Особенности развития и воспитания детей от рождения до трех лет
Принципы и задачи гармоничного развития детей первых лет жизни
Первые годы жизни ребенка отличаются своей уникальностью и неповторимостью. Этот период правомерно выделяют особо в общем развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В это время происходит становление всех органов и систем ребенка, развитие его психики.
В результате взаимодействия с окружающей средой в первые три года жизни ребенка особенно интенсивно развиваются функции коры головного мозга. В этом возрасте важно своевременно и правильно закладывать основы полноценного здоровья и развития малыша. В решении этих проблем особая роль принадлежит взрослому. Однако воздействия со стороны взрослых будут успешными лишь при условии равноправного сотрудничества родителей и воспитателей, которое строится на основе взаимопонимания и доверия друг к другу. Одновременно следует подчеркнуть, что приоритет в воспитании малыша остается за семьей, так как с момента рождения при тесном эмоциональном контакте с матерью у младенца формируется чувство защищенности, базисное доверие к миру.
Период раннего детства уникален тем, что именно в этот отрезок ребенок развивается столь стремительно, как никогда в последующие годы его жизни. Объем его мозга к 7 месяцам удваивается, к 1 году 6 месяцам утраивается. Новорожденный без посторонней помощи не может изменить положение собственного тела, а к 7 месяцам он успешно осваивает ползание, к 11 месяцам – хождение. Новорожденный не в состоянии разжать кулачок, а к 6 месяцам он берет и удерживает в руке игрушки, к 12 месяцам пытается ставить кубик на кубик. И таких примеров стремительного развития ребенка множество.
Различные функции и системы детского организма в этот период отличаются разной степенью зрелости и формируются в разные сроки. Соответственно, отличаются и задачи развития и воспитания малыша. Они определяются его физическими, психическими, а также возрастными и индивидуальными особенностями. Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина определили ведущие линии развития для каждого возрастного периода. Для первого года жизни – это зрительные и слуховые ориентировочные реакции, эмоции и социальное поведение, общие движения и движения руки, действия с предметами, подготовительные этапы развития понимания речи, подготовительные этапы развития активной речи, навыки и умения в режимных процессах; для детей второго года жизни – сенсорное развитие, общие движения, понимание речи взрослого, активная речь, игра, умения и навыки в режимных процессах; для детей третьего года жизни – те же показатели, включая конструирование и изобразительную деятельность.
Эффективная воспитательно-образовательная работа с детьми до трех лет возможна при условии систематического контроля за их развитием. С этой целью на основе ведущих линий развития ученые разработали показатели развития (Н. М. Щелованов, С. М. Кривина, М. Ю. Кистяковская, Э. Л. Фрухт – для детей первого года жизни; Н. М. Аксарина, К. Л. Печора – для детей второго года жизни; Н. М. Аксарина, Г. В. Пантюхина – для детей третьего года жизни). Быстрый темп физического и психического развития ребенка первого года жизни отражен в показателях каждого месяца. На втором году жизни он несколько замедляется, поэтому основные показатели представлены по триместрам. На третьем году жизни новые приобретения ребенка отмечаются 2 раза в год.
1. Удерживает в поле зрения лицо взрослого.
2. Плавно прослеживает движущийся предмет.
3. Появляется первая улыбка.
4. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.
1. Зрительно сосредотачивается в течение длительного времени.
2. Поворачивает голову в сторону говорящего взрослого.
3. Отвечает улыбкой на разговор со взрослым.
4. Лежа на животе, поднимает и удерживает голову.
5. Произносит отдельные звуки.
1. Появляется «комплекс оживления».
2. Случайно наталкивается руками на висящие над грудью игрушки.
3. Лежит на животе, опираясь на предплечья, высоко подняв голову.
1. Радуется, узнавая мать.
2. Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука.
3. Громко смеется в ответ на разговор с ним.
4. Рассматривает, захватывает, ощупывает игрушку.
5. Гулит.
1. По-разному реагирует на лица знакомого и незнакомого взрослого.
2. Узнает голос матери.
3. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи.
4. Переворачивается со спины на живот.
5. Подолгу певуче гулит.
1. Свободно берет игрушки из разных положений, подолгу занимается с ними.
2. Переворачивается с живота на спину.
3. Пытается подползать.
4. Произносит отдельные слоги.
5. Пьет из блюдца.
1. Стучит игрушкой, размахивает, бросает ее.
2. Хорошо ползает.
3. На вопрос «Где?» отыскивает взглядом предмет, постоянно находящийся на определенном месте.
4. Подолгу лепечет, повторяет одни и те же слоги.
1. Разнообразно действует с игрушками по подражанию.
2. Встает, стоит и опускается. Переступает, придерживаясь за опору.
3. Сам садится, сидит, ложится.
4. По просьбе взрослого выполняет разученные действия (например, играет в ладушки).
5. Громко, повторно произносит различные слоги.
6. Ест корочку хлеба, держа ее в руке.
7. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
1. Подражает действиям и движениям взрослого.
2. По-разному действует с предметами в зависимости от их свойств.
3. На вопрос «Где?» находит несколько предметов независимо от их местонахождения.
4. Знает свое имя, оборачивается на зов.
5. Подражает взрослому, повторяя за ним знакомые слоги.
1. Попросьбе взрослого выполняет разученные действия сигрушками.
2. По просьбе «Дай!» находит и дает знакомые предметы.
3. По инициативе взрослого выполняет игровые действия.
4. Подражает взрослому, повторяя за ним новые слоги.
1. Выполняет по просьбе взрослого разученные действия с предметами (например, ставит кубик на кубик и т. д.)
2. Самостоятельно стоит, делает первые шаги.
3. По словесной инструкции взрослого кормит куклу.
4. В понимаемой речи появляются первые обобщения (находит любую куклу среди других игрушек).
5. Произносит первые слова: «кис», «ав-ав» и др.
1. Самостоятельно выполняет разученные действия с любыми игрушками.
2. Различает предметы по форме.
3. Самостоятельно ходит.
4. Понимает названия многих предметов, действия с ними, имена взрослых и детей, слова «нельзя», «дай» и др.
5. Подражает новым слогам, произносит до десяти слов.
6. Самостоятельно пьет из чашки, ест хлеб.
1. Быстро растет запас понимаемых слов.
2. Находясь в радостном настроении, пользуется лепетными и облегченными словами.
3. Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см.
4. Воспроизводит в игре разученные действия.
5. Ходит долго, не присаживаясь; меняет положение (приседает, наклоняется и пр.).
6. Самостоятельно ест густую пищу ложкой.
1. Обобщает предметы по существенным признакам.
2. Начинает использовать вместо облегченных слов («би-би») полные («машина»).
3. Ориентируется в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
4. Отображает в игре наиболее часто наблюдаемые действия взрослого.
5. Перешагивает через небольшое препятствие приставным шагом.
6. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.
1. Понимает несложный рассказ по картинке, отвечает на вопрос «Где?».
2. В игре обозначает свои действия словами и предложениями, состоящими из двух слов.
3. Ориентируется в трех контрастных величинах предметов с разницей в 2 см.
4. Воспроизводит несложные сюжетные постройки («ворота», «дом» и др.).
5. Ходит по ограниченной поверхности (ширина 15–20 см), приподнятой над полом на 15–20 см.
6. Раздевается с небольшой помощью взрослого.
1. Понимает короткий рассказ (без показа) о хорошо знакомых событиях.
2. Пользуется предложениями, состоящими из трех слов, употребляя прилагательные и местоимения.
3. Подбирает по образцу и слову взрослого три предмета контрастных цветов.
4. Воспроизводит ряд последовательных игровых действий.
5. Перешагивает через препятствие чередующимся шагом.
6. Надевает некоторые предметы одежды.
1. Употребляет предложения, состоящие более чем из трех слов.
2. Начинает использовать вопросы «Где?», «Куда?» и др.
3. По образцу подбирает основные геометрические фигуры и разнообразные предметы четырех основных цветов.
4. Игра носит сюжетный характер (состоит из 2–3 последовательных действий).
5. Самостоятельно выполняет простые сюжетные постройки и называет их.
6. Перешагивает через препятствие, находящееся на высоте 20–28 см от пола.
7. Полностью одевается.
8. Аккуратно самостоятельно ест.
1. Употребляет в речи сложные предложения.
2. Начинает использовать вопросы «Почему?», «Когда?» и др.
3. Использует геометрические фигуры по назначению.
4. Называет четыре основных цвета.
5. Появляется ролевое поведение.
6. Выполняет сложные сюжетные постройки.
7. Изображает простые предметы (в рисовании, лепке) и называет их.
8. Перешагивает через препятствие, находящееся на высоте 30–35 см от пола.
9. Самостоятельно одевается. С незначительной помощью взрослого застегивает пуговицы, пытается завязывать шнурки.
Показатели развития успешно используются персоналом дошкольных учреждений для содержательной работы с воспитанниками и их родителями. С момента рождения у младенцев обнаруживаются различные типологические особенности нервной системы. Одни легко возбудимы, у других преобладает процесс торможения. У некоторых детей ярко выражены проявления тех или иных задатков (в развитии слуха, движений и т. п.), что связано с природными особенностями органов чувств. Все это требует индивидуального подхода при определении задач воспитания и обсуждения их с родителями, после чего намечается общая стратегия воспитания при взаимодействии всех взрослых, воспитывающих малыша.
Контроль за развитием детей осуществляется в определенные эпикризные сроки и носит комплексный характер. При этом учитывается состояние здоровья ребенка, его физические данные на момент обследования, особенности поведения и др.
Контроль преследует несколько целей: определить фактический уровень развития ребенка, своевременно отследить отклонения в развитии или поведении малыша и общими усилиями с родителями скорректировать воспитательные воздействия; ориентируясь на зону ближайшего развития, правильно определить задачи дальнейшего развития ребенка. Анализ данных, полученных в результате контроля за развитием детей группы, при сопоставлении с требованиями программного материала дает возможность планомерно и обоснованно строить комплексную работу с малышами (оздоровительную и воспитательно-образовательную), не забегая вперед (что может вызвать у детей перенапряжение, потерю интереса к какой-либо деятельности) и не пропуская ни одну ступень в развитии (помня о том, что в этом возрасте трудно восстановить утерянное, еще хуже – ломать сложившиеся неверные стереотипы, что обязательно отразится и на самочувствии, и на поведении малыша). Некоторые умения, своевременно не сформированные в первые годы жизни ребенка, в дальнейшем развить просто невозможно. Так, неопытные родители с гордостью объявляют, что их малыш научился ходить, минуя ползание. Однако период ползания – ценнейший период не только для физического развития ребенка (улучшается вентиляция легких, укрепляются мышцы и т. д.), но и для развития коры головного мозга. Человеческий мозг асимметричен: левое полушарие контролирует работу правой половины тела, и, наоборот, правое полушарие отвечает за работу левой половины тела. При рождении оба полушария в силу незрелости работают автономно, о чем свидетельствуют хаотичные движения младенца. Со временем функциональные связи полушарий формируются и упорядочиваются с помощью созревающего мозолистого тела. Именно во время ползания возникают перекрестные синхронные движения (левая рука – правая нога и наоборот), активно задействуется мозг. Нервные волокна перекрещиваются, проходя через мозолистое тело, и способствуют становлению координационной работы обоих полушарий, мозга и тела, а также движений. При отсутствии ползания слаженность работы полушарий не столь эффективна, затруднено развитие мелкой моторики рук и речи, что в дальнейшем может сказаться на успешности учебной деятельности младшего школьника.
Диагностика психического развития (разработана Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой и др.) дает представление о целостном психическом развитии ребенка с самых ранних этапов его жизни. Определяющими факторами психического развития ребенка являются проблемы его общения со взрослым и ведущая деятельность. В каждом возрастном периоде общение и ведущая деятельность имеют свои особенности. С первых дней жизни и до 6 месяцев зарождается и становится ведущей деятельностью эмоционально-личностное общение взрослого с ребенком, а во втором полугодии происходит становление предметно-манипулятивной деятельности, формируется ситуативно-деловое общение. В возрасте от 1 года до 3 лет ведущей является предметная деятельность, общение со взрослым характеризуется как деловое сотрудничество. В процессе развития речи в недрах ситуативно-делового общения появляется ситуативно-речевое деловое общение, а к концу третьего года жизни – внеситуативно-речевое деловое сотрудничество (М. И. Лисина).
Для ребенка первых лет жизни характерно чувственное познание действительности, которое развивается и углубляется за счет модальности[1] зрительных (цвет, форма, величина), слуховых (голос человека, музыкальные звуки, звуки природы), осязательных (воздействие разнообразных предметов на тактильные, температурные рецепторы), вкусовых (сладкое, кислое и др.), обонятельных (запахи) и вестибулярных (разнообразные движения) ощущений, их интенсивности (степень яркости, громкости, скорости движения) и продолжительности. При сочетании этих факторов отмечается новизна сенсорных воздействий. Самоценность возрастного периода от рождения до трех лет – в остроте восприятия окружающего мира, особом мире чувств и представлений (Н. С. Ежкова).
Мышление малыша носит наглядно-действенный характер. Восприятие ребенка обостряется при демонстрации нового предмета, наличии опоры на зрительный образ в сочетании с возможностью самостоятельно выполнять разнообразные действия.
Взрослый, постепенно усложняя задания, предлагаемые ребенку в ходе разнообразных предметных действий, способствует совершенствованию детского восприятия. На основе практических действий внутри процесса предметного восприятия формируются элементарные формы мышления, развивается память, внимание, подготавливается почва для развития речи.
По данным С. Л. Новоселовой, умение ребенка выявлять связи между предметом и действием, между предметом-целью (шарик, плавающий в воде) и предметом – орудием ее достижения (сачок для вылавливания шарика) знаменует собой развитие наглядно-действенного мышления, которое начинает проявляться к концу первого – началу второго года жизни.
Развитие наглядно-действенного мышления оптимизируется взрослым: его искренней заинтересованностью, демонстрацией новых ярких предметов и усложнением освоенных умений, вовремя оказанной помощью, положительной оценкой деятельности малыша.
Пластичность мозга позволяет ребенку усваивать общую картину окружающего мира, достаточно сложные формы поведения и т. п. В то же время ранняя стимуляция возможностей детского организма (ведение ребенка по более сложному возрастному режиму, завышенные требования в ходе режимных процессов и др.) снижает эмоциональный настрой малыша, ведет к физическим и психическим перегрузкам, подрывает здоровье детей.
Пластичность мозга нельзя понимать как неиспользованные, скрытые резервы. Например, идея раннего развития (плавать раньше, чем ходить; читать и считать раньше, чем говорить, и т. д.) создана без опоры на знания особенностей развития детей первых лет жизни.
У ребенка раннего возраста в основном правополушарная деятельность мозга, чувственное восприятие действительности. Категория новизны связана с эмоциональностью, с чувственностью, с двигательной активностью, но никак не с информативностью. К тому же неправомерное обучение чтению, счету стимулирует работу левого полушария, ответственного за логику, аналитическое мышление и др., что недоступно малышам. Методы и приемы, предлагаемые авторами идеи раннего развития (Глен Доманн и др.) категорически неприемлемы для детей младше трех лет. Они неизбежно приводят к потере интереса к учебной деятельности.
У малыша отсутствует стремление к учебной деятельности, осознание произвольности действий, не выработана произвольность запоминания. Ему важен не результат, а сам процесс действия. К трем годам у ребенка формируется основная структура (первые ориентационные реакции и т. п.), необходимая для обучения, но она носит своеобразный характер. Первые ориентировочные реакции (рефлекс «Что такое» по И. П. Павлову) стремительно преобразуются в устойчивую ориентировочную, а затем в познавательную деятельность. Удовлетворение в потребности общения со взрослым способствует формированию важнейшего механизма подражания. Не последнее место в этом процессе следует отвести детскому притязанию на признательность.
Само обучение детей первых лет жизни специфично. Оно проходит в форме игры. Главное в обучении – развивать способности детей подражать и воспроизводить, уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, а также сравнивать, различать, сопоставлять и обобщать. (Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами. Оно подготавливает обобщение в речи.)
Повышенная двигательная активность – важнейший компонент образа жизни и поведения малыша. Ребенок не может подолгу находиться в статическом положении, испытывая постоянную потребность в разнообразных движениях. Установлено, что ребенок в возрасте трех лет в день совершает от 8000 до 10 000 шагов. Если во время бодрствования эта потребность не удовлетворяется, он начинает капризничать, теряет аппетит, плохо засыпает. Задача взрослого – удовлетворять потребность малыша в разнообразных движениях, так как сам ребенок в силу недостаточно развитой игровой деятельности редко использует такие виды движений, как ползание, перешагивания и др. Следует контролировать деятельность малыша и создавать условия для его двигательной активности (удобная одежда, развивающая среда в игровой комнате, содержательная прогулка в любое время года), сочетать игры с высокой двигательной активностью со спокойными видами деятельности.
Существенную роль в жизни ребенка играет эмоциональная сфера. С первых дней жизни, удовлетворяя потребность младенца в положительных эмоциональных контактах, взрослый растит спокойного, активного, инициативного малыша. Содержательное личностно-ориентированное взаимодействие ребенка со взрослым способствует развитию эмоциональной сферы малыша, обеспечивая гармоничное взаимодействие с окружающим миром.
В состоянии эмоционального подъема работоспособность детского организма повышается, активизируется познавательная деятельность, ребенок легче усваивает предлагаемый взрослым объем знаний и умений. Под влиянием ярких эмоций малыш в состоянии демонстрировать более высокий уровень развития внимания, мышления, речи.
Легко образующиеся динамические стереотипы, так называемые ритуалы (четкая последовательность одних и тех же действий, требований, выполняемых в определенном месте при кормлении, укладывании спать, организации игр и т. п.), поддерживают устойчивое эмоциональное состояние ребенка. Вместе с тем эмоциональная сфера малыша характеризуется неустойчивостью. Эмоциональный настрой ребенка напрямую зависит от состояния здоровья, удовлетворения органических потребностей. При стремительно нарастающей силе и подвижности нервных процессов отмечается их быстрая истощаемость. В результате ребенок испытывает дискомфорт, напряжение. Отсюда и частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость. Причиной отрицательного эмоционального состояния часто является нарушение имеющегося динамического стереотипа (изменения в режиме дня, обедненная яркими впечатлениями среда, дефицит в общении со взрослым и др.) и трудность установления нового (по И. П. Павлову).
Малыши эмоционально внушаемы. Им легко передается настроение взрослого и других детей. Они чутко воспринимают отношение к себе со стороны взрослых, болезненно реагируют на частые запреты: одни приходят в возбужденное состояние, другие – в подавленное, угнетенное.
Соблюдая правила единства и постоянства воспитательных воздействий со стороны взрослых (родителей и воспитателей), необходимо создавать условия для того, чтобы малыш рос активным, самостоятельным, радостным, открытым миру.
Тесный эмоциональный контакт ребенка со взрослым с первых дней жизни, формирование устойчивого эмоционально-положительного настроя является базой для своевременного и успешного становления личности малыша.
Особенности развития детей раннего возраста
Для детей первых лет жизни характерен быстрый темп развития. С этим связано повышение работоспособности детского организма. Новорожденный ребенок в состоянии бодрствовать в течение 5–7 минут. К году длительность одного отрезка бодрствования малыша уже составляет 2,5–3,5 часа, к двум годам – 5–5,5 часа. Вместе с этим уменьшается количество периодов дневного сна: дети первого года жизни спят 4 раза в день; малыши в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев – 2 раза в день; у детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет – один дневной сон.
Вследствие незавершенности строения важных органов и систем для детей первых лет жизни характерна быстрая утомляемость. Четкое соблюдение режима дня, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям малышей, выделение особой роли сна как охранительной реакции организма от переутомления способствуют постепенной нормализации работы всех органов и систем.
У детей отмечается малая выносливость клеток коры головного мозга. Доминирование положительных эмоций, своевременная смена видов деятельности ребенка в течение каждого периода бодрствования, совершенствование ориентировочно-познавательной деятельности малыша предотвращает нервную систему от переутомления, что является одной из главных задач, реализуемых взрослым.
Развитие детей первых лет жизни носит скачкообразный характер. Так, к году малыш в состоянии произнести 6-10 слов, к 1 году 6 месяцам он пользуется 20–30 словами; к 2 годам количество произносимых слов возрастает до 200–300, а к 3 годам словарный запас ребенка состоит из 1500–2500 и даже 3000 слов. Скачкообразность развития связана с созреванием тех или иных функций организма в разные сроки. Отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребенка.
Интенсивное развитие в сочетании с незрелостью внутренних систем делает организм малыша ранимым, подверженным частым заболеваниям. Четкий режим дня, закаливание, прогулки, охрана нервной системы укрепляют организм ребенка.
В первые годы жизни ярко проявляется взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и психического развития ребенка. Так, развитие гипотрофии часто связано с дефицитом двигательной активности малыша, сниженным эмоциональным тонусом, отсутствием смены впечатлений и полноценного общения со взрослым (явление госпитализма по Н. М. Щелованову). Проблемы в ходе беременности, осложнения при родах могут привести к задержке психического развития младенца и т. п.
В этом возрасте прослеживается взаимосвязь формирующихся умений малыша. Развитие зрения и слуха влечет за собой развитие движений рук. Благодаря зрительному и слуховому восприятию в сочетании с ручной умелостью ребенок успешно осваивает способы самостоятельного передвижения (ползание, ходьба). Успешное развитие мелкой моторики рук способствует становлению речи и т. п.
В то же время отмечается неустойчивость формирующихся умений и навыков. Этим объясняется необходимость многократного повторения одного и того же материала в процессе обучения малышей. Так, показ нового предмета, действия с ним в разных сочетаниях и условиях на первом году жизни достигает 50–70 раз (Г. М. Лямина).
Малая подвижность нервной системы ребенка обусловлена незрелостью отдельных органов и систем. Малыш не в состоянии сам переключиться с одного вида деятельности на другой. Удовлетворив потребность в активных движениях, он продолжает бегать, но испытывает при этом дискомфорт, перевозбуждается, начинает разбрасывать игрушки, кричать и т. п. Рассмотрев картинки и утратив интерес к ним, малыш продолжает бесцельно перелистывать книгу. Не умея сдерживать раздражение от неинтересного занятия, он начинает рвать листы.
У маленьких детей не сформированы тормозные процессы, что весьма затрудняет работу с ними. Ребенок не может находиться в бездеятельном состоянии, сидя за столом в ожидании обеда, стоять смирно на физкультурном занятии. Он не в состоянии ждать желаемого и стремится достичь цели как можно скорее (отсюда частые конфликты из-за игрушек). Услышав запрет, малыш не может сразу же прервать свою деятельность, ему необходимо какое-то время, чтобы перестроиться (например, ребенок не может сразу закончить игру и начать одеваться на прогулку.)
Способность детей к обучению сочетается с несформированностью произвольного внимания. Если им что-то неинтересно или сложно для восприятия, они отказываются смотреть, слушать или просто уходят. Своевременный контроль за развитием детей помогает правильно планировать воспитательно-образовательную работу.
Легко возникающая отвлекаемость объясняется высокой степенью развития ориентировочно-познавательной деятельности малышей. Любые внешние раздражители (стук в дверь, телефонный звонок и т. п.) не оставляют детей безучастными, поэтому следует тщательно продумывать и правильно организовывать воспитательно-образовательный процесс.
В ходе обучения следует учитывать также и то, что малыши не в состоянии сразу же воспроизвести услышанное или увиденное впервые. Для осознания нового им необходимо время. Их ответные реакции носят отсроченный характер. Учитывая это обстоятельство, при обучении детей предусматривают повторы, в самостоятельной деятельности – закрепление новых знаний, умений и навыков.
За первые три года жизни малыш приобретает разнообразные умения и знания, овладевает разными видами деятельности, учится жить среди людей – и все это благодаря умелому руководству взрослого.
Роль взрослого в воспитании ребенка от рождения до трех лет
Педагогика раннего возраста опирается на принципы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми, где в центре внимания находится сам ребенок со своими способностями, потребностями, желаниями. Усилия воспитателя должны быть направлены на эмоциональное благополучие и гармоничное развитие личности каждого воспитанника, общение с ним должно неизменно проходить в атмосфере душевного комфорта, доверия, открытости.
С момента появления на свет младенец нуждается в тесном эмоциональном телесном контакте с матерью. Он жаждет чувствовать ее прикосновения, ласку, постоянную заботу и внимание, всеми имеющимися у него средствами старается удержать ее возле себя, вступает с ней в диалог. Чуткое и ласковое поведение матери, симбиотическая связь, эмоционально-личностное общение с ней способствуют формированию у ребенка чувства безопасности, защищенности, доверия к миру (Э. Эриксон). Эти же чувства он со временем переносит на тех взрослых, с которыми вступает в тесный эмоциональный контакт. От того, сформированы эти базисные новообразования или нет, в будущем зависит уверенность малыша в себе, в свои силы, возможность совершать самостоятельные поступки.
Маленький ребенок безгранично доверяет взрослому. Рядом с ним малыш не испытывает страха, чувствует себя в безопасности. В новой обстановке, оценивая степень опасности, он в первую очередь ориентируется на взрослого: обращает внимание на его внешние проявления, старается вникнуть в суть его высказываний. Доверяя ему, малыш приобретает доверие к миру. Свои привычки, стиль поведения он выстраивает, подражая любимому взрослому.
Ребенок – существо деятельное, любознательное. Наблюдая за происходящим вокруг, он сразу же вычленяет для себя что-то новое, стремится понять его, проявляя самостоятельность, инициативность. Но без взрослого ему не обойтись. В первые годы жизни происходит становление индивидуальности ребенка, поэтому чрезвычайно важно, чтобы взрослые создавали оптимальные условия для развития его личности. Только в тесном взаимодействии со взрослым ребенок начинает усваивать огромное количество специфических действий с предметами согласно их общественному назначению, учится играть, жить в социуме.
Взрослый не должен скупиться на щедрые похвалы ребенка. Следует отмечать даже незначительные успехи малыша. Воспитание любовью – эффективный метод воспитания детей первых лет жизни. В атмосфере любви и заботы малыш растет спокойным, активным, уверенным в себе, открытым и доброжелательным к окружающим. Любовь ускоряет процесс социализации ребенка. При недостатке любви малыш постоянно испытывает дискомфорт, растет хмурым, замкнутым, неуверенным в себе.
Умение ребенка обращаться ко взрослому с вопросом, за помощью и т. д. – прямое отражение того, как взрослый общается с малышом (по какому поводу, как часто и т. д.).
Любовь к ребенку не означает вседозволенность. Спокойно, доброжелательно высказанное замечание, ограничение в нежелательных действиях – это тоже проявление любви. Для малыша это и расстановка ориентиров, и осознание понятий «хорошо – плохо», и уверенность в том, что о нем помнят, а значит, любят.
Взрослый должен выступать в роли внимательного помощника и доброжелательного учителя. Такой взрослый в глазах ребенка становится настоящим авторитетом, на которого хочется походить во всем. Развивающая роль взрослого заключается в грамотном сопровождении малыша в окружающем мире.
Успех воспитания детей в возрасте до трех лет зависит от соблюдения взрослым следующих правил:
• объем новых знаний, умений и навыков должен быть посильным, строго выверенным для детей каждой возрастной группы; следует учитывать и уровень развития каждого воспитанника;
• педагогические воздействия должны быть обязательно согласованы между всеми взрослыми (дома и в условиях дошкольного учреждения);
• значение требований должно быть понятно детям, выполнение их неукоснительно, иначе малыши будут капризничать, демонстрировать упрямство, негативизм;
• одновременное обращение сразу ко всем воспитанникам группы (фронтально) в этом возрасте неэффективно. Ребенок, увлеченный игрой, зачастую не слышит взрослого, а если и слышит, то нередко считает, что это к нему не относится. Следует использовать лишь адресные обращения к детям. При этом действенным приемом является прием «глаза в глаза» (если необходимо, присев на корточки). В младенчестве малыш привык видеть лицо взрослого, смотреть ему в глаза. Овладев ходьбой, он в лучшем случае видит ноги взрослого и с трудом воспринимает его речь, не видя лица (Э. Эриксон);
• между высказываниями взрослого и началом выполнения его требований ребенком должно пройти какое-то время. Как уже отмечалось, в силу особенностей возраста малыш не в состоянии сразу перестроиться с одного вида деятельности на другой, для этого ему необходимо время. Не раздражаясь, взрослый обязан дважды (с небольшим интервалом) повторить каждому малышу то, что от него требуется в данный момент;
• в оценке деятельности малыша должно присутствовать больше похвалы, чем порицания. Положительная оценка имеет для ребенка особое значение. Но при этом необходимо учитывать возраст малыша. Ребенка второго года жизни завораживают сами действия, а не их результат, поэтому взрослый может с одобрением произнести: «Как ты хорошо убираешь игрушки на место!» Ребенок третьего года жизни открывает для себя значимость результата собственных действий, ему лестно услышать от взрослого: «Ты совсем большой! У нас полный порядок в комнате!»
Воспитатель всегда должен найти повод, чтобы в течение дня несколько раз похвалить каждого ребенка, подчеркнув, за что именно он его хвалит. Если же хвалить без причины, у детей может сформироваться банальное зазнайство, излишняя забота о собственном благополучии. Ребенок тревожен, обращается ко взрослым по любому поводу, требует особого внимания к себе («Он меня толкнул!», «Она не дает поиграть!..», «У меня пальчик бо-бо!» и т. п.). Так незаметно начинает формироваться нравственная глухота ребенка.
Для детей скромных, застенчивых особенно эффективным будет использование приема опережения одобрением («У тебя получится, я знаю!»), а также внушения («Это ты сделаешь легко!»). Поддержка в виде высказывания «Не бойся!» малышам не подходит. Они мгновенно настораживаются, напрягаются. Само отрицание «не» вызывает у детей дискомфорт.
Воспитатель должен работать над собственной речью, обращаясь к детям, сводить к минимуму количество отрицаний, уметь преобразовывать негативные обращения в позитивные указания. Например, вместо предостережения: «Коля, не толкай ребят, когда они пойдут по лестнице!» – следует спокойно напомнить: «Коля! Не забывай: по лестнице все спускаются спокойно, осторожно!»
Категорически запрещается высмеивать ребенка, унижать его достоинство. Следует помнить, что у ребенка в этом возрасте формируется самооценка.
В случае конфликта между детьми взрослый не должен обращаться к ним на повышенных тонах, обвинять кого-то из них. Это его ошибка, это он не доглядел, не предотвратил конфликт.
Взрослый должен быть спокойным, доброжелательным со всеми воспитанниками.
Запрещая что-то, следует спокойно, в доступной форме объяснить малышу, почему нельзя совершать то или иное действие, доходчиво разъяснить смысл его поступков. Ни в коем случае нельзя запугивать ребенка, угрожать ему. Если что-то запрещается категорически, то следует предложить малышу альтернативу. Запретив одно, нужно сразу же предложить что-то другое, нельзя оставлять ребенка в бездеятельном состоянии. И все же ребенок может расшалиться, перестать слушать взрослого. В этом случае для малыша первого и второго годов жизни действенным будет метод отвлечения: «Смотри, к нам птичка прилетела!» На третьем году жизни использование метода отвлечения следует рассматривать как шаг назад. Конструктивным в данном случае будет предложение ребенку на выбор нескольких интересных дел. Свобода выбора импонирует формирующейся личности, так как не сковывает ее самостоятельности, инициативности.
Задача взрослого – донести до сознания детей мысль о том, что есть запреты, которые даже не обсуждаются. Их всего два:
• запреты на действия, связанные с угрозой жизни как самому ребенку, так и окружающим (нельзя стучать кубиком по стеклу, толкать бегущего товарища и т. п.);
• запрет на действия, предполагающие относительный комфорт за счет других, то есть запрет на безнравственное поведение (отказ убирать за собой игрушки, самостоятельно раздеваться и т. п.).
В воспитании малышей могут иметь место порицания, но не суровые наказания. Шлепок демонстрирует бессилие взрослого, бессмысленное усаживание на стул также не имеет эффекта. Ребенок в силу особенностей возраста не сможет долго усидеть на стуле и найдет для себя занятие под стулом, а то и вовсе сбежит, забыв о первопричине наказания. Еще хуже, когда взрослый пытается наказать ребенка трудом: «Что ты все бегаешь и бегаешь! Лучше иди покорми рыбок!»
Останавливая нежелательные действия малыша, взрослый не должен поддаваться эмоциям. Следует грамотно и спокойно разобраться в происходящем. При этом важен стиль порицания: взрослый должен выражать не гнев, а огорчение (малыш чутко улавливает разницу). Сочувствуя огорчению взрослого, ребенок искренне раскаивается в содеянном, надолго запоминает этот эпизод. Гневные слова в адрес малыша могут привести к неожиданным результатам. Ребенок второго года жизни начнет удивленно рассматривать лицо разгневанного взрослого, прислушиваться к возбужденному голосу, не вникая в суть происходящего. Ребенок третьего года жизни может замкнуться, почувствовав дискомфорт и решить: «Меня не любят!» Некоторые дети конца третьего года жизни пробуют хитрить: «Это не я!», «Он сам!..» и т. п.
Взрослый должен порицать не личность, а поступок ребенка: «Костя! Ты такой добрый, а тут вдруг толкнул маленькую Олечку!»
Порицание должно сразу же следовать за проступком, чтобы ребенок понял его справедливость. Педагогическая ценность порицания пропадает, если воспитатель говорит: «Вечером придет папа, я ему расскажу!..» К вечеру малыш напрочь забудет о своем поступке, так как память его кратковременна.
В ходе воспитательного процесса важно дозировать запреты и наказания. Частые ограничения сковывают детскую активность, замедляют развитие интеллекта. У одних детей резко снижается эмоциональный тонус, пропадает интерес к окружающему. Дети, находящиеся в угнетенном состоянии, довольно длительное время могут отказываться от игры и т. п. Другие бунтуют, кричат, протестуют против ограничения свободы собственных действий, становятся раздражительными, обидчивыми. Часто они отказываются идти в группу к невнимательному воспитателю.
Внимательный взрослый должен уметь предотвратить нежелательные действия детей. Поводов для срыва поведения у малышей достаточно: пограничное состояние здоровья (ребенок заболевает), недостаточное удовлетворение тех или иных органических потребностей (не выспался); смена режима, дефицит ярких, запоминающихся впечатлений; недостаток или раздражающее обилие игрового материала, а главное – неудовлетворение потребности в полноценном, содержательном общении со взрослым. Протестуя против равнодушия воспитателя, малыш вдруг начинает вести себя таким образом, чтобы спровоцировать его на негативную оценку. Так ребенок старается обратить на себя внимание взрослого.
Послушание достигается единством требований взрослых в семье и дошкольном учреждении, атмосферой любви и понимания, искренним интересом взрослых к делам и успехам малыша, их умением предупреждать негативные проявления ребенка. Необходимо жить интересами детей, предлагать им увлекательные виды деятельности, сузить до минимума круг запретов.
Раннее детство – самоценный период, наполненный богатым содержанием, познавая которое взрослый совершенствует свое мастерство. Постоянно помня о том, что организм малышей хрупок и раним, он чутко реагирует на изменения самочувствия и настроения детей. Учитывая быстрый темп развития малышей, он меняет методы и приемы руководства, опираясь при этом на их возрастные особенности, уровень развития каждого ребенка, индивидуально-типологические особенности детей.
Эффект воспитательно-образовательной работы напрямую зависит от личности воспитателя, который большую часть времени занят творческим процессом воспитания растущей личности.
По стилю поведения воспитатели отличаются друг от друга. В практике работы с детьми выделяют четыре типа воспитателей.
Воспитатель авторитарного типа общения. Он четко отдает команды детям, не терпит возражений («Мое слово – закон!»). Он сдержан, подтянут, энергичен. В группе у него всегда чистота и порядок. У детей отмечаются высокие показатели навыков самообслуживания. Воспитатель акцентирует внимание на неумении детей что-либо делать, их незнании чего-либо. Он не отмечает успехи малышей, искренне веря, что это – всего лишь результат воспитания. Детям неуютно в группе у такого воспитателя. Не слышно смеха, веселых разговоров. Малыши неуверенны, подавлены, тревожны. Они постоянно ждут распоряжений, чтобы сразу выполнить их, не проявляют самостоятельность, инициативу. В детский сад дети идут неохотно.
Экзальтированный взрослый. Стиль его общения следует охарактеризовать, как гиперопека: воспитатель каждого умоет, накормит, оденет, приголубит, обнимет. Он хвалит сразу всех детей. Конфликтов старается не замечать. Когда же надо разобраться в конфликте, начинает суетиться, много и без дела говорить, целовать обиженного, а заодно гладить по голове обидчика.
Дети постоянно обращаются к воспитателю с жалобами по поводу мнимых болячек в ожидании поцелуев. Малыши у такого педагога неоправданно самоуверенны, малочувствительны к порицаниям. Они не знают границ дозволенного, не понимают значения слов «хорошо – плохо». У них начинает развиваться нравственная глухота, так как они не умеют выражать сочувствие, доброжелательность, отказываются помогать друг другу, не умеют вести себя в коллективе, разбрасывают игрушки, дерутся.
Отстраненный взрослый. Его не интересует реальная жизнь воспитанников. Он равнодушен к детям, редко выражает свое отношение к происходящему. Его случайные оценки беспочвенны и лишают детей каких-либо ориентиров. Для него характерен попустительский стиль поведения.
Дети у такого педагога лишены всякого руководства, постоянно испытывают чувство неудовлетворенного притязания, дискомфорт. В группе тихо, дети скучают. Не выдерживая этого, некоторые из них своим негативным поведением вынуждают взрослого обратить на них внимание. Так они проверяют границы дозволенного. Другие хитростью, обманом пытаются получить положительную оценку. В основном дети неохотно идут в группу к такому воспитателю.
Воспитатель демократического стиля общения. Это доброжелательный, открытый для общения человек, любящий свое дело и детей, с чувством юмора. Дети без оглядки отдают ему свою любовь.
Основная задача такого воспитателя – постоянно самосовершенствоваться, стремиться к новым знаниям, соответствовать притязаниям своих воспитанников.
Этот воспитатель знает возрастные и индивидуально-типологические особенности детей, старается уделять внимание каждому ребенку, справедливо и с любовью относится ко всем, не выделяя кого-либо особо.