Вы здесь

Азбука для родителей. Как договориться с ребенком в любой ситуации. В (Аллан Фромм, 1969,2017)

В




Воображение

Вполне нормально, когда у ребенка начинает проявляться живое воображение.

• Во-первых, у него еще недостаточное представление о реальности,

• во-вторых, он так надежно оберегается родителями, что необходимость решать какие-то жизненные проблемы практически сведена к минимуму.

Дети легко поддаются своим эмоциям, а нередко их даже побуждают к этому. В то время как для взрослых один из главных компонентов существования – труд, дети выражают себя в игре. В результате ребенок гораздо свободнее, чем взрослые люди, проявляет свои чувства и эмоции. Воображение определяет характер воздействия этих чувств и эмоций на их мысли и поведение.

Несмотря на то, что фантазии – такая же составная часть жизни маленького ребенка, как памперсы для новорожденного, многие родители постоянно задаются вопросом, полезны они для него или вредны. Столько говорится о необходимости быть реалистами в нашей действительности, что взрослые порой задумываются о том, стоит ли позволять ребенку фантазировать в раннем возрасте. На самом же деле у нас есть все основания считать, что воображение обогащает жизнь ребенка. Наделяя вещи и предметы волшебными и фантастическими свойствами, он настолько заинтересовывается ими, что узнает много полезного об окружающем мире. Заставляя свои игрушки действовать, словно живых людей, ребенок занимает важную для него позицию, какую еще очень не скоро проявит в жизни.

Одним словом, с помощью воображения малыш с интересом развивает свои способности, учится и приобретает ощущение собственной значимости. Фантазии доставляют ему радостную возможность проявить себя творчески.

Большинству из нас ясно, что воображение безвредно, а нередко и благотворно для ребенка. И только когда оно становится чересчур бурным, родители начинают тревожиться. Это вполне естественно, если только нет заблуждения относительно понятия «чересчур». Но тут достаточно определить критерий. Им, очевидно, может стать тот предел, за которым воображение начинает отделять ребенка от общества. И если малыш не умеет вовлекать в свои фантазии товарищей, не играет вместе с ними, это означает – что-то с ним не в порядке.

Другими словами, не стоит беспокоиться, если у ребенка бурное, веселое, свободное воображение – это признак здоровья. Активный, пылкий характер воображения ни в коей мере не следует считать симптомом нарушения психики ребенка. А вот если он уединяется, отделяется от других детей и увлекается фантазированием ради самого фантазирования, тут мы, несомненно, должны обеспокоиться состоянием его психического здоровья. В этом случае рекомендуется обратиться к врачу, потому что чрезмерное воображение – только один из целого ряда симптомов, на которые следует обратить внимание. Речь идет, однако, о случаях довольно редких и обычно с хорошими прогнозами на лечение.

ЗАГЛЯНИТЕ И СЮДА

Дружба ►► Игра ►► Игрушки ►► Кино ►► Телевидение ►► Фантазирование

Воровство

Психологи единодушны во мнении, что тенденция к воровству у детей не излечивается с помощью наказания. Это верно, что общество учит уважать законы, прибегая к суровым мерам. Но так же верно, что ни одна из них неприменима к ребенку дошкольного возраста. Согласно закону он еще не способен отвечать за свои поступки. И родители поступят правильно, если займут такую же позицию и будут считать проявление воровства у ребенка поступком безответственным. Воровство «излечивается» не только внушением и оценкой поведения малыша. Важно еще так повести разговор, чтобы он захотел вас понять и согласился с вашим мнением.

Если не брать некоторые особые социальные среды, воровство – относительно редкое явление среди маленьких детей и не составляет проблемы хотя бы потому, что ребенок еще не имеет никакого понятия о собственности. Он знает разницу между «иметь» и «не иметь», у него есть желания, он может испытывать зависть, но малыш еще не настолько независим, чтобы прийти к агрессивному самоутверждению, которое лежит в основе воровства. Подобное стремление может возникнуть в том случае, если среда, в которой он растет, освобождает его от авторитета родителей и вынуждает нарушить право чьей-то собственности. Так обычно случается в семьях, где живут в скученности и тесноте, где родители не интересуются детьми, бросая их на произвол судьбы, а у старших детей есть немало дурных привычек, каким и подражают малыши.

Что делаем мы, родители, когда узнаем, что наш ребенок ворует? Прежде всего стараемся понять, ворует ли он всерьез или невинно уходит с чужими вещами в кармане. Это разные вещи. Совершив кражу, ребенок намеренно скрывает это от других, сознавая, что сделал что-то дурное, нарушил право собственности. Когда же, напротив, речь идет о невинном присвоении (хотя и заслуживающем порицания), достаточно обратиться к сознанию малыша и разъяснить ему общепринятые правила.

А если такое разъяснение ни к чему не приведет, нам следует задуматься о причинах плохого поступка. Обычно речь идет о серьезной неудовлетворенности ребенка, о его протесте и враждебности по отношению к авторитетам и, несмотря на независимость, с которой он бросает им вызов, свидетельствует о неспособности контролировать свои порывы. Ясно, что наказание лишь поддержит в ребенке все эти чувства. В то же время, если постараемся ободрить его, поможем понять и принять наше общество и наш образ жизни, он сможет избавиться от чувства враждебности и развить самоконтроль.

Самое важное, что есть у ребенка, – это родители. Отдать ему большую часть самих себя, по-видимому, лучший способ решения проблемы. Не назойливая опека, а дружеское, горячее, живое участие, благодаря которому он почувствует, что мы свои люди. Только в этом случае у него притупится чувство враждебности и он сможет найти другой способ излить неизбежную агрессивность социально приемлемым образом.

Еще недавно считалось, будто детская преступность – наследственная болезнь. Некоторые социологи предложили использовать так называемое игровое поле и, ко всеобщему изумлению, доказали, что когда у ребенка появляется возможность проявить свою потребность в активной деятельности, то сразу же резко падает и коэффициент преступности. Хорошо организованная семья способна предложить ребенку бесконечное количество вариантов выражения его активности без нарушений общественного порядка.

Только в том случае, когда ребенок почувствует, что родители любят его и он по-настоящему любит их, только тогда он хочет быть таким, как они, и подражать им. Никакие призывы к ограничению желаний, разумеется, не воздействуют на него. И если ребенок действительно захочет походить на родителей и заслужить их расположение, он станет понимать пользу контроля своих поступков.

Вот почему так важно, чтобы он был хорошего мнения о родителях. Иначе он останется непослушным. Не чувствуя опоры, поддержки и уверенности в себе, которые дает ему наша любовь, он вынужден будет красть то, что не может приобрести естественным путем. Вещи, которые он ворует, сами по себе не имеют для него никакого значения, но они как бы олицетворяют то другое, что ему отчаянно хочется иметь.

И все же мы должны рассматривать воровство как один из симптомов самоутверждения ребенка в жизни. Однако точно так же, как не упрекаем его за то, что у него поднялась температура, мы не должны наказывать его и за кражу. Возвратим владельцу то, что унес, постараемся выяснить, чего ребенку недостает дома, и попытаемся сделать все возможное, чтобы дать ему то, чего ему не хватает. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Только тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности. Есть люди, которые считают, будто у каждого из нас бывает желание украсть. Возможно, именно поэтому мы так остро реагируем, когда обнаруживаем такое пристрастие у наших детей, – они открыто делают то, о чем мы можем думать лишь тайком. Признав, что между нами не такая уж большая разница, мы скорее поймем наших детей и быстрее установим с ними ясные и простые отношения.

ЗАГЛЯНИТЕ И СЮДА

Когда ребенок говорит неправду

В постель с рожком

Укладывая ребенка спать, многие родители дают ему рожок с молоком. Они видят, что малыш охотнее соглашается отправиться в постель и с удовольствием сосет молоко, пока не уснет. И потому нередко продолжают давать ему рожок еще несколько лет после того, как он отлучен от груди и научился пить из стакана.

Хотя сама по себе подобная процедура и не приносит ощутимого вреда, тем не менее, в ней заключен некий психологический риск.

1. Если ребенок уже отлучен от груди, мы тем самым невольно побуждаем его вернуться на более раннюю стадию развития.

2. В сущности, мы задабриваем его рожком, желая, чтобы он поскорее лег спать. Спустя некоторое время этого подарка будет уже недостаточно, и ребенок потребует другого, которого вы, возможно, будете не в состоянии дать ему.

3. Если соединять два разных действия – сон и кормление, можно вызвать у ребенка двоякие трудности. Очень непросто будет отобрать у него рожок, к которому он привык. Зато относительно просто сделать так, чтобы он не привыкал к нему. Для этого достаточно лишь четко разделять кормление и сон. Спору нет, в раннем детстве ребенок часто засыпает во время еды, но, когда становится старше и уже сидит самостоятельно, можете не сомневаться, что он не заснет.

И тут родители нередко совершают ошибку, давая ребенку, сидящему во время кормления, плотную пищу, а потом, стремясь сократить этот процесс и заняться другими делами, укладывают его в кроватку и всовывают в ручки рожок с молоком или с какой-нибудь другой жидкой пищей.


Многие родители считают, что если чередовать молоко с плотной пищей, какую обычно дают ребенку в этом возрасте, он насытится молоком и не станет есть ничего другого. И все же лучше пойти на этот риск и чередовать рожок с молоком и плотную пищу, когда ребенок ест за столом, а еще лучше держать малыша на руках, дав ему рожок. Я еще буду говорить в другой статье, что кормление ребенка – это особое время, когда он получает не только пищу, но и нашу любовь.

Одним словом, важно так скоординировать кормление ребенка и укладывание его в постель, чтобы он не объединял эти процессы в своем сознании, не путал бы их. Если после еды малыш еще некоторое время не в постели и вскоре снова захотел есть, покормите его, держа на коленях. Никогда не давайте ему еду или рожок после того, как уложили спать.

Если же ошибка допущена и ребенок засыпает только с рожком, отучить его от приобретенной привычки гораздо труднее. Лучше всего, дав рожок, дождаться, пока он выпьет молоко, и только тогда положить малыша в кровать. При этом сразу же замените бутылочку, которая явно приносила ему ощущение покоя и уверенности, чем-нибудь другим, к примеру, какой-либо мягкой игрушкой или ночным фонариком. Но будьте крайне осторожны при этом и не надейтесь достичь успеха за один вечер. Решительно забирать рожок и говорить ребенку, что теперь он уже большой, конечно, не рекомендуется.

ЗАГЛЯНИТЕ И СЮДА

Еда ►► Жизнь в городе