Корректор Наталья Владимировна Самойлик
Редактор Александра Александровна Бородина
© Валентина Николаевна Морозова, 2017
© Анна Сергеевна Собянина, 2017
ISBN 978-5-4485-5664-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Краткий алгоритм
успешного воспитания детей до пяти лет
Рождение ребенка вызывает у нас необходимость освоения новой роли – родительской. Дело это непростое. С одной стороны, мы все наблюдали процесс воспитания на собственном опыте и продолжаем сотрудничать с собственными родителями. Но, с другой стороны, часто мы не столько берем с них пример, сколько решаем для себя: вот так я не буду поступать. Конечно, помощи от таких знаний мало. Поэтому, консультируя родителей, я часто повторяю: «Не так важно, чего вы не хотите, важнее то, чего вы хотите».
Решив, что родители ошибались, мы ищем свой путь. В жизни существует миллион ошибочных направлений, и часто бывает так, что приходится почти все перепробовать, чтобы найти правильное.
Итак: родительские функции всегда сваливаются на нас внезапно, как бы мы ни готовились к этому процессу. Самодостаточный взрослый, часто эгоистичный в силу молодого возраста, привыкший к тому, что о нем заботятся, вдруг оказывается ответственным за беспомощное существо, с которым нужно постоянно находиться рядом.
Достаточно гармонично процесс вживания в роль родителей проходит в семьях, где нет обид и разногласий между представителями разных поколений. Опыт и помощь старших используются и приветствуются. Самая сложная ситуация, когда молодые родители решают со всеми проблемами справляться самостоятельно и быть идеальными.
Такая установка молодых мам с гиперответственностью – частая причина послеродовых депрессий. В первый год жизни ребенка малыш полностью зависит от взрослого. Ведущее проявление любви со стороны родителей, которое необходимо младенцу, – это нежность (телесный контакт) и забота.
Так как потребности младенца известны, их всего 5 (еда, сон, дискомфорт от мокрых пеленок, желание пообщаться и боли в животе), то задача мамы – научиться различать по плачу ребенка, чего он хочет. Если у мамы и малыша есть взаимопонимание, то ребенок достаточно спокоен.
Основная и очень частая ошибка при уходе за новорожденным заключается в том, что мама занимается только младенцем, забыв о других своих функциях: женской, супружеской, отказывается от прежних интересов. Естественно, когда в семье появляется ребенок, возникает необходимость постоянного присутствия рядом с ним, и это накладывает на жизнь мамы определенные ограничения.
Но всегда и во всем нужно искать золотую середину. Поэтому вполне уместно пользоваться помощью бабушек и мужа. Тогда у вас появится время, чтобы спокойно заняться бытом, уделить внимание себе и своему мужчине. Необходимо помнить, что с рождением ребенка ваш мир расширился, а не сузился до потребностей младенца.
Включение отца в заботу о ребенке в первый год жизни должно носить больше функциональный характер: купать, гулять, переодевать, подержать и т. д. Важно оставлять папу и малыша вдвоем, чтобы они научились понимать друг друга, но не стоит перепоручать мужу заботу о ребенке: постоянно быть с младенцем – разрушительно для мужской психики.
В отличие от женщины, которая может делать несколько дел одновременно, мужчина в конкретный момент времени может заниматься только одним делом. Например, сейчас он или занимается младенцем, или готовит еду, или наводит порядок и т. д. Поэтому в первый год жизни отцу желательно поручать активные действия с ребенком.
Как ни тяжело удовлетворять желания младенца, но к концу первого года жизни ребенка мама уже виртуозно это умеет делать.
Но вот наш малыш встал на ножки и пошел, теперь функции мамы расширяются: от нее требуется уже не только забота и нежность, но и обучение действиям с предметами. Переключиться сложно. Только что было ощущение, что все получается, и мамы привычно продолжают удовлетворять потребности малыша. При плаче берут на руки и начинают качать, как младенца. Но в новых условиях прежний опыт не работает, потребности малыша изменились, их стало больше. Задача мамы – учить ребенка понимать свои желания и самостоятельно их удовлетворять, а не все делать для него, как раньше. Кончилось могущество первого года жизни, когда младенец пи помощи плача управлял взрослыми и получал полное обслуживание. Теперь его нужно учить самообслуживанию и действиям с предметами для получения удовольствия от личной активности, а не от телесного наслаждения, как в период младенчества.
Терпеливые и трудолюбивые женщины, забросив дом и мужа, ухитряются и до двухлетнего возраста удовлетворять все потребности малыша, но дольше уже никто не выдерживает, именно поэтому в два года совершенно беспомощных малышей отправляют в детский сад, а мама рвется на работу.
В норме с года до двух лет – период обучения действиям, профилактика гиперактивности, залог пользования глаголами, основная роль мамы – подсказывать, как пользоваться предметом правильно или с каким предметом можно осуществлять желаемое действие.
При правильном отношении к ребенку, период становится достаточно спокойным, у мамы появляется все больше времени для личного развития и сохранения богатства своей личности.
Я люблю цитировать клиентов, которые часто гениально формулируют смысл происходящего, вот, например, фраза, которая отражает ошибочные установки на неизменность поведения: «Ритуал не изменился, а действовать перестал». Часто нам бывает трудно отказаться от привычных и хорошо работавших методов, поэтому мы настойчиво их используем и тем самым держим ребенка, не даем ему взрослеть. Поэтому, каждый раз, как только мы чему-то научились, нужно переходить на новый уровень.
Третий год жизни предъявляет новые требования к родителям, теперь нужно учить ребенка понимать свои эмоции и совершать поступки для удовлетворения своих желаний. Для облегчения понимания, все эмоции малыша носят крайнюю степень выраженности, это так называемый «период естественной психопатии».
Вместо того чтобы учить ребенка распознавать свои эмоции, родители бесконечно спрашивают его: «Что ты хочешь?» и настойчиво пытаются удовлетворять его желания, какими бы странными они ни были. Они обычно странные, так как ребенок не понимает, что такое хорошо и что такое плохо, не слишком хорошо говорит и не очень разбирается в причинах своего дискомфорта.
Задача мамы – разъяснять, что ребенок чувствует, и учить его, что и как нужно сделать, чтобы улучшить свое состояние. Родители должны назвать эмоцию и подсказать действие для улучшения самочувствия. Вместо этого мамы делают акцент на увеличении общего запаса знаний, начинается процесс обучения буквам и цифрам. Ребенок за два года жизни осваивает язык, к двум годам понимает и использует в речи около тысячи слов. Он легко выучит и буквы и цифры, но они не будут наполнены смыслом, для него это просто символы, и они не повлияют на общее развитие.
Основная задача с двух до трех лет – это подражание родителям в вопросах самообслуживания, принятие основных социальных правил, таких, как навык опрятности (умение пользоваться горшком), понимание границ «мое» и «чужое». Ребенок получает удовольствие, копируя действия взрослого, для этого необходимо в его присутствии действовать, брать его во взрослые дела, тем самым давая ему сюжеты для игр.
Задача третьего года – научиться понимать свои желания и совершать действия для их удовлетворения, понимать, где настоящее, а где игрушечное, что такое хорошо и что такое плохо. Мир действий дополняется их описанием, называются признаки предметов, в речи появляются прилагательные.
Классическая ошибка родителей на этом этапе – отсутствие действий и оценок и попытка перехода к логическим методам воспитания. Сразу после этапа заботы и полного удовлетворения потребностей – к требованиям, а с грудного вскармливания – в детский сад.
При адекватном отношении, с двух до трех лет ребенок учится понимать свои желания, действовать, принимать помощь взрослого и сам активно участвует в событиях. Жить становится все легче и интереснее. Строятся семейные традиции и правила совместного отдыха. Малыш уже понятно говорит, выполняет просьбы, строит любопытные умозаключения, интересно играет. С ним приятно проводить время. Родители практически получили трудолюбивого помощника в самых простых и скучных бытовых делах и имеют много личной свободы. Такого удобного малыша мы отдаем в детский сад, хотя с этого возраста начинается новый важный этап: полоролевая идентификация.
Ведущая деятельность после достижения трех лет – это сотрудничество с взрослым своего пола и впитывание вариантов естественного для вашей семьи поведения. В детском саду объектами подражания становятся самые активные ребята, часто нарушающие правила. Дело в том, что их поступки понятны и могут копироваться. Девочкам легче, ведь есть взрослый объект – воспитательница, которая может стать образцом для подражания. Лучше, конечно, если таким образцом будут родители или бабушки с дедушками. В норме только к пяти годам ребенок готов к сотрудничеству с ровесниками без участия взрослого, вот теперь детский коллектив действительно полезен.
Личность пятилетнего ребенка достаточно стабильна для самостоятельных контактов при успешном прохождении нами, взрослыми, пути от нежности и заботы к сотрудничеству и развитию. Если же родители взаимодействуют с детьми только на их территории, становятся партнерами по играм, вместо вовлечения ребенка во взрослые дела, тогда страдает сфера сотрудничества или же она имеет перевернутый характер. Уважение и авторитет родителей формируются в процессе включения ребенка в жизнь семьи. Родительское обучение предполагает не только общий запас знаний, но и способы взаимодействия, понимание границ допустимого, умение пользоваться собственными ресурсами, богатство способов достижения результата.
В пять лет первый круг развития закончен, базовые свойства личности заложены. Теперь наступает этап «расцвечивания деталями» и исправление ошибок за счет сильных сторон личности.
В представленной книге мы подробно расскажем о процесс развития ребенка с момента полоролевой идентификации и до совершеннолетия.