Вы здесь

Азиатский Экспресс. Глава 2 (Вячеслав Ларионов)

Глава 2

Станция «Байкальская» располагалась вблизи населенного пункта Култук. Она была невероятным творением науки, инженерной мысли и современных технологий. Сама станция состояла из большого трехэтажного административного здания, пунктов охраны, складских помещений, ангаров и гаражей. Но это все были второстепенные постройки. Самая главная из них располагалась на воде. Это была огромная баржа с кормовыми надстройками, подъемными кранами и различным навесным оборудованием, с помощью которых на нее поднимали различные грузы, также ее использовали для спусков глубоководных аппаратов. Баржа имела одну вертолетную площадку, которая могла легко принять Ми-26. Размеры ее были, действительно, впечатляющие. Одновременно на ней могли работать до ста человек персонала. А автономность доходила до месяца. Хоть самостоятельно перемещаться баржа не могла, но имела в распоряжении звено буксиров, которые могли отвести ее в любое место Байкала. Внутри располагалось самое современное оборудование, компьютеры, радары, спутниковая связь, техника для работы на больших глубинах. Это был рай для работы ученных и инженеров

Площадь, которую занимала станция «Байкальская», хорошо охранялась по периметру. Она была огорожена забором с колючей проволокой, камерами слежения, датчиками движения. Станцию охранял взвод профессиональных солдат. Их основной пост с вышкой и КПП располагался у въезда на станцию. У входа стояли четверо военнослужащих в полной боевой экипировке.

Машина медленно подъехала к воротам и остановилась. Максим опустил окно, когда к нему подошел охранник.

– Привет, Андрюха, как сам? – весело спросил Макс.

– Здорово, Макс, все хорошо, но никто не завидует. Как ты? Как поездка, удачно? – поинтересовался охранник.

– Да. Все купил. Вот, видишь, новичка привез, оформляйте, – ухмыльнулся Максим и кивком головы указал в сторону Николая.

– Так точно, оформим, – и жестом попросил выйти из машины нового сотрудника.

Коля сразу повиновался и вышел из машины, захватив сумку с документами. Охранник уже был около него.

– Приветствую. Старший лейтенант Артюхин. Командир взвода охранения. В простонародье Андрей, но это если подружимся, – сухо проговорил охранник.

– Николай Рожков, – не менее сухо ответил Коля.

– Рад новому пополнению. Николай, бери свой паспорт и иди за мной в здание КПП. Будем оформлять тебе пропуск на станцию. Это займет не более десяти минут, – четко, по-военному, отрапортовал лейтенант и направился в сторону здания.

Николай последовал за ним. Войдя в здание, он попал в комнату охраны, больше напоминающую диспетчерскую центра управления полетами в космос. Там были десятки мониторов, на них транслировались изображения с камер наружного наблюдения. Куча ноутбуков, проводных телефонов. И за всем этим богатством следил один человек. При виде лейтенанта и Николая он встал.

– Товарищ лейтенант, в ваше отсутствие… – но не успел он договорить фразу, как Андрей дал команду вольно.

– Ерофеев, все нормально. Вика у себя? Пропуск сможем сделать? – спросил Андрей.

– Да, конечно. Проходите в кабинет пропусков, – ответил солдат и вновь приступил к своей работе.

Мужчины прошли в соседний кабинет. Комната была похожа на обыкновенный паспортный стол, на котором лежали в беспорядке стопки бумаг, папок, книг. За исключением того, что в ней находилось оборудование, больше подходящее для больницы. Техника напоминала аппараты для снимков или флюорографии.

– Вика, привет! Занята? Можешь оформить нового сотрудника? – спросил Андрей.

Девушка, к которой обращался охранник, была больше похожа на студентку средних курсов университета, чем на полноценного сотрудника агентства. Блондинистые волосы до плеч, очки в черной оправе, сочетающиеся с такой же черной узкой юбкой. Белая блузка. Телосложением она так напоминала подростка. Но, как говорится, не судите людей по внешнему виду. Вика была отличным специалистом в своей области. За это ее и ценило руководство.

– Привет, Андрей, да, конечно. Сейчас оформим, – звонко ответила Вика.

– Тогда я оставляю его на ваше попечение. Честь имею, – сказал Андрей, развернулся на каблуках. Кивком попрощался с Николаем и вышел из кабинета.

– Добрый день, меня зовут Вика. Я специалист по работе с персоналом, – с улыбкой поздоровалась Вика.

– Привет. Я Николай. Направлен агентством для работы на станции, – ответил Николай.

– Отлично, мне о Вас уже известно. Вся информация была отправлена заранее. Так что осталось пройти пару стандартных процедур, – сказала Вика и подошла к большому аппарату со светящимся монитором.

– Встаньте, пожалуйста, сюда. Сейчас с Вас снимут антропометрические данные для электронного пропуска. Измерят ваши параметры, после поступления звукового сигнала посмотрите в окуляр. Вам отсканируют сетчатку глаза, после второго звукового сигнала, положите руку на прибор перед вами. У вас снимут отпечатки пальцев. Вот собственно и все, – проинформировала Вика и села за компьютер.

– Как все здесь серьезно, – буркнул себе под нос Николай и зашел в аппарат.

Прозвучал звуковой сигнал, оповещающий о том, что сканирование началось. Аппарат зажужжал и начал работу. Вокруг Николая начали крутится сферы с синими датчиками. Потом прозвучал первый сигнал – и у него отсканировали сетчатку глаза, потом второй – и у него сняли отпечатки пальцев. Все прошло так, как и напутствовала Вика. Через минуту уже все закончилось.

– Все, выходите. Спасибо! – сказала Вика, не вставая со своего рабочего места.

Николай вышел из «чудо-машины» и подошел к девушке, как раз в тот момент, когда из принтера уже выходил его пропуск.

– Вот Ваш пропуск, берегите его и, пожалуйста, не потеряйте. В нем зашифрованы Ваши данные и находится электронный чип, который сможет открывать двери в разрешенные Вам зоны доступа, – информировала Вика.

– Ого, так быстро? Хорошо, спасибо, я учту Ваши указания, – ответил Николай.

– Рада была Вам помочь и желаю хорошего дня, – дружелюбно сказала Вика и продолжила работать, уже не обращая никакого внимания на Николая.

– И Вам, так сказать, – отсалютовал Николай и вышел из кабинета.

На улице Николая уже ждал Макс, облокотившись на машину и ведя беседу с охранниками о чем-то своем. Они смеялись и что-то живо обсуждали.

– Все хорошо? Пропуск сделали? – спросил Максим.

– Да, все отлично. Можно двигаться дальше, – ответил Николай.

– Ну все, парни, мы погнали. Легкой службы, давайте, – Макс живо пожал руки солдатам, обошел машину и сел за руль.

Николай также занял свое место пассажира, машина подъехала вплотную к воротам. Рядом с ними стояла небольшая будочка со шлагбаумом, в которой сидел еще один охранник. Он попросил пропуска у ребят, отсканировал их и после удовлетворительного ответа и зеленого сигнала лампочек открыл двери. Машина наконец въехала на станцию. Движение на ней строго регулировалось разметкой и знаками ограничения скорости не больше тридцати километров в час. К каждому сектору станции вела собственная асфальтированная дорожка с указателями направления. Пока «Тигр» двигался к административному центру, Николай с любопытством смотрел по сторонам. Ему было интересно побывать на таком большом секретном и знаменитом проекте агентства. Вокруг кипела работа: разгружали фуры с оборудованием, техники обслуживали машины, гражданский персонал станции куда-то спешил по своим делам. Все было интересно и в новинку.

Наконец они подъехали к главному зданию и припарковали автомобиль.

– Ну что, вот мы и на месте, доставили тебя в лучшем виде, – улыбнулся Максим.

– Войдешь в двери, скажешь дежурному, что ты новенький, пойдешь к начальнику станции. Дальше он направит тебя. Ну а мне пора браться за свою работу. Еще увидимся, – Макс пожал руку Николая. Подмигнул. И поехал по своим делам дальше.

– Ну что же, вот я и на месте, – подумал Николай. – Пора брать быка за рога и приступать к своим обязанностям.

Он прошел через главный вход и сделал все так, как сказал Макс. Дежурный доложил начальнику о его прибытии и направил на второй этаж в кабинет руководства объектом.

Николай поднялся по большой лестнице в просторный холл. От него тянулось три коридора в каждую сторону. На полу была изображена большая эмблема агентства, а прямо за ней – кабинет начальника станции. Дверь была закрыта не до конца, так что оттуда слышался разговор по телефону. Николай постучался и вошел в кабинет. Начальник, разговаривая по телефону, жестом позвал новичка войти и сесть на свободный стул в офисе. Николай молча исполнил поручение.

– Да, товарищ генерал! Да, конечно! Завтра приступим к погружениям, – говорил начальник собеседнику на другом конце провода.

– Конечно, будем держать Вас в курсе каждый день. Да, я понял. Лишних людей в проекте не будет, все проверенные профессионалы, – продолжал он.

– Кстати, вот и ваш человек прибыл, сидит передо мной, так что начинаем работать, товарищ генерал. Хорошо, спасибо. И вам всего хорошего. До свидания! – и начальник повесил трубку. Он вышел из-за стола и подошел к Николаю. Внешность начальника была ничем не примечательна: он был среднего роста, плотно сложен. Несмотря на свой возраст за шестьдесят выглядел подтянутым. Чувствовалась в нем военная выправка. Его черные, короткие, по-военному подстриженные волосы уже посеребрила седина, которая была и на его пышных усах. К слову, они были как у Буденного. Одет он был в фирменную форму песочного цвета. Знаков различия на ней не было. Лишь шевроны, обозначающие его должность и фамилию.

– Ну, здравствуй, Николай, рад наконец-то твоему прибытию. Меня зовут Константин Константинович Дамбросов. Я, как ты уже понял, являюсь начальником станции «Байкальская», – сказал Дамбросов, протягивая руку.

– Добрый день, Константин Константинович. Я вижу, мне и представляться не стоит. Вы уже все знаете обо мне, – ответил Николай.

– Да, ты прав, работа у меня такая, все про всех знать. Итак, прежде всего хочу сказать, добро пожаловать на станцию. Мы тебя очень ждали. Нам необходимы твои знания и способности, – начал говорить начальник, – работы по тестированию и спуску аппарата начнутся завтра утром. Так что у тебя будет время устроится и немного отдохнуть. Вопросы?

– Где мне можно остановиться прежде всего? – спросил Николай.

– Ха, точно. Всегда забываю про бытовые вопросы и думаю о работе. Все необходимые инструкции и ключ от комнаты получишь у дежурного. Он же поставит тебя на довольствие. Собственно, впредь такие вопросы можно решать через него или через Вику. С ней, я думаю, ты уже знаком, – ответил Константин Константинович.

– Так точно, с ней уже знаком, – улыбнулся Коля.

– Если вопросов больше нет, то можешь быть свободен. Утром инструктаж в 9:00 на барже. Не опаздывай. Завтра очень важный день для всех нас, – торжественно сказал начальник станции.

– Конечно, не опоздаю, Константин Константинович, как можно? – с улыбкой ответил Николай.

– Вот и прекрасно, Коля. Я уверен, мы с тобой сработаемся. Честь имею, – сказал начальник, встал, протянул руку Николаю.

Последний крепко пожал ее, попрощался и вышел из кабинета. Получил ключи от комнаты у дежурного, правда, это, как оказалось впоследствии, была не комната, а каюта. Да-да, жилые помещения, как оказалось, были и на самой барже. Чтобы делать работу «не отходя от кассы», как в старом добром фильме. Дежурный также проинформировал, что вечером уже можно смело идти в столовую. Электронный чип с пропуска активирован, по нему-то и осуществлялся доступ в такие помещения, как столовая, комнаты отдыха, тренажерный зал. Получив все необходимые инструкции, Николай отправился искать свое жилье.

Помимо основной дороги к барже параллельно вела и пешеходная тропинка. Было за удовольствие прогуляться по ней. Солнце стояло высоко и грело во всю силу, насколько это возможно в сибирское лето. В траве стрекотали кузнечики, чем ближе Николай подходил к барже, тем отчетливей слышал плеск и шум волн Байкала об ее борта. Слышался и шум волн, набегающих на берег. Воздух пьянил его своей насыщенностью и свежестью. Место было, и правда, очень живописное и красивое. Николай невольно подумал: «А жизнь все-таки прекрасна!»


*****


На следующий день Николай проснулся в семь часов утра. До собрания оставалось еще пара часов свободного времени. Можно было успеть сходить в спортзал, позавтракать и привести себя в порядок. Каюта, в которой пришлось остановиться, не блистала комфортом и была достаточно скромна. Но все самое необходимое для работы и отдыха в ней было. Кровать, шкаф для одежды, рабочий стол с компьютером. Даже санузел для каждой каюты был собственный. На станции было два помещения, в которых располагались тренажерные залы. Один из них, самый большой, находился на суше. А второй, более скромный, как раз был на самой барже. Туда и отправился Коля.

В зале находилось пара велотренажеров, две беговые дорожки, скамья для жима штанги и комплекс гантелей разных весов. Негусто, но держать себя в форме вдали от берега, в автономной работе барже, можно было без проблем. За одним из велотренажеров Николай и провел тренировку, наслаждаясь музыкой своей любимой группы О. З. У., которая бодро играла в его плеере. После душа и плотного завтрака, который состоял из яичницы и блинчиков, он присоединился к толпе рабочих, которые уже начинали собираться на главной палубе баржи.

И вот, ровно в 9:00, на мостик, представляющий собой импровизированную трибуну, вышел Константин Константинович.

– Друзья, товарищи, коллеги! Всем доброе утро! Я вас искренне поздравляю с этим замечательным днем, знаменующим начало глубоководных работ на нашей станции, – бодрым голосом начал Дамбросов. Толпа живо приветствовала его аплодисментами.

– Мы долго шли к этому моменту, сегодня мы приступаем к важной и интересной работе. Мы построили станцию, аналогов которой на данный момент, в мире нет. Она уникальна по своим характеристикам. Именно нам с вами предстоит работать на ней и вписать свои имена в историю отечественной науки, – опять прозвучали дружные аплодисменты.

– Каждый из вас должен работать как единая часть общего механизма для достижения общего результата, который должен оказаться поистине прорывом в современной науке. Я уверен, вы справитесь со всеми задачами, с честью выполните свой профессиональный долг. А трудности, которые возникнут в процессе работы, вы без труда преодолеете. Я вас еще раз поздравляю с началом работ. А теперь расходитесь по вашим подразделениям, ваши непосредственные руководители предоставят всю необходимую информацию. Спасибо за внимание, дорогие коллеги, – и Дамбросов под хор аплодисментов удалился с трибуны.

– Ну что, орел наш Дамбросов? Умеет задвинуть речь, – сказал Максим, притаившись за правым плечом Николая. Последний аж вздрогнул от неожиданности. Настолько тихо подошел к нему Макс, тем самым напугав его.

– Господи, ты не мог бы не подкрадываться так ко мне? Так и поседеть можно, – нервно ответил Коля.

– Извини, не хотел тебя напугать. Так как тебе Дамбросов? – спросил опять Макс.

– Я думаю, он отличный мужик, и думаю, мы с ним сработаемся. Ты с ним давно знаком? – поинтересовался Коля.

– Не так чтобы давно, пару месяцев работаю под его началом. Он отличный начальник, хозяйственный и честный. Кстати, он меня сейчас за тобой и послал. Он же сказал фразу о непосредственных руководителях. А в нашем случае это он и есть. Так что идем, я тебя провожу, напарник, – с ухмылкой сказал Макс, и вместе они направились в кают-кампанию.

Импровизированный кабинет Дамбросова располагался в кают-кампании баржи. Это было просторное помещение с длинным столом, диванами по сторонам комнаты и небольшим баром в углу. На столе стояли ноутбуки, лежали карты рельефа дна Байкала, спутниковые снимки и еще какие-то старые карты, которые сразу вызвали интерес Николая. Их вид контрастировал со всеми другими предметами на столе, выдавая свое историческое происхождение выцветавшей картинкой и замусоленными краями. Во главе стола сидел Дамбросов в своей форме песочного цвета. Помимо него в комнате находилось еще два человека. Оба сидели на диване и о чем-то беседовали. При появлении Максима и Николая разговор прекратился.

– Приветствую, ребята. Как спали? Полны сил и желания произвести научное открытие? – живо проговорил Дамбросов, смешно двигая своими шикарными усами.

– Добрый день, Константин Константинович, готов к труду и обороне так сказать, – ответил Николай. Максим, в свою очередь, всего лишь молча кивнул и пожал руку начальнику.

– Отлично, тогда приступим. Введу вас в курс дела, но для начала познакомлю с вашими новыми коллегами, – сказал Дамбросов и встал из-за стола.

Мужчины, сидевшие на диване, тоже встали и подошли к столу.

– Знакомьтесь, Павел Еремеев. Первый пилот и командир глубоководного аппарата «Спрут-12». Павел имеет отличный опыт в данной сфере. Долгое время служил на нашем исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш». Имеет опыт работы на аппарате «Мир-1» и «Мир-2», —представил пилота Дамбросов. Павел был небольшого роста, со слегка выступавшим животом, блондин, одет он был в фирменный песчаный комбинезон. Он производил впечатление доброго и жизнерадостного человека.

– А это Юра, наш гуру связи и интернета, – указал Дамбросов в сторону худенького паренька, одетого в потертые джинсы голубого цвета, такую же джинсовую безрукавку и в черную футболку с изображением эмблемы группы «Guns and Roses». Его волосы были средней длинны и чуть растрепаны, на лице без труда можно было рассмотреть недельную щетину. Образ завершали черные очки, ниспадающие на нос.

Николай представился и пожал руки мужчинам. Макс тоже пожал руки, но, судя по реакции, он давно их знал. После рукопожатия Дамбросов пригласил всех сесть за стол.

– Итак, господа, начнем. Сразу скажу, наша цель отличается от основной работы, предусмотренной регламентом данной станции. Мы не будем совершать каких-то научных открытий и экспериментов. У нас стоит сугубо поисковая задача, – все молча переглянулась.

– Следующая информация может вас слега шокировать и обескуражить. Мы ищем следы крушения железнодорожного состава времен гражданской войны, – сказал Дамбросов и внимательно стал следить за реакцией сотрудников. На их лицах можно было прочитать только удивление, но говорить пока никто не решался. Мужчины продолжали внимательно слушать.

– Большего я, увы, пока сказать не могу, не имею права. Мы будем продвигаться шаг за шагом. Если мы найдем что-нибудь похожее, я сразу сообщу вам дополнительные детали. Это избавит нас от утечки лишней информации. Хоть я и доверяю всем вам, но береженного, как говорится, бог бережет, – продолжал Дамбросов.

– Юра, расскажи детали, – махнул в сторону молодого интеллектуала Константин Константинович.

Программист встал из-за стола, взял пульт и включил монитор, висевший на стене. На мониторе появилась карта Байкала и прилегающих к нему территорий.

– Итак, коллеги. Нас интересует площадь поиска в 4500 квадратных километров. По нашим подсчетам, условная линия поиска не должна удаляться от прямой между поселками Байкал и Выдрино. Подробная карта глубин поможет нам не тратить время зря. Все, что находится на мелководье, легко просматривается со спутника или с помощью эхо сонара, – начал доклад Юра.

– Все-таки поезд с десятком вагонов – не иголка в стоге сена. Найти будет не так трудно. Правда, если он там есть. Никто точно этого не знает. Все основывается, по сути, на рассказах местных жителей и скудных исторических документах, – продолжал Юра, и сменил изображение на экране монитора.

На нем появилось изображение с паровозом и вагонами начала двадцатого века. Они были представлены в виде трехмерной модели и постоянно вращались.

– Небольшая историческая справка. Зимой 1920 года по транссибирской магистрали передвигался некий состав, контролируемый войсками, лояльными белому движению. Состав последний раз видели на станции Нижнеудинск, дальше информация о нем разнится. Он как сквозь землю провалился. Мы точно знаем, что по железной дороге дальше он не шел. Часть пути в районе Слюдянки и Мысовой контролировалась большевиками. И они сразу бы взяли поезд под свой контроль. Но там его никто не видел. Существуют скудные показания очевидцев, что они якобы видели, как поезд снимали с рельс и спускали на лед Байкала. Но данная информация и для нашего времени выглядит далеко не научной фантастикой. Хотя по факту так и делали, пока не была построена часть пути КБЖД, поезда отправляли паромом, а в зимнее время, когда Байкал покрывался льдом, клали временные рельсы. Но, как я уже говорил, после строительства КБЖД необходимость в такой переправе отпала. А очевидцев в итоге подняли на смех и обвинили в сочинительстве и скудоумии. Однако других зацепок у нас нет. Все остальные места, где он мог бы быть, давно изучены на сто рядов. Остается только дно Байкала, – закончил свой рассказ Юра.

Повисла длительная пауза, никто ничего не говорил.

– Хорошо, допустим, так и есть. Ну а какой все-таки груз перевозил поезд, что стал достоин такого пристального внимания со стороны государства? Не для музея же мы его хотим поднять, – через две минуты прервал молчание Николай.

– А мы и не хотим его поднимать, – ответил Дамбросов, – а что касается груза, то это секретная информация. Если хотите узнать больше, то сперва найдите этот поезд.

– Задача, собственно, понятна, сколько у нас времени на поиски? – вступил в разговор Павел.

– Время не ограничено, но хотелось бы успеть до холодов. Байкал покроется льдом, и придется останавливать работы до наступления весны. А это очень долго и дорого, – дал свою оценку Юрий.

Снова наступила длительная пауза в разговоре, каждый про себя переваривал поступившую информацию. С одной стороны, задача стояла конкретная и несложная. А с другой стороны, секретность операции, поиск загадочного поезда ставили под вопрос успех операции. Но приказы, как известно, не обсуждаются.

– Какие технические средства будут в нашем распоряжении? – задал вопрос Максим, до этого момента хранивший молчание.

– Все, какие понадобятся. Можете рассчитывать на всю помощь со стороны государственного архива, военных и ученых. Вам будут предоставляться все данные по исследованию данной части Байкала. Спутниковые снимки, показания эхо локаторов, радио гидролокационные буи. Все, чем располагает современная наука. Эта операция носит приоритетный характер для агентства, – четко, по-военному, ответил Дамбросов.

– Когда мы можем приступать? – спросил Николай.

– Немедленно, чем раньше приступите, тем будет лучше. Руководителем операции буду непосредственно я. Юра будет моим координатором. А вы трое будете участвовать в поисках, – дал свое распоряжение Константин Константинович.

Мужчины переглянулись и согласно кивнули.

– И еще, коллеги. Я убедительно вас прошу сохранить наш разговор в тайне, чтобы информация, полученная здесь, не покинула пределов этой комнаты. Это вам понятно? – добавил Дамбросов.

– Так точно, – хором ответили сотрудники.

– Хорошо, я вам верю. Тогда, если вопросов больше нет, можете начинать готовиться к заданию. После обеда нас начнут буксировать к предполагаемому месту поисков. На берег вы будете возвращаться только на выходные или по крайней нужде с моего личного разрешения. И удачи нам всем, – закончил разговор начальник станции.

Сотрудники встали из-за стола, еще раз пожали друг другу руки, пожелали успехов в предстоящей работе и приступили к своим обязанностям. Перед началом буксировки баржи, нужно было проверить все необходимое для работ, убедиться, что ничего не забыли, чтобы не пришлось зря мотаться на берег. Николаю с Максимом предстояло проверить работоспособность аппарата «Спрут-12». Ведь это было их главным оружием в поисках. Глупо было отправиться за десятки километров от берега с неисправной техникой. Предстояла долгая и монотонная работа по тестированию всех систем мини-субмарины. Товарищи отправились напрямую к рабочим, обслуживающим это чудо техники.

После проверки всех систем и полного тестирования оборудования, Николай и Максим были удовлетворены состоянием техники. Можно было смело приступать к работам, не боясь неисправностей. Время было около часа дня, как раз еще можно было успеть перекусить до начала отправки баржи. В 14:30 прозвучал гудок буксира, ознаменовавший отправление. Баржа дрогнула и как-то неохотно, медленно, начала отрываться от берега. Весь персонал станции вышел на берег, чтобы проводить своих коллег и насладиться таким грандиозным зрелищем. Движение происходило с помощью трех буксиров. Один тащил баржу за собой, два других находились по бокам и не давали ей уклоняться по сторонам от намеченного курса.

– Поехали, – сказал Макс с гагаринской интонацией.

Николай улыбнулся этому выражению. И подумал про себя, что их работа и правда напоминает работу космонавтов. Что они тоже испытывают новое, современное, технологичное оборудование для страны. За тем исключением, что они не стремятся в космические дали, а спускаются глубоко под воду. Но и там, и там еще не ступала нога человека. Как ни крути, а общие черты сходства были.

На борту чувствовалось общее воодушевление и приподнятое настроение всех членов команды. Все оживленно делали свою работу, а кто был свободен, с удовольствием наблюдал за движением баржи. Конструкция постепенно начала разгоняться быстрее и быстрее, скорость достигла уже семи узлов и стала постоянной. Барже предстояло проплыть порядка тридцати километров до первой остановки. Николай все время стоял на мостике и наблюдал за движением. Пока есть свободное время, можно было насладиться пейзажами, хорошей погодой и свежестью Байкала. А в голове крутились мысли о предстоящей работе. Интересно, повезет им или нет? Будут они искать иголку в стоге сена или, того хуже, мифический поезд, которого никогда и не существовало. Трудно найти то, чего не было на самом деле. И тогда столько средств, времени и сил будет затрачено впустую. Николай всегда старался прокручивать в голове наихудшие сценарии развития событий. Когда ты к ним готов, то ничто не может тебя вывести из равновесия. А еще можно почерпнуть полезный опыт и многому научиться, чтобы впредь избежать неприятностей в подобной ситуации.

Спустя два с половиной часа, баржа достигла намеченной точки. Был сброшен якорь, а буксиры пришвартовались к ее бокам. Экипаж начал подготавливать к спуску на воду «Спрут-12». Николай, Макс и Павел уже стояли рядом с ним. Все были одеты в песочные комбинезоны агентства, спереди были лычки с их фамилиями, а сзади красовалась надпись «Команда Спрут-12».

– Ну что, господа, готовы? – дружелюбно спросил Макс.

– Всегда готов, – звонко ответил Николай, а Павел лишь кивнул головой в знак согласия. У командира Еремеева был самый большой опыт из всех троих. Он понимал, что им предстоит сложная и опасная работа. И не мог воспринимать погружение как увеселительную прогулку. Тем более, что это должно было быть первое погружение данного аппарата, и надо было еще научиться с ним работать. А техника могла оказаться капризной. К тому же он нес персональную ответственность за жизни и здоровье людей.

– Всему персоналу внимание! Пятиминутная готовность, – громко приказал голос из динамиков. Рядом с погрузочной площадкой замелькали красным светом проблесковые огни. Раз в пару минут раздавался сигнал сирены, чтобы привлекать внимание к погрузочным работам и не допустить несчастного случая.

– Экипажу занять свои места, – вновь прозвучал голос по громкой связи.

Сотрудники приблизились к аппарату и по очереди поднялись по лестнице внутрь. Последним поднимался капитан Еремеев. Он надежно задраил люк за собой и занял свое место в кресле пилота. «Супрут-12» был комфортной техникой для работы людей внутри него. Хоть он и был рассчитан на всего трех членов экипажа, места в нем было достаточно и легко разместилось бы еще два человека. Что, несомненно, отличало его от других подобных аппаратов, где людям приходилось сидеть почти друг на друге. Снаружи он был похож на мини-субмарину, спереди располагались смотровые иллюминаторы. Над ними были различные устройства для видео и фото съемки. А под иллюминаторами были прикреплены роботизированные манипуляторы, больше напоминающие клешни крабов. По бокам и сзади субмарины располагались направляющие гребные винты. Корпус был выкрашен в белый цвет, справа была эмблема агентства, слева же название самого аппарата «Спрут-12».

Внутри кабины было два кресла для пилотов их заняли Еремеев и Николай. За их спиной было еще одно рабочее место, за ним устроился Максим. В его обязанности входило слежение за наружными камерами наблюдения и управление манипуляторами.

– Экипаж готов? – прозвучал по радио вопрос оператора.

– Готов, – ответил Еремеев.

– Начинаем обратный отсчет, пять, четыре, три, два, один. И тут аппарат вздрогнул, кран начал медленно поднимать его от палубы. Чем выше его поднимали, тем сильней чувствовалась вибрация корпуса субмарины. Ощущение были не самые приятные. Спустя пару минут кран опустил аппарат в воду, вибрация превратилась в легкое покачивание на волнах. Раздался громкий щелчок – это погрузочное устройство отцепилось от лодки.

– Спуск на воду завершен, можете приступать к погружению, – сообщил оператор.

– Принято, – ответил Еремеев.

– Удачи! – и радио замолчало.

– Ну что все готовы? – спросил Еремеев.

– Так точно, – ответил Макс.

– Готов, – сказал Николай.

Первый пилот запустил силовую установку, которая приводила в движение двигатели. Корпус лодки наполнился мерным жужжанием оборудования, на панели приборов загорелись мониторы и лампочки, включилось внешнее освещение субмарины. Павел включил режим погружения и взялся за джойстик управления рулями, «Спрут-12» начал свое первое погружение. Экипаж молчал, наблюдал за тем, как скрывался корпус лодки под водной гладью и следил за показанием приборов. На поверхности вода была прозрачной и видимость была отличная. Предполагаемая глубина погружения должна была составить сто пятьдесят-двести метров.

– Прошли отметку в 50 метров, – доложил Максим.

Видимость начала падать, вода стала более мутной. Николай хоть и не первый раз участвовал в погружениях подобного рода, но каждый раз это было волнительно и, честно сказать, жутко. Тут целиком и полностью был расчет на технику и мастерство пилота. Николай про себя улыбнулся этому, проведя аналогию с полетом на самолете, который вызывал в нем похожие чувства. Подумал и сразу отогнал лишние мысли, потому как сейчас надо было работать, а не устраивать себе сеансы рефлексии.

– Прошли отметку 100 метров, – опять нарушил тишину Макс.

Погружение длилось уже около сорока минут, первый пилот снизил обороты двигателя, скорость начала падать. До дна оставалось чуть больше пятидесяти метров. Нужно было как можно осторожней продолжать спуск, чтобы по инерции не врезаться в дно. И вот, в свете прожекторов постепенно можно было начинать различать илистое дно. Маршевые двигатели перешли в режим горизонтального хода.

– Мы достигли отметки в 140 метров, – проинформировал Максим.

– Хорошо, приступаем к исследованию дна, – ответил Павел, – я полностью беру управление на себя, а вы начинайте поиск объектов и направляйте мое движение.

– Принято, командир, Макс, есть информация куда двигаться? – спросил Николай.

– Я разделил дно на сектора, каждый исследованный мы будем помечать. Сейчас начнем двигаться по спирали, когда достигнем границ сектора, я дам вам знать.

Началась долгая и монотонная работа, дно не отличалось большим разнообразием пейзажей. Движение субмарины поднимало ил со дна, а вместе с планктоном вода становилось похожей на наваристый бульон. Видимость была минимальная. Прошло уже более двух часов с момента погружения, а ничего кроме камней найти не удавалось. Конечно, глупо было предполагать, что в первом же погружении они найдут доказательства выдвинутой ими теории. Но в глубине души все на это рассчитывали. Спустя еще два часа было принято решение о всплытии. Работа на сегодня была закончена. Было исследовано четыре квадратных километра дна, их пометили специальными датчиками, чтобы случайно не вернуться на исследованную территорию.

Всплытие заняло не более тридцати минут. На поверхности их уже ждали техники на резиновой лодке, которые должны были прикрепить подъемное устройство к «Спруту». Субмарину успешно подняли, экипаж встретили аплодисментами, тем самым поздравив с первым успешным погружением. Команда была приглашена сразу на доклад к Дамбросову, начальнику хотелось знать все из первых уст. После планерки наконец, было можно передохнуть. Нахождение в замкнутом пространстве, плюс монотонная работа сильно утомили Николая; вернувшись в свою каюту, он лег на кровать. Как только лицо коснулось подушки он провалился в сон.