Вы здесь

Азбука для родителей. Как договориться с ребенком в любой ситуации. *** (Аллан Фромм, 1969,2017)

Е




Еда

Принятие пищи может быть развлечением, во всяком случае, оно должно доставлять удовольствие и детям, и взрослым. Мы все приходим в этот мир с отличным аппетитом и, естественно, в детстве едим больше, чем в зрелом возрасте. И все же, несмотря на прирожденный аппетит и удовольствие, какое мы получаем от еды, нередко ситуация может измениться. В какой-то момент мы вдруг замечаем, что наши дети проявляют равнодушие или даже выражают отвращение к пище, которую предлагаем им, начинаем тревожиться, беспокоиться, возмущаться и, наконец, выходим из себя. Мы придумываем разного рода уловки, чтобы заставить ребенка поесть, и постоянно проигрываем сражение, потому что единственное, что здесь может принести пользу, – это ничего не делать.

Лучший способ разрешить любую проблему детского питания именно в том и заключается, что не нужно ничего делать. Оставим ребенка в покое. Если он ощутит голод, он поест, а не захочет есть, ни за что не будет этого делать. Перестанем упрекать его, заставлять, кричать, ругать, угрожать, что лишим фруктов или сладкого. Лучше всего вообще больше не вспоминать о еде. Не будем совсем говорить о ней за столом. И поступать так нужно не день и не два, а добрых два месяца.

Однако осознать и применить этот совет на практике крайне трудно. Гораздо легче хоть что-то предпринимать, чем вовсе ничего не делать. Мы убеждены, что должны заставлять ребенка принимать пищу, иначе он похудеет, побледнеет и заболеет. Так нередко считают даже те матери, чьи дети весьма упитанны. Иные родительницы видят в отказе ребенка от пищи пренебрежение к столь очевидному доказательству любви и понимания, какую заботу проявляют их близкие, предлагая им эту еду. Другая причина, которая побуждает нас действовать решительно, а не оставаться пассивными, заключается в том, что всегда легче идти проторенным путем, чем новым. Очевидно, мы полагаем вопрос питания ребенка настолько важным, что он не может не превратиться в проблему. И было бы наивно ожидать, что после знакомства с нашими советами родители на следующее утро уже изменят свое мнение и станут спокойно относиться к проблеме, которая еще вчера считалась столь значительной.

Одному моему знакомому, известному педиатру, нередко удавалось повлиять на убеждения обеспокоенной матери самым несложным приемом – он переносил разговор о проблеме питания с ребенка на домашнюю собаку. В самом деле, ведь никому обычно и в голову не приходит тревожиться из-за того, что наша собака отказывается от еды. Просто предполагается, что она где-нибудь что-нибудь перехватила. И только в том случае, если в поведении животного появляются какие-то другие заметные изменения, начинают беспокоиться, почему оно ничего не ест. Те же самые встревоженные мамы не могут не признать, что собака, если голодна, может даже укусить того, кто вздумает отбирать у нее еду. Вот в этом-то все и дело! Если станем обращаться с ребенком подобным же образом, к нему вернутся и первоначальный аппетит, и удовольствие от еды. Питание человека столь тесно связано с разными правилами и условностями, что мы легко забываем о главном: потребность в еде – врожденное, инстинктивное чувство и никуда от нас не уйдет. В заключение посоветуем: если в поведении ребенка, отказывающегося от еды, нет следов апатии и он достаточно активен, мы должны начисто забыть о проблеме питания. Только так мы добьемся того, что наше дитя будет любить и нас, и еду, и самого себя еще сильнее прежнего.

ЗАГЛЯНИТЕ И СЮДА

В постель с рожком ►► Искусственное вскармливание ►► Кормление по просьбе ребенка ►► Кормление насильно ►► Расставание с рожком ►► Тошнота и рвота

Единственный ребенок

На этот счет существуют две наиболее распространенные точки зрения.

• Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчивым, нежели другие дети, потому что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев.

• Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему недостает брата или сестры.

Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного-единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

Бесспорно, родители, имеющие единственного ребенка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание. Короче, они слишком заботятся о нем только потому, что он у них один, тогда как на самом деле он всего лишь первый. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела обращаться с первенцем так, как держимся потом с последующими детьми. Главная причина тут – неопытность.

Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так-то легко. Если не касаться некоторых ограничений физического порядка, одних родителей пугает ответственность, которую накладывает на них появление детей. Другие опасаются, что рождение второго ребенка скажется на их материальном положении. Третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят детей, и им вполне достаточно одного сына или одной дочери.

Так вот, хотя могут найтись и другие, столь же весомые причины, даже те, которые мы назвали, вполне могут обусловить именно такое чересчур заботливое внимание к ребенку. Неопытный, неуверенный в своих силах человек, не очень любящий детей, чувствует себя обязанным больше заботиться о единственном чаде, чтобы подавить или скрыть чувства, какие мешают ему создать большую семью. Несмотря на некоторую непрочность материального положения, подобные люди, как правило, тратят гораздо больше денег на единственного ребенка, чем люди, имеющие несколько детей. Такой человек преодолевает свою неопытность с помощью чрезмерной осторожности по отношению к ребенку и тем самым лишь подливает масла в огонь.

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют совершенно определенное название – тепличные условия, когда ребенка холят, нежат, балуют, ласкают – одним словом, носят на руках. Из-за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, с какой мы относимся к нему, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и огорчениями, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему чересчур большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

Как предотвратить все это? С помощью второго ребенка – скажут многие из вас. И это верно, но если некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что, стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать наше стремление растить ребенка в тепличных условиях.

О психическом здоровье ребенка лучше всего говорят его взаимоотношения со сверстниками. К тому же это именно та область, где мы способны многое сделать для предотвращения типичных для единственного ребенка проблем.

И самое главное – нужно как можно больше расширять его контакты с окружающим миром. Если у ребенка много друзей и он хорошо чувствует себя с ними, значит, мы не слишком опекали его и не мешали ему обрести их. Позволяя ребенку все, что делают другие дети в его возрасте, мы даем ему возможность понять, как надо вести себя в компании сверстников, не выделяясь среди них. Чем больше он будет думать и поступать так же, как другие, тем меньше он станет чувствовать себя «единственным ребенком».

ЗАГЛЯНИТЕ И СЮДА

Дружба ►► Младший ребенок ►► Привилегии