Вы здесь

Административно-правовое регулирование организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в Российской Федерации. Глава 1.. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как органы государственного управления (Д. В. Деменчук,...

Глава 1.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как органы государственного управления

§ 1.1. История становления и развития административно-правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации

Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних является важной государственной функцией, одним из направлений социальной политики современного демократического правового государства. Соблюдение и защита прав детей предполагают создание системы соответствующих органов.

В разные исторические периоды проблема борьбы с преступностью несовершеннолетних решалась по- разному. В дореволюционной России несовершеннолетние правонарушители отбывали наказание в тюрьмах, арестных домах, колониях, приютах совместно со взрослыми преступниками. Отсутствие действенной системы воспитания и исправления несовершеннолетних порождало неуверенность в целесообразности существования детских исправительных заведений7.

Одним из тяжких последствий Октябрьской революции 1917 года, Первой мировой войны, Гражданской войны стала беспризорность и безнадзорность подрастающего поколения. Многие из детей и подростков пополняли ряды преступников. Для искоренения этого явления были необходимы совместные усилия общественности и государства8.

«Детская беспризорность, часто выявляющаяся в самых уродливых, ужасающих формах – как детская преступность, проституция, – угрожает подрастающему поколению самыми тяжелыми последствиями и заставляет бить тревогу»9. Об увеличивающейся криминальной активности среди несовершеннолетних свидетельствуют материалы I Всероссийского съезда деятелей по борьбе с детской дефективностью: по сравнению с 1916 годом детская преступность в 1920 году возросла почти на 39%10.

Первым нормативным актом, заложившим фундамент системы профилактики преступности несовершеннолетних, становится Декрет СНК от 14 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних»11.

Законодатель по-новому взглянул на проблему несовершеннолетних преступников: во-первых, упразднялись суды и тюремное заключение для несовершеннолетних12; во-вторых, все дела о несовершеннолетних, находящиеся ко времени принятия Декрета СНК 1918 года в производстве каких-либо судов, а также закончившиеся осуждением несовершеннолетнего, подлежали пересмотру созданными Комиссиями13.

Комиссии, согласно Декрету СНК 1918 года, находились в исключительном ведении Народного Комиссариата Общественного Призрения в составе представителей народных комиссариатов государственного призрения, просвещения и юстиции в количестве не менее трех человек, при этом один из них должен был быть врачом14. К ведению Комиссий относились дела о несовершеннолетних, не достигших возраста 17 лет, совершивших общественно опасные деяния15.

Комиссии являлись первыми в мире учреждениями такого рода, в России они были сначала организованы в Петрограде, Москве, Нижнем Новгороде, Свердловске и других крупных центрах.

В первой половине двадцатых годов двадцатого века Комиссии стали быстро развиваться: появились новые Комиссии не только в крупных городах и округах, но в районах и волостях. Так, в 1925 году в РСФСР существовала 251 Комиссия, в 1926 году их было уже 311, в 1927 году – 350, а в 1928 году их насчитывалось 50016.

25 января 1918 года был создан Отдел призрения несовершеннолетних17, при Народном Комиссариате Государственного Призрения для организации дела призрения за несовершеннолетними, обвиняемыми в деяниях общественно-опасного характера18.

Постановлением Народного Комиссариата Государственного Призрения РСФСР19 от 26 января 1918 года была создана Коллегия призрения несовершеннолетних – особый орган, в ведение которого поступали все приюты и учреждения призрения несовершеннолетних20. Таким образом, был сформирован аппарат управления по охране детства в центре и на местах. Содержание всех детских учреждений производилось за счет государства21, при этом контроль за деятельностью учреждений на местах возлагался на местные (районные) и уездные Советы Рабочих и Солдатских Депутатов по Отделу призрения22. К охране детства были также привлечены представители Совета Депутатов и пролетарских организаций23.

В самом начале становления и законотворческой деятельности нового государства советская власть провозгласила принцип, согласно которому подростка, вступившего на путь правонарушений, можно исправить не столько карательными, сколько воспитательными мерами24, таким образом, государство приняло на себя обязанность «сберечь в опасное переходное время подрастающее поколение»25.

В этом смысле советская система борьбы с преступностью несовершеннолетних имеет преемственность с узаконениями царской России26. Судебная система в период правления Александра II подверглась значительному изменению, в частности, изменения коснулись правового статуса несовершеннолетних. О зарождении либеральной системы противодействия антиобщественному поведению подростков свидетельствует нормативный акт 1866 года «Об исправительных приютах». В нем было зафиксировано, что выпущенные из приюта несовершеннолетние должны были находиться под его патронатом в течение определенного срока, им должно было также оказываться возможное содействие в устройстве их будущности27.

В изменение и развитие Декрета СНК 1918 года был принят Декрет СНК РСФСР от 4 марта 1920 года «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях»28. Данный нормативный акт предусматривал, что к ведению Комиссий относятся дела о несовершеннолетних, не достигших возраста 18 лет, совершивших общественно опасные деяния29. Декрет СНК 1920 года разграничивал преступность лиц до 18 лет на: преступления, совершенные «без разумения», и преступления, совершенные «с разумением». В первом случае к несовершеннолетним применялись лишь воспитательные меры воздействия; во втором в отношении несовершеннолетних, в возрасте от 14 до 18 лет при невозможности применения мер медико-педагогического воздействия дело передавалось в народный суд30. Несовершеннолетние должны были содержаться отдельно от взрослых, обязанность по организации таких учреждений возлагалась на Народный комиссариат юстиции31.

Изменилась и ведомственная принадлежность Комиссий – они образовывались при Народном комиссариате просвещения и его губернских и уездных органах. В состав Комиссий в обязательном порядке должны были входить представители народных комиссариатов Просвещения и Здравоохранения (врач-психиатр), Народного Суда32. Народными комиссариатами Просвещения, Здравоохранения и Юстиции предписывалось разработать подробную инструкцию по организации работы Комиссии и воспитательных учреждений33.

В июле этого же года была разработана Инструкция Комиссиям34. Необходимость ее принятия была обусловлена требованиями дальнейшего развития положений Декрета 1920 года, отсутствием правового регулирования в части медико-педагогических мер, применяемых Комиссиями, и разграничением компетенцией Комиссий и судов.

Согласно Инструкции 1920 года, Комиссии организуются губернскими уездными Отделами народного образования защиты детей или при подотделах охраны детства35. В состав Комиссии включаются представитель Отдела народного образования (педагог, он же председательствующий), врач и народный судья36. Должность председательствующего, судя по всему, является следствием ведомственной передачи Комиссий в Народный Комиссариат Просвещения. Члены Комиссии выполняют свои обязанности на возмездной основе, кроме народных судей, получающих вознаграждение согласно сметам Народного комиссариата юстиции37.

Распоряжения и постановления Комиссий в период рассмотрения дела, а также в период нахождения несовершеннолетнего под присмотром воспитателя имели обязательный характер для всех вплоть до уголовного преследования38.

Инструкция 1920 года существенно расширила компетенцию Комиссий, от органов, призванных противодействовать преступной деятельности несовершеннолетних, полномочия Комиссий дополнились охраной прав несовершеннолетних. Немедленной передачи Комиссиями в Народный Суд подлежали дела лиц (взрослых), совершивших следующие деяния в отношении несовершеннолетних:

1) подстрекательство и склонение несовершеннолетних и малолетних к совершению общественно опасных деяний;

2) соучастие с ними в преступлении или за попустительство такового;

3) склонение несовершеннолетних и малолетних к проституции и половым извращениям, за сводничество и т.п.;

4) эксплуатация труда несовершеннолетних и малолетних;

5) жестокое обращение с несовершеннолетними и малолетними39.

Инструкцией 1920 года был определен перечень мер воздействия, применяемых Комиссиями к несовершеннолетним правонарушителям. Так, систему мер медико-педагогического характера составили следующие меры.

Во-первых, это меры, которые по своему характеру можно отнести к однократным: беседа, разъяснение, замечание воспитателя. Целью таких мер являлось разъяснение несовершеннолетнему его противоправного и недопустимого поведения. Во-вторых, меры, направленные на социализацию, устройство подростка, надзор за его поведением: оставление на свободе под присмотром родителей, родственников и обследователей, определение на ту или иную работу, помещение в школу. В-третьих, специальные меры, обеспеченные принудительной силой государства: помещение в детский дом, лечебно- воспитательную колонию и учреждение, изоляционные отделения психиатрических больниц. В-четвертых, при рецидивах побегов из детских домов, при явной опасности несовершеннолетнего для окружающих предполагалась передача подростка, достигшего возраста 14 лет, вместе с делом в народный суд40.

Согласно Инструкции 1920 года, несовершеннолетние, задержанные за совершение действий, не имеющих общественно-опасного характера, не направлялись в Комиссии для разбора дела41.

По-видимому, следует согласиться с мнением Е. Ю. Корчагиной, что по содержанию своей деятельности Комиссии являлись квазисудебными органами, рассматривающими дела в отношении несовершеннолетних, совершивших преимущественно общественно опасные деяния42.

Беспризорность несовершеннолетних к концу 20-х годов резко сокращается, была поставлена задача ее полного устранения. Однако в масштабах всей страны ликвидировать ее не получилось43.

Декрет СНК РСФСР от 26 марта 1926 года «О местных комиссиях по делам о несовершеннолетних»44 заложил правовую основу для создания местных Комиссий, которые учреждались в городских поселениях постановлениями соответствующих исполнительных комитетов по представлению подлежащего отдела народного образования45. Окружные и уездные Комиссии находились в ведении соответствующих отделов народного образования, контроль за их деятельностью осуществлялся губернскими, областными или краевыми Комиссиями46. Комиссии автономных республик были подведомственны народным комиссарам соответствующих республик, при этом все Комиссии, учреждаемые на территории РСФСР, находились в ведении Народного Комиссариата Просвещения РСФСР и Центральной Комиссии по делам о несовершеннолетних, учрежденной Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 мая 1925 года47.

Целью создания Центральной Комиссии было согласование деятельности ведомств, осуществляющих профилактику правонарушений несовершеннолетних; она представляла собой высший орган, направляющий, контролирующий и надзирающий за деятельностью местных Комиссий48. Центральная Комиссия представляла собой коллегиальный орган, в который входили представители от комиссариатов просвещения, внутренних дел, здравоохранения и юстиции49. Члены Центральной Комиссии получали вознаграждение каждый по сметам своего ведомства. В состав Центральной Комиссии также входили консультант-докладчик и секретарь; техническая работа выполнялась аппаратом Главного Управления социального воспитания Народного Комиссариата Просвещения.

В компетенцию Центральной Комиссии входило:

а) установление правильного и единообразного применения законов, касающихся борьбы с правонарушениями несовершеннолетних;

б) выработка и осуществление через соответствующие органы мероприятий, направленных на борьбу с правонарушениями несовершеннолетних;

в) руководство деятельностью местных Комиссий, наблюдение за правильным их функционированием и учет их работы;

г) дача разъяснений по возникающим у местных Комиссий вопросам, связанным с применением декретов и инструкций, касающихся несовершеннолетних правонарушителей;

д) рассмотрение в порядке надзора дел, разрешенных местными Комиссиями, за исключением дел, переданных судебным органам50.

Деятельность Комиссий в рассматриваемый период, наряду с осуществлением ими юрисдикционных полномочий, была направлена на изучение условий жизни и воспитания правонарушителей, принятие неотложных мер до рассмотрения дела, систематизацию отчетности о привлечении несовершеннолетнего к ответственности. Таким образом, Комиссиями был накоплен ценный опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями51.

В развитие законодательства о Комиссиях в 1931 году было принято Постановление СНК РСФСР «Об утверждении Положения о комиссиях по делам о несовершеннолетних»52. Этим постановлением были отменены Декрет об утверждении положения о ЦК и Декрет СНК 1926 года.

Основная задача Комиссий по делам о несовершеннолетних, в соответствии с Положением 1931 года, заключалась в «проведении на местах работы по охране прав и интересов несовершеннолетних, по предупреждению и борьбе с безнадзорностью, правонарушениями и беспризорностью несовершеннолетних, в первую очередь, путем осуществления мер медико- педагогического характера»53.

В Положении 1931 года закреплялась территориальная система организации Комиссий: Комиссии образовывались в краях (областях), городах и районах. Существовали также областные Комиссии автономных областей54.

Был расширен состав Комиссий, помимо врача, педагога и народного судьи, в него вошли воспитатель- обследователь, представитель местного комитета ВЛКСМ, представитель местной организации Общества «Друг детей» и представитель городского или районного совета профсоюзов. Расширение состава Комиссий обосновывалось необходимостью привлечения общественности на борьбу с правонарушениями несовершеннолетних55. Такой подход нашел свое отражение и в законодательной практике. О необходимости системного подхода к борьбе с детской беспризорностью, к привлечению достаточного внимания советской общественности как в центре, так и на местах, было заявлено в Постановлении Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР в 1926 году56.

В этом документе предусматривался комплекс мер в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, и нуждающихся в охране, временной или частичной помощи: назначение опеки и попечительства со стороны родственников или государства, помещение в специализированные учреждения, оказание материальной и иной помощи, трудовое перевоспитание, включая обучение профессии в школе и техникуме57.

Этим целям отвечала компетенция городских и районных Комиссий, в частности, они могли привлекать к своей работе на общественных началах лиц, имеющих педагогическую подготовку и общественный стаж58.

Предполагалось, что свою работу по предупреждению и борьбе с д етской беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних путем оказания педагогической, правовой, врачебной и материальной помощи несовершеннолетним городские и районные Комиссии должны осуществлять через органы народного образования, здравоохранения и другие соответствующие учреждения и организации59.

Контроль за деятельностью городских и районных Комиссий осуществляли краевые (областные) Комиссии, в компетенцию которых также входили вопросы правильного применения нормативных актов в отношении несовершеннолетних, выработки проектов мероприятий по вопросам предупреждения совершаемых правонарушений, рассмотрение в порядке надзора дел, разрешенных городскими и районными Комиссиями60.

Принимаемые городскими и районными Комиссиями постановления были окончательными, однако при выявлении новых обстоятельств дела могли быть направлены на новое рассмотрение. Правом опротестовать вынесенные районными и городскими Комиссиями решения обладали прокуратур, заведующий отделом или инспектор народного образования в порядке подчиненности, т.е. в краевую (областную) Комиссию61.

Учреждения для беспризорных и безнадзорных детей в соответствии с Постановлением СНК СССР от 1 июня 1935 года переходили в ведение Наркомата внутренних дел СССР. Приказом Наркома внутренних дел СССР в этом году вводился порядок учета беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей в трудовых колониях62.

31 мая 1935 года Совет Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) приняли специальное Постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности»63, в преамбуле которого четко была сформулирована необходимость быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних.

Возраст уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, был снижен до 12 лет; все остальные случаи нарушений со стороны детей в возрасте от 12 до 16 лет в уголовном порядке не наказывались. Данная норма не подлежала расширительному толкованию.

Это же Постановление 1935 года отменило обязательное применение к несовершеннолетним мер медико-педагогического воздействия, а также закрепило карательную направленность в отношении организаторов и подстрекателей преступлений несовершеннолетних64.

Этим же актом Комиссии были ликвидированы65. В составе органов милиции были созданы специализированные подразделения, занимающиеся работой с несовершеннолетними правонарушителями. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации с этого времени берут свое начало66.

Именно с выходом Постановления 1935 года исследователи связывают очередной этап развития в России системы мер по предупреждению нарушений несовершеннолетних, выразившихся в ужесточении уголовного законодательства, сосредоточении подобных функций в руках НКВД, усилении судебных репрессий в отношении несовершеннолетних67.

В Докладной записке наркома внутренних дел Г. Г. Ягоды И. В. Сталину от 26 октября 1935 года «О детской беспризорности, безнадзорности и преступности» отмечалось, что материальное обеспечение трудящихся значительно улучшилось, безработица ликвидирована. Отсутствует необходимость все внимание обратить на борьбу с беспризорностью, так как не может быть больше притока беспризорных. Отмечалось, что деятельность Комиссий в борьбе с детской преступностью не дала существенных результатов. Требовался пересмотр системы воспитания, следовало ужесточить наказания для несовершеннолетних и создать детские суды68.

Постановлением СНК СССР от 15 июня 1943 года «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством»69 создаются первые специализированные подразделения по делам несовершеннолетних в аппаратах уголовного розыска НКВД СССР, НКВД союзных и автономных республик, УНКВД краев и областей. Были созданы трудовые воспитательные колонии для содержания в них беспризорных и безнадзорных детей, а также подростков, неоднократно замеченных в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях. Возраст воспитанников колоний составлял от 11 до 16 лет70.

Согласно Положению, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 августа 1961 года71, Комиссии были восстановлены. Состав Комиссий, порядок организации и направления деятельности были изменены по сравнению с существовавшими ранее узаконениями.

Комиссиям была возвращена роль органа, координирующего всю работу по профилактике детской безнадзорности и правонарушений в том виде, как и в начале 20-х годов.

В деятельности Комиссии выделились два основных направления: надзорное и административноюрисдикционное. Комиссии осуществляли наблюдение и контроль за несовершеннолетними, за соблюдением условий труда несовершеннолетних на предприятиях, в учреждениях, за условиями содержания и воспитания несовершеннолетних в специальных профилактических органах, исправительных, воспитательных и лечебно-профилактических учреждениях. Комиссии рассматривали дела в отношении несовершеннолетних и их родителей.

Немаловажное значение в развитии законодательства о Комиссиях принадлежит Положению о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденному Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в 1967 году72.

Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 года существенно расширило перечень мер, применяемых к несовершеннолетним и их родителям, регламентировало создание Комиссий и порядок их деятельности. Главной задачей Комиссий осталась организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, устройство и охрана их прав, координация работы общественных и государственных органов, осуществление надзора за условиями содержания и проведения воспитательной работы с подростками73.

В отличие от Положения 1961 года, Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 года предусматривало трехуровневую систему Комиссий. Комиссии по делам несовершеннолетних создаются при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, окружных, областных, краевых Советов народных депутатов, при Советах Министров автономных республик и при Совете Министров РСФСР.

При значительном удалении от районных центров Комиссии могут быть созданы при исполнительных комитетах поселковых Советов народных депутатов74.

Состав Комиссий регламентировался ст. 5 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 года. Число членов могло варьироваться от 6 до 12 человек в зависимости от объема работы; были предусмотрены должности освобожденного секретаря и инспектора по работе с детьми (при необходимости).

Комиссии состояли из депутатов Советов, представителей общественных организаций (комсомольских, профсоюзных и др.), трудовых коллективов, работников народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, органов внутренних дел, культурно-просветительных и других учреждений.

Компетенция Комиссий, созданных на разных уровнях, законодательно разграничивалась. Основным звеном являлась районная (городская) Комиссия, в полномочия которой входила непосредственная работа с несовершеннолетними и их родителями75. Комиссии должны были проверять условия содержания и воспитания детей и подростков в специализированных учреждениях системы профилактики правонарушений, на предприятиях и в организациях, где работают несовершеннолетние, работу инспекций по делам несовершеннолетних. При этом перечисленные организации и учреждения предоставляли Комиссиям необходимые для работы сведения и приглашались на заседания Комиссий.

Комиссии осуществляли личный прием несовершеннолетних и рассматривали их жалобы и заявления, знакомились с личными делами. Они могли возбуждать ходатайства о помиловании несовершеннолетних, представлять в суд предложения о наказаниях, в том числе назначении более мягкого или условного осуждения; об условиях содержания несовершеннолетних в учреждениях исполнения наказаний. Комиссии имели право обратиться в суд с заявлениями об ограничении дееспособности родителей, о лишении родителей родительских прав, об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав, а также о выселении без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно76.

К числу мер воздействия, применяемых Комиссиями, были отнесены: вынесение общественного порицания, предупреждения; возложение обязанности возмещения вреда, причиненного несовершеннолетним (не превышающего одной второй минимального размера оплаты труда); наложение штрафа; направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения; в детский дом или школу-интернат77. Комиссии также имели право входить с представлениями о применении мер воздействия к родителям или лицам, их заменяющим, в соответствующие государственные органы или общественные организации. Меры воздействия были направлены на прекращение условий, способствующих совершению правонарушений и антиобщественных поступков несовершеннолетних (при этом меры воздействия могли быть направлены на неопределенный круг лиц)78.

Таким образом, полномочия Комиссий обрели определенный характер и процессуальную регламентацию. Настоящее Положение применяется в настоящее время в части не противоречащей действующему законодательству.

Российское законодательство, регламентирующее деятельность Комиссий по делам несовершеннолетних, дополнилось принятием Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»79.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются органами, координирующими деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению антиобщественных действий, беспризорности, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних80.

Порядок осуществления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законодательством субъекта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184–ФЗ81 решение вопросов создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких Комиссий отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации82.

Система Комиссий представляет собой трехуровневую систему: Правительственная комиссия83, Комиссии субъектов Российской Федерации, Комиссии муниципальных образований.

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не содержит положений, регламентирующих порядок создания и осуществления полномочий Комиссий. Определены общие положения, относящиеся к задачам и функциям Комиссий. Подход к разграничению полномочий Комиссий определяется законодательством субъектов Российской Федерации и выстраивается на основании Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 года.

Правительственная комиссия имеет статус координирующего органа, образованного для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних84. Компетенция Правительственной комиссии ограничивается координацией деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выработкой согласованных подходов, предложений и рекомендаций к решению основных вопросов, касающихся приоритетных направлений деятельности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних85.

Существенным недостатком действующего законодательства является отсутствие правовой регламентации статуса и места Комиссий в системе органов государственной власти; недостаточность действенных механизмов взаимодействия системы органов профилактики безнадзорности и правонарушений, содержания компетенции Комиссий, которые, в свою очередь, влияют на эффективность работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Принят Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»86, основными задачами которой названы реформирование Комиссий и создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых как в отношении детей, так и самими детьми, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку87.

Настоящее исследование было бы неполным без применения исторического подхода, позволяющего определить преемственность в отношении регулирования статуса, объема полномочий и состава Комиссий.

Гражданская война, военная интервенция, необходимость восстановления экономики страны не смогли не затронуть одну из самых уязвимых категорий граждан – несовершеннолетних лиц. С целью защиты их прав и законных интересов был создан первый в мире орган, по своему характеру отражающий тенденции гуманистически направленной политики государства.

Комиссии создавались как орган, заменяющий специализированные суды по делам несовершеннолетних. Они рассматривали дела о несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния. Направленность деятельности Комиссий заключалась в применении к детям и подросткам мер профилактического воздействия. При осуществлении своих полномочий Комиссии привлекали общественность, в основном их деятельность имела профилактическое направление. На протяжении достаточно непродолжительного времени изменялась и ведомственная принадлежность Комиссий, что обосновывало также изменения в структуре и составе Комиссий – от народных комиссариатов призрения и просвещения Комиссии в 1961 году были воссозданы при Советах депутатов трудящихся и Советах Министров автономных республик. В настоящее время Комиссии образуются при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Однако изменившиеся условия, ужесточение карательных мер и судебных репрессий внесли свои коррективы в политику государства. С упразднением Комиссий педагогическое воздействие и внесудебные методы разбирательства дел сменились милицейским надзором и судебными разбирательствами.

Полномочия Комиссий выходили за пределы судебной процедуры, оканчивающейся назначением наказания. Комиссии исследовали условия жизни несовершеннолетних лиц, проводили мероприятия, направленные на предупреждение бродяжничества и беспризорности детей, следили за выполнением судебных решений.

Сегодня Комиссии призваны координировать систему органов профилактики безнадзорности и профилактики правонарушений, следить за соблюдением прав и законных интересов детей и подростков, рассматривать дела об административных правонарушениях.

Недостатки законодательного регулирования в деятельности Комиссий отмечались как в советское время, так и в настоящее время.

Важная роль, отведенная российским государством Комиссиям, не соответствует существующему правовому регулированию, которое нуждается в совершенствовании. Существенными проблемами, требующими внимания, остаются место и роль Комиссий в системе органов государственного управления. Законодательное закрепление структуры Комиссий нуждается в пересмотре и уточнении; компетенция Комиссий требует детального анализа и корректировки.

§ 1.2. Государственные и общественные начала в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации

Образования, сочетающие признаки государственных органов и общественных организаций, получают все большее распространение в условиях функционирования демократического государства88.

В научной литературе можно встретить различные точки зрения по отнесению Комиссий к общественным89 и государственным органам90, государственно- общественным организациям91.

Мнение об общественном характере Комиссий можно встретить в различных источниках92. Одним из оснований подобного утверждения являются принципы организации Комиссий: Комиссии формируются из представителей органов государственной власти и общественных организаций, работающих в Комиссиях на общественных началах93. Первые выполняют свои обязанности в силу своего должностного положения, другие представляют общественные организации и широкие слои граждан. Комиссии по своему составу сближаются с органами общественной самодеятельности94.

В целом Комиссии нельзя отнести ни к одной из ветвей государственной власти. Комиссии – специальные публичные образования, наделенные властными полномочиями, но данные полномочия не выходят за рамки системы профилактики95.

Приступая к рассмотрению вопроса о сочетании в деятельности Комиссий государственных и общественных начал, обратимся к понятию «государственное управление».

В работах А. П. Алехина, Г. В. Атаманчука, Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова, Ю. А. Тихомирова, В. А. Юсупова и ряда других авторов анализировались общие проблемы государственного управления, системы государственных органов и их административно- правового статуса, методов государственного управления и другие96.

В широком смысле государственное управление представляет собой регулирующее воздействие государства на общественные отношения, причем отличительными признаками, определяющими его характер, являются системность97 и субъект – государство. Государственное управление характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию на общественные отношения специальных субъектов права98: деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти99. Г. В. Атаманчук указывает на практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочивания, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу100.

Государственное управление в узком смысле слова соотносится с реализацией исполнительной государственной власти, осуществляемой создаваемыми органами исполнительной власти. В этом организационно- правовом смысле государственное управление является основным объектом административно-правового регулирования101.

По своему назначению государственное управление является организатором практической деятельности, направленной на осуществление функций государства. Государственное управление является содержанием и основной формой реализации исполнительной власти.

Разделение властей означает разграничение государственных функций, реализация которых осуществляется самостоятельными органами, действующими в соответствии с предписаниями закона102. Для практического осуществления задач и функций государства, приведения в жизнь государственной политики создаются органы исполнительной власти. Вопрос о принадлежности к органам исполнительной власти в каждом отдельном случае решается с учетом особенностей статуса субъектов исполнительной власти и важнейшего его элемента – полномочий103.

Последние двадцать лет понятие «орган государственного управления» практически отсутствует в законодательстве в контексте его организационной составляющей и соотношения с другими конституционно закрепленными понятиями, такими, как государственная власть, органы исполнительной власти и др. Автор разделяет позицию Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова, которые считают, что в действующем законодательстве термины «орган государственного управления» и «орган исполнительной власти» используются как равнозначные.

При определении органа исполнительной власти, в свою очередь, используются следующие характеристики: определенное место органа исполнительной власти в государственно-властном механизме; исполнительно- распорядительный характер государственно- управленческой деятельности, осуществляемой от имени государства; компетенция; определенный территориальный или предметный масштаб деятельности; наличие организационной структуры (аппарата); создание, реорганизация и ликвидация осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством104.

О государственно-управленческом характере функций, выполняемых Комиссиями, свидетельствуют следующие положения. Комиссии наделены широкими государственно-властными полномочиями в пределах своей компетенции, устанавливаемой федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, «в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий»105.

Комиссии создаются в соответствии с ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», законами субъектов Российской Федерации.

Исполнительно-распорядительная деятельность Комиссий направлена на исполнение поставленных государством перед ними задач, которые изложены в федеральных, региональных нормативно-правовых актах. Реализуя поставленные задачи, Комиссии оказывают управленческое воздействие на различные сферы государственного управления, осуществляя межотраслевую координацию106.

При решении поставленных перед Комиссиями задач они руководствуются нормативно-правовыми актами, в этом выражается исполнительно- распорядительный характер деятельности Комиссий.

Распорядительный элемент деятельности получает свое выражение в объеме государственно-властных полномочий, закрепляемых государством за органом исполнительной власти, содержание которых состоит в издании правовых актов в пределах установленной компетенции, наблюдения за исполнением законодательства (контроль, надзор), праве принятия мер государственного принуждения107.

Компетенция Комиссий по принятию постановлений, обязательных для исполнения, ограничена системой органов и учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних108. В постановлении Комиссий указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер. Принятие мер государственного принуждения соотносится с правом Комиссий рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов109.

Одним из признаков органа государственного управления является организационная обособленность, предполагающая право самостоятельно выступать от своего имени при выполнении государственных функций.

Отсутствие единых и нормативно-правовых основ организации и деятельности Комиссий приводит к возникновению правовой неопределенности относительно статуса Комиссий. Законодательство ряда субъектов Российской Федерации не содержит норм, в которых закрепляется понятие Комиссий: можно сделать вывод, что Комиссии – это органы, формируемые системой профилактики в целях координации ее деятельности110.

Комиссии в рамках единой системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представлены на федеральном, региональном и местном уровнях. Однако целостной иерархической системы Комиссии разных уровней не представляют.

Конкретные юрисдикционные полномочия предоставлены законодательством субъектов муниципальным и региональным Комиссиям. Как было уже сказано, Комиссии создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с нормами ФЗ «Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Комиссии в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации создаются на двух уровнях: межведомственные (краевые, областные) и муниципальные (районов в городах, иных районов, городов)111.

В соответствии со статьей 1.3.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по созданию Комиссий, основанием делегирования указанных полномочий является принимаемый закон субъекта Российской Федерации. Однако издание муниципального нормативного акта, регулирующего статус Комиссий, будет противоречить ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и, как следствие, будет неправомерным. Органы местного самоуправления вправе принимать индивидуальные муниципальные акты, определяющие лишь состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав112.

В юридической литературе можно встреть мнение, согласно которому Комиссии субъектов и органов местного самоуправления являются территориальными органами Правительственной комиссии. Такое положение, на наш взгляд, не соотносится с нормами статьи 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»113, согласно которой Правительство Российской Федерации утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, предельную численность работников аппаратов и размер ассигнований на их содержание.

Создание Правительственной комиссии соотносится с правом Правительства Российской Федерации образовывать координационные органы при Правительстве Российской Федерации114. Функции Правительственной комиссии носят организационный, методологический характер и направлены в первую очередь на выработку согласованных подходов к решению основных вопросов и исполнению законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Сложившаяся трехуровневая система Комиссий порождает вопрос о принадлежности муниципальных Комиссий к государственной или муниципальной исполнительной власти.

Закрепляя принцип разделения властей, Конституция Российской Федерации провозгласила принцип деления государственных органов на законодательные, исполнительные и судебные115. Субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают свои органы власти и определяют их организационно-правовую форму116, местное самоуправление в пределах своих полномочий также самостоятельно, и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти117.

Следует обратить внимание на широко развернувшуюся в юридической литературе дискуссию о толковании положений статьи 12 основного закона118. Большинство ее участников приходят к выводу, что и государственная, и муниципальная власть прежде всего являются властью публичной, осуществляемой в едином государственно-правовом пространстве.

Федеральный закон «Об основах местного самоуправления в Российской Федерации»119 является хотя и специфичной, но органичной частью общего механизма государственной власти и государственного управления. Действительно, невозможно представить, чтобы государство «заканчивалось» на уровне края или области120.

Способы формирования Комиссий, отдельные государственно-властные полномочий дают основания для вывода о том, что в наибольшей степени комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав реализуют государственные начала в своей деятельности и являются органами исполнительной власти. Ведь именно на исполнительную власть Конституция Российской Федерации возлагает осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью121.

Профилактика безнадзорности и правонарушений должна осуществляться при широком участии общественности. Данный принцип был актуален и в советское время122. Кроме того, отечественная государственная система профилактики правонарушений в конце 80-х годов ХХ столетия являлась одним из наиболее эффективных направлений деятельности государства123.

Богатый опыт криминологической профилактики советского периода получил официальное признание Организации Объединенных Наций и воспринят многими цивилизованными странами124.

Профилактика правонарушений является одним из видов социального управления и осуществляется субъектами, уполномоченными законом, путем целенаправленного воздействия на криминогенные объекты с целью недопущения с их стороны противоправных деяний125.

Социальное управление, являющееся механизмом организации общественных связей, направлено на приведение сложной целостной общественной системы в соответствие с закономерностями развития существующих отношений126.

Социальное управление зачастую характеризуется как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный не только от таких направлений, как законодательная, исполнительная, судебная деятельность, но и от управленческой деятельности, осуществляемой негосударственными образованиями127.

Социальное управление направлено на упорядочение общественных отношений, регулирование организации и функционирования социального порядка, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина128.

С распадом Советского союза произошло изменение общественно-политической и криминологической обстановки в России, наступил период депрофилактизации в борьбе с преступностью. При этом профилактика правонарушений со стороны правоохранительных органов решается примерно на двадцать процентов, в остальном это работа общественных организаций, спортивных учреждений, органов социальной защиты и др.129

Сокращение государственного бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов за счет сокращения расходов на здравоохранение, образование, культуру и спорт130 является прямым отражением статистики совершения правонарушений среди несовершеннолетних.

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации за 2012 год каждое двадцатое расследованное преступление прошлых лет совершено несовершеннолетними или с их участием131.

Беспризорные и безнадзорные подростки чаще совершают правонарушения и преступления. Следует отметить, что государственной статистики относительно данных о количестве беспризорных детей в России нет132.

Формирование правосознания молодежи имеет большое значение в развитии любого общества, особенно в переломные моменты жизни общества, ломки социальных структур и системы власти. Существовавшие в советском обществе институты социализации и политического воспитания, такие как пионерская и комсомольская организации, исчезли. Сложившиеся в современной России молодежные организации оказывают фрагментарное влияние на формирование правового сознания, как правило, охватывая ограниченные по численности группы молодежи; система образования оказалась исключена из правового воспитания подрастающего поколения133.

В отличие от советского периода, где социальный контроль носил явно идеологический характер134, сегодня он должен осуществляться институтами гражданского общества. При этом государство остается главным субъектом управления и выстраивает свои взаимоотношения с обществом, повышая его самоуправленческие возможности путем делегирования прав, полномочий, ресурсов135.

В современных условиях роль и значение общественного контроля возрастают в связи с потребностями модернизации государственного управления. Содержание общественного контроля должно отражать новый характер складывающихся в российском обществе взаимоотношений136.

Любые негосударственные организации фактически до начала 90-х годов создавались в разрешительном порядке, под контролем государственных органов.

Обязательным условием их возникновения и деятельности было государственное руководство137. Активное участие граждан в управлении государством, усиление народного контроля за работой государственного аппарата являлось главным направлением развития социалистической государственности138. Наряду с системой государственного управления складывалась органически связанная с ней система органов общественного управления139. Проникновение общественных начал было свойственно и для системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. М. И. Еропкин указывал, что изменяются роль и содержание правовых норм, регулирующих общественный порядок, которые становятся все меньше орудием принуждения, но более средством организации и убеждения140.

Функции и задачи, направленные на реализацию возможности эффективного воздействовать на личность несовершеннолетнего, на причины и условия, способствующие противоправному поведению детей и подростков, присущи каждому элементу системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних141.

Статья 24 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» регламентирует участие органов и учреждений культуры, досуга, спорта и туризма в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Названные организации привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры; оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации142.

Данная работа невозможна без взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Она состоит в проведении комплексного патронажа находящихся в социально опасном положении семей, оказании им необходимой помощи. В клубах по месту жительства несовершеннолетних и их родителей проводятся круглые столы, дни открытых дверей, на которые приглашаются представители органов системы профилактики, дающие консультации по вопросам выхода из кризисной ситуации143.

Однако деятельность Комиссий как координирующих органов не отличается системным подходом, отсутствует комплексный межведомственный механизм взаимодействия144. Формальный подход сотрудников системы профилактики безнадзорности и правонарушений к проведению профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, способствует совершению преступлений145.

Учитывая координирующую деятельность Комиссий, возможность применения ими мер профилактического характера в отношении несовершеннолетних, а также территориальную организацию их деятельности, Комиссии в этом смысле вполне становятся институтами социализации и воспитания, принимая на себя общественные функции по воспитанию подрастающего поколения.

Обобщая вышеизложенное, автор разделяет мнение относительно сочетания в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав общественных и государственных начал.

В отличие от общественных объединений, создаваемых по инициативе граждан, Комиссии создаются по решению органов государственной власти. Порядок создания, наделение Комиссий государственно- властными полномочиями, возможностью применять меры государственного принуждения и право рассматривать дела об административных правонарушениях свидетельствуют о схожести Комиссий с органами государственной власти.

Комиссиям принадлежит важная роль в решении проблем девиантного поведения подростков, пресечения употребления наркотических, психотропных, алкогольных препаратов, снижения уровня преступности среди несовершеннолетних.

Однако место Комиссий среди органов исполнительной власти неопределенно, как четко не определена компетенция Комиссий разных уровней. Система Комиссий должна иметь определенную структуру с четкой ведомственной принадлежностью.

Масштабность профилактических мероприятий организационного характера, осуществляемых Комиссиями, свидетельствует не только о необходимости привлечения к этой работе не только соответствующих органов государственного управления, но и общественности.

Конец ознакомительного фрагмента.