцией автономии, осуществляет правосудие и надзор над общими судами и рассматривает дела в первой и апелляционной инстанциях. ВС Нахичеванской АР состоит из Президиума, из гражданской коллегии, административно-экономической коллегии, уголовной коллегии и военной коллегии. Для рассмотрения дел в коллегиях ВС Нахичеванской АР создаются судебные составы. В состав судей ВС Нахичеванской АР входят председатель суда, его заместитель, председатели и судьи судебных коллегий. Численность судей ВС Нахичеванской АР определяется Судебно-правовым советом.

В соответствии со ст. 132 Конституции АР, Апелляционные суды АР являются судами вышестоящей инстанции по делам, отнесенным законом к их ведению. Суды апелляционных судов АР назначаются Милли Меджлисом АР по представлению Президента АР. Апелляционные суды АР рассматривают отнесенные к их полномочиям гражданские и уголовные дела, а также дела об административных проступках на всей территории страны. При этом приговор или постановление суда первой инстанции не могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке, если они не были предметом рассмотрения в апелляционном порядке.

В соответствие с новой судебной системой в 6 регионах страны действуют (функционируют) апелляционные суды. Апелляционные суды, состоящие из 4 коллегий – гражданской, уголовной, военной и административно-экономической коллегий, действуют (функционируют) по соответствующей территориальной юрисдикции (в основу построения системы судов второй инстанции положен принцип экстерриториальности, при котором границы судебных территорий не совпадают с границами административно-территориальных образований). В организации судов Нахичеванской АР, входящей в судебную систему АР было учтено, что Нахичеванская АР находится вне основной территории страны. Так, ВС Нахичеванской АР в отношении судов Автономной Республики является инстанцией апелляции. Решения ВС Нахичеванской АР в кассационном порядке рассматриваются ВС Азербайджанской Республики.

Впервые институт апелляционного производства был заложен в УПК АР, который вступил в силу с 1 сентября 2000 г… По мнению Ф. Ф. О. Бабаева[31], введение апелляционного производства в национальный уголовный процесс связано как с ратификацией государством Конвенции о защите прав человека и основных свобод, содержащей право каждого на апелляцию по уголовным делам, и иных указанных международных правовых актов, провозглашением в Конституции АР права каждого осужденного за преступление и потерпевшего от преступления на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также в связи с восприятием идеи современного состязательного уголовного процесса, вводя в него апелляционное производство и более полной реализации права на судебную защиту (предполагает вторичное рассмотрение дел по существу, обеспечивает быстроту и четкость в осуществлении правосудия, формирует единообразную судебную практику, уменьшает вероятность судебных ошибок). Историческое значение для совершенствования судебной деятельности имеет Указ Президента АР от 19 января 2006 г. № 352 «О модернизации судебной системы в АР и применении Закона АР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты АР».

В соответствии с п. 1 ст. 132 Конституции АР, в Республике создан Экономический Суд – вышестоящий судебный орган по рассмотрению экономических споров. В качестве апелляционной инстанции он осуществляет надзор за деятельностью соответствующих специализированных судов, а также рассматривает апелляционные жалобы и апелляционные протесты на решения, вынесенные по рассмотренным делам местных экономических судов и суда по экономическим спорам, возникающим по международным договорам.

Верховный суд Азербайджанской Республики является высшим судебным органом по гражданским (в том числе экономическим спорам), уголовным, административным и другим делам, отнесенным к производству общих и специализированных судов; он осуществляет правосудие в кассационном порядке, дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВС АР состоит из Пленума и кассационной коллегии. ВС АР организует гражданскую коллегию, административно-экономическую коллегию, уголовную коллегию и военную коллегию. В состав ВС АР входят председатель ВС, его заместитель, председатели коллегий и судьи. Количество судей ВС АР определяется в соответствии с п. 32 ст. 109 Конституции АР. Судьи ВС АР назначаются Милли Меджлисом по представлению Президента АР. Решения апелляционных судов рассматриваются ВС АР в кассационном порядке.

C целью правильного применения законов, совершенствования законодательства и подготовки научных предложений при ВС АР функционирует Научно-консультативный совет (ст. 78 Закона «О судах и судьях»).

Пленум Верховного Суда Азербайджанской Республики действует в составе председателя ВС, его заместителя, председателей коллегий и судей. Лица, входящие в состав Пленума ВС АР, в рамках своих полномочий имеют одинаковые права. Пленум ВС АР: рассматривает информацию председателей судов о судебной практике применения законодательства в судах АР и информацию председателя ВС, его заместителя и председателей коллегий, председателей апелляционных судов, председателя ВС Нахичеванской АР и председателей иных общих и специализированных судов о положении дел по осуществлению правосудия, рассматривает материалы по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; на основании предложения председателя ВС АР организует составы коллегий ВС АР и определяет судей по коллегиям; на основании представления председателя ВС АР утверждает Положение о Научно-консультативном совете при ВС АР и его состав; посылает запрос в КС АР (ст. 130 Конституции АР); рассматривает запрос Президента АР об отстранении от должности судей АР и в течение 30 дней со дня подачи запроса представляет Президенту АР соответствующее заключение (ст. 128 Конституции АР); дает судам разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 131 Конституции АР); в случаях и по правилам, установленных законом, по представлению председателя ВС АР, по протесту Генерального прокурора АР или на основании жалобы защиты рассматривает дополнительные кассационные дела или дела по вновь открытым обстоятельствам, новым обстоятельствам, связанным с рассмотрением прав и свобод; рассматривает вопросы и принимает решения по обращению с законодательной инициативой в Милли Меджлис АР (ст. 96 Конституции АР); принимает клятву судей АР; в установленном законом порядке рассматривает жалобы по решениям Судебно-Правового Совета; осуществляет другие полномочия, определенные ему законодательством АР (ст. 79 Закона «О судах и судьях»).

Заседания Пленума ВС АР созываются не реже чем раз в три месяца. Председатель ВС АР председательствует в заседаниях Пленума. В заседаниях Пленума ВС АР участвуют председатели апелляционных судов, председатель ВС Нахичеванской АР, Генеральный прокурор АР и руководитель соответствующего органа исполнительной власти. При рассмотрении на заседаниях Пленума ВС АР дел в порядке дополнительной кассации или дел по вновь открывшимся обстоятельствам обеспечивается участие защиты. На заседания Пленума ВС АР могут быть приглашены и другие лица. О времени проведения заседания Пленума ВС АР и о выносимых на обсуждение вопросах члены Пленума ВС АР и другие лица, участвующие в Пленуме ВС АР, оповещаются не позднее чем за 10 дней до заседания, им представляют проекты решений и иные материалы.

Заседание Пленума ВС АР считается полномочным, если в нем участвует две трети членов Пленума ВС АР. Решения Пленума ВС принимаются большинством голосов лиц, участвовавших в открытом голосовании. Члены Пленума ВС АР не могут воздерживаться при голосовании по судебным делам. Председательствующий на Пленуме ВС АР участвует в голосовании наравне с другими судьями и голосует последним. Другие лица, принимающие участие в работе Пленума ВС АР, а также председатель ВС АР не принимают участие в голосовании, связанном с рассмотрением представленных Пленуму ВС АР судебных дел в порядке дополнительной кассации и дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Пленум по рассмотренным вопросам принимает решения. Решения Пленума ВС АР и протоколы заседаний подписывает председательствующий. Организационную работу по подготовке заседаний Пленума ВС АР осуществляет Аппарат ВС АР, обеспечивает ведение протокола, проводит другие необходимые мероприятия для исполнения решений, принятых Пленумом ВС АР.

Судебные решения по обстоятельствам, отягощающим положение осужденного, оправдательные приговоры, судебные решения о закрытии уголовных дел на основании оправдательного приговора могут быть отменены большинством в две трети голосов членов Пленума ВС АР, принимавшим участие в голосовании (ст. 80 Закона «О судах и судьях»).

На коллегиях Верховного Суда Азербайджанской Республики рассматриваются следующие дела: по кассационным жалобам и кассационным протестам на решения по делам, рассмотренным апелляционными судами; по кассационным жалобам и кассационным протестам на решения по делам, рассмотренным ВС Нахичеванской АР; в порядке, определенном законом, по кассационным жалобам и кассационным протестам на решения по делам, рассмотренным другими общими и специализированными судами; в порядке и случаях, определенных законом, по представлениям на дела, данным в порядке кассации председателем ВС АР.

Коллегии ВС АР анализируют судебную статистику, изучают и обобщают судебную практику, оказывают методическую помощь судам АР, осуществляют другие полномочия, определенные законодательством АР (ст. 81 Закона «О судах и судьях»).

Дела, отнесенные по полномочиям к ВС АР, рассматриваются на заседаниях коллегий в порядке и пределах, предусмотренных законодательством АР. Для рассмотрения дел на судебных коллегиях создаются составы судей. Руководство работой коллегий осуществляют председатели коллегий (ст. 82 Закона «О судах и судьях»).

Председатель Верховного Суда Азербайджанской Республики: руководит организацией работы ВС АР и работой аппарата суда, обеспечивает соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины в ВС АР; председательствует в заседаниях коллегий ВС АР, распределяет дела и другие обязанности между коллегиями; дает предложения Пленуму ВС по определению судей в коллегиях; решает вопросы приема на работу и увольнения, поощрения и наказания в дисциплинарном порядке сотрудников аппарата ВС АР; определяет структуру, штатное расписание, смету расходов аппарата ВС АР; дает представление в Судебно-Правовой Совет о поощрении судей АР; в случаях и по правилам, определенными законодательством АР, обращается в Судебно-Правовой Совет о привлечения к дисциплинарной ответственности судей судов АР, а также о завершении их полномочий; истребует дела из судов; в случаях и по правилам, определенным законом, дает представления Пленуму ВС АР на судебные решения в порядке кассации; в случаях и по правилам, определенным законом, дает представления Пленуму ВС АР на вновь открывшиеся обстоятельства; представляет ВС АР; созывает заседания Пленума ВС АР, назначает время и определяет повестку дня заседаний и председательствует на них, подписывает решения Пленума ВС АР и протоколы заседаний; информирует Пленум ВС АР о положении дел по осуществлению правосудия в общих и специализированных судах АР; организует работу по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата ВС АР; организует работу по анализу судебной статистики, изучению и обобщению судебной практики; оказывает методическую помощь судам по правильному использованию законодательных актов; организует работу суда по приему граждан, рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; осуществляет другие полномочия, определенные ему законодательством АР (ст. 83 Закона «О судах и судьях»).

Заместитель Председателя Верховного Суда Азербайджанской Республики председательствует в заседаниях суда, решает вопросы, определенные Председателем ВС АР, по поручению Председателя ВС АР осуществляет его отдельные полномочия, в отсутствии Председателя или при невозможности выполнения последним своих обязанностей замещает его; осуществляет другие полномочия, определенные ему законодательством АР (ст. 84 Закона «О судах и судьях»). При невозможности выполнения своих обязанностей заместителем Председателя ВС АР распоряжением Председателя ВС АР исполнение его обязанностей временно возлагается на одного из председателей коллегий этого суда. При невозможности выполнения своих обязанностей Председателем Коллегии ВС АР распоряжением Председателя ВС АР исполнение его обязанностей временно возлагается на одного из судей этой Коллегии (ст. 85 Закона «О судах и судьях»).

Суды АР составляют в установленном законодательством АР порядке не реже одного раза в 6 месяцев статистическую отчетность. Председатели соответствующих судов ответственны за достоверность сведений, указанных в статистических отчетах. Соответствующий орган исполнительной власти определяет формы статистической отчетности о судебной деятельности и публикует эти отчеты. Соответствующий орган исполнительной власти обобщает статистические отчеты по Судебной деятельности, изучает и анализирует проведенные обобщения по организации судами Судебной деятельности, информирует об этом Судебно-правовой совет АР.

Таким образом, в результате реформы правовой системы в стране создана трехступенчатая независимая судебная система, состоящая из первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанций. При этом в стране отсутствуют третейские и мировые суды, ограничено использование способов медиации, что создает серьезные проблемы в вопросе защиты прав граждан.

Судебным органом конституционного контроля в Азербайджане является Конституционный Суд Азербайджанской Республики, призванный обеспечивать защиту прав человека, правовую охрану и верховенство Конституции АР. Деятельность КС АР строится на основе принципов: «принципа верховенства Конституции АР», «независимости», «коллегиальности» и «гласности». КС АР является самостоятельным государственным органом и не зависит ни организационно, ни финансово от органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц.

КС АР был создан 14 июля 1998 г. Правовые основы деятельности КС АР составляют: Конституция АР, международные договоры, участником которых является АР, Закон АР от 23 декабря 2003 г. № 561-IIQ «О Конституционном Суде АР» (в ред. от 27.12.2013 г.)[32], иные законы АР и Внутренний устав КС АР. Правовое и материально-техническое сопровождение КС АР обеспечивает Аппарат КС АР в соответствии с утвержденным Председателем КС АР Положением об аппарате КС АР.

КС АР состоит из 9 судей (ст. 130 Конституции АР), которые по представлению Президента назначаются Милли Меджлисом. В соответствие со ст. 6 Закона «О КС АР» КС АР рассматривает дела в заседаниях палат и Пленума. В состав Пленума КС АР входят все судьи КС АР, его заседание полномочно при участии не менее 6 судей, если законодательством не установлено иное. Состав палат устанавливается председателем КС АР. Правила организации палат, созыва и проведения заседаний устанавливаются Внутренним уставом КС АР. Заседания палат полномочны при участии не менее 3 судей. Председатель КС АР и его заместитель не могут одновременно входить в состав одной и той же палаты.

КС АР на основе запросов, обращений и жалоб, поступивших от специальных конституционных субъектов, решает вопросы о соответствии нормативно-правовых актов и не вступивших в силу международных договоров – Конституции АР, о соответствии подзаконных актов – законам АР, о соответствии постановлений Кабинета Министров – указам Президента АР, разрешает споры, связанные с разграничением полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями, выполняет специальные функции (утверждает выборы, дает конституционные заключения и т. д.).

В соответствии с ч. 4 ст. 130 Конституции АР, КС АР дает официальное толкование Конституции АР и законам, что является его исключительным полномочием. В тоже время в рамках конкретного дел он может использовать метод конституционного истолкования конституционных норм или норм отраслевого законодательства, выявляя тем самым его конституционный смысл (казуальное толкование). На основе этого исследователи делают вывод, что хотя в иерархии правовых позиций КС АР на первом месте стоят решения, посвященные толкованию Конституции, но это не исключает, что для правоприменителей одинаково обязательными являются все правовые позиции КС АР, включая те, которые представляют собой результат истолкования конституционных норм и норм отраслевого законодательства[33]. В Постановлении КС АР от 25 января 2005 г. «О соответствии п. 9 ч. 3, п. 7 ч. 4 Закона АР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты АР» № 688-II QD от 11 июня 2004 г. ч. 9 ст. 140 Конституции АР» Пленум КС АР указал, что «высшая юридическая сила постановлений КС АР распространяется на все части постановления, а также на правовые позиции, составляющие его основу. Однако в ряде случаев правовые позиции КС АР приобретают самостоятельное значение. Поскольку сила правовых позиций КС АР равна юридической силе его постановлений и носит общий характер, то это постановление должно распространяться не только на обстоятельство, образующее предмет конституционного дела, но и как источник права – на аналогичные случаи, встречающиеся в правоприменительной практике».

Важной функцией КС является разрешение споров, связанных с разграничением полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями. КС АР, являясь высшим конституционным органом правосудия страны, обеспечивает верховенство Конституции АР. На основе закона «О КС АР» был создан механизм осуществления права обращения граждан напрямую в КС АР в связи с восстановлением нарушенных прав и свобод. Обратиться в КС АР вправе следующие субъекты: Президент АР; Милли Меджлис АР (Парламент); Кабинет Министров АР; ВС АР; Прокуратура АР; Али Меджлис Нахичеванской АР. В соответствии с процедурой, предусмотренной в законодательстве, суды, Уполномоченный по правам человека АР также вправе обратиться в КС АР с запросом в связи с нормативными актами органов законодательной и исполнительной власти, муниципалитетов, судебными актами в случаях нарушения ими прав и свобод человека.

Согласно ст. 34.1 Закона «О КС АР», каждый может обжаловать в КС АР нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти, муниципальные и судебные акты, нарушающие его права и свободы, в целях восстановления нарушенных прав и свобод человека. КС АР вправе рассматривать индивидуальные жалобы, поданные на судебные акты, в следующих случаях: в случае неприменения судом подлежащего применению нормативно-правового акта; в случае применения судом не подлежащего применению нормативно-правового акта; в случае неверного толкования судом нормативно-правового акта. Жалоба в КС АР может быть подана в случае исчерпания всех средств судебной защиты в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения последней судебной инстанции или в течение трех месяцев с момента нарушения права заявителя на обращение в суд.

Деятельность КС АР строится на основе следующих принципов: «принцип верховенства Конституции АР», «принцип независимости», «коллегиальности» и «гласности».

Судьи КС АР назначаются сроком на 15 лет. Судья КС АР не может быть повторно назначен на свою должность. Предельный возрастной ценз на пребывание на должности судьи КС АР составляет 70 лет. Судья КС АР, достигший 70-летнего возраста, продолжает исполнять свои обязанности до назначения нового судьи КС АР.

В заседаниях палат КС АР принимаются определения, а в заседаниях Пленума КС АР – решения и определения. Решение Пленума КС АР отражает вывод, к которому КС АР пришел в результате рассмотрения конституционного дела по существу, и является письменным документом, принимаемым на заседаниях Пленума КС АР. Решение Пленума КС АР принимается большинством в 5 голосов судей, если Конституцией АР или законом не предусмотрено иное. Решения, принятые Пленумом КС АР, окончательны и не могут быть отменены, изменены или официально истолкованы каким-либо органом или лицом. Судья КС АР в случае несогласия с описательно-мотивировочной или резолютивной частью решения Конституционного суда может составить особое мнение в письменной форме. Особое мнение судьи публикуется вместе с решением КС АР. Согласно ч. 9 ст. 130 Конституции АР, решения КС АР имеют обязательную силу на территории АР. Решения КС АР после вступления в силу должны безоговорочно исполняться. Должностные лица, не исполняющие решения КС АР, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством АР. Судебные акты, признанные не соответствующими Конституции АР и законам АР, не должны исполняться, а соответствующие судебные дела должны быть пересмотрены в порядке, установленном процессуальным законодательством АР. При изменении нормы Конституции АР, явившейся основанием для принятия решения КС АР, в результате референдума данное решение признается КС АР частично или полностью утратившим силу.

В соответствии со ст. 126 Конституции АР, судьями могут быть граждане АР в возрасте не моложе 30 лет, обладающие избирательным правом, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи не могут занимать никакую другую выборную или замещаемую посредством назначения должность, не могут заниматься предпринимательской, коммерческой и иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и творческой, не могут заниматься политической деятельностью и состоять в политических партиях, не могут получать иное вознаграждение, помимо должностного оклада и средств, причитающихся за научную, педагогическую и творческую деятельность (п. 2 ст. 126 Конституции АР). В соответствии со ст. 93 Закона АР «О судах и судьях», судьями не могут быть лица с двойным гражданством, имеющие обязательства перед другими государствами, религиозные деятели, лица, недееспособность или ограниченная дееспособность которых признана судом, лица, неспособные выполнять полномочия судьи из-за физических и умственных недостатков, подтвержденных медицинским заключением, осужденные в прошлом за совершенные преступления, отрешенные от должности судьи за действия, несовместимые со званием судьи.

С 2005 г. по новым правилам выбора судей были проведены экзамены по многоступенчатым процедурам. Организовывались курсы обучения для кандидатов в судьи с привлечением судей различных судов, ученых и лиц, обладающих богатым опытом и знаниями, специалистов из иностранных государств, а также Комиссара Европы по правам человека, судей ЕСПЧ, Европейского общего правового центра и др. В трех процессах отбора принимало участие до 2200 кандидатов в судьи и 235 из них был назначены на должность судей.

Ст. 127 вышеуказанного нормативного акта закрепляет, что судьи независимы, подчиняются только Конституции АР и законам АР, несменяемы в течение срока своих полномочий. Независимость судей обеспечивается их деполитизацией, несменяемостью и неприкосновенностью в течение их полномочий, ограниченностью назначения на должность, привлечения к ответственности, освобождения от должности и прекращения полномочий, независимостью деятельности судебной власти и осуществлением правосудия в порядке, предусмотренном в законе, недопустимостью ограничения и вмешательства в судопроизводство со стороны какой-нибудь личности и личной безопасностью судей. Судьям предоставляются материальное и социальное обеспечение в соответствии с занимаемой должностью.

Все судьи АР (председатели судов, заместители председателя, председатели и судьи коллегий) при рассмотрении дел владеют одинаковым статусом, правами и должностями и отличаются друг от друга только по порядку назначения, по полномочиям и срокам полномочий. Каждый судья (за исключением судьи, который при принятии постановления выразил особое мнение или проголосовал против такого постановления) в равной мере несет ответственность за коллегиальные постановления, в принятии которых участвовал, за исключением постановлений, принятых на Пленуме ВС АР. Они рассматривают дела беспристрастно, справедливо, соблюдая юридическое равноправие сторон, на основе фактов и в соответствии с законом. Прямое или косвенное ограничение судопроизводства с чьей-либо стороны и по какой-либо причине, незаконное воздействие, угроза и вмешательство недопустимы. Судебные решения должны быть основаны на свободном внутреннем убеждении судей и на результатах судебных исследований. При постороннем воздействии на деятельность судьи, он должен обратиться об этом в Судебно-правовой совет АР.

В целях обеспечения государственной защиты работников судебных и правоохранительных органов, выполняющих функции, которые могут стать причиной покушения на их безопасность, а также осуществления правосудия и создания необходимых условий для борьбы с преступлениями, система мер государственной защиты жизни, здоровья, жилища и имущества указанных лиц или их близких родственников предусмотрена Законом АР от 11 декабря 1998 г. № 586-IQ «О государственной защите работников судебных и правоохранительных органов»[34].

Правосудие осуществляется на основе равноправия граждан перед законом и судом. Производство дел во всех судах проводится гласно. Слушание дела в закрытом заседании разрешается только в случае, если суд полагает, что открытое производство может стать причиной раскрытия государственной, профессиональной или коммерческой тайны, либо устанавливает, что есть необходимость сохранения тайны личной или семейной жизни граждан. Не разрешается заочное судопроизводство уголовных дел, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Решения судов во всех случаях объявляются гласно.

Решения КС АР, ВС АР подлежат опубликованию (ст. 130 и 131 Конституции АР). Например, ст. 5 Закона АР «О судах и судьях» закрепляет также, что все решения судов кассационной и апелляционной инстанций публикуются не позднее чем через месяц после их принятия и распространяются через электронные носители. Вместе с этими решениями должны публиковаться также и отмененные или измененные решения судов нижней инстанции. Вступившие в законную силу решения судов первой инстанции обнародуются способами, предусмотренными законодательством.

Судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности. На любой стадии судопроизводства каждому гарантируется право на защиту. Правосудие основывается на презумпции невиновности.

Судопроизводство ведется на государственном языке АР или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Согласно ст. 128 указанного Закона АР, судьи неприкосновенны, судья может быть привлечен к уголовной ответственности только в предусмотренном законом порядке. Полномочия судей могут быть прекращены только в соответствии с основаниями и правилами, предусмотренными законодательством. Суды выносят решения от имени государства, исполнение которых обязательно. Неисполнение решения суда влечет установленную законом ответственность. Решение суда должно основываться на законе и доказательствах (ст. 129 Конституции АР).

В соответствии с Законом «О судах и судьях», изменение установленной законодательством АР подсудности дела суду или же необоснованное изъятие дела из судопроизводства законного судьи запрещается. Недопустимы не предусмотренные законом непроцессуальные отношения между составом суда и участниками суда, или между судами первой инстанции, апелляционной и кассационной инстанций. Суды АР осуществляют правосудие в условиях, соответствующих высокому статусу судебной власти, создающих возможности выполнения всех процессуальных требований, исключающих влияние на свободу судей в своем волеизъявлении.

Статья 151 Конституции АР «Юридическая сила международных актов» закрепляет следующее: «При возникновении противоречия между нормативными правовыми актами, входящими в систему законодательства АР (исключая Конституцию АР и принятые посредством референдума акты), и межгосударственными договорами, участницей которых является АР, применяются международные договоры».

В ст. 91 Закона «О судах и судьях» закреплено, что суды АР осуществляют связь с судами зарубежных стран и международными организациями через соответствующие органы исполнительной власти, если в законодательстве АР и международных договорах не предусмотрено иного порядка, а Верховный, Экономический, Апелляционный суды – напрямую с ними. После вступления АР в январе 2001 г. в Совет Европы началась работа по адаптации нормативных правовых актов к стандартам и нормам этой международной организации.

В судебную систему АР интенсивно внедряется прецедентное право ЕСПЧ. После присоединения АР к Европейской Конвенции о Защите прав человека и основных свобод, Прецедентное Право Европейского Суда имеет большое значение для правовой системы Азербайджана. Граждане имеют возможность обратиться в ЕСПЧ, повысились требования к деятельности судов и правоохранительных органов. В связи с важностью освоения норм международного права судьями, отправляющими правосудие, применение ими международных стандартов в области прав человека, на семинарах судьями изучаются международные правовые акты, особенно прецедентное право Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Каждый судья должен знать и использовать эти прецеденты, т. к. не исключается направление жалобы в Европейский суд по поводу любого решения.

Решений Европейского суда, связанных с направляемыми из Азербайджана жалобами, немного. До сих пор было аннулировано 42 решения по Азербайджану. Это означает, что при рассмотрении данных дел были нарушены права, дело не было рассмотрено должным образом, и спор нашел свое окончательное разрешение только лишь в ЕСПЧ.

В ВС АР составляется список самых интересных решений, выносимых не только в Азербайджане, но и в ЕСПЧ, один судья готовит доклад и организует семинар. В этих семинарах участвуют представители ВС АР.

В соответствии со ст. 90 Закона «О судах и судьях», для создания необходимых условий для осуществления судами правосудия в соответствии с требованиями процессуального законодательства каждый суд обеспечивается: специально оборудованными помещениями, знаками судебной власти (Государственный флаг АР, Государственный герб и официальная эмблема правосудия) и судейскими мантиями, необходимыми транспортными и организационно-техническими средствами; бланками, штампами, печатью с наименованием суда и с изображением Государственного герба. Судьям АР выдаются удостоверения, подтверждающие их статус. Деятельность, материально-техническое обеспечение судов осуществляется за счет государственного бюджета. Выделение средств для финансирования деятельности и укрепления материально-технической базы судов предусматривается по отдельной статье государственного бюджета АР. Соответствующие органы исполнительной власти в пределах, определенных государственным бюджетом АР, проводят необходимые мероприятия по своевременному финансированию и материально-техническому обеспечению деятельности судов.

Статья 112 Закона «О судах и судьях» предусматривает, что процедуру привлечения судей к дисциплинарной ответственности могут инициировать Председатель ВС АР или соответствующий орган исполнительной власти. Вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности в отношении судей Верховного, Экономического, Апелляционного судов, а также и ВС Нахичеванской АР, за грубые нарушения требований законодательства или нарушение норм судебной этики также судей и других судов АР могут решаться только Председателем ВС АР. Привлечение к дисциплинарной ответственности в отношении судей может начаться в течение 6 месяцев со дня выявления дисциплинарного нарушения и 2-х лет со дня его совершения. Судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности только на основании решения Дисциплинарной коллегии ВС АР.

Дисциплинарная коллегия в течение 1 месяца со дня начала привлечения к дисциплинарной ответственности проводит расследование, как правило, с участием судьи и принимает в отношении судьи одно из следующих решений: 1) прекратить исполнение дисциплинарной ответственности при выявлении факта отсутствия нарушений в поступке или превышении срока, отведенного для рассмотрения вопроса дисциплинарной ответственности; 2) объявить предупреждение; 3) объявить выговор.

Если решение Дисциплинарной коллегии не обжаловано, то оно вступает в силу через 10 дней со дня принятия и представляется председателю ВС АР. В течение этого периода на решение Дисциплинарной коллегии может быть подана жалоба в адрес комиссии, созданной Пленумом ВС АР. Рассмотрев в течение 10 дней жалобу, комиссия оставляет в силе решение дисциплинарной коллегии, отменяет или вносит в него изменения и свое решение представляет Председателю ВС АР. Решение комиссии окончательно. Судьи, если в течение 1 года со дня вступления в силу наказания, повторно не привлекались к дисциплинарной ответственности, то они считаются не привлекавшимися к дисциплинарной ответственности. При добросовестном отношении судей к своим служебным обязанностям, через 6 месяцев с них досрочно может быть снято взыскание. Дисциплинарная ответственность судей решается в порядке, установленном данным Законом и положением о Дисциплинарной коллегии.

13 февраля 2014 г. Президент АР подписал Распоряжение «О создании информационной системы «Электронный суд». Предусмотренные новшества, идеи и принципы создают новые стандарты деятельности судов. В целом, создание электронной судебной системы позволит применять принципы деятельности «ASAN xidm t» и в работе судов. Использование информационных технологий, наряду с созданием возможностей для обращения людей в суды новыми и более удобными способами, также уменьшит бюрократические процедуры, злоупотребления и другие негативные явления в судах, сделает деятельность судов более открытой.

В Распоряжении Президента АР предусмотрено создание информационной системы «Электронное правительство», обеспечивающей применение современных информационно-коммуникационных технологий в деятельности судов. В свое время для создания трехступенчатой судебной системы были приняты новые УПК АР, ГПК АР и иные фундаментальные юридические документы. Создание новой электронной судебной системы также обусловливает внесение важных изменений в процессуальное законодательство и приведение нормативно-правовой базы в соответствие с применением информационных технологий. Система обеспечивает производство по всем рассматриваемым в судах делам в электронном порядке. С первого этапа (с момента представления в суд искового заявления) все документы составляются в электронной форме, показания фиксируются на электронных носителях, стороны отправляют и принимают ходатайства и жалобы с использованием информационных технологий, посредством электронной почты. Предполагается, что это обеспечит деятельность надежной и скоростной системы обмена информацией во время судебных процессов, «прозрачную регистрацию» ходатайств и иных доказательств участников. При желании документы могут быть перенесены с электронных носителей на бумагу.

Предусматривается создание возможности для регистрации судебных процессов с использованием аудио-, видео- и других технических средств и наблюдения за процессом в режиме он-лайн. Новая система позволяет регистрировать процесс в электронном порядке, за которым его участники смогут наблюдать в режиме он-лайн или после заседания. Это создает участникам процесса условия для ссылки на электронную запись судебного рассмотрения. Возможность доставки судебных вызовов и извещений, а также принятых решений и других документов в электронном порядке, т. е. посредством электронной почты, SMS-сообщений на мобильные телефоны и другими способами, устраняет претензии о несвоевременной доставке решений и других процессуальных документов, и таким образом, нарушении прав на обжалование. Информационная система должна создать условия для составления электронных таблиц с тем, чтобы до каждого участника процесса открыто и системно доводилась информация о времени, месте (судебные залы) назначенного судебного процесса и соответствующих судьях. Она позволит участникам процесса рационально организовать свое время и устранить споры в связи с неинформированием о времени процесса.

Законодательство предусматривает равное распределение дел в судах между судьями на объективной основе. Новая система обеспечит автоматизированное распределение дел, поступающих в суды, в условиях, исключающих человеческий фактор. Специально спрограммированная система рассчитывает процессуальные сроки и, предоставляя информацию о завершении сроков, позволяет контролировать их соблюдение.

В информационной системе предусмотрена возможность создания «личного кабинета» для каждого участника процесса. Посредством «личных кабинетов», созданных внутри информационной системы, обеспечивается возможность для получения участником, независимо от места его нахождения, оперативной информации о ходе процесса и вынесенных решениях, при этом сохранена конфиденциальность, т. е. предотвращено распространение информации личного характера. Система «Электронный суд» должна интегрироваться с информационными системами, формирующимися в других государственных структурах, и порталом «Электронное правительство». Цель заключается в создании системы, в которой все государственные структуры будут прозрачно, объективно и эффективно служить народу в едином информационном обществе.

В начале 2005 г. в Азербайджане был создан Судебно-правовой совет Азербайджанской Республики, призванный осуществлять самоуправленческие функции. В соответствии с Законом АР от 28 декабря 2004 г. № 818-IIQ «О Судебно-Правовом Совете»[35] Совет состоит из 15 членов, комплектуется в основном из судей (9 человек), представителей прокуратуры, адвокатуры, юстиции и лиц, назначаемых Милли Меджлисом, Президентом АР. Лица, назначенные соответствующим органом исполнительной власти АР, Милли Меджлисом АР, соответствующим органом исполнительной власти АР и Генеральной прокуратурой АР Судебно-правового совета АР, должны иметь высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста свыше 5 лет. Срок полномочий членов Судебно-правового совета АР составляет 5 лет.

В соответствии со ст. 11 Закона «О Судебно-правовом совете», Судебно-правовой совет АР выполняет следующие функции: вносит предложения соответствующему органу исполнительной власти АР по организации судов (место расположения, территориальная юрисдикция и общей численности судей); организует работу по избранию кандидатов на должность судей; оценивает деятельность судей, а также работу председателей судов, заместителей председателей и председателей судебных коллегий по организации судебной деятельности; обсуждает вопросы изменения места работы судей, продвижения их по должности, продления срока полномочий, назначения председателей судов, заместителей председателей и председателей судебных коллегий АР, а также освобождения этих лиц от должности или перевода на другую должность из числа назначенных судей, за исключением председателей ВС АР и ВС Нахичеванской АР; обсуждает вопросы командировки судей с их согласия на срок до 2 лет в Аппарат Судебно-правового совета, а также, при наличии обращения соответствующего органа исполнительной власти, – в соответствующую структуру для участия в учебной деятельности или проверке состояния организации дела в судах первой и апелляционной инстанций по сферам, предусмотренным ч. 2 ст. 86 Закона АР «О судах и судьях», а при необходимости вопрос продления командировки прикомандированного судьи с его согласия на срок до 2 лет; возвращает прикомандированного судью на прежнюю должность по его собственной инициативе или инициативе структуры, к которой он прикомандирован; провести собеседование, если лицо, которое было освобождено от должности судьи по собственному желанию и работает на административной должности в органах юстиции или в качестве работника прокуратуры в органах прокуратуры, изъявляет желание вернуться на должность судьи; осуществляет меры с целью повышения профессионального уровня судей, подготовки кандидатов на должности судей; осуществляет материальное обеспечение кандидатов на должность судьи, направленных на предварительные долгосрочные курсы обучения; осуществляет мероприятия по обеспечению независимости судей и предотвращению постороннего вмешательства в работу судов; осуществляет правовое и информационное обеспечение судебной деятельности; вносит предложения по материально-техническому оснащению и финансированию судов; утверждает Кодекс этичного поведения судей; утверждает образцы удостоверений судей; рассматривает вопросы награждения судей, премирования и дисциплинарной ответственности; рассматривает обращения по поводу прекращения полномочий судей и привлечения их к уголовной ответственности; прекращает полномочия судей; при наличии оснований, предусмотренных законодательством, досрочно прекращает полномочия судей; рассматривает поступившие заявления и жалобы, включая жалобы, поданные в связи с решениями Избирательного комитета судей.

Судебно-правовой совет АР определяется как постоянно действующий орган, независимый от законодательной, исполнительной, судебной властей, от органов местного самоуправления в юридических, финансовых и других вопросах, выполняющий функции самоуправления судебной власти, обеспечивающий организацию системы судопроизводства, подготовку выборов кандидатов на судебные должности, перевод судей на другие судебные посты, организация обучения судей, оценки их деятельности, продвижение по службе, поощрение, привлечение к дисциплинарной ответственности и другие направления по осуществлению судебной реформы.

Судебно-правовой совет АР осуществляет важные меры, направленные на реализацию рекомендаций Совета Европы по усилению независимости судебной власти: утверждены Положение о комитете по отбору судей, Правила по отбору на вакантные должности судей кандидатов, не являющихся судьями, организованы и проведены совместно с Комитетом по отбору судей на основании максимально прозрачных процедур соответствующие конкурсы, усовершенствована и расширена деятельность ассоциаций судей (общественных организаций)[36].

При Судебно-правовом совете АР создан новый орган для выбора кандидатов на должность судей – Избирательный Комитет Судей АР в составе 17 человек, состоящий в основном из судей, представителей своего аппарата, соответствующего органа исполнительной власти и прокуратуры, адвоката и ученого-юриста, из следующих лиц: двое судей ВС АР; трое судей апелляционных судов; судья ВС Нахичеванской АР; представитель Аппарата Судебно-правового совета АР; представитель соответствующего органа исполнительной власти АР; член Прокуратуры АР; член Коллегии адвокатов АР; ученый-юрист. Член Судебно-правового совета АР не может одновременно являться членом Избирательного комитета судей.

Избирательный комитет судей может привлечь к этой деятельности сформированную им самим ad hoc комиссию. Кандидаты на должность судей избираются на основании письменных и устных экзаменов. Кандидаты, успешно сдавшие экзамены, автоматически переводятся на этап долгосрочного тренинга. Тренинговый этап организуется в учебном заведении. За кандидатами на должность судей, окончившими курс обучения, сохраняется место работы и средняя зарплата. Материальное обеспечение неработающих кандидатов, окончивших курс обучения, осуществляется Судебно-правовым советом АР. Сумма материального обеспечения устанавливается Судебно-правовым советом АР и выплачивается из государственного бюджета за счет выделенных Совету средств.

После завершения тренингового этапа проводится оценка каждого кандидата. Оценка кандидатов проводится на основе представленных учебным заведением результатов обучения и итогового собеседования с членами Избирательного комитета судей АР. Оценка кандидатов проводится по балльной системе, при этом кандидаты «выстраиваются» Избирательным комитетом судей в соответствии с набранными баллами. Результаты оценки кандидатов представляются Судебно-правовому совету, который с учетом количества вакантных должностей судей выдает представление соответствующему органу исполнительной власти АР о назначении кандидатов на должность судьи. Кандидаты, окончившие курс обучения, но не предложенные на должность судьи, могут быть назначены на административную должность в органах юстиции или приняты на службу в качестве сотрудников прокуратуры в органы прокуратуры, а при открытии вакансии судьи – на должность судьи (ст. 93–3 Закона «О судах и судьях»). Лица, соответствующие требованиям ч. 1 ст. 126 Конституции АР, обладающие авторитетом в области юриспруденции, 20-летним опытом работы по специальности юриста, и высокими моральными качествами, могут назначаться в порядке, установленном законодательством, по предложению Избирательного комитета судей на высокие служебные должности, минуя указанные выше процедуры.

Судьи, назначенные на должность, прежде чем приступить к исполнению своих обязанностей, на Заседании Пленума ВС АР перед Государственным Флагом АР дают присягу следующего содержания: «Клянусь беспрепятственно, справедливо осуществлять правосудие в полном соответствии с Конституцией и законами АР, беречь независимость и достоинство судьи, вести себя в духе уважения к высокому званию судьи». Принятие присяги является выражением ответственности судей перед государством, гражданином и правосудием. Полномочия судей начинаются со времени принятия присяги. Судьи подписывают текст клятвы и этот документ хранится в личном деле судей.

В первый раз судьи назначаются на должность судьи сроком на 3 года. На протяжении этого периода как минимум раз в год их привлекают на курсы обучения. После завершения данного срока проводится оценка деятельности судей. В случае, если в результате оценки в деятельности судьи не были выявлены профессиональные недостатки, по предложению Судебно-правового совета АР его полномочия продлеваются до конечного возрастного ценза. Предельный возрастной ценз для судей ВС АР составляет 68 лет, для судей судов других инстанций – 66 лет.

Наряду с Избирательным комитетом судей при Судебно-правовом совете АР создан отдельный сектор, занимающийся обучением судей и государственных обвинителей, а также кандидатов на судей. В Азербайджанской Республике была создана и начала деятельность Академия Юстиции.

В АР действует Кодекс этического поведения судей – сборник этических принципов и стандартов деятельности судей, который регулирует их профессиональные этические нормы поведения, отношение к профессиональной деятельности. Этот Кодекс одобрен Судебно-правовым советом АР. Члены Судебно-правового совета АР для осуществления своих полномочий получают дополнительную заработную плату в размере 25 % от заработной платы судьи ВС АР. Они независимы и не могут быть привлечены к ответственности за деятельность, голосование и мнение, высказанное в Совете. Члены Судебно-правового совета АР, которые не являются судьями, пользуются иммунитетом, вытекающим из статуса судьи.

Жалоба на решение Судебно-правового совета АР, в том числе отражающая результаты дисциплинарного производства, может быть подана в Пленум ВС АР в течение 20 дней со дня получения решения судьей или кандидатом на вакантную судейскую должность и должна касаться только вопроса правильного применения законодательства. Пленум ВС АР рассматривает эту жалобу в срок до 3 месяцев и принимает решение, которое является окончательным.

Правовому статусу органов прокуратуры посвящена ст. 133 Конституции АР, которая включена в главу о судебной системе. Установлено, что прокуратура является единым централизованным органом, основанным на подчинении территориальных и специализированных прокуроров Генеральному прокурору АР. Генеральный прокурор АР назначается на должность и освобождается от должности Президентом АР с согласия Милли Меджлиса АР. Заместители Генерального прокурора, прокуроры, осуществляющие руководство специализированными республиканскими прокуратурами, Прокурор Нахичеванской АР назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Генерального прокурора АР. Территориальные и специализированные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором по согласованию с Президентом АР (ст. 133 Конституции АР).

В систему прокуратуры АР входят: Генеральная прокуратура АР; Главное управление по борьбе с коррупцией при Генеральном прокуроре АР; Военная прокуратура АР; Прокуратура Нахичеванской АР; Военная прокуратура Нахичеванской АР; районные (городские) прокуратуры; военные специализированные прокуратуры; научно-образовательные учреждения, органы печати, другие структуры типографского, социально-бытового, хозяйственного назначения.

В соответствии со ст. 4 Закона АР от 7 декабря 1999 г. № 767-IQ «О прокуратуре»[37], прокуратура в предусмотренных законом случаях и порядке: возбуждает уголовное дело и ведет предварительное следствие, а также осуществляет оперативно-розыскную деятельность с целью обеспечения возбуждения уголовного дела или ведения следствия по преступлениям, связанным с коррупцией; осуществляет процессуальное руководство предварительным расследованием по уголовному делу и обеспечивает соблюдение законов; осуществляет контроль за исполнением и применением законов в деятельности органов дознания и оперативно-розыскных органов; возбуждает в суде иск (подает заявление), принимает участие в качестве истца при рассмотрении дел по гражданским и экономическим спорам; принимает участие в качестве стороны при рассмотрении в суде уголовных дел, защищает государственное обвинение; подает протест против решений суда; принимает участие в достижении цели назначенных судами наказаний[38]. Однако среди стран СНГ только в Азербайджане прокуратура не осуществляет в полном объеме надзор за деятельностью пенитенциарных учреждений[39]. В порядке и случаях, установленных законом, на основании решения суда допускается осуществление прокуратурой процессуальных действий, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, предусмотренные Конституцией АР.

На органы прокуратуры возложены дополнительно еще две функции: правотворческая функция и функция надзора за исполнением и применением закона в отношении депутатов Милли Меджлиса и премьер-министра АР, обладающих неприкосновенностью. Согласно ст. 90 и 123 Конституции АР, они могут быть задержаны только в случае, если застигнуты на месте совершения преступления и лишиться своей неприкосновенности на основании представления Генерального прокурора АР.

В первоначальной редакции Конституции АР не было положения о праве законодательной инициативы Прокуратуры АР. С 24 августа 2002 г. всенародным голосованием в ст. 96 Конституции АР были внесены изменения, наделяющие Прокуратуру АР правом вносить на обсуждение Милли Меджлиса АР законопроекты и иные вопросы. Сторонники наделения прокуратуры этим полномочием исходили из того, что прокуратура обладает информацией о состоянии законодательства и практики его применения, что позволяет осуществлять подготовку предложений по совершенствованию законодательства. Однако это право пока не было реализовано.

При осуществлении своих полномочий прокурор в порядке и рамках, установленных законом, может выносить следующие акты: предупреждение; представление; решение; письменное указание; исковое заявление (заявление); протест против решений суда. Прокурорские акты могут быть изъяты, изменены или отменены вынесшим их прокурором или вышестоящим прокурором.

Прокурором, следователем и оперативным сотрудником прокуратуры могут быть граждане АР, имеющие высшее юридическое образование, обладающие правом участия в выборах, необходимыми профессиональными качествами для исполнения обязанностей прокурора, следователя или оперативника и свободно владеющие государственным языком АР.

На работу в прокуратуру не принимаются: лица с двойным гражданством; имеющие обязательства перед другими государствами; религиозные деятели; лица, недееспособность или ограниченная дееспособность которых подтверждена судом, не способные на основании медицинского заключения исполнять обязанности прокурора, следователя или оперативника прокуратуры в силу своих физических и умственных недостатков; лица, подверженные алкоголизму, наркомании, токсикомании и другим тяжелым заболеваниям (при наличии заключения врача об этом); ранее осужденные лица, а также лица, в отношении которых исполнение уголовного дела было прекращено без оправдательных оснований; лица, освобожденные от должности за допущенные ранее грубые ошибки, либо за действия, несовместимые с должностью прокурора, следователя или оперативника прокуратуры; граждане призывного возраста, не прошедшие установленную законом срочную действительную военную службу (за исключением имеющих право отсрочки от призыва на срочную действительную военную службу или освобожденных от призыва на срочную действительную военную службу на законных основаниях), не принимаются на службу в органах прокуратуры.

На должность прокурора, как правило, может быть назначено лицо, имеющее не менее 5 лет стажа работы в органах прокуратуры. На работу в Военную прокуратуру с соблюдением общих требований, установленных для кадров органов прокуратуры, принимаются, как правило, военнослужащие, а также лица, прошедшие срочную воинскую службу и годные к воинской службе.

Генеральный прокурор АР информирует Милли Меджлис АР и главу Азербайджанского государства – Президента АР о деятельности прокуратуры, за исключением расследуемых уголовных дел.

В АР действует Коллегия адвокатов, которая управляется авторитарным способом (независимые адвокаты в Коллегию не допускаются). Чтобы вести уголовные и административные дела, а также дела в ВС АР и КС АР, требуется быть членом Коллегии адвокатов. Число ее членов составляет около 800 человек (это одно из последних мест в мире по числу адвокатов на душу населения).

В АР существует «проблема беженцев», которые считаются малообеспеченной частью населения. Планируется создать специальный орган по обеспечению адвокатами представителей этой части населения, чтобы он выявил количество малообеспеченных семей, а люди, считающиеся «малообеспеченными», заключали договоры с адвокатами для защиты своих прав в суде (средства будут выделяться из бюджета этого органа). Ведутся обсуждения по вопросу формы деятельности этого органа (например, в некоторых странах это независимый орган, в других странах он действует при министерстве юстиции, в третьих – при ВС).

Таким образом, проводится серьезная работа по приведению судебной системы АР в соответствие с международными стандартами с целью укрепления независимости судов и судей, возвышение судебной власти и утверждение в обществе уважения к ней, создание доступного и равного суда, где существует порядок, исключающий судебный произвол и каждый, защищая свои права, находит справедливость.