Вы здесь

Азбука предпринимательства. Глава 1. Бизнес и общество (Т. А. Крылов, 2016)

Глава 1. Бизнес и общество

В главе представлен эволюционный подход к бизнесу, как основной форме предпринимательства, даются основные понятия, связанные с предпринимательской деятельностью. Рассматриваются жизненный цикл бизнеса, формы ведения бизнеса, ресурсы для бизнеса, способы формирования продукта, основы финансового управления, основы лидерства и создания организации, а также механизмы взаимодействия бизнеса и общества.

1. Жизненный цикл бизнеса

Любой бизнес развивается как живой организм[1], т. е. подобно всему живому, бизнес рождается, растет и развивается, затем стареет, затухает и умирает. Такой цикл неизбежен как для любого живого организма, так и для любой организации. Однако существование любого бизнеса невозможно представить в отрыве от окружающей среды, поскольку окружающий нас мир постоянно меняется. Именно в силу этого вынуждены постоянно меняться и мы, чтобы обеспечить себе выживание в неизменно трансформирующемся мире. Аналогичным образом видоизменяется и бизнес, чтобы реагировать на различные экономические и социальные потрясения, происходящие в обществе. Процесс постоянного изменения принято называть эволюцией. Следовательно, можно утверждать, что эволюция имеет место не только в живой природе, но и в социальных организмах, коими является любой бизнес. Как только бизнес перестает эволюционировать, можно констатировать факт его корпоративного старения, т. е. бизнес перестает быть гибким, перестает реагировать на изменения окружающей среды, что является неизбежным предвестником его скорой смерти.

2. Понятие предпринимательства

Предпринимательство зародилось в обществе очень давно. Предпринимательством люди стали заниматься сразу, как только перешли от примитивного первобытного существования на уровне животных к самым первым формам социальной организации общества. Дело в том, что предпринимательство охватывает все уровни потребностей человека – от базовых потребностей до наивысшей потребности в самоактуализации по иерархии Маслоу[2].

В соответствии с определением автора, предпринимательство – это занятие, или род деятельности, являющееся формой проявления человеческой сущности, основанной, с одной стороны, на необходимости выживания, и с другой стороны, на потребности в самореализации (самоактуализации) и общественном признании, как высшей ступени в иерархии человеческих потребностей.

Как наука, предпринимательство изучает формы существования бизнеса на различных стадиях его жизненного цикла, а также отдельно выделенные его этапы, такие как: бизнес-старт, расширение компании через активный маркетинг и привлечение финансовых ресурсов, постоянное преобразование, наконец, затухание и корпоративное старение.

Термин предпринимательство встречается в английском языке в значении «занимающийся первым», а также в латинских словах «pre», «prende» в значении «истоки, до, перед». Первоначальное значение слова «предпринимательство» означает «способность что-либо начинать, охватывать первым».

В бытовом значении предпринимательство – это ремесло, набор навыков и умений организовывать различные общественные ресурсы и извлекать прибыль из этой деятельности.

На сегодняшний день ученые-экономисты выделяют два типа предпринимательства: личное предпринимательство (от англ. entrepreneurship) и внутрикорпоративное предпринимательство (от англ. intrapreneurship). Если первый термин большинству читателей понятен, то второй, скорее всего, требует пояснения. Под корпоративным предпринимательством понимается не способность какого-либо сотрудника или служащего корпорации заниматься индивидуальным предпринимательством, а скорее предпринимательское мировоззрение каждого отдельного сотрудника, направленное на успех и процветание той компании или корпорации, в которой он/она работает. Ведь именно из этих мельчайших и незаметных на первый взгляд усилий и правильных решений каждого конкретного сотрудника складывается или обусловливается успешность и процветание всей корпорации в целом.

3. Типология масштабов бизнеса

Каждый человек внутри себя – бизнесмен. Бизнесменом является и бедный, и богатый, и государственный служащий, и свободный художник. Каждому человеку нужно выживать. Однако каждый из нас выбирает для себя свою модель выживания в обществе, и, соответственно, свою «форму бизнеса». Одним людям для выживания достаточно куска хлеба, а другим хотелось бы ощутить процветание и изобилие. Но выживание и бедного, и богатого очень быстро закончится, если перестать прикладывать усилия к своему выживанию.

По типологии, любое личное предпринимательство можно разделить на три основных типа:

«служащий» – это тип бизнеса с одним клиентом. Следует четко понимать все преимущества и недостатки такого предпринимательства. Работая по найму, такой человек, с одной стороны, имеет финансовую стабильность в виде постоянной заработной платы, с другой стороны, наемный работник полностью зависит от своего единственного клиента – своего начальника. Теряя работу, такой человек теряет все;

«сервисный бизнес» – это тип бизнеса не с одним, а с многими клиентами. В этом случае у предпринимателя меньше стабильности, но одновременно и ниже риски остаться без дохода. К сервисному бизнесу относятся такие профессии, как практикующий юрист, независимый консультант, таксист или парикмахер, работающие каждый сам на себя, врач, имеющий мини-клинику, и т. д. В свою очередь, «сервисный» бизнес может быть с эксплуатацией или без. Вариант с эксплуатацией предусматривает наем одного или двух сотрудников, которые помогают своему руководителю-наставнику и часто перенимают у него бизнес, когда последний отходит от дел. Недостатком сервисного бизнеса является ограничение физических возможностей его владельца. Ведь в сутках только 24 часа. Таксист, юрист или парикмахер должны когда-то есть и спать, а не только все время обслуживать своих клиентов;

• бизнес, основанный на обороте материальных ценностей. Это тот тип бизнеса, занимаясь которым, можно стать действительно богатым. Чем больше предприниматель «оборачивает» ресурсов, пропускает через свою компанию материальных ценностей, тем выше прибыль, которая остается у предпринимателя. Границы масштабов такого бизнеса лежат в рамках размера сектора занимаемого рынка.

В приведенной выше модели типов бизнеса можно заметить аналогию с известной формулой предпринимательства, предложенной Робертом Кийосаки[3]. В модели типов бизнеса Р. Кийосаки присутствует не три, а четыре разновидности бизнеса, которые имеют названия: наемные (рабочие и служащие), самозанятые, собственники (бизнеса), инвесторы. Последний, четвертый тип, называемый «инвесторы», нельзя, в сущности, отнести к понятию предпринимательства, поскольку он исходит не из необходимости и потребности человека заниматься чем-либо созидательным, а проистекает из природы финансовых ресурсов, и их способности приносить прибыль благодаря такому их свойству, как временная стоимость денег.

4. Эволюция бизнеса

Продолжая тему эволюции бизнеса, можно проанализировать, как менялся бизнес с течением времени – по мере смены основных социально-экономических формаций. Теория экономического роста, основоположником которой был в начале XX в. Йозеф Шумпетер, выделяет три основных ресурса или производственных фактора – это труд, капитал и земля. Однако шведский ученый-экономист Рольф Йенсен в своей книге «Общество мечты» пишет, что третий ресурс – земля – меняется с течением времени и с изменением социально-экономической формации в обществе, в то время как первые два ресурса – труд и капитал – всегда остаются неизменными. Так, Рольф Йенсен утверждает, что:

• в первобытно-общинном обществе таким третьим основным ресурсом был «Бог», т. е. шаманы, колдуны и вожди, которые под видом жертвоприношений Богу, присваивали основную долю прибавочного продукта того времени;

• в рабовладельческом обществе основным объектом эксплуатации, и соответственно основным ресурсом, стал человек-раб. Разница между человеком свободным и рабом заключается в том, что первому надо платить заработную плату, а раба достаточно просто кормить и одевать. Не стоит путать труд раба со свободным трудом, за который надо платить. В рабовладельческом обществе были и свободные работники, которые трудились за жалование или зарплату. Например, свободные воины и надсмотрщики за рабами;

• в феодальном обществе третьим основным ресурсом стала земля. Феодал, у которого во владении было много земли, имел возможность эксплуатировать крестьян и также присваивать прибавочный продукт;

• следующим этапом стал капитализм, в эпоху которого господствовал дефицит потребительских товаров в отличие от современного общества изобилия. У широких масс рабочего населения появились деньги, но их не на что было потратить. В таком обществе «заказывали музыку» буржуа, владеющие активами, заводами и фабриками. Со сбытом не было проблем! Тот, кто владел промышленными активами, присваивал основную долю прибавочного продукта общества. Земля, как ресурс, потеряла свое первостепенное значение;

• в конце ХХ в. на смену капитализму приходит информационное общество или общество изобилия. Кто владеет информацией, знанием, «ноу-хау»[4], тот владеет миром. Теперь уже недостаточно быть владельцем активов: нужно знать, что производить с их использованием. Необходимо владеть изобретениями и инновациями, чтобы постоянно видоизменять свой продукт;

• сегодня мы быстрыми темпами движемся в сторону «общества мечты», в котором господствуют бренды. Именно глобальные бренды формируют предпочтения потребителя. Бренды диктуют, что покупать, как жить и чем следует пользоваться. Покупатель настолько запутан существующими стереотипами, что фактически лишен выбора в потреблении навязываемых ему продуктов. Инновации больше не являются ключевым фактором богатства. Корпорации, владеющие глобальными брендами, присваивают и культивируют те инновации, которые считают целесообразными для последующего потребления обществом.

5. Формирование бизнеса

Многих начинающих предпринимателей волнует вопрос: чем заниматься? Часто на него не могут ответить не только отдельные люди, но и целые корпорации. Это происходит, когда старая концепция бизнеса устарела, а новая, по каким-то причинам, еще не сформирована. По утверждению проф. Джима Коллинза, концепция любого нового бизнеса или проекта формируется 5-7 лет. Показателем того, есть ли у вашего бизнеса четкая и ясная концепция, является наличие сформулированных бизнес-идеи, миссии и видения развития компании. Расшифруем эти понятия.

• Бизнес-идея формирует цель. Бизнес-идея отвечает на вопрос «что» и указывает на то, что мы делаем.

• Миссия – это стратегия. Миссия компании заявляет о том, куда мы хотим прийти, кем хотим стать, что является нашей стратегической целью. Миссия отвечает на вопрос «куда».[5]

• Видение – это тактика. Она рассказывает о том, как мы это делаем, как мы добиваемся цели в своей компании. Видение отвечает на вопрос «как».

По мнение психологов, существует три аспекта предпринимательства: социальный, экономический и психологический. Выбирая сферу и направление своего бизнеса, следует руководствоваться этими тремя аспектами, в соответствии с которыми следует заниматься следующим[6]:

• тем, что приносит деньги (экономический аспект);

• тем, в чем, по оценкам других людей, Вы являетесь лучшим специалистом (социальный аспект);

• тем, что Вас «заводит», от чего Вы испытываете личный «драйв» (психологический аспект).

Именно так, с соблюдением трех основных принципов, формируется узкая, глубокая, целенаправленная специализация для любого субъекта предпринимательства, будь то частное лицо или целая компания.


6. Формирование продукта

Существует два основных принципа происхождения продукта, характеризующих взаимодействие этого продукта с потребительским спросом. Вот эти принципы.

• Стратегия push (толкать), которая формирует спрос на новый продукт.

• Стратегия pull (тянуть), которая отталкивается от существующего запроса со стороны потребителя на какой-либо продукт или услугу.

Оба способа приемлемы для разработки нового продукта, однако в целом этого недостаточно для создания чего-то нового. Если Ваш продукт не является ярко выраженной инновацией, то можно прибегнуть к следующим способам создания продукта:

• создать продукт «через дефис», иначе говоря «скрестить» два или более уже существующих продукта. Например: велосипед плюс мотор – получается мопед; телефон плюс видеокамера и другие опции – получается смартфон;

• новый продукт может быть нацелен на узкую целевую группу, например, слуховые аппараты – для слабослышащих, накаблучник – для автомобилистов, одноразовое бумажное чайное сито – для любителей хорошего чая. Подобных изобретений – огромное множество!

• продукт может резко выделяться, как, например, фильмы Федора Бондарчука или Никиты Михалкова, в каждом из которых чувствуется свой фирменный стиль и рука мастера;

• продукт может быть не новым, но иметь возможности индивидуализации (кастомизации[7]), как, например, большинство современных автомобилей, у которых при покупке можно выбрать разнообразные опции;

• ваш продукт может быть простым, но иметь в сопровождении дополнительные продукты (сателлиты[8]), которые и обеспечат дополнительную прибыль бизнесу. Например, компания Harley Davidson, производя мотоциклы, попутно выпускает огромное количество обмундирования и различной дополнительной символики к ним.

7. Создание организации

Человеческое общество построено по принципу пирамиды, или социальной иерархии. Любой индивид, организация или компания могут стать участником этой пирамиду. Обладая деликатностью и соблюдая иерархию, участник пирамиды начинает расширять свои границы в обществе, достигая тем самым все большего влияния и одновременно финансовой свободы. Поднимаясь вверх по ступеням социальной пирамиды, индивид или организация укрепляют свою власть и получают больше независимости.

Чем обусловлено сохранение целостности организации? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вникнуть в теорию целостности групп и понять механизмы их выживания. Социальные группы располагаются одна в другой (по принципу матрешки) и формируются следующим образом[9].

1. Индивид, личность – это самая маленькая группа, с названием «я».

2. Семья[10] – группа индивидов, объединенных родственными связями.

3. Малая группа – группа из 5-7 человек, объединенных идейными ценностями, интересами или принципами финансового жизнеобеспечения (малое предприятие). В крупном бизнесе имеет форму «Отдела». Иногда, чаще у южных и восточных народов, семья объединяется и организует малое предприятие, тем самым формируя малую группу.

4. Стандартная группа – как правило, организация из 25-40 человек, объединенных либо идеологическими, либо экономическими принципами, либо сформированная по интересам. В бизнесе имеет форму «Департамента».

5. Сообщество – формальная или неформальная организация из нескольких сотен или тысяч человек, объединенных по идеологическому принципу, по интересам, по ценностям и убеждениям, а также экономически. В бизнесе имеет форму «отдельной компании» или филиала транснациональной компании в какой-либо стране.

6. Мега-сообщество – выходит за географические границы государств, в национальном масштабе имеет форму «этнических групп», объединенных сходными этническим характеристиками, укоренившимися традициями и обычаями. Члены этнической группы могут иметь характерные физиогномические черты, стили в одежде и общие атрибуты жизни. В бизнесе принимает форму «корпораций» и «транснациональных компаний».

7. Нация, народ – общность людей, проживающих, как правило, на определенной территории, имеющая национальные черты. Нация может быть разделена на этносы. В экономических интересах любая нация может сформировать «государство».

8. Этносы (иногда – расы) – объединены по геополитическому принципу, проживают на определенных территориях, имеют выраженные региональные интересы на уровне групп стран, политические цели, объединены в экономические блоки.

9. Человечество – люди всех стран и национальностей.

10. Жизнь – все живое на земле: люди, животные, растения, микроорганизмы.

Выживание перечисленных групп обеспечивается усилиями отдельных индивидов и их стремлением к выживанию, а также тем балансом, который индивиды соблюдают во время прикладывания усилий к собственному выживанию, или выживанию тех групп, в которых они участвуют. Концентрация исключительно на собственных интересах называется эгоизмом. Концентрация полностью на интересах группы называется альтруизмом. Психически здоровый индивид всегда сохраняет разумный баланс между тем и другим видом усилий.

Любая организация сохраняет свою целостность до тех пор, пока ее местоположение на социальной лестнице вписывается в существующую социальную структуру.

Иногда технические нововведения могут уничтожать целые социальные слои. Так было в начале ХХ в., когда произошло замещение «синих» воротничков – рабочих – станками и машинами. Сегодня аналогичный процесс идет уже на уровне «белых» воротничков: сложные и умные компьютерные системы, управляющие производством, снабжением и прочими бизнес-процессами снижают потребность в офисных служащих. Не далек тот день, когда востребованными обществом останутся лишь «золотые» воротнички, которые будут перераспределять потоки финансовых ресурсов, заниматься творчеством, дизайном, изобретением новых продуктов. А те, кто этого не смогут, вынуждены будут попасть в «социальный осадок», жить на пособие и смириться с этим положением.


8. Лидерство

Психологические аспекты лидерства включают три необходимых компонента человеческих взаимоотношений, которые обусловливают коренное различие между лидерством и менеджментом. Менеджмент – это простое управление, а лидерство – нечто большее! Люди сами идут за лидером, а за менеджером – нет. Вот компоненты лидерства:

1. влияние (influence);

2. связь (affiliation);

3. власть (power).

Наличие каждого из этих компонентов во взаимоотношениях лидера и группы достигается определенными усилиями со стороны руководителя организации и обусловлена рядом факторов, которые рассмотрены ниже.

Первый фактор – влияние – достигается при помощи системы однородных, практически одинаковых ценностей, которые разделяют лидер организации и все ее сотрудники. Если кто-либо из сотрудников не разделяет ценностей организации, то он уходит. Как можно побудить сотрудника разделять ваши ценности? Ведь ценности нельзя навязать! Нельзя, например, приказать сотрудникам не только не воровать на заводе, но и быть инициативными на своем рабочем месте. Если первого можно достичь при помощи угроз и наказаний, то второго достичь таким образом нельзя. Спрашивается, как это сделать? Нужно «привить» сотруднику необходимые Вам ценности. Лучшим инструментом для этого всегда являлись легенды и истории. Расскажите своему сотруднику историю о том, как Ваш друг детства был безынициативным и, в итоге, вырос безуспешным и невостребованным в профессии человеком. Такая история будет значительно более действенной, чем любой приказ или указание быть инициативным на своем рабочем месте. И примерно таким же образом прививаются любые другие ценности[11]!




Второй фактор лидерства – связь. Между лидером и сотрудниками должна установиться мощная эмоциональная связь. Давайте разберем, как это происходит. В психологии есть понятие «треугольник АРО». Этот треугольник имеет три угла: A – affinity (что переводится как «близость»), Р – реальность, О – общение. Правило гласит, что каждая вершина треугольника АРО зависит от двух других, и, наоборот, любые две вершины зависят от третьей. Невозможно, понизив уровень одной вершины, не снизить уровень двух других и невозможно «поднять» одну из вершин этого треугольника, не «поднимая» в то же время две другие.

В результате, взаимозависимость вершин приводит к тому, что вы можете восстановить любую из вершин треугольника, если восстановите две другие. Поэтому самый простой способ установить «связь» в коллективе – это сформировать общую «реальность» и стимулировать «общение». Вот почему так важны, казалось бы, ненужные корпоративные вечеринки и культмассовые мероприятия! Однако пытливый читатель заметит, что «близость» (affinity) и «связь» (affiliation) – это не одно и то же, хотя в английском языке это – однокоренные слова. Дело в том, что «близость» означает лишь кратковременную «связь», в то время как «связь» представляет собой более прочные и долговременные отношения, и включает в себя также причастность, приверженность и преданность. Ключевой фактор здесь – время. Поэтому организуйте своим сотрудникам интересную работу, рассказывайте им истории и легенды, создавайте общую реальность, стимулируйте их взаимное общение – и со временем вы получите в их лице преданных партнеров.

Третий фактор лидерства – власть – определяется прежде всего зависимостью людей от их лидера. Учитывая основные психологические типы личности, власть может проявляться в двух видах отношений к подчиненным: персонализированная (personalized) и социализированная (socialized) власть. Персонализированный тип властителя – это тот, кто получает удовлетворение от устрашения и унижения своих подчиненных, тем самым возвеличивая собственную персону. А социализированный лидер – это лидер-помощник, который помогает и «служит» своим сотрудникам. За это они его «боготворят», превозносят и возвеличивают. Оба типа личности всегда сосуществуют в той или иной степени в одном человеке. Каждый тип властного поведения может проявляться больше или меньше у разных людей. Поэтому поведение лидера может варьироваться в различных ситуациях, однако ни тот, ни другой тип не может превалировать полностью в одном человеке и существовать в отдельности от другого типа.

Комбинация всех трех перечисленных факторов лидерства – влияние, связь и власть – формирует человека как управленца и определяет его лидерские возможности.

9. Финансовый рост

Читатель может задать вопрос: как из маленького бизнеса за 100 лет вырастают компании-гиганты? Давайте рассмотрим, как же это происходит. С одной стороны, у таких компаний есть хороший продукт и четкая стратегия, выстроенная по тем принципам, которые были описаны выше. С другой стороны, успешный бизнес всегда требует подпитку деньгами, для того чтобы финансировать его стремительное расширение. По мере роста бизнеса его рентабельность постепенно сокращается, так как затраты на его администрирование постоянно растут. Действует так называемый закон убывающей рентабельности. Как правило, наступает момент, когда предприятие уже не может финансировать свое развитие и расширение из собственной прибыли и начинает прибегать к внешнему финансированию.

Внешнее финансирование бывает двух типов: заемное и акционерное. Заемное финансирование – это привлечение банковских кредитов или выпуск облигационных займов. Однако предприятие не может занимать деньги в долг бесконечно, даже если это увеличивает возврат на вложенный капитал благодаря эффекту финансового рычага. В этом случае, если кредитные заимствования далее невозможны, предприятие увеличивает свой пакет акций или, иными словами, выходит на IPO, т. е. совершает эмиссию акций и размещает их на фондовом рынке, тем самым увеличивая акционерный капитал. Это дает возможность предприятию снова осуществлять заимствования на кредитном рынке до тех пор, пока компания не наберет столько кредитов, что банки начинают ей отказывать. После того, как компания набирает максимальный объем кредитов, ей снова необходимо расширять акционерный портфель, чтобы затем опять иметь возможность получить доступ к кредитным ресурсам. И так далее, сколь угодно долго! Компания поочередно расширяет портфель то собственных средств, то заемных, потом опять собственных, и опять заемных и т. д. Так компания из маленького предприятия постепенно превращается в гиганта экономики с многомиллиардными оборотами.

10. О вопросах регистрации

Прежде чем подвести итог темы «Бизнес и общество», обратимся еще к одной проблеме. Молодые предприниматели, начиная заниматься бизнесом, часто задаются вопросом: а нужно ли регистрировать предприятие? Чтобы дать ответ на вопрос, давайте сначала разберемся, зачем вообще необходима регистрация. Регистрация предприятия никак не влияет на успех бизнеса, не повышает его надежность и не увеличивает количество клиентов. Элемент доверия со стороны клиентов, который присущ любому бизнесу, также никак не зависит от наличия либо отсутствия регистрации. Так зачем предпринимателю регистрировать компанию? Ответ прост – чтобы платить налоги! Занятие предпринимательской деятельностью без уплаты налогов незаконно. И даже в этом случае возникает другой вопрос: а всегда ли надо регистрироваться, чтобы платить налоги?

Если поразмыслить, то все зависит от типа ваших клиентов. Если клиенты – физические лица, то вам, безусловно, необходимо зарегистрировать тот или иной вид юридического лица. Предположим, Вы занимаетесь розничным бизнесом, и продали клиенту пару обуви. Кто заплатит налог с этой сделки? В момент продажи товара образовалась добавленная стоимость, и ваша компания получила прибыль. Клиент, купивший пару обуви, конечно же, не пойдет в налоговую инспекцию, чтобы уплатить налог с этой сделки. В таком случае это придется сделать вам. Для этого нужна регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Теперь рассмотрим другой случай. Предположим, вы оказываете услуги различным организациям. Например, такие как таксист, юрист, рекрутер, оценщик, уборщик офисов и т. д. У вас много клиентов, и каждый из них является организацией, т. е. выступает как юридическое лицо. В этом случае, заключая договор с клиентом, вы можете возложить на него (и прописать это в договоре) функцию налогового агента. В этом случае ваш клиент, через свое юридическое лицо обязуется оплачивать налоги с объема тех услуг, которые вы ему оказываете. Тогда вам нет необходимости регистрировать собственное юридическое лицо или регистрироваться как индивидуальный предприниматель, потому что Ваши клиенты заплатят за вас налоги по вашим сделкам. Вам достаточно всего лишь вести учет Ваших договоров, аккуратно собирать и подшивать их в папки, чтобы в любой момент иметь возможность продемонстрировать всю вашу деятельность налоговым инспекторам, – и можете спать спокойно!

Получается, что предпринимательством можно заниматься вообще без регистрации! У читателя может возникнуть вопрос, почему же ни государство, ни инвесторы не поддерживают и не хотят связываться с такими физическими лицами-предпринимателями. Современные инвесторы предпочитают работать с полноценно зарегистрированными и юридически оформленными обществами. Конечно, детальный ответ на этот вопрос требует разъяснений юриста. Но коротко объяснить ситуацию можно следующим образом. Любой предприниматель может работать без образования юридического лица, и даже без регистрации ИП, лишь до тех пор, пока он работает один, пока есть возможность каждый раз составлять с клиентами соответствующий договор на оказание услуг от физического лица. До тех пор, пока предприниматель не вступает в какие-либо сложные финансовые отношения с окружающим миром – такая схема хорошо работает. Но как только предприниматель начинает привлекать инвесторов, то его взаимоотношения с внешними контрагентами резко усложняются, а ответственность за собственные действия многократно возрастает и, как следствие, у инвесторов возникает необходимость работать не с физическим, а с юридическим лицом. Это проистекает прежде всего из «природы» обоих понятий или явлений. Например, взять хотя бы ситуацию, если бизнес-проект предпринимателя не удался. Ведь юридическое лицо можно обанкротить и ликвидировать в случае несостоятельности (т. е. существует такая юридическая процедура), а физическое лицо обанкротить нельзя[12]. Есть и другие причины юридического характера, на которых мы не будем здесь подробно останавливаться. Становится очевидным, что инвесторы не работают не только с физическими лицами, но даже не со всеми формами зарегистрированных предприятий. Поэтому, для привлечения инвестиции недостаточно иметь ИП или ООО. Так, для привлечения венчурного финансирования необходимо ЗАО, а для выхода на IPO необходима перерегистрация в ПАО[13]. Аналогичным образом в вопросе поддержки предпринимательства действует и государство. Оно не поддерживает предпринимательскую деятельность физических лиц по причине того, что это было бы неправильно: юридически неграмотно и создавало бы финансовый хаос в обществе.

Конец ознакомительного фрагмента.