Покажи мне свое снаряжение, и я скажу, кто ты
Правильный подбор экипировки – это здоровая старость. Громко звучит, но так и есть. Моя спина будет носить все то, что я посчитаю нужным. А мои ноги будут ходить по горам в той обуви, которую куплю. Решила сразу: я не такая богатая, чтобы покупать дешевое снаряжение.
Слово «бэкпэкер» происходит от английского «backpack», что в переводе – «рюкзак». Особенность всех самостоятельных путешественников – рюкзак за плечами. Он повышает мобильность, дает бо́льшую свободу действий по сравнению с чемоданом. Это главный атрибут. Но покупать его лучше в последнюю очередь, чтобы не прогадать с объемом. Когда основные вещи собраны, можно положить их в сумку, приехать в магазин и устроить примерку. Или взять рюкзак домой с возможностью обмена.
Я купила рюкзак на шестьдесят литров, хотя он был всегда утянут где-то до сорока. Лучше иметь свободное пространство, чем забивать его впритык. Но и брать слишком большой было бы неправильно, вес пустого рюкзака больше. Особое внимание я уделяла структуре спины и качеству лямок. Долгая примерка в магазине и расспрос продавцов, как самостоятельно все регулировать, позволили мне понять логику создателя.
Правда, одним рюкзаком не обошлось. Их было два: основной и дневной. Второй, маленький, выполнял функцию прогулочного (рюкзак значительно удобнее и безопаснее, чем сумка через плечо, которая, ко всему прочему, еще портит осанку). Туда помещались карта, путеводитель, бутылка воды, телефон, фотоаппарат. Все ценные вещи, особенно электронику, я носила с собой. И, разумеется, внимание к этому рюкзаку было самое пристальное.
Важные «бумажки»: паспорт и банковскую карту – рекомендуется носить в специальных напоясных кошельках, которые прячутся под футболку, а не в рюкзаке. Я купила такой в специальном туристском магазине еще дома, и он не имел ничего общего с кошельками, которые носят на одежде с призывом «там деньги».
Багаж комплектовался исходя из особенностей климата, рельефа, длительности поездки и, собственно, моих целей. На одном из форумов я прочитала, что разница между профессионалами и новичками заключается в весе их рюкзака. Чем легче, тем опытнее человек. Более того, вес на спине не должен превышать десяти килограммов. В противном случае вы просто неправильно собрались. Меня впечатлило. Я начала смотреть на процесс под этим углом.
Позже я поняла, что это утопия. Встречала много людей с огромным стажем и не менее огромным рюкзаком. Оказалось, далеко не все задумывались над тем, что вес багажа надо максимально уменьшать. Я же прониклась этой мыслью. Моей философией стало – легкий рюкзак в легкую дорогу.
Каждую покупку я рассматривала с позиции соотношения цена-качество, актуальности в дороге и веса. Важнейшим моментом стала удобная обувь. Без нее, в прямом смысле слова, далеко не ушла бы. В путешествии термин «удобная» подразумевает качественную спортивную обувь на рифленой подошве. Я купила непромокаемые трекинговые кроссовки, так как планировала походы в горы и джунгли, а также трекинговые сандалии на каждый день.
Одежду комплектовала по принципу слоев. Каждая вещь была универсальна, а вместе они помогали максимально сохранить тепло при необходимости. Майки из влагоотводящих материалов стали идеальным решением для жары. Уже давно признали, что лучше пуха – новые синтетические материалы, но мало кто верит, что лучше хлопчатобумажной футболки – майка из полартека. Очень тонкий материал не просто отводит влагу, но и быстро сохнет в отличие от хлопка. При этом он тоже «дышит». В таких майках я очень комфортно чувствовала себя в жару.
Несмотря на тропики одна теплая кофта – опять-таки из полартека, сберегающего тепло и отталкивающего влагу, – меня постоянно выручала. Почему из одного материала делают и майки и теплые кофты, я не знаю до сих пор, лишь последовала совету и проверила на себе. Теперь рекомендую. Кстати, полартек – очень легкий материал.
Куртка была тонкая: от дождя и ветра, с вентиляцией (внутренние замочки подмышками) из водонепроницаемой мембраны. Она скручивалась в кулак и помещалась в маленький чехол.
Брюки и шорты выбирала с карманами. Вначале я отказалась от столь любимых мною джинсов в пользу спортивных брюк, которые не сковывают движения. Но в пути купила джинсы, которые и согревали, и на дискотеках хорошо смотрелись.
Футболка с длинными рукавами защищала вечером от комаров.
Мой расклад для тропического климата получился удобным, комфортным и красивым (без этого тоже никуда). Вещи не мялись и быстро сохли.
Камнем преткновения в процессе сбора рюкзака был спальник. Брать или не брать? Легкий, специально для теплого климата. А с другой стороны, бесполезный груз не нужен. В итоге, поскольку жить в палатках не планировала, я оставила его дома, о чем нисколько не пожалела в пути. Взяла две простыни, которые использовала в самых разных ситуациях.
В дороге есть понятие полезных мелочей. Главная их функция – приносить пользу. Тавтология нужна, чтобы побудить к выбрасыванию всего, что в поездке не используется. Мне пригодился маленький фонарик, калькулятор, записная книжка и блокнот с отрывными листами (удобно обмениваться информацией). Постоянно выручал набор складных столовых принадлежностей. Душевную роль играл фотоальбом с родными пейзажами, который показывался новым знакомым.
Мало правильно выбрать снаряжение, его надо правильно упаковать. Я укладывала вещи так, чтобы рюкзак получился узкий и высокий, так он становится более маневренным. Например, его легче поставить между ног в транспорте.
Очень помог совет использовать одноразовые пакеты (для мусора или пищевые) для упаковки. Они предохраняют от разлива жидкостей внутри или, например, подходят для упаковки грязной обуви, когда надо быстро собраться.
Когда я собрала свой рюкзак первый раз, вес зашкалил за все ожидаемые нормы. Я доставала последовательно каждую вещь и спрашивала себя, смогу ли обойтись в пути без нее. Я потеряла пару килограммов на откровенном досмотре, вспоминая, что все это надо нести на себе и моя мобильность зависит от веса рюкзака. Итог тщательных сборов меня порадовал. Вес основного рюкзака составил одиннадцать с половиной килограммов. Снаряжение оказалось отличное и не подвело. Единственное, что выбрасывала с регулярностью, – это сандалии, но в них я и ходила больше всего. Конечно, на месте все можно было купить. Но я рада, что купила основу дома. В пути нужно иметь время и точные координаты магазинов с хорошим спортивным снаряжением, а то можно долго искать и найти не то.
Письмо 9-е
01.10.2007
Хроника безумного восхождения
06:15. Стартовали. Я оглядела автобус – он полный… одни китайцы.
– Вы говорите по-английски?
– Нихао! – ответили они с энтузиазмом, видимо, думая, что я с ними здороваюсь.
Получалось, я буду подниматься одна. Конечно, с одной стороны, это не лучший вариант, но с другой стороны – если тебе неуютно, когда ты один, значит, ты в плохой компании. Пришлось оставить корыстные мысли, что кто-то будет фотографировать меня в удачных ракурсах.
06:30. Осознав свое одиночное восхождение, я озадачилась куда более интересными мыслями – что я забыла взять. Англоязычное описание маршрута, визитки отелей, где остановилась и где планировала ночевать на горе, солнцезащитные очки. Итого, с собой была карта на китайском без перевода, я знала, что можно ехать на фуникулере, а можно подниматься пешком по Восточным ступеням, так как там идти легче. А дальше что? Когда поднимусь – что делать, что смотреть? Где искать мой отель на вершине? Как добираться назад в Тункси, в какое время? Где в Тункси мой хостел?
08:00. Старт. Пообещав себе, что я буду отдыхать столько, сколько моей душе и ногам будет угодно, я пошла вверх. Народу двигалось много, и опять же одни китайцы, хотя по идее на туристических объектах обычно встречаются европейские лица. Азиатов очень забавлял вид поднимающейся в одиночку белой девушки, и они все желали сфотографироваться со мной. Через каждые пятьдесят метров для туристов были организованны продуктовые лотки, через каждые пять – урны. На пути регулярно слышались крики зазывал-продавцов: «Water, Water». Поднимаясь, я встречала носильщиков, которые тащили эти блага цивилизации наверх, многократно увеличивая их стоимость.
11:30. Ура! Поднялась за три с половиной часа – очень даже хорошо. Отличные виды, иногда прикрытые облаками. Осматривая окрестности, я вышла на площадку с огромным отелем и рестораном. Кипяток, чтобы заправить лапшу, был платный. Я принялась за обед, причем так сильно проголодалась, что к полудню все запасы еды, которые паковались по принципу «много не тащить», закончились. Зато оставалась еще бутылка воды.
Раз я поднялась так рано, решение напрашивалось само собой: осмотрю окрестности и успею на последний фуникулер, найду автобус и поеду в хостел, верну деньги за несостоявшуюся ночь на горе, а рассветом полюбуюсь в другой раз.
Вообще сидя на площадке перед этим отелем, я никак не могла почувствовать, что я в горах. Какие же это горы? Магазины через каждые пять метров, сервис, толпы народа, дамы в платьях и на каблуках, мужчины в белых брюках и туфлях. Они приехали сюда на подъемнике, пообедают в ресторане и уедут – посчитав, что были в горах. Разве такие горы воспевают поэты? Здесь служащие сметают со ступеней листья. Высота две тысячи метров, а им листья помешали. Я уже молчу про возможность покататься на носилках – платишь, и тебя тащат, как короля, по горе. Больше похоже на высокогорный парк развлечений.
12:00. Время у меня еще было, а уезжать раньше совсем не хотелось. Вспомнив слова парней, что в районе моста народу мало, так как это очень далеко, я решила прогуляться в ту сторону на пару часов, а потом назад – успеть на подъемник. Нашла нужную тропу по указателям, которых было так же много, как урн, и осталась наедине с природой, в полной тишине. На пути увидела листья…
Тропа оказалась очень заманчивой. Она все время шла круто вниз, а за каждым новым поворотом открывались красивые виды. Договорившись с собой решать проблемы по мере их поступления, я не задавалась вопросом, как пойду назад – круто вверх. Я любовалась. К сожалению, мне открывалось не все из-за дымки и облаков, но ощущения были невероятные.
Первого человека я встретила минут через двадцать и уже сама радостно кричала:
– Hello!
Показав на карте мост, он сказал, что это очень далеко.
Я решила еще прогуляться. Прошел уже час, а дорога по-прежнему вела круто вниз. Собираясь в горы, я меньше всего хотела оказаться здесь одна, но сейчас, после той оголтелой толпы, чувствовала полное уединение и счастье. Моей целью был мост, благо моя китайская карта показывала его в иллюстрированном виде и я могла хоть немного ориентироваться. Он был прямо между скал, чем манил меня еще сильнее. По пути со мной никто не шел, зато навстречу регулярно попадались люди. Они крайне удивлялись, что я одна, и с какими-то странными интонациями говорили:
– Ты такая смелая!
Странно… Может, пора начинать бояться?
14:00. Красота открывающихся видов набирала силу по возрастающей. Я нашла то, зачем ехала сюда, – дыхание гор. Тропа шла по-прежнему круто вниз, уже два часа. То есть обратно мне придется минимум три с половиной часа ползти по вертикали. Пора было поворачивать… Последний автобус не ждет.
И тут вдалеке я увидела мост. Небольшой мост в расщелине скал. Опять вниз. Дойдя до моста, я увидела то, что поразило меня до глубины души, – отвесную скалу, на ней – узкую тропу с перилами, а внизу – крутой обрыв. Именно в этот момент туман полностью рассеялся, и я смогла видеть все. Мне открывалось лишь начало, тропа резко поворачивала за угол горной стены. Я пошла. Даже, скорее, побежала. Что там за поворотом? Вниз.
Здесь не было магазинов и криков «Water», ни одного носильщика или подметальщика, только горы и люди, которые их любят. Лишь такая мотивация заставляла спускаться и подниматься часами.
За поворотом передо мной открылась картина: ущелье, изрезанное узкой тропой и ступенями, которые идут по самому краю обрыва и уходят в туннель сквозь горы. Не пройтись по этим ступеням было бы для меня преступлением.
Я ощутила себя стоящей на краю бездны. Земли не было видно, только кроны деревьев далеко-далеко внизу. А чтобы увидеть вершину, нужно было очень сильно запрокинуть голову, настолько она непостижимо высока.
15:00. А за новым поворотом – еще один… Остановиться было выше моих сил. Дорога шла преимущественно вниз и прямо. Путь назад – это голый подъем. Я спускалась уже три часа, то есть подниматься буду около четырех с половиной, а сил уже значительно меньше. По пути мне встретились англоговорящие китайцы. Они были до глубины души поражены, что я одна шагаю по такому сложному маршруту. Мы сверились с картой: я прошла чуть больше середины пути, который представляет собой круг, получалось проще идти вперед и замкнуть его, чем поворачивать назад. Они поменяли мою китайскую карту на свою, с английским переводом, и перевели китайскую бумажку с бронью отеля, поставив на карте крестик. Было очевидно, что на автобус в город я опоздаю. Хорошо, что забронировала отель. Меня предупредили, что впереди очень крутой подъем, я сказала о том же – они шли в противоположную сторону.
16:00. Начался обратный отчет. Осталось два часа до заката солнца, полбутылки воды, и совсем скоро должен начаться подъем. Я чувствовала, что многочасовой спуск по крутым ступеням забрал у меня силы. А встреченные китайцы сказали, что, по их мнению, путь наверх заберет часа четыре. У меня не было четырех часов, только два и то с натяжкой. Остаться в горах с наступлением темноты просто недопустимо, я должна сделать все, чтобы выйти хотя бы на площадку, где работают люди. Я пошла, увеличив скорость. На лавочках стали предательски появляться пустые бутылки от энергетического напитка «Red Bull». Вот что мне нужно! Мне нужны силы для подъема. Я была готова купить, но никого не было.
И тут случилось счастье. Мои мысли не заставили долго ждать материализации. Передо мной выросло кафе. Первое – за четыре часа. Я вбежала туда, а на витрине красуется «Red Bull». И никого в помещении.
– Hello! Hello! – кричала я. Никого.
– Hello, – а то сейчас сама возьму – время идет.
Вбежал китаец. Понял, что ли, что я имела в виду?
– Water? Water?
– Какая water? «Red Bull» давай, два!
Китаец удивленно смотрел, как белая девушка залпом оглушила напиток и двинулась в путь.
16:15. Вот он – родной подъем. Я уже даже соскучилась. Это были явно не щадящие Восточные ступени, где через каждые двадцать ступенек ровные пролеты, чтобы ноги отдыхали. Здесь все проще: вертикально вверх прорубленные ступени. Промежуточный итог был таков: времени около двух часов, даже меньше, с собой полбутылки воды и бутылка «Red Bull», еды нет уже давно, пошел восьмой час моего похода по Желтым горам.
Я, привыкшая к медленным восхождениям, всегда поднимающаяся на любую гору в хвосте общего строя, четко понимала, что не могу позволить себе частые остановки. Я должна идти быстрым темпом, я должна идти…
И я шла достаточно сносно. То ли энергетик открыл второе дыхание, то ли окружающая красота манила выше и выше, то ли инстинкт самосохранения лишил меня явной усталости. Люди встречались так же каждые минут двадцать, и периодически я оставалась совсем одна, восхищаясь крутыми обрывами и требуя от себя идти вверх, поменьше останавливаясь. Мне было даже страшно подумать, что будет, если оказаться тут одной после заката, который должен был наступить уже через полтора часа. Я и не думала…
17:15. Уже будучи близка к тому, чтобы замкнуть круг, я стала встречать организованные толпы туристов. Гиды подводили их к началу каньона, они спускались немного, и все. Как хорошо было там, без этих орущих масс. Как можно орать в горах? Как можно ходить с плеером? Вы же не слышите горы! Вы же не сможете их почувствовать!
18:00. Я замкнула круг и нашла указатель на мой отель. Спускался густой туман.
18:20. На ощупь я добралась до отеля. Какое счастье, что я забронировала его заранее. Стоимость самого дешевого номера, без душа, – сто юаней. А с душем уже двести сорок юаней. Мои английские друзья убедили меня, что одну ночь провести можно. Но после марафона моим главным желанием был душ. Оказавшись в тепле и безопасности, организм позволил себе расслабиться и почувствовать усталость. Меня трясло мелкой дрожью. Чтобы прийти в себя, мне срочно нужен был душ, о чем я и сказала девочке на стойке администратора. Мое спасение стоило тридцать юаней.
Самочувствие нормализовалось, но я побоялась, что организм, до конца не отошедший от простуды, что настигла меня в Шанхае, может дать сбой после такой нагрузки. Мне нужна была горячая еда и, желательно, водка в профилактических целях. Я заказала омлет с помидорами – единственное блюдо без мяса в меню – и купила китайскую водку – сто двадцать пять миллилитров за десять юаней. Хотя, может, это была и не водка, на бутылке все было на китайском, единственно понятное было – сорок восемь градусов. Продавщица очень широко улыбалась, когда давала ее мне.
– Что смешного? Я русская – мне положено, по национальному признаку.
Она, конечно, меня не поняла.
Картина, как единственный белый человек в отеле, еще и женского пола, ужинает и пьет крепкий напиток, вызвала большой ажиотаж. Женщины приходили посмотреть из-за угла, а мужчины одобрительно кивали. Моего китайского и их английского не хватило, чтобы объяснить, что мне надо сделать ровно три глотка исключительно в целях профилактики, и вообще, я не могу понять, как они пьют эту гадость. В итоге под их пристальными взглядами я смогла сделать только два глотка.
Самый смелый китаец подсел за мой стол, он немного знал английский и оказался гидом. Он-то мне и поведал, что мой сегодняшний круг – длиной десять километров, а Восточные ступени – шесть, плюс расстояние до гостиницы. В итоге я прошагала двадцать километров, по времени десять часов, из них шесть – чистого подъема.
В комнате я спала с китаянками, подъем был назначен на 4:30, так как в 5:30 мы должны были быть на пике – встречать солнце. Я упала в сон.
4:00. Мои соседки включили свет и стали шумно собираться, громко смеясь. Мой будильник не звенел, ему было положено спать еще полчаса. Я говорю (они, на удивление, знали английский):
– Еще же рано?
– Да! – ответили они и продолжили галдеть.
Пришлось посмотреть на ситуацию по другим углом и разглядеть в ней свои плюсы. Встала в четыре утра, и вот оно, завтра. Пора подумать о возвращении в свой отель. Тут мои соседки мне и помогли: они написали название города и моего отеля по-китайски, рассказали, как добираться. А также предложили пойти на пик с ними, так как у них гид. Эта идея мне понравилась – идти одной в темноте совсем не хотелось.
5:30. Минут за сорок мы добрались на пик, который считается лучшим для встречи солнца. Но, вместо того чтобы созерцать темноту, которая через пятнадцать минут начнет таять, уступая место новому дню, мне пришлось смотреть по сторонам. Толпы народу были всюду. Пройдясь немного, я нашла тихое местечко, где устроилась ждать. Через пять минут вокруг меня было уже пятнадцать человек.
Солнце мы так и не увидели – туман был слишком густой. Я понимаю солнце. Кто захочет выходить к такой толпе? Если бы они просто ждали, так они орали, слушали музыку и, самое страшное, улюлюкали – звали солнце. Я бы на месте солнца тоже не вышла.
Именно в это утро, вспоминая вчерашние приключения, я поняла, что имею полное право гордиться собой, – мои ноги не просто могли идти, они даже не болели. Домашняя подготовка и многочасовые пешие прогулки по Пекину и Шанхаю не прошли даром. Я чувствовала себя прекрасно.