Вы здесь

Административные барьеры как институт трансформационной экономики. 2 Сравнительный анализ функционирования и преодоления административных барьеров в практике зарубежных стран и в России (В. К. Карташева, 2012)

2 Сравнительный анализ функционирования и преодоления административных барьеров в практике зарубежных стран и в России

2.1 Исторический опыт преодоления административных барьеров в развитых странах и странах с трансформационной экономикой (на примере стран Польши, Латвии и Литвы)

Ключевые термины и понятия: государственные межведомственные комиссии, контролирующие организации, деформализация правил, принцип «одного окна», административное бремя, «оценка регулирующего воздействия», госрегистрация, налоговое бремя, воспроизводство административных барьеров, коррупция, административное право, саморегулируемые организации, лицензионный барьер, дебюрократизация экономики, государственный контроль и надзор, институт согласования, «цикл административного барьро-строения».

Процессы, происходящие в российской экономике сравнимы тем, что происходило в странах, в период преодоления последствий существования командноадминистративной системы. На наш взгляд, интерес представляет сравнение процессов формирования и преодоления административных барьеров в Латвии, Польше и Литве.

Так как Россия относится к странам с трансформационной экономикой, логично было бы проанализировать опыт преодоления административных барьеров в странах Восточной Европы с целью выявлении тенденций и зависимостей, а затем проанализировать и аналогичный опыт развитых стран.

Малые предприятия играют все большую роль и в странах с трансформационной экономикой Центральной и Восточной Европы, в балтийских государствах и в Содружестве Независимых Государств. Десятилетие реформ было отмечено значительными результатами в процессе перехода к рыночной экономике. В этих странах осуществлено, немало реформ, разработано множество законов и постановлений и созданы новые элементы инфраструктуры для поддержки и развития предпринимательства, в том числе и малого. Экономические показатели и темпы роста в этих странах существенно различаются. Однако характерной чертой процесса перехода от командно – административной экономике к рыночной экономике являются сохранение высоких темпов инфляции и экономической неопределенности. В большинстве из них признают, что малое предпринимательство выступают движущей силой экономического роста и одним из источников устойчивого развития. Они имеют важнейшее значение для реструктуризации промышленности, торговли и сферы обслуживания. Благодаря созданию новых рабочих мест, население получает доход и, в конечном счете, растет ВВП. Группировка стран с переходной экономикой в соответствии с достигнутыми результатами в предпринимательстве, представлена нами в соответствии с таблицей Д.1 приложения Д.

Анализ таблицы показывает, что в каждой из этих стран имеется своя национальная политика и программа развития малого предпринимательства. Восточная Европа и балтийские государства близки по уровню развития малого предпринимательства, а потому его общая оценка, вкупе с последующим анализом опыта преодоления административных барьеров в этих странах станет логическим шагом в исследовании проблемы преодоления административных барьеров на пути развития малого предпринимательства. Мы проанализируем опыт трех стран – Польша, Латвия и Литва представленной нами в соответствии с таблицей Е.1 приложения Е.

Анализ таблицы показывает, проблема разработки механизма зашита предпринимательских структур от бюрократических и административных барьеров в Латвии не решена. В Латвии не нашло законодательного закрепления создание государственных межведомственных комиссии по преодолению административных барьеров. Законы принимаются без учета возможных последствии для бизнеса, правительственные организации по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса, как и сами хозяйствующие субъекты в Латвии, заинтересованы в поиске конструктивного диалога с государственными чиновниками, главной целью которого было бы разрешение назревших проблем в развитии малого и среднего бизнеса и преодоление административных барьеров.

Сравнивая опыт преодоления административных барьеров в этих странах, можно сделать вывод, что деформализация правил в экономике в Польши и Латвии происходит институциональными методами путем создания на законодательном и исполнительном уровнях контролирующих организаций. В то же время в Литве с административными барьерами борются мерами законодательного характера, деформализуя правила ведения хозяйственной деятельности и снижая, в первую очередь, избыточное налоговое бремя [11].

В России использовались оба метода деформализации правил в экономике: институциональный – через создание контролирующих организаций, исполняющих координационные функции институтов; законодательный – разработка новых правовых нор и правил. Однако, практика последних лет показала неэффективность институциональных методов, и внимание было сосредоточенно на мерах законодательного характера [12].

Известно, что уже существует позитивный опыт сравнения по преодолению административных барьеров в странах с трансформационной экономикой, а также в странах с развитой экономикой. И его изучение позволит получить опыт с целью использования в России.

Области возникновения административных барьеров не зависят от степени «развитости» страны, и как в развитых странах, так и в странах с переходной экономикой, одинаковы.

Конец ознакомительного фрагмента.