Вы здесь

Азбука. Система (Илья Светозаров, 2010)

Система

Метро – это система. Школа – система. Человек – тоже система. Все эти системы входят в одну, общую для всех систему по имени Бог. В то же время каждая из систем одновременно является частью других систем. Ты – часть системы "школа". Ты – ученик, объект обучения. Собственно говоря, вся система школьного образования создана именно для тебя и таких, как ты. Являясь частью школьной системы, внутри нее ты выполняешь определенную роль. Соответственно, выполняя эту роль, ты вступаешь в отношения с другими элементами данной системы. С какими? С учителями, с другими учениками, с работниками школы, с родителями, своими и чужими, со школьными строениями и конструкциями. Здание школы, спортивный зал, актовый зал, столовая и так далее – все это часть той же системы. Кроме того, каждый изучаемый предмет – тоже отдельная система. Система изложения материала, система проверки знаний, система тестов и экзаменов. Помимо этого, ты участник других систем. Семья, друзья по интересам, город, страна, мир – вот небольшая часть систем, в которых ты одновременно участвуешь и частью которых являешься. Любая система не может существовать отдельно от других систем. Это, я думаю, понятно без всяких примеров. Каждый из компонентов любой системы может быть рассмотрен как отдельная система. Значит, ни одна система не выживет, если она будет оторвана от других систем. Смысл существования любой системы состоит в ее активном взаимодействии с другими системами, с другими компонентами.

Вернемся в школу. Представь себе такую парадоксальную ситуацию. Полдевятого, все на местах, прозвенел звонок, но – ничего не происходит. Ученики решили не заходить в классы. А те, что случайно зашли, тут же вышли. Учителя ходят себе парами, обсуждают вчерашний сериал. Никто и не думает зайти в класс и начать урок. Работники школьной столовой приготовили вкусный обед и – тут же сами его съели. Учитель труда собрал табуретку и поставил себе за это двойку, так как она ему не понравилась. А физрук сам себе назабивал голов и за каждый гол наградил себя аплодисментами. Можно и дальше фантазировать, но уже ясно: такая школа никому не нужна. Любая система живет пока выполняет свои функции, пока составляющие ее элементы находятся в тесном, постоянном, а главное – в плодотворном взаимодействии. То есть, каждая система в рамках своей деятельности рождает некий результат. Система – это форма, результат работы системы – тоже форма. Одна форма рождает другие формы. На урок рисования все вошли с чистыми белыми листами, а вышли с рисунками. Рисунок – то, чего не было. То, что появилось на свет в результате взаимодействия учителя и учеников в рамках формы "урок изобразительного искусства". Изображение в альбоме – тело новой формы. Навыки, полученные учащимися – суть этой формы, ее идея.

В ходе своей деятельности любая система развивается. Развитие системы выражается в появлении новых форм, связанных с этой системой и являющихся результатами ее функционирования. Зачем мы разбираем эту "скукотищу"? Чтобы понять основы развития мира. Чтобы поняв их, найти и объяснить место человека в этом мире. Чтобы не только узнать законы, необходимые для нашего развития, но и понять их суть. Не осознав их справедливости, мы не сможем принять их. Не приняв их, мы не согласимся с ними и не будем выполнять. А значит – не будем развиваться. Будем выпадать из мира и противоречить ему. А какой же в этом смысл, если тот, кто идет против течения, не только идет в два раза медленнее и в другую сторону, но и тратит на это вдвое больше усилий?

В зависимости от того, какая система является для человека основной и жизнеопределяющей, тот или иной человек отличается степенью своей духовности. Чем более масштабна система моих основных интересов, тем более я развит. К примеру, волнует меня экология на земле. Волнует не просто потому, что мне больше нечем заняться, не потому что в кружок "Зеленый Патруль" ходит девочка Таня, которая мне очень нравится. Не поэтому, а потому что действительно волнует. Больно мне видеть и осознавать, как гибнет природа. Хочется хоть что-нибудь сделать, чтобы остановить ее уничтожение. Чтобы спасти хотя бы одно деревце, сделать то, что в моих силах. Если все это действительно так, значит, я – человек сознательный. Сфера моих интересов превышает то, что необходимо для моего элементарного физического выживания. Я готов расширить сферу своей ответственности до рамок моего сознательного влияния на окружающий меня мир. В этом и состоит суть любого развития. Каждая из существующих форм должна соотнести себя с более крупными и масштабными формами. Земная реальность – самая крупная из ближайших форм для всех форм, существующих в ее рамках. "Земля – наш общий дом. Сохраним его!" Когда это святое правило станет действительно основным для всех жителей земли, когда каждый из живущих сможет пожертвовать личными, а значит, узко материальными интересами, в пользу интересов всеобщих – только тогда можно будет говорить о должном развитии формы "человеческая цивилизация". Пока же мы наблюдаем совершенно другую картину. Значит, ни о каком прогрессе не может быть и речи. Современная "зеленая волна" в социальном сознании – это всего лишь дань моде, маскировка. Новая личина старых сил, которым давно уже наплевать на все, что противоречит их финансовым интересам. И в первую очередь – на какую-то там экологию. Если ситуация сложилась именно так, если все вдруг взяли и дружненько полюбили природу, это не значит, что бомбу теперь нельзя продать. Это значит, что эту бомбу нужно всего-навсего покрасить в зеленый цвет и назвать ее экологически чистой и дружелюбной по отношению к окружающей среде, которую она разрывает на части.

А теперь очень важный вывод. Сознание какой-либо формы может превышать уровень реальности, занимаемой грубым (материальным) телом этой формы. Если такая форма осознает себя частью реальности, превышающей границы существования ее тела, значит, эта форма и является частью более крупной реальности. Другими словами: мы – то, чем мы осознаем себя. Мы существуем там, где действуем сознательно. Наше сознание, точка нашей сборки, может находиться за пределами мира, видимого нашему телу. В мире, видимом нашей душе. А значит, именно тот мир, который видим нашей душе, и является нашим домом. Тело, принадлежит этому миру, а душа – другому, находящемуся далеко за его пределами. Нормально ли это? Вполне. Но самое интересное – такое сверхосознание на самом деле ничего не меняет. Пока в этом мире присутствует наше физическое тело и время от времени проявляется наше сознание – хотим мы того или нет, но мы вынужденно остаемся жителями именно этого мира. Любой человек, любая форма существуют как индивидуальность исключительно в рамках собственной осознанности. Никаких других границ нет! Все границы между отдельными формами, составляющими бесконечную вселенную – условны и относительны. Эволюция – это слияние всех форм воедино, это разрушение мнимых границ. Физические тела, существующие на разных уровнях духовной реальности – это остаточные явления свершившейся эволюции. Эволюция уже произошла, результат уже известен и достигнут. Мы идем по следам собственной эволюции. Мы – это все существующие формы.

Мы одновременно живем на всех существующих уровнях, во всех существующих мирах. Но в каждом из миров, в каждом из отдельных пределов, мы обладаем лишь частью своего сознания. И соотносим себя только с тем миром, в котором в данный момент действуем наиболее активно. Каждый из миров существует не только в рамках своего пространства, но и в пределах своего времени. Пока наше активное сознание здесь – мы воспринимаем себя жителем этого мира. Как только оно покидает этот мир, мы сразу же осознаем себя жителем другого мира. Где же мы живем на самом деле? Везде и нигде одновременно. И в этом мы подобны создавшему нас Богу, ибо на самом деле, в высшей степени своей осознанности, Им и являемся. Высшая степень осознания – это осознание себя одновременно жителем разных миров, разных систем. С одним, но крайне существенным условием – с сохранением собственной продуктивности в каждом из таких миров. В каждой из систем, частью которой мы являемся. Сейчас я здесь и действую продуктивно именно в этой системе. Но я знаю о своей принадлежности к другим системам. И знание это не мешает мне быть эффективным в тех системах, в которых я живу. Напротив, такое знание помогает мне быть продуктивным в каждой из систем Божественного бытия. Пребывая в одной системе, я сознаю себя частью других, более или менее развитых пределов. Выполняя функции в рамках одной системы, я твердо знаю, что эти действия не противоречат моим функциям в параллельных системах моего обитания. Такая осознанность делает меня не функциональным изгоем и не безумцем в рамках отдельного мира, а полноправным и многомерным участником многомерного бытия на каждом его уровне. Простой житейский пример. Я иду, ну, скажем в кинотеатр. На два-три часа я – сознательный гражданин системы "кинотеатр". Это совершенно не означает, что я буду слоняться по кинозалу, не находя себе места. Или сяду вдруг спиной к экрану, только потому, что эта система примитивна по отношению к моей максимально осознанной системе активного бытия. Нет, граждане-товарищи, я, как и все сяду в удобное кресло, непременно лицом к экрану и получу максимальное удовольствие от просмотра нового супербоевика (если нужно, конечно). Только, вот, выводы я могу сделать свои собственные, не такие, как сделают остальные. Но ведь, согласитесь, это – мое личное дело. Собственно говоря, так оно и происходит. Единственный результат любого нашего действия по отношению к любой системе – это не внешний, а внутренний результат. Духовный опыт не фиксируется материальными средствами. Каждый из нас одинаково уносит его с собой в собственных, совершенно различных рамках своего духовного существования. В рамках своей осознанной деятельности в системе Божественного бытия.

Ничего так детская книжка получается, да? Хотел бы я видеть того ребенка! Ладно, идем дальше. Если книга написана, значит, она написана для кого-то!