Д
ДОБРОТА (благодушие, мягкосердечие), неизменно тихое или, как говорят, ясное состояние души, именуется простосердечием. Но более понятною становится благость тогда, когда обнаруживается в обращении с другими. Здесь она проявляет себя любовью, милостью, кротостью, ласковостью, приветливостью, снисходительностью, предупредительностью и т. п. Одним словом, здесь нельзя указать предела ее многостороннему раскрытию в многоразличных обстоятельствах жизни.
«Монашеские же ДЕНЬГИ, входящие в дома родных, суть огонь, поядаяй их стяжание» (преподобный Макарий Оптинский).
Вот указатель вам, с кем можно ДРУЖИТЬ, а с кем не заводить знакомства. Кто готов с тобой вместе благоугождать Господу Иисусу исполнением заповедей Его, с тем дружи. Кто не имеет к тому влечения и расположения, тот не может быть твоим другом.
Признаки, по которым можно узнать, обитает ли в нас ДУХ БОЖИЙ или дух мира сего. Первый признак того, что в человеке Дух Христов живет, Дух Святый, есть богомыслие и молитва. Второй признак Духа Христова, Духа Святого есть самоотвержение и покаяние. Святой Дух показывает нам всю отвратительность нечистоты всякого греха. А видя нечистоты греха, можем ли мы не отвергать их от себя и не каяться в них? Третий признак Духа Христова, Духа Святого есть крепость (сила) и мужество. В самом начале апостолы были боязливы и малодушны; но после сошествия на них Духа Святого они сделались настолько бесстрашны, что пошли во весь мир с проповедью Евангелия и не убоялись никаких гонений языческих царей и властителей и даже самой смерти.
Первый признак действия в человеке духа сего мира есть рассеянность. Как Дух Божий сосредоточивает человека в себе, побуждает его думать о себе, молиться, так дух мира сего рассеивает человека, побуждает его блуждать повсюду, по всяким предметам, только не заходить в самого себя, в свою душу. Второй признак духа мира сего есть светскость. Человек, водимый этим духом, занят только мирскими вещами и делами, но не хочет и не имеет охоты заниматься Божественными вещами и светлыми делами. Третий признак духа мира сего есть леность и плотяность. Если человек, водимый Духом Божиим, старается исправить свою душу, очищать свое сердце, старается каяться и обращаться к Богу, то человек, водимый духом сего мира, живет по плоти, по греховным похотям и страстям своим; если и обращается иногда к Богу, то только по видимому, а не на самом деле. Четвертый признак духа мира сего есть боязливость и человекоугодничество. Апостолы, водимые Святым Духом, открыто говорили истину и правду; они не думали о том, понравится ли истина и правда миру и знатным людям или не понравится. Кто же водится духом мира сего, тот поступает так, чтобы только понравиться другим, быть угодным им, подражать их примеру. Нет тогда у человека мужества; он тогда трость, ветром колеблемая. Теперь мы знаем, каков Дух Христов и каков сего мира. Первый ведет к Богу и к вечной жизни, а второй ведет к вечной погибели.
Присутствие ДУХА БОЖИЯ в человеке обнаруживается в обильном духовном утешении. Дух Святый поистине Дух-Утешитель. Все мирские удовольствия не могут сравниться с тою радостью и миром, коими Дух Святый наполняет сердце верующего.
В чем заключается ДОЛГОТА жизни? Различным образом объясняют обетованное, данное в заповеди: «Чти отца твоего…», но все объяснения сходятся согласно в том, что повиновение заповедям Божиим увеличивает продолжительность человеческой жизни. Трезвость и правильный образ жизни увеличивают долголетие. Человек при этом избегает также множества вредных мелочей: излишества в пище, роскоши в одежде, расточительности в увеселениях, бесполезной траты энергии, – всего, что подтачивает крепость сил и укорачивает жизнь. Благочестие производит безмятежность и спокойствие духа. Гнев, страх, ненависть разрушают жизнь, между тем как мир, доверчивость, любовь благоприятствуют здоровью и продлению жизни.
О чувстве ДОБРА и чувстве БЛАГОЧЕСТИЯ. Чувство добра (или нравственное) состоит в том, что мы чувствуем, что нам надобно делать добро и не делать зла. У человека есть совесть, которая повелевает ему соблюдать правду и делать добро и остерегаться неправды и не делать зла. Если человек поступает так по совести, то совесть награждает его спокойствием и довольством, если же не поступает так, то совесть карает его, мучит. Наконец, чувство благочестия, или чувство религиозное, есть чувство того, что существует Бог, в Которого человек должен веровать, на Которого он должен надеяться, Которого он должен любить и служить Ему.
Что такое ДУША? Это слово означает и часто заменяется другим: жизнь. Она истинно жизнь, ибо она средоточение всех наших действований. «Душа, – сказал один мыслитель, – разум и волю имеет себе вместо рук и ног». Душа приводит в исполнение то, что мы задумали в сознании. Она, так сказать, место пребывания чувств. Физические ощущения можно чувствовать лишь в той мере, в какой душа сознает их. Она несет ответственность за наше поведение; она та часть нашего существа, которая не уничтожается, бессмертна.
«Да кто же из святых отцов видел свои ДОБРОДЕТЕЛИ? Не землею ли и пеплом они себя вменяли при всех их великих дарованиях? То самое и делало твердою их добродетель» (преподобный Макарий Оптинский).
Кто небрежет о ДЕТЯХ? Небрегут о детях, если они принадлежат кормилице, няне, надзирательнице более, нежели отцу и матери, и более, нежели то нужно. Небрегут о детях, если хотят только забавлять их и забавляться ими, и особенно тогда, когда настает время более учить их, нежели забавлять. Небрегут о детях, если и учат их, но более приятному, нежели полезному. Искусство и познания приятны, но составляют в жизни, так сказать, приправы и лакомства, а не хлеб и пищу. Небрегут о детях, если старательнее учат их полезному для жизни временной, нежели спасительному для души бессмертной: о земном, временном, но не о Боге, законе Его и жизни вечной.
«ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ не в том только состоит, чтобы наслаждаться миром и утешением, но и нести благодушно отъятия утешений» (преподобный Макарий Оптинский).
О совершенствовании в ДОБРОДЕТЕЛИ. Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами (2 Кор. 6: 1). Апостол умоляет христиан, чтобы они «не вотще приняли благодать», – чтобы старались об исправлении и усовершенствовании в добродетели. Кто не пользуется благодатными дарами и средствами своего спасения, тот тяжко грешит… Итак, рассмотри свою жизнь и поступки. Пользовался ли ты верно и добросовестно всеми случаями и средствами, какие Отец Небесный указывал тебе для твоего исправления?
Земные блага суетны и опасны для тех, которые привязываются к ним всем сердцем. Как глубоко падает человек, пристрастившийся к ДЕНЬГАМ и имуществу.
Об уклонении от ДУХОВНИЧЕСТВА. Если же вы оставите надзор, уединитесь, то, кто знает, можете ли оное благо безмолвия улучить и успокоиться? Общая польза должна вас удерживать. Токмо старайся не считать себя достойным, умным и могущим пользовать других, но единственно исполняющим послушание.
ДОБРОДЕТЕЛЬ и святость уподобляют нас Богу, восстанавливают в истинный образ Божий. Кто обладает собою, своими наклонностями и пожеланиями, чтобы делать то, что истинно и благочестиво, тот не уподобляется ли Богу в добродетели и любви, не есть ли в своей жизни и делах видимый образ Божества?.. Наши поступки и жизнь да не будут для окружающих претыканием и соблазном, но поощрением и побуждением к нравственному совершенству.
Самая лучшая ДОБРОДЕТЕЛЬ – никого не презирать.
О враждебном ДУХЕ мира. Лукавый дух мира своими обычаями и правилами всегда стоит в явной и тайной вражде с духом и правилами христианской жизни, созидаемой в Церкви Христовой. И здесь можно быть поборником или изменником веры. Например, потребность мирских удовольствий и развлечений, обычаи светской жизни, приличия людские, желание избежать нарекания со стороны других зовут в веселое собрание светских развлечений и удовольствий; и это тогда, когда долг звания христианина, нарочитое время церковного колокола призывают вас в храм Божий, в храм молитвы и славословия Бога. Куда склонится в это время христианин?
Любящий полное ДОВОЛЬСТВО утрачивает духовный разум.
О малых ДАРОВАНИЯХ. Многие думают, что если дается благодатное дарование от Бога, то это должно непременно быть чем-то великим, необыкновенным. Вследствие этого они ставят ни во что данные им от Христа благодатные дарования. Они пренебрегают теми скромными дарами и способностями, которые не сразу обращают на них внимание людей и не дают им возможности сразу отличиться какими-нибудь великими делами. Так ошибочно думали еще во времена апостолов коринфские христиане, и святой Павел счел долгом внушить им, чтобы они дорожили всяким благодатным дарованием, как бы оно ни было мало, потому что во всяком случае, каждое дарование идет от одного и того же Духа Божия, Который хорошо знает, какое дарование кому дать.
Почему Бог попускает ДИАВОЛУ поселиться в человеке? Не для чего иного Бог попускает диаволу поселиться в человеке, как для того, чтобы человек в нераскаянных грехах своих не погиб на всю вечность, но чтобы, мучимый бесом, он раскаялся и обратился к Богу. В этом именно диавол сознавался преподобному Пахомию Великому: «Крепость ваша на меня возросла вочеловечением Бога Слова, давшего власть наступать на всю силу нашу, поэтому я не могу к вам приблизиться, и когда стараюсь побороть вас, то бываю виновником пользы вашей» (Четьи-Минеи, 15 мая).