Вы здесь

Активный втюхинг. Как обманывают в розничных магазинах. ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА К СРАЖЕНИЮ (Инга Литвинова)

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА К СРАЖЕНИЮ

Мужчина со списком

В любом российском, американском, австралийском или даже большом индонезийском супермаркете можно всегда увидеть спокойного благожелательного мужчину средних лет с тележкой и длинным списком покупок «имени жены». Без иллюзий, женщины по всему свету аккуратнее ведут хозяйство. И все усилия внутримагазинных мерчандайзеров и ушлых продавцов-консультантов противостоять такому списку – вашему списку – не могут.

Почему же мы тогда оказываемся в магазине просто так, имея лишь отдаленное представление о том, что нам нужно? Ведь по сути мужчина со списком, женщина со списком и даже подросток со списком – одно и то же. Это означает, что мы не хотим оказаться в торговом зале с открытым ртом и выключенным мозгом, чтобы слепо повестись на хитро спланированную выкладку товаров или рекламную акцию.

Более того, вы прочитаете в любом учебнике по психологии потребителя, что мужчины реже склонны покупать лишнее, чем женщины. И тем не менее, мы пишем список ему, но не пишем себе, чтобы помимо ненужных продуктов и потраченных денег еще и заполучить недовольство супруга на тему «тратишься на всякую ерунду, деньги тебе нельзя доверить». Вам это нужно?

Может, конечно, возникнуть возражение. Как написать список, если мы не знаем, что в магазине продается. Спокойно! Если вы до сих пор не обратили внимания, что во всех магазинах продается приблизительно одно и тоже по приблизительно одним и тем же ценам, сейчас самое время это сделать. Количество производителей ограничено и давно стабилизировалось. Они, конечно, могут выпускать новые торговые марки. Но, по сути, это будет хорошо забытое старое, только с перламутровыми пуговицами. Поэтому и борьба идет хитрыми способами – как выложить и разрекламировать товар, чтобы его заметили и купили – поскольку товар и цены одни и те же.

Вывод: перед тем, как идти в магазин, четко определите для себя

а) что именно вам нужно купить – напишите конкретный список и его придерживайтесь;

б) если нужных продуктов (нужных торговых марок) не окажется, что может выступить заменителем (напишите и это тоже, не держите информацию в уме);

в) в какой именно магазин выгоднее пойти за с учетом того, чтобы продукты по списку там были в наличии, цены были приемлимыми, а также не пришлось потратить уйму времени на очереди или еще на что;

г) в соответствии с п. в) решите, нужно ли идти в магазин именно сейчас или лучше пойти через пару часов или в выходные утром, или это можно совместить с походом, скажем, на почту или еще куда;

д) если все совсем уж плохо – напишите список того, на что вы падки, т.е. что из привлекательных, но совсем не нужных вещей вы всегда покупаете, хотя и знаете, что без этого вполне можно обойтись или потом это все уверенно выбрасывается. И придерживайтесь этого списка тоже.

Исключений может быть только два (на самом деле два исключения и один хитрый момент).

Первое исключение – когда на прилавках появляются новые товары региональных производителей. Практика показывает, что качество, например, молочных продуктов значительно выше, чем то, что производят в столице производители-гиганты. Хотя и не всегда. Не попробуешь, не узнаешь. Стоит сказать и о том, что товары региональных производителей вы, скорее всего, не встретите в крупных магазинах, т.к. пробиться в такой магазин сложно (об этом речь пойдет позже).

Второе исключение. Мы все знаем, что качество товаров, выпускаемых долго и хорошо раскрученных, рано или поздно начинает снижаться. Производитель знает, что к товару привыкли и что можно больше с контролем качества особо не заморачиваться. А покупатель привык, что товар хороший и – внимание – может заметить, что молоко, купленное вчера, что-то не такое, как раньше. Но успокаивает себя тем, что «партия попалась некачественная». Хорошо иметь в списке проверенные продукты, но и расслабляться не стоит. Вы ведь это едите и за свои деньги покупаете.

А третье исключение, вернее, хитрый момент – товары, вызывающие аппетит. Да, есть такая хитрая классификация у ритейлеров. Это свежие булочки, аппетитные готовые куриные биточки или еще какая продукция, которая призывает «съешь меня прямо сейчас». Конечно, можно побаловать себя любимого. Но если это превращается в привычку – каждый раз иду в магазин и покупаю себе чего-то сверх списка – попробуйте у прилавка задать себе вопрос «я действительно хочу на обед курицу или меня привлекает кружевная салфеточка и аппетитно поджаренный бочок этого куриного окорочка». Правда? Вы действительно хотите курицу? Задайте себе этот вопрос еще раз или проявите, наконец, силу воли и отойдите от прилавка.


Мы есть то, что мы едим

Не хочется показаться занудными, да и книжка эта не про здоровое питание. Тем не менее, удержаться от того, чтобы не сказать пару слов о правильном питании, не получилось. А все почему? Да потому что список, с которым мы ходим (или пойдем) в магазин, может быть, следует подкорректировать.

Большинство докторов и диетологов сходятся во мнении, что питаться нужно не только свежей и здоровой пищей, но и соблюдать определенные пропорции разных видов продуктов. В рационе должны присутствовать овощи и фрукты, зерновые и хлебобулочные изделия, молочные продукты, нежирные мясо и рыба. И меньше всего должно быть сладостей, алкоголя и прочих вкусных, но не полезных продуктов питания, предлагаемых в розничном магазине.

Еда должна быть не только пропорционально правильной, но и свежей, а также приготовленной без изысков современной пищевой промышленности. Почему-то нам не приходит в голову заливать в машину некачественный бензин или годами не убираться в собственной квартире. Даже домашних животных мы кормим специальным кормом и следим, чтобы они не пытались подбирать всякую дрянь на улице. Почему же тогда мы не думаем о том, что мы едим. Едим ли мы то, что нужно организму или же покупаем то, что активно втюхивают нам в продуктовых магазинах.

Что употреблять в пищу настоятельно не рекомендуется:

1. любые несвежие продукты – ведь по статистике пищевые отравления самые тяжелые; особенно тщательно нужно выбирать мясо, птицу, рыбу, полуфабрикаты, молочные продукты без предварительной термической обработки.

2. готовые продукты с добавлением консервантов, загустителей, искусственных красителей и прочей химической нечисти. Все это можно найти в отдельных видах или торговых марках гастрономии, йогуртов, соусов, консервов, пресервов, кондитерских изделий. Ими вы в краткосрочной перспективе не отравитесь, но в долгосрочной – такие продукты способны нанести значительный вред организму. Зачем вам больная печень или поджелудочная железа или необъяснимые и не поддающиеся лечению аллергические реакции.

Чем ближе еда к своему оригинальному состоянию, тем лучше для организма. Если зерновые – это простые виды хлеба, крупы и макароны, не обработанные под быстрое приготовление и не напичканные разнообразными пищевыми добавками. Если овощи и фрукты – настоящие, а не консерво-аналоги, иной раз по два-три года ждущие своего часа в железной консервной банке. Если молочные продукты – это натуральное молоко, кефир, ряженка, творог домашнего приготовления. Если мясо, рыба, птица – натуральные, а не продукты их переработки, предлагаемые в гастрономическом отделе. А если вы никак не можете без не нужной организму вкуснятины, проведите эксперимент. Съешьте ее на голодный желудок и посмотрите, понравится ли это организму. Скорее всего нет.

Мораль. Перед тем, как идти в магазин, сделайте паузу и задумайтесь о том, что вы едите.

К нам идите, к нам!

Список мы написали. А что дальше? Ведь форматов магазинов очень много – от гипермаркетов за чертой города до продуктовых палаток по соседству. Куда нам податься с нашим списком.

Для начала сделаем небольшой экскурс в основные форматы продовольственных магазинов, т.е. опишем простым языком, на что эти магазины похожи.

Гипермаркеты – это магазины гиганты, которые только на первый взгляд кажутся оазисами изобилия товаров и низких цен на них. На самом деле гипермаркет – это обычный магазин с простейшим ассортиментом базовых товаров, только размер торгового зала у него огромный, т.к. расчитан на большую покупательскую проходимость. Вы не найдете там никаких изысков – только хорошо продаваемые товары в большом количестве. Что это значит, Если в супермаркете в отделе, скажем, минеральной воды, выгладка организована по пять единиц минеральной воды одного вида, десять единиц минеральной воды другого вида… и семь единиц минеральной воды десятого вида. И все это на одном-двух стеллажах. В гипермаркете вы найдете минералки всего три-четыре вида, зато выложено это будет по два-три стеллажа на вид, чтобы покупателем было удобно брать, а гипермаркету не пришлось себе строить дополнительных складских помещений.

Формат гипермаркета удобен прежде всего для ритейлера. Построил огромный амбар, загрузил туда продуктов и давай пропускать через него толпы голодных покупателей. Такие гипермаркеты чаще всего находятся рядом с большими торговыми центрами, чтобы иметь перекрестную рекламную возможность – приехал за продуктами, потратил оставшиеся полдня на хождение по другим магазинам. И наоборот.

Что касается цен, то распространенное мнение таково, что в гипермаркете низкие цены, т.к. зарабатывают они на объемах. Действительно, цены в гипермаркете будут ниже, чем в других магазинах, во-первых, на наиболее распространенные товары, которые и так покупают много, прежде всего, из-за рекламной поддержки. И, во-вторых, цены в гипермаркете всегда ниже в первые месяцы после его открытия. Таким образом руководство гипермаркета формирует у покупателей привычку этот гипермаркет посещать. Ничего не напоминает? Второе исключение при составлении списка в предыдущем разделе.

Плюсы гипермаркета – если у вас большая семья, питаетесь вы просто и у вас есть возможность покупать продукты раз в неделю, лучше в будний день, рано утром, да еще и ехать туда на машине, то гипермаркет может быть для вас удобен. Лучше, если покупки будет делать один человек согласно заранее составленному списку. Тогда можно обойтись меньшим злом. В субботу или воскресенье, на наш взгляд, лучше найти для себя более интересное занятие, чем полтора часа толкаться в торговом зале, стоять в очереди по сорок минут и обязательно попасть в пробку по дороге домой. Стоит ли тратить полдня выходного на покупку продуктов питания, решать вам.

Минусы – если семья у вас небольшая, вы предпочитаете еду поразнообразнее или работаете вы по 24 часа в сутки, в гипермаркете вам делать нечего. Ассортимент гипермаркета ограничен, цены еще следует сравнить с ценами в магазинах по соседству, время на покупки будет затрачено значительное.

Да и если вы любите простую пищу, денег на еду предпочитаете тратить по минимуму, недавно вышли на пенсию и живете в одиночку, охота вам ехать за тридевять земель, чтобы привести отнюдь не цветочек аленький, а буханку хлеба, триста грамм колбасы и замороженную курицу. Провести это время в парке по соседству гораздо приятнее.

Супермаркет. Супермаркет отличается от гипермаркета как красочная книжка с картинками отличается от листа ватмана с чертежем шурупа в разрезе. Строят супермаркеты в черте города, торговая площадь у них меньше, запасы товара хранятся на складе, ассортимент значительно разнообразнее.

Главное при работе супермаркета – это его имидж или позиционирование. Т.е. супермаркет своим внешним видом, ассортиментом товаров, ценами, а также стандартами обслуживания будет говорить о том, для каких покупателей он предназначен.

Например,

– наш супермаркет для деловых людей с высоким уровнем доходов, очень много разных товаров, прежде всего деликатесных импортных, персонал сверхвежливый, а в кассу очередей нет. Фасад у нас оформлен так, что просто так и не зайдешь. Да и не нужен нам никто «просто так», т.к. цены у нас такие высокие, что только наш покупатель может себе их позволить. Т.к. мы не просто продаем продукты питания, а даем возможность нашему лишний раз сказать про себя «я успешный и знаменитый», «я особенный». А возможность эта просто так не дается. Хотите такую возможность – заплатите, плиз.

– наш супермаркет открытый, дружелюбный и расположен по соседству с вами, в нем удобно делать покупки всей семьей. Цены у нас средние, зато мы проводим разные лотереи и конкурсы, у нас плазменная панель в торговом зале висит, детский уголок присутствует, а по праздникам мы устраиваем концерты на пятачке перед входом, чтобы вам в наш супермаркет было приходить интересно и весело. Кстати, этими «средними ценами» вы как раз и платите за возможность провести в таком супермаркете время. А, проводя в супермаркете время, вы покупаете больше и денег тратите больше. У вас есть такой супермаркет в районе?

– наш супермаркет – возможность сэкономить ваши деньги. И вообще, мы не супермаркет, а дискаунтер. У нас такие низкие цены, что вам к нам и только к нам. Были в таком? Купили чего-нибудь? Может и купили. А может и задумались, что бесплатный сыр он в только в мышеловках. Низких цен просто так не бывает. Такая возможность достигается либо на особых контрактах с поставщиками (но тогда проходимость у дискаунтера должна быть как у гипермаркета, т.е. товара должно покупаться ну очень много). Либо на потере качества товара (например, до окончания срока годности консервов осталось пару дней, а шашлык в пластиковом ведре маринуется в торговом зале с неделю). Есть еще третья возможность устанавливать низкие цены – когда торговый процесс отлажен так, что издержки магазина сведены к минимуму. Но такую возможность мы, например, встречали только в западных дискаунтерах, которые по праву носят это название.

Конец ознакомительного фрагмента.