Внутренняя суть ваших конфликтов
Карабахский конфликт – не единственная ваша война. Войн у вас несколько. Вся ваша социальная среда разделена баррикадами. Идет непрекращающаяся война за власть между кланами. Только кажется, что одни борются с другими и народу до этого дела нет. Народ весь вовлечен в эту страшную войну интересов до последнего ребенка.
Идет война между власть имущими и простым населением, между чиновниками и нечиновниками, полицейскими и неполицейскими, между теми, кто обладает хоть небольшой властью независимо от ее уровня, и теми, у кого ее нет. Народ – по разные стороны баррикад с теми, кого нанял на работу из собственной среды в качестве обслуживающего персонала. Этой войне не видно конца, она наиболее энергоемка, требует огромных душевных усилий. Ее участники все больше отдаляются друг от друга по направлению мысли, по материальному уровню жизни, и ее не закончит ни один посредник, ни один большой или маленький сосед.
Но самая главная ваша война – внутриличностная. Ни с какими войнами вы даже вместе не разберетесь, никогда не сможете стать победителями в ней – ни вместе и ни врозь, пока не закончите войну с самим собой. Внешне она как раз ничего – никаких усилий, ни моральных, ни физических не требует. При этом она самая страшная последствиями. Именно эта война вызвала к жизни все другие войны, все бедствия, в которых вы оказались. Она у вас внутри, внутри каждого армянина и каждого азербайджанца, она в бездействии, в вашем подсознательном равнодушии к собственной судьбе, в политических провокаторах, которым вы безоговорочно верите и за которыми готовы идти хоть на смерть (и идете), в взяточниках, которых считаете уважаемыми людьми, в том, что позволяете разделить себя на кланы, что не пытаетесь вникнуть в суть собственной истории, предпочитая принимать ее в той сладкой и возвышенной форме, в которой вам преподносят ваши ученые-мифотворцы, из-за чего вам не дано делать выводов на ее основе. В результате базируетесь на фальшивых ценностях, забыв о настоящих. Иначе бы ваши женщины не стали живым товаром для соседних стран, а мужчины в поисках хлеба насущного непрошеными гостями на чужбине, гостиницы ваших городов не превратились бы в притоны для иностранцев, ваши религии не стали бы средством для вашего же оглупления.
Спите, вы – великие народы и народ всегда прав, лгут вам убаюкивая. И как народ может быть во всем и абсолютно прав, когда он состоит из людей, могущих ошибиться. Народ, как и любая личность, прав, пока сам себе не лжет. Как только он начинает лгать самому себе во имя чего бы то ни было и этим вколачивать гвозди в собственный гроб, рыть самому себе могилу, он перестает быть правым. В чем правы азербайджанский и армянский народы? В том, что молча взирают на то, как ими же выбранные власти используют их детей в качестве «пушечного мяса»? Что от их имен и якобы во имя их творят беззакония? Что молчат, когда надо кричать, и кричат, когда надо действовать? Что во время выборов позволяют покупать себя политическим мародерам и мошенникам?
Все, что должно служить вам, народам, служит власти: наука, экономика, политика. Вы, избрав власти, стали их заложниками, ваши власти абсолютно уверены, что вы существуете ради них. Ладно уж власти, спросите у своих священнослужителей, почему они всегда на стороне действующей власти, какая бы она ни была – хорошая, плохая, своя, чужая. Почему у них всегда наготове оправдание для любых, самых неприглядных ее действий и никогда не находится слова осуждения для нее?
Никто не спорит, религия, как сказал мудрец, это очень серьезное занятие человечества. Но религия должна быть выше любой политики, а не ходить у нее в служанках. Священник не может иметь подмоченную репутацию, он должен быть чист, если претендует на близость к Всевышнему, на носительство его слова. Какова репутация среди вас ваших священников? Если религиозные деятели заглядывают в рот власти, то это те же чиновники, только в других одеждах. Это та же власть, но еще более притворная. Если церковь или мечеть, видя безобразия власти, молчит, занимает созерцательную позицию, хуже того, становится на ее сторону и поддерживает ее, то она не может иметь к Богу никакого отношения.
Хоть раз вы слышали протестующий голос ваших священнослужителей, когда вам приходилось туго из-за действий власти? Хоть кого-нибудь они защитили? У них всегда в запасе имеются слова оправдания, даже поддержания властей. Власти воруют, бесчинствуют, загоняют людей в тюрьмы всего лишь за самостоятельное мышление, за свободное слово – священники молчат. Сколько лет вы горите огнем, катитесь в неизвестность, невиданная бедность, беспросветность, безнадежность сжигают ваши души, войне не видно конца – так что же еще должно случиться, чтобы ваши чистенькие священники внятно высказались, на чьей они стороне. Хоть раз звали они вас к миру, показали дорогу, как найти его? Ваши священники между собой-то встречаются, лишь подражая вашим президентам, то есть по протоколу. Они готовы на все, лишь бы власти были ими довольны. Только не уверен, чтобы доволен ими был Бог, именем которого они спекулируют.