Вы здесь

Азбука духовной жизни. И (Валентин Мордасов, 2011)

И

Святые ИКОНЫ есть самая лучшая проповедь о вере православной. На них мы видим изображения важнейших событий из истории ветхозаветной и новозаветной Церкви. Всякие изображения действуют на нас скорее и сильнее, чем описания, имеющиеся в книгах. Точно так же и святые иконы лучше всякой книги научат человека, в особенности простого, всему, что нужно знать ему, например, из истории христианской Церкви. Они производят великое действие на душу человеческую, направляя ее к добру. Перед иконами служат молебны; наибольшего почитания и прославления достойны святые чудотворные иконы, к которым ходят на поклонение. Почтение к иконам домашним нужно выражать в особом соблюдении чистоты того места, где они помещены, в возжении перед ними лампад, а мужчинам – в снимании перед ними головного убора.

Наконец, приближаться к святым иконам, лобызать их можно только тогда, когда соблюдаем чистоту телесную. Далее, не замечали ли вы, братия, как трудно вам утвердить в себе молитвенное настроение, когда перед вами нет святой иконы? Несомненно, что созерцание святой иконы предохраняет наши мысли от рассеянности, к которой склоняет человека его немощь. Перед святыми иконами человек всегда ведет себя сдержаннее: он боится оскорбить пустой шуткой или какой-либо другою недостойной выходкой святость того места, которое украшено святыми иконами.

Об ИСПОВЕДИ. «Мы не должны считать себя достойными <проводниками Божией благодати>, но самыми малейшими орудиями, коими она действует. И как кающийся, так и разрешающий должны иметь разум, что сие действуется единственно только заслугами Господа нашего Иисуса Христа, а не нашим достоинством или разумом» (преподобный Макарий Оптинский).

О чудотворных ИКОНАХ. Побуждением к более усердному чествованию святых икон служат те безчисленные чудеса и знамения, которые благоволил Господь совершать через них для верующих. Некоторые иконы Спасителя, Богоматери, святителя Николая и других угодников Божиих по обилию чудес издревле именуются чудотворными и не перестают быть как бы пророками чудодейственной силы Господа. Каждый православный должен наблюдать за тем, чтобы иконы были всегда в чистом и благолепном виде и чтобы, по крайней мере в воскресные и праздничные дни, возжигалась перед ними лампада. Тогда должна быть соблюдаема особенная благоговейная осторожность, чтобы от лампады, зажженной перед святой иконой, отнюдь не был заимствован огонь для удовлетворения каких-нибудь других потребностей, потому что это значило бы отнимать дар от Бога и отдавать его диаволу. То же чувство благоговения к святым иконам требует от нас того, чтобы мы прикасались к ним или возжигали перед ними лампаду не иначе как при строгом соблюдении чистоты телесной. Также мужчинам всегда и везде с непокрытой главой должно предстоять святым иконам. Надо так прикладываться к святым иконам, чтоб это служило для нас средством нашего освящения. Прежде всего, целуя иконы, мы свидетельствуем через то наше православие. Поскольку же чествование, иконе воздаваемое, возводится к лицу, изображенному на ней, то, целуя ее, мы прикасаемся мысленно к тому самому лицу. Тогда душа верующая, воображая величие напоминаемого иконою лица, наполняется радостью и страхом: «Страхом, – как изъяснено в одной церковной песне, – греха ради; радостию – спасения ради». Что пользы лобызать иконы святые, если кто, сделав это по наружной только набожности, спешит возвратиться к дурным своим делам, с которыми расстался лишь на время, чтобы сходить в церковь? Никакого для души освящения не приобретут и те, которые прикладываются к иконе без искренней веры и благоговения.

Об ИКОНОСТАСАХ. Прежде их не было, но в IV веке император Константин Великий нашел нужным отделить алтарь от храма решеткой. Причиной тому послужило то, что некоторые из христиан небрежно стали подходить к алтарю, притом так близко, что стесняли священнослужителей. Впоследствии эти решетки начали украшать иконами. Поскольку алтарь изображает самое небо, то иконостас своими священными изображениями научает нас к кому мы должны обращаться с нашими молитвами.

Вас увлекает ИСКУССТВО? Не порабощайте его чувственности и суетности, и оно будет питать и услаждать ваше сердце проблесками на земле небесной красоты, имеющей составить в будущей жизни ваше блаженство.

Об ИМЕНИ. Прежде всего, конечно, имя дается для того, чтобы отличить одного человека от другого, вместе с тем показав, что каждый человек есть лицо, отдельная личность. Каждый человек есть особенное, отличное от всех других людей лицо. Каждый человек есть «образ и подобие Божие» и потому-то каждый человек имеет свое имя. Далее, нам даются имена святых. Это напоминает нам о необходимости и об обязанности нашей жить свято. Можно ли носить святое имя и жить греховно? Конечно, это очень нехорошо. Святое имя требует и святой жизни. Каждому христианину следует ознакомиться с житием того святого, имя которого он носит, и подражать его жизни. Затем, имена святых даются нам для того, чтобы мы обращались с молитвами к святым и просили их помощи и ходатайства перед Богом. Если уже на земле молитвы праведников сильны перед Богом, ибо много может усиленная молитва праведного (Иак. 5: 16), то тем более они сильны на небе, где праведники очищены от всякого несовершенства и находятся вблизи Престола Божия.

Конец ознакомительного фрагмента.