Вы здесь

Актерское мастерство для чайников. Теория & практика. Актерское мастерство. Теория (Игорь Реш)

Актерское мастерство. Теория

Бодрячок – данная система упражнений способствует пробуждению тела и сознания перед занятиями. Полезно выполнять их в комплексе или же варьировать.

Медленная растяжка. Тело расслаблено, ноги на ширине плеч. Весь комплекс выполняется без каких-либо резких движений, заставляя тело медленно и спокойно проснуться.

– наклоны головы вперед, назад, влево и вправо. При выполнении чувствовать натяжение мышц шеи, обращать на это внимание.

– круговые движения плечами, затем кистями, выполнять по часовой стрелке и против часовой. Затем устроить вращения руками в таком же рисунке, а затем противоход – одна рука движется по часовой стрелке, другая против.

– наклон корпуса вперед, назад (колени прямые), влево и вправо. При наклоне вперед следите за тем, чтобы шея была расслаблена. В каждом положении нужно найти баланс, удобство, и повисеть несколько секунд, наслаждаясь тем, как растягиваются мышцы.

– вращение коленями по часовой и против часов стрелки параллельно полу.

– движения тазом вперед-назад и влево-вправо, круговые движения параллельно полу, а также «рисование» восьмерки тазом. Упражнение выполняется в полуприсяде, словно вы сидите на резиновом шаре.

– круговые движения стопами.


Растираем сначала шею, затем руки, переходим к туловищу, ягодицам и ногам. Разогреваем до теплоты.


Прохлопываем расслабленные части тела – руки, ноги, простукиваем корпус ладонями.


Встряхнуться. Исходное положение – стоя, ноги вместе, тело расслабленное. На «раз» – встаем на носочки. На «два» – опускаемся на пятки, позволяя всему организму, даже внутренним органам, встряхнуться.


Упасть под счет. Упражнение на чувствование своего тела и ритма. Задача – под счет распределиться таким образом, чтобы в финале оказаться лежащем на полу. Затем в обратном порядке – вернуться в исходное положение. Сначала счет ведется до десяти и обратно. С каждым счетом положение тела в пространстве должно меняться. Ритм счета также можно менять. Каждый раз счет уменьшается на единицу.

Данное упражнение очень нравится детям, особенно когда нужно лечь или встать на «раз-два». Также можно совершать обманки при минимальном счете («раз-два» или «раз»), например, выкрикнуть – «вспышка слева».


Двигаться в ритме музыки. Для этого упражнения нужно набрать как можно больше композиций разного жанра и характера – классика, рок, поп, джаз, дабстеп и пр. Время звучания – не более одной минуты, далее нужно переключать на другую композицию. Задача – полностью расслабиться и, независимо от танцевальных навыков, передать характер музыки в движениях. Время выполнения упражнения – от пяти до пятнадцати минут.


Двигаться вне ритма музыки. Далее – задача меняется. Услышав композицию, нужно выразить совершенно другой характер в пластике. Например, если играет «лебединое озеро», то движения должны быть ни в коем случае не балетного характера. Нужно изменить ритм, включить хаотичные или резкие движения.

Зачастую довольно сложно абстрагироваться от навязанного ритма и стиля, однако с течением времени тело начинает понимать «фишку». Данное упражнение позволяет находить новое движение энергии в заданной атмосфере игры, слышать и менять темпоритм игры.


«Белеет парус одинокий». Упражнение направлено на развитие баланса, сосредоточенности и концентрации. Все движения выполняются под чтение стихотворения Лермонтова «Белеет парус одинокий». Практически на каждое слово делается определенное движение.

Сначала разберем движение рук под счет. Исходное положение – прямо, ноги на ширине плеч.

Левая рука движется на счет «раз-два-три». На «раз» – рука вытягивается прямо перед собой. На «два» – отводится в сторону. На «три» – в исходное положение вдоль туловища. Руки в локтях не сгибаются. Попробуйте несколько раз сделать эти движения, чтобы мышцы их запомнили.

Правая рука движется на счет «раз-два-три-четыре». На «раз» – прямо перед собой. На «два» – поднимается вверх к потолку. На «три» – отводится в сторону. На «четыре» – исходное положение вдоль тела. Также несколько раз повторите эти движения.

Теперь самое интересное, нужно научиться двигать руками под счет «раз-два-три-четыре». Когда правая рука выполняет движение «четыре» (вдоль тела), левая уже выполняет счет «раз».

Затем на каждый счет следует наложить текст стихотворения. После того, как руки начали «дружить» с текстом – добавляются ноги. На каждый счет нужно делать шаг вперед.

Рассмотрим конкретный пример.

«Белеет» – руки вперед, шаг (любой ногой).

«Парус» – левая в сторону, правая наверх, шаг.

«Одинокий» – левая вниз, правая в сторону, шаг.

«В тумане» – левая вперед, правая вниз, шаг.

«Моря» – левая в сторону, правая вперед, шаг.

«Голубом» – левая вниз, правая вверх, шаг.

«Что ищет» – левая вперед, правая в сторону, шаг.

«Он» – левая в сторону, правая вниз, шаг.

«В стране» – левая вниз, правая вперед, шаг.

«Далекой» – левая вперед, правая вверх, шаг.

«Что кинул» – левая в сторону, правая в сторону, шаг (руки наконец синхронизировались).

«Он» – левая вниз, правая вниз, шаг.

«В краю» – обе руки вперед, шаг.

«Родном» – левая в сторону, правая вверх, шаг.


Таким образом нужно пройти все стихотворение до конца. Если ошибаетесь – начинайте заново. И ни в коем случае не заучивайте положение рук при строчках. Текст должен идти рядом с движениями, все внимание следует держать на руках.


«Бодрячок» является своего рода пробудительной гимнастикой. Вы можете добавлять свои упражнения, которыми пользуетесь, чтобы проснуться, привести себя в рабочее состояние. Можно даже устраивать танцевальные батлы на «бодрячке».

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

Занятия по сценической речи включают в себя целый комплекс. Сначала прорабатываются дыхательные упражнения и гимнастика, затем выполняется резонаторный массаж и после этого можно переходить непосредственно к речевой разминке и упражнениям.

Дыхательные упражнения

Правильное дыхание – когда при вдохе у вас поднимается живот, а не грудь. Грудная клетка все-таки может подниматься, но ее движения должны быть еле заметны. Именно тренируя мышцы живота – мы раскрываем свою диафрагму, чтобы вбирать как можно больше воздуха в легкие и как можно больше говорить на опоре.


Расслабление. Лягте на пол и расслабьтесь (можно использовать спокойную музыку). Успокойте свое дыхание. Через некоторое время начинайте дышать в системе «нос-рот». Вдыхайте воздух через нос, а выдыхайте через полуоткрытый рот. Затем положите руки себе на живот и умышленно надавливайте на него при выдохе, выпуская весь воздух, и ослабляя давление при вдохе. Следите за тем, чтобы живот максимально поднимался и опускался.

– Попробуйте дыхание под счет. Мысленно считая до десяти постепенно набирайте воздух округляя живот (перед началом весь воздух выдохните через рот). На счет «десять» задержите дыхание на пару секунд и также на счет порционально выдыхайте. Затем сократите счет до девяти, потом до восьми, и так до единицы – на раз полный вдох, секунда задержки и полный выдох.

Свечка. Лежа на полу, вытяните перед собой руку и сожмите в кулак, выставьте большой палец. Представьте, что он – свечка. Выдохните весь воздух, максимально вдохните через рот (следите за животом) и медленно выдувайте поток воздуха на пламя свечи. Представляйте, что пламя только слегка колышется от вашего воздуха. Повторите три раза. Затем то же самое, но теперь старайтесь сбить пламя свечи, выдыхайте воздух порционально до полного опустошения.

Комары. Наберите максимально воздуха и короткими порциями старайтесь сбить летающих комаров вокруг вашей головы, выдыхайте весь воздух. Повторите упражнение три раза, следите за тем, чтобы ваш живот колыхался вместе с вашими короткими выдохами. Помогайте себе ладонью, надавливая на пресс. Голова при этом находится в прямом положении, тело расслаблено.

Ха-ха. Встаньте на ноги. Максимально нагнитесь вперед, рука на животе. Выдохните весь воздух, затем максимально вдохните. Выдыхайте воздух через рот, при каждом выдохе говорите «ха», при этом помогайте себе ладонью, сознательно колыхайте пресс.

При этом упражнении мышцы живота сдавлены, диафрагма уменьшена. И сознательное «распирание» воздухом изнутри тренирует ее мышцы.

Ниндзя. Встаньте прямо у стены, наметьте себе конечную цель маршрута по прямой, например – противоположная стена. Уберите весь воздух. Максимально согните ногу в колене (делая при этом глубокий вдох), сделайте выпад (шаг) вперед и вытяните перед собой руку с выставленным пальцем. Выдохните медленно весь воздух на этот палец. Повторите таким образом следующий шаг.

Ваше передвижение должно быть не грузным. Двигайтесь так, словно крадется ниндзя и на каждом шаге контролирует свое дыхание. Причем – если вы делаете шаг левой ногой, то вперед выкидывайте правую руку. Это не только тренировка дыхания (при сгибании колена и вдохе диафрагма сокращается), но и проверка вашей координации и пластики (основы сцендвижения).

Насос и мячик. Учащиеся разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. Один из них назначается насосом, другой мячиком. Задача – накачать мяч воздухом и по сигналу преподавателя (хлопок в ладоши) мячики должны сдуться. Исходное положение – лицом к лицу, на расстоянии полутора метров, ноги на ширине плеч, руки свободно располагаются вдоль туловища, воздух весь убирается через рот. На счет «раз» насос делает резкий вдох через нос, слегка отклоняется и прижимает руки, согнутые в локтях и сжатые в кулаки, к груди. На счет «два» – насос делает резкий выдох через рот, при этом наклонятся максимально вперед, выпрямляет руки и пальцы; мяч делает короткий вдох через рот. Накачивание продолжается до тех пор, пока насос не увидит, что мяч полон. При этом мяч при каждом вдохе должен слегка разводить руки и приподниматься на цыпочки. После выполнения упражнения, учащиеся меняются ролями.

Обними комнату. Данное упражнение направлено на расширение грудной клетки. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки прямо перед собой ладонями внутрь. На счет «раз» весь воздух убирается через рот, живот «уходит» во внутрь. На счет «два» делается резкий вдох через нос и руки раскидываются широко в стороны, как будто вы хотите объять необъятное, дотянуться кончиками пальцев до стен, оставаясь на месте. Через две-три секунды воздух выпускается, руки опускаются. Выполнять пять раз.

Дотянись до неба. Те же самые цели, что и в упражнении выше. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. На счет «раз» убирается воздух. На счет «два» – руки резко взмывают вверх, голова смотрит вверх при резком вдохе через нос. Через три секунды – расслабление. Повторить пять раз.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Дыхательная гимнастика Стрельниковой – неотъемлемая часть актерских тренировок. Сочетание короткого вдоха через нос и пассивного выдоха через рот с физическими упражнениями, сдавливающими весь дыхательный аппарат дает хорошие результаты. Мы развиваем таким образом диафрагму, прочищаем дыхательные пути, снабжаем кислородом весь организм. Кроме того, такая гимнастика является профилактикой простудных и сердечных заболеваний.


Рекомендую перед выполнением упражнений сделать легкую разминку, дабы не навредить себе, выполняя энергичные движения. Разомните шею, плечи, руки, поясницу, ноги. Разминку делайте не торопясь, потягивая суставы и мышцы на столько, на сколько можете.


Для начинающих рекомендую выполнять упражнения «восьмерками» (восемь раз). Один заход – это вдох и выдох. Вдох делайте резко через нос (губы сомкнуты), как будто шмыгаете. Выдох относительно спокойный через разомкнутый рот. Перед каждым упражнением делается выдох, нужно убрать весь воздух из живота.

Перед выполнением упражнений советую посмотреть видео в интернете с этой гимнастикой, чтобы понять механику выполнения.


Маленький маятник. Исходное положение – руки опущены, ноги на ширине плеч, голова прямо, тело расслаблено. На вдохе голова опускается на грудь, выдох – голова прямо. Вдох – голова откидывается назад, выдох – голова прямо.

Болванчик. Исходное положение то же самое, что и в первом случае. Вдох через нос – голова наклоняется к левому плечу. Выдох через рот – голова прямо. Вдох через нос – голова наклоняется к правому плечу, выдох – прямо. Следите за тем, чтобы ваши плечи оставались расслабленными и не поднимались.

Ножницы. Исходное положение – голова прямо, ноги на ширине плеч, руки слегка скрещены и согнуты в локтях. Начинаем сужать грудную клетку резкими махами руками, как будто хотим себя обхватить. Вдох – руки скрещиваются, выдох – исходное положение. Одно из самых энергичных упражнений.

Погончики. Исходное положение – ноги на ширине плеч, голова прямо, руки чуть согнуты в локтях и кулаки прижаты к бедрам. Вдох – руки резко опускаются прямо вниз, мышцы напрягаются, плечи приподнимаются и встряхиваются вместе с верхней частью грудной клетки. Словно вы отжимаетесь от пола. Выдох – исходное положение.

Кошечка. Исходное положение – руки перед собой согнуты в локтях и расслаблены, ноги на ширине плеч. Вдох – слегка приседаем, поворачиваемся корпусом назад, хватаем руками воображаемую мышь. Выдох – возвращаемся в исходное положение и резко встряхиваем руками (выбрасываем мышь). На второй вдох поворачиваемся в другую сторону.

Большой маятник. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки слегка прижаты к бедрам. На вдохе сгибаемся корпусом вперед (поклон), выдох – исходное положение. Вдох – отклоняемся назад, выдох – исходное положение. Не старайтесь делать быстро это упражнение.

Большой маятник и ножницы. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки перед собой согнуты в локтях. Вдох – наклон вперед и обхватываем себя руками. Выдох – исходное положение. Вдох – наклон назад с резким обхватом рук, выдох – исходное положение.


Постепенно, когда привыкните, увеличивайте количество подходов в двое. Восемь, шестнадцать, тридцать два и шестьдесят четыре раза. Если при выполнении упражнений начинает слегка кружиться голова и появляется ощущение ментола в носу – значит вы все делаете правильно.

Большинство упражнений и разминок по сценической речи делаются до легкой боли, через усилие. Как на физических тренировках. Ведь когда мы качаем мышцы в спортзале, то после тренировки чувствуем характерную легкую боль.

Все стремления стать лучше, сильнее, ярче, качественней – проходят через легкую боль.

Вибрационный массаж

Вибрационный массаж предназначен для того, чтобы мы размяли свои резонаторы – те части тела, которые при разговоре у нас вибрируют. Чем лучше они развиты – тем богаче и насыщеннее у нас голос.


Для начала следует проверить, насколько у вас работают резонаторы. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Уберите весь воздух, затем вдохните как можно больше и начинайте произносить звук «м». Представляйте, что звук выходит у вас из груди и заполняет всю комнату, прикладывайте всю силу, звучите громко и густо. Мычите, пока не выйдет весь воздух без остатка. В процессе выполнения этого упражнения приложите руку к груди, к зоне между лопаток и к темечку. Именно эти три места и являются нашими резонаторами. Ощутите вибрации в этих местах, на сколько они сильны. Если таковых не ощущаются, значит данная зона не разработана, сила вашего голоса достаточно слаба. Массаж этих зон будет проводиться короткими ударами кулаков и пальцев.


Грудь. Выдохните весь воздух через рот, вдохните, начните издавать звук «м» и наносите короткие удары по своей грудной клетке, словно маленький кинг-конг. Звук посылайте из груди, не забывайте про силу.

Спина. Уберите весь воздух, наберите, начните издавать звук «р» и наносить короткие удары по спине, зона под лопатками, пока не выйдет весь воздух. Звук посылайте через спину, назад. Если вы выполняете упражнения не один – попросите партнера помочь вам. Произносите тот же самый звук, а партнер пусть совершает короткие удары по вашей спине в зоне между лопатками. Затем отомстите партнеру.

Очень круто проходит это упражнение, когда вы работаете с группой учеников. Ведь они все могут встать паровозиком и «простучать» соседа спереди.

Голова. Уберите весь воздух, наберите как можно больше в живот и произносите звук «н», посылая его через голову, представляя, что вы водосточная труба. При этом совершайте серию коротких четких ударов пальцами по темени. Если вы девушка и у вас маникюр – придется выполнять упражнение костяшками пальцев.


После всех этих «простукиваний» проверьте еще раз, как у вас звучат резонаторы. Уже после первых упражнений можно заметить разницу. Полезно выполнять их перед публичным выступлением – снимает зажимы, волнение и тренирует громкость.

Мимическая разминка

Данные упражнения полезно выполнять перед публичным выступлением и для расслабления мышц лица. Также для большего развития мимических мышц, что позволяет отражать эмоции на нашем лице.


Расслабляющий массаж. Кончиками пальцев обеих рук, слегка надавливая, от центра лба, по щекам и к подбородку разглаживаем наше лицо. Мышцы при это все расслаблены, никаких напряжений. Затем те же самые манипуляции от переносицы. Далее простукиваем кончиками пальцев верхнюю губу и нижнюю. И не забудьте помять шею сзади.

Кривляние. Сядьте спокойно напротив зеркала и устройте на своем лице полный хаос. Следите за тем, чтобы все части лица принимали активное участие в движение – брови, глаза, губы, нос. Кривляйтесь от души в течении трех-пяти минут.

Кидаем рожи. Данная разминка хорошо проходит в коллективе. Все встают в круг. Произвольно любой человек строит на лице «рожу», снимает ее рукой (лицо мгновенно успокаивается) и кидает «рожу» любому другому человеку. Тот в свою очередь мгновенно отыгрывает попадание на лицо «рожи», снимает ее и кидает другому человеку. В процессе перекидывания фиксировать кривляние не обязательно. Главное – мгновенно отразить попадание «рожи» на лицо и отнестись к упражнению максимально серьезно. Чем серьезнее вы будете выполнять упражнение, тем веселее будет.

Асимметрия. Находясь перед зеркалом мысленно делим лицо вертикально на две половины. Сначала стараемся шевелить мышцами лица только левой половины, затем только правой.

Под счет. На счет раз всеми мышцами лица показываем удивление – приоткрываем рот, выпучиваем глаза, поднимаем брови, раздуваем ноздри. На счет два показываем злобу, хмуримся, собираем все лицо в одну точку у носа, подтягиваем туда брови, губы. На счет три показываем сумасшедшую улыбку – растягиваем уголки губ к ушам, обнажаем зубы, прищуриваем глаза. В каждом положении лицо должно находиться около трех секунд.

Артикуляционная разминка

После того, как мы размяли мышцы лица – переходим к области рта (губы, язык, щеки).

Трубочка-улыбка. На счет раз губы собираются в трубочку, слегка выворачиваются наружу, образуя что-то вроде присоски. На счет два губы резко растягиваются в улыбке, уголки рта стремятся к ушам. В каждом положении рот находится около трех секунд, проделывать десять раз.

Часто говорю при выполнении этого упражнения, что оно поможет девушкам делать красивые селфи, то есть – правильно надувать губки.


Рисуем цифры. Делаем из губ трубочку и рисуем в воздухе с помощью нее цифры от одного до девяти, затем даем секунду передышки и пишем также в воздухе прописью свое имя. Можно порисовать простые геометрические фигуры. Следите за тем, чтобы голова во время упражнения не шевелилась.


Трактор. Размятые губы немного устали, их нужно успокоить. Пофырчите как трактор, сначала без звука, потом со звуком. Зубы при этом сомкнуты.


Лошадь. Поцокаем с помощью рта, имитируя звук шагающей лошади. Следите, чтобы челюсть при этом опускалась широко вниз, словно мы хотим откусить пол-арбуза.


Часики. Разминка для языка. На счет раз – язык высовывается влево и стремится к левому уху. На счет два – резко вниз, стараемся достать языком до пола. На счет три – тянем язык к правому уху. На счет четыре – стараемся дотянуться до кончика носа, помогая себе нижней челюстью. Проделать не менее пяти раз, меняя ритм счета. Голова при этом остается в прямом положении.


Чистка. Кончиком языка надавливаем на десны и совершаем по ним круговые движения по часовой и против часовой стрелки, словно мы вычищаем рот от остатков пищи.


Съедобный язык. В перерывах между упражнениями на язык полезно расслабить его – покусать несколько раз его по все длине, язык при этом должен появляться и исчезать.


Уколы. Рот раскрыт, но губы сомкнуты. Десять раз, быстро двигая языком, совершайте попеременно уколы то в одну, то в другую щеку.


Трубочка-иголка. На счет раз язык высовывается резко вперед, кончик острый, как иголка. На счет два язык превращается в плоскую лопату. На счет три стараемся свернуть язык в трубочку. На счет четыре язык убирается во внутрь и загибается внутрь глотки максимально, тянется при этом уздечка.

Речевые упражнения. Слоги и буквосочетания

Переходим непосредственно к начинке сценической речи – работа с речевым аппаратом и его артикуляцией. Практически для всех упражнений вам понадобится винная пробка, не пластиковая от шампанского, а именно такая, в которую можно впиться зубами. В театральных институтах советуют приделать к ней веревочку и носить всегда с собой на шее, чтобы в любой удобный момент тренировать свою дикцию.


Всем тренировкам, даже сценической речи, нужно уделять определенное время практически каждый день, если вы хотите улучшить качество своей речи.


Первое, что нужно вам запомнить – это порядок гласных звуков. А-О-У-Э-И-Ы. На основе этого порядка строятся практически все упражнения, к гласным добавляются согласные.


Каждое упражнение сначала проговаривайте с пробкой во рту. Устанавливайте ее на удобную длину в горизонтальном положении основанием внутрь и зажимайте зубами. Когда навостритесь – можете попробовать поставить ее вертикально. Не забывайте про артикуляцию – ваши губы и язык должны двигаться достаточно активно, особенно губы, чтобы можно было услышать четкие звуки.


В каждом упражнении есть определенный ритм произношения, найдите его, почувствуйте. Каждый слог нужно произносить словно вы забиваете голосом гвозди. Можете помогать себе рукой, добавляя импульсивности.


– Парные согласные.


Ба-па, бо-по, бу-пу, бэ-пэ, би-пи, бы-пы.

Да-та, до-то, ду-ту, дэ-тэ, ди-ти, ды-ти.

Га-ка, го-ко, гу-ку, гэ-кэ, ги-ки, гы-кы.

За-са, зо-со, зу-су, зэ-сэ, зи-си, за-сы.

Ва-фа, во-фо, ву-фу, вэ-фэ, ви-фи, вы-фы.

Жа-ша, жо-шо, жу-шу, жэ-шэ, жи-ши, жы-шы.


– Удвоенные согласные.


Бабба, боббо, буббу, бэббэ, бибби, быббы.

Вавва, вовво, вувву, вэввэ, вивви, выввы.

Гагга, гогго, гуггу, гэггэ, гигги, гыггы.

Даддо, доддо, дудду, дэддэ, дидди, дыдды….


Таким образом пройдитесь по всем согласным алфавита – ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.


– Простые буквосочетания.


Бра-бря, бро-брё, бру-брю, брэ-бре, бры-бри.

Дра-дря, дро-дрё, дру-дрю, дрэ-дре, дры-дри.

Гра-гря, гро-грё, гру-грю, грэ-гре, гры-гри….


Таким образом пройдитесь по всем согласным алфавита – ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.


– Сложные буквосочетания.


Птка-птко-птку-пткэ-птки-пткы.

Тпка-тпко-тпку-тпкэ-тпки-тпкы.

Кпта-кпто-кпту-кптэ-кпти-кпты.

Конец ознакомительного фрагмента.