Вы здесь

Административные барьеры как институт трансформационной экономики. 1 Методология анализа барьеров в неоклассической и институциональной теории (В. К. Карташева, 2012)

1 Методология анализа барьеров в неоклассической и институциональной теории

1.1 Входные барьеры: их классификация и роль в хозяйственной деятельности субъектов экономики

Ключевые термины и понятия: барьеры входа-выхода в отрасль, рынки со свободным входом, рынки с неэффективными барьерами входа, рынки с эффективными барьерами входа, рынки сблокированным входом, стратегические барьеры, нестратегические барьеры, экономические барьеры, тарифные барьеры, административно-правовые барьеры, лицензирование, сертификация товаров и услуг, санкции за нарушения установленных правил, регистрация предприятий, институт, функции институтов, неформальные институты, барьерный характер регулирования, прямые и косвенные потери, неэффективные формальные институты.

Динамичное развитие рыночных преобразований в экономике и изменение роли и функции государства требуют более пристального внимания к проблеме барьеров для входа хозяйствующих субъектов на рынок. Анализ рынков с точки зрения наличия и степени значимости тех или иных барьеров для входа, позволяет выработать и реализовать наиболее эффективные практические меры по их устранению (снижению), с точки зрения как государства так и хозяйствующих субъектов.

Как показывают исследования, особое место занимают барьеры для входа на товарные рынки, создаваемые органами государственной власти в рамках процесса регулирования экономики (лицензирование, регистрация, налогообложение, регулирование цен, ограничение перемещения товаров, государственная помощь отдельным хозяйствующим субъектам, предоставление эксклюзивных прав).

Уровень монополизации экономики в значительной степени зависит от наличия и высоты барьеров входа-выхода в отрасль.

Под барьерами входа на рынок понимаются любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического характера, препятствующие вступлению новых агентов на данный товарный рынок и ограничивающее их допуска к равной конкуренции с уже действующими там участниками [1].

Исследования проблем входа в отрасль или рынок и выхода из отрасли получили заметное развитие со времен зарождения теории отраслевых рынков как самостоятельной области экономических исследований, и, в первую очередь, связаны с пионерными трудами Дж. Бэйна. С пятидесятых годов XX в., когда вышла в свет его работа, и до сегодняшнего дня проблемы потенциальной конкуренции и условий входа в отрасль являются главными в рамках экономики отраслевых рынков, что, безусловно, породило множество подходов к определению отраслевых входных барьеров.

Барьеры входа могут носить структурный характер, обусловленный такими особенностями данной отрасли и рынка, как технология производства, стартовые и текущие затраты, объем спроса, зрелость и развитость рынка, тип конкуренции, либо определятся поведением хозяйствующих субъектов: включая антиконкурентные действия или соглашения. Важное значение имеют также барьеры входа, связанные с действием таких факторов, как сужение географических границ рынка вследствие роста транспортных издержек, возрастание международной конкуренции в условиях ограниченного спроса. Особое место занимают барьеры входа на рынок, вызванные действиями органов государственной власти на всех уровнях в процессе государственного регулирования экономики. Например, лицензирование, налогообложение, фиксация цен, государственная помощь отдельным субъектам.

Под барьерами выхода с рынка понимаются любые факторы, затрудняющие или делающие невозможным прекращение данным агентом деятельности на рынке без серьёзных экономических потерь.

Барьеры выхода связаны, главным образом, со структурными характеристиками того или иного вида хозяйственной деятельности. Таковыми можно считать как ликвидность активов; возможность диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья; замкнутость и связанность технологических цепочек. Кроме того, существуют и необратимые издержки появляются в результате инвестирования в долгосрочные или специфические активы фирмы либо продукты, например капиталовложения в рекламу и маркетинг.

Мы полагаем, что поскольку барьеры входа и барьеры выхода тесно взаимосвязаны между собой, имеет смысл использовать общий термин для характеристики наличия некоего ограничения свободного движения капитальных и трудовых ресурсов между отраслями в виде «барьеров входа-выхода», или просто «рыночного барьера» [2].

Распространенным показателем выхода фирм с отраслевого рынка является норма выхода. Иногда используется показатель выживания фирм на отраслевом рынке.

Возведение барьеров является одной из форм борьбы за обретение и сохранение конкурентных преимуществ. Как правило, возможность создания входных барьеров обусловлена высокими уровнями капиталоемкости. Входные барьеры удерживают новых конкурентов от попыток утвердиться в отрасли (на рынке). Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением в отрасль (на рынок), настолько высокими, что под угрозу будет поставлена сама окупаемость инвестированных капиталов. Входные барьеры фактически существуют для того, чтобы или повысить вступительный взнос, или увеличить риск для новичков. В большинстве стратегических ситуаций крайне важно суметь идентифицировать соответствующие входные барьеры [3].

Теоретические школы и подходы, определяющие барьеры входа в рамках теории отраслевых рынков дают исчерпывающее представление о непосредственном определении «барьера входа». Важнейшим выводом из анализа структурного определения отраслевых барьеров входа Дж. Бэйна, определения Чикагской школы, нормативного определения, определения с позиций укоренившихся фирм, определения в рамках контрактного подхода и определения с точки зрения преимуществ интернализации является выделение (экстракция) самих барьеров входа.

Нами представлены основные теоретические подходы определяющие понятие барьеры входа – выхода в соответствии с таблицей А.1 приложения А. Таким образом, таблица показывает, что существует множество различных взглядов экономистов определяющие понятие барьеры входа – выхода.

В экономической литературе сложилось два основных подхода к определению понятия отраслевых входных барьеров: с точки зрения теории отраслевых рынков (Industrial Organization) и с позиций стратегического управления (Strategic Management). Целью первого подхода является анализ характеристик отрасли и выявление барьеров входа в которой они уже существуют. Второй подход предполагает оценку существования барьеров с точки зрения стратегических решений компании в рамках политики стратегического управления.

В рамках первого подхода сосуществует сразу несколько концепций входных барьеров:

– во-первых, это структурное определение Дж. Бэйна;

– во-вторых, определение Чикагской школы;

– в-третьих, нормативное определение;

– в-четвертых, определение с позиций укоренившихся фирм;

– в-пятых, определение в рамках контрактного подхода;

– в-шестых, определение с точки зрения преимуществ интернационализации.

По уровню барьеров, устанавливаемых на пути входа новых фирм на рынок, отрасли можно классифицировать следующим образом.

Дж. Бэйн выделял четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа. Его классификация стала общепринятой в теории организации отраслевых рынков:

– рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. На рынках со свободным входом обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек;

– рынки с неэффективными (краткосрочными) барьерами входа: фирмы, действующие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политики получения прибыли в краткосрочном периоде; старые фирмы могут получать положительную экономическую прибыль в краткосрочном периоде за счет краткосрочного недопущения новых фирм на рынок, однако преимущества старых фирм исчезают в долгосрочном периоде;

– рынки с эффективными барьерами входа (замедленным входом): возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли; старые фирмы обладают преимуществами перед новыми фирмами и проводят ценовую политику, которая препятствует проникновению новых фирм на рынок, в результате чего старые фирмы получают положительную прибыль даже в долгосрочном периоде;

– рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долгосрочном периодах.

В случаях, когда барьеры для проникновения могут создаваться законами, постановления особых привилегий и других решений органов власти и управления, снятие таких факторов может позволить и другим хозяйствующим субъектам проникнуть на эти рынки.

Существуют факторы, которые могут повысить барьеры вхождения в рынок, а именно: наличие жесткой вертикальной интеграции, необходимость развитой дистрибьюторской системы, применения передовой технологии, зарекомендовавшие себя фирменные – наименования, также технологические и финансовые ресурсы и др.

Вход на рынок считается возможным, если он выгоден при ценах, которые предположительно будут действовать на рынке в соответствующий период времени, а их уровень будет гарантирован объемами поставок товара участниками рынка.

Вход на рынок считается достаточным, если он осуществляется в масштабах, обеспечивающих сохранение и развитие конкурентных отношений между участниками рынка.

Мы считаем необходимым обратить внимание на классификацию категории «расходы на вхождение в рынок». Расходы на вхождение в рынок – это любые затраты, которые должны нести хозяйствующие субъекты, входящие в рынок, но которые не осуществляют уже действующие на рынке хозяйствующие субъекты.

Основные виды расходов на вхождение на рынок:

– затраты на реализацию отдельных положений правительственных постановлений по вхождению в рынок, которые могут быть слишком дорогими и длительными по времени (например, затраты на приобретение лицензий для осуществления определенных видов деятельности и т. п.);

– расходы на производство и продажу соответствующего товара (финансовые и материальные затраты, которые могут понести хозяйствующие субъекты, пытающиеся войти на рассматриваемый рынок, связанные, в частности, с приобретением необходимого оборудования или переналадкой действующего, арендой или приобретением зданий, сооружений, транспортные расходы на реализацию, условия кредитования и т. п.);

– расходы на переключение потенциальных покупателей от покупок у действующего на данном рынке хозяйствующего субъекта к покупкам у хозяйствующего субъекта, входящего на рынок (например, рекламные расходы);

– расходы на преодоление важности «репутации» для высококачественных товаров [4].

Принято различать два вида барьеров: с точки зрения длительности временного интервала – стратегические, т.е. формируемые в результате поведения фирм; с точки зрения функционирования фирмы – структурные, или нестратегические, те, которые по большей части не поддаются воздействию со стороны хозяйствующего субъекта. Нестратегические барьеры, связанные с фундаментальными условиями функционирования отрасли, факторами объективного характера, в большинстве случаев не зависят от поведения фирмы. К нестратегическим могут быть отнесены три группы барьеров: социально-экономические, административные или правительственные и гражданские. Нами представлена классификация видов барьеров в соответствии с таблицей Б.1 приложения Б.

Анализ таблицы показывает, что существует два вида барьеров входа – выхода: нестратегические и стратегические.

Входной барьер на рынок можно рассматривать шире, чем разного рода препятствия участию в актах купли-продажи. Поскольку рынок можно определить как процесс свободной купли-продажи, то в идеальной модели рынка экономические барьеры отсутствуют. Каждый покупатель, равно как и продавец, свободно участвует в рыночной деятельности. Однако на практике деятельность государства в качестве фактора формирования конкурентной среды приводит к образованию и функционированию экономических барьеров.

На уровне рыночных отношений между странами практика ис-пользования входных барьеров наиболее наглядна. Государство, покровительствуя своему национальному рынку и своих предприятиям, воссоздает экономические барьеры, препятствующие, проникновению на рынок «не своим» предприятий.

К экономическим входным барьерам относятся тарифные барьеры, в тех случаях когда государство устанавливает высокие ставки таможенных пошлин на импортируемые товары. К экономическим входным барьерам относится также введение антидемпинговых и компенсационных пошлин. Экономические барьеры вхождения на рынок возникают также вследствие монополизации производства. В этом случае монополисты, заключая соглашения друг с другом, имеют возможность с помощью ценовой дискриминации (например, их снижения) и других экономических методов создавать экономические барьеры для вхождения на рынок.

Кроме экономических входных барьеров, принято выделять административноправовые барьеры вхождения на рынок.

Административно-правовые барьеры вхождения на рынок создаются государством также с целью ограничения импорта. К ним относятся лицензирование, требования соответствия импортируемых товаров национальным техническим экологическим и санитарным стандартам и нормам и прочие административные процедуры. Более подробный анализ изучения административных барьеров будет проведен в следующем параграфе.

Таким образом, рассмотрев природу входных барьеров, можно привести два наиболее емких, на наш взгляд, определения:

– входные барьеры – это факторы, препятствующие проникновению конкурентов на определенный рынок;

– входные барьеры можно определить, и как любое препятствие для новой фирмы на равных конкурировать с уже существующими компаниями.

Как показывают многочисленные эмпирические исследования, в целом существует устойчивая зависимость между уровнями входных и выходных барьеров. Однако она тем значительнее, чем ниже эти барьеры, и наоборот: в отраслях, где последние высоки, наблюдаются низкие показатели норм и входа, и выхода фирм на рынок.

Формирование стратегических барьеров входа фирм на рынок – прерогатива активных фирм, имеющих рыночную власть. Однако в результате выигрывают все функционирующие на рынке фирмы, вне зависимости от того, участвовали ли они в инвестировании создания стратегических барьеров входа или нет. В результате может возникнуть проблема «безбилетника», состоящая в стремлении каждой действующей фирмы сократить свои инвестиции в надежде на то, что другие этого делать не будут, соответственно в том, что по истечении какого-то времени ослабление инвестиционного потока в формировании стратегического барьера приведет к снижению его уровня.

Таким образом, стратегические барьеры входа на отраслевой рынок есть проявление экономической власти активных фирм, способных «экспортировать» внутрифирменные властные отношения за свои пределы; они являются инструментом воздействия этих фирм на структуру рынка и на степень концентрации на нем продавцов, поведение как действующих фирм, так и потенциальных конкурентов.

Усиление рыночной власти активных фирм расширяет возможности альтернативного механизма использования ресурсов в виде фирм или их частей. Наряду с ресурсами, товарами и услугами на отраслевом рынке обращаются сами фирмы. Операциями же рынка являются фирменные (корпоративные) слияния (поглощения).

Встает острая проблема анализа и устранения административных барьеров. Она обусловлена следующими обстоятельствами. С одной стороны, административные барьеры оказывают все большее негативное влияние на предпринимательскую деятельность, что подтверждается данными социологических опросов и исследований, проводившихся как в России, так и за рубежом, в частности в странах ЕС. Анализ показывает, что хозяйственные субъекты, и особенно малые предприятия, вынуждены нести все возрастающие финансовые и трудовые издержки, связанные с выполнением обязательных административных правил и процедур.

С другой стороны, снижение или даже устранение административных барьеров представляет собой более легкую и менее затратную задачу для государства, нежели преодоление иных категорий барьеров для входа на рынок (в частности, структурных). Для решения этой проблемы требуется политическая воля, разумная и целостная государственная политика, направленная на упрощение, унификацию и кодификацию законодательства, обеспечение его стабильности, повышение уровня информированности предпринимателей о действующих правовых актах и вносимых в них изменениях.

Органы региональной исполнительной власти и местного самоуправления далеко не всегда могут найти адекватные переходной экономике формы взаимоотношений с хозяйствующими субъектами. Зачастую они принимают подзаконные акты, касающиеся вопросов лицензирования и квотирования, усложняют порядок регистрации предприятий, чинят препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и служебных помещений и т. п. Подобные административные барьеры, являющиеся предметом рассмотрения в данной главе, способны существенно ограничить развитие предпринимательской деятельности.

Формирование эффективной конкурентной среды способствует экономическому росту, но тем не менее на различных уровнях административного, управления генерируются нормы, правила и другие внерыночные меры, ограничивающие конкуренцию как на общенациональном, так и на локальных рынках. Условия конкуренции создают барьеры вхождения на рынок, заставляют экономических агентов работать по определенным правилам, соответствующим специфике рынка. Помимо рыночных барьеров в экономике существуют и административные барьеры. Административные барьеры – удел не только развивающихся экономик и переходных обществ, они в той или иной степени имеются и в экономически развитых экономик. Логика исследования предполагает определение природы (сущности) административных барьеров как института в трансформационной экономики. Их содержание мы исследуем в следующем параграфе нашей работы.

1.2 Административные барьеры как институт трансформационной экономики: экономическое содержание, классификация и причины их устойчивого воспроизводства

Нестратегические барьеры, как свидетельствует, история формировались с момента возникновения государственных органов. Наиболее распространенными являются административные, или правительственные, барьеры входа-выхода фирм на рынок.

Административно-правовые барьеры вхождения на рынок создаются государством также с целью ограничения импорта. К ним относятся лицензирование, требования соответствия импортируемых товаров национальным техническим экологическим и санитарным стандартам и нормам и прочие административные процедуры. Такие барьеры могут иметь место и внутри страны, когда органы власти разрабатывают чрезвычайно сложные процедуры вхождения на рынок для предпринимателей. Это не только тормозит вхождение на рынок, но и приводит к другим негативным последствиям, провоцирует например, коррупцию.

Социально-психологические аспекты барьера вхождения на рынок возникают тогда, когда население в силу социально-экономических отношений, исторических традиций, менталитета, структуры производства, специфики предшествующих рыночным, не подготовлено к новым рыночным отношениям. Это характерно, например, для России, в которой свободное доведение товаров до потребителя (а не через государственный механизм) в условиях советской системы считалось спекуляцией, и было уголовно наказуемо. Это привело к тому, что рынок стал во многом полем деятельности для теневой экономики, а не для законопослушного населения, для которого свободный рынок ассоциировался со «спекуляцией». Наличие «внутреннего запрета» к активной рыночной деятельности явилось объективным препятствием для вхождения России в цивилизованную рыночную экономику.

В России введение в деловой и правовой оборот термина «административные барьеры» произошло на рубеже 1995-1998 годов. В тот период в нашей стране преимущественно говорили и писали о проблемах развития малого предпринимательства: правовых, экономических, политических. Непосредственно об административных барьерах заговорили в последние несколько лет.

Подходы к понятию административные барьеры представлены нами в соответствии с таблицей В.1 Приложения В. Во всех определениях присутствуют элементы: «трудности (проблемы)», «правила», «платежи». Но именно последние два элемента делают возможным исследование административных барьеров как «институтов», поскольку в таком качестве, они содержат правила и санкции. Поскольку многие авторы считают институтами особого рода [5].

Тщательное изучение существующих проблем, барьеров встречающихся в развитии предпринимательства, свидетельствует о том, что они могут быть созданы предумышленно и непредумышленно. При этом создатели административных барьеров преследуют следующие цели:

– получение ренты;

– лоббирование интересов определенного круга лиц;

– уменьшение уровня риска;

– покрытие материальных и нематериальных расходов.

В первых двух случаях происходят целенаправленные действия, связанные со злоупотреблением и превышением своих полномочий на различных стадиях экономической деятельности. Между государственными органами управления и предпринимательскими структурами присутствует низкий уровень доверия. Вот поэтому в третьем случае для предотвращения «риска потерь» эти органы вводят многоступенчатую стадию сбора согласовательных и разрешительных документов на определенную деятельность и получение кредита.

К тому же представители государственных органов управления, ограниченные в финансовых возможностях, считают оправданным покрытие материальных и временных расходов на оформление и подписание справок и других документов, поэтому в четвертом случае они устанавливают плату и сборы.

Главная функция институтов – экономия трансакционных издержек. К сожалению, административные барьеры выполняют обратную функцию, то есть вызывают рост трансакционных издержек. На наш взгляд, данное обстоятельство оправдывает специфику административных барьеров как особых институтов.С другой стороны, всякое правило может быть рассмотрено в качестве барьера, так как ставит ограничительные рамки деятельности. С позиции предпринимателей, большая часть правил может быть воспринята как барьеры, потому что они препятствуют быстрому росту и максимизации прибыли. С позиции государства, все создаваемые правила призваны упорядочить деятельность государственных и предпринимательских структур и защитить внутренний рынок. Однако обе стороны понимают, что существуют некоторые правила, которые действительно являются барьерами.

Предумышленно созданные административные барьеры выражаются в утверждении формальных институтов, не облегчающих процесс обмена, а, наоборот, осложняющих их. По этому поводу П. Крючкова пишет: «…административные барьеры можно рассматривать как формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки, от введения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды от введения с учетом эффекта дохода».

На наш взгляд, некоторые административные барьеры можно рассматривать в качестве неформальных институтов, создающих в рамках формальных институтов. Например, для получения доступа к некоторым ресурсам, помимо выполнения всех формальных правил, необходимо иметь связи с конкретными людьми, прийти с ними к определенному соглашению. Только выполнение известного алгоритма действий дает предпринимателю гарантии получения необходимых ресурсов. На наш взгляд, их появление, прежде всего, связано с ментальностью нашего общества. Не всегда экономические агенты уверены в том, что достаточно выполнения формальных правил для получения необходимых ресурсов [6].

Общие причины возникновения и существования административных барьеров:

– недостаточно четкое определение сферы государственного регулирования, включая распределение компетенции органов исполнительной власти в сфере регулирования сферы малого предпринимательства;

– практика избыточного вмешательства государства дела бизнеса (в хозяйственную деятельность) и одновременно его недостаточная роль в обеспечении базовых рыночных условий – защиты прав собственности и создании равных условий конкуренции;

– избыточность органов исполнительной власти и недостаточная согласованность их действий в сфере контроля финансово-экономической и иной деятельностью субъектов предпринимательства;

– противоречия в действующем законодательстве Российской Федерации, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления;

– недостаток профессиональных знаний о всех тонкостях законодательной, хозяйственной деятельности и административных правил контроля у субъектов малого предпринимательства.

Ситуации, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, представлены нами в таблице 1 [7]. Опираясь на таблицу приведите примеры из хозяйственной практики РФ и других стран иллюстрирующие ситуации возникновения административных барьеров?


Таблица 1 – Ситуации возникновения административных барьеров


Из таблицы мы видим, что существуют ситуации возникновения административных барьеров и разнообразные формы их проявления.

Подобный «барьерный» характер регулирования имеет ряд существенных негативных последствий. Во-первых, он ведет к серьезным экономическим потерям общества. Они могут быть как прямыми, выражающимся в росте цен, так и косвенным, обусловленными к недопроизводству BBП из-за неэффективного использования ресурсов, Во-вторых, он не устраняет проблем, ради решения которых барьеры и создаются, пpи этом затрудняет использование иных, более эффективных методов и обеспечивает благоприятную почву для рентоориентированного поведения бюрократического аппарата. В-третьих, «барьерный» характер экономики государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в «барьерный» бизнес.

Экономические потери общества от установления административных барьеров ведения хозяйственной деятельности складываются из двух составных частей:

– прямые потери – трансакционных издержек (плата за право пользования ресурсами, вызванная необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен .

– косвенные потери – падения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости (наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок прежде всего для малого и среднего бизнеса, что ведет к снижению уровня конкуренции и соответственно общей эффективности экономики) [8].

В то же время необходимо отметить, что основным объектом исследования и политических рекомендаций являются неэффективные административные барьеры, социальные издержки от введения которых выше социальных выгод). Именно они служат главным объектом политики дебюрократизации.

Представляется целесообразным привести классификацию административных барьеров, присутствующих в разных сферах экономической деятельности:

– барьеры входа предприятий на рынок – лицензирование, разрешение, регистрация, согласование проектной документации;

– барьеры связанные с допуском товаров на рынок – сертификация, индентификация, маркирование;

– барьеры, связанные с текущей деятельностью – инспекции, контроль и надзор, включая лицензированный надзор, делопроизводство, документооборот, соблюдение многочисленных форм обязательной отчетности. Классификация административных барьеров нами представлена в соответствии с рисунком Г.1 приложения Г.

Из рисунка видно, что существует целая классификация видов административных барьеров.

Поскольку преодоление административных барьеров требует значительных дополнительных расходов предпринимателей и потребителей, интересной представляется оценка величины и уровня прямых и косвенных экономических потерь от их существования. Количественная оценка прямых потерь включает стоимостные – официальные выплаты и взятки, а также и временные затраты предпринимателя на преодоление барьеров. При этом подобные разнородные данные могут быть сведены к единым стоимостным измерителям: при сопоставлении ожидаемых потерь времени с «запрашиваемой» величиной поборов предприниматели обычно выбирали взятки. Об этом более подробно будет рассмотрено нами во второй главе.

Исследование, проделанное нами позволяет нам классифицировать административные барьеры по ряду критериев. Данная классификация представлена нами в таблице 2 [25]. Прокомментируйте критерий классификации административных барьеров: «Рентное отношение государства к институту предпринимательства». В каких формах это проявляется?


Таблица 2 – Критерии классификации административных барьеров




Анализ таблицы показывает, что существуют различные критерии классификации административных барьеров и формы их проявлений.

Существование системы административных барьеров приводит не только к росту прямых затрат предпринимателей, связанных с прохождением входных процедур в связи с открытием бизнеса, но и способствует опережающему росту издержек, обусловленных текущим контролем различными уполномоченными ведомствами, данные обстоятельства существенно замораживают потенциал роста российской экономики на 5 – 7 % в год. Большое значение приобретает объективная направленность измерения эффективности трансакции. Она измеряемая путем определения издержек, которые несет экономический субъект при совершении трансакции и прибылью, которую он получит в результате.

Согласно мнению ряда ученых, административные барьеры как способ регулирования хозяйственной деятельности возникли в ответ на товарную интервенцию начала 90 г. XX в.

Административные барьеры отрицательно сказываются на формировании рыночных отношений в масштабах страны, что проявляется в следующем:

– усиливается регионализация местных рынков и укрепляется локальный монополизм товаропроизводителей;

– ограничивается самостоятельность хозяйствующих субъектов, ущемляется свобода экономической деятельности;

– возникают препятствия для межрегионального перетока товаров, услуг, финансовых средств;

– снижаются общие объемы производства при росте цен в результате введения дополнительных налогов, запретов или квот на продажу продукции;

– усложняются начальные условия для создания новых предпринимательских структур [9].

Появление административных барьеров имеет несколько причин, причем каждая создает отдельное препятствие для хозяйственной деятельности:

– «некачественное» законодательство: законодательству не хватает прозрачности, кроме того его, сложно исполнять. Несмотря на то, что все услуги государственных органов обходятся достаточно дешево, следование официальным путем для их получения оборачивается огромной потерей времени. Временные затраты или взятки, позволяющие избежать их, либо и то и другое превращаются в значительные препятствия и являются административными барьерами. По сути, взяткой становится и то, что, например, некая структура берется быстро провести регистрацию начинающего предприятия, но за определенную плату. Кроме того, существуют несоответствия между федеральными, региональными и местными законами и нормативными актами: не действует принцип субсидиарности, что создает массу противоречий интересов субъектов экономики, которые можно разрешить либо с помощью дорогостоящего юриста, либо путем дачи взятки ответственному чиновнику;

– слишком большое число проверок, проводимых без предупреждения слишком большим количеством контролирующих органов. Нередко у предпринимателей и государственных служащих слишком неравные права и обязанности, что приводит к несправедливым и неоправданным санкциям в случае выявления нарушений.

К числу наиболее существенных административных барьеров федерального уровня можно отнести следующие:

– несогласованность законов, пробелы в законодательстве и общая нестабильность законодательной базы. Неравный подход к налогоплательщикам, включая специальные соглашения с крупнейшими налогоплательщиками, специальные схемы платежей, списание задолженностей и договоренности о реструктуризации задолженностей по налогам. Предоставление налоговых, таможенных и прочих льгот отдельным категориям хозяйственных структур или отдельным предприятиям на договорной основе. Чрезмерное количество контролирующих организаций;

– отсутствие конкуренции при размещении госзаказов, установление льготных цен при закупках у определенных категорий поставщиков, нарушение договорных обязательств. Вмешательство в процесс управления хозяйственными структурами;

– ограничения на продажу (покупку, обмен и т. п.) товаров, услуг или ресурсов одного регионального образования в другом и другие [10].

Таким образом, можно отметить, что наличие административных барьеров как институтов связано с существованием экономической власти. Именно она позволяет представителям органов исполнительной власти разрабатывать новые правила или дополнять уже существующие в целях их совершенствования, злоупотребления интереса определенного круга лиц. Экономическая власть, позволяющая производить неэффективные, но рентообразующие формальные правила, усиливается отсутствием ответственности за производство таких норм.

В результате административные барьеры проявляются двояким образом в виде: неэффективных формальных институтов и неформальных институтов, действующих вокруг формального института. По своему экономическому содержанию административные барьеры, ограничивающие поведение и хозяйстенную инициативу предпринимательства, представляют собой совокупность институтов, формальных и неформальных правил и норм организации и осуществления предпринимательской деятельности, а также механизм принуждения к исполнению этих правил, предусматривающий применение стимулирующих санкции.

Преодоление административных барьеров требует значительных дополнительных расходов предпринимателей и потребителей, небезынтересной представляется оценка величины и уровня прямых и косвенных экономических потерь от их существования. Количественная оценка прямых потерь включает стоимостные – официальные выплаты и взятки, а также и временные затраты предпринимателя на преодоление барьеров. При этом подобные разнородные данные могут быть сведены к единым стоимостным измерителям: при сопоставлении ожидаемых потерь времени с «запрашиваемой» величиной поборов предприниматели обычно выбирали взятки.

На наш взгляд, административные барьеры можно рассматривать в качестве неформальных институтов, создающих в рамках формальных институтов. Например, для получения доступа к некоторым ресурсам, помимо выполнения всех формальных правил, необходимо иметь связи с конкретными людьми, прийти с ними к определенному соглашению. Только выполнение известного алгоритма действий дает гарантии предпринимателю получить необходимый ресурс. На наш взгляд, их появление, прежде всего, связано с ментальностью нашего общества. Не всегда экономические агенты уверены в том, что достаточно выполнения формальных правил для получения необходимых ресурсов.

Общими причинами возникновения и существования административных барьеров, можно считать: недостаточно четкое определение сферы государственного регулирования, включая распределение компетенции органов исполнительной власти в сфере регулирования сферы малого предпринимательства, практика избыточного вмешательства государства дела бизнеса (в хозяйственную деятельность) и одновременно его недостаточная роль в обеспечении базовых рыночных условий – защиты прав собственности и создании равных условий конкуренции, избыточность органов исполнительной власти и недостаточная согласованность их действий в сфере контроля финансово-экономической и иной деятельностью субъектов предпринимательства, противоречия в действующем законодательстве Российской Федерации, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления и т. д.

Исследование показало, что для современной экономики характерно существование таких препятствий для развития, которых принято называть административными барьерами. Хотя, административные барьеры нужны, они могут играть и играют положительную роль в экономике, но мы анализируем негативные влияния административных барьеров на хозяйственное развитие. Проделанный анализ позволяет дать сравнительную характеристику административных барьеров в развитых странах и России для того, чтобы использовать опыт их преодоления. Этому будет посвящена вторая часть нашей работы.

Вопросы для обсуждения

1 Что такое "барьеры-входа" на рынок?

2 Приведите примеры таких барьеров, создаваемых органами государственной власти в процессе регулирования экономики?

3 Дайте характеристику показателей выхода фирм с отраслевого рынка?

4 Как взаимосвязаны возможности создания входных барьеров с уровнем капиталоемкости?

5 Сравните два основных теоретических подхода к определению понятия "отраслевые входные барьеры". Сопоставьте их целевые установки?

6 Какова взаимосвязь между барьерами входа и выхода с рынка?

7 С какой целью государство создает барьеры вхождения на рынок?

8 Приведите характерные черты предумышленно и непредумышленно созданных барьеров? Приведите примеры из практики РФ и других стран?

9 Как вы понимаете такую цель создателей административных барьеров как "получение ренты".

10 Как вы понимаете "барьерный бизнес чиновников"

11 Приведите примеры прямых и косвенных потерь общества из-за установления административных барьеров?

12 Прокомментируйте критерий классификации административных барьеров: "Рентное отношение государства к институту предпринимательства". В каких формах это проявляется?

13 Попытайтесь логически обосновать взаимосвязь процесса товарной интервенции в РФ начала 90-х г. 20в. и возникновения административных барьеров?

14 К числу отрицательных последствий влияния административных барьеров в масштабе страны относится следующие усложнения начальных условий для создания новых предпринимательских структур? Приведите примеры.

15 Каким образом, на ваш взгляд, можно устранить "пробелы в законодательстве" о которых идет речь. что делается для этого?

16 Из каких элементов складывается количественная оценка прямых потерь предпринимателей, связанных с преодолением барьеров?