Начало профессии
1. Поступление в ВУЗ
Итак! Сейчас мы с тобой начнем разгребать то, что до этого было лишь тайной посвященных…
2. Вопрос полезности: нужно ли настоящему таланту «официальное» образование?
«Людям, решившим действовать, обыкновенно бывают удачи; напротив, они редко удаются людям, которые только и занимаются тем, что взвешивают и медлят».
Кто-то, возможно, меня за такую статью захочет поставить к стенке, кто-то посмеется, кто-то скажет, что я это не серьезно. Но я не хочу здесь строить воздушные замки и рассказывать о том, что «принято» говорить во всех основных кругах, что-мол без высшего и официального образования сегодня никуда. Это миф! Это уже давно все не так. Потому как мы живем в век гипер-информативности, и любая информация обновляется сейчас очень быстро. Как это отражается на официальном театральном образовании?
Прошу вас просто посмотреть вокруг- много ли ваших друзей и знакомых, которые не имеют высшего образования в той сфере которой они занимаются, и преуспевают в ней только потому, что они упорны, целеустремленны, и умеют находчиво мыслить?
В сфере театрального образования сейчас творится тоже самое, что и в всем остальном. Вроде везде обучают правильно. везде одно и тоже, везде одни и те же постулаты системы Станиславского. А теперь посмотрите вокруг- почему везде столько «свежевыпеченных» актеров, а по настоящему мастерами и творческими индивидуальностями из них становятся единицы?
Есть несколько простых вещей.
Во первых, в мире больше всего ценятся навыки а не просто знания и небольшая практика в институте. Если посмотреть на многих выдающихся деятелей сцены и кино, то вы увидите, что у многих из них НЕТ официального образования, ибо они получали весь свой опыт в реальной практике на сцене и в кино. Вот примеры из зарубежных- Леонардо Ди Каприо, Дениэл Редклиф, Джонни Депп, Стивен Спилберг, Шайя Лабеф, Эмми Адамс, Морган Фримен!
Из отечественных – Иннокентий Смоктуновский, Семен Фарада, Михаил Чехов.
Отсутствие так называемого «официального» образования, не помешало им взойти на Олимп сцены и кинематографа. Конечно, я сейчас не пропагандирую вас напрочь отказаться от театрального образования, но также, я вас призываю подумать очень внимательно, так как, это ваш выбор, и вам с ним идти по жизни.
Ведь очень часто (и это уже стало своеобразной шуткой) когда молодые, вчерашние выпускники театральных училищ и ВУЗов, приходят в театр, то им почти сразу прямо говорят-«Забудьте все чему вас учили там, сейчас вы будете учится реальному ремеслу.».
Снова вопрос- так стоило ли тратить время и силы на ВУЗ, вместо того, что бы сразу на практике освоить все хитрости и практические навыки в «реальном бою»?
Вопрос о полезности официального образования (не только театрального) сейчас актуален как никогда. А исторические примеры людей, которые преуспели вопреки отсутствию корочки, до сих пор ширится. Альберт Эйнштейн, Томас Эдиссон, Рэй Бредбери, Олег Тиньков, Сильвестр Сталоне, Арнольд Шварцнегер, и список можно продолжать и продолжать.
Говорят, что каждый человек от рождения, от природы является гением. Не в чем- то конкретно, просто гением. Но что происходит со временем? Что с нами делает официальное образование вначале в школе, а потом и в институте?
Прежде чем отвечать на этот вопрос, я предлагаю вместе с вами разобрать природу гениальности и О.О (официального образования). Гениальность и абсолютное творческое сознание ума – если точнее, это особое сочетание фантазии, интуиции, работы мозга и творческих процессов, работающих в абсолютно свободном полете. Гениальность не ограниченна ни чем.
Человек способен добиться всего, что способно родится у него в мозгу
Это простая формула гениальности. Ведь действительно, все что мы сейчас имеем, было когда то создано такими же простыми людьми. Это все казалось фантастикой, но ведь это родилось у кого-то в мозгу, и в результате стало явью.
А теперь в чем суть О.О? Официальное образование, по своей структуре является четкой системой подачи информации. И как и любая система, оно не рассчитано на людей с творческим полетом фантазии, так как это за рамками любой системы. В плане театрально сценического образования ситуация примерна похожая. Константин Сергеевич Станиславкий создал гениальную систему подготовки актеров и актерского аппарата к творческой деятельности на сцене. НО! Опять же он создал систему. И как и любая система – она способна что-то выстроить, но и многое отсечь, поставить в определенные рамки- Что можно, а что нет, что правда жизни, а что не правда жизни?
Но ведь истинное творчество это всегда полет, свобода, это всегда за пределами любой системы. Истинное творчество не знает границ и рамок. К примеру, гениальность Иннокентия Смоктуновского многие объясняли тем, что у него не было официального образования, и таким образом его природа сама сабой адаптировалась, сугубо индивидуально, не ограниченная ни какими правилами и рамками. В результате он всегда оказывался на несколько уровней выше, глубже, естественней и правдивее своих коллег по ремеслу. Он действительно жил, а не существовал на сцене и в кино, используя методики и правила, которые навязывают в училище.
И снова вопрос, который я задал вам в начале этой главы, который задаю себе постоянно. Нужно ли настоящему таланту официальное образование? Хочу, что- бы вы задали сами себе, и нашли наиболее правильный вариант для себя, какой бы он ни был. Это будет сугубо ваш вариант, и он будет для вас наиболее правильным. Запомните, что как сказала Алиса Фрейндлих -«Талант, это 10 процентов успеха, а остальные 90 процентов, это практика и упорство».
На мой взгляд, это очень точное высказывание, и от себя я бы хотел добавить и чуть перефразировать:
Гениальность это талант, помноженный на сто процентов упорной работы, доведенной до совершенства
Каждый из нас выбирает свой путь. Я призываю вас выбрать свой. Не тот, который говорю вам я. Не тот, который рекомендуют вам все кто вас окружают. А тот, который подсказывает вам ваше сердце, ваш внутренний гений. Ведь, по сути, гениальность это частичка бога в каждом из нас. Пусть бог подскажет наиболее верный путь для вас.
3.Подготовительная студия или частная школа – что выбрать?
У некоторых часто возникает вопрос, когда они готовятся поступать в театральное училище, что выбрать – подготовительные курсы при самом институте, или подготовится в частной студии? Вопрос сложный, так как точного и эффективного ответа на него нет. Каждый из вас должен выбрать то, что ему ближе, или что он считает более правильным для себя.
Студий полно и все они учат по своему, где то лучше, где то хуже. А в студии при самом ВУЗе вроде все более удобно – есть больше шансов, что удастся поступить более легким способом и легче пройти все отборочные этапы. И педагоги тебя уже знают, и место уже более привычное. Но здесь есть несколько пунктов, о которых необходимо знать.
Цена. Подготовительные курсы при самом ВУЗе стоят в среднем дороже, чем в частной студии. Самым главным вещам вас там особо не научат (во первых мало времени, во вторых сама программа подготовки не рассчитана на полноценную прокачку). Максимум вам дадут примерные поверхностные азы для того, что- бы вы могли достойно пройти прослушивание. То есть, то, что вы получите, вы можете получить и в частной студии, и цена будет примерно такой же, или даже ниже.
Гарантия поступления. То, что вы пройдете, курсы при ВУЗе, не дает гарантии, что вас примут с легкостью, как «своего». Далее суть в том, что готовясь на курсах при одном ВУЗе, вас могут не принять в другом, так как у основных ВУЗов есть определенное соперничество, и вроде учат везде одному, но при этом есть различия. И именно эти различия часто мешают поступить. Допустим если вы готовились на курсах при ГИТИСе, а поступаете в Щукинское училище, где преимущественная школа Вахтангова, то вас могут взять из-за несоответствия тому, что пропагандирует данная школа.
А теперь же, если рассматривать обучение в частной школе, то там есть возможность получить некие основные азы того, что нужно делать и чем владеть на начальном уровне, что- бы можно было прослушиваться во все заведения, и цена там за частую даже ниже, чем при ВУЗе.
Но как я уже сказал, что каждый выбирает наиболее удобный для себя вариант. Прежде чем вы начнете действовать, прикиньте все варианты, рассмотрите все что найдете, и только после этого выбирайте. Отыщите для себя несколько вариантов, а затем сократите их до минимума. Найдите других людей, которые уже в этой профессии, или уже учатся там, где вы хотите быть. Узнайте у них, как они действовали, что у них сработало, и на основе всего выбирайте свое направление движения.
4.Плюсы и минусы разных студий
«Слава – в руках труда».
Хорошо! Я вас понимаю, и вы решили выбрать в качестве альтернативы официальному образованию, обучение в частной студии. Сейчас есть из чего выбирать в этом направлении. Студий и различных театральных школ сейчас очень много, и с каждым годом их прибавляется еще больше.
К сожалению, они не имеют ничего общего с официальным образованием в больших театральных ВУЗах. Хотя там в качестве наставников и педагогов часто преподают большие мастера и деятели сцены. И да! Там выдают такие же (хорошо, пусть не такие) свидетельства и аттестаты, об окончании актерских курсов.
Но если вы думаете, что с такими аттестатами и дипломами вам удастся попасть на крупную профессиональную сцену, то вы сильно ошибаетесь. Есть конечно шанс, что вы понравитесь режиссеру или художественному руководителю. Но многие из них до сих пор сильный упор делают на то, ЧЕЙ у вас аттестат или диплом, ЧТО вы закончили, У КОГО учились.
Еще со времен Советского Союза система не сильно изменилась в этом плане. Суть в том, что большинство студий, направлены на ведение курсов по актерскому мастерству для людей, у которых в планах не заниматься сценой профессионально. Им это нужно только для того, что- бы стать уверенней в себе, применять в жизни активное саморазвитие. Основная аудитория таких студий это – менеджеры разного звена, консультанты, продажники, бизнесмены, и наконец просто любители, которым хочется попробовать себя на сцене.
В таких студиях вы можете получить примерные базисы, и подготовится к поступлению непосредственно в крупный театральный ВУЗ, и это при условии, что вас там не <<подпортят>>. В следующей главе я объясню «почему».
На что вам стоит обратить внимание, если вы намерены начинать свой путь с отдельной студии (мой путь, кстати, начинался точно так же).
Перво-наперво посмотрите сколько уже существует студия- если менее 10 лет, можете смело смотреть дальше. 10 лет, это минимальный показатель живости на рынке данной организации.
Обратите внимание на то, кто преподает в данной студии- кто там педагоги, их биографии, что закончили, что ставили. Чем крупнее будут их заслуги, тем больше может быть к ним доверия, как к действительно опытным и знающим свое дело людям.
А дальше все в ваших руках. Начните с отдельной студии, так как она даст вам «разогрев», перед тем, как вы начнете штурмовать бастионы крупных училищ.
5.В чем особенность поступления в Т.В.
Сама схема поступления в театральный ВУЗ весьма непривычна простому человеку. В отличии от приемных экзаменов в большинство <<обычных>> высших театральных заведений, при поступлении в Театральные ВУЗы страны, от вас потребуется совершенно другой набор знаний, инструментов и способностей. Учитывая последние тенденции при поступлении в Высшие учебные заведения страны, вам не нужно будет сильно акцентировать свое внимание на том, какое у вас ЕГЭ, сколько балов вы собрали в школе по математике, физике, или химии.
В Театральных заведениях на это, по большей степени просто закрывают глаза. Конечно, определенным набором знаний вы все же должны обладать, что бы суметь написать самое простенькое сочинение, и ответить положительно на несколько вопросов по некоторым произведениям русской классической литературы. Но даже если вы полностью прогуляли все уроки литературы в школе, и при этом, очень понравились тем педагогам и мастерам, к которым вы поступаете, есть возможность, что они протащат вас до конца, хотя полностью уповать на такое тоже не стоит.
Итак! Теперь самое главное. Из чего состоит поступление в Театральное училище? Во всех заведениях, как правило, стандартный набор мероприятий. Вы приходите на прослушивание, где читаете наизусть любой отрывок, из любого классического произведения литературы. Кроме того желательно знать наизусть 2—3 стихотворения, и 2—3 басни (желательно Крылова). Еще вас могут попросить спеть что-нибудь или станцевать. Нужно быть готовым и к такому.
Есть еще одна особенность, прежде чем мы вскроем самую главную тайну того, что же помогает на самом деле поступить. Отнеситесь очень внимательно к следующему пункту.
Последняя статистика показывает, что при поступлении в выигрыше оказываются те абитуриенты, которые выбирают «нестандартный материал». Что это значит? Оцените сами! Сколько человек еще кроме вас, ежегодно ломятся в двери всех театральных заведений? Средний конкурс – 500 человек на место (!). И представляете, что каждый второй или вторая, обязательно выбирают басню «Мартышка и очки»; прозу «Преступление и наказание», или» Горе от Ума»; стихи Маяковского, или Есенина (при чем всегда одни и те же); и поют одни и те же песни- девушки поют «Эй моряк»…а парни -" Выходила на берег катюша», или» Шаланды полные кефали».
Как вы думаете – возникнет ли у педагогов обратить на вас особое внимание за отведенные вам 4 минуты прослушивания, если вы будете читать что то из выше перечисленного (кстати я указал САМЫЕ популярные вещи при прослушивании). Потому у вас есть одна возможность – ОТЛИЧАЙТЕСЬ! Покопайтесь в материале, найдите то, что у вас резонирует с вашими чувствами и эмоциями, но пусть это будет что-то редкое, нестандартное, но такое, что читают мало. Изучите этот вопрос самостоятельно, опросите тех кто уже учится, кто поступал, тех, кто помогал готовить к поступлению.
Будьте иным! Отличайтесь
Помните, что вы индивидуальны – в этом ваш козырь.
Очень многие об этом забывают
6.Помогает ли «блат» при поступлении
Сколько раз я сам слышал эту песню, когда поступал в первый раз – «Там все куплено! Берут только своих! Или за деньги, или он/она просто родственник известных актеров!…и т. д. и тому подобное.
Если говорить о блате, то здесь все сложно. Конечно, если вы сын, или дочь известных актеров, или знаете очень хорошо больших и маститых педагогов, то вас могут посмотреть вне очереди… но не более того! Пройдете вы дальше или нет, зависит полностью от вас.
Так точно говорю открыто и точно – БЛАТ НЕ ПОМОГАЕТ! И ВАМ ОН ТОЖЕ ВРЯД-ЛИ ПОМОЖЕТ!
7.Моя история
«Человек никогда не подвергается большему испытанию, чем в момент исключительной удачи».
«Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы».
«Что такое поражение? Всего лишь школа, первый шаг к чему-то более совершенному».
В качестве примера, если мои предыдущие слова вас не убедили, то поделюсь своей историей первого моего поступления. Прежде чем поступать, я проходил обучения в частной экспериментальной мастерской по актерскому мастерству. Когда я вознамерился поступать в большие, серьезные учебные заведения, то на первых этапах меня окрылило то, что педагоги той студии где я занимался, были частично знакомы с теми мастерами, кто набирал к примеру – в ГИТИСе, в тот год. Кто-то из вас сейчас может подумать, что я поступил по блату.
Сразу говорю, что это не так. Мой личный путь оказался более сложным и длинным, чем вы можете подумать. А в тот первый год поступления, так называемые, связи и знакомства не особо и помогли. Мастера и педагоги, самое максимальное что могли сделать, так это прослушать нас (кроме меня с тех курсов поступали еще несколько ребят) вне очереди.
Более ни каких льгот, поблажек и преимуществ это не дало нам. А при прослушивании у одного из мастеров (его имя и фамилию я не стану упоминать, просто из уважения к нему), он и вовсе сказал, что-бы я возвращался к тем кто меня прислал, и приходил через год, предварительно как следует поработав над своей речью. Вспоминая тот день до сих пор мне немного не по себе. Тогда стояла теплая Майская погода. Я и еще несколько человек с той студии, в которой я занимался, вместе с остальными ребятами, а ребят, парней и девушек там было более сотни на протяжении всего дня, если не больше, ждали момента, когда начнется прослушивание. В то время все мы находились в отдельном месте, огражденным забором (сейчас уже забора нет, и это стала открытая площадка), и нас пропускали, через отдельные ворота на территорию института. Конечно, все волновались, кто-то смеялся, кто-то шутил, кому то вообще было все равно. Но я конечно, как серьезный и сосредоточенный человек, был сам по себе в некоем напряжении, хотя всеми силами себя и успокаивал.
Наконец начали вызывать на показы. Вызывали по десять человек. Когда очередь дошла до нас, мы вклинившись в одну из групп, проследовали в здание. Тогда мне все казалось каким-то невероятным и совершенно фантастическим. Мне было даже удивительно- <<боже, я в таком месте!?>>. Да. Признаюсь, для меня это было по ощущениям, что-то с чем-то.
Нас завели в небольшую аудиторию на первом этаже, где-то в закоулках. Потом я узнал, что это одна из основных аудиторий на актерском факультете, а тогда даже мыслей в эту сторону не было. Нас завели. Мы расселись по обе стороны на стульях у стен. Слушали нас несколько педагогов и сам мастер, от чьего имени набирался в тот год один из курсов.
Все стали выходить по очереди в центр площадки, называли себя- кто? откуда? и что будут читать… И вот так шел процесс. Кого-то останавливали чуть раньше, кого-то чуть позже. Уже тогда я старался уловить – в чем секрет? Как они отбирают? По каким параметрам? Почему кого-то слушают больше чем остальных, а кого-то меньше? И ведь если человека слушали долго и подробно, это еще не значило, что его отберут! И вот дошла очередь до меня. Стыдно сейчас вспоминать, но я просто одеревенел. Ноги зажались страшно. Кровь прильнула к голове. Сердце стучало в груди с такой силой, что если бы я встал ровно и не двигался, то от ударов меня вполне бы пошатывало. Хотя в комнате температура была нормальной, помню, что моя рубашка стала мокрой от напряжения менее чем за минуту.
Я сейчас не преувеличиваю, а говорю, как было. Каждый человек испытывает разное напряжение, и по разному реагирует на стрессовые ситуации подобные данному случаю. В моем случае было так. Я назвался, сказал, кто и откуда, хотя мастеру уже частично сообщили, что мы с одной студии, основателя которой, он немного знал.
И вот я начал читать! Кажется, я прочел только отрывок из стихотворной пьесы, что-то из прозы, и даже не дошел до стихотворения, как меня остановили. Что было дальше, я уже упомянул выше. В силу всего тогда сказанного в мой адрес, я был страшно взбешен и зол. На кого? Уж точно не на себя! Играл старый добрый юношеский максимализм. Он и сейчас у меня играет, только чуть по-иному. Но сейчас я рад, что тогда все так и вышло.
Скажу, что спустя некоторое время, когда институт все – же принял меня в свои стены, этот педагог и наставник, пройдя мимо меня, видимо вспомнив, искренне улыбнулся. Хотя когда он мне и сказал те слова, первое время я был на него страшно зол. Во многом во мне играло и мое эго, и задетое тщеславие. Но как сказано- умейте прощать и обретете свободу в жизни.
Я его простил, и теперь желаю ему многих побед на сцене, и много успешных, выдающихся учеников.
Да и в целом, мастера и педагоги театральных ВУЗов не любят, когда к ним приходят ребята, где-то у кого-то уже учившиеся. Как уже было сказано ранее – если вы где-то и проходили обучение перед поступлением – МОЛЧИТЕ ОБ ЭТОМ, КАК РЫБА!
Среди всех кого я знал и знаю, даже если у кого есть и связи и родственники, то просто могут прослушать в не очереди, или отнестись более отечески и душевно. Но условия остаются все те же. Ты или доказываешь свое право учится и заниматься этим ремеслом, или его получает кто-то другой.
Но есть и еще один вариант. Он применяется крайне редко, и часто мастера и педагоги не участвуют вообще при его принятии. Иногда просто бывает, что Институту банально не хватает денег, и принять на платной основе в свои ряды парня или девчонку, чьи родители весьма обеспечены, то же имеет место быть. Такое решение принимается руководством училища – ему просто нужны деньги. Дитя при деле – институт при деньгах – все счастливы.
8.Стратегия поступления- пошаговый алгоритм!
«Дорога к славе прокладывается трудом».
«Я хочу, чтобы смерть застигла меня посреди трудов».
«Страсти – это ветры, надувающие паруса корабля, иногда они его топят, но без них он не мог бы плавать.»
Итак! Вы все же не вняли моим просьбам и решили – таки поступить в театральный ВУЗ. Вы решили пойти по стезе актерского ремесла. Это похвально, и я искренне уважаю ваш выбор. Вы вольны поступать так, как считаете нужным именно вы, именно для себя, именно в данный отрезок своей жизни. Я не в праве отговаривать вас, говорить- как это трудно? – на что вы себя обрекаете? и т. д. Я для вас не родитель, не наставник, не учитель, не ГУРУ. Я даже не сосед Вася с 5го подъезда, который мог бы вам «чисто по дружески» сказать, что может не стоит на это тратить силы, время и энергию. Моя задача теперь дать вам, в силу вашего выбора и, я надеюсь, вашей решимости, помочь максимально достичь вашей цели- стать Актером театра и кино.
Весь свой опыт я постарался максимально систематизировать так, что- бы вы могли применяя мои советы и рекомендации, сделать -раз-два-три- результат! Увы. Поступление в театральный ВУЗ это всегда рулетка. Мои советы для вас будут как «кочки на болоте», по которым вы сможете перебраться с одного берега на другой. А уже все остальное, зависит от множества сопутствующих обстоятельств.
Весь этап поступления можно разделить на три шага:
Шаг 1
Подготовительная работа! Прежде чем поступать, нужно усвоить одну простую вещь. Вам нужно поступать сразу ВЕЗДЕ! Даже если вы целитесь на что-то определенное, не факт, что именно туда вы и попадете, потому поступайте везде сразу.
Узнайте, кто набирает курс-мастерскую. В каждом ВУЗе набирают разные мастера, и у каждого есть свои предпочтения в типажах, людях, материале, с которым он будет работать, какие спектакли он хочет поставить в перспективе со своими учениками. Ваша задача узнать о тех кто набирает курсы максимально все, вплоть до любимого автора (Это очень важно, особенно когда будете подбирать материал на прослушивание).
Шаг 2
Подготовка программы. Подготовьте материал к поступлению. Принцип здесь такой- лучше больше, чем меньше. Обычно на прослушивание нужно выучить наизусть отрывок из прозы, стихотворение и басню. Но мы с вами умные люди, поэтому подготовьте 2—3 разных прозаических отрывка, 2—3 стиха разных поэтов, 2 басни. Если у вас есть хотя бы минимальная вокальная подготовка, то это тоже в плюс-приготовьте одну песню. Если подготовки нет, не страшно, все равно подготовьте песню. Если попросят – кое как спойте. Только не говорите, что ничего нет- педагоги такого не любят. Исходя из предыдущих глав, вы наверняка для себя уже определились, как вы будете готовиться – пойдете на подготовительные курсы при институте, или позанимаетесь с частным педагогом. Любой выбор – это ваш выбор. И то, какую стратегия вы наметите, какой репертуар для прослушивания выберете, то и будет в вашем арсенале. Но есть все же некоторые уточнения, которые я не могу упустить, и вы должны о них обязательно знать. Это касается некоторых произведений, которые выбирают, чуть ли не ВСЕ, кто поступают в Театральные ВУЗы, а если и не все, то каждый второй/ая абитуриенты.
К примеру, басню… НЕ БЕРИТЕ БАСНИ ПРО «ЛЕБЕДЯ, РАКА И ЩУКУ» и «МАРТЫШКА И ОЧКИ». Их берут ВСЕ, кто только могут. Педагогов уже тошнит, у них уже уши вянут слушать это от 300—400 мальчиков и девочек КАЖДЫЙ день.
Песня– Для девочек- НЕ БЕРИТЕ ПЕСНЮ» Морской дьявол» – за нее просто могут убить! Для парней- НЕ БЕРИТЕ «Катюшу» – считайте что на эти произведения табу. Их запрещено брать под страхом расстрела и ссылки в ГУЛАГ.
По стихам чуть проще, но и здесь катастрофа – каждый второй берет Маяковского «Облако в штанах», Есенин «Исповедь хулигана, Хлопуша,». Но ведь есть множество и других прекрасных поэтов – Мандельштам, Бродский, очень много есть у Пушкина не используемого, Борис Рыжий, Пастернак, Блок, Багридский, Твардовский, Вознесенский… Есть из чего и кого выбирать. Не попадайтесь в ловушку большинства. Как говорил Стив Джобс – Мыслите иначе.
Тоже относится и к прозе. Не зацикливайтесь на самом популярном, и том что на слуху. Мировой литературный запас ОГРОМЕН, найдите истинно свое. Не берите то, что берут остальные 500—600 поступающих подростков парней и девушек.
Шаг 3
Теперь, когда вы собственно определились с программой и, я надеюсь, взяли пару- тройку уроков у подготовительных педагогов (о том, с кем, где и кого брать мы уже обсудили в предыдущих главах),теперь вы можете начать бегать по всем ВУЗам и поступать везде, куда дотянутся ваши сумасшедшие руки. Обычно прослушивание начинается примерно с середины, конца Марта, в это время могут уже начинаться так называемые предварительные просмотры. Сразу говорю, что сидят на них в качестве комиссии не те мастера и педагоги, к которым вы хотите, а их ближайшие ученики. Вам к ним точно не нужно. И вообще данное время не самое лучшее.
Лучше всего начинать бегать и поступать примерно с начала- середины мая. Май/Июнь- самая горячая пора для поступления. С одной стороны половина из «желающих» уже отвалилась в процессе, остальные продолжают, но теперь у вас есть не настолько огромная конкуренция.
Сразу предупреждаю, как и прежде. От того поступите вы или нет, зависит очень много факторов. Это и ваша личная индивидуальность, и ваша программа, с которой вы поступаете, и личные предпочтения педагогов, и направленность самого ВУЗа (особенно на этом фоне выделяются Щепка и Щука). Потому 100% гарантию вам не сможет дать никто- это абсолютная лотерея. Но если вы выполнили предыдущие шаги и рекомендации, то считайте, 40—50% вашего успеха уже сделано, а это в нашем деле уже не мало.
9.Учиться у мастера
«Учатся у тех, кого любят».
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».
«Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней».
Проблема учения в сценическом ремесле очень проста, и в тоже время очень путанна. Больших, маститых мастеров, со званиями, регалиями и наградами вроде полно. Когда поступаешь в театральный ВУЗ только и слышишь- набирает такой то мастер, заслуженный, такой то и такой то… а итог обучения у не малого количества таких учеников оставляет желать лучшего. Вроде мастер сильный и известный, с кучей наград и званий, но как говорят с Техасе: «» Если ты такой крутой мастер, то результаты твоих учеников скажут о тебе больше тебя»».
И получается качественные практические знания можно вобрать у единиц. Почему так?
Вопрос сложный… Мне повезло! Вначале у меня были хорошие мастера, потом еще лучше, и наконец, самые сильные, или одни из самых <<прокаченных>>. Я прошел 3 (!) Театральные школы. И везде были свои плюсы и свои минусы. Если вы решитесь поступать к какому- либо мастеру, то для вас я специально собрал и разложил по пунктам, те критерии, по которым нужно ловить правильного мастера.
Сразу предупреждаю, что в основном получается, что не вы выбираете при поступлении, а ВАС выбирают. Очень редко появляются индивидуальности, которых сами мастера отрывают с руками. Им почти ничего не нужно делать. Они от природы наделены такими особенностями внешности, выразительности, харизмы, что они поступают, почти не напрягаясь. Происходит это просто потому, что есть в этой профессии определенный набор типажей (крайне отрицательно отношусь к этому слову), которые крайне редки, они как вымирающий вид тибетских тигров, которые один на две тысячи. Потому, фактически получается, словно они не поступают к тому или иному мастеру, а сами могут выбрать куда и к кому поступить.
Но если вы все же не подпадаете под такую категорию, то следующие пункты для вас. И еще предупрежу, что в этом ремесле все субъективно и индивидуально. Поступая к крупному, заслуженному мастеру, нет никаких гарантий, что вы получите все навыки этой профессии правильно, и правильно их усвоите, а после еще и выстрелите. И опять же, попав к мало известному педагогу, вы можете получить самые правильные и удобные для вас знания и навыки этого ремесла.
Конец ознакомительного фрагмента.