Глава 3. Вперед, в будущее. Прогнозирование
Эта глава посвящена в основном технике прогнозирования. Не интересующиеся этой темой могут ознакомиться только с заключительными выводами.
Ставя перед собой задачу заглянуть будущее, необходимо хотя бы кратко разобраться с некоторыми базовыми понятиями: что такое будущее, как оно формируется, что такое прогнозирование будущего.
Прежде всего отметим, что для нас будущее – не просто то, что будет «завтра», «послезавтра» или «через год». Это категория не временна́я, а событийная. Будущее наступает тогда, когда в жизни людей происходят перемены, приводящие к состоянию, существенно отличающемуся от сегодняшнего13.
Будущее, каким бы оно не было, не возникает из ничего: у него всегда есть корни, причины, предпосылки в уже существующем. Следовательно, прогнозирование будущих событий в определенных границах и при определенных условиях возможно. Сделать такой прогноз – значит создать логически и фактически обоснованную модель развития уже существующих явлений и исследовать результаты этого моделирования. Прогноз, претендующий на серьезность – это не гадание на кофейной гуще, не пророчества, основанные единственно на том, что «я так вижу», а научная гипотеза, которая отвечает всем соответствующим требованиям.
Как формируется будущее
Будущее, как и уже существующее настоящее, возникает исключительно в результате действий людей, совершаемых ими в рамках физических и биологических законов.
Эти действия, зачастую разнонаправленные и внешне хаотичные, имеют, однако, одну-единственную цель – удовлетворение человеческих потребностей. Удовлетворение индивидуальных потребностей – единственный смысл и содержание жизни отдельных людей, в то время как результирующая их сумма создает существующую реальность и формирует общее будущее.
Можно сказать, что вся история человечества – это история удовлетворения человеческих потребностей, а все будущее – это будущая история их удовлетворения.
При этом потребности даны человеку от природы и неизменны с момента появления homo sapiens. А все глобальные изменения в образе жизни людей, все масштабные социально-исторические процессы происходят в результате внедрения новых способов (технологий14) их удовлетворения15. Это хорошо видно на примере сохранившихся до сих пор примитивных племен, где за тысячелетия нет технологических перемен и, соответственно, нет никакого социального развития.
В конечном счете все составляющие образа жизни людей, включая экономику, политику, мораль и т. д., определяются достаточно сложным взаимодействием неизменных человеческих потребностей, обусловленных нашей физиологией, инстинктами, особенностями психики – с одной стороны, и используемыми для их удовлетворения технологиями – с другой. Соответственно все гуманитарно-социальные изменения, а значит и возникновение будущего – результат прогресса этих технологий.
И если вспомнить нашу цель – нащупать в будущем события и явления, способные радикально изменить жизнь людей, т. е. найти источник той самой причины «радиомолчания», – то из всего вышесказанного можем сделать вывод: принципиальные изменения в образе существования земной цивилизации могут произойти только в результате существенных изменений в способах удовлетворения человеческих потребностей, в результате внедрения революционных технологий.
Где ждать перемен
– Ладимир Михайлович, честно говоря, я не все тут уяснила… Поняла только, что чтобы найти причину, нужно искать в будущем какие-то революционные технологии?
– Не совсем так… Сами по себе технологии не имеют значения. Они могут быть революционными с научно-технической точки зрения, но при этом незначительно отражаться на способах удовлетворения человеческих потребностей. Поясним таким примером. Предположим, в будущем создадут технологию телекинеза. С точки зрения науки и техники – это фантастическое достижение. Но с точки зрения удовлетворения человеческих потребностей – всего лишь новый вид транспорта.
Сегодня уже существуют технологии, способные удовлетворять практически все жизненно важные потребности человека. В дальнейшем речь может идти о более эффективных решениях – которые, однако, уже не могут стать революционными.
Конец ознакомительного фрагмента.