Вы здесь

Азербайджанскому и армянскому народам – с негодованием и надеждой. А также всем, кто пребывает в иллюзии собственной исключительности. Кому вы верите и кому аплодируете? (Исмаил Гасанбейли)

Кому вы верите и кому аплодируете?

Идеал ваших провокаторов-демагогов судя по их речам таков, чтобы каждый армянин независимо от места жительства, социального положения, пола и убеждений был тверд в желании убить любого азербайджанца, где бы он ему ни встречался. И чтобы каждый азербайджанец жил с одной только мыслью: как бы истребить всех армян на земле. Или заручиться такой силой, чтобы противная сторона трепетала, делала все, что от нее потребуют. Уйдите, армяне, подальше с моих азербайджанских глаз – и армяне ушли. Нырните, азербайджанцы, все вместе от мала до велика в Каспий, потому что мы, армяне, будем здесь рисовать Великую Армению от моря до моря. И азербайджанцы нырнули. Если нравится вам такая бредовая перспектива, то устраивайте овации своим болтунам-шизофреникам с репутацией ученых, журналистов, уважаемых людей, сделавших себе имя на вашем горе с одной стороны, и на невежестве вашего большинства – с другой. Следуйте в направлении, которое они указывают. Я не говорю «за ними», потому что они сами не пойдут, они могут только указать.

Что бы ни случилось, как бы ни оборачивалась история, отдельно взятый армянин для отдельно взятого азербайджанца – это надежный друг, гостеприимный сосед, готовый в любую минуту прийти на помощь. Неслучайно армяне – единственный народ другой религии, за представителей которых азербайджанцы выдавали замуж своих дочерей (для тех, кто понимает, это очень важный показатель). При отсутствии возможности породниться каким-либо другим способом азербайджанец приглашал друга-армянина стать кумом (по-азербайджански «кирве», отсюда и достаточно распространенное обращение к армянам-мужчинам – «кирве», кстати, серьезное родство). Азербайджанцы отдавали дань и умению армянских мастеров и ремесленников.

Для отдельно взятого армянина конкретный азербайджанецэто человек, трудолюбию которого можно позавидовать, который никогда не ударит в спину, на которого можно положиться, к которому можно постучаться в самую трудную минуту за помощью с абсолютной уверенностью, что не получишь отказа, это хлебосольный друг. И роднились армяне с азербайджанцами сплошь и рядом. К сожалению, именно дети от смешанных азербайджано-армянских браков больше чем кто-либо пострадали, оказавшись на самом острие конфликта, став для одних ненавистными армянами, для других такими же ненавистными азербайджанцами.

Если чисто гипотетически поместить двух азербайджанцев (одного мерзавца, одного порядочного) и двух армян (также одного мерзавца и одного порядочного) на необитаемый остров на долгие годы, то можно ли предсказать, кто с кем будет общаться? Понятно, что гадать тут нечего: порядочный скорее договорится с порядочным, мерзавец – с мерзавцем. Встанет вопрос выживания и национальность отойдет на второй план. Нет национальности у порядочности и честности, как и нет национальности у мерзости, коварства, алчности. Задолго до национальности мы – люди.

Вы настолько близко жили, что в местах совместного проживания – а это почти вся Армения и весь Азербайджан, провокаторам рекомендуется заглянуть в демографические (не придуманные, а настоящие) карты хотя бы XIX века) – в какой-то мере идентифицировали себя друг с другом. Армянин не был чужим для азербайджанца, об азербайджанцах армяне не могли говорить «они» в смысле чужие, это свои, только другой религии, немного других обычаев, именно немного, потому что настолько схожи ваши традиции, что часто эта схожесть вызывала споры. Чуть ли не одинаковая кухня, музыка, почти повторяющие друг друга ритуалы и многое другое.

Не лучшие ваши сыновья не без помощи извне превратили эту схожесть из предмета объединения в предмет раздора и розни. Вместо того чтобы говорить: это «наше», вы стали кричать: это «мое». Вы, два очень близких народа, всю историю совместного проживания дополняли друг друга, что прекрасно иллюстрирует азербайджанская пословица: «Играющему (на музыкальном инструменте) азербайджанцу отрежь руки, поющему армянину – язык». Я не знаю, кому сейчас нужно отрезать руки или язык, но тем, кто зовет вас к войне, взаимной неприязни, поиску своего счастья в несчастье другого, точно нужно заткнуть глотку во имя детей ваших, во имя будущего.

Вы упустили время, вместо того чтобы, объединившись, воспользоваться представившейся исторической возможностью. Подняли оружие друг на друга, вместо того чтобы протянуть руку. Конечно, хватает и негативных стереотипов – вы соседи, поэтому вполне реальна возможность непонимания, недовольства друг другом, что не исключено даже у братьев-близнецов. У вас же нет негативных стереотипов в отношении, предположим, французов или канадцев.

Кстати, за рубежами ваших стран мало кто задумывается – кто из вас кто, для большинства, и вам это прекрасно известно, вы на одно лицо. Ваши аргументы мало кого волнуют, так что, обзывая друг друга последними словами, разоблачая коварство, дикость и другие не менее интересные качества друг друга, разрушая, переделывая памятники, фальсифицируя историю, сотворяя друг другу крупные неприятности и мелкие пакости, видя в каждой непонравившейся статье или высказывании армянский нос или азербайджанские уши, вы себе создаете имидж вечно конфликтующих сторон, с которыми просто незачем, да и опасно и рискованно иметь дело. Кому вы нужны – вечно дерущиеся, радующиеся бедам друг друга. Неужели вы думаете, что где-то какой-то очень влиятельный человек, народ или государство, ознакомившись с мерзопакостной статьей армянина об азербайджанцах или азербайджанца об армянах, тут же проникнется вашими проблемами, встанет на чью-либо сторону и накажет другую? Если не в этом ваша конечная цель, то в чем же?

Вы плохого мнения друг о друге, вы недовольны друг другом, вы считаете, что кто-то из вас кому-то что-то должен или кто-то с кем-то 15, 50, 150 лет назад не так поступил. Пусть так, обычная жизненная ситуация, но для нормальных людей и тем более народов совершенно недостаточный повод хвататься за оружие. Сядьте друг против друга, выскажите все свои претензии, не можете сами, физически это неосуществимо, пусть ваши ученые сядут, пусть сядут лучшие представители (я не имею в виду руководителей, из-за вашего полного равнодушия к собственной судьбе это, скорее всего, как раз худшие представители, как вы их только выбираете, неужели сердцем?), и во что бы ни стало прекратите этот конфликт. Это и будет вашей общей победой, иначе нет у вас будущего.

От того, что кому-то из вас нечего есть, что у кого реальных запасов нефти меньше, чем разведанных, а у кого-то никак не сбудутся надежды с диаспорой, никому из вас лучше не станет. Вы есть богатство, состоятельная диаспора и прекрасное будущее друг для друга. Поднимитесь над собой, над братоубийственной войной, стыдливо называемой карабахским конфликтом. Хотя вам и хватило ума прекратить стрелять друг в друга, эта война продолжает оставаться войной, это тлеющий костер, в который полно желающих плеснуть бензина в нужный момент.

Давно пора стать или хотя бы попытаться стать фигурой на великом игровом поле, именуемом миропорядком. Попробуйте оценить собственное место на этом поле – вас оно устраивает? Соответствует оно вашим возможностям? Тому, что вы можете победить вместе, есть только одна альтернатива. Это – общий проигрыш, при котором могут выиграть третьи стороны, и ничего другого.