Вы здесь

Ад и рай. Конкурент Бога. Кто или что? (Х. И. Измайлов)

Конкурент Бога. Кто или что?

«Заключив сделку с дьяволом,

Обмануть его невозможно» —

Древняя еврейская мудрость

Дьявол этот – Алкоголь!

Соблазняющий и дурманный,

Всегда манящий и желанный

«Русская водка, что ты натворила, русская водка, ты меня сгубила» – пела в недавнем прошлом очаровательная русская певица Вика Цыганова. Думается, что артистка эстрады мало понимала сама, насколько правдивы вещие слова из этой песни. В действительности же этот национальный напиток, по определению Владимира Жириновского, сгубил жизни не каких-то единиц, а миллионов алкоголиков и бомжей, у которых водка была более востребована, чем жизненно необходимый и повседневный хлеб насущный. В 80-е годы прошлого века в Минске в целях эксперимента на оживленном перекрестке на тротуаре поставили на торец буханку белого хлеба. За весь день люди мимо шаркали и пылили подошвами, но ни один человек даже не подумал поднять и положить ее на более достойное место, или хотя бы взять с собой, чтобы покормить собаку или свинью. А если бы на месте булки стояла непочатая бутылка с содержимым? В третьей главе книги будет упомянут Державин, благословивший лицеиста Пушкина на заре его жизненной и поэтической юности. Писатель Олег Михайлов в своей книге «Державин», изданной в серии ЖЗЛ, отмечает, что менее чем через два года Державин, который «правдою своею часто наскучивал» императрице, был ею освобожден от должности личного кабинет-секретаря и назначен сенатором. Гаврила Романович о себе однажды сказал, что он «горяч и в правде черт».

Вот эти самые качества бесстрашного татарина подвигли его на беспощадную борьбу со спаиванием белорусского народа шинкарями, ростовщиками и еврейской буржуазией. К этому выдающегося поэта обязывала еще и, занимаемая им в этот период, должность генерал-прокурора. Обидевшиеся и ущемленные в действиях предприимчивые виновники и пособники тотального пьянства в долгу не остались и предприняли ответный ход. Михайлов отмечает: «…Зато пришла в ярость местная буржуазия, наживавшаяся на бедах белорусского народа. Причем шинкари и ростовщики попытались придать своим действиям вид некой „священной войны“ против Державина».

И далее «…В руки Могилевского помещика Гурко попало письмо одного из местных факторов к их поверенному в Питербурхе. Как рассказывает сам поэт в своих «Записках», в письме говорилось, «что они (еврейская буржуазия – О.М.) на Державина, яко на гонителя, по всем кагалам в свете наложили херим или проклятие, что на подарки по сему делу собрали 1 000 000 послали в Петербург, и просят приложить всевозможное старание о смене генерал-прокурора Державина, а ежели того не можно, то хотя покуситься на его жизнь, на что и полагается сроку до трех лет…».

В результате таких действий со стороны злоумышленников Гаврила Романович лишился благосклонности императора Александра I и вынужден был по его предложению подать в отставку. «От солдатства с лишком через 35 лет дошел до знаменитых чинов» – писал он о себе. Одно время был министром юстиции. «Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры их горделивые разоблачал кумиры» – сказал о нем Пушкин. Державин по определению Белинского был «первым живым глаголом юной поэзии русской». За его голову Пугачев объявил денежную награду в 10 тысяч рублей. Все это из книги Олега Михайлова и характеризует Гаврилу Романовича, как человека выдающегося. Однако, несмотря на все свои отличительные качества, как-то: решительность и мужественность, принципиальность и порядочность, гордость и честность одержать победу в борьбе с локальным пьянством на территории отдельно взятой Белоруссии он не смог. Это явление оказалось не по зубам такому, сравнительно могущественному в российской империи человеку. Наоборот, за попытку искоренения этого зла он сам получил по зубам и оказался не удел.

Не покорился этот страшный Змий веками раньше и другой выдающейся в мировой истории личности – Великому Чингисхану. Где уж тут было добиться успеха значительно менее значимым Горбачеву, Лигачеву и Лукашенко. В одном недавнем выступлении президент из Минска отмечал, что его народ, безосновательно предчувствуя ожидаемый дефицит сахара, сделал большие запасы его, заполнив им не только дома и квартиры, но даже и гаражи. Думается, нет сомнения в том, что эти запасы со временем превратятся в брагу, затем в самогон. Так было всегда, так было давно и так будет теперь.

С тех теперь уже далеких времен мало что изменилось в отношении к водке и в Белоруссии, и в России, и у нас в Казахстане. Возможно, неслучайно эти традиционно пьющие страны впервые в истории заключили между собой столь нетрадиционный для бывших стран СНГ Таможенный cоюз. Теперь водка может беспрепятственно гулять по всему региону, взаимно пополняя ресурсы всех субъектов Таможенного договора. Она ведь была всесильна и раньше, и остается таковой и по сей день. За нее «родимую» люди зачастую жертвуют покоем и счастьем своих родных и близких. За нее «желанную» не жалко ни средств, ни здоровья, ни даже жизни. Ради нее отрекаются от семьи и детей, веры в Господа Всевышнего. Поистине, алкоголь – это самый непревзойденный, самый сильный противник и конкурент Бога. Змий всегда был против Творца нашего и совратил когда-то невинных Адама и Еву. Сегодня зеленый Змий в противовес Создателю совращает с пути истинного миллионы слабовольных людей, не способных воспротивиться его искушениям, призывам и соблазнам.

Пьянство, как мощный фактор и значительное явление, отмечал еще советский поэт Демьян Бедный в стихотворении «Долбанем»:

В старину, как старина выражалась,

Россия на трех китах держалась:

На православии,

На самодержавии,

На народности —

На трех китах известной непригодности!

Но были еще три кита,

Угнетавшие пролетариат и крестьянство:

Кит – рабство, кит – темнота

И кит – пьянство

Кстати сказать, поэт однажды ненароком проболтался, что не любит давать книги из своей обширной библиотеки для чтения Сталину, потому что его жирные пальцы оставляют пятна на страницах. Разумеется последовал донос, но почему-то автор «крамольных слов» избежал лагерей. В противном случае мы сегодня не читали бы этих правдивых строк.

В одном из выступлений президент России Д. Медведев отметил, что в стране на сегодня имеется 10 млн. пьяниц и алкоголиков. Надо полагать, что это данные учета, которым охвачен в основном городской контингент. А сколько их, неучтенных, скрытых в тех же городах? А еще больше в глубинках, отдаленных закоулках. Надо полагать, что в общей сложности количество больных алкоголизмом людей, по меньшей мере, удвоится и составит почти 20 млн. человек. Это на 139 млн. россиян, более 14%. Поскольку алкоголизмом страдают в основном люди работоспособного возраста, в расцвете сил и таланта, то эта прослойка среди основных производителей труда составляет не менее 25%. Иными словами, четверть работоспособного народа, которая должна обеспечивать и кормить все общество, сама сидит на шее этого же общества, кормится и гуляет за счет народа. Это ненормально. Такого не должно быть в цивилизованном и развитом обществе. Ясно, что надо избавляться от этого пагубного советского, социалистического наследия. У нас в Казахстане нисколько не лучше. Те же процентные соотношения, та же проблема и решать ее надо совместными усилиями, поисками и учась друг у друга.

Только из-за системного пьянства и лени богатые Россия и Казахстан с бескрайними просторами земель сегодня не могут прокормить сами себя. Если бы не было этого существенного порока – большая страна могла бы экспортировать сельскохозяйственную продукцию в значительном объёме. Нетрудно подсчитать, что четверть трудоспособного населения, в настоящее время больных алкоголизмом, в случае его приобщения к труду могла бы на 25% увеличить показатель производства, – как раз недостающую часть, даже больше для экспорта. Однако, реальное положение вещей таково, что Россия вынуждена импортировать продукты питания из США и Китая, тем самым обогащая их и стимулируя там производство. У нас в Казахстане, да и в ряде бывших союзных республик, ситуация аналогичная. Мешают те же лень и алкоголизм.

Недавно по НТВ показали сердобольную старушку и ее бизнес. Она покупала антифриз по 20 рублей за литр, разбавляла и продавала тоже по 20 рублей. Но уже за бутылку. Почему сердобольная? Потому что она всем покупателям предлагала: «На, сыночек – попей сперва молока, а то отравишься». Пили ее молоко и все равно отравлялись.

В последнем абзаце предыдущей главы говорилось о двух причинах распада браков: «или мало денег, или много водки». Можно этому выражению дать несколько иное толкование: «мало денег, потому что много водки». Из этого вытекает, что потребление водки в чрезмерных количествах сильно уменьшает наличие денег и крепко бьет по семейному бюджету.

В молодости я жил и работал близ горно-обогатительного комбината союзного значения. В состав его входило три рудника с общей численностью более 3000 работающих и около 1000 работников социальной инфраструктуры и обслуживающего персонала. Комбинат занимался добычей и обогащением редких металлов. Была здесь даже «Драга» – вторая по значению в СССР плавучая фабрика по извлечению золота из горных пород. Соответственно на комбинате была и высокая заработная плата – по советским меркам. Я был в близких отношениях с начальником продснаба, который как-то в беседе заметил, что в год завозится только водки на 750,0 тыс. рублей. На такую же сумму коньяка, шампанского и разных вин, включая импортные марки. Всего же алкоголя потреблялось на 1,5 млн. рублей на 4000 работающих, включая женщин. Если учесть, что самая массовая и ходовая водка того времени была «Особая Московская» стоимостью 2,87 рубля за бутылку, то средне-душевое потребление на одного работающего, включая опять-таки женщин, переваливало за 30 литров в год. Это только водки.

В те времена самым лучшим в Советском Союзе легковым автомобилем был ГАЗ-21, получивший позднее название «старая Волга». Стоила она 5,0 тысяч рублей. На комбинате такая машина в личной собственности была только у бывшего начальника рудника, позднее секретаря парторганизации Думанова Ивана Ивановича. У подавляющего большинства населения не было сбережений даже на мотоцикл. Начальник продснаба подсчитал, что если бы народ не пил и не тратил деньги на водку, то через 5 лет практически в каждом дворе стояли бы личные автомобили. Население лихо «рассекало» бы на них, игнорируя автобусное передвижение. При этом при всем в магазинах комбината периодически возникали перебои с наличием спиртного, особенно в весенне-летний период, связанный с рыбалкой и массовым отдыхом на природе. В такие дни происходил десантирующий наплыв в ближайшие села и деревенские прилавки моментально пустели. Приезжали кто на чем мог, даже на велосипеде и лошадях. Но основной транспорт для набега, конечно, был из комбинатовского автопарка, включая мощные карьерные БелАЗы. Нанесенный при этом ущерб государству никто не подсчитывал и не пытался. Все списывалось на издержки производства. Лишь незначительная часть водки, вывезенной горняками, возвращалась на село осенью, когда в связи с хлебоуборкой объявлялся сухой закон и запрещалась в магазинах колхозов и совхозов торговля водкой.

О вреде алкоголя производству, здоровью самих пьющих и их потомству, говорилось очень много во всех средствах массовой информации. Советская власть не жалела пустых слов, вплоть до Ю. В. Андропова и Егора Лигачева. Однако кардинальных мер для борьбы с алкоголизмом не предпринималось, если не считать пресловутых и бесполезных лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП). Сама власть не была заинтересована в искоренении этого зла. Наоборот, из года в год наращивала производство алкоголя, поскольку весь местный бюджет поддерживался за счет доходов от реализации водки. К сожалению, сейчас этот весомый доход, в связи с приватизацией, перекочевал в карман частных владельцев. Правительствам стран, может, стоит подумать над тем, чтобы установить государственную монополию на эту довольно прибыльную отрасль. Чтобы не обидеть нынешних товаропроизводителей, целесообразно будет выкупить у них заводы и цеха за приличную эквивалентную цену. Какая высокая она ни была бы, в перспективе окупится сторицей.

Однажды осенью 1965 года, в связи с крупным хищением на Усть-Каменогорском водочном заводе, было приостановлено производство водки на несколько месяцев. Завоз из других районов, как это делается сейчас, исключался, в связи с тем, что каждый комбинат на пределе возможного еле справлялся с обеспечением своей внутренней потребности. В результате работники бюджета Восточного Казахстана в течение трех месяцев не получали зарплату. Население стало пить всякую дрянь. В деревнях возвернулись к изготовлению браги. Стал ощущаться дефицит сахара. В отдельно взятом микрорегионе произошло то, что случилось ровно через 20 лет в масштабе всей огромнейшей страны, когда благодаря «мудрой» политике Е. Лигачева и М. Горбачева люди стали гибнуть в очередях за бутылкой и гибнуть от употребления клея «БФ», ацетона и другой отравы. В этой связи очень даже уместно звучит анекдот лично от самого Михаила Сергеевича: «Очередь в магазин за водкой 1,5 км. Один мужик не выдерживает, говорит, что сейчас пойдет и убьет Горбачева. Через 1,5 часа возвращается и на немой вопрос, отвечает, что туда очередь еще больше».

В России русский народ пил всегда. Пила Украина и Белоруссия. Несколько позже к ним присоединились и мусульманские республики. Между прочим, 1,5 миллиарда мусульман всей земли, за исключением незначительной численности их в Советском Союзе, исторически никогда не пили спиртного в каком бы то ни было виде. По вере само употребление, не говоря уж о систематическом пьянстве, считается большим грехом. Сегодня это процветающие страны с высоким уровнем жизни народа и производственных процессов. Считается, что это достигнуто благодаря торговле нефтью, запасы которой неисчерпаемы. На самом деле – это результат трезвого образа жизни.

Здесь напрашивается цитата от замечательного, разнотематичного историка-исследователя Важи Тушишвили: «До революции Россия (Российская империя) была самой непьющей страной в Европе. Россия традиционно была одной из самых трезвых стран Европы. Меньше нас в Европе пила только Норвегия. Мы стояли на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий с XVII до начала XX века… В 20-й век Российская Империя вступила с крупнейшей и лучшей в мире нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью: 94% всей нефти перерабатывались внутри страны… По темпам промышленного производства Российская империя к 1914 году вышла на первое место. В 1913 году Россия от продажи сливочного масла за границей выручила столько же, сколько от добычи золота. Самым крупным сословием в Российской империи являлось крестьянство… Перед Первой мировой войной Россия давала хлеба примерно столько же, сколько США, Канада и Аргентина вместе взятые, а они сами были в этой отрасли ведущими». Вот что значит трезвая страна и трезвый образ жизни ее Народа.

До начала XIX века на Руси не было понятия и факта алкоголизма, а в азиатском регионе, за редким исключением, даже локальное пьянство отсутствовало. Но с наступлением нового столетия, настала эра алкоголизма, который постепенно распространился и в Среднюю Азию. Кавказ в этом отношении, в силу неукоснительного соблюдения вековых традиций и почитания образа жизни предков, оказался более устойчив. У нас же в СССР до 1940 года, было умеренное и ограниченное пьянство, обязательно по какому-то случаю, но беспричинного, систематического, запойного употребления и, как следствие, алкоголизма в сегодняшнем понимании никогда не было.

Так откуда же пошел этот порок? Это неуправляемое, вредоносное и всемогущее явление в нашем обществе. Где его корни, где истоки, исходная позиция? «Зри в корень» – говаривал народный любимец Козьма Прутков. Но как «зрить», если не знаешь, где он находится, где его искать, этот ядреный корень. Безуспешность борьбы с алкоголизмом на протяжении многих лет объясняется именно тем, что никто не пытался докопаться до причин возникновения, до начальной ступеньки возникновения этой болезни.

Уже прежде упоминавшийся Г. Р. Державин в середине своего века отмечал: «К вящему их расстройству не только в каждом селении, но и в иных по нескольку построено владельцами корчем, где для их арендаторских прибытков продается по дням и ночам вино. Сии корчмы не что иное суть, как сильный соблазн для простого народа. В них развращают свои нравы крестьяне, делаются гуляками и нерадетельными к работе. Там выманивают у них не только насущный хлеб, но и в земле посеянный, хлебопашные орудия, имущество, время, здоровье и самую жизнь».

В ряде регионов бывшего СССР существовало ничем не подтверждаемое ошибочное заблуждение, что в распространении масштабного пьянства виновны русские. О наличии пьянства во времена Чингисхана говорилось выше. Позже, до присутствия русских это вредное явление отмечал Чокан Валиханов: «…Киргизы пьют вино, перегоняя его из кумыса, делают бузу и к великому соблазну правоверных при всяком удобном случае напиваются пьяными». Сегодня спустя полтора века разве не точно также? Только теперь во всем мире не только просто напиваются, а пьют и гибнут в пьяном угаре в результате автокатастроф, разборок, драк, поножовщины, наркомании и суицида.

Пристрастие к алкоголю списывали на все, что угодно. Поссорился с женой – выпил. На работе получил «втык» от начальства – выпил, получил премию – выпил. Встретил друга детства, нахлынули воспоминания, сам Бог велел выпить. А дальше: встретил просто товарища, просто знакомого, поздоровались, зашли в кафе, купили бутылку, потом две, потом ещё…

Это все начальные стадии, но это следование общесоюзному национальному ритуалу, если хотите, традициям. Это следование примеру, передающемуся из поколения в поколение. Отцы так делали, – чем мы хуже? Потом, постепенно втягиваясь в эту трясину, в дальнейшем уже без примера и без причин. Стало скучно – пошел к соседу – выпили. Стало весело, устроил дебош. Вызвали милицию, определили в ЛТП или в наркодиспансер.

Одна солидная дама, ответработник солидного областного учреждения как-то поведала мне, как на глазах постепенно спивался ее муж – руководитель крупнейшего областного спортивного общества, ярый болельщик, фанат футбольной команды. На первых порах после окончания только победных матчей немного выпивали за победу экспромтом, на ходу. Затем, постепенно набирая обороты, стали пить побольше, затем с размахом, но только за победу, с радости. Кончилось тем, что потом стали пить также за поражения, с горя, со злости и с обиды за команду. Естественно, в том, что стал алкоголиком, он винил всегда любимую футбольную команду.

Дальнейшая судьба этого в прошлом прекрасного человека мне не известна. Знаю только, что в лечебно-трудовой лагерь его отказались принять по состоянию здоровья. Как мне жаловался начальник райотдела милиции, определить алкоголика в ЛТП очень большая проблема, не зависящая от него. А его все время ругают за недостаточную работу.

По его словам, отбор алкашей в ЛТП производится равнозначно отбору в отряд космонавтов. Прежде, чем окончательно принять пациента на лечение, врачи полностью обследуют его здоровье, берут все анализы. А какое может быть здоровье у человека, систематически злоупотребляющего спиртным? Как правило, поражены все внутренние органы. А там надо же работать – не меньше, чем на воле, лагерь-то называется «лечебно-трудовой». Медикаментозное лечение тоже требует наличия здоровья.

Бывали случаи попадания порядочных людей в эти учреждения. Вот их с радостью принимали, поскольку это были физиологически и физически здоровые люди, не злоупотребляющие или, наверное, не систематически употребляющие спиртные напитки.

А случалось такое по стечению обстоятельств. Скажем, раз в месяц, в квартал или полгода, напившись по причине какого-то торжества до чертиков, муж обидел жену. Она, чтобы отомстить, тут же пишет заявление участковому, который, как бдительный страж порядка, быстро упекает его в ЛТП. Благо по состоянию здоровья нет причин для отказа в приеме. Потом жена раскаивается в содеянном, мол, погорячилась, но, увы, поздно. Муж уже там и обратный ход в ближайший год для него закрыт.

Реже, но бывает, когда сосед, затаив обиду за что-то, ждет удобного момента. Увидев слегка выпившего недавнего друга, быстро строчит заявление тому же участковому. Также возможен вариант, когда оскорбленные грубым словом или неординарной выходкой посетителя, работники ЖКХ, магазинов и других учреждений соцкультбыта пишут коллективную жалобу с подписями свидетелей для придания аргументированности и эффектности.

Просьба, исходящая от коллектива – это мощный сигнал и реагировать на нее надо быстро и эффективно. Потом же надо отписывать обществу о принятых мерах. Чтобы ответ был весомым, аналогичны должны быть и меры наказания. Ведь неудовлетворенные жалобщики могут пойти дальше и написать прокурору и даже выше.

Если виновник такой передряги окажется в ЛТП или в наркодиспансере, можно считать, ему повезло. За хулиганство, да еще и подтвержденное свидетелями есть статья, и по нему уже плачет тюрьма.

Но вся трагедия в том, что все эти советские учреждения, будь то профилактории, диспансер, тюрьма и т. п. не лечат, а калечат. Пребывание там ожесточает людей. Насильственная изоляция от общества, от семьи делает людей суровее и, если хотите, более приверженными к тому, от чего их оторвали на длительные сроки. Выйдя на волю, как правило, те, кто воровал и грабил, будут воровать и грабить, кто пил и дебоширил, – будут пить и дебоширить. Это наша бывшая советская действительность.

Я знал сравнительно молодого человека, по образованию техника-строителя, который после года пребывания в наркодиспансере, выйдя на свободу, тут же засел за телефон. Обзвонил всех прежних собутыльников и вечером устроил «обмывку» возвращения, вылившуюся в грандиозную пьянку. Позже он рассказывал мне, что все его друзья здорово «пережрались», а он сам не очень – он же вылечился. На самом деле, годовое воздержание поправило его здоровье, восстановило защитные функции его организма, наладило работу внутренних органов. Но, поскольку он начал возвращение к прежнему образу жизни, барьер этот временный, и в скором времени все вернется на круги своя. Он снова станет тем же алкоголиком.

Больной алкоголизмом человек нередко без принуждения сам приходит на прием к врачу. Делает он это только тогда, когда становится невмоготу, организм перестает принимать и отторгает спиртное, тогда приходит осознание, что надо лечиться.

И что вы думаете? Он обращается к врачу с просьбой: «Доктор, вылечите меня, чтобы я мог пить, как раньше, не мучаясь».

В предыдущей главе отмечалось особое отношение русского народа к магической цифре «7». Другие народы также неравнодушны к ней. Позволю себе повторение. Семь цветов радуги, семь чудес света, великолепная семерка, «семь пядей во лбу», «семь раз отмерь, один раз отрежь», «у семи нянек дитя без глазу», семь верст до небес, семь богатырей. И, конечно, семь—Я. Это оптимальный состав первичной ячейки общества, включающий отца – главу семейства, жену – хранительницу очага, трех детей и двух старых родителей хозяина дома.

Гегемон, непререкаемый авторитет в семье – отец. Он блюститель закона в доме, может взять и ремень, хотя порой бывает достаточно одного слова или взгляда, чтобы навести порядок. Он добытчик и кормилец. Благополучие семьи держится в основном на его труде и его зарплате. Он дебитор, собес и попечитель. Возвращает сыновний долг родителям, обеспечивает, опекает и не бросает их в престарелом возрасте. Он же, когда наступит срок, организует достойные похороны и поминки.

Конечно же, вышеописанный пример классической семьи практически ничего общего не имеет с современным состоянием семьи. Но ведущая роль главы семейства пока не подлежит сомнению. С этим положением перекликается очень умная и доходчивая русская поговорка, гласящая об отце, как о кормильце: «Один с сошкой, семеро с ложкой». Заметьте, опять любимая русским народом цифра «7».

И уж очень обидно, что именно этот пахарь, основной производитель продукта, главный добытчик в семье, постепенно спиваясь, к поре расцвета сил превращается в алкоголика. При этом остальные 6 человек (которые с ложкой), выражаясь образно, брошены на произвол судьбы, без достаточных средств для приличного уровня существования.

Теряет много и государство, которое экономически зависимо от качества и количества труда самой производительной и активной прослойки населения в возрасте 30—60 лет. Любопытно, что в Древнем Риме эапрещалось Законом пить спиртные напитки молодым людям до 30 лет. Иными словами, в период расцвета сил, становления личности, выбора жизненного пути и активного воспроизводства потомства. Казахская поговорка гласит: «Тепсе, темiр ұзеді». Это возраст, когда мужчина, если пнет, железо рвет. А он – вместо железа – опустошает бутылки и в этом возрасте превращается в жалкое существо с трясущимися руками и головой, требующим за собой ухода как за ребенком.

К слову сказать, после развала СССР потерял значительно больше других республик, Казахстан. Уехали вмиг именно действующие и деятельные, способные «рвать железо» производители ВВП. Это немцы и русские, которых в нашей стране было сравнительно много. Уехали все кто хотел и мог. Остались кто не мог: неимущие, которым негде преклонить головы, неспособные к перемещению и передвижению пенсионеры, больные взрослые и дети. А это же нагрузка на бюджет. Словом уехали те, кто с сошкой, оставив тех, кто «с ложкой». Наверное не ошибусь, если отмечу, что в Казахстане самый большой в Мире процент пенсионеров. И особенно большой он в Семейском регионе, в связи с ядерным полигоном, наследием СССР. Может и алкоголизма здесь больше, поскольку было принято считать, что алкоголь спасает от облучения. Ну как тут не запить и не стать алкоголиком? Ведь ценнее здоровья и страшнее радиации ничего нет, хотя водка – это ущерб тому же здоровью.

Печальнее всего в этом явлении то, что пьющий мужчина ставит под угрозу будущую судьбу своих детей, особенно мужского пола, которые нередко следуют примеру отца. В результате, не получив должного образования и воспитания, могут пополнить ряды так называемых преступных элементов.

Зачастую все начинается с банального и, казалось бы, безобидного: «Ты меня уважаешь?» Был случай в колхозе, когда работавшие на строительстве коровника рабочие ежедневно гоняли подростка, недалеко пасшего телят, на лошади в село за водкой. Расстояние 12 км в один конец. Пастух взрослых уважал – и ездил. Подобное было и в промышленных цехах, когда «патриархи» индустрии отправляли подростка-подсобника за выпивкой, чтобы отметить накануне очередной советский праздник: день рыбака, религиозно-церковную или личную примечательную дату. В те уже далекие времена на завод и фабрику можно было занести все, что угодно, даже бомбу. Труднее было вынести. Но, несмотря на строгую проверку, отчаянные головы выносили, за что получили прозвище «несуны». Как правило, все вынесенные детали, инструмент и прочее сбывалось за бутылку и пропивалось.

Рано или поздно солидные мужи производства позволяли себе плеснуть в стакан капельку за труды доставщику. Со стакана также начиналась обмывка первой зарплаты подростка, с него же начинается прямой, как стрела, путь в пьянство, а затем и в алкоголизм. Откуда это пошло, когда эта хрупкая посуда так прочно завоевала себе место на столе, в поле и на верстаке? Ладно: в те времена не было, как сейчас, пластиковых стаканчиков. Но были более прочные и надежные алюминиевые и эмалированные кружки. Ан нет, стакан он и есть стакан. Одно время каждый водитель считал долгом чести иметь обязательно его в машине. Вопрос: «машина твоя оборудована?» – имел в виду наличие стакана. Для него конструкторами было предусмотрено особое место – бардачок, от слова «бар».

Однажды, когда по случаю завершения строительства дачного домика, для рабочих был накрыт стол со стопками для питья водки и стаканами для запивания, один из рабочих отмел со скатерти всю посуду, оставив лишь один стакан, из которого по очереди стали пить 6 человек. На недоуменный вопрос он ответил, что это привычка. А что касается безошибочного дележа, пояснил, что это достигнуто долгой практикой и он может разлить поровну на троих или даже на 12 человек одну бутылку и при этом никто не будет обижен.

Думаю, не нуждается в разъяснении выражение «сообразить на троих», или «третьим будешь?». Соображаем, потому что у двоих «не хватило», а если и хватило, за один раз не выпьешь, надо делать два захода. Втроем удобнее по одному разу «вздрогнуть» и все также из одного стакана по очереди, поровну.

Рассказывали, что традиционно, издревле стакан был 200-граммовый. Увеличенный же появился в советское время и авторами его были спецслужбы. Целью была борьба с нечистоплотными буфетчиками и продавцами. В те времена на разлив торговали во всех заведениях, включая и сельские столовые. Мой сосед, бывший буфетчик такой столовой, рассказывал, что 100-граммовый стаканчик надо наполнять для соответствия содержанию означенной емкости вровень с краями. Поскольку в этом случае водка по пути в рот выплескивалась зря, полсантиметра не доливается. Тогда с одной бутылки вместо 5 стопок получается ровно 6. Он искренне сожалел о тех временах и гневно ругал 250-граммовый стакан.

Оказывается, зашли к нему двое в штатском, с виду обычные посетители и попросили налить 2 по 150 граммов. Он, буфетчик, ничего не подозревая, лихо 100-граммовым стаканчиком отмеряет 3 раза и делит в два 200-граммовых стакана. Работники ОБХСС, а это были они, вытаскивают из кармана редкий тогда еще 250-граммовый и сливают все в него. Аккурат все вошло. Недолив составил 50 граммов. Буфетчик пойман с поличным и с треском вылетел с такого лакомого местечка. Правда, он отмечал при этом, что легко отделался, мог угодить и за решетку.

Всемогущий стакан мог отправить человека в тюрьму и спасти его от нее. Видимо, надо было не один стакан налить нужному человеку, чтобы остаться на воле. В наше время у простого народа возможности для кофе не было, а чай, компот и какао – все из того же стакана. Подобно тому, как «с голубого ручейка начинается река», со светло-голубого стакана начиналась большая дружба с «зеленым змием» на долгие годы, на всю оставшуюся жизнь.

Слова в конце предыдущего абзаца из детской песенки. А вот как гласит народная мудрость: «Каждая река начинается с ручейка, всякая пьянка начинается с рюмочки». При этом начинается с того, что человек, как правило в юности, вначале как-бы нехотя начинает пропускать одну-две рюмки. Потом это переходит в потребность и он уже не пропускает вообще ни одной рюмки. Позже пьяницы объясняют свое пристрастие: все пьют – и я пил, меня угощали, и я был просто обязан ответить добром за добро. Как правило, у любителей Бахуса в начальной стадии чувство отплаты сильно развито. На уровне карточного долга или даже долга чести. Угостил случайный знакомый парой кружек пива, надо найти потом его и возвернуть угощение, по возможности с лихвой, не дай Бог останется должок.

Пригласил, скажем, сосед на выпивку по какому-то случаю. Скромно, наспех. Но приглашенный, уже за столом, обдумывает, как организовать ответный визит. Чего поставить, сколько. При этом обязательно надо переплюнуть. Выставить больше выпивки, разнообразнее закуску. Обязательно надо попытаться накачать до чертиков, чтобы можно было при случае хвастануть: ушел от него хоть и шатаясь, но на своих ногах, а его, соседа, унесли.

Однажды зимой, будучи в командировке в Зыряновском районе, мы с моим водителем, рослым, красивым и типично русским парнем Анатолием Борзенко, жена его под стать ему высокая и исполнительная работала секретарь-машинисткой, так сказать был семейный сервис, по настойчивой его просьбе завернули на ночлег к другу детства – рыбаку на Бухтарминском водохранилище.

Друг оказался гостеприимным и очень обрадовался встрече. Было уже поздно, поэтому мать и жена хозяина, не мешкая, быстро приготовили отменного вкуса уху из лучших пород рыб. Позже я узнал, что расторопная, по-крестьянски крепко сложенная жена долго не могла родить и муж ушел из отчего дома к другой женщине, которая родила ему дочь. Упорная, сильная духом, волевая и достойная подражания женщина не сдалась, поехала по докторам, излечилась и, вернувшись в дом мужа, отбила и вернула его… Через положенный срок родила также девочку, милую, долгожданную и прекрасную. Дед был в восторге, прямо таял от умиления при виде этой внучки, в то же время совершенно не признавая и не желая видеть старшую.

За столом хлебосольный друг высокопарно произнес тост: «Для меня друзья превыше всего на свете. Не скажу две, но одна бутылка для друга детства у меня всегда найдется обязательно». Закончилось это приятное застолье тем, что было выпито под уху и рыбные котлеты по одной бутылке «на нос», включая носы почтенного отца-пенсионера и семнадцатилетнего братишки – школьника, которые свое не упускали и пили наравне со всеми.

На другой день, уже в пути, слегка «помятый», Анатолий восхищено произнес: «Во дает Костюха! Если он когда-нибудь приедет ко мне в гости, я его обязательно накачаю похлеще вчерашнего». Дух соперничества. Как в премилой комедии «Мимино», где грузин и армянин в азарте: кто кого, пропивают все деньги и наутро идут по дворам продавать автомобильные шины.

Вместе с тем мне довелось быть участником и свидетелем крайне противоположных действий из-за жадности денег на водку. Как-то, приехав в Семипалатинск в отпуск, я зашел в родной институт к сокурснику, уже преподавателю, кандидату наук. В ходе беседы он назвал свой адрес и просил заходить на чай. Через несколько дней я, изнывая от вынужденного безделья, воспользовался приглашением и поехал к нему. После взаимных приветствий жена его, выпускница мединститута, узнав меня, вызвалась сходить за бутылкой. Однако муж не разрешил, сказав, что скоро надо идти в гости, возьмут меня собой: там и выпьем. Проговорив на тему студенческих воспоминаний около часа, даже не предложив мне чаю, хозяева собрались в гости. Когда я из скромности отказался идти с ними к незнакомым мне людям, они настаивать не стали.

Я был знаком с автоинспектором в крупном рабочем поселке, старшим лейтенантом, в прошлом студентом автодорожного техникума, знавшим меня по спорту. Независимо от обстоятельств и обстановки он всегда был слегка полупьян и ходил в форме, причем довольно потрепанной. Мои родственники рассказывали, что его жена тоже врач, как-то сокрушенно возмущалась целую неделю, что в прошлом году приехали гости и пришлось купить одну бутылку водки. Это за весь год! Ее девизом было: «Тратить деньги на водку? Еще чего?» Директор крупной автобазы из этого же поселка был приглашен на свадьбу в Новосибирскую область. На столе обилие самогона различного цвета и в разнообразных настойках. Рано утром, когда все спали после ночного перебора, страшно страдая и мучаясь с похмелья, он подозвал пацана, дал 3 рубля (бутылка – 2,87 р.) и послал к продавщице домой за бутылкой. В наше время все сельские продавцы держали в доме пару ящиков водки, чтобы в случае острой необходимости не ходить ночью в магазин. «Приспичивало» же очень даже часто и нередко ящика на ночь не хватало.

По прибытии этой спасительной жидкости, разбудил свата и предложил вместе опохмелиться. Хозяин резво поднялся, наспех сполоснул припухшую физиономию и торопливо уселся за стол. Однако, узнав, что водка куплена, расстроился и пока выпивали непрестанно сокрушался: «Зачем ты, сват так зря затратился, вон ее сколько, пей не перепьешь, на целый год хватит». И то и другое в крайних проявлениях крайне плохо! Иначе говоря: мало пить у нас не принято, много пить вредно для здоровья.

Очень много говорилось раньше в советских средствах массовой информации, меньше говорится в современных СМИ о вреде пьянства и алкоголизма с медицинской точки зрения. К великому сожалению, все это не имело раньше и не имеет сейчас должного эффекта. В свое время еще академик Владимир Бехтерев предупреждал: «От алкоголиков родится (на каждые 100 человек) десять уродов, восемь идиотов, пятнадцать больных падучей, пять алкоголиков. Из ста самоубийц – половина алкоголики…»

Этой же проблеме уделил много внимания и другой академик Федор Григорьевич Углов в своей книге «В плену иллюзий», которая была выпущена в свет в издательстве «Молодая гвардия» в 1985 году, в период Горбачевско-Лигачевской борьбы с пьянством и алкоголизмом. Но свою актуальность она не потеряла и сегодня. Затронутая в ней тема злободневна и в наши дни.

Ранее я вычитал как-то в Большой медицинской энциклопедии, позже встретил это определение в названной книге: «…Алкоголизм является причиной каждой третьей смерти, если учитывать частоту среди злоупотребляющих спиртными напитками, сердечно-сосудистых заболеваний, болезней печени, желудка, почек, а также венерических болезней, травматизма в состоянии опьянения, особенно транспортного, самоубийств».

Здесь среди внутренних органов следует особо выделить незавидную долю печени. Это она, играющая в организме барьерную функцию, принимает основной удар от выпитого на себя. Неслучайно, при вскрытии трупов у алкоголиков печень оказывается в более пострадавшем виде по сравнению с другими органами.

Представьте себе бой боксеров на ринге. Спортсмен, получивший ощутимый удар по печени, оказывается в нокдауне, то есть почти теряет сознание или падает в обморок. От одного – единственного удара. Пьяница и алкоголик систематически «лупят» по этому органу обильными возлияниями спиртного. Как говорится, и на старуху бывает проруха. Печень не выдерживает и теряет способность выполнять свои функции.

Жизнь алкоголиков, принято считать, укорачивается на 15—20 лет. Это, конечно, условно: бомжи в нечеловеческих условиях доживают далеко за 50 лет; и, например, известный и всеми любимый в СССР артист Савелий Крамаров, который не курил, не пил, ежедневно делал зарядку – умер молодым. Это, как говорилось ранее, определено судьбой и, возможно, Всевышним тоже. Не это главное.

Главное – как жить. Вести здоровый образ жизни, чувствовать себя прекрасно и, когда настанет срок, умереть естественной смертью. Оставить после себя порядочных детей и самые хорошие воспоминания на долгие годы. Вот такая норма жизни или, если угодно, формула жизни должна быть нормой в современном обществе. Или же есть альтернатива: быть бедным и больным, плохо выглядеть, ходить пьяным и голодным, никому не нужным. Если из первого образа жизни легко оказаться во втором, то из второго варианта обратной дороги, как правило, нет. Это должны крепко усвоить юноши, молодые люди, которые когда-нибудь встанут перед выбором пути. Древняя еврейская пословица гласит: «Заключив сделку с дьяволом, обмануть его невозможно». В данном случае сделка – это алкоголизм, а дьявол – это алкоголь, который однажды заглянув в душу, цепко приживается там, отсекая все пути к отступлению.

Наиболее четко выразился по этому поводу всемирно известный писатель Джек Лондон: « Алкоголизм – это порождение варварства – мертвой хваткой держит человечество со времен седой старины и собирает с него чудовищную дань, пожирая молодость, подрывая силы, подавляя энергию, губя лучший цвет рода людского».

Даже после завершения активной трудовой деятельности, находясь уже на заслуженном отдыхе, почтенные люди, привыкшие к системному возлиянию спиртных напитков, бывают не в силах отказаться от этой пагубной привычки. Действует принцип, кто пил, тот будет пить. О прилично пьющем пенсионере – отце рыбака с Бухтарминского водохранилища уже упоминалось.

А вот другой пример из современности. Один мой знакомый, значительно моложе меня, уйдя на пенсию, не ушел от привычного образа жизни. Он всегда в сарае, в яслях прятал от старухи свою заначку в натуре и в течение дня периодически, не сердито попивал по 50—100 граммов в один заход. Его сын «новый русский» купил на перспективу мешок «педигриппала» и поставил там же в сарае. Породистой собакой он еще не успел обзавестись, возможно, и не хотел вообще. Корм купил, потому что покупали его друзья. Все берут, и он взял, пусть думают, что у него тоже есть, соответствующий статусу, охранник двора и имущества.

Со временем сын забыл о покупке на радость отцу, который после каждой стопки закидывал в рот несколько кусочков в качестве закуски. Об этом однажды он мне и поведал: «Приятная вещь, слегка кисловатая, совершенно не соленая и всегда под рукой, не надо бегать в дом за закуской. Еще и пахнет хорошо, аппетитно» Отец, в отличие от сына, типичный представитель широких масс народа о «педигриппе» слыхом не слыхивал и с удовольствием пользовался этой закусью из мешка задарма. Я его разочаровывать не стал.

В современном обществе необходимо, чтобы дети с мала знали, что пьяница прежде всего пропивает свое здоровье, что чем позже человек начнет прикладываться к бутылке, тем меньше вариантов превращения его в алкоголика. В Советском Союзе мужчины, как правило, начинали свою трудовую деятельность в 23 года после окончания учебы в вузе или в 20—22 года после завершения службы в Советской Армии. Выпивки до этого возраста носили эпизодический характер и особого влияния на будущее молодых людей не оказывали. Но что начиналось потом, с началом трудовой деятельности!.. Первая стабильная зарплата, первые деньги. В магазинах прилавки ломятся. Все бутылки как бы кричат: «Ну возьмите же меня!»

Постепенно эпизоды переходят в систему и набирают обороты. Если тормоза не работают, то через каких-то 15—20 лет, то-есть примерно к 40 годам слабовольный человек становится закоренелым пьяницей и алкоголиком. Нередко это зло поражает семейные пары. Я знал молодого, красивого специалиста сельского хозяйства, сына руководителя предприятия, который на моих глазах спился, превратился в оборванца и ушел в небытие в одной из подворотен города. У него было красивое казахское имя «Женис», что означает «Победа». К очень большому сожалению, он не смог подтвердить свое имя в борьбе с зеленым змием.

Его жена, медицинский работник, под стать мужу: стройная, симпатичная, – пила с мужем вначале, чтобы поддерживать компанию. Затем окончательно сломалась. Одно время я видел ее на зимовке в качестве сожительницы чабана и сторожа отары по совместительству. Слышал, что родители – видные в области люди специально через знакомых отправили ее в глушь, подальше от цивилизации и спиртного. Начиналась трагедия у этой семейной пары от переживания по поводу отсутствия детей. Она пила с мужем и одновременно долго и упорно лечилась. В конце концов, родила одного за другим двух прекрасных малышей. Но процесс уже пошел, остановиться они уже не смогли. Детишек забрали к себе на воспитание уже пожилые ее родители.

Другая семейная пара. Он – инженер горных дел, сын в прошлом председателя колхоза, она – врач, дочь первоклассного директора средней школы. Оба учились в Москве, там и познакомились. Мы были хорошими знакомыми. Он одно время был по-нынешнему вице-мэром большого города и одноименного района. Долгое время я их не видел, но знал, что спиваются. Однажды при посещении кладбища, где похоронена моя тетя, родная сестра отца, я увидел невдалеке его могилу. В следующее посещение, наверное на следующий год, точно не помню, в оградке было уже две могилы. Рядом с мужем нашла покой и его жена. Это была видная, красивая семейная пара. Оба были рослые, известные в округе люди. Им прочили прекрасное будущее. Но, увы, счет оказался не в их пользу. Они проиграли 0: 2 в пользу зеленого змия.

Именно все возрастающее пьянство среди женщин вызывало обеспокоенность у профессора Киевского университета Ивана Сикорского, который в канун ХХ столетия писал: «Женщине принадлежит высокая роль… быть орудием нравственного развития и совершенствования человеческих обществ. Эта роль не может быть исполнена представителем другого пола в такой мере, как женщиной… Благодаря своим высоким душевным качествам женщина всегда являлась ревностным поборником трезвости во всех странах и во все времена. Эта заслуга ее достаточно засвидетельствована и историей, и литературой, и художественными произведениями. И такой крупной нравственной силе в настоящее время угрожает весьма серьезная опасность».

В этой связи академик Ф. Углов выразил надежду: «Убежден, что наши дорогие женщины, если они дружно и сообща возьмутся за борьбу с алкоголем, сумеют добиться успеха в этом социально, нравственно и духовно важном деле…» Однако, это дел, пока еще по «дедушке» Крылову: «Да только воз и ныне там». Уже в наши дни, а именно в 2002 году, учёный-психолог Марина Каменец тоже отмечала: «Женщины, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, в 90 процентов случаев рожают умственно неполноценных детей… Практически всегда алкоголизм передаётся по наследству. Поэтому идея ограничить опустившихся женщин в деторождении хороша».

Думается, в том, что алкоголиками стали именно дети руководителей хозяйств, помимо прочего, сыграли немаловажную роль виденные с детства обильные застолья. Нормой жизни в те времена было обязательно принимать начальство и всех проверяющих и уполномоченных в доме директора совхоза или председателя колхоза. Обязательное обильное угощение за счет хозяйства (государства), но подавать надо было дома. В ряде хозяйств не было даже гостиниц и столовых, чтобы приезжие ночевали и питались здесь же, тем самым чувствовали себя обязанными хозяину и не очень-то выносили сор из избы.

Вышеотмеченные два примера также свидетельствуют о том, что подобно тому, как «любви все возрасты покорны», алкоголю покорны все слои общества. Этот вывод противоречит устоявшемуся мнению, что интеллигенция стоит выше этого. Это заблуждение и «заблудшие» в алкоголе были во все времена, во всех уголках Земли, у всех народов и на всех уровнях. На эту тему есть произведение античного древнегреческого писателя-историка Ксенофонта, жившего 2500 лет назад. В его «КироПедии» приближенный царя Астиага Кир говорит: «Ты забыл, что ты – царь, а те забыли, что они – твои подданные. Я тогда первый раз узнал, что можно злоупотреблять свободой речи, ибо вы не умолкали». Это характеристика пьянства при дворце царя за 25 веков до нас.

Водка уравнивает всех и заставляет забывать, кто ты есть и зачем живешь на этом белом свете. В этом случае знаменитые слова из «Интернационала» «Кто был никем, тот станет всем» приобретают обратный смысл: «Кто был всем, тот станет никем». Вино только возбуждает желание, но непременно ограничивает возможности. Когда видишь спивающегося в прошлом прекрасного человека, специалиста и мастера-золотые руки – так и хочется воскликнуть чуднейшими словами из песни тандема А. Пахмутова – Н. Добронравов: «Знаете, каким он парнем был, весь мир на руках его носил!». Взаимно, и он мир носил тогда на своих умелых и умных руках.

Смерть от алкоголя сегодня становится нормой. ДТП, воровство, разбой, драки, убийства – далеко не полный перечень «подвигов», где движущей силой становится алкоголь.

Будучи студентами, мы с товарищем по команде и моим замечательным другом по институту Кусаином Турсумбаевым, уроженцем с. Урджар, возвращались в поезде из Алма-Аты с республиканских соревнований по борьбе. Настроение было «так себе» – уныние, скука. Даже шахматы тогда не принято было возить с собой, а игральные карты тем более. Попутчик, сосед по купе, общительный молодой человек вытащил из чемодана бутылку «Старки» для знакомства и чтобы скоротать время в пути. На этикетке значилось: «Алматинский водочный комбинат». На мое наивное удивление: я считал «Старка» – слово украинское, следовательно, и водка должна быть украинская, он самодовольно хмыкнул, и сказал «У нас все есть!».

Когда же мы сказали, что спортсмены и никогда не пьем, он вытащил коньяк: «Напиток безвредный, можно пить и спортсменам и больным, врачи даже рекомендуют для поднятия тонуса, давления, настроения и еще чего-то». От питья мы отказались – надо было поддерживать спортивную форму. И даже если бы не было этой причины, то все равно не смогли бы составить компанию, поскольку тощий студенческий кармашек не позволял сделать ответный ход. Нарушился бы принцип «Ты – мне, я – тебе».

Тем не менее, разговор завязался. Он рассказал, что едет в Сибирь в гости к тестю с тещей, их очень уважает. Работает на водочном комбинате и с собой взял всю продукцию в ассортименте в двух экземплярах. Один для дороги, чтобы не было скучно, а второй в подарок тестю, для хвастовства, чтобы подчеркнуть, как хорошо устроился. Надо полагать, что вынес он все это с завода тайком, задарма, о чем мы, добропорядочные и законопослушные, ему и сказали. Возражений не было, но заметил, что этого добра там хватает, но надо выбирать чистый качественный розлив. Недавно в одном чане утопили неугодного бригаде работника, он там пролежал больше недели, увидели, когда выкачали оттуда спирт. Думаю, что это его выдумки и фантазии.

Вообще, он еще много чего рассказывал на эту тему. Дорога дальняя. Но один случай запомнился, врезался в память на всю жизнь. На предприятии существовал закон: во время смены никто не должен брать в рот ни капельки, работа опасная, требует трезвого отношения. Если начальство заметит совсем незначительное отступление от установленного правила – увольнение незамедлительное.

Но зато после окончания смены – хоть залейся. Значительная часть рабочих шла на склад «вздрогнуть» или принять для аппетита перед домашним ужином. У завскладом, человека щедрого (не свое же!), на этот случай стояла на подоконнике бутыль со спиртом и рядом заведомо приготовленное для разбавления ведро с водой.

Как-то зашел на склад двухметровый детина, грузчик, и просит: «Федотыч! Вчера поссорился с Машей, на душе кошки скребут, дай-ка для уравновешивания». На что кладовщик выговаривает: «Ну ты шо, Петро, впервой что ли, только на свет зародился, чи не знаешь, где шо. Вон на окне бутыль, рядом вода и кружка на месте, разбавляй и пей, сколько душе угодно».

Если считать дозу на килограмм живого веса, то большому человеку больше надо. А в среднем 500 граммов чистого спирта – доза смертельная. Петро, как человек крупный, здоровый физически, свою норму знал – 1 литр водки. Поэтому он наливает из бутыли алюминиевой кружкой 400 граммов чистого спирта в литровую банку, дополняет доверху из ведра, выпивает, благодарит и идет в приподнятом настроении домой мириться с Машей. Благо живет неподалеку. И… у собственного порога падает замертво. Срочно вызванная «Скорая» прибывает очень даже скоро, констатирует смерть и увозит на вскрытие, где обнаруживает в желудке наличие примерно 800 граммов чистого спирта.

Судили Федотыча на комбинате показательным открытым судом за то, что он в ведре вместо воды поставил тоже спирт. Нашлись свидетели, которые раньше неоднократно ощущали боли и рези в животе после подобного принятия на посошок. К счастью, трагедии не случалось, этому не придавали особенного значения и вскоре забывали. На вопрос: зачем он это делал, Федотыч наивно и простодушно ответил: «Хотел пошутить, интересно было наблюдать, как люди меняются на глазах, дуреют и сходят с ума».

Суд квалифицировал содеянное, как «умышленное убийство». Шутник и весельчак Федотыч был приговорен к смертной казни через расстрел. О том, что приговор приведен в исполнение, наш рассказчик узнал буквально перед выездом. Ему позвонил товарищ по работе. Может правда, может враки, но история душещипательная.

И совсем недавний более современный, берущий за душу, душераздирающий случай, рассказанный на днях. Подающий большие надежды певец, перспективный птенец, вскормленный «Фабрикой звезд», от скуки и от нечего делать решил развеяться и отправился с друзьями покататься по ночной Москве. На скорости 220 км/час машина вылетела на обочину, несколько раз перевернулась и сгорела дотла вместе с певцом, еще не спевшим свою лебединую песню. В машине было еще четверо таких же молодых ребят. Не доказано – невозможно, да и незачем теперь, но подозревается, что виной всему был алкоголь.

Через 2 месяца у юноши родилась дочь. Первая и последняя, которая никогда не увидит родного отца, и не будет сидеть на его надежных руках. У него было красивое имя Тимур, цыган по национальности мог стать вторым Сличенко, но не стал.

«Люди гибнут через алкоголь, люди гибнут за алкоголь». А сколько калек, инвалидов прибавляется после обильных возлияний!.. Потеря чувства контроля над собой. Типа «шел, поскользнулся, упал. Потерял сознание, очнулся – гипс».

Из-за этой напасти в свое время даже памятник защитнику Великой Руси, национальному герою Ивану Сусанину пострадал. Об этом еще Достоевский отмечал: «Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают, бронзовую руку у Ивана Сусанина отпилили и в кабак снесли, а в кабаке приняли

Это так у Достоевского. Позже так же отметил английский шпион в СССР 30-х годов С. Моэм: «Почти все, кому довелось побывать на русских вечеринках, не могли не заметить, как уныло русские пьют. А напившись, рыдают. Напиваются часто. Вся нация мучается с похмелья. То-то была бы потеха, если бы водку запретили и русские в одночасье потеряли те свойства характера, которые так занимают умы склонных к сентиментальности западных европейцев».

А сейчас разве не так? В первые годы после развала Советского Союза начался массовый вывоз из Казахстана и из России через Казахстан в Китай металлолома, электродвигателей, алюминиевых труб с поливных установок типа «Волжанка», канализационных люков и электрических кабелей. Снимали и крали средь бела дня все и везде, где они только были. Появились фирмы и частники, скупающие за бесценок такой товар и экспортирующие его за рубеж.

Не обошлось и здесь без трагедий: кого-то убило током, кто-то упал со столба при попытке снять провод высоковольтных линий электропередач. В одном из бывших совхозов, прилегающих к ядерному полигону, человек застрял в шурфе при попытке извлечения кабеля. Через 2—3 дня, не дождавшийся возвращения отца, сын поехал на поиски, нашел, спустился к нему в шахту на выручку

и… оба умерли там, возможно, от радиации.

Надо полагать, люди шли на такой риск ради жизни, ради хлеба насущного, чтобы спасти свои семьи от голода. Первый этап после развала СССР, кроме разочарования и беспросветного нищенского существования, казахстанскому народу ничего не дал. Особенно народу на селе. Отсутствие какой бы то ни было работы, систематические задержки пенсии, зарплаты по полгода и более лишали массы людей средств на пропитание. В этих условиях хоть какая-то маломальская «наличка» за сворованное и сданное сырье на время притупляла остроту и безысходность положения.

Лишь со временем, когда был наведен порядок по выплате пособий, пенсий и заработной платы, народ вздохнул немного с облегчением. У бюджетников появились деньги. Дети и внуки, пребывающие пока не у дел, почувствовали поддержку со стороны пенсионеров-родителей.

Однако следует отметить, что народ на всем постсоветском пространстве продолжал пить, как и прежде. Непонятно, за счет чего, с какого дохода? Ясно одно: все винно-водочные заводы работают на полную катушку, ассортимент напитков возрос в десятки раз. Сегодня водку во всем разнообразии, куда только не вывозят, откуда только не завозят. Напрашивается вывод: народ пил, пьет и будет пить. В возрастающих объемах. Это стало нормой повседневной нашей жизни.

Установило эту норму бытия наше поколение. Поколение детей войны. Детей без детства, как говорил часто русский писатель Чехов уже в зрелые годы: «В детстве у меня не было детства». Антон Павлович лукавил: у него было вполне обеспеченное существование и воспитание рядом с живыми родителями. Не было детства как раз у моего поколения. Мы, не имея достаточных примеров для подражания, пошли попивая и пошатываясь по кривой дорожке, которая привела некоторых из нас к системному пьянству и алкоголизму. Сегодняшняя молодежь помните всегда: подобно тому, что великими не рождаются, ими становятся, алкоголиками не рождаются, ими становятся. У вас другая жизнь, умейте ценить ее. Мы – основоположники, зачинатели, первопроходцы, крестные отцы пьянства и алкоголизма. Это с нас пошло, и мы виноваты в появлении этого порока. Что мы видели хорошего в жизни военного периода? В той Великой Победе есть существенная доля вклада труда мальчишек и девчонок того периода.

В городах подростки работали наравне со взрослыми, становились к станку и делали снаряды для победы. В деревне дети с 5—6 лет были на поле с матерями, собирали колосья, пасли скот, косили и убирали сено. Словом, помогали кормить победоносную родную армию.

Играть в детские игры было некогда, да и нечем. Сейчас трудно поверить, но тогда у нашего поколения в основной массе не было коньков, лыж и даже приличных детских санок. А если бы и были в продаже, их не на что было покупать. В каждой семье особо остро стояла вечно извечная проблема: как сводить концы с концами. Зачастую ватага ребят в 10—12 человек по очереди каталась на одной паре коньков и лыж, принадлежащих детям тылового начальства.

Я с пяти лет дружил с Сериком Нураковым. Вместе мы пошли в первый класс и вместе сидели за одной партой все десять лет учебы. Нам повезло больше других детишек – мы имели коньки снегурочки. Для льда не очень подходят, а кататься по накатанной санями дороге в самый раз. Но привязать их к валенкам было проблематично. В домах не было лишней веревочки, не говоря уже о кусках проволоки, которые в годы застоя валялись повсюду и наматывались на карданы и колеса. Отец Серика скрутил для коньков красивые веревочки из конопли. Я, завидуя ему, рассказал матери об этом. Она посоветовала обратиться к дяде Нураку и сказать: «Разве только Серик Вам сын, я тоже, почему Вы мне не сделали такие же. Когда я слово в слово повторил это отцу Серика, он весело улыбнулся и тут же скрутил мне пару веревочек. Мы с Сериком долго выбражали перед сверстниками своими редкими креплениями.

Шахматы и шашки, волейбольные и футбольные мячи тоже были редкостью. Они были, в основном, в школе. На весь райцентр набиралось едва ли десяток велосипедов. Прокатиться на них было равнозначно сегодняшней поездке на джипе.

Лишь после войны, где-то к 1950 году, стали поступать в массовую продажу велосипеды, коньки и лыжи без ботинок, на валенки. Были и заводские палки, и крепления к лыжам. Еще через 10 лет стали появляться хорошие мотоциклы «ИЖ-56» и «Урал».

О войне мы знали понаслышке и очень немного. Только вернувшиеся после победы солдаты как-то расширили наше понимание и кругозор. Уставшие смертельно от войны победители, соскучившиеся по дому, родне, они ходили из дома в дом, приветствовали старших, справлялись о житье-бытье без них и, конечно, выпивали за победу, за здравие и счастье.

При этом поголовно все ходили в солдатской форме, потому что переодеться было не во что: оставленная ими перед войной одежда давно была перешита на детей и изношена. На груди их гимнастерок позванивающие ордена и медали зачаровывали нас. Мы толпой ходили за каждым. В наших глазах они были больше чем герои, мы подражали им во всем, хотели быть как они, даже так же сплевывать, копировали их манеру держаться и почтительное обращение друг к другу. После 3-4-летнего каждодневного пребывания рядом со смертью они, конечно, заслужили право немного расслабиться. В каждом доме или во дворе экспромтом накрывался стол с нехитрой закусью, домашней брагой, реже с водкой.

Произносился тост за победу и возвращение. Солдат опрокидывал стакан, эту прославленную емкость, крякал, занюхивал горбушкой хлеба, закуривал махорку из нехитрого кисета, реже папиросу. Орава зрителей млела: надо же увидеть такое счастье! Мы тоже хотим быть героями, нам тоже охота выпить, крякнуть и закурить. Что мы потом и живописуем с элементами фантазий при рассказе тем, кто этого не видел.

Это наше тогдашнее состояние было точно отражено в стихотворении «Непревзойденный» у поэтессы Елены Благининой:

Потом присел на табурет

Веселый человек,

И вынул трубку и кисет

Веселый человек…

И я уселся рядом с ним,

И я глядел на сизый дым,

И я завидовал ему,

А больше никому

Вот эту белую зависть, это желание подражать им во всем, мы, дети войны, подранки, пронесли через годы. И, став взрослыми к 1960 году, осуществили эту давнюю мечту. Стали пить и курить – больше и чаще, чем они. Благо жизнь в СССР коренным образом улучшилась и многие вещи стали доступны для потребления широким массам населения.

Мы, дети войны, наблюдали разухабистых, пресыщенных вседозволенностью начальников из милиции, за которыми стоял сам Лаврентий Берия. Временами видели малообразованных (на уровне 4 классов) пьяных директоров МТС и председателей мини-колхозов в 20—30 дворов. Они были для нас тоже образцом для подражания, мы ими восхищались. Нередко директор местной МТС, изрядно поддав, лихо рассекал по деревенским улицам на прибывшем с войны «Виллисе». ГАИ тогда не было даже в городах.

Помню случай, когда один из председателей, выйдя из районной столовой мертвецки пьяным, успел отвязать повод и упасть в кошовку со словами: «Ну, Савраска, домой!». Коню, видимо, было не впервой слышать такую команду. Сделав отворот от коновязи он неторопливо, неуправляемо потрусил домой в колхоз, который находился в 12 км от райцентра.

Боже! Как нам хотелось выйти в таком же состоянии и иметь такую же умную лошадь. Предел мечтаний. Сгодился бы и внедорожник, победивший фашизм, но лошадь для нас была приоритетнее. Позже, став руководителями, хотя уже образованными и интеллигентными, мы временами следовали этим непристойным примерам и осуществляли свою детскую мечту. Другой руководитель, которому долгое время в детстве старался подражать, был председатель колхоза «Каражыра» расположенного на берегу Иртыша, Жолжаксынов Кали. Это «не в тему», а просто хочется поделиться детским впечатлением. Он – отец известного в республике и далеко за ее пределами киноартиста и исполнителя в сопровождении домбры казахских национальных песен Доскана Жолжаксынова. Мы с ним троюродные братья. Его старшая сестра Алмаш одно время жила у нас, когда училась в школе. Еще раньше председатель привез к нам свою беременную жену, мою тетю Жазиру. Она начала рожать у нас, потом мать препроводила ее в больницу, мы жили рядом с этим заведением. Родилась двойня. К сожалению, один из близнецов позже умер. Моя мать стала «кіндік-шеше» – крестной матерью Доскана. За это Кали-ага позже подарил нам белую ангорскую козу. Это был довольно дорогой по тем временам подарок. Долгое время у нас дома хранилась фотография, где родители Доскана сидят с двумя новорожденными прелестными крохами. Интересно, сохранилось ли у кого-то это фото.

Конец ознакомительного фрагмента.