От мягкого к твёрдому. кое-что о погоде и немного цифр
Как мы уже выяснили, хороший нож должен быть достаточно твёрдым, чтобы долго оставаться острым, но не настолько, чтобы крошиться при попытке что-то построгать или отрезать. Понятия «достаточно твёрдый» или «не очень твёрдый» весьма расплывчаты и разными людьми могут восприниматься по-разному, точно также, как одна и та же погода на улице для одного человека кажется вполне комфортной, а для другого – прохладной. В случае с определением твёрдости было что-то похожее: один мастер считал, что закалил свой нож правильно, для другого эта закалка была недостаточна, третий утверждал, что она избыточна… Вопрос с определением температуры на улице в конце концов решился с изобретением термометра и с тех пор, если термометр показывал, например минус 5 градусов, каждый мог самостоятельно определить, что ему надеть, независимо от мнения окружающих, кроме того, каждый понимал, что минус 5 – это холоднее, чем плюс 20, но теплее, чем минус 30. Для измерения твёрдости тоже был изобретён своеобразный «термометр» и называется он твердомер. Созданием твердомеров занимались многие изобретатели, предлагали различные способы определения твёрдости, но практическое применение получили три метода, предложенные Бриннелем, Роквеллом и Виккерсом.
По методу Бриннеля в испытуемый образец вдавливается стальной шарик строго определённого диаметра при определённом усилии и затем измеряется площадь полученного отпечатка (фактически измеряется его диаметр, а площадь – высчитывается). Понятно, что чем мягче испытуемый материал, тем глубже вдавится в него шарик, и соответственно, больше окажется площадь полученного углубления. Всё бы хорошо, но этот метод работал только на относительно мягких материалах: алюминий, медь, титан, незакалённая сталь. При попытке измерить твёрдость хорошо закалённой стали отпечаток оказывался настолько малым, что просто был невидим глазом – какие уж тут измерения. Этого недостатка лишены методы Роквелла и Виккерса – они позволяют измерить твёрдость даже самых твёрдых сталей, поскольку вместо стального шарика в образец вдавливается наконечник из самого твёрдого на Земле минерала – алмаза. Роквелл предложил вдавливать с определённой силой в образец алмазный конус с углом 120 градусов и измерять глубину его погружения, по Виккерсу в образец вдавливается четырёхгранная алмазная пирамида, а затем измеряется диагональ полученного отпечатка. Значения твёрдости, определённые этими методами, во избежание путаницы, получили свои обозначения: твёрдость по Бриннелю обозначается латинскими буквами HB, по Роквеллу – HR, по Виккерсу – HV. Некоторые твердомеры имеют несколько шкал, в этом случае к обозначению метода добавляется обозначение шкалы. Во всех случаях после обозначения метода указывается число, обозначающее значение твёрдости, определённое данным методом, так, например, запись HB 280 обозначает, что данный образец имеет твёрдость 280 единиц по методу Бриннеля, HRC 58 – твёрдость 58 единиц по Роквеллу, по шкале С, HV 520 – твёрдость 520 единиц по методу Виккерса.
Уфф… Ладно, хватит с нас цифр, букв. Для нашего с вами путешествия достаточно будет запомнить, что та самая золотая середина твёрдости для ножа должна лежать где-то между HRC 50 и HRC 60. Как правильно заметил внимательный читатель, твёрдость указана по Роквеллу – для закалённой стали этот метод применяется чаще всего. Осталось заметить, что твёрдость алмаза по Роквеллу равна 100 единицам. Нож с твёрдостью меньше HRC 50, конечно, тоже будет резать, но быстрее затупится, при твёрдости выше HRC60…65 нож из распространённых сортов стали окажется слишком хрупким. Опытный мастер при изготовлении ножа точно знает, для чего он будет применяться: если это туристический или охотничий нож, то для него предпочтительна меньшая твёрдость, поскольку в глухом лесу затупившимся ножом ещё много чего можно сделать, а вот сломанным возле рукоятки – уже ничего. Если же изготавливается кухонный, или поварской нож, то твёрдость может быть повыше, поскольку ветки рубить им точно не будут, а вот оставаться острым он будет гораздо дольше и затачивать его придётся реже (при условии, что повар уважительно относится к ножу и не режет им что-нибудь на стеклянной или фарфоровой тарелке, а пользуется специальными деревянными досками). К примеру, автор этих строк на кухне пользуется четырьмя японскими поварскими ножами с твёрдостью HRC 58…61, а в лесу – ножом с твёрдостью HRC 55.
Приведённые рекомендации по выбору твёрдости позволят ножу дольше оставаться в рабочем состоянии, но любой нож рано или поздно затупится и его придётся точить. Когда – то по городам ходили точильщики и предлагали жителям за умеренную плату заточить нож или ножницы. Сейчас это можно сделать в заточной мастерской, попросить кого-нибудь или попробовать самим. Наверное, сделать что-то самому гораздо интереснее, чем смотреть, как это делают другие, поэтому давайте и мы с вами попробуем заглянуть в процесс заточки, разберёмся, как правильно затачивать, а как – ни в коем случае нельзя. Итак, переходим к заточке.