Вы здесь

Азы православного христианства. Церковь (В. Я. Лучанинов, 2012)

Церковь




Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною по средством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5: 25—26)

До познания Бога человек доходит собственными слезами. Не то же ли самое в отношении церкви? В церковь надо иметь такую же веру, как в Бога….

Веками наше сознание привыкло воспринимать церковь только как многокрасочный, пышный и великолепный обряд богослужения, которое так легко отстоять и после которого так легко снова войти в свои вековые дела, грехи и печали… И нас очень устраивало, что наше причисление к церкви так дешево нам духовно обходится. Так было до начала новой эпохи в церкви… Началась новая и, может быть, последняя эпоха церковной истории, которая все больше будет походить на первую… только через первохристианскую любовь мы поймем, что святость и человека, и церкви есть их устремленность к Богу в покаянии и любви.

С.И. Фудель

Слово «церковь» мы слышим довольно часто, и при этом в совершенно разных значениях. Например, когда речь идет о церкви Покрова на Нерли, подразумевается особенное архитектурное сооружение. Если говорят о Русской Православной Церкви – представляется организация, имеющая свое вероучение, иерархию и структуру. Когда же у человека возникает потребность в Божественной поддержке – он знает, что следует пойти в церковь и совершить определенный обряд, и в этом случае он воспринимает ее уже как особое священное место, где хранится соответствующий опыт и работают смыслящие в нем люди. Так или иначе, во всех этих пониманиях выходит, что Церковь есть нечто для нас внешнее, хотя, возможно, и необходимое. Но в действительности Церковь не может быть для верующего христианина чем-то внешним, так как мы сами должны стать ее живой частью, если верим в Иисуса Христа. Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18) – это сказал Он не о каком-то особенном священном месте или идейной организации, а – о нас, то есть о тех самых верующих в Него простых и грешных людях. Во время Своего земного служения Господь готовил самых обыкновенных рыбаков стать Святой Апостольской Церковью. В ночь перед крестными страданиями Иисус Христос завещает ученикам главное Таинство Церкви – Евхаристию[5] – с тех пор она совершается непрерывно. Причащение Тела и Крови Иисуса Христа через вкушение хлеба и вина – это не символическое действие или обряд, а реальное приобщение ко Христу, Его страданиям и Воскресению.

Но даже после Воскресения и Вознесения Иисуса Христа апостолы, Богородица, жены-мироносицы и другие ученики оставались пока еще всего лишь любящими и верными Его последователями. Святой Церковью они стали лишь в день Пятидесятницы, когда Вознесшийся на Небо Сын Божий, через Отца, посылает на них Дух Святой. Тогда, укрепленные Благодатью, ученики начинают действовать и проповедовать уже дерзновенно, теперь в их словах и делах отчетливо проявляется Божественная Сила. Это вовсе не значит, что они автоматически стали безгрешными. Вовсе нет, просто теперь Дух Святой всегда пребывает с ними, Он ведет их, вразумляет, помогает преодолевать страхи и слабости. Апостолы совершали дело, завещанное им Христом, – утверждали Святую Церковь на грешной земле. Повсеместно воздвигали они христианские общины, и для духовного руководства этих общин апостолы рукополагали епископов. По сути, епископы становятся преемниками апостолов. Им из рук учеников Господних переходит служение духовного руководства в Церкви. Времена менялись: если в первый век христианства необычайно важным было именно распространение Благой Вести, что и исполняли апостолы своим служением, перемещаясь из города в город, то начиная со II века становилось необходимо взращивать основанные ими юные христианские общины. Теперь уже сами епископы становились учителями и предстоятелями Церкви, и, как прежде апостолы, они возлагали руки на новых ставленников, призывая на их служение Силу Святого Духа. Таким образом, через епископские рукоположения, апостольская преемственность сохраняется в Церкви Христовой до сегодняшнего дня.

Так, до сегодняшнего дня в Церкви пребывает Святой Дух, ведь Он не только когда-то укреплял и вразумлял апостолов и великих святых, но и ныне содействует каждому верующему во Христа и желающему следовать за Ним. Ведь усыновивший человека Бог призывает нас в Свое Царство, но, пока мы находимся под властью грехов и страстей, это Царство для нас так и останется недостижимым, и своими силами с этой задачей мы никогда не справимся. Благодать Святого Духа, действующая в Церкви, очищает и преображает людей в зависимости от личной веры и усердия каждого, через совершающиеся в ней Таинства, и особенно через Таинство Евхаристии. Многие великие грешники в Церкви смогли вырасти в великих святых. Именно поэтому Церковь есть Небо на земле: Божественная Благодать Святого Духа, пребывающая в Церкви, уже здесь, на земле, соединяет человека со Христом для будущей вечной жизни. В Священном Писании часто о Церкви говорится образно – как о Невесте. И этот образ очень точный. Потому что только в Церкви мы законно обручаемся и посвящаем себя любящему нас Богу для Вечности. В Церкви посреди нас также всегда пребывает Ее Основатель и Глава – Иисус Христос. Он пообещал нам: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28: 20). И еще Господь заповедовал нам любить друг друга и хранить единство. Все заповеди, данные человечеству Творцом, умещаются только в двух: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего своего, как самого себя. В Церкви христианин должен учиться побеждать в себе эгоизм и самолюбие ради бескорыстной любви к своему брату. А опыт показывает, что сделать это гораздо тяжелее, чем выдерживать многодневные посты и подолгу молиться. В ту же ночь, когда Господь установил Таинство Евхаристии, но только чуть раньше, Он сделал еще нечто из ряда вон выходящее – он препоясался, как слуга, и стал омывать ноги Своим ученикам. Так Он заповедал и нам служить друг другу. И если мы задумаемся: а кто такие этот святой Николай Чудотворец, Серафим Саровский, Матрона Московская? И зачем Богу нужно, чтобы они помогали нам? Да просто это те, кто и на земле служил Богу и людям в Церкви от всего сердца, у них была настоящая любовь, а настоящая любовь никогда не заканчивается. И конечно, переселившись в райские обители, любовь понуждает их продолжать дело служения своим ближним. Ведь Церковь – это не только Бог и мы – верующие люди, стремящиеся в Вечность, – это и те, кто уже достиг Вечности. Все мы – одна Церковь Христова, поэтому нам помогают Божия Матерь и святые, поэтому мы и молимся Богу о наших усопших ближних, поэтому мы должны учиться любить тех, кто рядом с нами. Таким образом, в первую очередь Церковь – это благодатный союз Бога и людей, и православным христианином можно быть только внутри этого союза. Замечательно сказал один священник: «Сначала Бог приходит к нам, касаясь нашего сердца, в нас зажигается огонек веры. Это Он нас позвал. А чтобы теперь и нам прийти к Богу и уже остаться навсегда с Ним, существует Церковь Христова».