Вы здесь

Актерское мастерство: самоучитель-справочник. Дела и взаимоотношения (Д. А. Шевчук)

Дела и взаимоотношения

Наступающий в борьбе, исходя из своих интересов, добивается какой-либо цели, связанной с партнером. Но иногда партнер ведет себя так, что несоответствие его фактического поведения представлениям о том, как он должен был бы себя вести, настолько значительно, что оно, это несоответствие, делается важнее того, из-за чего оно обнаружилось. Тогда борьба может продолжиться, но предметом борьбы будут являться взаимоотношения с партнером, которые нужно изменить в ту или иную сторону.

Наступления в борьбе из-за взаимоотношений мы будем называть позиционными, в отличии от всех других случаев наступления и обороны, которые можно назвать (условно, конечно) деловыми.

В борьбе за взаимоотношения предметом и темой ее являются не поступки партнера, а общая исходная позиция, – та, которую он должен занимать, но которую он не занимает (или занимает недостаточно ясно, прочно, определенно).

Наступления за всякий другой предмет, развиваясь, идет ко все большей конкретности предмета, а наступление за изменение взаимоотношений – ко все большим обобщениям… наступающий добивается не действий определенного конкретно-предметного содержания, а определенного качества действий.

Богатство, яркость, убедительность аргументации позиционного наступления – в обилии и конкретности фактов, которыми можно обосновать необходимость для партнера изменить его позицию.

В повседневном обиходе зачастую не ясно – то ли люди заняты делом, то ли взаимоотношениями; их поведение засорено ничтожными позиционными претензиями, на которых они, впрочем, не настаивают… Но как только цель борющегося проявится с достаточной определенностью – тут же обнаружится принадлежность ее либо к деловым, либо к позиционным.

Все разнообразие возможных наступлений, исходя из предмета борьбы, можно разделить на следующие разновидности: Деловые, к особенностям которых относится все, описанное в предыдущем разделе, Позиционные и Промежуточные, или Выяснение отношений. Последние возникают, когда отношение партнера к наступающему неизвестно, и это является серьезным препятствием для ведения дальнейшей борьбы.

Позиционные наступления в свою очередь делятся на две разновидности, в каждой из которых можно выделить по два типа:

Удалять от себя партнера. Наступающий стремится увеличить дистанцию между собой и партнером; для этого он указывает партнеру на то, что не совпадает в интересах, правах, обязанностях и пр. его и партнера. Предпосылкой наступлений этого типа являются представления о том, что партнер ведет себя не так, как следовало бы, ибо претендует на то, что не может, не должен, не имеет права претендовать. «Удалять» можно унижая партнера или возвышая себя

Приближать к себе партнера. Наступающий стремится сократить дистанцию между собой и партнером; для этого он указывает партнеру на совпадение интересов, прав, обязанностей и пр., своих и партнера: партнер не видит, не понимает, игнорирует, недостаточно учитывает или совсем не учитывает близость, долженствующую существовать между ним и наступающим. «Приближать» можно возвышая партнера или унижая себя

Унижать партнера – «ставить на место»

Наступающий указывает партнеру на то, что тот не имеет права, оснований находиться на занимаемой им позиции… наступающему необходимо в короткий срок круто «повернуть мозги» партнера и увидеть этот поворот; партнер настроил их «не в ту сторону», и поэтому доверять ему что-то осмысливать и додумывать без надзора нельзя… Наступление «ставить на место» всегда тяготеет к прямолинейному, т. е. к наступлению за настоящее. Промедления, возражения, лавирования, увертки или, того, хуже, попытки перейти в открытое контрнаступление – каждый контрход партнера наступающий стремится немедленно подавить воздействием значительно сильнейшим, ни в коем случае не входя в обсуждение возражений партнера по существу, то есть не уступая ему инициативу.

Наиболее характерными общими признаками наступлений «ставить на место» являются… навязывание инициативы и, следовательно, внимание, прикованное к партнеру, а в дополнение к ним – пристройки «сверху»; в словесных воздействиях – преимущественно повышение голоса… как предупредительная мера против возможной попытки партнера захватить инициативу… четкости оценок, в быстроте и резкости движений – широких или, наоборот, скупых.

Возвышать себя

Наступающий указывает партнеру не на то, что тот не таков, каким должен быть, а на то, что сам наступающий не таков, каким его представляет партнер… наступление «за будущее». Партнеру должно быть предоставлено время, чтобы сделать вывод из того, что сообщает ему о себе наступающий. Последнему важно, чтобы партнер оценил по достоинству значение сообщаемого, а оно всегда больше самого сообщаемого.

Для наступлений этой разновидности характерны: максимально возможная освобожденность мышц, скрывающая и нейтрализующая телесную мобилизованность; способы словесного воздействия, затрагивающие воображение партнера (такие, в которых присутствуют словесные действия «удивлять» и «предупреждать»); а в развитии наступления – средства по большей части сложные, тонкие, а именно, укрупнение фразы, уярчение ее композиции и разнообразие способов словесного воздействия.

Возвышать партнера – «призывать к себе»

Наступающий добивается более верных представлений партнера о самом себе… стремится доставить ему удовольствие своим пониманием его исключительных достоинств. Партнер обладает чем-то, что другие – все, кроме наступающего, – либо вовсе не видят, либо видят недостаточно ясно и чему они не придают должного значения. Эта исключительность в глубине и тонкости понимания достоинств партнера дает наступающему основания для чисто духовной близости. Поэтому такое наступление тяготеет к борьбе «за будущее».

Призывать партнера «к себе» – значит считать себя сильнее или, во всяком случае не слабее его… призывающий стремится распоряжаться инициативой, а не только пользоваться ею… пользоваться средствами воздействиями самыми простыми – теми, что диктуются доверием и прямотой… но в них почти всегда присутствует адресование воображению партнера («удивлять»)… наступающему нужно не столько повышение и усиление звука, сколько образы, сравнения, метафоры… Развитие такого наступления выражается во все большей и большей рельефности лепки все более многозначительных фраз, со все более отчетливо подразумеваемыми обобщениями в каждой последующей.

Унижать себя – «идти к партнеру»

Наступающий приспосабливает себя к предполагаемым представлениям партнера о должных взаимоотношениях… Наступления этой разновидности тяготеют к борьбе «за настоящее». Партнер должен отказаться от какого бы то ни было недоверия… надо предвосхищать любые его суждения и выдавать их как свои собственные категорические утверждения.

Для успешного продвижения к цели наступающему нужно внимательно следить главным образом не за тем, что говорит ему партнер, а за тем, нравится или не нравится ему то, что делает он, наступающий. Если партнеру что-то не нравится, то нужно угадать, что именно, и, забежав вперед, угодить ему.

Наступающему нужно практически разрешить логически неразрешимое противоречие: принудить повинуясь; он «идет к партнеру» и давит на него; угождает ему, но и вытягивает из него доверие. Поэтому чем настойчивей наступает унижающий себя, тем острее он ощущает это противоречие. Отсюда – характер ритма и обострение его в развитие наступления.

Выяснение отношений

Наступления этого типа возникают, когда отношение партнера к наступающему неизвестно, и это является серьезным препятствием для ведения дальнейшей борьбы… это ряд коротких «проб»; пока оно длится, каждая дает недостаточно точный результат; получаемые сведения могут быть ясны в предметно конкретном смысле, но наступающему нужна ясность той общей позиции, которая лишь частично проявляется в этих сведениях… Отношения действительно выясняются, если каждая «проба» делается с учетом результатов предыдущей…Оно выражается в непрерывном внимании к партнеру – не столько к его словам, но и к тому, как они произносятся, как партнер слушает, думает, молчит. Поэтому выясняющий осторожно пользуется инициативой; он больше предоставляет ее партнеру, причем в самых широких границах и даже деликатно навязывает ее.

Деловая и позиционная борьба

Материалы темы Деловая и Позиционная борьба доступны для практического освоения после овладения навыками борьбы и связаны с расширением и закреплением умений «настойчиво добиваться целей персонажа». Разница между Деловым и Позиционным наступлением, связана с конкретизацией предмета борьбы, склонность к наступлениям того или иного типа является одним из важнейших проявлений логики поведения, характера человека, а, следовательно, его сверх-сверхзадачи. Уверенное владение предметом борьбы расширяет возможности артиста в создании сценического образа.

• Наблюдая за поведением наступающих людей, определите элементы наступления, позволяющие утверждать, что борьба ведется по поводу какого-либо конкретного дела или по поводу изменения взаимоотношений с партнером (как на уровне словесного материала, так и на уровне всех элементов воздействия).

• Деловое наступление. Учащиеся придумывают дело, связанное с партнером и составляют воображаемый план действий, а затем, в этюде, пытаются его реализовать, максимально конкретно обсуждая каждый подпункт плана, если встречают в партнере препятствия для достижения цели (для дела).

Примером плана для дела «Признаться в любви» может быть следующий:

а. Узнать, в каком настроении партнер (если в хорошем, то перейти к пункту б, если в плохом, объяснить, что причин для расстройства нет);

б. Объяснить преимущества влюбленного состояния;

в. Предупредить о негативных последствиях отказа отвечать на чувства другого;

г. Сообщить о своей сердечной склонности;

д. Выслушать ответ партнера и, в зависимости от него составить новый план действий. При отработки навыков делового наступления, следует, прежде всего, отмечать стремление наступающего держаться намеченного плана, получить или выдать в каждый момент наступления максимально конкретную, однозначную информацию и преодолеть возникающие препятствия путем разбиения их (если они достаточно сложные) на последовательную цепочку конкретных дел.

• Позиционное наступление. Учащиеся придумывают дело, связанное с партнером, выполнение которого затруднено несоответствием представлений партнера о сложившихся между вами взаимоотношениях (позиционное дело). В этюде необходимо, оставив конкретное дело, явившееся причиной обращения к партнеру, в стороне, заниматься исключительно перестройкой представлений партнера о себе, добиваясь установления нужного, «правильного» отношения.

Позиционные наступления проявляются во все больших обобщениях, избегании конкретики в борьбе, поскольку дело, на данный момент, состоит не в действиях партнера, а в отсутствующем «качестве» действий, связанном с неправильной общей позицией партнера.

• Типы позиционных наступлений. Задумав позиционное дело, определите «в какую сторону» необходимо изменить представления партнера о сложившихся взаимоотношениях и каким способом, т. е. определите к какому из четырех типов позиционных наступлений будет приближаться этюд.

В исполнении необходимо отмечать признаки соответствия или несоответствия наступления выбранному типу и добиваться максимальной ясности предмета борьбы в этюде.


Дальнейшую работу по освоению материала темы (как в теме Наступление) удобно построить на основе уже знакомого драматургического материала (можно использовать уже освоенный в предыдущих темах драматургический материал, можно взять «новые» отрывки или сцены).

• Рычаги настойчивости. Учащиеся выполняют упражнение (Подробное описание см. в теме Наступление), пользуясь только выбранным (заданным) типом наступления.

Целесообразно использовать один и тот же отрывок для отработки всех типов позиционного и делового наступлений.

• Характерный рычаг. Учащиеся наблюдают в жизни характерные рычаги настойчивости разных людей и проявление их в поведении наступающего (добивающегося своих целей) человека и используют увиденное в работе над отрывком, учитывая заданный (выбранный) предмет борьбы.

Отчетным материалом по освоению темы может являться показ одного самостоятельно (или с помощью преподавателя) подготовленного отрывка (сцены), разными исполнителями, показывающими различные варианты наступлений, в зависимости от заданных разных предметов борьбы.