Введение
Проблема воздействия иммигрантов на принимающее общество до сих пор не получила должного освещения в европейской научной литературе, и это имеет свое объяснение. В европейских странах с присущим им высоким уровнем толерантности и достаточно жестким законодательством, направленным против любых форм дискриминации, в том числе и по отношению ко всем вновь прибывшим, попытка серьезного исследователя заняться выяснением вопроса не только о позитивном, но и о негативном воздействии мигрантов на социум, может обернуться для него обвинениями в неприязни к «чужакам» и в ксенофобии. Вот почему исследователи стараются не затрагивать эту проблему и сосредоточивают свои усилия в основном на анализе вопросов, связанных с интеграцией иммигрантов в принимающее общество.
Вместе с тем быстрый рост численности иммигрантов в Европе придает этой проблеме особую актуальность. Согласно данным ООН, только за последние годы (2005–2010) она увеличилась почти на 8,1 млн. человек. В настоящее время в Европе сосредоточена уже пятая часть всех международных мигрантов, при этом большая часть из них проживает в таких странах, как Германия (10,8 млн.), Франция (6,7 млн.), Великобритания (6,5 млн.) и Испания (6,4 млн. человек)1.
Уже сам факт присутствия столь огромного числа иммигрантов не может не оказывать воздействие на принимающие социумы, и воздействие это ощущается практически во всех областях жизни – в экономике, социальной сфере, политике, религии, культуре. Чуждые Европе этнокультурные традиции, которые иммигранты стремятся сохранить на новой родине, вызывают раздражение и отторжение со стороны коренного населения, а порой способствуют размыванию национальной идентичности европейских народов.
В данном выпуске журнала «Актуальные проблемы Европы» нашли отражение многие из аспектов заявленной в нем темы, но мы хотели бы обратить внимание читателей на наиболее важные из них. В качестве таковых мы рассматриваем: влияние иммиграции на политический процесс в принимающих странах (эта проблема освещается в статьях А.И. Тэвдой-Бурмули, С.В. Погорельской, Т.С. Кондратьевой, И.С. Новоженовой); роль иммиграции на рынке труда (эта тема затрагивается в статье С.М. Хенкина); иммиграция в Россию из стран постсоветского пространства и особенности взаимоотношений между мигрантами, российским населением и властью (эта проблема исследуется в статьях М.С. Пальникова).
Проблемы политического и гражданского участия иммигрантов в жизни общества в странах Европы исследуются в статье А.И. Тэвдой-Бурмули «Политическое представительство иммигрантов в современной Европе: Проблемы формирования “нового европейца”». Автор приводит различные толкования категории «политическое участие», выдвигаемые западными исследователями, и дает собственную трактовку этого понятия. А.И. Тэвдой-Бурмули предпринимает попытку выяснить, в какой степени представители новых иммигрантских сообществ имеют доступ к избирательным правам, к лоббированию своих интересов, к политической деятельности в партиях и общественных ассоциациях, и приходит к выводу, что европейские государства создали достаточно комфортные условия для реализации членами этих общин (негражданами) их политических прав, а в некоторых странах – и избирательных прав. В статье также отмечается, что во всех европейских странах происходит увеличение численности выборных лиц из среды иммигрантов в органах власти разных уровней.
В статье С.В. Погорельской «Влияние иммигрантов на немецкое общество: Взаимная интеграция» дается анализ форм и методов влияния на политический процесс в ФРГ крупных иммигрантских сообществ – турок, немцев, депортированных из Восточной Европы, немецких переселенцев из бывших советских республик и евреев, принимаемых по статусу «контингентных беженцев» с целью восстановления еврейской общины в Германии.
Особенно подробно автор описывает турецкую диаспору, поскольку она занимает весьма специфическую нишу в немецком обществе и практически не интегрируется в культуру принимающего общества и даже не слишком поддается ограничительному действию правовых нормативов. Турецкая диаспора не обладает централизованной организационной структурой, которая позволила бы государству сотрудничать с ней как с единым целым, однако представляющие ее различные организации и союзы чрезвычайно активны – как в Германии, так и на общеевропейском уровне. Турецкие иммигранты все более целенаправленно включаются в политический процесс через членство в существующих в стране партиях; в настоящее время они представлены практически во всех из них, особенно много выходцев из Турции в партии «Зеленые», где некоторые из иммигрантов занимают даже руководящие посты. Турецкая диаспора имеет своих делегатов в местных парламентах страны и даже в Бундестаге, и это позволяет ей не только отстаивать собственные интересы, но и активно влиять как на внутреннюю, так и на внешнюю политику страны. Формы и методы воздействия турецкой диаспоры на немецкий социум, а также их отличие от методов, используемых другими диаспорами, в частности немецкими переселенцами и евреями, переехавшими в Германию после распада СССР, и являются одним из главных объектов исследования в статье С.В. Погорельской.
Т.С. Кондратьева в статьях «Великобритания: Иммиграция и предвыборная кампания 2010 г.» и «Проблемы иммиграции в программных документах политических партий Великобритании» анализирует воздействие иммиграции на избирательную кампанию 2010 г. по выборам в британский парламент. Автор отмечает, что эта проблема в последние годы приобретает здесь все большую актуальность и все большее политическое звучание из-за усиливающегося воздействия иммигрантов на британское общество и растущего недовольства коренных жителей «засильем иммигрантов». Разразившийся в 2008 г. глобальный экономический кризис, оказавшийся очень болезненным для Великобритании, способствовал выдвижению на первый план вопросов, связанных с состоянием британской экономики, безработицей и ожидаемым увеличением налогов. В то же время кризис привел к обострению конкуренции между мигрантами и коренными жителями за рабочие места, к ухудшению состояния системы социального обеспечения, за счет которой живет значительная часть иммигрантов, что не могло не отразиться на отношении британцев к иммигрантам.
Хотя вопрос об иммиграции не вышел на первое место в повестке дня предвыборной кампании, но он широко обсуждался на встречах кандидатов с избирателями и во время телевизионных дебатов лидеров ведущих политических партий страны. Однако британские избиратели так и не получили от политиков ответы на тревожащие их вопросы, считает Т.С. Кондратьева, и причину этого автор видит в том, что на протяжении всех 13 лет своего правления лейбористы настойчиво и весьма агрессивно подавляли любые попытки оппозиционных партий выступить с критикой сверхлиберальной иммиграционной политики правительства. Каждый раз лейбористы использовали один и тот же, но весьма эффективный метод: они обвиняли своих противников в «расизме». Поэтому и в нынешней избирательной кампании как Консервативная, так и Либерально-демократическая партия стремились ограничиться обсуждением экономических и социальных аспектов иммиграции и старательно избегали дискуссий по таким острейшим проблемам, как, например, воздействие иммигрантов на политические процессы, на религию, культуру, британскую идентичность.
В статье И.С. Новоженовой «Дискуссия о национальной идентичности во Франции» рассматриваются политические итоги общественной дискуссии на необычную для таких мероприятий тему: «Что такое французская национальная идентичность и что значит быть французом». Дискуссия стала значимым событием в жизни общества, в ней приняли участие политические деятели, партии, общественные организации, рядовые французы, иммигранты и дети иммигрантов, которые смогли благодаря Интернету публично высказать свое мнение. Полемика позволила выявить характер взаимоотношений между «давними» и «недавними» жителями Франции, а также степень включенности иммигрантов и их потомков в политическую жизнь страны и в гражданское общество. Президент Н. Саркози и правящая партия, инициируя дискуссию, преследовали собственные политические цели: они позаимствовали идеи нации, патриотизма, национальной самобытности у крайне правой партии Национальный фронт и хотели в процессе дебатов «очистить» эти понятия от националистического подтекста, рассчитывая в результате расширить свой электорат за счет избирателей Лё Пена.
Тема влияния иммиграции на рынок труда принимающих стран является одной из наиболее исследованных в западной литературе. Она уже освещалась и в журнале «Актуальные проблемы Европы»2. Но в условиях разразившегося в 2008 г. глобального экономического кризиса эта проблема приобрела особую актуальность, и потому мы не могли не отразить ее и в ныне выпускаемом номере журнала.
В статье С.М. Хенкина «Иммигранты и принимающие общества в условиях глобального экономического кризиса: Опыт Испании» подчеркивается, что серьезные проблемы, возникшие в экономике этой страны, наложили глубокий отпечаток как на поведение иммигрантов, так и на отношение к ним со стороны властей, политических организаций и коренного населения. В Испании глобальный экономический кризис затронул прежде всего сферу занятости, по уровню безработицы (20,1 % самодеятельного населения) страна оказалась на первом месте в Западной Европе. Массовая безработица привела к обострению соперничества между коренными жителями и переселенцами за рабочие места, за распределение социальных услуг и выплат и оказала серьезное влияние на самые разные аспекты иммиграционной ситуации.
С.М. Хенкин отмечает, что под воздействием кризиса в Испании актуализировалась идущая уже много лет общественная дискуссия по проблемам иммиграции, в ходе которой обсуждались самые разные вопросы, в том числе такие, как: являются ли переселенцы благом или злом для принимающей страны; способны ли иммигранты, прежде всего мусульмане, интегрироваться в испанский социум или останутся его своеобразной «непереваренной» частью; какой должна быть иммиграционная политика властей – относительно либеральной или жестко ограничительной. В этой связи автор проводит тщательный анализ изменений в иммиграционной политике правящей Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) и в программах главных оппозиционных политических партий, которые вносили свои коррективы под влиянием все более усиливающегося негативного восприятия иммигрантов со стороны испанского общества.
М.С. Пальников в статьях «Иммигранты, российское население и власть: Специфика взаимоотношений» и «Российский социум и диаспоры» проводит серьезную исследовательскую работу по выявлению специфической структуры и характера иммиграции, появившейся в России после распада СССР. Автор анализирует самые разные аспекты иммиграционных процессов: особенности образовавшихся на территории РФ этнических диаспор, объединяющих выходцев из бывших советских республик; межэтнические конфликты, существующие между народами на постсоветском пространстве, их перенос на территорию России вместе с иммигрантами – представителями этих народов; влияние общего советского прошлого, дающего почву для взаимопонимания россиян и мигрантов и смягчающего сложные процессы их взаимной адаптации; негативные последствия коррумпированности российских властей, имеющих дело с мигрантами и их объединениями. М.С. Пальников обращает внимание и на новое для русских явление – превращение русскоязычных жителей, оставшихся в независимых постсоветских государствах, в национальные меньшинства, подвергающиеся дискриминации и маргинализации. Автор выявляет также сходство и различия в проблемах, с которыми сталкиваются западноевропейские страны, принимающие иммигрантов, и Россия.