Вы здесь

Адмирал Павел Чичагов. Отечества верный сын: история жизни и судьбы. III. Русско-шведская война. Становление боевого офицера (В. А. Юлин, 2018)

III. Русско-шведская война. Становление боевого офицера

В 1787 году началась Русско-турецкая война (1787–1791), в ходе которой Турция намеревалась вернуть Крым Османской империи. Основные силы русской армии были сосредоточены на юге России. Из кораблей Балтийского флота была сформирована Средиземноморская эскадра С.К. Грейга. На адмирала В.Я. Чичагова была возложена задача оборонять берега Балтики с оставшимися небольшими силами Балтийского флота. Англия и Пруссия, опасавшиеся усиления России, попытались втянуть в войну с ней Швецию. В свою очередь, шведский король Густав III решил воспользоваться тем, что основные силы русской армии воевали на юге, и вернуть земли, отошедшие к России по Ништадтскому и Абоскому договорам. Летом 1788 года шведский король выслал русского посла из Стокгольма и предъявил ультиматум Екатерине II. Шведы вторглись в русскую часть Финляндии, захватили два русских фрегата, крейсировавших в Финском заливе. Вернувшийся из средиземноморского похода Грейг вскоре умер, и на его должность командующего Балтийским флотом императрица Екатерина назначила адмирала В.Я. Чичагова.

3 (14) апреля 1789 года Павел Чичагов был произведен в капитаны 2-го ранга и в качестве командира флагманского корабля «Ростислав» крейсировал с флотом в Балтийском море. На «Ростиславе» находился со своим штабом его отец, адмирал В.Я. Чичагов.

Павел Чичагов стал признанным боевым офицером, отличившимся в трех важнейших сражениях со шведами – Эландском, Ревельском и Выборгском.

Сражение у острова Эланд, расположенного в Балтийском море у южного побережья Швеции, произошло 15 (26) июля 1789 года. Адмирал В.Я. Чичагов с 20 кораблями крейсировал в этом районе Балтийского моря, чтобы встретить и сопроводить в свои гавани отряд вице-адмирала Т.Г. Козлянинова (9 линейных кораблей и 4 фрегата), шедший из Копенгагена.

В составе флота Чичагова было 19 линейных кораблей («Болеслав», «Виктор», «Всеслав», «Вышеслав», «Двенадцать Апостолов», «Дерись», «Иезекииль», «Изяслав», «Кир Иоанн», «Князь Владимир», «Мстислав», «Память Евстафия», «Победослав», «Принц Густав», «Ростислав», «Святая Елена», «Святой Петр», «Святослав», «Ярослав»), шесть фрегатов («Брячислав», «Прямислав», «Подражислав», «Мстиславец», «Слава» и «Надежда Благополучия»), два бомбардирских корабля, два катера, два госпитальных и два транспортных судна.

14 (25) июля у острова Эланд русские обнаружили шведский флот, бывший под командованием брата шведского короля, генерал-адмирала герцога Карла Зюдерманландского, и состоявший из 21 линейного корабля и 8 фрегатов. Хотя у Чичагова было только 19 линейных кораблей, они по силе своей артиллерии, а также по количеству и качеству экипажей имели значительное преимущество перед неприятелем, суда которого были недоукомплектованы, так как их экипажи пострадали от бушевавшей в Карлскроне эпидемии.

На следующий день, то есть 15 (26) июля 1789 года, герцог Зюдерманландский выстроил в линию тридцать кораблей и фрегатов и атаковал русских. Завязалась артиллерийская дуэль.

Оба противника маневрировали, и периодически между ними вспыхивали перестрелки на предельной дистанции огня крупнокалиберных пушек. Наветренное положение давало шведам определенное преимущество перед русскими, но оно в то же время вызывало крен шведских кораблей, затруднявший применение артиллерии их нижних деков. Следуя своей тактике, В.Я. Чичагов не стал безрассудно бросаться на неприятеля. Он перестроил эскадру в боевой порядок, но не начинал решительного сражения, ожидая подхода эскадры Т.Г. Козлянинова, чтобы зажать шведов с двух сторон превосходящими силами. В то время как оба противника маневрировали, их арьергарды участвовали в перестрелке. Несмотря на дальнюю дистанцию стрельбы и ветер, артиллеристы стопушечного «Ростислава», которыми командовал Павел Чичагов, метко поражали корабли противника. На десяти русских кораблях потерь не было вообще, на остальных же судах погиб 31 человек и 185 были ранены. Наибольшие потери понес корабль «Дерись»: 15 убитых, 98 раненых. Но пострадал корабль не от шведских, а от своих собственных пушек – при стрельбе на нем разорвало три орудия.

На следующий день шведский флот ушел в направлении Карлскроны, а эскадра Чичагова направилась к острову Борнхольм.


Русско-шведская война 1788–1790 гг. Ревельский бой 2 мая 1790 г.

Худ. А.П. Боголюбов


22 июля (1 августа) копенгагенская эскадра Козлянинова встретилась с эскадрой В.Я. Чичагова. Объединенная эскадра несколько дней крейсировала в районе островов Борнхольм и Готланд и мыса Дагерорт. Шведский флот укрылся в Карлскроне и больше не показывался, а обе русские эскадры 16 (28) августа 1789 года вернулись на Ревельский рейд.

Старый адмирал всецело доверял своему сыну Павлу и, зная о его личных качествах и профессионализме, не колеблясь ставил его на самые ответственные участки в морских сражениях.

Вот характерный пример. 2 (13) мая 1790 года шведский флот в составе 22 линейных кораблей и 4 фрегатов атаковал в Ревельской бухте стоявшую на рейде русскую эскадру, которой командовал В.Я. Чичагов.

Обнаружив стремительно приближающийся шведский флот и понимая, что для снятия с якорей и развертывания в боевой порядок не было времени, адмирал Чичагов принял решение, которое грубо нарушало морской устав, но давало шанс на победу. Он приказал оставаться на якорях. Русская эскадра была выстроена так, что шведские корабли, сближаясь на дистанцию артиллерийского огня, должны были проходить вдоль русской линии, подвергаясь сосредоточенному огню всех кораблей. Центральное место в строю русских кораблей занимал флагманский корабль «Ростислав», которым командовал Павел Чичагов. Русские корабли за короткое время произвели 13 тысяч выстрелов. В итоге огонь с более устойчивого положения русских кораблей на якорной стоянке превзошел по меткости огонь шведских кораблей, которые раскачивались на высокой волне. Мощь и меткость огня «Ростислава» обратили в бегство шведский вице-адмиральский корабль. А капитан другого неприятельского корабля «Принц Карл» не нашел иного способа приостановить шквальный огонь артиллеристов «Ростислава», как сдаться в плен, подняв вместо шведского русский флаг и став на якорь рядом с «Ростиславом». В Ревельском сражении шведы потеряли более 200 человек убитыми, 500 моряков попали в плен. Русская эскадра, сражаясь против втрое превосходящего по силе противника, не потеряла ни одного корабля.

Императрица по достоинству оценила заслуги адмирала и всех, кто отличился в Ревельском сражении. В числе награжденных был и капитан 2-го ранга Павел Чичагов. В Рескрипте Екатерины II о его награждении говорилось: «Усердная ваша служба и искусство командования кораблем “Ростиславом” во время бывшего между Нашим и неприятельским флотом и на Ревельском рейде сражения, где вы сверх других неустрашимых действий порядочным своим распоряжением и меткостью стрельбы первый со взятого в плен шведского корабля сбили стеньгу и, приведя его тем в расстройство, принудили по влечению ветра уклониться к линии Наших кораблей и отдаться в плен, учиняют вас достойным ордена Нашего военного Святого великомученика и Победоносца Георгия. На основании установления его Мы вас кавалером того ордена четвертого класса Всемилостивейше пожаловали и, знаки его при сем доставляя, повелеваем вам возложить на себя и носить узаконенным порядком. Удостоверены мы впрочем, что вы, по луча сие ободрение, потщитеся продолжением ревностной службы вашей вяще удостоиться монаршего Нашего благоволения»[19].

Флагманский корабль «Ростислав» под командой Павла Чичагова прославился также участием в Выборгском сражении. Как известно, в мае 1790 года шведский король Густав III со своим галерным флотом с десантом на борту прорвался в Выборгский залив, вошел в пролив Бьёркезунд в готовности совершить бросок галер на Санкт-Петербург и захватить столицу России.

Пытаясь обеспечить успех задуманной операции, шведский флот вел ожесточенный бой против кронштадтской эскадры у Красной Горки, но осилить русских шведы не смогли. Увидев приближающуюся ревельскую эскадру адмирала В.Я.Чичагова, шведы решили укрыться в стесненном шхерами Выборгском заливе.

Адмирал Чичагов немедля блокировал весь шведский флот. После напряженного противостояния шведский король решился на прорыв между русскими кораблями. И снова отличились артиллеристы флагманского корабля «Ростислав», действиями которых умело руководил его командир Павел Чичагов. В этом сражении русские моряки уничтожили треть кораблей шведского флота. Флот адмирала Чичагова в корабельном составе потерь не имел. Выборгское морское сражение окончательно убедило шведов в морском могуществе России и в невозможности вступать один на один в единоборство с ней.


Морское сражение при Выборге 23 июня 1790 г.

Худ. И.К. Айвазовский


С донесением государыне о блестящей победе адмирал Чичагов послал своего сына Павла, который был пожалован из рук самой императрицы золотой шпагой с надписью «За храбрость» и получил 1000 червонцев. Павел также был произведен в капитаны 1-го ранга. «Ему было тогда всего 22 года, небольшого роста с женоподобным лицом, он казался совершенным мальчиком», – писал Леонид Михайлович Чичагов. При этом он высказал одно важное соображение: «Тут впервые юноша заметил, что товарищи ему завидуют, смотрят на него как на баловня счастья, злословят его и ценят его не по достоинству. Зависть офицеров оскорбляла молодого Чичагова, и это гнусное чувство он заметил в А.С. Шишкове, состоявшем при адмирале Чичагове адъютантом»[20]. Об отношении к нему со стороны Шишкова Павел Чичагов рассказал отцу, предложив послать завистника к императрице со следующим донесением о победе, дабы рассеять его неприязнь. Так и поступили. Но этот шаг отнюдь не образумил Шишкова, который, как мы увидим далее, сыграет далеко не последнюю роль в интригах против Павла Васильевича.


Императрица Екатерина II


В 1793–1794 годах Павел командует кораблем «София Магдалина», курсирующим в составе эскадры вице-адмирала Мусина-Пушкина на Балтике.

Но вернемся к тому времени, когда в полной мере проявились качества Павла Васильевича как моряка-профессионала, готового постоять за честь своей Отчизны.