Где ваше место в мире?
Поезд истории все дальше и дальше уходит от вас. Все мечтаете, когда сильные государства определят ваше положение в мире, дадут вам билеты на лучшие места, и вы там будете восседать, наслаждаясь чувством глубокого удовлетворения. Смотрите, завидуйте, мы сателлиты самого большого. Вот ваш идефикс. Вы не пуп земли, к вам нет и не будет никакого особого отношения, вы не особый случай, вы одни из многих народов, которыми сильные манипулируют. Что касается места, то его надо занять самому, и не грубой силой. Времена грубой силы проходят (да и на силу всегда есть большая сила), а местами уже прошли. Она как раз актуальна для тех, кто списан или списывается со счетов истории и мировой политики как равноправные или имеющие хоть какие-то права участники.
Сегодня сила в технологиях, финансах, но что вами сделано в этих направлениях? Какие свои достижения вы можете предъявить истории? Пятнадцать лет небольшой срок для истории, но для жизни поколения это очень большой срок. Оглянитесь на опыт других народов, все добившиеся более или менее нормальных позиций страны достигли их, по крайней мере сумели повернуть направление своего развития в сторону успеха за меньшее время. У многих из них стартовые условия были несоизмеримо хуже, чем у вас.
Ясно, что у вас война, беженцы, коррупция, блокада, холодная зима и жаркое лето – причин много. Если ваши беды связаны с войной, с беженцами, то что вами сделано (по настоящему, а не для вида), чтобы прекратить войну, вернуть беженцев, покончить с коррупцией. Обычно ваши (в смысле некоторых разрозненных социальных групп) требования сводятся к восстановлению справедливости в виде повышения зарплаты, пенсий или пособий конкретной группе людей, которая притом так и останется одинокой со своими требованиями, даже если это несчастные ветераны карабахской войны, чьи жизни и судьбы вы принесли в жертву собственным амбициям. Какая бы группа и с какими бы справедливыми требованиями ни выступала, вы в своем большинстве занимаете созерцательную позицию. А когда у них ничего не получается (иначе и быть не может, с разрозненными группами власти разобраться достаточно просто, если не с помощью пропагандистской машины, то с помощью дубинок) – вы получаете очередной аргумент в пользу собственного бездействия, в пользу своего наплевательского отношения к собственной судьбе: так мы же говорили, что ничего не выйдет. Конечно, не выйдет, у одного не выйдет, у десяти, ста, тысячи не выйдет, но у народа, у народа с большой буквы, выйдет.
Любые эпитеты в отношении вашей оппозиции справедливы. Она и продажна, и неконструктивна, власть считает самоцелью, не имеет конкретной программы действий на случай прихода к власти. Все это так. Но, во-первых, оппозиция не чувствует за собой народа, во-вторых, у вас не может быть подлинно народной оппозиции по причине того, что вы как народы не осознаете свои фундаментальные интересы, вы разрозненны и оппозиция может выражать лишь интересы отдельных групп. Вот почему вас так легко сбить с достижения какой-либо цели. Стоит кому-то «авторитетному» сказать, а государственной пропаганде изо дня в день вбивать в ваши головы какую-нибудь фразу вроде «коней на переправе не меняют», вы тут же ее принимаете как руководство к бездействию, забывая, что конь-то на последнем издыхании. Мол, не меняют, так не меняют, и мы не будем.
Думается, что это связано в гораздо большей степени не с вашей любовью к афоризмам и пословицам или верой в них, а с тем, что вы не видите идеи, которая объединила бы вас, хотя она кричит о себе устами детей, оставшихся без отцов в результате войны, видом большинства ваших городов и сел, похожих на запущенные сады, не чувствуете беды, которая вас ожидает, при этом друг друга хоть и называете врагами, подсознательно не считаете таковыми. Иначе вы бы напряглись, собрались в кулак, вспомните себя в конце 1980-х, в начале 1990-х, когда вас убедили, что вы – враги и должны стереть друг друга с лица земли. Вы готовы были горы свернуть, просто не оказалось гор, точнее, горы были, но их вы так и не сумели увидеть или сделали вид, что не видите.